Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости развития феномена милосердия'

К вопросу о необходимости развития феномена милосердия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
619
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИЛОСЕРДИЕ / ГНЕВ / ВОСПИТАНИЕ / САМОСОТРАДАНИЕ / ШКАЛА / COMPASSION / ANGER / EDUCATION / SELF-COMPASSION / SCALE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Логунова Елена Германовна

В статье рассматривается социальнофилософская категория милосердия, обосновывается необходимость ее изучения и развития с позиции современных западных исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF NECESSITY OF DEVELOPMENT THE PHENOMENON OF COMPASSION

This article deals with the social and philosophical category of compassion, justifies the need of its studying and development from the perspective of modern Western scholars.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости развития феномена милосердия»

УДК 177 (045)

Логунова Елена Германовна

Logunova Elena Germanovna

аспирантка кафедры политологии, социологии и права Ижевского государственного технического университета тел.: (912) 451-07-57

post-graduate student of the chair of political science, sociology and law, Izhevsk State Technical University tel.: (912) 451-07-57

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ

ФЕНОМЕНА МИЛОСЕРДИЯ

TO THE QUESTION OF NECESSITY OF

DEVELOPMENT THE PHENOMENON OF COMPASSION

Аннотация:

The summary:

В статье рассматривается социальнофилософская категория милосердия, обосновывается необходимость ее изучения и развития с позиции современных западных исследователей.

This article deals with the social and philosophical category of compassion, justifies the need of its studying and development from the perspective of modern Western scholars.

Ключевые слова:

милосердие, гнев, воспитание, самосотрадание, шкала.

Keywords:

compassion, anger, education, self-compassion, scale.

Милосердие как аксиологический императив осознается и признается общечеловеческой ценностью, которую трудно вычленить и зафиксировать в социальной жизни, но без утверждения и развития которой невозможно представить дальнейший прогресс человеческого общества. Милосердие является одним из наиболее возвышенных и благотворных атрибутов гуманного общества.

Однако встает вопрос: для чего необходимо милосердие? Рассмотрев данный феномен с социально-философских позиций, мы пришли к выводу, что данная философская категория может быть необходима в нескольких случаях.

Во-первых, милосердие является положительной эмоцией. С позиции трех мировых религий - буддизма, христианства и ислама - милосердие способно защитить от негативных эмоций, таких как страх, гнев, зависть и мстительность. Доктор психологии здоровья Стэндфорд-ского университета Фредерик Лускин считает, что милосердие снижает опасное воздействие этих эмоций на здоровье человека, уменьшает число стрессовых ситуаций и развивает в человеке самые положительные черты характера: оптимизм, надежду, терпение, уверенность в себе [1, р. 69]. Кроме того, Лускин установил, что в моменты стресса и гнева организм выделяет определенные виды энзимов (ферментов), которые повышают кровяное давление и уровень холестерина в крови, что, как известно, является губительным для организма. Гнев, который кто-либо испытывает по отношению к другому человеку или явлению, порождает в душе человека негативные чувства, разрушает душевную гармонию и физическое здоровье человека. Милосердие же может действовать как защита от различных негативных психологических состояний и благодаря своей аффилиативной природе, оно также связано с укреплением социальных взаимоотношений.

Во-вторых, милосердие может быть использовано в психотерапии при работе с пациентами. Полезность милосердия постепенно признают в области консультирования и психотерапии. С. Стосни утверждает, что недостаток милосердия может спровоцировать конфликты внутри семьи и является наиболее частой причиной, по которой люди обращаются к семейным психотерапевтам [2, р. 60]. Таким образом, существует не только необходимость присутствия милосердия в обществе, но также усиленного исследования профессиональных программ тренингов в области отношений, ухода, способствующих проявлению милосердия. Однако в настоящее время не разработаны критерии для оценки чувства милосердия [3]. Подобные критерии являются необходимыми элементами в профессиях, которые требуют милосердного, заботливого, помогающего поведения. Например, данные критерии необходимы для допуска в области психологического консультирования. Многие психологии говорят, что они не получают какой-либо специфической тренировки в области милосердия, позволяющей работать с будущими клиентами. Предполагается, что будущие психологи и психиатры будут лечить пациентов, не обращаясь к чувству милосердия, что не может не настораживать.

В-третьих, милосердие может быть использовано в медицинской деятельности. Дальнейшее исследование природы милосердия в медицине может помочь прояснить конфликт между ценностью милосердия как этического принципа и одновременного отказа от него в практике из-за страха того, что оно может помешать медицинской объективности, эффективности работы и эффективной практике из-за риска профессионального выгорания. При этом большинство исследований может объяснить благоприятное воздействие милосердия, с одной стороны, на здоровье пациентов, а с другой стороны, на медицинский персонал.

В-четвертых, милосердие может быть использовано в процессе воспитания. В образовании рекомендуется введение намеренного тренинга милосердия для учителей [4]. Далее, рекомендовано обучение детей стратегиям эмоциональной адаптации и регуляции. Как правило, в обучении детей большое значение придается развитию учебных навыков и знаний, а не умению общаться со своими сверстниками, избегая ситуаций жестокости и гнева.

В-пятых, милосердие может помочь в практике ежедневных взаимоотношений внутри семьи. Современное общество не уделяет достаточное внимание эффективному воспитанию подрастающего поколения. Тем не менее проблема воспитания актуальна для молодых семей, собирающихся стать родителями. Однако именно в вопросе воспитания люди часто делают ошибки, не прилагая усилий для получения существенного результата. Именно милосердие может стать необходимым условием воспитания детей.

Таким образом, становится очевидным необходимость развития и упрочнения милосердия в жизнедеятельности современного общества. Милосердие способно защитить индивида от таких негативных эмоций, как тревога, страх и гнев. В медицине этот феномен рассматривается в качестве этического принципа, гаранта прав пациентов. В образовании милосердие, выполняет важную функцию воспитания, развивая и передавая заботу, доброту, взаимопомощь будущим поколениям. В семье милосердие может помочь построить отношения между родителями и детьми.

В настоящее время многие зарубежные исследования начинают принимать милосердие во внимание и отмечают его важность. В связи с этим разрабатывается большое количество эмпирических концепций, исследующих феномен милосердия. Так, П. Гилберт выпустил работу, содержавшую мнения различных авторов на концептуализацию и внедрение милосердия в психотерапии [5]. Согласно его исследованию, милосердие возникает из заботливой направленности индивида. Он исследует милосердие в трех направлениях:

1. Исследуется милосердие по отношению к другому, зависимость от его чувств и мыслей.

2. Изучается ответ на проявление милосердия со стороны другого - это страх испытать милосердие со стороны другого.

3. Рассматривается доброта и милосердие по отношению к себе.

С точки зрения П. Гилберта, у каждого человека существует свой взгляд на милосердие и доброту. Одни люди считают, что необходимо проявлять милосердие во всех ситуациях, другие считают, что необходимо проявлять осторожность в проявлении беспокойства о другом.

В 2005 г. С. Шпрехер и Б. Фер опубликовали первое исследование, полностью посвященное измерению любви и милосердия, названное шкала милосердной любви. В исследовании С. Шпрехера и Б. Фера милосердие представлено как любовь, которая может быть направлена и по отношению к близким людям, и ко всему человечеству. По мнению Л. Андервуда, в определении милосердия отсутствуют некоторые эмоциональные и трансцендентальные компоненты, которые содержатся в категории любви [6, с. 80]. Милосердная любовь у него определена как поведенческое, эмоциональное и когнитивное отношение, сфокусированное на заботе о близких, которая проявляется в поддержке и помощи в периоды страдания и необходимости. Такой тип любви описан как бескорыстный и самоотверженный.

На основе шкалы милосердной любви С. Шпрехера и Б. Фера была составлена новая шкала Ч.Е. Хваном, Т. Плантом и К. Лаки, которая получила название шкала милосердия Санта Клары [7, р. 7]. В проведенном исследовании ученые употребили термин «милосердие», а не «милосердная любовь» для того, чтобы оценивать проявления милосердия по отношению к незнакомым людям. Исследование рассматривает связь милосердия с другими типами просоциального поведения. Кроме того, данное исследование изучает характеристики профессионального сотрудничества, религиозной веры и сопереживания, чтобы выяснить, как милосердие соотносится с данными категориями. Основные направления исследования шкалы Санта Клары:

1. Изучается гендерный аспект.

2. Исследуются связи между милосердием, милосердной любовью и другими связанными с ними чувствами, которые представляют интерес для профессионального сотрудничества, религиозной веры и сопереживания.

Сокращенная шкала милосердия Санта Клары имеет практическое значение для крупных исследований, и ее укороченная форма делает ее более легкой в практическом применении. Например, данная шкала является идеальной для образовательных и религиозных учреждений, пытающихся изучить, как их программы и деятельность могут повлиять на проявления милосердия к людям.

Альтернативная концепция милосердия предложена в исследовании К. Нефф, опирающаяся на чувство самосострадания. В ее работах сострадание определяется как «быть тронутым страданием других, открыто признавать боль других людей и не избегать или дистанцироваться от нее, вследствие чего появляется чувство доброты по отношению к другим людям и желание облегчить их страдания» [8, р. 86-87]. Это определение составлено на основе трех элементов, которые составляют самосострадание и сострадание в более широком смысле. Это доброта, общая человечность и психологическая вовлеченность. Доброта определена как проявление тепла и понимания по отношению к другим людям, вместо проявления острой критики и осуждения. Общая человечность представлена общим человеческим опытом, который позволяет иметь чувство связи с другими. Психологическая вовлеченность - это эмоциональный баланс, который предотвращает сверхидентификацию или отстранение от боли других людей.

Самосострадание относится к более общему понятию милосердия, которое имеет тенденцию усиливать чувство милосердия и беспокойства по отношению к другим. К. Нефф исследует милосердие в следующих направлениях:

1. Исследуется доброта, человечность и истинная осознанность как составляющие милосердия.

2. Рассматривается самосострадание как доброе и понимающее отношение к негативному опыту.

3. Анализируется способность самосострадания усиливать чувство милосердия и беспокойства по отношению к другим.

Таким образом, концепция К. Нефф в некотором роде отлична от предложенной Ч.Е. Хваном, Т. Плантом и К. Лаки. Она сфокусирована на доброте и заботе в отношении страдания других людей. Концепция К. Нефф выведена из буддистских принципов, которые утверждают, что сострадание включает также элементы общей человечности и психологической вовлеченности.

Милосердие очень важная всеохватывающая концепция, согласно исследованиям К. Овейса, Е. Хорберга и Д. Келтнера. В исследовании рассматривается влияние гордости и милосердия на социальную идентичность индивида с социальными группами [9, р. 618]. Данное исследование расширяет знание относительно феномена милосердия и его противоположной категории - гордости.

Основные направления исследования К. Овейса, Е. Хорберга и Д. Келтнера:

1. Рассматривается влияние таких черт характера, как гордость и милосердие на социальную идентичность индивида по отношению к социальным группам.

2. Исследуется влияние гордости и милосердия на социальную идентичность индивида по отношению к незнакомым людям (при виде незнакомых лиц) в проявлении милосердия и гордости.

По результатам их исследования можно утверждать, что основным фактором, способствующим милосердному поведению, является социальная идентичность, которая побуждает к проявлению заботы к похожим на нас людям.

Итак, милосердие является одним из наиболее возвышенных и благотворных атрибутов гуманного общества. Однако ни сам феномен, ни способы его проявления не изучены. В связи с этим возникает настоятельная необходимость обобщения знаний о милосердии для того, чтобы освоить возможность всестороннего исследования данного феномена.

Ссылки:

References:

1. Luskin F. Forgive for good: a proven prescription for health and happiness. New York: Harper San Francisco, 2002.

2. Stosny S. Compassion power: Helping families reach their core value. The Family Journal: Counseling and Therapy for Couples and Families, 2004.

3. Sarason S.B. Caring and compassion in clinical practice: Issues in the selection, training, and behavior or helping professionals. San Francisco, CA: Jossey-Bass Publishers, 1985.

4. Miller J.P. Educating for wisdom and compassion: Creating conditions for timeless learning. Thousand Oaks, CA: Corwin Press, 2006.

1. Luskin F. Forgive for good: a proven prescription for health and happiness. New York: Harper San Francisco, 2002.

2. Stosny S. Compassion power: Helping families reach their core value. The Family Journal: Counseling and Therapy for Couples and Families, 2004.

3. Sarason S.B. Caring and compassion in clinical practice: Issues in the selection, training, and behavior or helping professionals. San Francisco, CA: Jossey-Bass Publishers, 1985.

4. Miller J.P. Educating for wisdom and compassion: Creating conditions for timeless learning. Thousand Oaks, CA: Corwin Press, 2006.

5. Gilbert P. Compassion: Conceptualisations, research, and use in psychotherapy. New York: Routledge, 2005.

6. Post S.G., Underwood L.G., Schloss J.P., Hurlbut W.B. Altruism and Altruistic Love: Science, Religion and Philosophy in Dialogue: Science Philosophy and Religion in Dialogue; New York: Oxford University Press, 2002.

7. Neff K.D. The development and validation of a scale to measure self-compassion. Self and Identity, 2003.

8. Oveis C., Horberg E. J., Keltner D. Compassion, Pride, and Social Intuitions of Self-Other Similarity. Journal of Personality and Social, 2010.

5. Gilbert P. Compassion: Conceptualisations, research, and use in psychotherapy. New York: Routledge, 2005.

6. Post S.G., Underwood L.G., Schloss J.P., Hurlbut W.B. Altruism and Altruistic Love: Science, Religion and Philosophy in Dialogue: Science Philosophy and Religion in Dialogue; New York: Oxford University Press, 2002.

7. Neff K.D. The development and validation of a scale to measure self-compassion. Self and Identity, 2003.

8. Oveis C., Horberg E. J., Keltner D. Compassion, Pride, and Social Intuitions of Self-Other Similarity. Journal of Personality and Social, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.