Научная статья на тему 'К вопросу о модели анализа оценки финансового состояния организации высшего образования'

К вопросу о модели анализа оценки финансового состояния организации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / АНАЛИЗ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ВУЗ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РФ / MODEL ANALYSIS / EFFECTIVENESS / UNIVERSITY / EDUCATION / EDUCATION ORGANIZATION / RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галушкин А.А.

В настоящей статье автором рассматриваются модели анализа оценки финансового состояния образовательной организацией высшего образования. Автор анализирует последовательность (алгоритма) проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации высшего образования выделяя в процессе анализа вопросы анализа государственных образовательных организаций высшего образования и негосударственных образовательных организаций высшего образования. Автором также рассматриваются вопросы определения среднегодовых значений показателей образовательной организации высшего образования. В заключении автор делает научно обоснованные собственные выводы и дает ряд предложений. Цель / задачи. Целью статьи является выявление дальнейших путей оптимизации оценки финансового состояния образовательной организацией высшего образования. Задачи статьи. Выработать доктринальные основы приемлемой на сегодня модели анализа финансового состояния современной отечественной образовательной организации высшего образования. Методология. Автор начал свое исследование с постановки и формирования цели исследования. Автором определен предмет исследования, подготовлена эмпирическая база исследования. Результаты. По результатам проведенного исследования выработано 5 научно-обоснованных выводов, представленных в статье. Выводы / значимость. 1. Анализ финансового состояния образовательного учреждений высшего профессионального образования может быть определен в качестве сложного и комплексного вида экономических исследований, призванного выявлять закономерности действия системы факторов финансового благополучия при осуществлении субъектом анализа образовательной, педагогической, научно-исследовательской и смежных с ними видов деятельности. 2. Интегральная оценка условий анализа финансового состояния образовательного учреждения высшего профессионального образования позволяет сделать вывод о том, что он должен включать ряд этапов. 3. Анализ финансового состояния образовательного учреждения высшего профессионального образования следует характеризовать также как специфический вид аналитической деятельности. Однако, очевидно, что он не может представлять со бой простую разновидность финансового анализа по его объекту, а является особенной формой исследования. Наиболее весомой чертой специфики в данном случае является ориентация на качественную характеристику объекта анализа. Это обстоятельство, в частности, проявляется в необходимости применения пересчета аналитических коэффициентов на определенные функциональные единицы. 4. В качестве базы новейших аналитических исследований финансового состояния образовательных учреждений высшего профессионального образования необходимо учитывать некоторые специфические особенности организации действующих отношений собственности в каждом конкретном образовательном учреждении высшего профессионального образования, наличие (либо отсутствие) фонда целевого финансирования, конфигурацию информационной базы анализа, состояние различных видов финансирования, концепцию категории предпринимательской деятельности, избранные подходы к оценке финансового со стояния. 5. Во многих аспектах традиционный анализ финансового состояния образовательного учреждения высшего профессионального образования может (и должен) быть методологически подкреплен использованием заимствованной из аналитического учета результатов научно-исследовательской деятельности концепции выделения в анализе изменений нематериальных активов, как основной характеристики финансового состояния образовательного учреждения высшего профессионального образования, отражающей конечные положительные результаты некоммерческой деятельности: выпуск высокообразованных специалистов, результаты научных исследований, в том числе те, на которые образовательные учреждение высшего профессионального образования получило исключительные права, рост квалификации научно-педагогического персонала, занятие определенной позиции в рейтингах, отражающих качество образования в образовательных учреждениях высшего профессионального образованиях и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галушкин А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF MODELS OF ANALYSIS ASSESSING FINANCIAL CONDITION OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION

In this article, author discusses model of analysis assessing the financial condition of the educational organization of higher education. Author analyzes the sequence (algorithm) analysis of financial and economic activity of the educational organization of higher education in the process of separating the analysis of questions of the analysis of the state educational institutions of higher education and non-state educational institutions of higher education. Author also deals with the determination of the average annual values of indicators of educational institution of higher education. In conclusion, the author makes a scientifically-based own conclusions and gives a number of suggestions. Goal / task. Aim of the article is to identify further ways of optimizing the financial condition of the educational organization of higher education. Methodology. Author started his research with the setting and the formulation of research objectives. The author defined the subject of the study, prepared by the empirical basis of the study. Results. According to the results of the study produced five research-based findings presented in the article. Conclusions / significance. 1. Analysis of the financial condition of the educational institutions of higher education can be defined as a complex and complex economic studies to identify patterns of the system factors in the financial well-being, the subject of analysis of educational, teaching, research and related activities. 2. Integral assessment of the conditions of the financial analysis of the educational institution of higher education leads to the conclusion that it should include a number of stages. 3. Analysis of the financial condition of the educational institution of higher education should be characterized as a specific type of analytical work. However, it is obvious that it can not be a simple kind of financial analysis of its object, and is a special form of research. The most significant feature of the specifics in this case, is to focus on the qualitative characteristics of the object of analysis. This circumstance is particularly evident the need for a recalculation of analytical coeffi cients certain functional units. 4. As the base of the latest analyzes of the fi nancial condition of educational institutions of higher education must take into account some specific features of the organization of existing property relations in each educational institution of higher education, the presence (or absence) of the fund earmarked funding, the configuration information database analysis, the status of various species financing concept category of business, elected approaches to assessing the financial condition. 5. In many ways, traditional financial analysis of the educational institution of higher education can (and should) be supported by using methodologically taken from the analytical account of the results of research and development concepts in the analysis of changes in allocation of intangible assets, as the main characteristics of the financial status of the educational institution of higher education reflecting the final positive results of non-profit activities: the production of highly educated professionals, research results, including those for which the educational institution of higher education has received the exclusive rights, the growth of professional skill of scientific and pedagogical personnel engaged a certain position in the rankings, which reflect the quality of education in educational institutions of higher education and others.

Текст научной работы на тему «К вопросу о модели анализа оценки финансового состояния организации высшего образования»

с

РАЗВИТИЕ

УДК 338.242.2

JEL: D8,12, I28, O32, G3

DOI: 10.18184/2079-4665.2016.7.1.147.150

К ВОПРОСУ О МОДЕЛИ АНАЛИЗА ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Александр Александрович Галушкин 1

1 ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения» (МГУПС (МИИТ) Юридический институт 127994, ГСП-4, Москва, ул. Образцова, 15

1 Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» E-mail: alexander.galushkin@yandex.ru

Поступила в редакцию: 01.03.2016

Одобрена: 18.03.2016

Аннотация. В настоящей статье автором рассматриваются модели анализа оценки финансового состояния образовательной организацией высшего образования. Автор анализирует последовательность (алгоритма) проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации высшего образования выделяя в процессе анализа вопросы анализа государственных образовательных организаций высшего образования и негосударственных образовательных организаций высшего образования. Автором также рассматриваются вопросы определения среднегодовых значений показателей образовательной организации высшего образования. В заключении автор делает научно обоснованные собственные выводы и дает ряд предложений.

Цель /задачи. Целью статьи является выявление дальнейших путей оптимизации оценки финансового состояния образовательной организацией высшего образования.

Задачи статьи. Выработать доктринальные основы приемлемой на сегодня модели анализа финансового состояния современной отечественной образовательной организации высшего образования.

Методология. Автор начал свое исследование с постановки и формирования цели исследования. Автором определен предмет исследования, подготовлена эмпирическая база исследования.

Результаты. По результатам проведенного исследования выработано 5 научно-обоснованных выводов, представленных в статье. Выводы/значимость. 1. Анализ финансового состояния образовательного учреждений высшего профессионального образования может быть определен в качестве сложного и комплексного вида экономических исследований, призванного выявлять закономерности действия системы факторов финансового благополучия при осуществлении субъектом анализа образовательной, педагогической, научно-исследовательской и смежных с ними видов деятельности. 2. Интегральная оценка условий анализа финансового состояния образовательного учреждения высшего профессионального образования позволяет сделать вывод о том, что он должен включать ряд этапов. 3. Анализ финансового состояния образовательного учреждения высшего профессионального образования следует характеризовать также как специфический вид аналитической деятельности. Однако, очевидно, что он не может представлять собой простую разновидность финансового анализа по его объекту, а является особенной формой исследования. Наиболее весомой чертой специфики в данном случае является ориентация на качественную характеристику объекта анализа. Это обстоятельство, в частности, проявляется в необходимости применения пересчета аналитических коэффициентов на определенные функциональные единицы. 4. В качестве базы новейших аналитических исследований финансового состояния образовательных учреждений высшего профессионального образования необходимо учитывать некоторые специфические особенности организации действующих отношений собственности в каждом конкретном образовательном учреждении высшего профессионального образования, наличие (либо отсутствие) фонда целевого финансирования, конфигурацию информационной базы анализа, состояние различных видов финансирования, концепцию категории предпринимательской деятельности, избранные подходы к оценке финансового состояния. 5. Во многих аспектах традиционный анализ финансового состояния образовательного учреждения высшего профессионального образования может (и должен) быть методологически подкреплен использованием заимствованной из аналитического учета результатов научно-исследовательской деятельности концепции выделения в анализе изменений нематериальных активов, как основной характеристики финансового состояния образовательного учреждения высшего профессионального образования, отражающей конечные положительные результаты некоммерческой деятельности: выпуск высокообразованных специалистов, результаты научных исследований, в том числе те, на которые образовательные учреждение высшего профессионального образования получило исключительные права, рост квалификации научно-педагогического персонала, занятие определенной позиции в рейтингах, отражающих качество образования в образовательных учреждениях высшего профессионального образованиях и др. Ключевые слова: модель, анализ, эффективность, ВУЗ, образование, образовательная организация, РФ.

Для ссылки: Галушкин А. А. К вопросу о модели анализа оценки финансового состояния организации высшего образования // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 1. С. 147-150. 001:10.18184/2079-4665.2016.7.1.147.150

В литературе встречаются достаточно обоснованные рекомендации относительно последовательности (алгоритма) проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности государственного образовательного учреждения высшего профес-

сионального образования, к примеру, в совместной работе Н.Р. Кельчевской и М.В. Павловой [2]. Однако, по нашему мнению, недостаточно раскрыт вопрос отдельных проблемных моментов, встающих на различных этапах такого анализа.

МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 1. С. 147-150

Обратимся к одному из них.

Традиционно в экономическом анализе оценку финансовых показателей производят путем сравнения рассчитанных показателей с рекомендуемыми нормативами. Однако на наш взгляд, применять в отношении образовательных учреждений высшего профессионального образования традиционную систему нормативных показателей не совсем справедливо и целесообразно, поскольку неправомерно сравнивать с построенным, исходя из одних и тех же принципов, шаблоном финансов образовательного учреждения высшего профессионального образования и финансы, например, крупного промышленного комплекса или банка. Между тем проблема эта на сегодня остается неразрешимой и объективно обоснованные нормативные показатели финансов образовательного учреждения высшего профессионального образования отсутствуют, причем разрешение данной проблемы существенно затрудняется широким разбросом существующих сегодня образовательных учреждений высшего профессионального образования по своему статусу и финансовому состоянию.

Оценка является завершающим этапом любой разновидности экономического анализа (см., например, [1]). Между тем сама оценка деятельности хозяйствующего субъекта методологически сложна. Так, очевидно, что оценка финансового состояния образовательного учреждения высшего профессионального образования с точки зрения сравнения с его прошлыми и плановыми показателями должна быть дополнена оценкой их соответствия нормативам (средним показателям по всей совокупности образовательных учреждений высшего профессионального образования) и показателям других образовательных учреждений высшего профессионального образования региона (межхозяйственный сравнительный анализ).

В этом случае сразу же возникает вопрос о критериях сопоставимости и возможности справедливой оценки финансового состояния образовательного учреждения высшего профессионального образования в группе других аналогичных объектов, в то время как сами образовательные учреждения высшего профессионального образования далеко неоднородны. Сегодня в отечественной практике среди них выделяют такие категории, как университеты, академии и институты [6].

Критерием различий здесь является объем выполняемой образовательным учреждением высшего профессионального образования научной и педагогической работы. Безусловно, что между таким показателем и финансовым состоянием образовательного учреждения высшего профессионального образования должна быть детерминационная связь, поскольку наличие дополнительных финансовых ре-

сурсов позволяет образовательному учреждению высшего профессионального образования организовать реализацию большего количества основных образовательных программ и программ повышения квалификации, проводить научные исследования и научно-методологическую работу, повысить качество привлекаемого профессорско-преподавательского и научно-педагогического состава.

Присутствуют различные мнения о том, как же сравнить финансовое состояние академии, института и университета, а также насколько справедливо ставить подобные вопросы вообще. По нашему мнению, выход из данной ситуации мог бы быть найден путем разработки научно обоснованных нормативов финансового состояния образовательных учреждений высшего профессионального образования, которые могли бы применяться наряду с иными критериями их дифференциации по видам.

Для эффективной оценки финансового состояния образовательных учреждений высшего профессионального образования, кроме общих показателей, необходимо анализировать и приведенные. В связи с этим возникает проблема выбора критерия такого приведения. Как представляется, необходимо придерживаться точки зрения о целесообразности ранжирования значимости критериев. Так, например, пересчет показателей финансового состояния, на одного студента (раздельно: на обучающегося и на успешно завершившего обучение) будет связан с характеристикой финансового состояния образовательного учреждения высшего профессионального образования относительно главного результата его деятельности. Кроме того, важен пересчет и анализ показателей: на одного преподавателя (в том числе занимаемую ставку), на единицу персонала (определяется путем деления показателя финансового состояния на общую численность преподавательского и административно-хозяйственного персонала и занимаемую ставку) и др.

Одним из проблемных моментов является временной период анализа. Известно, что наиболее активно операционная деятельность образовательного учреждения высшего профессионального образования осуществляется в течение учебного года (9 месяцев), являющегося частью календарного, именно этим обусловлено избрание отдельными исследователями данного периода в качестве временной базы анализа, например, такая точка зрения присутствует в работе М.В. Ниязовой [3].

Подобный подход видится правильным и обоснованным, принимая во внимание, что по сложившейся практике профессорско-преподавательский состав с начала июля по конец августа (56 календарных дней) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных

M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2016, vol. 7, no. 1, pp. 147-150

оплачиваемых отпусках» [5] (ранее - Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2002 № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» [4]) находится в ежегодном оплачиваемом отпуске, таким образом, из 12 календарных месяцев, 2 месяца юридически выпадают из рабочего времени профессорско-преподавательского состава. Однако видится более целесообразным для анализа использовать не 9-и месячный срок, а 10-и месячный срок (юридической срок работы), так как вычисление фактического срока работы может порождать разночтения и дополнительные проблемы.

В связи с этим встает вопрос об обоснованности выводов, которые получают из определения среднегодовых значений показателей образовательного учреждения высшего профессионального образования. По нашему мнению, наиболее эффективным будет раздельный анализ с приведением на различные периоды деятельности образовательного учреждения высшего профессионального образования, в том числе на летний период, поскольку, несмотря на то, что педагогический процесс в это время и приостанавливается, в образовательном учреждении высшего профессионального образования сохраняется определенный уровень его операционной активности за счет проведения профориентационной работ, повышение квалификации на возмездной основе, приемная компания (прием абитуриентов), научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность и т.д.

Итак, можно сделать выводы относительно приемлемой на сегодня модели анализа финансового состояния современного отечественного образовательного учреждения высшего профессионального образования.

1. Анализ финансового состояния образовательного учреждений высшего профессионального образования может быть определен в качестве сложного и комплексного вида экономических исследований, призванного выявлять закономерности действия системы факторов финансового благополучия при осуществлении субъектом анализа образовательной, педагогической, научно-исследовательской и смежных с ними видов деятельности.

2. Интегральная оценка условий анализа финансового состояния образовательного учреждения высшего профессионального образования позволяет сделать вывод о том, что он должен включать следующие этапы:

• выяснение структуры и закономерностей развития отношений собственности в образовательном учреждении высшего профессионального образования;

• постановка цели и задачи анализа;

• определение информационной базы, консолидация всех источников информации о финансово-хозяйственной и основной (операционной) деятельности образовательного учреждения высшего профессионального образования;

• определение системы рабочих коэффициентов финансового анализа;

• расчет аналитических показателей и их оценка;

• формирование выводов относительно оптимизации финансового состояния образовательного учреждения высшего профессионального образования.

3. Анализ финансового состояния образовательного учреждения высшего профессионального образования следует характеризовать также как специфический вид аналитической деятельности.

4. В качестве базы новейших аналитических исследований финансового состояния образовательных учреждений высшего профессионального образования необходимо учитывать некоторые специфические особенности организации действующих отношений собственности в каждом конкретном образовательном учреждении высшего профессионального образования, наличие (либо отсутствие) фонда целевого финансирования, конфигурацию информационной базы анализа, состояние различных видов финансирования, концепцию категории предпринимательской деятельности, избранные подходы к оценке финансового состояния.

5. Ценность приращения либо снижения того или иного финансового показателя в образовательном учреждении высшего профессионального образования может быть эффективно отражена лишь сопоставлением данных изменений с динамикой результатов основной деятельности, т.е. образовательного процесса, исследовательского процесса и других процессов. Цель полноценного анализа финансового состояния должна в обязательном порядке включать выявление и оценку всего комплекса факторов, влияющих на данный объект. Таким образом, во многих аспектах традиционный анализ финансового состояния образовательного учреждения высшего профессионального образования может (и должен) быть методологически подкреплен использованием заимствованной из аналитического учета результатов научно-исследовательской деятельности концепции выделения в анализе изменений нематериальных активов, как основной характеристики финансового состояния образовательного учреждения высшего профессионального образования, отражающей конечные положительные результаты некоммерческой деятельности.

МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 1. С. 147-150

Список литературы

1. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 2006. С. 345.

2. Кельчевская Н.Р., Павлова М.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности государственного вуза как основа инновационных решений и программ (на примере УГТУ-УПИ) // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 4. С. 43-45.

3. Ниязова М.В. Формирование системы оценочных показателей предпринимательской деятельности вуза. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Владивосток, 2003. С. 123.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 01 октября 2002 № 72 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» // СПС «Кон-сультантПлюс», 2015.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» // СПС «КонсультантПлюс»,

2015.

6. Приказ Минобразования РФ от 29 июня 2000 № 1965 «Об утверждении Перечня показателей государственной аккредитации и критериальных значений показателей, используемых при установлении вида высшего учебного заведения» // СПС «КонсультантПлюс», 2015.

7. Инновационные процессы в российской экономике. Коллективная монография / под ред. Веселовского М.Я., Кировой И.В. М.: Научный консультант, 2016. 327 с.

8. Дудин М.Н., Евдокимова С.Ш., Лясников Н.В. Устойчивое социально-экономическое развитие как основа геополитической стабильности национальной экономики // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2014. № 3(19). С. 80-84.

M.I.R. (Modernization. Innovation. Research)

ISSN 2411-796X (Online) ISSN 2079-4665 (Print)

RESEARCH

TO THE QUESTION OF MODELS OF ANALYSIS ASSESSING FINANCIAL CONDITION OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION

Alexander Galushkin

Abstract

In this article, author discusses model of analysis assessing the financial condition of the educational organization of higher education. Author analyzes the sequence (algorithm) analysis of financial and economic activity of the educational organization of higher education in the process of separating the analysis of questions of the analysis of the state educational institutions of higher education and non-state educational institutions of higher education. Author also deals with the determination of the average annual values of indicators of educational institution of higher education. In conclusion, the author makes a scientifically-based own conclusions and gives a number of suggestions. Goal / task. Aim of the article is to identify further ways of optimizing the financial condition of the educational organization of higher education. Methodology. Author started his research with the setting and the formulation of research objectives. The author defined the subject of the study, prepared by the empirical basis of the study.

Results. According to the results of the study produced five research-based findings presented in the article.

Conclusions / significance. 1. Analysis of the financial condition of the educational institutions of higher education can be defined as a complex and complex economic studies to identify patterns of the system factors in the financial well-being, the subject of analysis of educational, teaching, research and related activities. 2. Integral assessment of the conditions of the financial analysis of the educational institution of higher education leads to the conclusion that it should include a number of stages. 3. Analysis of the financial condition of the educational institution of higher education should be characterized as a specific type of analytical work. However, it is obvious that it can not be a simple kind of financial analysis of its object, and is a special form of research. The most significant feature of the specifics in this case, is to focus on the qualitative characteristics of the object of analysis. This circumstance is particularly evident the need for a recalculation of analytical coefficients certain functional units. 4. As the base of the latest analyzes of the financial condition of educational institutions of higher education must take into account some specific features of the organization of existing property relations in each educational institution of higher education, the presence (or absence) of the fund earmarked funding, the configuration information database analysis, the status of various species financing concept category of business, elected approaches to assessing the financial condition. 5. In many ways, traditional financial analysis of the educational institution of higher education can (and should) be supported by using methodologically taken from the analytical account of the results of research and development concepts in the analysis of changes in allocation of intangible assets, as the main characteristics of the financial status of the educational institution of higher education reflecting the final positive results of non-profit activities: the production of highly educated professionals, research results, including those for which the educational institution of higher education has received the exclusive rights, the growth of professional skill of scientific and pedagogical personnel engaged a certain position in the rankings, which reflect the quality of education in educational institutions of higher education and others.

Keywords: model analysis, effectiveness, university, education, education organization, Russian Federation.

Correspondence: Galushkin Alexander A., Moscow State University of Railway Engeneering (MIIT) (15, Obraztsova Street, GSP-4, Moscow, 127994), Russian Federation, alexander.galushkin@yandex.ru

Reference: Galushkin A. A. To the Question of Models of Analysis Assessing Financial Condition of the Educational Organization of Higher Education. M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2016, vol. 7, no. 1, pp. 147-150. DOI: 10.18184/2079-4665.2016.7.1.147.150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.