Научная статья на тему 'К вопросу о педагогических новшествах и педагогических инновациях'

К вопросу о педагогических новшествах и педагогических инновациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3943
440
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НОВШЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НОВОВВЕДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Домрачева С. А.

В статье раскрываются различные подходы к определению понятий педагогическое новшество, педагогические инновации, рассматриваются различные классификации нововведений, отмечается содержание и назначение инноваций в системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals different approaches to the definitions of the notions pedagogical novelties and pedagogical innovations and considers various classifications of novelties, the content and purpose of innovations in the system of higher education.

Текст научной работы на тему «К вопросу о педагогических новшествах и педагогических инновациях»

УДК 376

К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НОВШЕСТВАХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЯХ

С. А. Домрачева

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

В статье раскрываются различные подходы к определению понятий педагогическое новшество, педагогические инновации, рассматриваются различные классификации нововведений, отмечается содержание и назначение инноваций в системе высшего образования.

The article reveals different approaches to the definitions of the notions pedagogical novelties and pedagogical innovations and considers various classifications of novelties, the content and purpose of innovations in the system of higher education.

Ключевые слова: педагогическое новшество, педагогическое нововведение, педагогическая инновация, инновационный процесс.

Изменяющаяся социально-экономическая ситуация в современной России обусловила необходимость модернизации отечественного образования, переосмысления теоретических подходов и накопившейся практики работы учебных заведений.

Концепцией модернизации образования на период до 2010 года предусмотрены такие приоритеты образования, как доступность, качество, эффективность. Реализации этих направлений, как показывает опыт образовательных учреждений, способствуют педагогические новшества и инновации.

Актуальность проблемы изучения педагогических новшеств в том, что процессы, происходящие в жизни нашего общества, должны способствовать улучшению уровня жизни народа. Во многих странах сегодня уровень благосостояния все больше измеряется количеством инноваций и степенью их применения. Однако, если раньше в системе образования предлагалось много различных новшеств, то сегодня нововведения требуют организованного, планомерного, массового и общественного к ним отношения.

Для того, чтобы определить сущность понятий педагогическое новшество и педагогическое нововведение и различать их, обратимся к педагогическому словарю. Нововведение - введение новшеств (новаций) в относительно широкую практику образования. Новшество, новация - конструирование, разработка неизвестных ранее процессов, объектов, способов, средств или же использование ранее известного в новом качестве или в существенно изменившихся условиях [5, с. 46].

Инновационная проблематика исследовалась в работах В. И. Андреева, Г. Д. Бухоровой, В. И. Загвязинско-го, Т. Г. Новиковой, П. И. Пидкасистого, И. П. Подласо-го, А. С. Сиденко, В. А. Сластенина, А. В. Хуторского и других.

Для образования внедрение новшеств является основным путем повышения эффективности. Система образования может влиять на общество, ускорять или

тормозить его развитие. Поэтому изменения в образовании, введение новшеств является необходимым условием общественного развития.

Освоение основных положений нововведений позволяет современному студенту, научному работнику, преподавателю вуза, учителю приобщиться к научной работе и выполнять ее более осмысленно.

В последние годы новшества активно осуществляются в производственной, организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах. Создание нового отрицает старое, вводимые новшества направлены на разрешение противоречий между потребностями общества и жизни, общества и личности, общества и школы.

Большинство ученых (В. И. Андреев, В. И. Загвя-зинский, Т. Г. Новикова, В. А. Сластенин, А. С. Си-денко) для определения нововведения в образовании используют термин «инновация», от которого происходят соответствующие понятия «инновационный процесс», «инновационная деятельность», «инновационный проект» и другие.

П. И. Пидкасистый определяет инновацию как один из возможных путей дальнейшего развития системы образования, способствующей ее модернизации. Под инновациями он понимает управляемые процессы создания, воспроизведения, оценки, освоения и применения педагогических новшеств [4, с. 425].

Как считает И. П. Подласый [6, с. 180], в педагогической интерпретации и в самом общем смысле инновации подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Автор обращает внимание на то, что нововведения могут и ухудшать систему. Он приводит примеры беспорядочности инновационных процессов, к которым относится формальная смена вывесок школы на лицей; наработка множества авторских школ, программ, концепций, которые не повлияли существенно на конечный результат обучения или воспитания.

А. В. Хуторской предлагает понятие «нововведение» считать синонимом понятия «инновация». Однако, нововведение и новшество, по его мнению, не идентичные понятия. Нововведение является более широким определением, оно означает процесс создания и использования новшества [9, с. 29].

Рассмотрев определения различных ученых, сделаем вывод о том, что под педагогическими инновациями они подразумевают целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества). Инновацией принято считать и процесс освоения новшества, например, методики, технологии, программы. Распространение новации предполагает ее проникновение в практику, этим занимается наука, называемая инноватикой.

Инновации в образовании - это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие. Они выражаются в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к более или менее глобальным изменениям в сфере образования, трансформации его содержания и качества.

Инновация чаще всего рассматривается как изобретательская деятельность, которая способствует количественным и качественным изменениям. В. И. Андреев сформулировал условия их существенного влияния на качество обучения и воспитания личности, если они: 1) охватывают педагогов, учащихся и родителей; 2) имеют достаточно большое число единомышленников; 3) организовано поэтапное освоение нововведений [1, с. 438].

Применительно к сфере образования инновацией можно считать конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового содержания, метода, формы организации учебно-воспитательного процесса или усовершенствованного технического средства обучения, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам в области образования.

А. В. Хуторским [8] рассматриваются теоретикометодологические вопросы, связанные с педагогическими инновациями. Им исследуются процессы создания, освоения и применения педагогических новшеств на уровне учебного предмета, инновационной школы, системы обучения, модернизации образования в стране. Особое внимание автор уделяет нововведениям в учебном процессе: нововведениям в учебном курсе; в традиционной школе; в инновационной школе; нововведениям на уровне системы обучения.

Главный признак инновации: положительные социальные и экономические изменения, которые возникают в работе образовательных учреждений в результате специально организованной инновационной деятельности.

Применительно к педагогическому процессу в высшей школе инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и студента. Результатом инновационных процессов в вузе должно быть использование новшеств как теоретических, так и практических.

Объектом педагогических инноваций выступает образовательный процесс. Большинство нововведений в сфере высшего образования посвящено: разработке технологий обучения, управления качеством подготовки специалистов; повышению квалификации преподавателей; введению дистанционного образования; совершенствованию содержания обучения; организации экспериментальной и научно-исследовательской работы преподавателей и студентов; использованию механизмов социального партнерства; повышению уровня воспитанности гражданских и личностных качеств; организации внеучебной деятельности студенческой молодежи.

Как показывает опыт работы высших учебных заведений, процесс введения новшеств является значимым элементом развития системы высшего образования, выражающийся в тенденциях накопления и видоизменения различных инициатив и нововведений в образовательном пространстве. Их совокупность приводит к значимым изменениям в сфере образования, в том числе к преобразованию содержания и качества.

В зависимости от специфики и места использования Г. Д. Бухорова, Е. Ф. Зеер, С. А. Новоселов, П. И. Пидкасистый, Э. Э. Сыманюк, А. В. Хуторской предлагают различные типы оснований при создании классификации инноваций.

Г. Д. Бухорова [2, с. 63] подразделяет педагогические инновации на четыре группы:

- по виду деятельности: педагогические, обеспечивающие педагогический процесс; управленческие;

- по характеру вносимых изменений: радикальные (независимые друг от друга изменения); модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций); системные (полная реконструкция системы как целого);

- по масштабу использования: единичные и диффузные;

- по источнику возникновения: внешние (за пределами образовательной системы); внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы).

Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно встретить и другие основания для классификаций педагогических инноваций.

Группа авторов: Э. Ф. Зеер, С. А. Новоселов,

Э. Э. Сыманюк предлагает следующие основания для классификаций нововведений [3, с. 54]:

1. В зависимости от функциональных возможностей (нововведения - условия; нововведения - продукты; оргуправленческие нововведения).

2. В зависимости от области реализации или внедрения инновации могут быть: в содержании образования; в технологиях обучения; в структуре взаимодействия участников педагогического процесса.

3. По масштабности распространения: федеральные; региональные; локальные.

4. В зависимости от научно-образовательной значимости можно выделить инновации: парадигмаль-ные; организационно-управленческие; технологические; индивидуально-ориентированные.

С точки зрения отнесения нововведений к той или иной части учебно-воспитательного процесса различают инновации: в содержании образования; методиках, технологиях, методах учебно-воспитательного процесса; организации учебно-воспитательного процесса; управляющей системе школы.

К нововведениям в методах обучения следует отнести: групповое обучение, различные формы индивидуальной работы, введение систем развивающего обучения и другое. Изменения в оборудовании учебных заведений и использование информационных технологий в образовании включают в себя: применение аудиовизуальных средств, фильмов, радиопередач, телевидения, что требует введения новой методики организации обучения.

По характеру вклада в науку и практику инновации можно разделить на теоретические и практические. К теоретическим относятся новые концепции, подходы, гипотезы, классификации, принципы в обучении и воспитании, методике преподавания, полученные в результате научно-исследовательской деятельности. К практическим инновациям относятся новые методики, правила, алгоритмы, программы, рекомендации в области дидактики, теории воспитания.

П. И. Пидкасистый [4] классифицирует инновации с точки зрения соотношения содержания и результата, проиллюстрируем эти виды в таблице.

Продолжение табл.

1 2 3 4

4 Управлен- ческие нововведения Новшества в структуре, методах управления, ориентированы на замену элементов управления Совершенствование управления системой образования на федеральном и региональном уровнях

5 Экономиче- ские нововведения Положительные изменения в финансовой, платежной, бухгалтерской областях, а также в планировании, мотивации и оплате труда и оценке результатов деятельности в образовании Предоставление платных услуг: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство

6 Социальные нововведения Проявляются в форме активизации человеческого фактора путем разработки и усовершенствования кадровой политики Совершенствование системы профессиональной подготовки и повышения квалификации работников

7 Юридические инновации Появление новых законов или внесение изменений в имеющиеся, определяющие и регулирующие все виды деятельности образовательных учреждений Издание законов и постановлений, связанных с аттестацией учащихся, введением федеральных и региональных образовательных стандартов, аккредитацией образовательных учреждений, подготовкой и переподготовкой руководящих кадров

А. В. Хуторской предлагает классифицировать новшества по причинам их появления. В качестве источников создания новшеств в образовании им выделяются передовой педагогический опыт; фундаментальные и прикладные исследования в области педагогических дисциплин, таких как история педагогики, дидактика, частные методики обучения; достижения смежных с педагогикой дисциплин: философии, культурологи, психологии, социологии; административные решения: законы, постановления, проекты, программы, которые инициируются чиновниками, политиками, администраторами [9, с. 45].

По характеру происхождения можно выделять инновации, происходящие в значительной мере стихийно, и организованные. Последние являются результатом осознанной и целенаправленной деятельности, построенной на альтернативных идеях и принципах, например, преподавателями вузов создаются учебно-методические комплексы по дисциплинам, разрабатываются электронные учебники, активно используются в педагогическом процессе мультимедийные презентации. Эти и другие новшества впоследствии приобретают черты воспроизводимости в других условиях.

Еще одним основанием для группировки нововведений по типам выступает их инновационный потенциал.

Классификация нововведений

№ Вид нововведения Содержание Результат

1 2 3 4

1 Технологи- ческие инновации Новые способы изготовления продуктов, новые технологии для производства Технические средства и оборудование, используемое в обучении

2 Методи- ческие Новшества в области методики обучения и воспитания, преподавания и учения, организации учебновоспитательного процесса Доминирующие в частных методиках, когда цель ясна. Методы и средства ее реализации требуют дополнительных исследований

3 Организа- ционные нововведения Освоение новых форм и методов организации труда, изменение соотношения сфер влияния Комплектование различных классов и групп, способов работы в классах и внешкольных коллективах

По инновационному потенциалу нововведения делятся на радикальные, комбинаторные и модифицирующие.

Итак, в современной науке определены ключевые признаки педагогических инноваций, созданы научнообоснованные классификации, которые позволяют осмыслить сущность и многообразие нововведений. Многообразие педагогических нововведений позволяет исследовать их роль и значение в самых разных случаях и ситуациях. Каждая из типологий педагогических нововведений строится на определенных основаниях и выполняет свою роль в теории и практике образовательных инноваций.

Рассмотрим далее содержание понятия инновационные процессы. Под инновационными процессами в системе образования понимаются управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации. Он включает в себя стадии инициации, экспертизы, принятия решений и реализации нововведения. Результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств теоретической и практической природы в целостном педагогическом процессе.

Среди позитивных тенденций в инновационных процессах реформирования среднего образования в России В. И. Андреев [1, с. 437] выделяет следующие: осуществление перехода массовой средней школы на вариативные программы, методики обучения и воспитания; разработку региональных программ развития образования; обновление содержания общего среднего и профессионального образования; переход образовательных учреждений из режима функционирования в режим творческого развития; управление качеством образования на диагностической основе.

По мнению П. И. Пидкасистого [4, с. 427], в основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики: проблема изучения педагогического опыта и проблема доведения до практики достижений психолого-педагогической науки.

В 2010-2011 годах предполагается принять ряд мер по модернизации высшего образования: ввести сопоставимые с общеевропейскими системы многоуровневого высшего образования (бакалавр-магистр); внедрить кредитную систему учета объема изучаемых дисциплин; создать соответствующую требованиям Европейского сообщества государственную систему контроля качества и аттестации (аккредитации) образовательных программ и вузов; ввести принятую в Европе форму приложения к диплому о высшем образовании и др. Все перечисленные выше мероприятия определяются как инновационные процессы, то есть планомерные инновации по освоению единичных новшеств.

Таким образом, современная система высшего образования должна отличаться целенаправленностью и планомерностью инновационных процессов. Основными чертами педагогических инноваций должны быть следующие: ориентация на конечный результат инновационной деятельности - подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих профессиональными компетенциями, необходимыми для осуществления свой деятельности. Инновации зависят от объективных условий в виде социального заказа или востребованности обществом; для успешной их реализации необходима психологическая готовность профессорско-преподавательского состава вуза к принятию и освоению инноваций.

Для того, чтобы педагогическая инновация была воспринята самой системой, она должна соответствовать определенным требованиям: отличаться новизной, востребованностью и тиражируемостью. Знание критериев оценки педагогических новшеств и умение их использовать создают основу для проявления педагогом высшей школы многообразных возможностей в педагогическом творчестве, в освоении профессионально-педагогической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2003. -608 с.

2. Бухорова Г. Д., Старикова Л. Д. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 336 с.

3. Зеер Е. Ф, Новоселов С.А., Сыманюж Э. Э. Институциональный подход к инновациям в образовании // Инновации в образовании. - 2010. - № 1. - С. 52-64.

4. Педагогика: учеб. пособие для студ. педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 608 с.

5. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др.; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.

6. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.

7. Сиденко А. С., Новикова Т. Г. Эксперимент в образовании: учеб. пособие для директоров инновац. учеб. заведений, зам. директоров, учителей-экспериментаторов. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 94 с.

8. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: Методология, теория, практика [Электронный ресурс]. Версия 1. 0. - М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2005. - 548 Кб.

9. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.