Научная статья на тему 'К вопросу о праве несовершеннолетних на неприкосновенность частной жизни'

К вопросу о праве несовершеннолетних на неприкосновенность частной жизни Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1343
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ / ПРАВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ЛИЧНАЯ И СЕМЕЙНАЯ ТАЙНА / PRIVATE AND FAMILY SECRECY / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА / ДИФФАМАЦИЯ / DEFAMATION / РАСПРОСТРАНЕНИЕ СВЕДЕНИЙ / DISSEMINATION OF INFORMATION / RIGHT TO PRIVACY / MINOR'S RIGHT / LIMITATION OF RIGHT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулакова Кристина Николаевна

В статье затронута актуальная проблема ограничения права на неприкосновенность частной жизни несовершеннолетних, как со стороны государства, так и со стороны родителей, опекунов (попечителей). Автор обращается к различным примерам, приводит российскую судебную практику и практику Европейского суда по правам человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о праве несовершеннолетних на неприкосновенность частной жизни»

11. Федорова О. С., Харалгина О. Л., Королева М. В., Шатов В. Ю., Аникеева О. Е., Запольский С. В., Метелев С. Е., Гончаренко Л. Н., Елизарова Н. В., Уварова С. П., Марченко М. А., Викторова Н. Г., Кинсбурская В. А. Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2012 год // Налоги и финансовое право. 2012. № 2.

On the issue of the minor's right to privacy

Kulakova K. К вопросу о праве несовершеннолетних на неприкосновенность частной жизни Кулакова К. Н.

Кулакова Кристина Николаевна / Kulakova Kristina - магистрант, кафедра деликтологии и криминологии, Юридический институт, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Аннотация: в статье затронута актуальная проблема ограничения права на неприкосновенность частной жизни несовершеннолетних, как со стороны государства, так и со стороны родителей, опекунов (попечителей). Автор обращается к различным примерам, приводит российскую судебную практику и практику Европейского суда по правам человека.

Abstract: the article deals with the topical issue of the limitation of the minor's right to privacy by the state and minor's parents (guardians). The author refers to various examples and describes some legal cases from domestic courts and European court of human rights.

Ключевые слова: неприкосновенность частной жизни, право несовершеннолетних, личная и семейная тайна, ограничение права, диффамация, распространение сведений.

Keywords: right to privacy, minor's right, private and family secrecy, limitation of right, defamation, dissemination of information.

В современном обществе, основанном на демократических ценностях, право на неприкосновенность частной жизни является одним из главных и неотъемлемых элементов достойной жизни граждан.

Международными правовыми актами, в том числе Европейской конвенцией о защите прав человека и его основных свобод [3] и Конвенцией Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах [4], закреплено право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Нормы статей 23, 24, 25 Конституции РФ также гарантируют данное право.

Предполагается, что субъектом права на неприкосновенность частной жизни, охрану личной и семейной тайн является любой человек, в том числе несовершеннолетний. Однако возникает вопрос, обладают ли несовершеннолетние лица правом на неприкосновенность частной жизни в той же мере, что и взрослые?

Право несовершеннолетних на неприкосновенность частной жизни признается в статье 16 Конвенции о правах ребенка. В ней, в частности, предусмотрено следующее положение: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного

посягательства на его честь и репутацию. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства» [5].

Иными словами, речь идет о тех же правах человека, которые закреплены в статьях 23, 24, 25 Конституции РФ. В некоторых законах содержатся положения, которые, с одной стороны, конкретизируют эти права, с другой - предусматривают ряд ограничений, в том числе в отношении несовершеннолетних.

Так, в статье 41 Закона РФ «О средствах массовой информации» предусмотрено следующее положение: «Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя» [2].

Указанная информация является конфиденциальной и касается частной жизни несовершеннолетнего, даже если сведения, распространяемые в средствах массовой информации, соответствуют действительности, так как по смыслу статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в ее толковании в постановлениях ЕСПЧ понятие «диффамация» тождественно понятию «распространение сведений, порочащих честь и достоинство гражданина» [8, с. 5].

На практике дела о защите права несовершеннолетних на неприкосновенность частной жизни рассматриваются очень редко. В качестве интересного примера можно привести решение Ханты-Мансийского районного суда о признании факта нарушения личного неимущественного права на частную жизнь несовершеннолетнего ребенка [2]. В газете «Мой город без цензуры» без согласия была размещена статья под названием «Хочу добавить, что я в школе», в которой были размещены персональные данные несовершеннолетней, признанной потерпевшей по уголовному делу, а также информация об обстоятельствах совершения противоправных действий в отношении потерпевшей. В результате допущенных нарушений закона редакцией газеты нарушены права и законные интересы несовершеннолетней.

Стоит отметить, что в России введена уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни несовершеннолетних потерпевших. В частности, статья 137 Уголовного кодекса РФ дополнена частью третьей, направленной на защиту прав и интересов несовершеннолетних потерпевших [9].

При конкуренции между правом ребенка на семью и иными правами, в частности на охрану здоровья и нравственности, Европейский суд стремится к максимальному учету мнения детей [6, с. 50].

Часть 3 статьи 55 Конституции РФ позволяет ограничивать права и свободы федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Нормы международного права устанавливают, что требование уважения личной жизни автоматически ограничивается в той степени, в какой отдельное лицо ставит свою личную жизнь во взаимоотношения с общественной жизнью или в тесную связь с иными защищаемыми интересами.

Право на неприкосновенность частной жизни не может не подвергаться определенным ограничениям, и такие ограничения объективно необходимы, чтобы сбалансировать интересы отдельной личности с интересами других лиц, групп и государства, которое, по определению, выражает «публичный интерес» [1, с. 7].

Представляется, что право несовершеннолетних на неприкосновенность частной жизни ограничивается в значительной степени со стороны государства, родителей и опекунов (попечителей). И нельзя говорить о равной мере обладания правом на неприкосновенность частной жизни совершеннолетних и несовершеннолетних лиц. Однако первостепенное значение в данном случае имеют интересы детей, которые

также во многом определяются родителями или лицами, их заменяющими. При этом зачастую сложно законодательно определить степень вмешательства в частную жизнь несовершеннолетних.

В Указе Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» говорится о дружественном к ребенку правосудии, под которым подразумевается «система гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела». К числу основных принципов относится, помимо прочих, принцип уважения личности и достоинства ребенка, его частной и семейной жизни.

Литература

1. Блоцкий В. Н. Конституционное обеспечение права человека на неприкосновенность частной жизни в Российской Федерации. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Москва, 2002. 24 с.

2. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» [Электронный ресурс]. Справочная правовая система «КонсультантПлюс». -Режим доступа: http://www.consultant.ru.

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод [Электронный ресурс]. Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

4. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека [Электронный ресурс]. Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

5. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]. Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

6. Певцова И. Е. Защита семейной жизни Европейским судом по правам человека. // Юридический мир. N 8. 2014. С. 48-52.

7. Решение Ханты-Мансийского районного суда от 19.12.2014 [Электронный ресурс]. ГАС РФ «Правосудие» - Режим доступа: http://www.sudrf.ru.

8. Тихомиров М. Ю. Защита чести, достоинства и деловой репутации: новые правила. М.: Издательство Тихомирова М. Ю., 2014, 48 с.

9. Уголовный кодекс РФ [Электронный ресурс]. Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.