Научная статья на тему 'К вопросу о плате за негативное воздействие на окружающую среду'

К вопросу о плате за негативное воздействие на окружающую среду Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1466
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о плате за негативное воздействие на окружающую среду»

выводы и перспективы дальнейших научных наработок в данном направлении. Сущность, функции и виды экологической инфраструктуры определяют особенности выбора механизмов, форм, направлений и инструментов разработки и реализации государственно-частного партнерства. Перспективными направлениями дальнейших исследований становятся анализ составляющих принятия решения государственными органами власти о целесообразности использования механизмов государственно-частного партнерства в развитии экологической инфраструктуры, определение критериев выбора и определения вида экологической инфраструктуры перспективного для внедрения механизмов партнерства, проведение предварительной оценки вклада применение указанных механизмов и нейтрализация негативных тенденций в сфере природопользования, разработка концепции внедрения механизмов государственно-частного партнерства в развитии экологической инфраструктуры.

Литература:

1. Войнатовская М.А. Институт частно-государственного партнерства на транспорте /М. А. Войнатовская //Транспортное право. - 2006. - №1. - С. 4-7.

2. Варнавский В. Г. Партнерство государства и частного сектора: теория и практика/ В. Г. Варнавский // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - №7. - С. 28-37.

3. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство в России [Електроннний ресурс]. - Режим доступа: / В. Г. Варнавский Государственно-частное партнерство в России //http:// www.strana-oz.ru./? numid=21&article-988

4. Мамлеева Я. В. Организационно-экономические инструменты развития экологического предпринимательства: автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. эконом. Наук: спец.08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика природопользования)» /Я. В. Мамлеева. - Уфа, 2008. - 20 с.

5. Мартусевич Р. О. Государственно-частное партнерство в коммунальном хозяйстве // Мартусевич Р., Сиваве С., Хомченко Д. - М.: «Фонда Института экономики города», 2006. -244 с.

6. Михеев В. А. Государственно-частное партнерство в реализации приоритетных национальных проектов [Електроннний ресурс]. - Режим доступа: //http:// www.c-society/ ru .wind.php?

7. Мишенин Г. В., Мишенина Г. Г. Концептуальные основы развития механизмов государственно-частного партнерства в лесо-ресурсной сфере / Г. В. Мишенин, Г. Г. Мишенина //Економист. - 2010. -№12. - С.23-26.

8. Полякова О. М. Государственно-частное партнерство в Украине / О.М.Полякова //Коммунальное хозяйство городов. Научно-технический сборник. -№ 87. - УГАЖТ, Харьков, 2009. - С.317-322.

9. Хвесик М. А., Голян В. А., Хвесик Ю. М., Деми-дюк С. М. Формирование институциональной среды предпринимательской деятельности в сфере природопользования: инвестиционно-инновационный аспект: монография / М.А Хвесик, В. А. Голян, Ю. В. Хвесик, С. М. Демидюк. - Луцьк: ПВД «Твер-диня», 2010. - 488 с.

10. О глобальном экологическом фонде / Программа Малых Грантов в Казахстане. Режим доступа: http:// gefsgp.un.kz/about/

11.Министерство сельского хозяйства РК. Режим доступа: http://mgov.kz/perechen-mezhdunarodnyh-organizatsij/

12. Метелев С.Е., Гончарова О.В. Методологические аспекты эколого-экономической оценки перехода общества к устойчивому развитию // Проблемы современной экономики. - 2010. - №2 (34).

13. Метелев С.Е., Зинченко А.Г.Экологическая безопасность региона как основа его устойчивого развития. На примере юга Западной Сибири // Закон и право. - 2006. - № 2. С.15-19.

14. Метелев С.Е ., коллектив авторов. Экономические и экологические проблемы в меняющемся мире / Монография. - Санкт-Петербург, НПК «РОСТ», 2010. - 326 с.

К ВОПРОСУ О ПЛАТЕ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

марьин Е.в.,

к.ю.н, доцент, РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным[6].

Действующим Бюджетным кодексом РФ в статьях 51, 57 и 62 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду отнесена к

неналоговым доходам бюджетов и распределяется по следующим нормативам: 20 % - в федеральный бюджет, 40 % - в бюджет субъекта РФ, 40 % -в местный бюджет [2].

Существуют различные точки зрения относительно правовой природы, формы платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В экологической и экономической науках различается три формы платы за негативное воздействие на окружающую природную среду: налог, сбор и платеж, имеющий гражданско-правовой характер [3]. Однако ни одна из названных форм платы в настоящий момент законодательно не закреплена, что в некоторой степени порождает правовой вакуум при определении платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Разграничение понятий налога и неналогового платежа приобретает в современных условиях принципиально важный характер. Это и предотвращение перетекания налогов в неналоговые платежи, и ограничение объема самих неналоговых платежей; они, как и налоги, также имеют предел изъятия, превышение которого ведет к распаду хозяйствующего субъекта, либо подавляет деловую активность физического лица.

В условиях крайней динамичности законодательства об охране окружающей среды до настоящего времени актуальным остается вопрос об установлении федеральным законом формы платы за негативное воздействие на окружающую среду.

С проблемой определения правовой природы и формы платы за негативное воздействие на окружающую среду тесно связана проблема реализации основной цели взимания таких платежей - стимулирование природопользователей к рациональному использованию природных ресурсов и обеспечения благоприятной окружающей среды.

Одной из главных задач законодательной деятельности является стимулирование природополь-зователей к рациональному использованию природных ресурсов, однако в нашей стране часто данную задачу отодвигает задача пополнения бюджета, а на практике большую роль еще играет также коррупционной фактор при администрировании данной платы.

Вопрос о том, какой субъект обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, а именно внесение платы за размещение отходов производства и потребления, имеет большое значение в решении вопроса о стимулировании природопользователей к рациональному использованию природных ресурсов. Необходимо внести изменения, которые обеспечивали бы стимулирующую функцию коэффициентов, применяемых к нормативу платы.

Следующее направление в совершенствовании правового регулирования платы за негативное воздействие на окружающую среду является целевое использование платы за негативное воздействие на окружающую среду, необходимости обеспечения экологической и экономической эффективности распределения и расходования платежей.

В настоящее время плата за негативное воздействие на окружающую среду является источником доходов бюджета не предполагающим целевого использования. Это приводит к тому, что существующая система взимания данных платежей не может полноценно обеспечить формирование источников финансирования природоохранных мероприятий, стимулирование сокращения негативного воздействия.

Установка «загрязнитель платит» прочно устоялась в российском законодательстве, однако на смену данной концепции должна прийти предложенная концепция «зеленой» экономики, где плата за негативное воздействие на окружающую среду должна предусматриваться не только за загрязнение «от источника», стоимость природы должна быть включена в процесс ценообразования на всех этапах жизненного цикла, что должно привести к снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Анализ правового регулирования платы за негативное воздействие указывает на существование проблемных аспектов, из-за которых не осуществляется в полную силу стимулирующая функция платы. Во-первых, отсутствие правового установления целевого использования такой платы, как и в случае с платой за пользование природными ресурсами. Данная проблема несет в себе угрозу преобразования платы негативное воздействие на окружающую среду «из оригинальной правовой формы, сложившейся (хотя и не окончательно) в рамках экологического законодательства, аналогов которой нет ни в налоговом, ни в гражданском, ни в ином законодательстве» [4] направленную на компенсацию вредного воздействия на окружающую среду, в источник пополнения бюджета разных уровней.

Как показывала практика, стимулирующая функция не работала в полной мере, в том числе, из-за низкой ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Нельзя не обратить внимание на то, что работа по модернизации стимулирующей функции платы за негативное воздействие на окружающую природную среду уже ведется. Согласно Федеральному закону от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ с 1 января 2016 года до 31 декабря 2019 года при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам указанной платы будут применяться различные коэффициенты, направленные в сторону увеличения данной платы. Однако, в настоящее время, намечается отрицательная тенденция, связанная с решением по итогам совещания у Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева о предельном уровне неналоговых платежей предпринимателей и организаций» (протокол от 1 июня 2015 года N ДМ-П13-48пр) [5], где указывается сохранение коэффициента 0,3 при расчёте платы за негативное воздействие на окружающую среду, то есть введения моратория неналоговых платежей предпринимателей и организаций до 1 января 2019 года.

Говоря о принципе «загрязнитель платит» или о принципе платности природопользования следует поддержать позицию Т.В. Петровой относительно того, что современное понимание данного принципа подразумевает не только внесение в бюджет обязательных платежей за использование природных ресурсов и за негативное воздействие на окружающую среду, но и обязанности субъектов хозяйственной деятельности по осуществлению текущих затрат и капитальных вложений с целью снижения негативного воздействия их деятельности на окружающую среду и восстановления ее нарушенного состояния [3].

Некоторые федеральные законы прямо вменяют в обязанность указанным субъектам осуществле-

СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1 (22) • 2016

97

ние капитальных вложений в модернизацию, техническое перевооружение и (или) реконструкцию собственного производства с целью снижения его негативного воздействия на окружающую среду. Например, ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» [7] обязывает юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, «внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха». Согласно ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» «индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны... внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также наилучшие доступные технологии»[8].

Обобщая вышесказанное можно сказать, что недостатки, пробелы законодательства в экономическом регулировании в сфере природопользования, в частности, касающиеся и принципа платности, есть и явно обращают наше внимание на то, что совершенствование законодательства необходимо. Для этого также стоит шире применять методы, которые уже опробованы на практике и главное работают в целях охраны окружающей природной среды за рубежом, и конечно же повышать экономическую заинтересованность хозяйствующих субъектов путем совершенствования природоохранных требований национального законодательства.

Помимо платежей за негативное воздействие на окружающую среду существует также целый комплекс природоресурных платежей, правовое регулирование которых содержится в отраслевом при-родоресурсном (лесном, водном, законодательстве о недрах, о животном мире), а также в частично в налоговом и бюджетном законодательстве и представляют собой объект отдельного исследования.

Подводя итог всему вышеизложенному, следует сказать, что в действующем законодательстве определены и обозначены экономико-правовые основы устойчивого развития, однако детализация, разработка, выявление внутренних и внешних взаимосвязей, уяснение принципов и элементов его функционирования является предметом дальнейшего научного осмысления и нормативно-правового обеспечения.

Литература:

1. Бандорин Л.Е. Актуальные вопросы правового регулирования платы за загрязнение окружающей среды // Экологическое право. 2003. № 4. С. 31.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // ИПС «Консультант Плюс».

3. Петрова Т.В. Правовые проблемы экономического механизма охраны окружающей среды/ Т.В.Петрова.-М.: Зерцало, 2000. С. 115.

4. Петрова Т.В. Финансирование в сфере охраны окружающей среды: новые и традиционные подходы //Экологическое право. - 2010. - № 6. -С. 28 - 33.

5. Протокол от 1 июня 2015 года N ДМ-П13-48пр по итогам совещания у Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева о предельном уровне неналоговых платежей предпринимателей и организаций» // ИПС «Консультант Плюс».

6. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ( в ред. от 29.12.2015) // ИПС «Консультант Плюс».

7. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». (в ред. от 13.07.2015) // ИПС «Консультант Плюс».

8. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ( в ред. от 29.12.2015) // ИПС «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.