Научная статья на тему 'К вопросу о правах и обязанностях сторон по договору транспортной экспедиции'

К вопросу о правах и обязанностях сторон по договору транспортной экспедиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1130
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕДИТОР / ТРАНСПОРТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / ДОГОВОР / УСЛУГА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ленковская Рената Романовна

В законодательных актах не в полной мере урегулированы права и обязанности сторон в договоре транспортной экспедиции. На основании исследования, а в частности, в результате систематизации, обобщения и научно-теоретического осмысления отечественного законодательства, а также позиции судов на отдельные ситуации, автором выделены и обоснованы права и обязанности сторон по договору транспортной экспедиции, которые могут найти свое отражение в законодательстве и практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE RIGHTS AND OBLIGATIONS OF THE PARTIES UNDER THE AGREEMENT OF TRANSPORT EXPEDITION

Legal acts do not fully regulate the rights and obligations of the parties in the contract of transport expedition. Based on the research, and in particular, as a result of systematization, generalization and theoretical interpretation of the Russian legislation and positions of ships on a single situation, the author identifies and justifies the rights and obligations of the parties under the contract of freight forwarding that can be reflected in the legislation and practical activities.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правах и обязанностях сторон по договору транспортной экспедиции»

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

5'2016

14.2. К ВОПРОСУ О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Ленковская Рената Романовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса

Место работы: Российский государственный социальный университет

pravo1000@mail.ru

Аннотация: в законодательных актах не в полной мере урегулированы права и обязанности сторон в договоре транспортной экспедиции. На основании исследования, а в частности, в результате систематизации, обобщения и научно-теоретического осмысления отечественного законодательства, а также позиции судов на отдельные ситуации, автором выделены и обоснованы права и обязанности сторон по договору транспортной экспедиции, которые могут найти свое отражение в законодательстве и практической деятельности.

Ключевые слова: экспедитор, транспортная экспедиция, договор, услуга.

TO THE QUESTION OF THE RIGHTS

AND OBLIGATIONS OF THE PARTIES UNDER THE AGREEMENT OF TRANSPORT EXPEDITION

Lenkovskaya Renata R., candidate of legal sciences, associate professor of civil law and process at the faculty of law and the juvenile justice system

Work place: Russian state social University

pravo1000@mail.ru

Annotation: legal acts do not fully regulate the rights and obligations of the parties in the contract of transport expedition. Based on the research, and in particular, as a result of systema-tization, generalization and theoretical interpretation of the Russian legislation and positions of ships on a single situation, the author identifies and justifies the rights and obligations of the parties under the contract of freight forwarding that can be reflected in the legislation and practical activities. Keywords: forwarder, freight forwarding, contract service.

Содержание любого договора составляют права и обязанности участников. Для более полного исследования договора остановимся на правах и обязанностях участников договора транспортной экспедиции. Права и обязанности сторон определяются условиями договора, а условия договора, в свою очередь, определяются соглашением сторон и императивными нормами гражданского права обязательными для применения. Экспедитор может исполнить свои обязанности лично, за исключением обязанности по доставке груза [1], т.к. перевозка по договору транспортной экспедиции всегда осуществляется силами привлеченного перевозчика, в против-

ном случае договор нельзя будет квалифицировать как договор транспортной экспедиции, если это следует из договора транспортной экспедиции. Если стороны не оговаривают обязанность исполнить договор лично, экспедитор вправе привлечь третьих лиц.

После акцепта экспедитором поручения клиента, последний обязан предоставить экспедитору всю необходимую точную, полную и достоверную информацию о свойствах груза, условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором своих обязанностей [2], а также документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного и иных видов государственного контроля. Ввиду того, что данное условие является обязанностью клиента, не предоставление или несвоевременное предоставление информации и/или документов влечет для клиента наступление риска неблагоприятных последствий такого бездействия, например, задержание транспортного средства с грузом правоохранительными органами. После предоставления необходимой информации и документов экспедитор вправе проверить достоверность предоставленных документов и информации для исключения рисков наступления возможных неблагоприятных последствий.

До предоставления клиентом необходимых документов и информации о свойствах груза и условиях его перевозки, экспедитор вправе не приступать к исполнению своих обязанностей, поскольку отсутствие необходимой информации и документов может вызвать риск наступления неблагоприятных последствий, например, причинить ущерб транспортному средству и окружающей среде при несоблюдении необходимых условий перевозки опасного груза.

Важным условием является обязанность клиента предоставить экспедитору при необходимости доверенность, данное условие оговорено в пункте 2 ст. 802 ГК РФ и подразумевает, по нашему мнению, обязанность предоставления доверенности для заключения необходимых договоров от имени клиента. Однако немногочисленная судебная практика указывает на иное толкование этого условия:

«Системный анализ п. 2 ст. 802 ГК РФ и ст. 10 ФЗ РФ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорт», п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 г. № 554, позволяет сделать вывод, что получение груза от грузоотправителя осуществляется на основании доверенности на право получения товара, документа, удостоверяющего личность, путевого листа, экспедиторской расписки, подтверждающей факт получения экспедитором для перевозки груза от грузоотправителя...»^].

По нашему мнению, такая трактовка слишком ограничена и не учитывает смысл иных норм ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» в системном толковании. Так п. 4 ст. 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» указывает на обязанность экспедитора выдать клиенту в момент получения груза экспедиторский документ, а также договоры, заключенные от имени клиента на основании выданной им доверенности. Таким образом, законодатель указывает, что груз может быть получен от грузоотправителя - клиента, при этом иное данной нормой не предусмотрено. Возможность получения груза от грузоотправителя, не являющегося клиентом, не запрещена, но, также прямо не оговаривается, в иных

Ленковская Р. Р.

К ВОПРОСУ О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

нормах законодательства о транспортной экспедиции такая возможность не прослеживается.

Как указывает И.Е. Данилина «...при таком представлении взаимодействия сторон по договору, как отмечает у законодателя не было необходимости предусмотреть обязанность клиента выдать экспедитору - юридическому лицу доверенность на получение груза у грузоотправителя, поскольку грузоотправителем является сам клиент и ему необходима только доверенность от экспедитора водителю, которая бы удостоверяла полномочия водителя на получение груза от отправителя» [8; 36-39].

Поскольку клиентом может выступать как юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, так и физическое лицо без образования юридического лица и без статуса индивидуального предпринимателя, есть необходимость правовой защиты такого клиента при оказании экспедитором услуг. Так, п. 3 ст. 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» предусматривает обязанность экспедитора предоставить клиенту - физическому лицу, не имеющему статус предпринимателя, информацию, предусмотренную законодательством РФ, о защите прав потребителей [9].

Ст. 8 ФЗ «О защите прав потребителей» предоставляет право потребителя потребовать информацию о продавце товара, исполнителе работ или услуг, режиме его работы и информацию о реализуемом им товаре, работах или услугах [3]. При комплексном анализе этих норм можно сделать вывод, что экспедитор при оказании услуг потребителю -физическому лицу обязан предоставить информацию о себе и оказываемых услугах.

Клиент при обращении к экспедитору с поручением вправе выбирать вид транспортных средств, а также маршрут следования груза. В случае, если клиент не воспользовался данным правом, либо в договоре не указано единоличное право клиента выбирать вид транспортных средств и маршрута, экспедитор имеет право осуществить выбор за него, но в его интересах. При этом изменить вид транспортных средств и маршрут экспедитор может при условии незамедлительного уведомления об этих изменениях клиента.

Экспедитор при отсутствии неточностей или неполноты информации, а также отсутствии возможности запросить указания клиента, обязан оказать услуги в соответствии с условиями договора.

В процессе оказания услуг клиент вправе требовать предоставления экспедитором информации о статусе оказания услуг и давать указания относительно порядка оказания услуг в ходе исполнения договора [12; 28-32]. Однако, есть отступление от данной нормы - в случае, если следование указаниям клиента противоречит интересам клиента или такие указания неполны или неточны, то экспедитор обязан уведомить об этом клиента и сообщить о необходимости такого отступления. В случае неполучения ответа на запрос или по причине отсутствия возможности направления запроса клиенту, экспедитор вправе поступить на свое усмотрение, но в интересах клиента [10; 247-249].

В момент принятия груза от грузоотправителя, экспедитор обязан выдать экспедиторский документ. Согласно пункту 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности экспедиторскими документами являются: поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка [4]. Формы экспедиторских документов утверждены Приказом Министерства Транспорта РФ [5].

Следует отметить, что п. 6 данного приказа и правил транс-портно-экспедиционной деятельности установлено исключение, позволяющее сторонам договора транспортной экспедиции применять в отношениях экспедиторские документы, не указанные в приказе Министерства Транспорта РФ в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг. Однако необходимо рассмотреть формы, утвержденные Приказом Министерства Транспорта РФ, как основополагающие.

Поручение экспедитору - это документ, который определяет условия и перечень услуг, оказываемых экспедитором клиенту. Заполнение данного документа является обязанностью клиента. Поручение оформляется в двух экземплярах, один из которых передается экспедитору.

Экспедиторская расписка - это документ, оформляемый экспедитором и выдаваемый отправителю в момент принятия груза к доставке. Данный документ содержит сведения о грузе, грузоотправителе, грузополучателе, клиенте, условиях оказания услуг. Складская расписка - это документ, оформляемый и выдаваемый экспедитором клиенту при принятии груза для хранения на складе. Данный документ должен содержать сведения о грузе, клиенте, экспедиторе, складе и условиях хранения. Данные документы при соответствующем оформлении могут являться первичными учетными документами.

В соответствии с п. 2 ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете» и налоговым законодательством первичные учетные документы принимаются к бухгалтерскому и налоговому учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать ряд обязательных реквизитов: наименование и дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи и их расшифровки. Формы, утвержденные Приказом Минтранса РФ № 23 не содержат граф, необходимых для признания данных документов документами первичного учета, в частности отсутствует графа:

«Стоимость услуг экспедитора», в связи с чем, возникает проблема для принятия к налоговому учету уплаченных экспедитору сумм за оказанные услуги, что указывается в письме УФНС по г. Москве № 20-12/082058 от 29.08.2008 г.: «экспедиторская расписка не является достаточным документом для подтверждения для целей налогообложения прибыли расходов на доставку товаров, осуществленную транспортно-экспедиционными компаниями, так как не содержит информации о стоимости оказанных услуг».

Хотя письма УФНС субъекта РФ носят рекомендательный характер, выводы, изложенные в указанном письме УФМС по г. Москве, являются верными. Для решения данной проблемы необходимо указать в имеющихся формах или разработать новые формы, в которых бы содержались все обязательные реквизиты первичного документа, в том числе, измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении).

Помимо обязанности экспедитора оказать транспортно-экспедиционные услуги, у клиента есть обязанность оплатить вознаграждение и возместить понесенные экспедитором расходы. У экспедитора же в свою очередь есть право

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

5'2016

требования оплаты вознаграждения и возмещения расходов, понесенных в интересах клиента. Более того М.А. Ба-жина, рассматривая обеспечение отправки груза экспедитором путем сравнительного анализа законодательств России и ФРГ, указывает, что «.... законодатель предусмотрел механизм защиты права экспедитора на получение оплаты услуг и указал возможность применения последним способа обеспечения обязательств - удержание груза, если это оговорено сторонами в договоре» [7; 29-31].

По нашему мнению, не было необходимости включать в качестве специальной нормы такой способ обеспечения обязательства как удержание груза, поскольку такую возможность экспедитору предоставляют нормы общей части гражданского права - параграф 4 ГК РФ. В частности, ст. 359 ГК РФ предусматривает право кредитора, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику, либо лицу, указанному должником, в случае неисполнения должником обязательства, удерживать такую вещь. При этом кредитор вправе удерживать данную вещь, даже в том случае, если неисполненное обязательство не связано с данной вещью, но вытекает из отношений, связанных предпринимательской деятельностью, и даже в том случае, если право собственности на вещь перешло к другому лицу [11; 72-75].

Отдельно необходимо отметить запрет на заключение экспедитором от имени клиента договора страхования груза, если это прямо не оговорено в договоре транспортной экспедиции. На наш взгляд, необходимость включения данной нормы вызвана тем, что экспедитор, желая избежать наступления ответственности при утрате, порче или повреждении груза, может самостоятельно заключить такой договор имущественного страхования. В связи с чем, если клиент не дает указания о страховании груза, а экспедитор заключает договор страхования, такое действие будет уже не в интересах клиента, а в интересах экспедитора, что противоречит существу договора. Поскольку клиент обязан возместить понесенные в его интересах расходы, он не сможет доказать, что экспедитор при заключении договора страхования груза действовал в своих интересах, а не клиента, для чего законодатель обезопасил, таким образом, интересы клиента.

Проанализировав права и обязанности сторон можно сделать вывод, что договор транспортной экспедиции - это сложный комплекс взаимоотношения сторон, учитывающий интересы как экспедитора, так и клиента, обеспечивающий равенство в отношениях сторон, что является одним из основополагающих принципов гражданского права.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1 (часть 1). Ст. 65.

2. Федеральный закон РФ от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2701.

3. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Ведомости СНД и ВС РФ. 09.04.1992. № 15. Ст. 766.

4. Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 г. № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» // Российская газета. № 203. 13.09.2006.

5. Приказ Минтранса РФ от 11.02.2008 г. № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов» 2008. № 15.

6. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04 мая 2010 года по делу № А72-4200/2009. // СПС «Кон-сультантПлюс. Судебная практика».

7. Бажина М.А. Обеспечение отправки груза экспедитором: сравнительный аспект законодательств России и ФРГ// Транспортное право. 2016. № 1. С. 29-31.

8. Данилина И.Е. Новые явления в практике транспортно-экспедиционной деятельности // Предпринимательское право. 2009. №4. С.36-39.

9. Защита прав потребителей в сфере оказания услуг (сравнительно-правовой анализ России и иностранных государств): монография. -М.: Галлея-принт, 2016. -172 с.

10. Ленковская Р.Р. Правовое регулирование перевозок в Российской Федерации. В книге: Стратегии социального развития современного общества: российские и мировые тренды. Сборник материалов XIV Международного социального конгресса. 2015. С.247-249.

11. Ситдикова Л.Б., Ленковская Р.Р. Возражения должника против требования нового кредитора // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 2. С. 72-75.

12. Ситдикова Л.Б. Теоретические основы услуг по законодательству РФ // Юридическое образование и наука. 2008. № 1. С. 28-32.

РЕЦЕНЗИЯ

на научную статью «К вопросу о правах и обязанностях сторон по договору транспортной экспедиции», подготовленную кандидатом юридических наук, доцентом кафедры гражданского права и процесса Российского государственного социального университета Ленковской Ренатой Романовной Представленная на рецензирование статья «К вопросу о правах и обязанностях сторон по договору транспортной экспедиции» является актуальной, так как до сих пор данная сфера правоотношений не до конца урегулирована должным образом в связи с ее сложностью и многогранностью.

Автор рассматривает участников договора транспортной экспедиции, их права и обязанности, а также перечень документов, необходимых для должного исполнения условий договора.

Проведенный автором анализ прав и обязанностей сторон по договору транспортной экспедиции дополняет теоретические исследования в данной области общественных отношений на достаточно высоком уровне.

Таким образом, можно сказать, что представленная научная статья соответствует требованиям, предъявляемым к данному виду работ, и рекомендуется для публикации в открытой печати. Данная статья ранее автором не публиковалась.

Рецензент: Зав. кафедрой

Гражданского права и процесса РГСУ, д-р юрид. наук, профессор

С.Б. Ситдикова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.