Научная статья на тему 'К вопросу о понятии, предмете и содержании саморегулирования'

К вопросу о понятии, предмете и содержании саморегулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
114
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ / CONCEPT / ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ / SUBJECT AND SUBSTANCE OF SELF-REGULATION / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / SELF-REGULATION / ИНСТИТУТ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ / INSTITUTE OF SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хайдаров Р.Р.

Рассматриваются понятие, предмет и содержание саморегулирования, приводятся выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the concept, subject and substance of self-regulation

Explored the concept, subject and substance of self-regulation, given some conclusions.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии, предмете и содержании саморегулирования»

УДК 347 ББК 67.304

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ, ПРЕДМЕТЕ И СОДЕРЖАНИИ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ

РИНА Т РАФАИЛОВИЧ ХАЙДАРОВ,

начальник кабинета специальных дисциплин кафедры криминалистики Казанского юридического института МВД России Научная специальность 12.00.03 — Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются понятие, предмет и содержание саморегулирования, приводятся выводы.

Ключевые слова: понятие, предмет и содержание саморегулирования, саморегулирование, институт саморегулирования.

Annotation. Explored the concept, subject and substance of self-regulation, given some conclusions. Keywords: concept, subject and substance of self-regulation, self-regulation, institute of self-regulation.

В цивилистической науке термином «саморегулирование» традиционно определялась роль гражданского права в регулировании экономических отношений. По словам профессора Е.А. Суханова, регулятивная функция гражданского права заключается в предоставлении участникам регламентируемых отношений возможностей их самоорганизации, саморегулирования1.

Отсюда следовал вывод, что предоставленная гражданским правом участникам экономических отношений возможность самоорганизовать и саморегулировать свою деятельность для удовлетворения своих потребностей и интересов проявляет себя как при создании юридических лиц, так и при вступлении в обязательственные правоотношения.

Самоорганизация в форме добровольного объединения участников гражданского оборота для координации своей деятельности, защиты общих интересов и достижения иных правомерных целей не ограничивалась законодательством Российской Федерации определенными видами деятельности.

В толковом словаре экономических и юридических терминов, составленном в 2002 году2, содержится определение саморегулируемых организаций участников рынка, под которыми понимаются добровольные объединения профессиональных участников рынка, создаваемые с целью защиты интересов членов данных объединений, разработки норм и правил поведения на рынке, оказания консультационно-информационной помощи.

Буквальное толкование понятия «саморегулируемая организация», по мнению Грачева Д.О., означает то, что организация сама что-то регулирует, и, вероятно, прежде всего, свою собственную деятельность, что в конечном итоге может привести к выводу, что любое

юридическое лицо является саморегулируемой организацией, поскольку гражданское законодательство позволяет организации самостоятельно решать некоторые вопросы своей организационной структуры и взаимоотношений органов юридического лица3.

Понимание саморегулирования изменилось в свете принятой Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2008 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р4, одним из приоритетных направлений которой было признано развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики.

По замыслу идеологов реформы саморегулируемым организациям планировалось постепенно передавать отдельные государственные функции в связи с отменой лицензирования отдельных видов деятельности, упрощением разрешительных процедур, а также возложить на эти организации некоторые контрольные и надзорные функции. Предполагалось также, что в результате реализации мероприятий административной реформы будут сформированы сильные и эффективные институты саморегулирования, которым будет передана часть функций, исполняемых сейчас государством.

Таким образом, саморегулируемыми предлагалось признавать только те организации, которым передана публичная функция, ранее осуществлявшаяся государством. Такие организации наделяются публично-правовым статусом и создаются на основании выраженного в законе решения государства о передаче сильному и эффективному профессиональному сообществу определенных публичных функций.

Такая передача государственных функций, по мнению

Ю.А. Тихомирова, является децентрализацией (принципом публичного управления) и представляет один из возможных режбимов совместного применения государственного регулирования и саморегулирования5.

В этих условиях, по мнению ряда авторов, юридические лица, создаваемые участниками гражданского оборота в различных областях экономики в целях самоорганизации своей деятельности (в том числе предпринимательской или профессиональной), удовлетворения своих частных потребностей и интересов, по смыслу правовых актов, определяющих проведение административной реформы, не должны именоваться саморегулируемыми организациями, поскольку таковыми не являются6. Такие организации создаются гражданами и юридическими лицами в форме обычных ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств и прочих объединений (например, Ассоциация строителей России, Российская ассоциация маркетинга) в соответствии с общими нормами законодательства о юридических лицах.

Однако нередко в юридической литературе саморегулирование противопоставлялось государственному контролю7.

В появившемся законодательном определении саморегулирования нашл8о отражение удачное сочетание диспозитивных и публично-правовых начал рассматриваемой деятельности.

Так, в части 1 статьи 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N° 315-Ф3 (в редакции от 3 декабря 2011 г.) «О саморегулируемых организациях» (далее — Федеральный закон о саморегулируемых организациях)8 под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

В указанной дефиниции Ю.С. Харитонова усматривает дозволение со стороны государства объединившимся субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности разрабатывать этические и корпоративные нормы и следить за их реализацией без предоставления им права подменять государство в правовом аспекте9.

В сопоставлении с государственным регулированием саморегулирование приобретает ряд преимуществ, выделяемых некоторыми авторами. Так, нормы саморегулируемой организации, как правило, гибче норм, установленных государством, легче адаптируются к изменяющимся обстоятельствам; участники рынка имеют больше легальных возможностей воздействовать на политику организации саморегулирования, чем на политику государственных органов; в случаях, когда саморегулируемым организациям передаются отдельные функции государственных органов, государство экономит значительные бюджетные средства10.

Рассматривая институт саморегулирования хозяйственной деятельности в качестве элемента гражданского общества, проявляющегося в экономической сфере, А.В. Басова указывает, на то, что саморегулирование, с одной стороны, корреспондирует государственному регулированию экономики и предпринимательства, воплощая конституционный принцип соразмерности государственного вмешательства в права и свободы физических и юридических лиц, а с другой — призвано обеспечить соблюдение интересов как добросовестных предпринимателей, так и потребителей товаров, работ и услуг, а также общества и государства в целом11.

Действительно, основная цель создания саморегулируемой организации сводится к обеспечению соблюдения прав всех участников правоотношений, связанных с осуществлением профессиональной или предпринимательской деятельности в той или иной сфере экономики.

На сегодняшний день предназначение института саморегулирования раскрывается в обозначенных в ч. 1 ст. 6 Федерального закона о саморегулируемых организациях функциях, возлагаемых на саморегулируемые организации. В числе основных из этих функций следует выделить следующие:

• осуществление контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;

• проведение анализа деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;

• рассмотрение жалоб на действия членов саморегулируемой организации и дел о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

Надо сказать, что саморегулируемые организации обладают также рядом полномочий, характерных для органов власти, а также юридических лиц, наделяемых статусом органов профессионального самоуправления, например, федеральная адвокатская палата и федеральная нотариальная палата.

В частности, им предоставляется право представлять интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных норматив-

ных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов.

Высказывая суждение о том, что саморегулирование в сфере предпринимательской деятельности фактически предполагает передачу функции ведомственного (отраслевого) нормотворчества государства саморегулируемым организациям, О.Н. Максимович предостерегает о возможности создания представителями наиболее крупного бизнеса новой бюрократической надстройки, препятствующей вхождению на рынок новым субъектам и тем самым ограничивающей конкуренцию12.

По мнению ученого, саморегулирование в области действия гражданского права обладает следующей совокупностью основных признаков:

• по своей природе — это установление правил поведения в указанной сфере, то есть, регулирование гражданских отношений, обозначенных в статье 2 ГК РФ;

• указанные правила адресуются конкретным частным субъектам или их определенной группе (сторонам договоров, профессиональным участникам рынка);

• осуществляется самими субъектами гражданского права либо их уполномоченными объединениями (без помощи публично-правовых образований).

По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 5 Федерального закона о саморегулируемых организациях, членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным.

Однако федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях.

Возможность указанного исключения встречает обоснованную критику представителей научного сообщества. По мнению Т.В. Закупеня, закон должен исходить из того, что членство в саморегулируемых организациях должно быть выгодно предпринимателям, предоставлять целый ряд преимуществ, содействовать развитию бизнеса. В этом случае сами предприниматели будут заинтересованы в создании организации, саморегулирование будет инициироваться «снизу», а не «насаждаться» сверху по указке законодателя13.

Действительно представляется, что механизмы саморегулирования и прежде всего контроля за соблюдением «корпоративных правил» только тогда смогут работать эффективно, когда стимулами для вступления

субъектов предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в саморегулируемые организации будут выступать желание хозяйствующих субъектов расширить объем и географию свей деятельности, а также их стремление создать и поддерживать на должном уровне деловую репутацию, являющуюся одним из условий успешной деятельности любого юридического лица.

Безусловно, найдутся противники данной точки зрения, утверждающие, что в тех областях профессиональной деятельности, где механизм государственного лицензирования был заменен на саморегулирование, обязательное членство в саморегулируемой организации в целях обеспечения контроля за субъектами предпринимательской деятельности должно играть роль «допуска к профессии».

Подобные соображения уже высказывали авторы комментария Федерального закона о саморегулируемых организациях, полагающие, что сами требования и стандарты предпринимательской и профессиональной деятельности саморегулируемых организаций представляют собой определенный вид государственного контроля, одну из форм государственного регулирования различных видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов14.

1 Гражданское право: Учебник. В 4 т. Т. 1: Общая часть / Отв. ред. Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 48.

2 Кураков Л.П., Кураков В.Л. Толковый словарь экономических и юридических терминов. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. Инта; Вуз и школа; Чебоксары: Изд-во Чуваш ун-та, 2002. С. 566.

3 Грачев Д.О. Правовой статус саморегулируемых организаций. Дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.03. Москва. 2008. С. 96.

4 Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 46. Ст. 4720.

5 Тихомиров Ю.А. Право и саморегулирование // Журнал российского права. 2005. № 9. С. 37.

6 Денисов С.А. Саморегулирование или самоорганизация? // Гражданское право современной России / Сост. О.М. Козырь и А.Л. Маковский. М.: Статут, 2008. С. 35-44.

7 Грачев Д.О. Саморегулируемые организации: проблемы определения правового статуса // Журнал российского права. 2004. № 1. С. 125.

8 Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 49. Ст. 6076; 2011. № 49 (ч. 5), Ст. 7061.

9 Харитонова Ю.С. Управление в гражданском праве: проблемы теории и практики. М.: Норма, Инфра-М, 2011. С. 135.

10 Саморегулирование: пособие для предпринимателей / Под общ. редакцией П.В. Крючковой. М.: Спрос. 2002. С. 12.

11 Басова А.В. Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права. Дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.03. Москва. 2008. С. 4.

12 Максимович О.Н. Саморегулирование в сфере предпринимательской деятельности как проявление гражданско-правового метода регулирования общественных отношений. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Казань. 2007. С. 3

13 Закупень Т.В. Особенности правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций в предпринимательских правоотношениях // Безопасность бизнеса. 2011. № 1. Стр. 13.

14 Кайль А.Н., Батяев А.А. Комментарий к Федеральному закону «О саморегулируемых организациях» / Справочно-пра-вовая система «КонсультантПлюс». Версия Проф. 3000.03.39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.