Научная статья на тему 'К вопросу о понятии культурной ценности: семантическая экспликация'

К вопросу о понятии культурной ценности: семантическая экспликация Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
503
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Ключевые слова
ценность / культурная ценность / смысл / значение / человеческое бытие / субъект / культура / код культуры / аксиология / семантика / value / cultural value / sense / meaning / human being / subject / culture / culture code / axiology / semantics

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — И. Г. Сухина

В статье осуществляется аксиологическое рассмотрение и анализ феномена культурной ценности с мировоззренческой и теоретико-методологической позиции семантики, семантического подхода. Семантика трактуется как философское миропонимание, а не просто структурный раздел семиотики. Ценность представлена главной категорией человеческого бытия, интегрирующей и сублимирующей все его аутентичные – сообразные со смыслом проявления. Культурная ценность представлена ее закономерной праксеологической объективацией, на креативной основе которой конституируется антропогенный мир культуры как мир подлинно человеческого бытия. Отмечено, что в условиях глобализации культурные ценности определяют мировое развитие, его перспективы и приобретают судьбоносный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — И. Г. Сухина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE CONCEPT OF CULTURAL VALUE: SEMANTIC EXPLICATION

In article axiological consideration and the analysis of a phenomenon of cultural value from a world and theoretical and methodological outlook of semantics, semantic approach is performed. Semantics is treated as philosophical understanding of the world, but not just structural section of semiotics. Value is by the main category of human being integrating and sublimating all its authentic – manifestations, corresponding to sense. Cultural value is of it by a practical objectivization on which creative basis the anthropogenous world of culture as the world of originally human being is constituted. It is noted that in the conditions of globalization cultural values define world development, its prospects also gain fatal character.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии культурной ценности: семантическая экспликация»

УДК: 130.2 ГРНТИ: 02.15.61

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ КУЛЬТУРНОЙ ЦЕННОСТИ: СЕМАНТИЧЕСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ

И. Г. Сухина*

Донецкий государственный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского Украина, г. Донецк, 83001, ул. Щорса, 31 * email: suhina_igor@mail.ru

В статье осуществляется аксиологическое рассмотрение и анализ феномена культурной ценности с мировоззренческой и теоретико-методологической позиции семантики, семантического подхода. Семантика трактуется как философское миропонимание, а не просто структурный раздел семиотики. Ценность представлена главной категорией человеческого бытия, интегрирующей и сублимирующей все его аутентичные - сообразные со смыслом проявления. Культурная ценность представлена ее закономерной праксеологической объективацией, на креативной основе которой конституируется антропогенный мир культуры как мир подлинно человеческого бытия. Отмечено, что в условиях глобализации культурные ценности определяют мировое развитие, его перспективы и приобретают судьбоносный характер.

Ключевые слова: ценность, культурная ценность, смысл, значение, человеческое бытие, субъект, культура, код культуры, аксиология, семантика.

ON THE ISSUE OF THE CONCEPT OF CULTURAL VALUE: SEMANTIC EXPLICATION I. G. Suhina*

Donetsk National University of Economics and Trade named after Mykhailo Tugan-Baranovsky 31 Schors St., 83050, Donetsk, Ukraine * email: suhina_igor@mail.ru

In article axiological consideration and the analysis of a phenomenon of cultural value from a world and theoretical and methodological outlook of semantics, semantic approach is performed. Semantics is treated as philosophical understanding of the world, but not just structural section of semiotics. Value is by the main category of human being integrating and sublimating all its authentic - manifestations, corresponding to sense. Cultural value is of it by a practical objectivization on which creative basis the anthropogenous world of culture as the world of originally human being is constituted. It is noted that in the conditions of globalization cultural values define world development, its prospects also gain fatal character.

Keywords: value, cultural value, sense, meaning, human being, subject, culture, culture code, axiology, semantics.

Человеческое бытие именно как бытие с позиции своей (потенциальной и актуальной) смысловой заданности детерминировано ценностями, есть бытие «с позиции ценности». Главная и самая существенная характеристика ценности - (смысловая) значимость. О ценностях, подчеркивает Г. Риккерт [7, с. 55], следует говорить то, что они значат. По словам русского философа Н. Лосского, «...понятие ценности связано с понятием значения.» [6, с. 261]. В общем плане ценность можно определить как нечто значимое вообще, или в позитивном (ценность), или в негативном аспекте (антиценность).

Человеческое бытие погружено в мир ценностей - мир значимых смыслов (священное и профанное, добро и зло, прекрасное и безобразное, истинное и ложное, полезное и бесполезное, любовь и ненависть и т.д.). В ценностях сублимируется смысловое содержание человеческого бытия.

Ценность - это всегда определенное значение или значимость, актуализируемое и утверждаемое во всем многообразии сообразных со смыслом, т.е. подлинных или аутентичных проявлений человеческого бытия.

Ценность универсальна. Под ценностями в их выраженном, предметном состоянии сегодня понимается не только деонтологический «мир должного», но и феномены реального природного, социокультурного, психологического «мира сущего», имеющие смысловую значимость - мировоззренческую, смысложизненную, нормативную, когнитивную и др. для человека/субъекта.

Ценность есть смысловая или смысло-значимая обо-

значенность человеческого бытия. Согласно этому - семантическому (от греч. semantikos - означающий) пониманию ценность есть актуализированный смысл, который раскрывается «вживую» как побудительная значимость, предполагающая субъектное мироотношение; это - удостоверяемая сознанием предметная определенность смысла, проявляющаяся как его значение. Под семантикой понимается теория смысла, указывающая на смысловую сферу мироздания как свой предмет; она трактуется как философское миропонимание, а не просто структурный раздел семиотики, наряду с синтактикой и прагматикой.

Ценность является такой смысловой значимостью, которая содержит в себе субъектное мироотношение, проявляющееся в субъектно-объектном и в межсубъектном плане. Российский философ М. Каган отмечает: «.роль ценностей в жизни общества и культуры двумерна - она проявляется и в отношениях субъекта к объекту и в межсубъектных отношениях.» [3, с. 189]. Сублимирующая все аутентичные (сообразные со смыслом/значением) явления человеческого бытия ценность может быть представлена его главной категорией, интегрирующей все многообразие его проявлений (модификаций). Э. Кассирер констатирует, что «проблема существования человека - это не проблема объективного бытия, а проблема объективной ценности» [4, с. 148].

Аксиологическое (от греч. axia - ценность) обоснование человеческого бытия с позиции его смысло-полага-ющей/утверждающей активности, точнее - субъектности,

18

Juvenis scientia 2016 № 5 | ФИЛОСОФИЯ

раскрывает его сущностную специфику, выявляет присущую ему человечность, очеркивает то, что есть «человеческое в человеке». Тем самым аксиология предстает не просто специальным философским учением о ценностях, но учением о гуманитарном постижении человеком мира.

Учитывая, что на основе ценностей происходит освоение человеком мира и формирование человеческой действительности, аксиология, согласно словам российского философа В. Ильина, предстает «...сводом специальных знаний о гуманитарно-выверенном освоении действительности» [2, с. 11].

В процессе ценностного освоения (на основе ценностного отношения как универсального принципа человеческого мироотношения) доступной действительности, создается, развивается и постоянно воспроизводится антропогенный мир культуры - мир подлинно человеческого бытия, который является результатом праксеологической объективации ценностей. В духе аксиологического обоснования человеческого бытия В. Ильин подчеркивает: «единственно человеческий истинный мир есть мир ценностный, кристаллизуемый на стыке сущего и должного, наличного и потребного» [2, с. 4]. И этим истинным «ценностным миром» человека и его бытия является культура как хронотоп конструктивно-творческой объективации ценностей. Подлинно человеческое бытие следует рассматривать «бытием в культуре».

С позиции аксиологического обоснования культура представляет собой определяемый ценностями универсальный способ сознательно-творческого отношения человека к миру/действительности, удостоверяющий человеческое бытие в его оптимальном и вместе с тем -нормальном состоянии. Культура - самая необходимая образующая человеческого бытия, поскольку она всегда связана и является праксеологией и хронотопом объективации ценностей.

Аксиологическое обоснование культуры указывает на то, что она - не просто организованная совокупность артефактов, она есть мир ценностей или значений, которые человек всегда вкладывает в свои действия и творения.

Ценности представляют собой системообразующее начало культуры, ее предельное основание, ее главный структурный элемент, образующий содержание культурных явлений и форм. Такое (аксиологическое) понимание позволяет представить культуру как ценностно-смысловую тотальность человеческого бытия. Соответственно украинский философ С. Крымский характеризует мир/универсум культуры ценностно-смысловым универсумом человеческого бытия, причем альтернативным вызовам бездны [5, с. 30]. Как утверждает Г.Риккерт, «.во всех явлениях культуры мы всегда найдем воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности, ради которой эти явления были созданы, или, если они уже существовали раньше, взлелеяны человеком. В объектах культуры всегда заложены ценности» [7, с. 55].

Будучи средоточиями смысловых содержаний человеческого бытия, его смысловых порядков, ценности как значения обладают семантическим потенциалом, содержат в себе семантический «посыл», предполагающий его объективацию и обладающий креативной природой. Аксиологическое понимание культуры указывает на то, что любая ценность как определенный человечески-значимый смысл, предполагающий его объективацию и аффирма-цию в соответствующей социокультурной среде, может

быть отнесена к культурным ценностям (именно ценность, а не антиценность).

Ценности, что акцентирует российский философ И. Докучаев [1, с. 222], выступают порождающей моделью человеческой деятельности и со стороны ее процессов, и со стороны ее продуктов, т.е. результатов. Поэтому уместно говорить о ценностях как о культурных ценностях, хотя бы и в перспективе.

Понятие культурной ценности отнюдь не редуцирует понятие ценности как таковой, оно предполагает объективацию ее семантического содержания (потенциала) в различных формах культуротворческой деятельности субъекта, и тем самым - придание ценности соответствующей культурной формы, ее опредмечивание в артефакте, превращение в благо. Так, Г. Риккерт отмечает: «...ценность, превращает действительность в культурное благо» [7, с. 94]; «блага же. могут быть рассматриваемы с точки зрения значимости связанных с ними ценностей» [6, с. 94]. «Прогресс, согласно словам Риккерта, означает. повышение в ценности культурных благ.» [7, с. 99].

Культурная ценность может быть определена как вырабатываемый развитием культуры человечески-значимый и гуманистически-адекватный смысл, конституирующий соответствующую перспективу деятельности в сфере конструктивной, а в предельном выражении - творческой реализации человека-субъекта. Культурная ценность характеризуется идеально-реальной своей целостностью, т.е. целостностью идеального (смысл/значение) и реального (социокультурная предметность артефактов) своих компонентов. Идеально-реальная природа культурной ценности включает определенный смысл/значение или семантему, фиксируемую и выражаемую в присущей культуре знако-во-символической системе, и предметное благо, выступающее в качестве артефакта и связанное с потребностями человека и общества. Так, культура есть неотчуждаемая от человека действительность мира ценностей.

Поскольку, будучи значением, ценность обладает предполагающим конструктивную объективацию семантическим потенциалом, постольку для человека не существует ценности «вообще», для него существует культурная ценность, т.е. ценность, выступающая основанием и началом созидания и развития социокультурной среды его бытия в мире, а также развития самого человека как субъекта объективирующего ценности культуротворчества.

Общезначимая культурная ценность, т.е. ценность, соответствующая коду культуры и позиционированная в соответствующей социокультурной среде, включает три основных семантических слоя значимостей:

1) слой обобщенных мировоззренческих и смысложиз-ненных представлений; 2) слой конкретных значимостей, действенных, будучи удостоверенными в контексте кода культуры, задающего единую систему смысловых координат, и представленного ценностной доминантой или доминирующей ценностью;

3) слой социетальных значимостей, соответствующих межсубъектным отношениям и выступающих нормативными принципами социальных связей.

В пространстве или хронотопе культуры ценности выступают в форме и в качестве: духовной предметности, материальной предметности и социальной (интерсубъективной) предметности межсубъектных отношений. Польский философ Р.Ингарден отмечает то, что «ценность действительно сопряжена и с объективной реальностью,

и с реальностью субъективной, и с реальностью интерсубъективной («бытие-для-другого»)» [8, с. 250].

По сути, культурное пространство как пространственно определенная и организованная социокультурная среда человеческого бытия в мире является объективацией санкционируемой кодом культуры системы ее ценностей.

Культурные ценности в качестве семантем выступают устойчивыми ментальными образами миропредставления, образующимися «наложением» их значений, актуализируемых кодом культуры, на объекты и области действительности, вовлекаемой в социокультурную среду человеческого бытия, связанную с хронотопом культуры. В хронотопе культуры ценности выступают семантическими диспозициями, способствующими осмысленной, целесообразной ориентации и деятельности субъекта. Осваивая мир, человек-субъект охватывает присущей организуемыми кодом культуры ценностями (семантической) «сеткой значений» объекты и области действительности и они инкорпорируются в культуру, становятся неотъемлемой ее частью.

Как таковые культурные ценности ориентированы на их сохранение и постоянное воспроизводство в практике человеческой жизнедеятельности, в культурном пространстве/социокультурной среде человеческого бытия.

Объективация ценности в процессе человеческой деятельности есть порождение культурного явления - артефакта, есть созидание, развитие и воспроизводство культуры; артефакты являются воплощенными ценностями.

Способность к выработке и аффирмации предметных (культурных) ценностей есть подлинно человеческая -культуротворческая способность. Она осуществляется и раскрывает, развертывает свой потенциал на протяжении всей человеческой истории позиционирующей человека и его субъектное бытие «в мире» как «бытие в культуре». Посредством объективации (культурных) ценностей человек конституирует свое бытие в мире, и оно всегда таково, каковы его ценности. Причем «связи, отношения между человеком и миром - не только извечная данность, но и миссия овладения хаосом их бесконечных возможностей, его преобразования и преображения в упорядоченный, обладающий человечески-значимым смыслом космос -универсум культуры. Это преобразование осуществляется посредством объективации ценностей» [9, с. 5].

Такое, удостоверяющее человеческие/гуманитарные факторы бытия и акцентирующее их значимость аксиологическое миропонимание - с позиции (культурной) ценности особенно актуально, поскольку на современном этапе мирового культурно-цивилизационного развития в условиях НТР, тотальной глобализации антропогенного влияния и обострения глобальных проблем тема ценностей обнаруживает свой судьбоносный характер. «Ценности выступают фактором глобального культурогенного влияния, имеющего демиургический характер и определяющим ход мирового развития» [9, с. 6].

Судьбы мира зависят от вопросов аксиологического порядка, в которых акцентируется, интерпретируется и утверждается смысл мирового развития. В связи с этим следует указать на правомерную тенденцию абсолютизации культурных ценностей, их высших - предельно значимых образцов, присущую русской религиозной аксиологии и метафизике культуры.

Вопрос о должном понимании культурной ценности -это вопрос первостепенной актуальности для человека, неотъемлемый от необходимой для личности рефлексии о смысле и возможностях ее бытия, поскольку все истинные начинания и преобразования в мире начинаются с самой личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Докучаев И.И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры / И.И. Докучаев. - СПб.: Наука, 2009. -595 с.

2. Ильин В.В. Аксиология / В.В. Ильин. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - 216 с.

3. Каган М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 205 с.

4. Кассирер Э. Лекции по философии и культуре / Э. Кассирер // Культурология. XX век: Антология. - М.: Юрист, 1995. - С. 104-162.

5. Крымский С.Б. Экспликация философских смыслов / С.Б. Крымский.

- М.: Идея-Пресс, 2006. - 240 с.

6. Лосский Н.О. Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей / Н.О. Лосский // Бог и мировое зло: Сборник / Лосский Н.О. - М.: Республика, 1994. - С. 249-314.

7. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт ; пер. с нем. - М.: Республика, 1998. - 413 с.

8. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии / Л.Н. Столович. - М.: Республика, 1994. - 464 с.

9. Сухина И.Г. Ценности и человеческое бытие в хронотопе культуры: монография / И.Г. Сухина. - Донецк: ГО ВПО ДонНУЭТ, 2016. - 444 с.

Поступила в редакцию 03.09.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.