Научная статья на тему 'К вопросу о политических факторах протестного движения шахтёров России во время перехода к рынку (1992-1999 гг. )'

К вопросу о политических факторах протестного движения шахтёров России во время перехода к рынку (1992-1999 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
102
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ПЕРЕХОД К РЫНКУ / ШАХТЁРЫ / ПРОТЕСТЫ / ФАКТОРЫ / RUSSIA / TRANSITION TO MARKET ECONOMY / MINERS / PROTESTS / FACTORS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соловенко Игорь Сергеевич, Куст Татьяна Сергеевна

В статье выявляются политические причины и факторы протестного движения шахтёров во время перехода к рынку. Определяются этапы и их характерные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON POLITICAL FACTORS OF MINER PROTEST MOVEMENT DURING TRANSITION TO MARKET ECONOMY IN RUSSIA (1992-1999)

The article highlighted the political causes and factors of miner protest movement during the transition to market economy. The stages and their characteristics are determined.

Текст научной работы на тему «К вопросу о политических факторах протестного движения шахтёров России во время перехода к рынку (1992-1999 гг. )»

• 7universum.com

ik UNIVERSUM:

/YY\ ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ОПЫТЕ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАЛМЫЦКОЙ СТЕПИ

Лиджиева Ирина Владимировна

канд. ист. наук, старший научный сотрудник отдела истории, археологии и этнологии Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН

РФ, г. Элиста E-mail: irina-lg@yandex. ru

TO THE QUESTION ABOUT THE HISTORICAL EXPERIENCE OF DEVELOPMENT OF LOCAL SELF-GOVERNMENT OF THE KALMYK STEPPE

Lidzhieva Irina

Candidate of Historical Sciences, senior researcher of the History and Archeology

Department ofKalmyk Institute for Humanities of the Russian Academy of Sciences

Russia, Elista

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема становления и развития института местного самоуправления в Калмыцкой степи в дореволюционный период. Отмечается, что деятельность данного института не проходила стихийно, а регулировалась нормами обычного права и законодательными актами государства.

ABSTRACT

In article the problem of formation and development of institute of local government in the Kalmyk steppe during the pre-revolutionary period is considered. It is noted that activity of this institute didn't take place spontaneously, and was regulated by norms of a common law and state acts.

Лиджиева И.В. К вопросу об историческом опыте развития местного самоуправления Калмыцкой степи // Universum: Общественные науки : электрон. научн. журн. 2014. № 7 (8) URL : http://7universum.com/ru/social/archive/item/1475

Ключевые слова: местное самоуправление, Калмыцкая степь, улусный сход, аймачный сход, выборные должностные лица, приговор.

Keywords: local government, the Kalmyk steppe, ulus gathering, aimak gathering, elected officials, the verdict.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятому 28 августа 1995 г., местное самоуправление — признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. История деятельности местного самоуправления имеет богатый опыт, из которого можно почерпнуть немало полезного, на что указал Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию в апреле 2012 г., подчеркнув важность обращения к дореволюционному опыту местного самоуправления [7].

Изначально местное самоуправление возникло из родовой общины, коллектива, члены которого связаны между собой узами кровного родства. Сородичи вели общее хозяйство, работая на общину, каждый ее член получал часть общей добычи. Больные, старики содержались за счет членов общины. Объединение диктовалось также необходимостью передачи знаний и навыков от поколения к поколению, отсюда власть старейшин, обладающих такими знаниями и жизненным опытом. С развитием общества усложнялись и формы самоорганизации людей. Однако общинные традиции прочно укоренились в сознании народов России, исключением не стал и калмыцкий народ. Цель данной статьи — рассмотрение некоторых аспектов проблемы становления и развития института местного самоуправления калмыков в дореволюционный период.

Первые три статьи Указа Галдан-хана, который входит в состав письменного памятника права «Восемнадцать степных законов», посвящены

обязанностям выборных лиц по осуществлению социальной защиты населения. «Староста каждого отока должен наказывать дэмчи (сборщик налогов) каждых сорока /юрт/, чтобы /повсюду/ собирали всех бедных, обездоленных, которые разбрелись и бродят /по улусам/, и позаботились о них. А дэмчи обязан их собрать. Если не соберет, то взять /с него/ девяток и лишить звания дэмчи. Староста отока должен заботиться обо всех этих бедных наравне со своими /людьми/» [1, с. 63]. Таким образом, один из первых письменных источников права позволяет констатировать наличие института местного самоуправления у калмыков до их добровольного вхождения в состав российского государства.

В первой половине XVII в. калмыки, приняв российское подданство, оказались в иных геополитических условиях, сохранив традиционный образ жизни. Особенности кочевого хозяйствования, трудности и большая доля зависимости от климатических условий способствовали более тесным связям между членами общества и, соответственно, совместному решению вопросов местного значения.

В условиях царской России многие стороны общественной жизни инородцев, к которым относились калмыки, по-прежнему регулировались обычным правом. Именно такая норма, возникшая из практических ценностей и накопленного опыта, была взята за основу и трансформирована в закон. Принимая во внимание значение добровольного вхождения кочевого народа в состав России, царизм постепенно проводил осторожную политику по введению их в общероссийскую вертикаль управления, основываясь на принципах правового плюрализма на низовом уровне.

Стремление к синтезу сложившейся правовой системы местных традиций и обычаев с имперским законодательством проявлялось, в первую очередь, в поддержке института самоуправления, который основывался на родоплеменных связях и нормах обычного права. «Правовые обычаи и законы их являлись в виде заповедей, переходивших в народное сознание как веления племенных вождей, родовых глав и жрецов, освящавших своим авторитетом силу и действие тех обычных норм, которые вырабатывались

путем самой жизни народа, у них между обычаем и законом не могло быть большой разницы, так как тот и другой квалифицировались одними и теми же началами родового быта — началами, которые по замечанию исследователей быта калмыков лежат доселе всего их общественного устройства» [3, с. 16]. При этом сохранение структур традиционной системы управления использовалось не только для повышения эффективности управления, но и для укрепления административной вертикали.

23 апреля 1847 г. Высочайшим указом Николая I было утверждено «Положение об управлении калмыцким народом» [2, с. 349—372], создававшее правовую основу для интеграции калмыков в экономическую, социальную, культурную сферы российского общества. Указанным правовым актом в Калмыкии на законодательном уровне впервые были заложены основы местного самоуправления в форме улусных (улус — административно-территориальная единица Калмыцкой степи) и аймачных (аймак — административно-территориальная единица улуса) сходов, формируемых на принципах выборности должностных лиц, коллективного обсуждения и решения вопросов местного значения. В основных чертах состав и компетенция волостного схода совпадали с улусным, сельского — с аймачным сходами. По мнению К.Н. Максимова, улусные и аймачные сходы по составу и принципам действия более всего напоминали институты сословно-представительных органов, формируемых исключительно на основе цензового представительства [4, с. 194]. Так, часть обычаев и традиций была инкорпорирована в государственную систему права.

В задачу общественного самоуправления входила охрана общественного порядка, безопасность лиц и имущества, паспортный контроль. Важной сферой его деятельности были дела по врачебному благоустройству, народное продовольствие, противопожарные мероприятия, управление хозяйством, сбор податей, контроль за выполнением повинностей.

В улусных и аймачных сходах имели право принимать участие мужчины, достигшие 25-летнего возраста, имеющие собственность и положительную

репутацию. Статус выборных лиц местного самоуправления предполагает наличие не только прав, необходимых для осуществления публичных функций, но и определенных запретов и ограничений. Так, согласно Положению об управлении Калмыцким народом, не имели права быть избранными на выборные должности судимые и состоящие под следствием лица.

В статье 42 Положения об управлении Калмыцким народом оговорен порядок работы схода, где указано, что «Управляющий улусом, прежде всего, внушает собравшимся лицам о важности предстоящего им действия, напоминает, чтобы выбор должностных лиц произведен был из людей достойных, без лицеприятия, и вообще общественные дела обсуждены были по совести». В работе аймачного схода должны были принимать участие зайсанги (правители аймака), по одному от семейства, хотонные (хотон — поселение в составе аймака) старосты и выборные от хотонов калмыки (по одному от пяти кибиток). Извещение о проведении схода объявлялось за две недели в аймаке — через родового зайсанга или старшину, а в хотоне через старосту. Явка на сходы для участников была обязательна, и отсутствие без уважительных причин влекло за собой штраф в размере одного рубля серебром в пользу общественного сбора. Параграф 49 Положения 1847 г. указывает причины, по которым допускается неявка на сход: отъезд из улуса по разрешению и болезнь. В случае отсутствия законного числа участников, сход считался не состоявшимся, попечителю улуса предписывалось «принять меры к созыву в удобное для калмыков время улусного схода, а также обсудить вопрос о причинах, препятствовавших успешному созыву схода» [5]. Улусные сходы созывались главным попечителем один раз в три года и проводились под председательством управляющего (владельца или правителя).

На аймачных сходах, проходивших под председательством зайсанга, избирались старшина для управления аймаком, хотонные старосты и по два кандидата на каждую должность, обсуждалось распределение и выполнение натуральных повинностей, назначались опекуны над сиротами, а также другие вопросы, связанные с общественными делами.

Следует отметить, что улусные сходы собирались с трудом и не всегда в установленные сроки, так как их созыв был сопряжен со значительными финансовыми и временными затратами для степняков, что определялось обширностью территории кочевий. Лучше дела обстояли с аймачными сходами, которые созывались всегда на месте. Эти сходы собирались по мере необходимости в сроки, назначаемые Палатой государственных имуществ. Решения, принятые на самовольно созванных сходах, не имели юридической силы, лица, участвовавшие в составлении приговоров, могли быть привлечены к ответственности и подвергнуты наказанию. В связи с этим следует указать, что основными принципами организации местного самоуправления в указанный период стали выборность, цензовость, а основными принципами деятельности — подзаконность, самостоятельность, территориальная ограниченность, подконтрольность и юридическая ответственность.

Эффективная деятельность институтов местного самоуправления зависела от уровня грамотности лиц, занимавших общественных должности, но и в этом случае имели место обращения в Управление калмыцким народом с просьбой «о пояснении функций аймачных старшин и хотонных старост, в связи с совершенным непониманием ими своих обязанностей» [6, л. 1]. Для четкой регламентации деятельности аймачных старшин и хотонных старост была разработана «Инструкция аймачным старшинам и хотонным старостам» [6, л. 252—257], утвержденная главным попечителем калмыцкого народа 15 сентября 1894 г. Согласно данному документу в ведомстве управляющего аймаком состояли все хотоны, а также лица, временно проживающие на территории аймака с разрешения улусного попечителя. В соответствии с Инструкцией аймачные старшины наделялись административными (например, принятие мер по обеспечению благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки), фискальными (исполнение денежных и натуральных повинностей), надзорными (контроль за общественной безопасностью и правопорядком) полномочиями. Особую заботу старшина должен был проявлять в отношении морального облика

калмыков, чтобы не распространялись пьянство, разврат, азартные карточные игры, и «стараться вообще искоренить наклонности к порокам».

При аймачных сходах не было никаких канцелярий, но их решения также оформлялись в виде приговора, подписанного всеми проголосовавшими лично, а за неграмотных — доверенными лицами, и скреплялись печатью старшины, а также предоставлялись в улусное управление одним из выборных.

В первой половине XIX в. текст приговора оформлялся на двух языках, русском и калмыцком, и имел четко определенную форму с указанием даты проведения, лиц, принявших участие в работе схода — аймачных старшин, хотонных старост, количества выборных и указанием конкретных вопросов, рассмотренных на сходе, и формулировкой принятых решений. Приговоры фиксировали определенные нормы, имеющие правовую силу на конкретной территории. Форма изложения на протяжении всего рассматриваемого периода не изменялась, представляя собой разновидность делопроизводственной документации органов местного самоуправления. Общественные приговоры представляли собой письменный документ с обязательными элементами формуляра, несоблюдение которых делало его дефектным. Приговоры схода записывались в особую книгу. Таким образом, общественный приговор представляет собой нормативно-правовой акт, поскольку содержит характерные признаки данного источника права: обязательность, формальную определенность и общеизвестность.

Исторический опыт развития человечества показывает, что местное самоуправление выгодно и населению, и государству. Предоставленная самостоятельность позволяет раскрываться инициативе людей, за счет чего находятся дополнительные местные ресурсы для всеобщего блага. Государство делегирует данному институту ряд своих полномочий, при этом получая эффективное решение проблем местного значения. Но следует отметить, что деятельность данного института не проходила стихийно, регулировалась нормами обычного права, а затем законодательными актами государства. Таким образом, история местного самоуправления Калмыцкой степи содержит

обширный практический опыт, учитывающий национальные и географические

особенности, который, безусловно, заслуживает внимания и может быть

использован в современных условиях.

Список литературы:

1. Антология памятников права народов Кавказа. Т. 9. Памятники права калмыков / под ред. Шапсугова Д.Ю. — Элиста — Ростов н/Д, 2012. — 455 с.

2. Высочайше утвержденное Положение об управлении Калмыцким народом от 23 апреля 1847 г. // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Второе. Том XXII. Отделение первое. 1847 г. — СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1848. —С. 349—372.

3. Леонтович Ф.И. К истории права русских инородцев. Древний монголо-калмыцкий (ойратский) устав взысканий. — Одесса, 1879. — 439 с.

4. Максимов К.Н. Калмыкия — субъект Российской Федерации. — М., 1995. — 320 с.

5. Национальный архив Республики Калмыкия (НА РК). Ф. И-29. Оп. 5. Д. 2154. Л. 121.

6. НА РК Ф. И-9. Оп. 5. Д. 135. Л. 1.

7. Послание Президента Федеральному собранию 12 декабря 2012 г. / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/news/17118 (дата обращения: 04.06.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.