Научная статья на тему 'К вопросу о понятии механизма административно-правового регулирования и его реализации в сфере государственной правоохранительной службы'

К вопросу о понятии механизма административно-правового регулирования и его реализации в сфере государственной правоохранительной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1598
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МMECHANISM OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION / ADMINISTRATIVE RULES OF LAW / ADMINISTRATIVE LEGAL RELATIONS / PUBLIC SERVICE / LAW-ENFORCEMENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нагорных Р. В.

Статья посвящена рассмотрению теоретических проблем механизма административно-правового регулирования в современных условиях и его реализации в сфере государственной правоохранительной службы. Автором отстаивается мнение о том, что содержание административных правоотношений в сфере государственной правоохранительной службы, определяемое компетенцией правоохранительных органов в сфере обеспечения прав и законных интересов личности, общества и государства, обусловливает наличие специального административно-правового механизма их формирования и реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of concept of the mechanism of administrative and legal regulation and its realization in the sphere of the public law-enforcement service

Article is devoted to consideration of theoretical problems of the mechanism of administrative and legal regulation in modern conditions and its realization in the sphere of the public law-enforcement service. The author the position that the content of administrative legal relationship in the sphere of the public law-enforcement service, defined by competence of law enforcement agencies of the sphere of ensuring the rights and legitimate interests of the personality, society and the state, causes existence of a special administrative legal mechanism of their formation and realization settles.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии механизма административно-правового регулирования и его реализации в сфере государственной правоохранительной службы»

деятельности и шшшнэе

К вопросу о понятии механизма административно-правового регулирования и его реализации в сфере государственной правоохранительной службы

р.в. нагорных - директор филиала Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина в г. Вологде, кандидат юридических наук, доцент

Статья посвящена рассмотрению теоретических проблем механизма административно-правового регулирования в современных условиях и его реализации в сфере государственной правоохранительной службы.

Автором отстаивается мнение о том, что содержание административных правоотношений в сфере государственной правоохранительной службы, определяемое компетенцией правоохранительных органов в сфере обеспечения прав и законных интересов личности, общества и государства, обусловливает наличие специального административно-правового механизма их формирования и реализации.

Ключевые слова: механизм административно-правового регулирования; административно-правовые нормы; административно-правовые отношения; государственная служба; правоохранительная деятельность.

To a question of concept of the mechanism of administrative and legal regulation and its realization in the sphere of the public law-enforcement service

R.V. NAGoRNYKH - director of the branch of the Moscow State Law Academy named after Kutafin O.E. in the Vologda town, candidate of law science, docent

Article is devoted to consideration of theoretical problems of the mechanism of administrative and legal regulation in modern conditions and its realization in the sphere of the public law-enforcement service.

The author the position that the content of administrative legal relationship in the sphere of the public law-enforcement service, defined by competence of law enforcement agencies of the sphere of ensuring the rights and legitimate interests of the personality, society and the state, causes existence of a special administrative legal mechanism of their formation and realization settles.

Key word: Mmechanism of administrative and legal regulation; administrative rules of law; administrative legal relations; public service; law-enforcement activity.

В научной литературе исследованию проблем административно-правового регулирования уделяется достаточно большое внимание. Начиная с 60-х гг. прошлого века активно разрабатывались общетеоретические и при-

кладные аспекты данного правового явления, что послужило фундаментальной основой для научного осмысления основных элементов механизма правового регулирования общественных отношений в государ-

ственном управлении1. В этот период было фактически осуществлено концептуальное обоснование теоретико-методологических основ административно-правового механизма регулирования общественных отношений. По мнению И.И. Веремеенко, разработанная в этот период концепция советского административного права, рассматривающая его как право, регулирующее управленческие отношения, «стала господствующей и сохранилась без серьезных изменений и в настоящее время»2.

В качестве основных структурных элементов административно-правового механизма регулирования общественных отношений в теории административного права рассматриваются административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственного и связанного с ним негосударственного управления, административно-правовые отношения, а также правоприменительная деятельность3. При этом в современной юриспруденции существует несколько принципиально отличных друг от друга подходов относительно содержания предметного и элементного состава данного механизма.

Наиболее широко распространен взгляд на механизм административно-правового регулирования как совокупность административно-правовых средств, путем применения которых обеспечивается регулирование общественных отношений в сфере государственного, а в ряде случаев и негосударственного управления4. Предметом административно-правового регулирования и, соответственно, действия административно-правового механизма выступают специфические управленческие общественные отношения. Следует отметить, что проблема определения предмета административно-правового регулирования, то есть сферы действия административно-правового механизма, не разрешена и до настоящего времени. Историческая ретроспектива взглядов на предмет советского административного права, приведенная И.И. Веремеенко, позволяет выделить ряд его основных характеристик5.

Во-первых, административно-правовое регулирование рассматривалось как неотъемлемая часть более широкого по своему содержанию государственного управления, а нередко отождествлялось с ним. Отсюда следовало и расширительное толкование предмета административного права как общественных отношений, складывающихся в процессе исполнительной и распорядительной деятельности всех государственных ор-

ганов, а не только органов государственного управления.

Во-вторых, предмет административноправового регулирования в ряде случаев рассматривался через характеристику его применения в отдельных сферах, например в области административно-политической деятельности, отраслях народного хозяйства, социально-культурного строительства и т.д. Подобный взгляд на административно-правовой механизм прослеживается и в ряде современных научных исследований6.

В-третьих, административно-правовое регулирование обеспечивало интересы в большей степени органов государственного управления. При этом реализации прав граждан во взаимоотношениях с органами государства внимание уделялось по остаточному принципу либо фрагментарно. В этой связи, по мнению И.И. Веремеенко, показательным является то, что рассмотрение общественных отношений между различными органами государственного управления и гражданами в структуре административно-правового регулирования занимало, по сути, последнее место7.

Современные взгляды на предмет рассматриваемого нами механизма определяются доминирующими в теории административного права подходами в отношении предмета административно-правового регулирования, в которых отчетливо просматривается управленческая парадигма. Так, например, Л.Л. Попов относит к предмету административного права, во-первых, общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях; во-вторых, внутриорганизаци-онные отношения всех государственных органов; в-третьих, деятельность суда по рассмотрению дел об административных правонарушениях; в-четвертых, общественные отношения, возникающие в деятельности общественных объединений, которым государство передало некоторые свои государственно-властные полномочия; в-пятых, общественные отношения, возникающие в процессе деятельности исполнительных органов местного самоуправления8.

Ю.Н. Старилов определяет предмет административного права как «общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления и местного

самоуправления, а также в процессе вну-триорганизационной и административноюрисдикционной деятельности иных государственных органов»9.

Ю.А. Тихомиров относит к предмету административного права общественные отношения в сфере «организации управления и функционирования государственного управления, регулирования функционально юридических режимов, обеспечения юрисдикционно-охранительной деятельности и участия граждан»10.

Д.Н. Бахрах подразделяет общественные отношения, образующие предмет административно-правового регулирования, на две части:

- внутриаппаратные, закрепляющие систему органов исполнительной власти, организацию службы, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных и муниципальных органах;

- взаимоотношения административной власти с гражданами, государственными и негосударственными организациями11.

Вместе с тем в специальных исследованиях, посвященных проблематике определения механизма взаимоотношений граждан и исполнительной власти, обращается внимание на необходимость пересмотра определения предмета административно-правового регулирования в части «обеспечения цивилизованного уровня взаимоотношений между отдельной личностью и государством, его органами, учреждениями и должностными лицами»12. При этом, по мнению И.Ш. Килясханова, «акцент административно-правового регулирования взаимоотношений делается сегодня на установление именно такого административно-правового регулирования, при котором с максимальной эффективностью были бы удовлетворены права и интересы отдельной личности»13.

Сходную позицию применительно к рассмотрению проблем сдерживания административной деликтности в механизме административной политики государства занимает и А.П. Шергин, который отмечает, что «новая демократическая модель отношений государства и населения значительно ограничивает государство в выборе средств противодействия административной деликтности. Поэтому система данных средств должна отражать баланс потребностей эффективной защиты общественных отношений и обеспечения конституционных прав в рамках административно-юрисдикционного процесса»14. При этом А.П. Шергин

подчеркивает, что «административная политика в современной России должна соответствовать концепции демократического государства. В общем плане административная политика - это основные направления деятельности государства в сфере отношений исполнительной власти и граж-данина»15.

В свою очередь В.А. Юсупов отмечает, что «существенной особенностью современного механизма административно-правового регулирования общественных отношений является то, что этот механизм изменил свои целевые установки. На первый план выдвигаются не интересы государства, а права и свободы гражданина и человека. Это проявляется во всех сферах жизни общества»16.

В этой связи нельзя не обратить внимание и на замечание Д. Галлигана, В.В. Полянского, Ю.Н. Старилова о том,что «всякое понимание административного права в современных политико-правовых теориях не может не учитывать того обстоятельства, что государство в целом, его институты, в том числе административные, не имеют никакой другой глобальной цели, кроме служения интересам каждого отдельного индивида и общества в целом, защиты прав гражданина и человека»17.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время подход к оценке роли отдельной личности во взаимоотношениях с государственными органами кардинальным образом изменился, и это, безусловно, нашло отражение и в изменении предмета административного права и механизма административно-правового регулирования в отдельных отраслях государственного управления.

Таким образом, в постсоветский период в научном сообществе взгляды на содержание предмета административного права существенно изменились, что было обусловлено переходом к системе разделения ветвей власти, а также отказом от господствовавшей долгие годы в нашей стране доктрины государственного управления как «составной части механизма государственной власти»18.

В настоящее время предмет административного права значительно сужен и сведен к правовому регулированию деятельности исполнительной власти, ее взаимоотношений с гражданами, сопутствующих этому общественных отношений. В современных научных разработках особую актуальность получили вопросы содержания механизма административно-правового регулирова-

ния, влияния качества административного законодательства на эффективность его применения, специфики методологических средств познания норм административного права, уточнения научных представлений о нормах административного права и формах их применения, характеристики основных стадий процесса применения норм административного права, разработки критериев классификации субъектов применения норм административного права, развития теории административно-правовых режимов, их отраслевых разновидностей, института государственной службы и ряда других19.

Вместе с тем очевидна важность и того, что в современной доктрине государственного управления именно административно-правовым нормам отводится основополагающая роль как своеобразному базису, на котором выстраиваются все организационные (управленческие) отношения и осуществляется нормативное регулирование ими. В связи с этим одной из важнейших научных проблем современного периода остается определение сущности правовых и управленческих отношений, от разрешения которой зависит определение сферы административно-правового регулирования в государственном управлении.

Рассматривая природу правовых и управленческих отношений, многие исследователи приходят к выводу об их тесной зависимости. Так, например, А.А. Шматков полагает, что «право можно рассматривать не только как наиболее эффективный инструмент социального управления, но и как его основу. В этом смысле правовые и управленческие отношения находятся в причинно-функциональной связи»20. Как отмечает Р.А. Карда-шов, механизм управления формируется из того, что органы внутренних дел функционируют в правовом поле, руководствуются нормами права и реализуют их при решении возложенных на них задач21. При этом принципиально верной, по нашему мнению, является точка зрения В.В. Кардашевского, который полагает, что «отличительная черта правового регулирования управленческих отношений заключается в том, что оно имеет свой специфический механизм, который в административном праве принято называть механизмом административно-правового регулирования»22.

Между административно-правовым механизмом регулирования общественных отношений и организацией управления существует тесная взаимосвязь, на кото-

рую обращают внимание многие авторы. Например, А.П. Алехин рассматривает административно-правовую организацию управления в качестве «сердцевинного аспекта организации исполнительной власти, обеспеченной нормами административного права»23. При этом А.П. Алехин, по сути, отождествляет понятие «административно-правовая организация управления» с понятием «организация государственного управления». По его мнению, и в том и в другом случае речь идет «о закрепленной нормами административного права системе субъектов, призванных осуществлять управление, их статусе, включая взаимоотношения этих субъектов внутри и вне этой системы»24.

Во многом сходную позицию при рассмотрении закономерностей государственного управления занимает Ю.А. Тихомиров. Подвергая глубокому анализу современное состояние государственного управления, он использует понятие «механизм административно-правового управления»25. По его мнению, административное право в этом механизме выполняет четыре главные функции: организацию видоизмененного государственного управления, административно-правовое регулирование, легализацию статусов субъектов и их действия, административный контроль и надзор26.

Справедливым, по нашему мнению, является и вывод П.В. Дихтиевского о том, что «традиционно к основным элементам административно-правового механизма обычно относят нормы административного права, административные правоотношения, акты реализации субъективных прав и обязанностей и акты применения административного права, к вспомогательным - все остальные административно-правовые средства (нормативные административно-правовые акты, акты толкования норм административного права, правосознание, юридическую технику и др.)» 27.

В целом следует подчеркнуть, что в современном административном праве организационно-правовая (управленческая) природа административно-правового механизма регулирования общественных отношений не подвергается никаким сомнениям. При этом, как отмечает А.П. Коренев, административно-правовой механизм следует рассматривать именно как «систему административно-правовых средств, которые, воздействуя на общественные отношения, организуют их в соответствии с задачами управления»28.

При рассмотрении механизма административно-правового регулирования ключевым является понятие «организация», которое в общем плане означает устройство, приведение в систему, структурирование какого-либо явления. Оно используется также для характеристики совокупности мероприятий, осуществляемых в той или иной сфере общественной жизни.

В этой связи приоритетным аспектом в административно-правовом механизме формирования и реализации кадрового обеспечения правоохранительной деятельности является установление четких правовых гарантий взаимоотношений гражданина и правоохранительного органа при возникновении государственно-служебных правоотношений, регламентирование всех видов административных процедур, связанных с отбором и высвобождением кадров, прохождением службы, аттестацией и применением мер дисциплинарного воздействия, воспитанием и обучением кадров, их социальной защищенностью и т.д.

Для того чтобы организовать работу с кадрами правоохранительных органов, обеспечить ее всем необходимым, поддерживать на должном уровне, государство вынуждено постоянно и планомерно осуществлять социально-политические, экономические, научно-технические, правовые и собственно организационные мероприятия. Совокупность этих мероприятий, осуществляемых во взаимосвязи, и представляет собой процесс административно-правового регулирования государственной службы и ее отраслевых разновидностей, в том числе государственной правоохранительной службы. При этом именно административноправовой компонент в сфере регулирования государственной правоохранительной службы позволяет обеспечить проведение мероприятий по формированию кадрового состава государственных служащих, реализующих полномочия в сфере правоохранительной деятельности государства, и поддержанию его на должном уровне.

Таким образом, административно-правовой механизм регулирования государственной правоохранительной службы, являясь сложным институциональным образованием, охватывает своим действием комплекс однородных групп общественных отношений в области кадрового обеспечения правоохранительной деятельности.

Содержание административных правоотношений в сфере государственной правоохранительной службы, определяемое

компетенцией правоохранительных органов в сфере обеспечения прав и законных интересов личности, общества и государства, обусловливает наличие специального административно-правового механизма их формирования и реализации.

Механизм административно-правового регулирования государственной правоохранительной службы, по нашему мнению, следует рассматривать как совокупность определенных административно-правовых средств. Данные средства регулирования государственной правоохранительной службы представляют собой различные административно-правовые явления, которые задействованы в административноправовом регулировании и призваны обеспечивать деятельность государственных правоохранительных органов по соблюдению прав и интересов личности, общества и государства, то есть административно-правовые средства регулирования государственной правоохранительной службы - это не любые правовые явления, а только те, которые используются в процессе административно-правового воздействия как инструменты, с помощью которых осуществляется упорядочивание общественных отношений в рассматриваемой области.

Административно-правовые средства, составляющие в своем единстве механизм административно-правового регулирования государственной правоохранительной службы, рассматриваются в качестве элементов этого механизма. Данные элементы можно подразделить на основные и вспомогательные. К основным элементам необходимо отнести нормы административного права, административные правоотношения, акты реализации субъективных прав и обязанностей и акты применения административного права, к вспомогательным

- все остальные административно-правовые средства (нормативные административно-правовые акты, акты толкования норм административного права, правосознание, юридическую технику и др.).

Административные правоотношения в сфере государственной правоохранительной службы характеризуются и наличием особого процессуального института нормативного регулирования, регламентирующего административно-процессуальные и административно-процедурные аспекты деятельности субъектов исполнительной власти в сфере государственной правоохранительной службы. К последним следует

отнести административно-процессуальные нормы, определяющие порядок отбора, расстановки, выдвижения, перемещения и высвобождения кадров государственных служащих; нормы, регулирующие деятельность правоохранительных органов. Служебные правоотношения складываются в процессе профессиональной деятельности государственных служащих правоохранительных органов и по своей юридической природе являются публично-правовыми связями сотрудников с государственны-

щ примечания

1 См., напр.: Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966.

2 Веремеенко И.И. Концепция предмета советского административного права и необходимость ее коррекции // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2008. № 2. С. 67-74.

3 См., напр.: Атаманчук Г.В. Власть и управление в предмете административного права // Административное и информационное право (состояние и перспективы развития). М., 2003. С. 9-16.

4 См.: Козлов Ю.М. Основы советского административного права. М., 1979. С. 11-16.

5 См.: Веремеенко И.И. Концепция предмета советского административного права и необходимость ее коррекции. С. 67-74.

6 См., напр.: Колесников Ю.А. Административно-правовое регулирование страховой деятельности в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006; Арутюнов Д.Р Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в особых экономических зонах Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2006; Чуясов С.В. Административно-правовая организация совершенствования механизма управления электроэнергетикой: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2006; Сакулина Л.Л. Механизм административноправового регулирования реализации права граждан на информацию: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

7 См.: Веремеенко И.И. Концепция предмета советского административного права и необходимость ее коррекции. С. 70.

8 См.: Попов Л.Л. Размышления об административном праве // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы / Отв. ред. Л.Л. Попов и М.С. Сту-деникина. М., 2004. С. 14.

9 Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: В 3 т. М., 2002. Т. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. С. 307.

10 Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 79.

11 См.: Бахрах Д.Н. Административное право: Учеб. М., 1993. С. 3.

12 Дихтиевский П.В. Административно-правовое принуждение в механизме обеспечения личной безопасности: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 127.

13 Килясханов И.Ш. Права и свободы граждан в сфере административно-юрисдикционной деятельности милиции. Омск, 1996. С. 6-8.

14 Шергин А.П. О концепции административной политики // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. М., 2003. С. 14.

15 Шергин А.П. Административная политика в правовом государстве. Административное право и административный процесс: старые и новые проблемы // Государство и право. 1998. № 8. С. 7.

16 Юсупов В.А. Административное право и современность // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. М., 2003. С. 12.

ми правоохранительными органами, посредством которых определяется административно-правовой статус служащих и их место в системе служебной иерархии в государственном аппарате. Кроме того, государственно-служебные правоотношения в правоохранительной сфере складываются по поводу распределения социальных благ и услуг, в связи с предоставлением государственным служащим правоохранительных органов гарантий при прохождении службы.

1 Sm., napr.: Alekseev S.S. Mehanizm pravovogo regulirovanija v socialisticheskom gosudarstve. M., 1966.

2 Veremeenko I.I. Koncepcija predmeta sovetskogo administrativnogo prava i neobhodimost' ee korrekcii // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2008. № 2. S. 67-74.

3 Sm., napr.: Atamanchuk G.V. Vlast' i upravlenie v predmete

administrativnogo prava // Administrativnoe i informacionnoe pravo (sostojanie i perspektivy razvitija). M., 2003.

S. 9-16.

4 Sm.: Kozlov Ju.M. Osnovy sovetskogo administrativnogo prava. M., 1979. S. 11-16.

5 Sm.: Veremeenko I.I. Koncepcija predmeta sovetskogo administrativnogo prava i neobhodimost' ee korrekcii. S. 67-74.

6 Sm., napr.: Kolesnikov Ju.A. Administrativno-pravovoe regulirovanie strahovoj dejatel'nosti v Rossijskoj Federacii: Avtoref. dis. ... d-ra jurid. nauk. M., 2006; Arutjunov D.R. Administrativno-pravovoe regulirovanie predprinimatel'skoj dejatel'nosti v osobyh jekonomicheskih zonah Rossijskoj Federacii: Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2006; Chujasov S.V. Administrativno-pravovaja organizacija sovershenstvovanija mehanizma upravlenija jelektrojenergetikoj: Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Habarovsk, 2006; Sakulina L.L. Mehanizm administrativno-pravovogo regulirovanija realizacii prava grazhdan na informaciju: Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2006.

7 Sm.: Veremeenko I.I. Koncepcija predmeta sovetskogo administrativnogo prava i neobhodimost' ee korrekcii. S. 70.

8 Sm.: Popov L.L. Razmyshlenija ob administrativnom prave // Administrativnoe pravo i administrativnyj process: aktual'nye problemy / Otv. red. L.L. Popov i M.S. Studenikina. M., 2004. S. 14.

9 Starilov Ju.N. Kurs obwego administrativnogo prava: V

3 t. M., 2002. T 1: Istorija. Nauka. Predmet. Normy. Sub#ekty. S. 307.

10 Tihomirov Ju.A. Kurs administrativnogo prava i processa. M., 1998. S. 79.

11 Sm.: Bahrah D.N. Administrativnoe pravo: Ucheb. M., 1993. S. 3.

12 Dihtievskij P.V. Administrativno-pravovoe prinuzhdenie v mehanizme obespechenija lichnoj bezopasnosti: Dis. ... d-ra jurid. nauk. M., 2004. S. 127.

13 Kiljashanov I.Sh. Prava i svobody grazhdan v sfere administrativno-jurisdikcionnoj dejatel'nosti milicii. Omsk, 1996. S. 6-8.

14 Shergin A.P O koncepcii administrativnoj politiki // Aktual'nye problemy administrativnogo i administrativno-processual'nogo prava. M., 2003. S. 14.

15 Shergin A.P. Administrativnaja politika v pravovom gosudarstve. Administrativnoe pravo i administrativnyj process: starye i novye problemy // Gosudarstvo i pravo. 1998. № 8. S. 7.

16 Jusupov V.A. Administrativnoe pravo i

sovremennost' // Aktual'nye problemy administrativnogo i administrativno-processual'nogo prava. M., 2003.

S. 12.

17 Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. М., 2002. С. 48.

18 Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учеб. М., 1997. С. 9.

19 См. подр.: Труфанов М.Е. Применение норм административного права: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007. С. 7; Богандов А.Б. Административно-правовое регулирование лицензионных отношений в Российской Федерации: теоретико-правовые основы, современное состояние, перспективы: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2006. С. 20-25.

20 Шматков А.А. Соотношение правовых и управленческих отношений (на примере деятельности органов внутренних дел): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 6.

21 См.: Кардашов РА. Организационный механизм органа внутренних дел и проблемы его формирования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 11.

22 Кардашевский В.В. Административно-правовое и организационное обеспечение исполнения управленческих решений штабными подразделениями органов внутренних дел (по материалам Главного управления внутренних дел г. Москвы): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 18.

23 Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. С. 400.

24 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 См.: Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. С. 479-485.

26 См.: Тихомиров Ю.А. Административное право на рубеже столетий // Административное право: теория и практика. Укрепление государства и динамика социально-экономического развития. М., 2002. С. 7.

27 Дихтиевский П.В. Административно-правовое принуждение в механизме обеспечения личной безопасности. С. 132.

28 Коренев А.П. Административное право России. М.,

2001. Ч. 1. С. 27.

17 Galligan D., Poljanskij V.V., Starilov Ju.N. Administrativnoe pravo: istorija razvitija i osnovnye sovremennye koncepcii. M., 2002. S. 48.

18 Alehin A.P, Karmolickij A.A., Kozlov Ju.M. Administrativnoe pravo Rossijskoj Federacii: Ucheb. M., 1997. S. 9.

19 Sm. podr.: Trufanov M.E. Primenenie norm

administrativnogo prava: Avtoref. dis. ... d-ra jurid. nauk. M., 2007. S. 7; Bogandov A.B. Administrativno-pravovoe regulirovanie licenzionnyh otnoshenij v Rossijskoj Federacii: teoretiko-pravovye osnovy, sovremennoe sostojanie, perspektivy: Avtoref. dis. ... d-ra jurid. nauk. Rostov n/D, 2006. S. 20-25.

20 Shmatkov A.A. Sootnoshenie pravovyh i upravlencheskih otnoshenij (na primere dejatel'nosti organov vnutrennih del): Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2007. S. 6.

21 Sm.: Kardashov R.A. Organizacionnyj mehanizm organa vnutrennih del i problemy ego formirovanija: Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2007. S. 11.

22 Kardashevskij V.V. Administrativno-pravovoe i organizacionnoe obespechenie ispolnenija upravlencheskih reshenij shtabnymi podrazdelenijami organov vnutrennih del (po materialam Glavnogo upravlenija vnutrennih del g. Moskvy): Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2005. S. 18.

23 Alehin A.P, Karmolickij A.A., Kozlov Ju.M. Administrativnoe pravo Rossijskoj Federacii. S. 400.

24 Tam zhe.

25 Sm.: Tihomirov Ju.A. Kurs administrativnogo prava i processa. S. 479-485.

26 Sm.: Tihomirov Ju.A. Administrativnoe pravo na rubezhe stoletij // Administrativnoe pravo: teorija i praktika. Ukreplenie gosudarstva i dinamika social'no-jekonomicheskogo razvitija. M.,

2002. S. 7.

27 Dihtievskij P.V. Administrativno-pravovoe prinuzhdenie

v mehanizme obespechenija lichnoj bezopasnosti.

S. 132.

28 Korenev A.P Administrativnoe pravo Rossii. M., 2001.

Ch. 1. S. 27. —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.