Научная статья на тему 'К вопросу о перспективах развития административно-деликтного законодательства Кыргызской республики'

К вопросу о перспективах развития административно-деликтного законодательства Кыргызской республики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
110
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Супонина Елена Александровна

Автором статьи анализируется современное состояние административно-деликтного законодательства Кыргызстана. Вносятся конкретные предложения по его оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о перспективах развития административно-деликтного законодательства Кыргызской республики»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х

нормативно - предписательны и оценочны по своему характеру. Для создания правового цивилизованного государства с прогрессивной экономикой надо посредством правовых методов обеспечить всем членам общества свободу творческого развития. К числу таких методов можно отнести: 1) выработку и принятые законодательных актов, способных решать социальные проблемы; 2) создание отлаженного механизма реализации принятых законов, четкого их исполнения.

Важно, чтобы общество осознало, что истинным в рамках правового государства является только тот закон, который выражает и отражает необходимую личностную и коллективную свободу, содержит собственные механизмы ее защиты, вызывает творческую активность субъектов.

В изменении сложившейся ситуации должны принимать участие все учебно-воспитательные институты общества, в том числе технические вузы, выпускающие инженерные кадры. Ведь будущий специалист призван обеспечивать развитие российской экономики, профессионально осуществлять управление производством, совершенствовать путем внедрения инноваций научно-техническую и информационно-технологическую базу страны. Без знания правовых аспектов, без умения ориентироваться в сфере новых законодательных и подзаконных актов не может быть настоящего специалиста.

Поведение юридического всеобуча, ликвидация правовой неграмотности, преодоление в правовом поведении и правовом мышлении старых стереотипов - вот что может и должно стать гарантией того, что новое мировоззрение, насыщенное современной правовой культурой, будет способствовать дальнейшему социальному, научно-техническому и технологическому прогрессу.

Список использованной литературы:

1. Arakelyan Inna Seryanovna. Socio-cultural and ethno-political situation in the North Caucasus during the perestroika 1985 - 1991 // «The Fourth International Conference on History and Political Sciences». Proceedings of the Conference (November 9, 2014). «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2014. - Р. 126-131.

2. Аракелян И.С. Культуры народов Северного Кавказа в условиях глобализации // Информационная среда и ее особенности на современном этапе развития мировой цивилизации: материалы международной научно-практической конференции. - Саратов: Издательство: Центр профессионального менеджмента «Академия Бизнеса», 2014. - С. 33-36.

3. Аракелян И.С., Саркисян Д.Р. Генезис и соотношение правовой культуры и правового воспитания // Новая наука: теоретический и практический взгляд: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (14 декабря 2015 г., Стерлитамак)./в 2 ч. Ч.2 -Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. - С. 223-227

© Саркисян Д.Р., Аракелян И.С., 2016

УДК 342.9

Супонина Елена Александровна

кандидат юридических наук, доцент Воронежский институт МВД России (г. Воронеж, Российская Федерация)

e-mail: sonik24012005@bk.ru

К ВОПРОСУ О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Аннотация

Автором статьи анализируется современное состояние административно-деликтного законодательства

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Кыргызстана. Вносятся конкретные предложения по его оптимизации.

Ключевые слова

Административно-деликтное законодательство Кыргызской Республики, освобождение от

административной ответственности.

Приобретение Кыргызстаном в начале 90-х годов прошлого века суверенитета и независимости, а также существенные изменения в политической и экономической жизни государства, актуализировали вопрос о принципиальном изменении действовавшего с середины восьмидесятых годов прошлого века законодательства об административных правонарушениях советского периода. Однако, несмотря на смену политической формации и другие кардинальные перемены, Кодекс Киргизской ССР об административных правонарушениях, введенный в действие постановлением Верховного Совета Киргизской ССР от 7 декабря 1984 года №6631-X, просуществовал с внесенными в него изменениями вплоть до 01 октября 1998 года. В связи с переходом общества к рыночным отношениям, конституционным закреплением честной собственности на средства производства, появлением большого количества индивидуальных предпринимателей в коммерческой и производственной сферах, новый кодифицированный закон закрепил нормы, предусматривающие административную ответственность не только граждан и должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, но и других лиц, ответственных за соблюдение различных норм и правил в сфере общественной безопасности, в том числе предпринимателей и работодателей. Одним из основных и принципиальных отличий явилось введение в правовой оборот Кодекса нормы, определяющей новый субъект административной ответственности, - юридическое лицо.

Структурно Кодекс Кыргызской республики об административной ответственности на момент его принятия состоял из шести разделов, сорока четырех глав и 637 статей. Справедливости ради следует отметить, что он так и не сумел избавиться от целого ряда недостатков, свойственных многим кодифицированным административно-деликтным законам стран, выходцев из бывшего СССР. Это и отказ от раздельного существования материальных и процессуальных норм, и отсутствие норм, позволяющих привлекать к ответственности виновное лицо в случаях, когда его противоправная деятельность прервана на стадии покушения на административный деликт, и некоторые другие положения.

Особую тревогу вызывает отсутствие в административно-деликтном законодательстве Кыргызской Республики самостоятельного института освобождения от административной ответственности, в то время как ученые многих стран уже много лет ищут альтернативные наказаниям меры, которые могут быть более действенными при рассмотрении незначительных административных деликтов, когда цель наказания (предупреждение совершения новых правонарушений) может быть достигнута и без его назначения По сути в КоАО КР закреплена всего лишь одна единственная норма, позволяющая освободить виновное в совершении административного правонарушения лицо от административной ответственности. Речь идет о ст. 17 Кодекса, посвященной малозначительности деяния. При этом закон не раскрывает критериев малозначительности, не детализирует это понятие, позволяя правоприменителю самостоятельно решать вопрос о назначении административного наказания либо об освобождении лица от ответственности. Все это является питательной почвой для различного рода коррупционных проявлений.

Освобождение от административной ответственности представляет собой сложный комплексный правовой институт, в основу которого должен быть положен принцип гуманизации ответственности. Институт освобождения от административной ответственности способен стать инструментом для претворения в жизнь принципа индивидуализации в правовом механизме, характеризовать специальный подход государства к различным жизненным обстоятельствам, которые могут возникнуть в момент совершения административного деликта.

Проводимые в Кыргызстане системные преобразования, в том числе и в области законотворчества, неизбежно вызывают интерес к аналогичному опыту зарубежных государств. Анализ подобного опыта, проведенный сквозь призму национальных условий, позволяет использовать в киргизском законодательстве отраслевые правовые институты, имеющие позитивное, прогрессивное значение, и, наоборот, исключить те, которые оказались безжизненными, контрпродуктивными, имеющими коррупционную составляющую. В

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

первую очередь, безусловно, речь идет об административно-деликтном законодательстве государств, ранее входивших в состав СССР.

В этом плане определенный интерес представляет Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, в главе 8 которого законодатель закрепил инновационные для постсоветского пространства нормы об освобождении виновного лица от ответственности, в том числе освобождение с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность (ст. 8.3), освобождение в связи с примирением с потерпевшим (ст. 8.4), освобождение отдельных категорий субъектов в связи с привлечением их к дисциплинарной ответственности (ст. 8.5) и др. По мнению автора, белорусский опыт вполне может быть востребован и в Кыргызстане. По крайней мере, он требует всестороннего изучения и апробации.

© Супонина Е.А., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.