Научная статья на тему 'К вопросу о показателях социального развития регионов Российской Федерации'

К вопросу о показателях социального развития регионов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1792
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ / РЕГИОН / SOCIAL POLICY / SOCIAL / TERRITORIAL DIFFERENTIATION-SOCIATION / SOCIAL DEVELOPMENT MANAGEMENT / REGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шмидт А.Н., Банников А.Ю., Соколов Д.С.

В статье рассмотрена система показателей, характеризующих социальное развитие регионов Российской Федерации. В частности, исследуются проблемы территориальной дифференциации качества жизни населения. Установлено, что наличие весьма серьезных социальных проблем связано с очень высоким уровнем имущественного расслоения общества, достаточно низкими в сравнении со многими европейскими странами, социальными гарантиями, отсутствием стабильной и эффективно функционирующей социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION OF SOCIAL DEVELOPMENT INDICATORS OF THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article describes a system of indicators characterizing social development of the regions of the Russian Federation. In particular, we study the problem of territorial differentiation of quality of life. It has been established that the presence of the very serious social problems due to the very high level of property stratification of society, quite low compared with many European countries, social security, the lack of a stable and well-functioning social sphere.

Текст научной работы на тему «К вопросу о показателях социального развития регионов Российской Федерации»

К ВОПРОСУ О ПОКАЗАТЕЛЯХ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.Н. Шмидт, д-р полит. наук, канд. экон. наук, профессор А.Ю. Банников, канд. геогр. наук Д.С. Соколов, канд. экон. наук

ФГБНИУ «Совет по изучению производительных сил» (Россия, г. Москва)

Аннотация. В статье рассмотрена система показателей, характеризующих социальное развитие регионов Российской Федерации. В частности, исследуются проблемы территориальной дифференциации качества жизни населения. Установлено, что наличие весьма серьезных социальных проблем связано с очень высоким уровнем имущественного расслоения общества, достаточно низкими в сравнении со многими европейскими странами, социальными гарантиями, отсутствием стабильной и эффективно функционирующей социальной сферы.

Ключевые слова: социальная политика, социальная сфера, территориальная дифференциация, управление социальным развитием, регион.

Одной из главных задач современного государства является проведение эффективной социальной политики. Социальные ценности в двадцать первом веке являются приоритетными во всех цивилизованных странах, и все остальные государственные задачи подчинены этому приоритету. Именно по уровню развития социальной сферы, зачастую в первую очередь и оценивается эффективность деятельности правительства в целом. Одно из определений социальной политики: «социальная политика - это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект» [1].

Социальная политика направлена на непрерывное улучшение уровня жизни и безопасности населения, обеспечение условий для всестороннего развития личности, решение проблемы бедности и любого неравенства, оказание социальной и психологической помощи социально незащищенным группам граждан, обеспечение трудоустройства и справедливых условий труда работающего населения.

Россия отличается высоким уровнем дифференциации социально-

экономического развития регионов, поэтому важнейшей задачей является способствование равномерному развитию социальной сферы различных регионов; анализ и мониторинг социальной политики, проводимой на уровне каждого региона с учетом его уникальных особенностей и учитывая общенациональные задачи. Целью региональной социальной политики является обеспечение устойчивого социального развития региона и повышения качества жизни населения региона. Основной сферой, влияющей на социальное развитие региона и предоставляющей для него потенциал (ресурсную базу), является социальная сфера.

В составе ресурсов, относящихся к социальной сфере региона, выделяются:

- социальная инфраструктура, социально-демографический потенциал территории;

- национальный состав, средняя продолжительность жизни, уровень заболеваемости и др.;

- трудовой потенциал (занятость трудоспособного населения, общие трудовые ресурсы и их характеристики - профессиональные, образовательные, социально-демографические и пр.);

- мотивационный и социально-психологический потенциал [2].

Для осуществления управления социальным развитием региона, необходимо выделить группы показателей, характеризующих переменные, включенные в процесс функционирования социальной системы. Система экономических показателей, форм их проявления и механизмов действия позволяет приступить к решению основной методологической задачи - построению системы показателей социального развития [3, 4].

Относительно того, какие показатели можно отнести к числу показателей, характеризующих ситуацию в социальной сфере, не существует единства мнений. На наш взгляд, необходимо отталкиваться от комплексного понятия «качество жизни». Рассмотрим основные показатели, с помощью которых можно оценить социальную ситуацию в регионе, разбив их на группы.

В первую группу включаются показатели, непосредственно отражающие уровень жизни населения региона:

- средний душевой доход населения региона;

- разрыв в доходах между 10% самых богатых и 10% самых бедных жителей региона;

- индекс цен на потребительские товары («стоимость жизни»);

- соотношение доходов населения и цен в регионе;

- динамика потребительского кредитования и задолженности населения по потребительским кредитам (включая ипотечные);

- среднемесячная заработная плата работающих в региональной экономике;

- минимальный размер оплаты труда в регионе;

- численность и доля населения, живущего за чертой бедности в регионе;

- средний размер пенсии и социальных льгот, пособий;

- общий объем потребления населением материальных благ и структура расходов;

- обеспеченность населения жильем;

- обеспеченность населения основными товарами длительного пользования (автомобили, бытовая техника, и.т.д.).

В свою очередь, каждый из этих показателей можно разложить на более частные показатели, эта группа показателей наиболее обширная. Эти показатели помогают оценить возможные диспропорции в уровне жизни населения различных регионов и определить меры и способы их сглаживания и предотвращения. Также, с помощью мониторинга значений этих показателей можно определить основные направления социальной политики и рассчитать необходимые для этого ресурсы; спрогнозировать уровень благосостояния населения, вырабатывать меры материальной поддержки различных групп населения; спрогнозировать потребности населения в товарах длительного пользования, их платежные возможности и меры поддержки предприятий и организаций, выпускающих необходимую продукцию.

По уровню доходов населения, по данным Российского статистического ежегодника за 2014 год, лидируют Ненецкий и Ямало-ненецкий АО, Москва, Магаданская область, Сахалинская область, Ханты-Мансийский АО, Московская область, Мурманская область. Наименее благополучная ситуация в республиках Калмыкия, Марий Эл, Ингушетия, Карачаево-Черкесская, Алтай, Тыва, Кабардино-Балкарская. Как правило, по доходам учителей, врачей, других «бюджетников» лидируют примерно те же регионы, и те же находятся в числе отстающих.

Интересно также рассмотреть показатель минимального размера оплаты труда, его значения по регионам. МРОТ в Москве в 2014 году составлял 12600 рублей. Далее по размеру минимальной зарплаты Сахалинская область - 11050 рублей. Так же в лидерах рейтинга Магаданская область, Новосибирская, Ямало-Ненецкий автономный округ. В среднем по всем этим регионам МРОТ составляет 11000 руб. К сожалению, в России есть немало регионов, где МРОТ не превышает 5554 рубля, то есть установленный на федеральном уровне. Сюда можно записать большую часть

регионов России. Вот лишь некоторые из них: Белгородская, Владимирская, Воронежская, Брянская, Ивановская, Костромская, Липецкая, Орловская, Смоленская, Тамбовская области. Помимо этих субъектов, в аутсайдеры попали Республика Коми, Вологодская область, Ярославская, Архангельская, Новгородская, Псковская, Ненецкий автономный округ, Республика Адыгея, Республика Калмыкия. Практически весь Северо-Кавказский федеральный округ, за исключением Кабардино-Балкарской республики. В Приволжском федеральном округе выделилась в лучшую сторону Республика Марий Эл [5].

Имущественное и социальное расслоение общества является характерным показателем уровня жизни. Статистические обзоры систематически публикуют отчёты о социально-имущественной структуре населения, которые в значительной степени различаются по социальному составу. В отчетах центральных статистических органов встречаются разные группировки. Например, выделяются следующие пять групп: 1) богатые, 2) относительно обеспеченные («средний класс»), 3) переходный слой населения, 4) бедные, 5) нищие [6].

В целом отмечается, что в РФ равенство доходов в регионах - это признак бедности и депрессивности. Самое низкое расслоение в стране демонстрируют самые депрессивные, слаборазвитые и небогатые регионы. Доходное неравенство в регионах лучше всего улавливается при расчете коэффициента фондов. Как показывает статистика, разрыв между 10% самого богатого и 10% самого бедного населения в столице на данный момент составляет около 29 раз, а в богатых нефтегазодобывающих Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах - примерно 20 раз. Слаборазвитые и депрессивные регионы - такие как Ивановская и Владимирская области - демонстрируют почти вдвое меньший разрыв: всего 10-11 раз. Экономический рост регионов способствовал тому, что в цепочке перераспределения ближе к новым поступлениям оказывались те категории граждан, которые из-

начально были богаче. В итоге богатые богатели еще быстрее, а бедные или продолжали беднеть, или сохраняли свои доходы на прежнем уровне [7, 8].

Пенсии в России, в среднем, по-прежнему очень малы. По сведениям Пенсионного фонда средний размер трудовой пенсии по старости в 2014 году составляет около 11,5 тыс. руб., социальная - 7,5 тыс. руб. При этом в различных субъектах страны он может значительно отличаться друг от друга. Величина пенсий зависит от условий проживания в регионе, а также уровня доходов граждан. Максимальные выплаты начисляются в столичных городах, а также северных районах страны [9].

Следующую группу составляют показатели, характеризующие качество рынка труда и условия труда в регионе:

- уровень безработицы в регионе;

- уровень развития теневой и «неформальной» занятости (с недостаточностью или отсутствием социальных гарантий работнику);

- средняя заработная плата экономически активного населения;

- доходы лиц, занятых в сельскохозяйственной сфере;

- наличие специальных программ поддержки социально уязвимых и неконкурентоспособных на рынке труда групп населения.

Среди регионов России по численности безработных, по данным Российского статистического ежегодника, лидируют Чеченская республика (175 тысяч человек), Краснодарский край (160 тысяч человек), республика Дагестан (153 тысячи человек), Свердловская область (136 тысяч человек), Ростовская область (129 тысяч человек), республика Башкортостан (116 тысяч человек), Москва (111 тысяч человек), Московская область (108 тысяч человек). Но если в Москве и Московской области высокая численность безработных связана, в том числе, с высокой численностью населения, то в республиках это связано в большей степени с экономическими проблемами.

В целом по России численность экономически активного населения в возрасте

15-72 лет (занятые + безработные) в июле 2015 г. составила 77,2 млн.человек, или 53% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 73,1 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,1 млн. человек -

как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). Динамика безработицы по методологии МОТ показана на рисунке 1.

Рисунок. Уровень безработицы по методологии МОТ (в % от экономически активного населения) [10]

Виден резкий рост показателя в начале 2015 года, затем как будто бы наметился спад роста безработицы. Но в связи с усугублением экономического кризиса и ожиданием новой волны сокращений государственных служащих и занятых в частном секторе, вряд ли можно ожидать благополучной ситуации по этому показателю.

Далее выделим группу показателей социальной напряженности:

-уровень преступности в регионе;

-количество забастовок, социальных конфликтов в регионе.

В условиях резкого обострения экономического кризиса, вероятность социальных конфликтов и роста преступности существенно повышается в России и диктует необходимость постоянного мониторинга этих показателей, влияющего на стабильность всей социальной сферы.

Следующую группу составляют демографические показатели:

- средняя продолжительность жизни в регионе;

- показатели рождаемости и смертности в регионе;

- миграционный приток.

В России можно выделить четыре «ядра» регионов с выраженной демографиче-

ской и социальной спецификой: Области Центра и Северо-Запада Европейской России, для которых характерны высокие темпы депопуляции вследствие естественной убыли и старения, самая высокая доля пожилого населения, особенно в сельской местности, и низкая доля детей. Из этих регионов более ста лет шел мощный миграционный отток в крупнейшие города страны. Демографическая депрессивность здесь переросла в социальную: высок уровень смертности мужчин трудоспособного возраста, что свидетельствует о проблеме алкоголизма и маргинализации. В результате депопуляции исчезло множество сельских поселений и заселенные территории «сжались».

Агломерации федеральных городов с высокой долей трудоспособного населения и минимальной долей детей. Население федеральных городов постарело (в Санкт-Петербурге доля населения старше трудоспособного возраста составляет 25, в Москве - 23 процента), но это следствие увеличившейся ожидаемой продолжительности жизни, что связано с более высокими доходами и доступностью качественных медицинских услуг. Больше половины «молодых» пенсионеров сохраняют трудо-

способность и продолжают работать. Численность населения столичных агломераций растет за счет мощного притока мигрантов, которых привлекает огромный рынок труда и более высокая заработная плата.

Регионы Севера и Северо-Востока с высокими темпами депопуляции, что объясняется сильным миграционным оттоком в 1990-е годы из-за проблем с занятостью и в связи с удорожанием жизни в рыночных условиях. В советское время в этих регионах наблюдался заметный миграционный приток, поэтому возрастная структура населения здесь пока еще благоприятна для экономики: повышена доля трудоспособного населения, значительна доля детей, мало пожилых. Для севера и востока страны также характерно «сжатие» заселенных территорий.

Республики Северного Кавказа, где не завершен демографический переход; для них характерна повышенная рождаемость и многодетность, омоложенная возрастная структура. В остальных регионах демографическая специфика выражена не так четко или в разных вариациях сочетает вышеописанные черты. Например, слаборазвитые республики юга Сибири (Тыва, Алтай) не завершили демографический переход, но, в отличие от республик Северного Кавказа, их население маломобильно и маргинализовано из-за массового алкоголизма [11].

Показатели, характеризующие образовательный уровень населения региона и образовательную систему:

- доля населения с высшим образованием;

- численность студентов и аспирантов;

- численность школьников;

- число в регионе образовательных учреждений: школ, вузов, училищ, и т.д.

По числу образовательных учреждений с очень большим отрывом от других субъектов лидируют Москва (268) и Санкт-Петербург (90). Краснодарский край (34), республика Татарстан (33), Московская область (32) , Свердловская область (32). В то же время, существуют регионы, где число высших образовательных учрежде-

ний крайне невелико: Магаданская область (1), Новгородская область (1), республика Калмыкия (1), Сахалинская область (2), республика Ингушетия (2) или вообще отсутствуют: республика Тыва, Ямало-Ненецкий АО, Чукоткий АО.

Показатели, характеризующие состояние здравоохранения в регионе:

- обеспеченность населения региона больницами;

- показатели заболеваемости населения в регионе;

- обеспеченность больниц необходимым оборудованием;

- обеспеченность населения лекарствами.

Жилой фонд Российской Федерации на конец 2014 г. составляет 3369 миллионов кв. метров, из которых 93,9 миллионов кв. метров (менее 3% по состоянию на 2013 г.) относятся к категории аварийного и ветхого жилья [12]. В целом по России ситуация с обеспеченностью населения жильем заметно улучшилась, и темпы строительства жилья достаточно высоки. Однако разница по этому показателю в регионах очень велика. Его значение варьируется от 12-13 кв. метров в Чечне, Туве и Ингушетии до 30 кв. метров на Чукотке, в Московской и Магаданской областях. При этом темпы роста по регионам существенно разнятся. Так, за 10 лет обеспеченность жильем в Москве, Дагестане, Карачаево-Черкесии, Туве и Псковской области не увеличилась или выросла меньше чем на метр. По подсчетам экспертов, несколько регионов страны с 2001 по 2010 год испытали настоящий строительный бум.

Обеспеченность автомобилями в России пока в 2 раза ниже, чем в развитых европейских странах, и в 3 раза - чем в США. В то же время она из года в год растет. И даже при отсутствии положительной динамики рынка этот показатель будет продолжать стабильно расти. Наиболее обеспеченные автомобилями в пересчете на каждую тысячу жителей регионы, согласно рейтингу АА «Автостат», - Приморский край (572 шт.) и Камчатский край (458 шт.). Одной из причин столь высоких показателей эксперты считают то, что че-

рез Дальний Восток идет ввоз подержанных иномарок из Японии. Не исключено, что какая-то часть из них, «уходя» вглубь страны, продолжает числиться на учете в Приморье и на Камчатке. Фактическая же обеспеченность в этих регионах может быть на уровне других лидеров рейтинга -300-350 автомобилей на 1000 жителей. На третье место по численности автомобилей

на тысячу жителей вышла Калужская область (344 шт.), на четвертое - Подмосковье (340 шт.). Замыкает пятерку лидеров Калининградская область (336 шт. на 1000 жителей) [13].

Далее рассмотрим ситуацию по некоторым из перечисленных показателей по макрорегионам России, основываясь на данных Росстата (табл. 1).

Таблица 1. Основные социальные показатели по федеральным округам РФ (по состоя-

нию на 01.01.2014 г.)

Федеральный округ Число образовательных организаций высшего профессионального образования Численность безработных, тыс. чел. Среднедушевые доходы населения (в месяц, рублей) Заболеваемость на 100 чел. Число зарег. преступлений на 100000 чел.

Центральный 428 698 33467 720 1358

Северо -западный 131 327 26167 856 1458

Южный 85 452 21842 723 1271

СевероКавказский 65 586 18900 687 748

Приволжский 168 767 21864 873 1403

Уральский 73 373 28894 834 1836

Сибирский 114 711 20454 869 2091

Дальневосточный 51 224 28929 832 2141

Из таблицы видно, что по числу образовательных организаций Центральный федеральный округ очень существенно (почти в 4 раза) опережает другие федеральные округа. По числу безработных лидируют Приволжский и Сибирский федеральные округа, достаточно велика их численность и в Центральном ФО.

По доходам населения благополучнее всего ситуация в Центральном федеральном округе, далее идут Дальневосточный и Уральский федеральные округа, хуже всего показатель в Северо-Кавказском федеральном округе.

По заболеваемости населения ситуация в Центральном ФО заметно лучше, чем в

преступности в целом явно прослеживается тенденция роста этого показателя по мере удаления от Центрального ФО на восток.

В целом по всем группам показателей социальной сферы дифференциация в российских регионах очень велика.

Наиболее комплексным показателем, отражающим внутренние условия и характеристики социально-экономического развития регионов Российской Федерации, является показатель: индекс развития человеческого потенциала - интегральный показатель, рассчитывается ежегодно для измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия.

других федеральных округах. По размеру

Библиографический список

1. Котилко В.В., Саралидзе А.М. Социальная политика и сфера услуг. Владимир: ВГУ, 2004. - 160 с.

2. Е.А. Лубашев теоретические основы социального развития регионов // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vestnik.igps.ru/wp-content/uploads/V53/27.pdf (дата обращения: 13.01.2016)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Байдлова О.В. Социальные показатели регионального развития: методология и методическое обеспечение исследования // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Филос. 2012. №1 (16) - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.volsu.ru/struct/generalservices/publish/vestniki/lastmagazine/ser-7-philosophy-1-16-2012Z3.pdf (дата обращения: 13.01.2016)

4. Овчаренко А.Н., Красноселов Д.К. Стратегическое планирование и стратегии обновления // Социальная политика и социология. - 2010. - №11 (65). - С. 6-21.

5. Минимальная зарплата в России в 2014 году по регионам - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.monway.ru/537-minimalnaya-zarplata-v-rossii-v-2014-godu-po-regionam/ (дата обращения: 13.01.2016)

6. Горшенина Е.В. Региональные экономические исследования: теория и практика. Монография. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. - 203 с.

7. А. Башкатова Расслоившаяся Россия - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ng.ru/economics/2012-03-05/1_rassloenie.html (дата обращения: 13.01.2016)

8. Томилина Н.С. Конкуренция или кооперация на бюджетном пространстве России // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2014. - Т. 5. № 42. - С. 142-146.

9. Соколов Д.С., Урдашев Б. Новый этап в развитии финансов пенсионной системы: производные инструменты // Общество и экономика. - 2010. - № 3-4. - С. 130-136.

10. Занятость и безработица в Российской Федерации в июле 2015 года (по итогам обследований населения по проблемам занятости) - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/168.htm (дата обращения: 13.01.2016)

11. Зубаревич Н.В. Социальная дифференциация регионов и городов России // Центр гуманитарных технологий - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/5278 (дата обращения: 13.01.2016)

12. Россия в цифрах - 2015 г. - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/IssWWW.exe/Stg/d01/07-15.htm (дата обращения: 13.01.2016)

13. За год число автомобилей на тысячу жителей РФ выросло на 6,6% // Сайт «За рулем» - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.zr.ru/content/news/628830-sostavlen-rejting-regionov-po-chislu-avtomobilej-na-1000-zhitelej/ (дата обращения: 13.01.2016)

THE QUESTION OF SOCIAL DEVELOPMENT INDICATORS OF THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

AN Schmidt, doctor ofpolitical science, candidate of economic science, professor

AY Bannikov, candidate of geographical sciences

DS Sokolov, candidate of economic science

FGBNIU "Council for study of productive forces"

(Russia, Moscow)

Abstract. The article describes a system of indicators characterizing social development of the regions of the Russian Federation. In particular, we study the problem of territorial differentiation of quality of life. It has been established that the presence of the very serious social problems due to the very high level of property stratification of society, quite low compared with many European countries, social security, the lack of a stable and well-functioning social sphere.

Keywords: social policy, social, territorial differentiation-sociation, social development management, region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.