Научная статья на тему 'К вопросу о понятии "система социального управления обществом"'

К вопросу о понятии "система социального управления обществом" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1902
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИИ / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / МЕХАНИЗМ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дыльнова Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются сложные и глубокие процессы функционирования системы социального управления обществом в современных условиях. Характеризуются понятия системы, ее структура, функции и виды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии "система социального управления обществом"»

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Социология. Политология, вып. 2

УДК 316. 354:351/354

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ»

Т. В. Дыльнова

Саратовский государственный социально-экономический университет E-mail: BegininaIA@info.sgu.ru

в статье рассматриваются сложные и глубокие процессы функционирования системы социального управления обществом в современных условиях. Характеризуются понятия системы, ее структура, функции и виды.

Ключевые слова: социальное управлении, система социального управления, структура системы управления, функции системы управления, механизм системы социального управления.

on the Question of the Notion of the social Government system of a society Т. V. Dylnova

The paper considers complex and deep processes of the functioning of the social government system of a society in modern conditions. The notions of a social government system, its structure, functions, and kinds are characterized.

Keywords: social government, social government system, structure of a government system, functions of a government system, mechanism of a government system.

Любое общество основывается на совместной деятельности индивидов, которую в целях ее реализации необходимо организовывать. Организация социальных действий и управление ими составляют предмет социологии управления, которая выступает специфической отраслью социологического знания. Она изучает социальные основы, динамическую систему и процессы управления, их социальные функции и принципы, особенности управленческих решений и управленческой деятельности, степень их эффективности в условиях существующих в обществе социальных отношений.

Несмотря на кажущуюся простоту характеристик социального управления, дать полное определение этому феномену не так легко вследствие того, что имеется несколько подходов к решению данной проблемы. В самом общем виде процесс управления определяется как непрерывное целенаправленное воздействие на личность или группу людей, причем личность или группа, находящиеся под подобным воздействием, представляют собой объект управления, а личность или группа, такое воздействие осуществляющие, - субъект управления.

Если говорить более подробно о самом социальном управлении, то под ним понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую

подсистему), в качестве которого могут выступать общество в целом и его отдельные сферы (экономика, политика, социальная и духовная сфера) или звенья (предприятия, учреждения, организации и т. д.), с тем чтобы обеспечить их нормальное функционирование, совершенствование и развитие, успешное движение системы к заданной цели. Социальное управление осуществляется путем целенаправленного воздействия на условия жизни людей, их ценностные ориентации и деятельность, на их поведение.

Необходимо отметить социальную природу управления, которое основывается всегда на презумпции власти и полномочий, на подчинении нижестоящих вышестоящим, на явном или скрытом давлении одних на других, на неравенстве в доступе к экономическим и социальным благам. Управление как форма деятельности всегда является элитарной по своему характеру: тех, кто управляет, всегда гораздо меньше, чем тех, кем управляют. По своей структуре оно представляет собой пирамиду, составленную из горизонтальной и вертикальной уровней управления.

Управление может принимать авторитарную или демократическую форму, но оно всегда отличается определенным режимом деятельности групп, ограничением свободы действий рамками предписанных норм и правил.

Особо нужно подчеркнуть, что социальное управление пронизывает собой все процессы жизни общества, охватывает все его сферы. Вот почему различают управление экономическое, социально-политическое (управление отношениями между различными группами людей и отношениями внутри этих групп, то есть регулирование социального поведения людей) и управление духовной жизнью общества и каждого его члена.

Социальное управление имеет комплексный характер, суть которого заключается в единстве решения экономических задач, социально-политических отношений и духовной жизни общества. Не может быть экономических решений, не имеющих политического или идеологического значения, так же как и политическое управление не может не сочетать в себе экономических функций и идеологических функций. Решения в области идеологии оказывают серьезное воздействие на сферы экономики и политики. Подчеркивая данный аспект, надо обратить внимание на пер-

© Дыльнова Т. В., 2012

Т. В. Дыльнова. К вопросу о понятии «система социального управления обществом»

вичность политики в реализации управленческой идеологии.

Управление имеет сложную многоуровневую структуру: управление большой целостной системой (общество, государство, федерация и т. п.); управление большой системой (регион, отрасль производства и т. п.); управление малой системой (производственная бригада, лаборатория и т. п.). Сюда же относится и управление персоналом.

Следует также разобраться в структуре управления, под которой понимается упорядоченное расположение уровней управления от низшего к высшему. Данная структура по возрастающим уровням начинается с низшего звена, затем переходит к среднему звену, а затем - к высшему: если между исполнителями и руководителем высшего звена существует большое число уровней, такую структуру управления называют вертикальной; если уровней руководства немного, ее называют горизонтальной.

Традиционная структура управления, существующая многие тысячи лет, исключающая функциональные службы, называется линейной структурой. Возникшая в начале XX в. новая структура управления, включающая целую сеть функциональных служб (отдел кадров, отдел рекламы, отдел НОТ и т. д.), называется линейноштабной структурой.

Характеризуя далее систему социального управления, отметим, что ее элементами являются механизм управления, его организационная структура, объект и субъект управления, его функции и сам процесс управления. Механизм управления - это результат целенаправленной разработки, предполагающей сбалансированное изменение форм, функций, методов, рычагов и стимулов социального управления, которое направлено на достижение его оптимальной эффективности. Для нормальной жизнедеятельности социальной системы необходимо, чтобы характер функционирования механизма управления обеспечивал слаженное взаимодействие всех его элементов в решении поставленных задач. Отсюда механизм управления как целостность представляет собой совокупность экономического, организационного и социокультурного механизмов, работающих синхронно и слаженно в едином организационном контексте.

В вопросе о функциях управления нет единства взглядов ученых, но большинство исследователей выделяют три основные: планирование, организацию, контроль. В литературе по менеджменту США рассматриваются четыре функции: выработка и принятие управленческого решения, организационная, коррегирование и корректирование, учет и контроль. Есть и другие подходы, но все они либо дробят, либо укрепляют названные функции.

Следует также остановиться на разграничении понятий «управление» и «менеджмент». Поскольку они очень близки по смыслу, иногда их вообще отождествляют. С точки зрения техниче-

ской это оправданно, ибо «менеджмент» дословно означает управление. Но как культурные явления эти понятия различаются, ибо менеджер - это наемный работник, профессионал своего дела, субъект управления, действующий в какой-то организации, он - лицо, а менеджмент - глубоко персонифицированная система. Когда менеджер теряет свое лицо, он превращается в обезличенного бюрократа.

Социальное управление представляет собой непрерывный процесс активного воздействия на объект. Это достигается с помощью системы управления, понимаемой как особый механизм реализации воздействия. Система управления должна быть достаточно динамичной и обладать способностью эффективного воздействия на изменения окружающей среды. Эффективность системы управления зависит от слаженности функционирования всех без исключения ее элементов. Если хотя бы один элемент системы управления работает неэффективно, то есть его действие совсем не оказывает влияния на функционирование целого или даже тормозит или деформирует его, это сказывается на эффективности всей системы.

Социальная система, как известно, в одно и то же время представляет собой и субъект, и объект управления. Отсюда и субъект, и объект управления следует рассматривать как управляющую и управляемую подсистемы социальной системы, взаимодействующие друг с другом. Субъект управления в качестве управляющей системы одновременно представляет собой часть объекта управления и ее границы находятся в зависимости от последнего. Другими словами, функционирование субъекта управления в его наиболее общих характеристиках определяется спецификой объекта управления.

Подчеркнем, что социальная система включает в себя более частные подсистемы, такие как техническая, технологическая, организационная, экономическая, социальная. Взаимосвязь подсистем и их слаженное функционирование образуют единый процесс социального управления.

Основные виды социального управления представлены политическим или государственноадминистративным управлением, управлением социально-культурными процессами, управлением производством. Процесс управления представляет собой исходящую от субъекта координацию и организацию объекта управления. Таким образом, социальное управление осуществляет целенаправленное воздействие на технологические, экономические и социальные процессы.

Социальная система включает в себя действия людей с материальными ресурсами, поэтому социальное управление охватывает и управление материальными ресурсами в аспекте человеческой деятельности, и управление самими людьми и их коллективными действиями. Следует подчеркнуть, что социальное управление на административно-политическом уровне представляет собой

Социология

43

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Социология. Политология, вып. 2

власть, ибо проявляется и сосредоточивается в сфере политики. Что касается других понятий, относительно близких по смыслу к понятию «управление», - «руководство» и «менеджмент» - ими обозначается деятельность по непосредственному управлению трудовым коллективом. Поэтому менеджмент понимается как формирование и постановка задач, так и управленческое обеспечение их выполнения, он выступает как единый процесс, сливающий воедино планирование, организацию, мотивацию и контроль, подчиненные достижению цели, стоящей перед социальной системой.

Особо важными аспектами социального управления как системы является прогнозиро-

вание и перспективное планирование будущих социальных и организационных изменений. Прогнозирование тесно связано с процессом принятия любых значимых стратегических решений. Для того чтобы эффективно управлять обществом, нужно иметь достаточно адекватное представление о действующих в нем тенденциях и факторах, правильно оценивать возможную динамику их развития. Проблемы разработки и внедрения в управленческую практику перспективных стратегий социального развития также входят в предметную область социологии управления и составляют один из наиболее важных ее разделов.

УДК [316.334.2:339.13] (470+571)

СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ РЫНКА ТРУДА

Е. Е. Бородавкина

Саратовский государственный университет E-mail: evgeniya_borodavkina@mail.ru

в статье рассматривается социальный механизм управления и регулирования российской модели рынка труда, представляющего собой определенный способ координации социальных действий в процессе достижения поставленных целей. обращается внимание на то, что современная ситуация в сфере занятости населения требует существенных корректив и проведения необходимых мер по реализации законов и постановлений на федеральном уровне, определяющем основные процессы формирования и функционирования рынков труда.

Ключевые слова: социальный механизм, рынок труда, социальная политика, управление, регулирование, гибкость труда, социальная защита.

social Mechanism of Management and Regulation of Russian Labour Market Model E. E. Borodavkina

The article examines social mechanism of management and regulation of Russian labour market model, which is a certain way of social actions co-ordination in the process of aims achievement. Special attention is drawn to the fact, that modern situation in the sphere of population employment demands important correction and essential measures in the realization of laws and resolutions at the federal level, which determines the main processes of labour markets forming and functioning.

Key words: social mechanism, labour market, social policy, management, regulation, labour flexibility, social protection.

В сложных общественных системах существует множество механизмов, регулирующих их деятельность, одним из которых является социальный механизм. Кроме того, работающий механизм означает определенный способ коор-

динации социальных действий в процессе достижения поставленных целей, он же определяет границы возможностей данного общественного института, то есть сферу достижимых целей в условиях конкретной социальной организации местных сообществ и перспективы расширения этой сферы. Понятие «социальный механизм» довольно широко применяется при исследовании разных социальных процессов и является надежным инструментом осмысления всевозможных общественных явлений. Имеются работы о социальных механизмах формирования личности, согласования интересов личности и общества, механизме реализации права, социальном законодательной власти, есть попытки рассмотрения формирования и реализации государственного управления и определения форм участия в нем трудящихся1.

Для сферы занятости на современном этапе в России характерно наличие таких неотъемлемых явлений, как трансформация и интенсификация процессов, среди которых особое внимание обращают на себя рост безработицы, высвобождение рабочей силы, усиление мобильности, отмирание старых и появление новых профессий, углубление многоукладности, расширение альтернативных форм занятости, мощная многоаспектная сегментация рынка труда, нарастание масштабов скрытой и потенциальной рабочей силы. В связи с этим возникает необходимость оперативной разработки новых подходов, более совершенного механизма и более эффективных мер для решения проблем занятости. Следует также отметить, что рынок труда в России не имеет еще законченного правового оформления. Он представляет собой быстроразвивающуюся систему. Тем не менее

© Бородавкина Е. Е., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.