Научная статья на тему 'К вопросу о мотивации обучения иностранному языку в средней школе'

К вопросу о мотивации обучения иностранному языку в средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4277
541
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Rhema. Рема
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННЫЙ ФАКТОР / ТВОРЧЕСКОЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ / РИТОРИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ТРЕНИНГОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / MOTIVATION / MOTIVATOR / CREATIVE MONOLOGUE / RHETORIC SKILLS / TRAINING CLASSROOM / PROJECT METHOD / TRAINING FORM OF ORGANIZING STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Душкова Наталья Николаевна

В статье рассматривается проблема формирования мотивации при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе. Автор исследует мотивирующий потенциал разработанной методики обучения творческому монологическому высказыванию, основывающейся на проектном методе обучения и тренинговой форме организации занятий. В работе представлены результаты теоретического изучения вопроса и данные, полученные в ходе экспериментальной работы в старших классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the problem of motivation in the process of teaching a foreign language at a secondary school. The author investigates the motivating effect of the method of teaching a creative monologue, based on project method of teaching and training form of organizing studies. The article brings out the results of a theoretical analysis of the problem in question and the data of experimental research work in senior grades.

Текст научной работы на тему «К вопросу о мотивации обучения иностранному языку в средней школе»

Н.Н. Душкова

К ВОПРОСУ О МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается проблема формирования мотивации при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе. Автор исследует мотивирующий потенциал разработанной методики обучения творческому монологическому высказыванию, основывающейся на проектном методе обучения и тренинговой форме организации занятий. В работе представлены результаты теоретического изучения вопроса и данные, полученные в ходе экспериментальной работы в старших классах.

Ключевые слова: мотивация, мотивационный фактор, творческое монологическое высказывание, риторические умения, тренинговая форма организации занятий, проектный метод обучения.

Одной из важнейших задач, стоящих перед современной школой является формирование всесторонне развитой социально-активной личности. Достижение этой цели возможно лишь при учете интересов и потребностей учащихся и при грамотном воздействии на их мотивационную сферу. Особенно остро стоит этот вопрос в связи с обучением иностранным языкам в средней школе, т.к. в условиях отсутствия естественной иноязычной среды, а, следовательно, и реальных возможностей пользования иностранным языком как средством общения в процессе непосредственной повседневной коммуникации, лишь немногие учащиеся испытывают потребность в подобного рода знаниях, умениях и навыках. Более того, даже у изначально мотивированных школь-

ников к средней ступени обучения отмечается мотивационный спад.

В этой связи особую значимость приобретает поиск путей и способов поддержания мотивации изучения иностранного языка на оптимальном уровне в течение всего периода обучения.

Решению проблемы мотивационной обусловленности учебной и коммуникативной деятельности способствуют личностно-ориентированные методы, учитывающие потребности и интересы учащихся, позволяющие раскрывать их способности, задатки.

В рамках диссертационного исследования была разработана методика обучения творческому монологическому высказыванию, представляющего собой выступление, ориентированное на аудиторию слушателей. Данная методика нацелена на развитие риторических умений школьников, с помощью использования тренинговой формы организации занятий, с одной стороны, и проектного метода, с другой.

Выбор проектного метода в качестве основы обучения публичному выступлению обусловлен следующими факторами:

1) одним из принципов данного метода, в соответствии с мнением Полат Е.С., является нацеленность учащихся на создание некоторого продукта, завершающего их исследовательско-поисковую деятельность(1),

2) последовательность выполнения проекта непременно включает в себя этап его защиты. Следовательно, можно утверждать, что ученикам необходимы умения публично представлять их групповую работу.

Вместе с тем, хотя проектный метод и может являться базой для стимулирования интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной активности учащихся, которая обусловит потребность в риторической компетентности у школьников, необходима система упражнений, для формирования умений творческого монологического высказывания и адекватный способ их организации, т.е. способ, который позволит при этом сохранить

основные черты проектного метода, и органично сочетать приемы организации занятий и проектную деятельность школьников. Такими возможностями, на наш взгляд, обладает тренинг, характерными чертами которого является коллективная организация работы с применением игровой деятельности (2).

Под тренингом мы понимаем специфическую форму организации обучения иностранному языку, реализующую обучение в сотрудничестве в рамках проектного метода, и осуществляющуюся за счет применения активных форм взаимодействия участников группы в ходе общения, направленную на приобретение риторической компетенции. В свою очередь риторическая компетенция есть умение осуществлять коммуникацию в рамках риторической ситуации общения при учете особенностей аудитории слушателей, с применением лингвистических, экстралин-гвистических, психологических и внелингвистических средств и механизмов воздействия и поддержания внимания, в соответствии с нормами, принятыми в том или ином культурном сообществе, с целью достижения наибольшего прагматического эффекта публичного выступления как результата творческого монологического высказывания.

Как было указано выше, данный способ построения обучения реализует обучение в сотрудничестве, что является одним из важнейших признаков метода проектов (3). Отсюда можно предположить, что в разрабатываемой методике тренинг является ключевым звеном, соединяющим систему риторических упражнений и проектную деятельность школьников для формирования умений и навыков творческого монологического высказывания.

По нашему мнению, методика обучения, построенная на синтезе проектного метода и тренинговых занятий, обладает огромным стимулирующим потенциалом. В частности, одним из ее достоинств является мотивированность, которая предполагает возрастание интереса к работе по мере ее выполнения, обучение на собственном опыте, удовлетворение от своего труда. Учащиеся воспринимают проектную работу не столько как учебную дея-

тельность, сколько как некое событие, которое усиливает запоминание процедур, способов и итогов деятельности, поскольку задействованный в процессе работы над проектом эмоциональный фактор благоприятно воздействует на прочность усвоения материала. Кроме того, как проектный метод, так и тренинг, предполагают сотрудничество учащихся в решении некоторой проблемы.

Групповая и командная работа (group and team work), опосредованная координация деятельности учащихся, большая самостоятельность, возможность почувствовать собственную значимость, воздействие на эмоционально-волевую сферу личности, учет ее потребностей, желаний и прочего обусловливает активность учащихся на уроке и повышает мотивацию.

Подтверждение этому можно найти в интенсивных методиках обучения иностранному языку (Китайгородская Г.А., Ло-занов Г.). Так вышеизложенное полностью согласуется с одним из основных принципов суггестопедической системы обучения Г. Лозанова, сущность которого состоит в том, что для раскрытия резервных возможностей личности и достижения эффекта ги-пермнезии, урок должен быть приятным переживанием (4).

Более того, ученые (T. Hutchinson, A. Waters) указывают на теснейшую взаимосвязь когнитивного и аффективного аспектов личности в процессе приобретения знаний. Согласно их мнению, отражение приобретаемого учебного опыта личности в сфере ее эмоций является необходимым основанием для инициирования познавательных процессов (5). Они рассматривают эмоциональную составляющую мотивации основной причиной зарождения когнитивных процессов.

Отечественные психологи (Божович Л.И., Конопкин О.А., Леонтьев А.А., Маркова А.К., Рубинштейн С.Л. и другие) также подтверждают важную роль эмоций как составляющей мотивации в процессе приобретения знаний (6).

Итак, теоретически можно предположить, что данная методика оказывает значительное влияние на мотивационную сферу

личности школьника, за счет придания особой значимости изучаемому материалу, учета интересов и потребностей учеников, использования групповых форм работы, приобщения учащихся к поисково-исследовательской деятельности, большей самостоятельности, поощрения инициативности, использования игровых приемов и прочего.

Вместе с тем вышеобозначенное положение требует экспериментального подтверждения. В этой связи нами было проведено изучение мотивирующего потенциала разработанной методики в опытном обучении.

Исследованием было охвачено 29 учащихся двух одиннадцатых классов и одного десятого класса средней общеобразовательной школы.

Цель работы состояла в выявлении влияния методики обучения творческому монологическому высказыванию на мотивационную сферу личности школьника.

Исследование проводилось в три этапа:

- анкетирование учащихся для установления исходного уровня мотивации и преобладающих мотивов изучения английского языка,

- обучение творческому мотивированному монологическому высказыванию с применением разработанной методики,

- повторное анкетирование школьников, основной задачей которого является выявление наличия динамики в уровне сфор-мированности мотивации изучения иностранного языка.

На первом этапе исследования учащимся было предложено прочитать утверждения о мотивах изучения иностранного языка и указать балл, наиболее соответствующий варианту их ответа: 2 - всегда, 1 - иногда, 0 - никогда. Анкета включала в себя представленные ниже пункты:

1. Проявляю интерес лишь к отдельным заданиям на уроке.

2. Нравится учитель.

3. Нравится получать хорошие отметки.

4. Родители заставляют учить иностранный язык.

5. Стараюсь добросовестно изучать предмет, чтобы в аттестате была хорошая отметка.

6. Знания по иностранному языку пригодятся мне для будущей карьеры (работы).

7. Узнаю много нового и интересного как о языке, так и о культуре страны изучаемого языка.

8. Получаю удовольствие от выполнения упражнений, чтения рассказов, общения на иностранном языке на уроке.

9. Проявляю интерес к изучению новых языковых явлений (слов, грамматических правил).

10. Нравится работать с дополнительной литературой на иностранном языке и о языке.

11. Мне интересно то, что я узнаю на уроке, поэтому стараюсь узнать еще больше по интересующей меня проблеме самостоятельно (в журналах, книгах на иностранном языке, в словарях).

12. Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель, поэтому охотно участвую в различных мероприятиях на иностранном языке, проводимых как в нашей школе, так и вне её.

В итоге были получены следующие результаты Оптимальный уровень мотивации изучения иностранного языка наблюдается лишь в двух группах испытуемых, причем в группе А количество таких учащихся незначительно (8,4%), однако в группе Б основная масса учеников (71,4%) изучает иностранный язык с особым интересом. Достаточный уровень развития мотивации выявлен у 58,3% учеников группы А, 28,6% -группы Б, и 66,7% группы В). Соответственно низкий уровень был определен у 33,3% проанкетированных в группе А, 28,6% в группе Б, 33,3% в группе В.

Несмотря на то, что в каждой из групп есть ученики с преобладающей внутренней мотивацией изучения английского языка (группа А - 25%, группа Б - 42,9%, группа В - 22,2%), значительно больше школьников, для которых успешность изучения иностранного языка напрямую зависит от внешних факторов (А -

58,3%, Б - 42,9%, В - 66,7%), и для еще меньшего количества испытуемых внешние факторы и внутренние потребности и убеждения оказывают одинаковое влияние на процесс и результативность изучения иностранного языка (А - 16,7%, Б - 14,2%, В -

11,1%). Значительный перевес внешних мотивов на изучение иностранного языка объясняется, по нашему мнению, тем, что опрашиваемые школьники являются учениками старшей ступени обучения, и к данному моменту уже либо определились с выбором профессии, либо находятся в состоянии раздумья.

Кроме того, следует отметить, что основным движущим фактором изучения английского языка у опрошенных является ситуативный интерес, поскольку 25 из 28 опрошенных отметили данный факт в своих анкетах, определенный интерес к предмету проявляют 11 (40,7%) учеников, и семеро анкетируемых (25,9%) вносят иностранный язык в круг основных своих интересов, причем практически все учащиеся признают то, что им приходится изучать язык в силу той или иной, чаще всего внешне обусловленной, необходимости (заставляют родители, не хотят иметь плохие отметки в аттестате и т.д.).

На втором этапе осуществлялась работа по формированию риторических умений и навыков, а именно:

I - умений, связанных с подготовкой публичного монологического высказывания:

- умение подобрать актуальную тему для выступления, т.е. тему, которая мотивирует и докладчика и аудиторию;

- умение отобрать яркий, репрезентативный материал для выступления;

- умения планировать такие типы творческого монологического высказывания как: выступление, сообщение, доклад и управлять ими с целью оказания воздействия на адресата;

- умения строить такие тексты как описание, повествование, аргументация, определение;

- умения, обеспечивающие основные текстовые характеристики высказывания: логичность, связность, завершенность, экспрессивность, оригинальность:

а) владение синтаксическими, лексическими, грамматическими и фонетическими стилистическими средствами и приемами

б) владение средствами связности текста

в) умение последовательно развивать и раскрывать тему сообщения

- умение адаптировать текст выступления для конкретной аудитории (с точки зрения используемых языковых средств).

II - умений, связанных с презентацией выступления аудитории:

1) умения пользования фонетическими средствами управления вниманием аудитории:

а) умения ритмико-интонационного оформления речи

б) варьирование основного тона высказывания в зависимости от коммуникативного намерения

в) умения варьирования темпа сообщения и громкости его звучания

2) умения передавать эмоциональность речи (в той степени, в которой она присуща монологической речи, носящей характер публичного выступления), создаваемой с помощью невербальных средств:

а) умения пользования невербальными средствами для усиления прагматического эффекта собственного выступления;

б) умения интерпретировать невербальные сигналы аудитории, отражающие их отношение к сообщению, и с учетом этих сведений поддерживать внимание слушающих;

3) умение следить за реакцией аудитории в процессе выступления, что предполагает наличие большего уровня осведомленности по тому или иному вопросу, а также хорошее знание

предмета сообщения, которое позволит время от времени видеть и «чувствовать» слушателей.

Работа осуществлялась с использованием тренинговых упражнений, предполагающих совместную деятельность учащихся по группам.

Параллельно развитию риторической компетенции испытуемые выполняли проектные задания.

Тематика проектов была определена в ходе совместного обсуждения, и включала в себя разработку следующих проблем:

Группа А - «Is it easy to be the young?»

Группа Б - «In the world of the extraordinary and supernatural»

Группа В - «Ecologicalproblems in cities and towns».

На стадии подготовки проектных заданий ученики вынуждены были обращаться к различным источникам информации, в том числе и на иностранном языке.

Приобретенные риторические умения и навыки школьники продемонстрировали в ходе защиты проектов.

Защита проектов

Школьники группы В на защите познакомили присутствующих с результатами изучения вопроса «ECOLOGICAL PROBLEMS IN CITIES AND TOWNS».

Команда (team) 1 представила исследование по проблеме «Pollution of air, water and land». В своем выступлении школьники рассказали о том, как происходит загрязнение воздуха, земли и воды в целом и рассмотрели эти проблемы в рамках отдельно взятого их родного города. Статистические данные, упомянутые в выступлениях школьниками, придали их сообщениям большую убедительность и авторитетность.

Команда (team) 2 выступила с результатами работы по вопросу «Consequences of pollution». Школьники, занимавшиеся этой проблемой, сообщили о том, какие последствия может иметь загрязнение окружающей среды в глобальном масштабе и в мас-

штабе одного региона. В доказательство были продемонстрированы сравнительные диаграммы загрязнения воздуха в их городе с 2005 по 2007 год, что, по мнению учеников, стало причиной возросшего количества заболеваний органов дыхания горожан за этот же период. Статистические данные были получены как самими учениками на уроках химии (также в результате проектной деятельности), так и из местных СМИ.

Команда (team) 3 осветила проблему «How we can solve ecological problems in the world and in our native place». Ученики сообщили об опыте решения экологических проблем в различных странах мира и в регионе, в котором они проживают.

Результаты проектной работы:

Далее проводилась дискуссия, затрагивающая два аспекта деятельности школьников:

1) обсуждение проблемных вопросов по теме проектов

2) обсуждение докладов учеников и определение лучших выступлений.

Подводя итоги исследованиям в области экологии, ученики ответили на ряд вопросов:

1. Why do we speak about ecological problems nowadays?

2. What is the greatest danger for nature in your opinion?

3. Does the development of industry make our environment harm? Must we stop it as it leads to an ecological catastrophe?

4. People’s desire to live in comfort, destroying nature.

5. Sooner or later the man will ruin this world.

В результате практически единогласно школьники пришли к выводу: несмотря на то, что о проблемах экологии в настоящее время очень много говорят в СМИ, на конференциях и симпозиумах, на практике эти проблемы решаются медленно и очень часто неэффективно. Причину этому ребята видят в том, что в российском законодательстве не предусмотрены серьезные санкции к различным заводам и фабрикам за загрязнение окружающей среды. Вследствие этого сумма штрафа, налагаемого на

предприятие за разрушение экологии, в сотни раз ниже прибыли, которое оно получает. Однако школьники отметили, что вопреки всему стоит затрагивать подобные вопросы и осуществлять экологическое воспитание детей с самых ранних лет их жизни.

Вторая часть рефлексии касалась определения наиболее успешных выступлений. Лучшими были признаны доклады учеников Андрея С., Каролины К. и Марии Б., поскольку они наилучшим образом, по мнению учеников, представили свои работы, т.к. их речь была плавной, эмоционально-окрашенной, выступления структурированы и интересны. Наглядность также способствовала восприятию сообщения и придавала весомости информации.

На уроках защиты проектов учащиеся группы Б, разрабатывавшие проблему «IN THE WORLD OF THE EXTRAORDINARY AND SUPERNATURAL», представили следующие ее аспекты:

Команда (team) 1 - «Horror stories»

Команда (team) 2 - «Parapsychologists and fortunetellers -do they exist?»

Команда (team) 3 - «World’s Wonders and Mysteries»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Команда №1 рассказала несколько захватывающих и ужасающих историй о призраках и приведениях, под названиями The Gray Lady, The Secret Chamber и The Bloody Night. Школьники, рассказывая о приведениях, постарались максимально убедительно передать атмосферу, придуманных ими историй и произвести соответствующее впечатление на одноклассников.

Микрогруппа, изучавшая вопрос о парапсихологах и предсказателях, представила доклады о жизни и уникальных способностях всемирноизвестной болгарской ясновидящей Ванги.

Раскрывая проблему «World’sMysteries», ученицы К. и М. собрали интересный материал и подготовили сообщения о двух персонах, прославившихся своей жестокостью, а именно о прототипе Графа Дракулы, румынском правителе Владиславе Цепеше, и о жестокой помещице Дарье Салтыковой, матери одного из великих русских писателей М.Е. Салтыкова-Щедрина, более из-

вестной под именем «Салтычиха». Несмотря на отсутствие наглядности выступление К. произвело сильное впечатление на аудиторию, т.к. во-первых, в докладе было много новых, неизвестных многим присутствующим фактов, и, во-вторых, выступающей удалось удерживать внимание аудитории на протяжении 8 минут (именно столько длилось сообщение) за счет умений презентовать доклад, поэтому гармоничное сочетание познавательной информации, изложенной доступным для школьников языком, продуманного и структурированного изложения материала и умение преподносить сообщение слушателям определили успех выступления.

Результаты проектной работы:

На втором занятии проводилось коллективное обсуждение достигнутых результатов, и, как и в первом случае, затрагивались два аспекта: обсуждение проблемы в целом, и подведение итогов проектной деятельности школьников, достигнутых ими умений и навыков.

1. Do you believe in the supernatural? Why do people believe in the supernatural?

2. What kind of people apply for fortunetellers and parapsychologists?

3. Why do people apply for fortunetellers and parapsychologists more than they did it 10 years ago? Why is it so popular nowadays?

4. Why do we remember not only about famous people but also about notorious ones?

В процессе обсуждения школьники сделали несколько выводов:

- популярность всему сверхъестественному и необъяснимому обеспечивают СМИ, способные манипулировать массовым сознанием и отвлекать людей от повседневных проблем;

- в настоящее время многие люди предпочитают обращаться к различным экстрасенсам, колдунам, многие их которых

являются шарлатанами и лишь единицы действительно обладают уникальными способностями. Причины этого ребята видят в том, что некоторые обращаются к такого рода услугам из-за любопытства, другие нуждаются в помощи, вере и поддержке, которых им никто не оказал, часть людей невежественны и т.д. В отдельных случаях, например в сфере медицины, обращение к экстрасенсу может быть гораздо дешевле, чем обращение в медицинские учреждения.

- во все времена люди обеспечивали себе известность не только добрыми делами, но и своими злодеяниями, то же самое мы наблюдаем и в наши дни. Нельзя забывать те бесчинства, которые учиняли отдельные личности в разные исторические эпохи, потому что это также помогает человеку понять, что есть «добро» и «зло», что все деяния, направленные против других людей рано или поздно будут наказаны.

Определяя самые лучшие выступления во второй части дискуссии, ученики признали таковыми доклады Евгения Г. и Татьяны К. Основными критериями, на которые ориентировались ученики, были: содержательность высказывания, наличие интересной информации по проблеме, эмоциональность выступления.

Проект группы А был связан с проблемой «IS IT EASY TO BE THE YOUNG?»

Работа по раскрытию данной темы затронула следующие подтемы:

Команда №1 - Teenage addiction: Drugs, Smoking, Alcohol. Докладывая о результатах проведенного исследования, школьники рассказали о причинах и последствиях зависимости подростков от курения, алкоголя и наркотиков. Команда № 2 - Teenage Self Expression. Школьники рассказали о различных неформальных группах, в которые объединяются подростки в настоящее время и несколько десятилетий назад, возросшей подростковой преступности, популярных, но вместе с тем не менее опасных, увлечениях подростков. Кроме того, были сделаны сообщения о

полезных и увлекательных способах самовыражениях тинэйджеров, таких как «street art», «граффити» и т.д.

Команда (team) 3 - A Healthy Way of Life for a Teenager. Выступающие по данному вопросу остановились на увлечениях подростков разнообразными видами спорта, что, безусловно, по мнению докладчиков, оказывает положительное влияние на их личность и здоровье.

Результаты проектной работы:

В ходе обсуждения результатов были затронуты следующие вопросы:

1. Why do some teenagers become addicted or join this or that illegal group?

2. Who influences a teenager more: parents, his friends, mass

media?

3. What measures should be taken to prevent teenagers from addiction?

4. Harmony in the family is the most important thing for young people.

Обсуждение вышеупомянутых вопросов привело школьников к выводу о том, что забота о физическом и психическом здоровье подростков должна быть одной из важнейших государственных задач, поэтому необходимо реализовывать разного рода социальные программы, охватывающие работу с данной возрастной группой, создавать условия для их личностного роста. Однако в первую очередь гармоничное развитие личности ребенка зависит от семьи, от взаимоотношений между родителями и ребенком. И если родители устраняются от процесса воспитания ребенка в силу тех или иных причин, то ни одна из социальных служб, занимающаяся этими проблемами, не сможет их решить.

Далее следовало обсуждение вопроса об определении наиболее удачных выступлений. По мнению учеников, самыми удачными выступлениями стали сообщения учениц Алины У., Аллы В., Дарьи Р., Натальи М., Юлии И., Юлии Р. В целом,

обосновывая свое мнение, школьники А группы приводили те же аргументы, что и ученики двух предыдущих групп испытуемых.

На третьем этапе было проведено повторное анкетирование школьников, которое было аналогично первичному и предлагало ученикам следующий перечень утверждений:

- Я проявлял(а) интерес лишь к отдельным заданиям на

уроках.

-Мне понравился учитель, поэтому я старался(лась) принимать активное участие, чтобы произвести хорошее впечатление.

- Я работал(а) только ради хороших отметок.

- Родители заставляли меня делать домашнюю работу.

- Я старалась(лся) добросовестно работать, чтобы в полугодии у меня была хорошая отметка по английскому языку.

- Я уверен(а), что полученные знания по риторике пригодятся мне в будущем.

- Я узнал(а) много нового и интересного.

- Я получал(а) удовольствие от выполнения упражнений, потому что они отличались от привычных заданий.

-Мне было интересно узнавать новые слова, читать журнальные статьи на английском языке.

- Мне понравилось работать в команде.

- Мне понравились уроки, т.к. мне представилась возможность почувствовать себя лидером.

- Мне понравились уроки, т.к. мне представилась возможность почувствовать собственную значимость.

- Мне понравились уроки, т.к. мои знания по английскому языку помогали команде выиграть.

- Мне понравилось работать с дополнительной литературой (журналами, словарями, справочниками и т.д.)

- Мне было интересно то, что я узнавал(а) на уроке, поэтому я старалась(лся) узнать еще больше по интересующей меня проблеме самостоятельно.

- Я с нетерпением ждал(а) уроков, потому что у меня был реальный шанс проявить свои способности и выразить свои мысли на английском языке.

Итоговое исследование мотивационной сферы учащихся, задействованных в опытном обучении показало:

1. Произошли определенные изменения в уровне мотивации изучения иностранного языка. Так, до опытного обучения оптимальный уровень мотивации наблюдался у 21,4% всех испытуемых. После апробации данный показатель увеличился на 23,4% и составил 44,8%. В процессе работы мы наблюдали, как все большее количество учащихся с низким уровнем мотивации с удовольствием выполняет те или иные тренинговые задания, что в свою очередь нашло отражение в результатах анкетирования. Процент школьников с низким уровнем мотивации сократился с 25% до 6,9%.

2. Несомненным положительным сдвигом в сфере мотивации испытуемых стало увеличение количества школьников испытывающих повышенный интерес к предмету «Английский язык». В начале исследования этот показатель составил 25,9% (7 человек), в конце опытного обучения 62,1% (18 человек). Мы полагаем, что причиной подобных изменений можно считать интерес, проявленный учащимися к предложенному курсу, поскольку все без исключения учащиеся высоко оценили тренинговые занятия, и данный мотивационный аспект превалирует над всеми остальными мотивами изучения иностранного языка, даже у учащихся с низким уровнем мотивации, и тех школьников, которые нерегулярно посещали занятия.

3. Основными мотивирующими факторами, порождающими интерес обучаемых к тренинговым занятиям, по их мнению, явились:

- организация работы по командам;

- сотрудничество между членами команд, с одной стороны, и здоровая конкуренция между командами-соперниками, с другой;

- стимуляция речевой активности, проявлявшаяся в увеличении заданий, направленных на совместное решение проблемных задач;

- творческие задания, требующие применения фантазии, воображения, смекалки;

- нетрадиционные формы работы над скороговорками и рифмовками;

- работа со статьями журнала «Speak out»;

- проектная работа, которая стала не только заключительным этапом курса, но и пронизывала большинство занятий;

- речевые игры.

Однако необходимо отметить, что практически для всех учащихся, такой внешний фактор, как стремление получать хорошие отметки и не портить аттестат, является далеко не последним мотиватором в изучении иностранного языка, хотя вместе с тем многие из них проявляют интерес к английскому языку. По нашему мнению, это объясняется психологическими особенностями старшеклассников и выпускников школы, для которых очень важно не только иметь приятные впечатления о школе по ее окончании, но и испытывать определенную гордость за результаты своей учебной деятельности, либо порадовать родителей своими успехами.

Таким образом, полученные данные подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что разработанная методика обучения творческому монологическому высказыванию, основанная на органичном сочетании проектного метода и тренинговых занятий, положительным образом влияет на внутреннюю мотивацию изучения иностранного языка. Данное положение нашло свое подтверждение, как на теоретическом, так и на экспериментальном уровнях, и может свидетельствовать об одной из положительных сторон настоящей методики.

1. Божович Л. И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М., 1979.

2. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика. М., 1992.

3. Конопкин О.А. Участие эмоций в осознанной регуляции целенаправленной активности человека // Вопросы психологии. 2006. № 3.

4. Леонтьев А.А. Психология общения: 2-е изд., испр. и доп. М., 1997.

5. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.М., 1990.

6. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. №2.

7. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. 2000. №1.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.

9. Румянцева И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. М., 2004.

10. Шувалова И.В. Психологические факторы эффективности суггестопедии Г. Лозанова // Иностранные языки в школе. 1990. № 3.

11. Hutchinson T., Waters A. English for specific purposes: A learning-centered approach. Cambridge: Cambridge University Press. 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.