Научная статья на тему 'К вопросу о научно-педагогическом обосновании деятельности военно-научного общества инженерного учебного заведения'

К вопросу о научно-педагогическом обосновании деятельности военно-научного общества инженерного учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО / КУРСАНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MILITARY-SCIENTIFIC SOCIETY / STUDENT / TEACHER / EDUCATIONAL INSTITUTION / SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терещенко Евгений Сергеевич, Тишин Сергей Александрович, Михайлец Сергей Никитич, Перов Сергей Анатольевич

Проведен краткий анализ военно-научного общества военно-инженерного учебного заведения. Охарактеризованы структура, функции и особенности организации военнонаучного общества учебного заведения. Представлены выводы об обеспечении организационно-педагогических условий, необходимых для развития в научноисследовательской деятельности курсантов их творческого потенциала, поддержания необходимого для достижения новых целей образовательного процесса учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терещенко Евгений Сергеевич, Тишин Сергей Александрович, Михайлец Сергей Никитич, Перов Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of scientific-pedagogical justification for the activity of the military-scientific society of engineering education institutions

The brief analysis of the military-scientific society of military engineering schools is done. There are characterized structure, functions and rules of organization of military-scientific society of the educational institution. It presents conclusions on ensuring the organizational and pedagogical conditions necessary for the development of research activities of the cadets of their creative potential, maintain necessary to achieve the new goals of educational process of educational institutions.

Текст научной работы на тему «К вопросу о научно-педагогическом обосновании деятельности военно-научного общества инженерного учебного заведения»

УДК 378.1

Е. С. ТЕРЕЩЕНКО С. А. ТИШИН С. Н. МИХАЙЛЕЦ С. А. ПЕРОВ

Омский автобронетанковый инженерный институт

К ВОПРОСУ

О НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБОСНОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННО-НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА ИНЖЕНЕРНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ_

Проведен краткий анализ военно-научного общества военно-инженерного учебного заведения. Охарактеризованы структура, функции и особенности организации военно-научного общества учебного заведения. Представлены выводы об обеспечении организационно-педагогических условий, необходимых для развития в научно-исследовательской деятельности курсантов их творческого потенциала, поддержания необходимого для достижения новых целей образовательного процесса учебного заведения.

Ключевые слова: военно-научное общество, курсант, преподаватель, учебное заведение, научно-исследовательская деятельность.

Образовательный процесс современного военно-инженерного учебного заведения представляет собой достаточно сложную педагогическую систему, которая объединяет различные процессы профессиональной подготовки будущих офицеров. Активизация научно-исследовательской деятельности курсантов, принятие новых ее целей и расширение содержания будет происходить в сложных условиях дефицита времени и ресурса, возможных конфликтов с другими составляющими образовательного процесса, трудностей в организации внешних связей. В такой ситуации целесообразной является специальная организационная форма научно-исследовательской деятельности — военно-научное общество.

Российские вузы обладают опытом использования различных систем организации научно-исследовательской деятельности. Одни формы этой деятельности в учебных заведениях появлялись и исчезали с изменениями политической и экономической ситуации в стране, например, советы научно-технического творчества молодежи, временные творческие молодежные коллективы, студенческие научно-исследовательские институты и лаборатории. Классическим среди них является студенческое научное общество.

Научное общество студентов, имеющее выраженную техническую направленность, было организовано в 1909 в Московском высшем техническом училище профессором Н. Е. Жуковским. В его студенческом научном воздухоплавательном кружке занимались будущие ученые и конструкторы: А. Н. Туполев, А. А. Архангельский, Б. С. Стечкин, В. Я. Климов и др. [1].

Анализируя состояние дореволюционных студенческих научных обществ, следует отметить их про-

дуктивность в развитии именно творческого потенциала будущих ученых и единичный характер членства студентов.

Сегодня студенческие научные организации, прежде всего студенческие научные общества, играют первостепенную роль в формировании студенческой науки, которая является фундаментальной основой построения научного потенциала государства, что, в свою очередь, обеспечивает развитие российского общества. Вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования признается одним из главных условий развития системы высшего профессионального образования [2].

Ключевые моменты в развитии студенческих научных обществ, как следует из выполненного анализа, можно связать с организационными изменениями в высшем профессиональном образовании и науке. В развитии же военно-научных обществ эти моменты связаны с кризисами военной науки и практики.

В настоящее время военно-научные общества являются рекомендуемой формой объединения деятельности научных кружков и секций военного учебного заведения, необходимой при определенном объеме научной работы [3].

В контексте организации педагогической системы развития творческого потенциала курсантов в научно-исследовательской деятельности военно-научное общество может структурировать ее функциональную, средовую и ресурсную подсистемы. Военно-научное общество инженерного учебного заведения представляет собой добровольное объединение курсантов и преподавателей с привлечением внешнего научно-исследовательского ресурса, имеющее

Рис. 1. Структура военно-научного общества военно-инженерного учебного заведения

целью формирование актуальной военной проблематики и ее разработку силами научно-исследовательских коллективов.

Являясь центральным звеном научно-исследовательской деятельности, именно военно-научное общество позволяет сочетать задачи развития военной науки, профессиональной подготовки и воспитания курсантов. Организационно-педагогическими условиями, обеспечивающими позитивную динамику процесса развития творческого потенциала личности курсанта в ходе научно-исследовательской работы на базе военно-научного общества, при этом можно считать:

— моделирование проблемных ситуаций в системе личностно ориентированных заданий, стимулирующих творчество курсанта;

— активизация творческой деятельности личности за счет включения в коллективные конст-рукторско-технологические проекты;

— создание поливариантной творческой среды, актуализирующей творческие качества ее субъектов.

По отношению структурных элементов к общей организации военно-инженерного заведения в структуре военно-научного общества выделяются: кафедральный, факультетский, вузовский и надвузовский уровни (рис. 1).

Основу кафедрального уровня составляют научные секции — постоянные образования при одной или нескольких кафедрах военно-инженерного учеб-

ного заведения, объединяющие курсантов, занимающихся научной деятельностью в рамках определенной предметной области. Предметная область научной секции определяется, прежде всего, спецификой научных исследований, проводимых на кафедре или в рамках другого структурного подразделения. Научная секция может быть образована совместно двумя или более кафедрами, в случае тематической близости или взаимного дополнения предметных областей данных кафедр. Руководителем секции может быть начальник кафедры или один из наиболее подготовленных в научном и организационном аспектах доцентов.

Научная секция состоит из одного или нескольких научных кружков. Научный кружок — это постоянный или временный элемент научной секции, объединяющий курсантов, занимающихся научной деятельностью в рамках предметной области секции по узким направлениям научной работы. У каждого кружка, как и у секции, есть свой научный руководитель, который курирует конкретное направление исследований, проводимое в научном кружке.

Объединение научных кружков и секций означает выход на факультетский уровень структуры военно-научного общества, на котором основным элементом организации являются научные направления. Каждое направление интегрирует кадровый, вузовский и внешний научно-методический, а также материальный ресурсы вокруг единого интегратив-

ного ядра — задач научного исследования в определенной области военной науки и практики.

Исходя из анализа научно-исследовательской деятельности военно-инженерных учебных заведений, целесообразным является выделение следующих направлений: гуманитарного, в рамках которого будут осуществляться исследования, предметом которых является военнослужащий в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной, общественной и профессиональной деятельности; военно-научного, объединяющего исследования в области процессов и явлений в сфере вооруженной борьбы и повседневной деятельности войск; инженерно-конструкторского, включающего исследования, направленные на создание или модернизацию объектов вооружения и техники, а также систем их обслуживания и ремонта.

Органом, осуществляющим координацию действий научных секций, включенных в то или иное научное направление, является избранный координационный совет — коллегиальный орган, выполняющий координационную функцию в области изучения и осмысления той или иной научной проблематики.

На вузовском уровне функционируют основные управляющие органы военно-научного общества, среди которых основным является общее собрание, которое сроком на один-два года избирает совет военно-научного общества.

Общее собрание военно-научного общества военно-инженерного учебного заведения может выполнять функции, относящиеся к стратегическому управлению научно-исследовательской работой и программам развития самого военно-научного общества: прием и исключение членов военно-научного общества, принятие решений о социальном партнерстве; избрание Совета военно-научного общества; формирование финансовой политики военно-научного общества и стимулирование научно-исследовательской деятельности; изменение структуры военно-научного общества, закрытие или формирование новых кружков и секций; установление материального стимулирования по результатам научно-исследовательской деятельности курсантов; подведение итогов и утверждение плана работы на год.

Проведённый анализ показал, что избранному Совету военно-научного общества предлагается делегировать следующие полномочия [3]: руководство научной работой; подготовку годовых планов работы военно-научного общества и планирование работы в секциях; проведение отчетно-выборных, общих собраний военно-научного общества, военно-научных, военно-исторических конференций и других мероприятий, связанных с популяризацией и обсуждением результатов исследований; оказание помощи членам военно-научного общества в разработке и реализации военно-научных трудов, рефератов, лекций и докладов; утверждение научных работ и разработок членов военно-научного общества для представления их на общие собрания военно-научного общества; возбуждение ходатайств о допуске членов военно-научного общества в государственные и военные архивы; обобщение и популяризацию передового опыта работы членов военно-научного общества; подготовку ежегодных отчетов о проделанной работе.

Кроме того, одновременно с перечисленными полномочиями Совет выполняет функции научно-методического и редакционного советов. Редакционный совет осуществляет экспертизу материалов

исследования, в зависимости от содержания и характера материалов принимает решение о закрытом или открытом их обсуждении, оценивает возможность их публикации в печатном издании военно-научного общества или других изданиях, организовывает обсуждение и популяризацию опубликованных материалов исследования. Задачи научно-методического совета заключаются в оказании помощи исследователям в формировании методологии научных исследований, осуществляет методологическую экспертизу, а также организует выполнение мероприятий плана работы научного направления.

Общее руководство военно-научной работой курсантов возлагается на заместителя начальника учебного заведения по учебной и научной работе и осуществляется им через научно-исследовательский отдел и начальников кафедр и научных подразделений. Научно-исследовательский отдел планирует, организует и контролирует совместно с Советом военно-научного общества научно-исследовательскую деятельность курсантов, осуществляет руководство подготовкой научных семинаров, конференций и других мероприятий, проводимых в масштабе учебного заведения, организует изучение, обобщение и распространение положительного опыта этой работы [3].

В качестве структурных элементов, находящихся на надвузовском уровне, мы рассматриваем: научные организации, сообщества и отдельных ученых вне военно-инженерного вуза, с которыми военно-научное общество сотрудничает в разработке научной проблематики; экспертов, которых военно-научное общество приглашает для экспертизы научно-исследовательской деятельности; воинские части, базы, на которых осуществляется опытно-экспериментальная и конструкторская работа курсантов.

Рассмотрим детально работу военно-научного общества военно-инженерного учебного заведения как организационную форму научно-исследовательской деятельности на организационно-подготовительной, научно-поисковой и рефлексивно-обобщающей ступенях.

Основной задачей научно-исследовательской деятельности на организационно-подготовительной ступени является собственно организация исследования — система регламентов, нормативов и инструкций, определяющих порядок его проведения. Это распределение функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение работ в рамках исследования, распределение ресурсов и их комбинация во времени, пространстве, в кадрах по видам работ. Подобная организационная работа не может быть проведена достаточно качественно в изолированных однородных или даже смешанных исследовательских коллективах, поэтому она осуществляется в рамках военно-научного общества.

Проведя анализ деятельности военно-научного общества, в работе военно-научного общества, обеспечивающей научно-исследовательскую деятельность, на подготовительной ступени выделяются следующие функции: формирование научных коллективов; подготовка научных руководителей; определение методологии исследований; подготовка материальной базы исследования.

Целенаправленное формирование научных коллективов обеспечивает возможность значительного усложнения научной проблематики, определяемой для научно-исследовательской деятельности курсантов. В военно-научном обществе может быть организована работа по изучению личностных, творческих

и других особенностей курсантов и формированию исследовательских групп в соответствии с современными теориями управления.

Проведённый анализ работ позволяет выделить основные принципы формирования научно-исследовательских коллективов, которые в адаптированном в условия военно-инженерного вуза виде могут быть использованы в работе военно-научного общества [3]:

1. Принцип неоднородности. Объединение в коллектив одинаковых по способностям и характеристикам людей не обеспечит успех их деятельности. В каждом исследовательском коллективе должны быть представлены:

— «пионер», способный раньше других видеть проблемы и формулировать их даже тогда, когда всем ситуация проблемной не кажется;

— «энциклопедист», быстро находящий аналоги рассматриваемой проблеме во многих отраслях знаний;

— «генератор идей», концептолог или системщик, селектирующий и объединяющий множество идей под одной целевой крышей;

— «оптимизатор», в чью обязанность входит поиск оптимальных систем и рациональных режимов деятельности;

— «энтузиаст», или оптимист, заражающий своей уверенностью в успехе дела слабо мотивированных на достижение работников;

— «скептик», сомневающийся в осуществлении любого плана или даже любого шага и тем самым, охлаждающий пыл не в меру оптимистичных, а точнее авантюрно-настроенных работников;

— «прогнозист», чья функция просчитать все возможные последствия принимаемых решений и действия членов группы;

— «эстет», так как изящные решения могут сыграть конструктивную роль в получении экономичных по форме и богатых по содержанию результатов;

— «психолог», кроме решения психодиагностических задач обеспечивающий психологический комфорт для членов коллектива;

— «независимый», работающий в одиночку, но вносящий результаты в общий вклад и умеющий вписать их в общую систему деятельности и результатов группы;

— «переводчик», способный верно объяснить сущность проблемы специалистам разных областей знаний;

— «разработчик», склонный доводить результаты до кондиции, позволяющей использовать их на практике;

— «реализатор», привязывающий результаты совместной работы к конкретным условиям и добивающийся их практического применения.

Каждая их этих функций может быть представлена в исследовательской группе отдельным человеком или группой, один человек может также выполнять несколько функций.

2. Принцип срабатываемости — следствие умения управлять собой, своими отношениями к людям ради определенных целей. Срабатываемость — высшая степень развития совместимости, свойство, в значительной мере регулируемое и поэтому более предпочтительное для организации исследовательских групп.

3. Принцип совпадения формальной структуры коллектива с его неформальной организацией на основе приоритета неформального соподчинения

требует, чтобы формальная организация коллектива совпадала с фактической субординацией исследователей.

4. Принцип непрерывности формирования его состава. Это показатель жизненной силы исследовательских коллективов.

5. Принцип имитации, способность обладать специальными средствами имитации, воспроизводства решений других членов коллектива [4].

Эффективность научно-исследовательской деятельности сформированных научно-исследовательских коллективов зависит от целесообразного методологического аппарата исследования. При этом задача формирования методологического аппарата осложняется тем, что он должен быть адекватным: целям и задачам исследования; имеющейся материальной базе; методологической грамотности исследователей.

Военно-научное общество при этом способно, с одной стороны, оказывать помощь в формировании методологического аппарата конкретного научного исследования, а с другой — вести целенаправленную работу по формированию методологической культуры курсантов, их методологической подготовке. Собственно научный поиск в научно-исследовательской деятельности курсантов является предметом научно-поисковой ступени.

Научно-исследовательская деятельность, включаемая в образовательный процесс военного учебного заведения, предусматривает: выступление на семинарских занятиях с сообщениями по монографической литературе и справочным материалам; участие в подготовке и обсуждении докладов и статей; выполнение заданий и работ научно-исследовательского характера; выполнение индивидуальных заданий исследовательского характера в процессе производственной практики; другие формы работы по усмотрению кафедр.

Научно-исследовательская деятельность, выполняемая во внеучебное время, включает в себя: участие в выполнении научно-исследовательских работ, проводимых кафедрами, преподавателями; выступления с сообщениями на заседаниях кафедр при обсуждении теоретических проблем, монографий, учебных пособий, статей и т.д.; подготовку обзоров по новинкам специальной литературы и архивным материалам по профилю обучения; теоретические исследования по общепрофессиональным и специальным дисциплинам; выступления с докладами и научными сообщениями на теоретических и научно-практических конференциях; изучение практической деятельности воинских частей и организаций; работу в научных кружках и исследовательских проблемных группах; участие в конкурсах, викторинах, семинарах; другие формы работы по усмотрению кафедр.

В организационно-подготовительную ступень научно-исследовательской деятельности мы объединили все взаимодействия курсантов и других ее субъектов, обеспечивающие организационную, методологическую и материальную подготовку исследования.

Таким образом, можно сделать выводы, что охарактеризованные структура, функции и особенности организации военно-научного общества военно-инженерного учебного заведения обеспечат организационно-педагогические условия, необходимые для развития в научно-исследовательской деятельности курсантов их творческого потенциала, поддержат необходимые для новых целей образовательного процесса военного учебного заведения правильно

структурированные ресурсные потребности, создадут внешние связи, выводящие научно-исследовательскую деятельность курсантов за пределы образовательного процесса учебного заведения.

Библиографический список

1. Греля, К. В. Педагогические условия развития социально-профессиональной готовности студентов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06 / К. В. Греля. - Калининград, 1998. - 162 с.

2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Питер, 2000. — 712 с.

3. Исследование влияния работы курсанта в военно-научном обществе на развитие творческого потенциала : отчет о НИР (заключит.) / ОАБИИ ВС РФ ; рук. И. А. Маврина ; исполн. С. А. Тишин [и др.]. — Омск : ОАБИИ, 2012. — 148 с. — Инв. № 345.

4. Методологические проблемы военной теории и практики. — М. : Воениздат, 1966. — 326 с.

ТЕРЕЩЕНКО Евгений Сергеевич, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры двигателей.

ТИШИН Сергей Александрович, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры двигателей.

МИХАЙЛЕЦ Сергей Никитич, кандидат технических

наук, доцент кафедры двигателей.

ПЕРОВ Сергей Анатольевич, кандидат технических

наук, доцент кафедры двигателей.

Адрес для переписки: tesa1978@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.07.2014 г. © Е. С. Терещенко, С. А. Тишин, С. Н. Михайлец, С. А. Перов

УДК 378 1 Е. С. ТЕРЕЩЕНКО

С. А. ТИШИН С. Н. МИХАЙЛЕЦ А. А. БАБИЧЕВ

Омский автобронетанковый инженерный институт

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КУРСАНТОВ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Проведен анализ существующих в современной науке подходов к изучению творчества и творческого потенциала, выявление особенностей и характеристик в профессиональной деятельности, а также краткий анализ структуры творческого потенциала курсантов военного инженерного высшего учебного заведения. Показан творческий потенциал курсанта как одна из ключевых личностных характеристик, значение которой определяется требованиями современной военно-профессиональной деятельности инженера к его профессионально важным качествам.

Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, курсант, военно-профессиональная деятельность.

В настоящее время в Вооруженных силах Российской Федерации главным фактором эффективности, наряду с современным вооружением и военной техникой, признается человек, а именно офицер. Самореализация офицера в военно-профессиональной деятельности напрямую зависит от его возможностей творчески решать профессиональные задачи, то есть его творческого потенциала. Характеристика творческого потенциала возможна через анализ существующих в современной науке подходов к изучению творчества, выявление особенностей и характеристик в профессиональной деятельности.

Творчество офицера как руководителя — это не слепое следование уставным правилам и должностным инструкциям, традиционно считалось слагаемым побед российского оружия.

Педагогический аспект исследования творчества заключается в установлении закономерностей, спо-

собов, методов и средств влияния на развитие творческих возможностей человека.

Выполнив анализ по понятию творчества и опираясь на различные подходы к трактовке творчества, как деятельности — творчество — это форма психической активности человека, определяющая процесс создания им субъективно новых или усовершенствования существующих знаний, опыта, объектов действительности, отношений, способов действий в проблемных ситуациях, осуществляемая за счет применения оригинальных идей, использования нестандартных решений на основе личного и освоенного социально-исторического опыта.

Проведенный анализ теоретических подходов к проблеме творчества человека позволяет сделать следующие обобщения [1, 2]:

— в современной науке утверждается возможность каждого человека осуществлять творческую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.