Научная статья на тему 'К вопросу о мотивации первокурсника к изучению иностранного языка в техническом вузе'

К вопросу о мотивации первокурсника к изучению иностранного языка в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / MOTIVE / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / LEARNING MOTIVATION / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ / HIERARCHY OF NEEDS / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сперанская Нина Ивановна, Яцевич Ольга Евгеньевна

В статье рассматриваются вопросы мотивирования студентов первого курса к изучению иностранного языка. Авторы описывают необходимые условия, обеспечивающие совершенствование мотивационной сферы обучающихся, а также делятся опытом повышения учебной мотивации первокурсников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сперанская Нина Ивановна, Яцевич Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concerning the first year students’ motivation to learn a foreign language at a technical university

The article deals with the first-year students’ motivation to learn foreign languages. The authors describe the conditions necessary for promoting the improvement of the motivational sphere of students, and share the experience of how to increase the first-year students’ motivation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о мотивации первокурсника к изучению иностранного языка в техническом вузе»

УДК 372.881.1

Сперанская Нина Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Тюменского государственного нефтегазового университета

Яцевич Ольга Евгеньевна

Speranskaya Nina Ivanovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Foreign Languages Department, Tyumen State Oil and Gas University

Yatsevich Olga Evgenyevna

кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков Тюменского государственного нефтегазового университета

К ВОПРОСУ О МОТИВАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКА К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

PhD in Philosophy, Assistant Professor, Foreign Languages Department, Tyumen State Oil and Gas University

CONCERNING THE FIRST YEAR STUDENTS' MOTIVATION TO LEARN A FOREIGN LANGUAGE AT A TECHNICAL UNIVERSITY

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы мотивирования студентов первого курса к изучению иностранного языка. Авторы описывают необходимые условия, обеспечивающие совершенствование мотивационной сферы обучающихся, а также делятся опытом повышения учебной мотивации первокурсников.

Ключевые слова:

мотив, учебная мотивация, познавательная активность, иерархия потребностей, самоактуализация.

Summary:

The article deals with the first-year students' motivation to learn foreign languages. The authors describe the conditions necessary for promoting the improvement of the motivational sphere of students, and share the experience of how to increase the first-year students' motivation.

Keywords:

motive, learning motivation, cognitive activity, hierarchy of needs, self-actualization.

Всегда очень трудно сделать первый шаг: первый класс - это серьезное испытание и важнейший этап в жизни не только ребенка, но и всей семьи. Не менее легким периодом является и первый курс для студента. Мы уже рассматривали сложности адаптационного процесса первокурсника, но хочется обратиться к не менее важному вопросу - мотивации.

Сперанская Н.И.: В рамках системы менеджмента качества нами проводятся социологические исследования, выявляющие мнения студентов по основным аспектам образовательного процесса в Тюменском государственном нефтегазовом университете. Изучение мотивов выбора абитуриентами учебного заведения и специальности показало, что только третья часть из них хотят посвятить себя работе в выбранной отрасли. При этом 20 % опрошенных обосновали свой выбор тем, что в ТюмГНГУ дают хорошее образование, и 27 % слышали много хорошего об университете. Это позволяет предположить, что учебная мотивация у студентов будет достаточно высокой. Вместе с тем 8 % абитуриентов принесли документы в приемную комиссию потому, что вуз находится рядом с домом, а 17 % - из-за того, что вузе учатся друзья.

Яцевич О.Е.: Обрисованные данные оставляют желать лучшего. В связи с этим хочется упомянуть М. Вебера, который считал, что в социальном действии должны быть четко учтены два очень важных пункта: индивид или группа (что показывают как единичный студент, так и целая группа, являющиеся звеном социального действия) должны быть мотивированы. При отсутствии последнего действие нельзя считать полноценным [1].

Сперанская Н.И.: В широком психологическом смысле мотивация рассматривается как побуждение организма, животного, человека к деятельности. Педагог работает со студентами, имеющими и серьезные, и поверхностные мотивы. Если мы говорим об учебной мотивации, нам необходимо изучить мотивы (в роли которых могут выступать потребности, интересы, эмоции и т. д.), являющиеся побудителями познавательной деятельности обучающихся. Причем у каждого они будут разными: кто-то действительно хочет серьезно изучить учебный предмет, кому-то нужны высокие баллы, кому-то интересен преподаватель, а кто-то боится возможных последствий из-за пропуска занятий и плохой успеваемости. У каждого студента собственный «набор» мотивов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Яцевич О.Е.: Немаловажной, все так же по Веберу, является ориентированность на другого или других, поскольку именно ориентированность подталкивает студента на хороший результат. Многие первокурсники, глядя на своих одногруппников, начинают подтягиваться по окончании первого семестра, так как повышенная стипендия является достаточно значительным стимулом к работе над собой.

Сперанская Н.И.: Наличие стипендии, а также повышенная стипендия или грант являются весомым стимулом для активизации познавательной, экспериментальной и научно-исследовательской работы студента. Альберт Маслоу предложил иерархию потребностей, способных побудить личность к деятельности. Согласно этому гуманистическому подходу, любой человек стремится к расцвету, действуя в соответствии со своими возможностями и притязаниями. Маслоу доказывал, что индивид может достичь самоактуализации только после того, как в значительной степени будут удовлетворены его элементарные нужды (физиологические потребности, потребность в безопасности и любви) [2].

Яцевич О. Е.: А что же мы видим на самом деле? Удается ли полностью мотивировать студентов?

Сперанская Н.И.: Педагог, работающий с первокурсниками, непременно должен опираться на достижения предыдущего возрастного периода. Как отмечают авторы, изучающие вопросы учебной мотивации [3], выпускник средней школы способен анализировать свой стиль учения, имеет интерес к теоретическим и творческим методам мышления, к приемам самообразования и контрольно-оценочным действиям. В этом возрасте зарождаются мотивы профессионального и жизненного самоопределения, причем уже наблюдается сбалансированность между отдельными побуждениями. Зная эти характеристики, педагог, учитывая индивидуальные особенности студентов, помогает им совершенствовать и развивать мотивационную сферу.

Любое действие, в том числе и изучение студентом иностранного языка, полимотивиро-вано. Поэтому нужно учитывать основные мотивы обучающегося: на основании их педагог должен создать условия и факторы, способствующие активизации учебной мотивации.

Во-первых, педагог организует образовательную среду на занятии, обеспечивающую сохранение здоровья обучающегося: отсутствие перегрузок, чередование активности и отдыха, строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм. Во-вторых, он работает над созданием положительного микроклимата в учебной группе: справедливостью в отношениях, защищенностью, отсутствием эмоционального напряжения и стрессов. В-третьих, педагог включает каждого студента в групповую работу, обращает внимание на уважительное сотрудничество между студентами. В-четвертых, создание ситуаций успеха для обучающихся позволяет им ощутить одобрение, признание, наличие перспектив продвижения вперед. Все это в совокупности способствует самореализации и саморазвитию каждого студента и в конечном счете мотивирует на познавательную активность.

Яцевич О.Е.: Везде красной нитью звучит мысль: педагог определяет, формирует, организует. Какая же роль в процессе мотивации отводится студенту? Неужели он исключен из мотиво-образующей цепочки?

Сперанская Н.И.: Действительно, педагог создает образовательную среду, организует психолого-педагогическую поддержку и сопровождение обучающегося по индивидуальному маршруту, если мы опираемся на гуманистические принципы и реализуем личностно ориентированный подход к обучению.

Яцевич О.Е.: Исключение студента из мотивообразующей цепочки делает его малозаинтересованным и пассивным субъектом на занятии.

Сперанская Н.И.: Вероятно, можно сказать, что в этом случае обучающийся становится объектом педагогических воздействий, что характеризует традиционную «знаниевую» парадигму образования.

Гуманистическая педагогика видит человека как наивысшую ценность, которая внутри себя обладает большим потенциалом и тенденцией к саморазвитию, в том числе и самомотивированию. Главная задача педагога заключается не в заполнении пустого сосуда знаниями, а в создании фасилитирующих условий для самоактуализации воспитанников и обучающихся.

Не будем останавливаться на дидактических средствах, но сосредоточимся на важнейшем ресурсе: как отмечает Карл Роджерс, это - знания и опыт самого учителя [4]. Педагог, не навязывая своего мнения, делится со студентами собственными способами целеполагания, мышления, способами структурирования знаний, рассказывает о своих мотивах и стимулах научно-исследовательской деятельности. В таком случае взаимоотношения в группе действительно строятся на взаимном уважении, учитель понятен своим ученикам, которые не воспринимают его как инструктора и контролера и в случае необходимости могут спокойно обратиться за советом или же поделиться своим индивидуальным опытом и знаниями.

Яцевич О.Е.: А есть ли особенности мотивирования к изучению иностранного языка? Сперанская Н.И.: Целенаправленная работа по совершенствованию учебной мотивации, безусловно, зависит от специфики учебного предмета. Процесс изучения иностранного языка в техническом вузе имеет свои трудности, поскольку студенты нацелены на изучение специальных профессионально ориентированных предметов. Следует подчеркнуть, что в наши дни знание иностранного языка дает дополнительные бонусы при устройстве на работу. Акцентировать внимание обучающихся на этом моменте обязательно.

Яцевич О. Е.: Для многих студентов толчком является положительный пример владеющих иностранным языком выпускников нашего вуза, которым удалось получить руководящие должности в престижных компаниях. Ориентируясь на зарубежные фирмы, студенты четко осознают, что знать по крайней мере один иностранный язык настоятельно необходимо.

Известно, что Тюменский государственный нефтегазовый университет заключил международные контракты с ведущими университетами Австралии и Канады. Для студентов была организована встреча с преподавателями зарубежных вузов; учащихся познакомили с различными стипендиальными программами, выиграв которые можно покрыть расходы на языковую стажировку. Еще в качестве приза разыгрывалось месячное обучение языку в Нью-Йорке. Такие встречи являются прекрасным мотиватором для изучения иностранного языка в вузе.

Ссылки:

1. Вебер М. Избранные произведения/пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова ; предисл. П. П. Гайденко. М„ 1990. С. 11-12.

2. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. A.M. Татлыбаевой. СПб., 1999. 478 с.

3. Маркова А.К. Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: книга для учителя. М., 1990. 192 с.

4. Роджерс K.P. Становление личности. Взгляд на психотерапию / пер. с англ. М. Злотник. М., 2001. 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.