Научная статья на тему 'К вопросу о понятиях «Дистанционное обучение» и «Дистанционное образование»'

К вопросу о понятиях «Дистанционное обучение» и «Дистанционное образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13849
2045
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEARNING / EDUCATION / DISTANT LEARNING / DISTANT EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пьянников Михаил Михайлович

Автор статьи анализирует содержание понятий «дистанционное обучение» и «дистанционное образование». На основе проделанного анализа предлагается определение дефиниций, которое отражает их сущность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of the

The author of the article analyses the content of the concepts «distant learning» and «distant education». On the basis of the done analysis a definition of the concepts is suggested, that reflects their essence.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятиях «Дистанционное обучение» и «Дистанционное образование»»

УДК 370.18

ББК Ч 31. 22

М. М. Пьянников

г. Краснокаменск

К вопросу о понятиях «дистанционное обучение» и «дистанционное образование»

Автор статьи анализирует содержание понятий «дистанционное обучение» и «дистанционное образование». На основе проделанного анализа предлагается определение дефиниций, которое отражает их сущность.

Ключевые слова: обучение, образование, дистанционное обучение, дистанционное образование.

M. M. Pyannikov

Krasnokamensk

On the issue of the incepts of “distant teaching” and “distant education”

The author of the article analyses the content of the concepts «distant learning» and «distant education». On the basis of the done analysis a definition of the concepts is suggested, that reflects their essence.

Keywords: learning, education, distant learning, distant education.

Основными понятиями в дидактике являются «обучение» и «образование». Дистанционное обучение и дистанционное образование — новое явление в педагогике, и поэтому важно вначале выяснить смысл понятия «обучение».

Ряд авторов определяют данное понятие как специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями [см.: 8], или как упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели [см.: 11], или как специфический процесс познания, управляемый педагогом [см.: 13].

В содержании данных понятий ключевыми словами являются: процесс, взаимодействие, т. е. акцент переносится на их целенаправленные, рефлексивные связи. В таком ключе обучение

можно рассматривать как деятельность, которая носит двусторонний характер.

Рассмотрение понятия «дистанционное обучение» в ряде работ [см.: 5; 8; 12] построено по принципу тавтологии, или по типу логической ошибки, когда определение дается через определяемое слово или дается только внешнее, описательное разъяснение термина, основанное на признаках. В работах, как правило, используется сокращение — ДО, что затрудняет восприятие. Идет ли речь о дистанционном обучении или дистанционном образовании? Однако разница, как мы увидим ниже, очень существенна.

Современные ученые, интересующиеся данной проблемой, под дистанционным обучением понимают обучение на расстоянии, когда обучаемый отделен от обучающего расстоянием [см.: 12], или образовательную технологию, при которой каждый человек, проживающий в любом месте, получает возможность изучить программу любого колледжа или университета [см.: 8], или новую форму получения образования, базирующуюся на принципе самостоятельного обучения студента [см.: 5].

Следует отметить, что традиционное обучение осуществляется с учетом следующих дидактических принципов: системности и систематичности, дифференциации и индивидуализации обучения, активности, наглядности, научности и пр. При обучении на расстоянии необходимо учитывать накопленный дидактический опыт и осуществлять образовательный процесс с учетом вышеперечисленных принципов и опираться на них при постановке целей и отборе содержания. При дистанционном обучении технологии и формы взаимодействия преподавателя и обучающихся между собой существенно различаются. Раскрывая сущность понятия «дистанционное обучение», необходимо выявить отличительные характеристики данного вида обучения. А. А. Андреев выделяет следующие особенности дистанционного обучения: учащиеся могут получать печатные издания (кейс технологии), во время учебы возможны встречи преподавателя и учащегося, участники образовательного процесса могут проживать в одном городе или районе, но обучение может проходить в асинхронном режиме (несовпадение во времени), а также, на наш взгляд, наиболее существенное отличие дистанционного обучения — интерактивное взаимодействие не только между обучающимися и обучающим, но и между самими обучающимися и со средствами обучения, которое осуществляется в специфической дидактической системе [см.: 1].

Ученые продолжают работать в данном направлении, и многое делается для концептуаль-

ных разработок дистанционного обучения. Необходимо отметить работы А. А. Андреева. Он попытался дать определение дистанционного обучения, которое отражает сущность такого обучения, но сформулированное им определение не получило широкого распространения, ученые до сих пор в своих работах допускают ошибку, используя термин «дистанционное обучение», и проблема правомерного употребления дефиниции остается актуальной. Труд

А. А. Андреева «Дистанционное обучение: сущность, технология, организация», который он написал в соавторстве с В. И. Солдаткиным, представляет интерес для любого исследователя, работающего в данном направлении, поскольку в нем содержится сформулированное определение, отражающее сущность дистанционного обучения.

Анализ статей по проблеме дистанционного обучения показал, что у ряда авторов под дистанционным обучением понимается обучение на расстоянии, то есть в ситуации, когда обучаемый отдален от обучающего расстоянием [см.: 3; 12].

Выделим еще определение А. В. Зубова: «Дистанционное обучение — это новая форма организации учебного процесса, соединяющая в себе традиционные и новые информационные технологии обучения, основывающаяся на принципе самостоятельного получения знаний, предполагающая в основном телекоммуникационный принцип доставки обучаемому основного учебного материала и интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей как непосредственно в процессе обучения, так и при оценке полученных ими в процессе обучения знаний и навыков» [6, с. 142]. Данное определение слишком громоздкое, но ученым верно подмечено, что дистанционное обучение — это «процесс» и «интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей». Однако эффективность обучения, как доказано Р. Кларк, не повышается за счет того, что преподавание ведется с помощью информационных технологий. «<...> Совершенно очевидно, — пишет он, — что средства обучения — это просто транспорт, с помощью которого знания доставляются студенту, однако он влияет на их усвоение не более, чем грузовик, доставляющий продукты, влияет на их питательную ценность» [цит. по: 10, с. 205]. «Принцип доставки» не важен, поскольку, как нами отмечалась выше, акцент стоит делать на целенаправленной двусторонней деятельности участников образовательного процесса. Само обучение представляет собой интерактивный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения со средствами обучения. Не совсем

правомерно основной акцент ставить на средствах обучения. Такую связь можно отразить в схеме, где субъект — преподаватель, объект — обучающийся, а средства обучения (учебные книги, сетевые учебно-методические пособия, компьютерные обучающие системы и т. д.) (см. схему).

Схема

Структура дистанционного обучения

Из этой схемы следует, что субъект взаимодействует с объектом через средства обучения, а не работает исключительно со средствами обучения. Субъект должен подобрать средства обучения, которые соответствуют потребностям объекта. Преподаватель, например, дает основную информацию, которую нужно усвоить, но также необходимо дать список дополнительной литературы, т. к. в рамках современного образовательного процесса происходит переориентация модели «образование на всю жизнь» на модель «образование на протяжении всей жизни». Обучающийся может, при надобности, обратиться к дополнительной литературе. Это требует от преподавателя умения ориентироваться в сети, использовать не только электронные тексты и электронные библиотеки, но также умение применять в обучении аудио- и видеоматериал, а от обучающегося — самостоятельной, целенаправленной и интенсивной работы.

Обратимся к определению А. А. Андреева, которое, по нашему мнению, отражает сущность дистанционного обучения: «дистанционное обучение — это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе» [1, с. 33].

Отсутствие прямого контакта с преподавателем определяет специфичность такого процесса обучения, поэтому речь идет о «специфической дидактической системе».

Отметим, что на общегосударственном уровне медленно идет процесс создания системы дистанционного обучения — до сих пор в Закон «Об образовании» не внесены соответствующие поправки, и дистанционное обучение остается без легитимной нормативно-правовой поддержки. Для сравнения: в Германии

нормативно-правовая база, закрепленная в виде закона (Das Gesetz zum Schutz der Teilnehmer am

РетиМегпсМ), существует с 1977 г. Он регулирует взаимоотношения участников дистанционного обучения. Закон Минобразования и науки РФ затягивает процесс разработки и принятия глоссария и технологии применения дистанционного обучения. В результате участники процесса дистанционного обучения остаются без теоретико-методической и организационной поддержки. Это, на наш взгляд, основная причина того, что проблема разведения понятий «дистанционное обучение» и «дистанционное образование» остается актуальной.

Рассмотрим следующее понятие — дистанционное образование, но для начала проанализируем дефиницию — образование.

И. П. Подласый дает следующее определение: «Образование — система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления» [11, с. 202].

В. А. Сластенин под образованием понимает целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных цензов [см.: 13].

В глоссарии сказано, что по закону РФ образование является «процессом и результатом овладения человеком определенной системой знаний, умений и навыков, а также способами мышления, необходимыми для его полноценного включения в социальную и культурную жизнь общества и выполнения определенных профессиональных функций» [см.: 4].

В научно-педагогическом глоссарии учителя экономики говорится, что под образованием понимается «процесс (или результат) освоения определенных обществом уровней культурного наследия общества и связанный с ним уровень индивидуального развития; процесс культурной идентификации и личностной самодетер-минации» [см.: 14].

В статье, написанной Б. М. Бим-Бадом и А. В. Петровским, под образованием следует понимать «процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и социума» [цит. по: 7].

Если выделить в этих дефинициях ключевые слова, то выяснится, что образование — это процесс и результат. Теперь рассмотрим дефиницию дистанционное образование.

В Википедии под дистанционным образованием понимается «образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств» [см.: 2].

По мнению А. В. Зубова, дистанционное образование предполагает наличие определенных

средств приема и передачи данных, единых протоколов их взаимодействия, соответствующего программного обеспечения, а также группу административного управления [см.: 4].

Под дистанционным образованием в концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в Российской Федерации понимается «комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационнообразовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.)» [см.: 9].

Мы уже упоминали выше о роли обмена информацией. Важнее сделать акцент не на средствах обмена, а на деятельности участников образовательного процесса. Как обучающийся, так и обучающий должны перерабатывать полученную информацию. Однако при этом нужно учитывать формирующиеся в результате выполнения задания навыки и умения. Так, например, если задание заключается в чтении текста и выполнения упражнений к тексту, невозможно прислать видео- или аудиоматериал, поскольку высвечивается другая сторона вопроса — техническое обеспечение. Однако в выше приведенных дефинициях акцент делается на технические средства обмена информацией на расстоянии (спутниковое телевидение и т.д.). Существует такая же проблема в подходе к определению дефиниции, о которой говорилось выше. Отсюда можно сделать вывод, что для некоторых специалистов эти понятия синонимичны, что не соответствует действительности.

В настоящее время в системе дистанционного обучения используются также и учебные книги, то есть твердые копии учебно-методической литературы на бумажных носителях, поэтому определения, в которых говорится, что дистанционное образование осуществляется лишь при помощи компьютерных средств, по мнению автора данной статьи, не правомерны.

Интерес представляет определение А. В. Зубова. Не совсем понятно, что имеет в виду автор под «наличием определенных средств приема и передачи данных», но опять же указывает на необходимость «соответствующего программного обеспечения». В этой связи А. А. Андреев особо подчеркивает, что особенность дистанционного образования не в том, что в нем представление и обмен учебной информацией осуществляется исключительно с помощью средств новых информационных технологий [см.: 1]. Это положение подтверждается теоретической и практической работой Лаборатории ДО РАО под

руководством Е. С. Полат, а также Международного центра ДО «ЛИНК», где утверждается, что дистанционное образование — это симбиоз очного и заочного обучения, использующего концепцию проблемного обучения, с учетом индивидуального подхода, деловые игры и другие методы активного обучения [см.: 15]. Отсюда понятно, что основной акцент делается на деятельности участников образовательного процесса, которая направлена на результат.

В своем исследовании мы опираемся на определение А. А. Андреева, как наиболее полно отражающее сущность понятия.: «Дистанционное образование — это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза» [1, с. 36].

Такое определение отражает не только особенность процесса дистанционного образования, которое получает обучающийся благодаря дистанционному обучению, но также отражает деятельностный подход к образованию, т. е. сам индивидуум нацелен на достижение (результат) и подтверждение образовательного уровня.

Процесс «терминологического» исследования включает проблему употребления часто встречающихся терминов: дистанционное обучение и дистантное обучение. С позиции приведенного выше определения, как считает А. А. Андреев, целесообразно употребление дистантный, т.к. английское слово distant имеет один из переводов смысл «безразличный» к чему-либо (в нашем случае к расположению субъектов и объектов во времени и пространстве), до 1993 г. термин «дистантное обучение» «монопольно» использовалось в научных и официальных источниках [см.: 1].

В современных работах, несмотря на имеющиеся теоретические наработки, ученые допускают тавтологию и логические ошибки idem per idem или употребляют как синонимы дефиниции «дистанционное обучение» и «дистанционное образование». В ряде работ дистанционное обучение или дистанционное образование не разграничиваются и, как показал анализ, до сих пор существует проблема разведения понятий и обоснования основы их разведения.

Список литературы

1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Изд-во МЭСИ, 1999. С. 196 .

2. Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/ wiki. (дата обращения: 02.06.2009).

3. Волкова А. Н. Специфика языкового дистанционного обучения // Иностранные языки в высшей школе: проблемы, опыт, перспективы: материалы межвузовского научнометодического семинара. Чита. 13 марта 2001 г. Чита: ЗИП Сиб УПК, 2001. С. 30 - 35.

4. Глоссарий. URL: http://www.glossary.ru/ cgi-bin/gl_sch2.cgi?ROhwgnuigtol (дата обращения: 08.06.2009).

5. Елашкина Н. В. Самостоятельная познавательная деятельность обучающегося при дистанционном обучении иностранным языкам // Филология. История. Межкуль-турная коммуникация, тезисы докладов региональных конференций молодых ученых (Иркутск, 26 февраля 2003 г.). Иркутск: ИГЛУ, 2003. С. 33 - 34.

6. Зубов А. В., Зубова И. И. Информационные технологии в лингвистике: учеб. пособие для студ. лингв. фак-тов высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 208.

7. Климентьев В. Е. Образование как предмет познания. URL: http://nature.web.ru/db/ msg.html?mid=1184924&uri = page2.html (дата обращения: 12.05.2009).

8. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 176.

9. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в Рос-

сии. URL: http://www.e-joe.ru/sod/97/1_97/ st064.html (дата обращения: 09.10.2009).

10. Назаренко А. Л., Роусон-Джонс К., Аношкина Ж. Г. Дистанционное образование и преподавание иностранных языков (опыт факультета иностранных языков МГУ) // Вестник Московского университета: Изд-во Московского университета. Серия 19 лингвистика и межкультурная коммуникация 2004. №. 1. С. 205 - 210.

11. Подласый И. П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. С. 432.

12. Полат Е. С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций // Иностранные языки в школе. 1998. № 5. С. 6 - 11.

13. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред., В. А. Сластенина. 8-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия»; 2008. С. 576.

14. Тузлукова В.И. Научно-педагогический глоссарий учителя экономики. URL: http:// rspu.edu.ru/university/institute/econom/str7. htm (дата обращения: 06.10.2009).

15. Яриков В. Г. Развитие содержания по-

нятия «дистанционное образование» в педагогических исследованиях / педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты, электронный журнал. Вып. 1. 2002. URL: http://rspu.edu.ru/university/publish/

pednauka/2002_1/Yarikov.htm (дата обращения: 26.07.2006).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.