Научная статья на тему 'К вопросу о нормативном регулировании предпринимательской деятельности'

К вопросу о нормативном регулировании предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1155
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ / ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / NORMATIVE REGULATION / LEGAL REGULATION / STATE REGULATION / STATE SUPPORT / SOCIAL NORMS / ETHICAL NORMS / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рубцова Наталья Васильевна

Введение. Статья посвящена анализу нормативного регулирования, которое, будучи разновидностью правового регулирования, занимает особое место в системе регулирования предпринимательской деятельности. Цель. Определение особенностей и перспектив нормативного регулирования предпринимательской деятельности является целью исследования. Методология. Применялся общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: логический, системно-структурный, технико-юридический, метод правового моделирования. Результаты. Нормативное регулирование в концепции позитивного права расценивается именно как регулирование посредством правовых норм, однако нормативное регулирование может включать в себя регулирование с помощью различных социальных норм. Несмотря на то, что в рамках традиционного подхода право как надстройка лишь легально закрепляет уже сложившиеся в обществе экономические отношения, государство посредством нормативного регулирования может оказывать существенное влияние на развитие экономических отношений в отдельных направлениях осуществления предпринимательской деятельности. Нормативное регулирование следует рассматривать шире правового регулирования, поскольку оно включает, наряду с правовыми, также этические нормы. Заключение. В условиях свободы предпринимательской деятельности невысокая интенсивность правового регулирования отдельных направлений осуществления предпринимательской деятельности может компенсироваться использованием моральных норм, которые в этом смысле можно считать универсальными регуляторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Question of the Normative Regulation Entrepreneurial Activity

Introduction. The article examines normative regulation, which, as a kind of legal regulation, occupies a special place in the regulation of entrepreneurship. Purpose. The research aims at defining the features and prospects of the normative regulation of entrepreneurship. Methodology. The author used the general scientific dialectic method and specific methods arising from such as logical, system-structural, technical-legal, and legal modeling methods. Results. Normative regulation in the positive law is regarded as regulation by means of legal norms; but normative regulation may include regulation by means of various social norms. Despite the fact that according to the traditional approach, law exists only as an add-on of the established economic relations in society, the state, through regulation, can have a significant impact on the development of economic relations in certain areas of entrepreneurial activity. Normative regulation should be considered wider than legal regulation, as it includes, along with legal, also ethical norms. Conclusion. In conditions of freedom of entrepreneurship, low intensity of legal regulation of certain areas of entrepreneurial activity can be compensated by the use of moral norms, which in this sense can be considered as universal regulators.

Текст научной работы на тему «К вопросу о нормативном регулировании предпринимательской деятельности»

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО, ГРАЖДАНСКИЙ И АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2019. Т. 16, № 1. С. 122-129. УДК 346.32

Б01 10.25513/1990-5173.2019.16(1).122-129

К ВОПРОСУ О НОРМАТИВНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н. В. Рубцова

Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, Россия

Введение. Статья посвящена анализу нормативного регулирования, которое, будучи разновидностью правового регулирования, занимает особое место в системе регулирования предпринимательской деятельности. Цель. Определение особенностей и перспектив нормативного регулирования предпринимательской деятельности является целью исследования. Методология. Применялся общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: логический, системно-структурный, технико-юридический, метод правового моделирования. Результаты. Нормативное регулирование в концепции позитивного права расценивается именно как регулирование посредством правовых норм, однако нормативное регулирование может включать в себя регулирование с помощью различных социальных норм. Несмотря на то, что в рамках традиционного подхода право как надстройка лишь легально закрепляет уже сложившиеся в обществе экономические отношения, государство посредством нормативного регулирования может оказывать существенное влияние на развитие экономических отношений в отдельных направлениях осуществления предпринимательской деятельности. Нормативное регулирование следует рассматривать шире правового регулирования, поскольку оно включает, наряду с правовыми, также этические нормы. Заключение. В условиях свободы предпринимательской деятельности невысокая интенсивность правового регулирования отдельных направлений осуществления предпринимательской деятельности может компенсироваться использованием моральных норм, которые в этом смысле можно считать универсальными регуляторами.

Ключевые слова: нормативное регулирование; правовое регулирование; государственное регулирование; государственная поддержка; социальные нормы; этические нормы; предпринимательская деятельность.

1. Введение

Нормативное регулирование традиционно занимает ведущее место в правовом регулировании предпринимательской деятельности и осуществляется с помощью норм права, выраженных в различных источниках, поэтому правовое регулирование чаще всего связывается именно с нормативным регулированием.

Несмотря на распространённость научных исследований в отношении отдельных аспектов регулирования предпринимательской деятельности, эти вопросы не потеряли своей актуальности, поскольку часто отожде-

ствляют государственное, правовое и нормативное регулирование. Так, нормативное регулирование относят к основным формам государственного регулирования. Но можно ли соотносить нормативное и государственное регулирование только как общее и частное? Представляется, что соотношение этих понятий является более сложным. Для того чтобы это показать, проанализируем подробнее данные термины.

2. Методология

Философские методы (диалектический, детерминистский) охватили научное познание в целом, поскольку именно они форму-

лируют основные требования к научным теориям и определению сущности исследуемых явлений. Учитывая характер работы, автором в значительной степени использовались логические приёмы классифицирования: иерархический и фасетный. Наряду с этим, применялись частные методы, которые позволили получить конкретное знание: сравнительно-правовой, сравнительно-исторический, математический, метод правового моделирования.

3. Сущность нормативного регулирования предпринимательской деятельности

3.1. Понятие государственного регулирования и его соотношение с нормативным регулированием

Государственное регулирование - вполне сложившееся понятие как в науке, так и в законодательстве. При этом в нормативно-правовых актах нет общего определения государственного регулирования по отношению ко всем видам предпринимательской деятельности. Так, в ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» государственное регулирование торговой деятельности определяется через систему методов регулирования посредством установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности; антимонопольного регулирования, информационного обеспечения, государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области, а правовое регулирование представляет собой только систему нормативно-правовых актов, перечисленных в ст. 3 указанного закона.

Государственное регулирование традиционно связывается с управленческой деятельностью государства [1, с. 32; 2, с. 28]. В. С. Белых определяет государственное регулирование предпринимательской деятельности как управленческую деятельность го -сударства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных отношений их участников [3, с. 39-40]. Также он справедливо именует государственное регулирование иерархическим [4, с. 267]. Кроме того, в юридической науке государственное регулирование связы-

вается со способами воздействия на предпринимательскую деятельность, к которым относят принятие нормативных правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организацию контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям, применение к ним мер стимулирования и ответственности в случае нарушения ими этих требований [5, с. 11].

В свою очередь, государственное регулирование является частью более широкого понятия - государственного воздействия, которое преследует общие задачи - любое влияние со стороны государства на осуществление предпринимательской деятельности. Такое воздействие включает в себя, наряду с регулированием, в том числе любую поддержку хозяйствующих субъектов.

Государственное регулирование связано с деятельностью именно государственных органов и направлено на определённое упорядочение предпринимательских отношений, осуществление государственной политики в области предпринимательской деятельности. В отличие от других мер государственной поддержки, государственное регулирование учитывает в первую очередь публичные интересы. Как отмечает Г. А. Гаджиев, со времён Д. Кейнса экономическая наука признала, что рыночная экономика не способна находиться в равновесном состоянии без участия регуляторов, выступающих в качестве ограничителей экономической деятельности [6, с. 20]. Такие регуляторы устанавливаются именно в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности. При этом ряд исследователей указывают на противоречие государственного регулирования философии свободного предпринимательства [7, с. 32]. Вместе с тем в рамках всех современных экономик государственное регулирование предпринимательской деятельности неизбежно, поскольку при отсутствии такого регулирования ставится под угрозу соблюдение и защита публичных интересов, что особенно заметно в области технического, антимонопольного регулирования.

3.2. Влияние нормативного регулирования на развитие экономических отношений

Зададимся вопросом: может ли государство посредством нормативного регулирова-

ния оказывать существенное влияние на развитие экономических отношений? В. С. Нер-сесянц подчёркивает, что право формируется обществом, всей совокупностью общественных отношений, а не изобретается законодателем. При этом формулировки (принципы, законы, положения, схемы, модели, нормы) именно потому являются реальным и эффективным инструментом, средством овладения действительностью, что соответствуют её внутренним закономерностям и структурам, подразумевают законосообразность связей реальности и учитывают их [8, с. 71].

В. А. Белов справедливо отмечает, что нормы служат не основой абстрактных догматических конструкций, вырабатываемых юридической наукой, а более или менее адекватным формализованным отражением этих конструкций, выстроенных индуктивным путём на юридических элементах фактических отношений [9, с. 141].

Действительно, в рамках марксистского подхода право как надстройка лишь легально закрепляет уже сложившиеся в обществе экономические отношения. Но при этом нормативное регулирование способно не просто воздействовать на уже сложившиеся отношения, но может и изменить фактические общественные отношения, в частности регулирующие отдельные направления осуществления предпринимательской деятельности [10; 11]. Право не только констатирует, легализирует существование, но и способствует как появлению, так и функционированию новых экономических институтов, что свидетельствует о праве как об инструменте активного преобразования общественных отношений [12, с. 13; 13, с. 26]. Ещё в 1979 г. в рамках дискуссии, посвящённой анализу понимания советского права, Р. О. Халфина подчёркивала необходимость исследования проблем воздействия права на поведение [14, с. 50]. Эти вопросы и сегодня не теряют своей актуальности. Так, в сфере антимонопольного регулирования законодательный запрет существования картелей и обоснование функционирования естественных монополий способствует развитию соответствующих отношений. Российской истории также известны такие хозяйственные объединения, как финансово-промышленные группы, существовавшие в период с 1995 по

2007 гг., которые начали функционировать после их законодательного закрепления сначала в указе Президента от 5 декабря 1993 г. № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации», а затем и в Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах», который был упразднён с 5 июля 2007 г. В этом случае юридический образ1 способствовал созданию фактических отношений. Как верно отметил лауреат нобелевской премии Р. Коуз, «правовая система оказывает глубочайшее воздействие на функционирование экономической системы, и можно сказать, что в определённом смысле даже контролирует её» [15].

Важный вывод в своём исследовании, посвящённом анализу государственного регулирования, сделал Е. П. Губин. Он определяет государственное регулирование не только как движение от государственных органов к предпринимателям, но и как обратную связь - от предпринимателей и их объединений к государству в лице его органов. Отсутствие обратной связи приводит к неэффективности всей системы государственного регулирования [1, с. 43]. Действительно, при анализе государственного регулирования целесообразно использовать такой экономический показатель, как эффективность, означающий ожидаемый результат целенаправленных действий. Для проведения количественной оценки эффективности (ожидаемого результата) государственного регулирования нужны чёткие показатели, свидетельствующие об их определённости. Такие показатели, в частности, разработаны Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588 (ред. от 31 августа 2018 г.) «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации». Так, одним из показателей является прогноз ожидаемых результатов государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, государственных институтов, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере.

3.3. Государственная поддержка как форма государственного регулирования предпринимательской деятельности

Одной из форм государственного регулирования является государственная поддержка предпринимательской деятельности. Как подчёркивал В. В. Лаптев, в отличие от государственного регулирования, задачи которого сводятся к установлению рамок, границ деятельности хозяйствующих субъектов, государственная поддержка предпринимательской деятельности направлена на расширение их возможностей [16, с. 22]. В конеч -ном счёте государственная поддержка является формой государственного стимулирования рационального хозяйствования [17].

Вместе с тем, государственная поддержка не должна выходить за рамки задач по стимулированию развития рыночной экономики, увеличению производства конкурентоспособной продукции на рынках, учитывая имеющиеся тенденции глобализации производства [18, с. 146]. При этом необходимо помнить, что «в долгосрочной перспективе чрезмерная «помощь» со стороны государства оборачивается снижением частной инициативы и приносит субъектам рынка лишь временное облегчение, в то время как свободный рынок прокладывает себе путь к устойчивости и эффективности» [19, с. 62]. Го -сударственная поддержка отдельных направлений предпринимательской деятельности предусмотрена в ряде законов2.

Заметим, что государственная поддержка предусматривает только положительное воздействие на осуществление предпринимательской деятельности, в отличие от которой государственное регулирование, как и более широкое понятие - государственное воздействие, по отношению к отдельным хозяйствующим субъектам может оказывать не только положительное влияние. Так, в рамках осуществления контролирующих функций государственные органы могут применять меры юридической ответственности при выявлении нарушений законодательства. В частности, такие меры ответственности предусмотрены налоговым законодательством, законодательством в сфере технического и антимонопольного регулирования, в области выдачи специальных разрешений. Соответственно, государственная поддержка направ-

лена на защиту именно частных интересов, тогда как государственное регулирование в первую очередь преследует цели реализации и охраны публичных интересов, при этом государственное регулирование также учитывает и частные интересы, которые всегда связаны с публичными началами. К примеру, регулирование конкуренции способствует развитию предпринимательских отношений, препятствуя монополизации товарных рынков.

Таким образом, государственная поддержка является частью государственного воздействия, не совпадая по смыслу содержания с термином «государственное регулирование».

3.4. Основные признаки нормативного регулирования предпринимательской деятельности

Далее рассмотрим отличительные черты нормативного регулирования. Нормативное регулирование, наряду с индивидуальным, является частью правового регулирования. При этом нормативное регулирование можно понимать и шире правового. Как справедливо отмечает Ю. А. Тихомиров, целостную систему нормативного регулирования выстроить довольно сложно, поскольку налицо «необозримость» действующих актов и правил, с одной стороны, хаотичность их образования и несогласованность между собой -с другой [20, с. 97]. Между тем нормативное регулирование объединяют такие общие черты, как регулирование с помощью различных социальных норм, а также несовпадение субъектов - создателей, образователей, норм и нормоприменителей, тех, кто эти нормы использует.

Нормативное регулирование включает в себя регулирование с помощью различных социальных норм3, в том числе этических. В последние годы многие учёные-правоведы обращаются к исследованию этических проблем как первоосновы правовых категорий. Поскольку современное гражданское общество основано на принципах коммерциализации, этические начала находят всё большее отражение именно в праве (как естественном, так и позитивном). Иными словами, этика как философская категория уступает место этике как правовой категории. Более того, часто право оказывается тем последним бас-

тионом, который сохраняет моральные ценности в современном обществе [22, с. 62].

Для того чтобы выявить, какое влияние этические нормы оказывают на осуществление предпринимательской деятельности, необходимо обратиться к тем категориям, которые охватываются понятием «этика».

Под этикой понимается философское учение о морали и нравственности как формах общественного сознания, об их сущности, законах развития и роли в жизни человека и общества . Мораль и нравственность как основные категории этики являются одним из способов нормативной регуляции действий человека в обществе наряду с нормами права и обычаями [22, с. 63].

Рассмотрение этических проблем позволяет нам выйти на качественно иную ступень понимания предпринимательской деятельности - во взаимосвязи их не только с правовыми и экономическими, но и философскими категориями. Особенно ярко этические нормы проявляются в тех сферах предпринимательской деятельности, в которых наиболее тесно пересекаются публичные и частные интересы. В частности, в области антимонопольного регулирования заключение вертикальных соглашений (ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 29 июля 2018 г.) «О защите конкуренции») может оказывать негативное воздействие на интересы конечного потребителя, поскольку влияет на рост цен, снижение количества и качества выпускаемой продукции.

Этические нормы позволяют субъектам предпринимательской деятельности рационально применять правовые нормы. В ряде случаев они «вплетаются» в правовое регулирование, составляя основу последнего. Как отмечает В. А. Вайпан, любая норма права имеет моральное содержание, а право в целом вытекает из моральных установок данного общества [23]. В таком случае можно говорить о морально-этическом содержании правовых норм. Так, в сфере технического регулирования необходимость защиты публичных интересов отражается в формулировке целей принятия технических регламентов. Согласно ст. 6 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) «О техническом регулировании» к таким целям относят защиту жизни или

здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрану окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

В условиях свободы предпринимательской деятельности невысокая интенсивность правового регулирования отдельных направлений осуществления предпринимательской деятельности может компенсироваться использованием моральных норм, которые в этом смысле можно считать универсальными регуляторами. Так, в области аудита п. 20 Международного стандарта контроля качества (МСКК) 1 «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчётности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг» установлено, что аудиторская организация должна внедрить политику и процедуры, призванные обеспечить её разумную уверенность в том, что как сама организация, так и персонал соблюдают соответствующие этические требования, основанные на принципах честности, объективности, профессиональной компетентности и должной тщательности; конфиденциальности и профессиональном поведении5.

В сфере предпринимательской деятельности нормативное регулирование осуществляется также посредством технико-юридических норм, выражающихся в технических регламентах и стандартах, которые определяют требования к продукции и производственным процессам.

4. Заключение

Таким образом, нормативное регулирование предпринимательской деятельности в первую очередь связывают с правовым регулированием, поскольку иные социальные нормы определяют форму и содержание правоотношения опосредованно, прежде всего через правовые нормы. В любом случае нормативное регулирование является основой правового регулирования, которое в первую очередь в концепции позитивного права расценивается именно как регулирование посредством правовых норм. Нормативное регулирование шире правового регулирования,

поскольку включает, наряду с правовыми, также этические и технико-юридические нормы. В условиях свободы предпринимательской деятельности невысокая интенсивность правового регулирования отдельных направлений осуществления предпринимательской деятельности может компенсироваться использованием моральных норм, которые в этом смысле можно считать универсальными регуляторами. Анализ этических и технико-юридических норм может стать предметом последующего научного исследования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Термин «юридический образ» использует Г. А. Гаджиев в книге «Право и экономика (методология)» [6, с. 27].

2 Так, в некоторых законах уже в названии используется термин «государственная поддержка». См., например: О государственной поддержке

в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» : Федеральный закон от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ (ред. от 23 июня 2016 г.) // СЗ РФ. - 2011. - № 31. -Ст. 4700; О некоторых мерах государственной поддержки отдельных категорий производителей моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов : Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 190-ФЗ // СЗ РФ. - 2013. - № 30 (ч. I). -Ст. 4023.

3 Головкин Р. Б. Правовое и моральное регулирование частной жизни в современной России : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Н. Новгород, 2005. - C. 11. См. также: [21, с. 107].

4 Философский энциклопедический словарь / редкол. С. С. Аверинцев и др. - 2-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1989. - С. 776.

5 For Auditors [Электронный ресурс]: сайт. -URL: https://4auditors.ru/mskk-1/ (дата обращения 30.12.2018 г.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы : монография. - Репр. изд. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. - 316 с.

2. Belykh V. S. Economy and law: major models of correlation // Russian law: theory and practice. - 2016. -№ 1. - P. 27-38.

3. Белых В. С. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в РФ // Российский юридический журнал. - 2007. - № 1. - С. 39-47.

4. Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России : монография. -М. : Проспект, 2017. - 430 с.

5. Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России во ВТО, ЕЭС и Таможенном союзе : монография / отв. ред. И. В. Ершова. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2014. -288 с.

6. Гаджиев Г. А. Право и экономика (методология) : учебник для магистрантов. - М. : Норма, ИНФРА-М, 2018. - 256 с.

7. Фритчлер А. Л., Росс Б. X Как работает Вашингтон: путеводитель делового человека по американскому правительству : пер. с англ. - М. : Олимп : ППП, 1995. - 223 с.

8. Круглый стол «О понимании советского права» // Советское государство и право. - 1979. - № 7. -С. 56-74.

9. Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики / под общ. ред. В. А. Белова. - М. : Юрайт-Издат, 2008. - 993 с.

10. Posner R. A. Economic analysis of law. - 6th ed. - New York : ASPEN Publishers, 2003. - 747 p.

11. Weigel W. Economics of the law: a primer. - New York : Taylor & Francis e-Library, 2008. - 231 p.

12. Бирюков С. В. О влиянии экономики на право (теоретический подход) // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2018. - № 1 (54). - С. 6-14. - DOI: 10.25513/1990-5173.2018.1.6-14.

13. Лаптев В. В., Шахматов В. П. Цели правового регулирования и система права // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 1976. - № 4. - С. 26-35.

14. Круглый стол «О понимании советского права» (Продолжение) // Советское государство и право. -1979. - № 8. - С. 48-77.

15. Coase R. H. The Institutional Structure of Production. Lecture to the memory of Alfred Nobel, December 9, 1991 [Electronic resource]. - URL: https://www.nobelprize.org/prizes/economics/1991/coase/lecture/ (accessed: 30 December 2018).

16. Лаптев В. В. Современные проблемы предпринимательского (хозяйственного) права // Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие / под ред. М. М. Славина. - М. : МЗ-Пресс, 2002. - С. 4-17.

17. International Economic Law. Basic Documents. Second Enlarged Edition / ed. by Ph. Kunig, N. Lau, W. Meng. - Berlin ; New York, 1993. - 834 p.

18. Предпринимательское право в XXI веке: истоки и перспективы : монография / под ред. С. С. Занков-ского, Н. И. Михайлова. - М. : Проспект, 2018. - 672 с.

19. Конституционная экономика / отв. ред. Г. А. Гаджиев. - М. : Юстицинформ, 2010. - 256 с.

20. Тихомиров Ю. А. Нормативное регулирование: взлёт или кризис? // Журнал российского права. -2006. - № 4 (112). - С. 96-102.

21. Нижечек В. И. Советское право в системе нормативного регулирования социалистических общественных отношений. - Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1973. - 455 с.

22. Рубцова Н. В. Процедуры банкротства юридических лиц : учебное пособие. - Новосибирск : Новосиб. кн. изд-во, 2003. - 196 с.

23. Вайпан В. А. Теория справедливости: право и экономика : монография. - М. : Юстицинформ, 2017. -280 с.

Информация об авторе

Рубцова Наталья Васильевна - кандидат юридических наук, доцент, заместитель декана юридического факультета

Новосибирский государственный университет

экономики и управления

Адрес для корреспонденции: 630099, Россия,

Новосибирск, ул. Каменская, 56

E-mail: rubtsova@yandex.ru

SPIN-код: 1558-3485, AuthorlD: 638470

Информация о статье

Дата поступления - 4 декабря 2018 г. Дата принятия в печать - 10 января 2019 г.

Для цитирования

Рубцова Н. В. К вопросу о нормативном регулировании предпринимательской деятельности // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2019. Т. 16, № 1. С. 122-129. й01: 10.25513/1990-5173.2019.16(1).122-129.

THE QUESTION OF THE NORMATIVE REGULATION ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

N.V. Rubtsova

Novosibirsk state University of Economics and management, Novosibirsk, Russia

Introduction. The article examines normative regulation, which, as a kind of legal regulation, occupies a special place in the regulation of entrepreneurship. Purpose. The research aims at defining the features and prospects of the normative regulation of entrepreneurship. Methodology. The author used the general scientific dialectic method and specific methods arising from such as logical, system-structural, technical-legal, and legal modeling methods. Results. Normative regulation in the positive law is regarded as regulation by means of legal norms; but normative regulation may include regulation by means of various social norms. Despite the fact that according to the traditional approach, law exists only as an add-on of the established economic relations in society, the state, through regulation, can have a significant impact on the development of economic relations in certain areas of entrepreneurial activity. Normative regulation should be considered wider than legal regulation, as it includes, along with legal, also ethical norms. Conclusion. In conditions of freedom of entrepreneurship, low intensity of legal regulation of certain areas of entrepreneurial activity can be compensated by the use of moral norms, which in this sense can be considered as universal regulators.

Keywords: normative regulation; legal regulation; state regulation; state support; social norms; ethical norms; entrepreneurial activity.

REFERENCES

1. Gubin E.P. State regulation of market economy and entrepreneuriship: legal problems. Moscow, Norma Publ., Infra-M Publ., 2017. 316 p. (In Russ.).

2. Belykh V.S. Economy and law: major models of correlation. Russian law: theory and practice, 2016, no. 1, pp. 27-38.

3. Belykh V.S. State regulation of entrepreneurial activity in the Russian Federation. Rossiiskii yuridicheskii zhurnal = Russian Juridical Journal, 2007, no. 1, pp. pp. 39-48. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Belykh V.S. Legal regulation of entrepreneurial activity in Russia, monograph. Moscow, Prospekt Publ., 2017. 430 p. (In Russ.).

5. Ershova I.V. (ed.). State regulation of economic activities in the context of Russia's membership in the WTO, the EEC and the Customs Union, monograph. Moscow, Norma Publ., INFRA-M Publ., 2014. 288 p. (In Russ.).

6. Gadzhiev G.A. Law and economy (methodology), textbook. Moscow, Norma Publ., INFRA-M Publ., 2018. 256 p. (In Russ.).

7. Fritchler A.L., Ross B.H. How Washington Works: A Business Guide for the American Government. Moscow, Olimp Publ., PPP Publ., 1995. 223 p. (In Russ.).

8. Round table "Understanding the Soviet law". Sovetskoe gosudarstvo i pravo, 1979, no. 7, pp. 56-74. (In Russ.).

9. Belov V.A. (ed.). Civil law: topical issues of theory and practice. Moscow, Yurait-Izdat Publ., 2008. 993 p. (In Russ.).

10. Posner R.A. Economic analysis of law, 6th ed. New York, ASPEN Publishers, 2003. 747 p.

11. Weigel W. Economics of the law: a primer. New York, Taylor & Francis e-Library Publ., 2008. 231 p.

12. Biryukov S.V. About Influence of Economy to Law (the Theoretical Approaches). Vestnik Omskogo univer-siteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2018, no. 1 (54), pp. 6-14. DOI: 10.25513/1990-5173.2018.1.6-14. (In Russ.).

13. Laptev V.V., Shakhmatov V.P. The aims of legal regulation and the law system. Izvestiya vysshikh ucheb-nykh zavedenii. Pravovedenie, 1976, no. 4, pp. 26-35. (In Russ.).

14. Round table "Understanding the Soviet law". (Continuation). Sovetskoe gosudarstvo i pravo, 1979, no. 8, pp. 48-77. (In Russ.).

15. Coase R.H. The Institutional Structure of Production. Lecture to the memory of Alfred Nobel, December 9, 1991. Available at: https://www.nobelprize.org/prizes/economics/1991/coase/lecture/ (accessed 30 December 2018).

16. Laptev V.V. Modern problems of business (economic) law, in: Slavina M.M. (ed.). Business Law in the 21st Century: Continuity and Development. MZ-Press Publ., 2002, pp. 4-17. (In Russ.).

17. Kunig Ph., Lau N., Meng W. (eds.). International Economic Law. Basic Documents, Second Enlarged Edition. Berlin, New York, 1993. 834 p.

18. Zankovsky S.S., Mikhailov N.I. (eds.). Business Law in the 21st Century: Origins and Prospects. Moscow, Prospekt Publ., 2018. 672 p. (In Russ.).

19. Gadzhiev G.A. (ed.). Constitutional economics. Moscow, Yustitsinform Publ., 2010. 256 p. (In Russ.).

20. Tikhomirov Yu.A. Normative regulation: rise or crisis? Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, 2006, no. 4 (112), pp. 96-102. (In Russ.).

21. Nizhechek V.I. Soviet law in the system of normative regulation of socialist social relations. Irkutsk, East-Siberia Publishing House, 1973. 455 p. (In Russ.).

22. Rubtsova N.V. Bankruptcy proceedings of legal entities, textbook. Novosibirsk, Novosibirsk Publishing House, 2003. 196 p. (In Russ.).

23. Vajpan V.A. Theory of justice: law and economy, monograph. Moscow, Yustitsinform Publ., 2017. 280 p. (In Russ.).

About the author

Rubtsova Natalya - Ph.D. in Law, Associate Professor, Deputy Dean of the Faculty of Law

Novosibirsk State University of Economics and Management

Postal address: 56, Kamenskaya ul., Novosibirsk, 630099, Russia

E-mail: rubtsova@yandex.ru

SPIN-KOfl: 1558-3485, AuthorID: 638470

Article info

Received - December 4, 2018 Accepted - January 10, 2019

For citation

Rubtsova N.V. The Question of the Normative Regulation Entrepreneurial Activity. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2019, vol. 16, no. 1, pp. 122-129. DOI: 10.25513/1990-5173. 2019.16(1).122-129. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.