SCIENCE TIME
К ВОПРОСУ О МИНИМАЛЬНОМ РАЗМЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА
Кобылинская Светлана Викторовна, Шишев Астемир Хусейнович, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар
E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье рассмотрен минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в условиях рынка, а также проводится параллель между МРОТ и 0 прожиточным минимумом населения РФ. •
Ключевые слова: Минимальный размер оплаты труда (МРОТ), прожиточный минимум, система финансов, трудоспособное население, Трудовой Кодекс РФ.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в условиях рынка является инструментом государственного регулирования оплаты труда. Законодатель взял на себя обязанность устанавливать МРОТ в целях защиты работников посредством выплаты равной оплаты за равный труд, и обеспечения экономической стабильности, противодействия недобросовестной конкуренции между товаропроизводителями.
Прожиточный минимум - это минимальный уровень дохода, для поддержания достойной жизни людей.
Так, к числу основных конституционных прав работников, в соответствии с ч.3 ст.37 Конституции, относится право на вознаграждение за труд, не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, без какой бы то ни было дискриминации [1].
Одна из основных проблем, складывающиеся в системе финансов, состоит в том, что МРОТ в России значительно ниже прожиточного минимума в стране.
В Трудовом кодексе Российской Федерации, в ст.133, четко говорится о том, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается федеральным законом на территории всей страны и не может быть ниже прожиточного минимума, сумму которого регулярно пересчитывают [2].Тем не менее в том же самом законе есть противоречие, которое и является лазейкой —
156
о
Щ SCIENCE TIME Щ
в статье 421 говорится о том, что порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 настоящего Кодекса, устанавливаются федеральным законом [3]. И лазейкой этой государство успешно пользуется: получается, что МРОТ может быть установлен на уровне ниже прожиточного минимума, а Министерство финансов само решит, когда их выровнять.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 года закрепил в части 3 статьи 7, что, государства, участвующие в пакте, признают право каждого на справедливую заработную плату, и удовлетворительное существование как самим трудящихся, так и их семей [4].
Конституционный суд на иск гражданина Смердова С.Д. в своем определении о не конституционности ст. 421 ТК РФ, разъяснил, что «вопрос о том, на каком уровне должен быть установлен минимальный размер оплаты труда, в Конституции Российской Федерации не решается - это компетенция федерального законодателя». Также, по мнению Конституционного суда РФ, статья 421 носит отсылочный характер, поэтому не может рассматриваться как нарушение конституционных прав по поводу справедливого вознаграждения за труд, и исходя из содержания нормы ст.421, она не может применяться при 0 рассмотрении конкретных дел об оплате труда работников [5].
Таким образом, МРОТ перестал выполнять свои экономические и социальные функции - создание основы для всей системы распределения заработной платы и защиты уязвимых категорий трудящихся от крайне низких размеров оплаты труда.
Сейчас, МРОТ в России составляет 5965 рублей, а прожиточный минимум составляет 9662 рубля. Исходя из многолетнего опыта, мы видим, что расходы на социальное развитие почти не повышаются, а значит, бюджет не может покрыть существующую разницу между прожиточным минимумом и МРОТ.
На сегодняшний день, МРОТ составляет 76% [6] от прожиточного минимума, что, по нашему мнению, является существенным нарушением трудового законодательства Российской Федерации.
Необходимо отметить, что за последние 15 лет МРОТ в России вырос в 30 раз, но, к сожалению, до сих пор не достиг того уровня, при котором государство могло бы обеспечить достойную жизнь людей. Также, обращаясь к статистике, можно увидеть неутешительные цифры: более 15% россиян имеют зарплату ниже прожиточного минимума [8]. Многие ученые, занимающиеся поиском решений данной проблемы отмечают, что необходимо обратиться к зарубежному опыту, так, например, в Европе, МРОТ не может составлять менее 60% от прожиточного минимума [7].
В связи с этим, мы предлагаем, провести анализ и законодательно урегулировать вопросы, касающиеся уравнению размеров МРОТ и прожиточного минимума, посредством создания норм, в соответствии с которыми, МРОТ не может быть меньше 60% от прожиточного минимума и
157
а
о
Щ SCIENCE TIME Щ
тогда, по нашим подсчетам, МРОТ в России составил бы 16000 тыс. рублей. Но, к сожалению, в настоящее время, для нашего государства такие суммы, в настоящее время, остаются неподъемными.
По нашему мнению, на нынешнем этапе соотношение минимальной заработной платы и минимального прожиточного уровня не укладывается ни в какие экономические и правовые рамки. Даже если допустить, что минимальный размер оплаты труда будет равен величине прожиточного минимума в стране, то это не сможет решить проблему бедности в России.
Данный вывод основывается на следующем:
- прожиточный минимум не учитывает полного набора товаров и услуг,
необходимых для удовлетворения первоочередных материальных и культурных потребностей, а также постоянно возрастающих затрат на содержание жилья, медицинское обслуживание, общее и профессиональное образование,
социальные нужды и т.д.;
- весьма низкая оплата труда у большинства работающих, особенно в бюджетной сфере;
- размер минимальной заработной платы, как и прожиточного минимума, о не учитывает, что работник должен содержать не только самого себя, но и семью.
Анализ структуры малоимущего слоя населения свидетельствует, что среди них, около 50% составляют лица трудоспособного возраста, и не менее 28% категорий лиц с высшим образованием. Около 30% малоимущих составляют семьи, где все трудоспособные граждане имеют регулярную оплачиваемую работу [8].
В настоящее время, с нашей точки зрения, установление минимального размера заработной платы на уровне прожиточного минимума представляется невозможным, так как отсутствует материальная база, но, по нашим подсчетам, к 2018 году мы можем достигнуть отметки МРОТ в 19000 рублей, если сумеем воплотить в реальность «План деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2013-2018 годы», который детально регламентирует порядок реализации плана и достижения конечного результата
[9].
Представляется, что искусственно завышать МРОТ к отметке близкой прожиточному минимуму, является бессмысленным и нерациональным, и, установление минимального размера заработной платы на уровне прожиточного уровня не решит проблемы уровня благосостояния общества, поскольку:
- прожиточный минимум не отражает реальные потребности человека, необходимые для нормальной жизнедеятельности его и его семьи;
- законодательное закрепление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума предполагает прожиточный минимум только работника, но не учитывает прожиточного минимума нетрудоспособных членов
158
а
о
Щ SCIENCE TIME Щ
его семьи.
Ранее Государственной Думой был принят к рассмотрению законопроект, приравнивающий МРОТ к прожиточному минимуму трудоспособного населения. Данный законопроект был подготовлен депутатом Госдумы Сергеем Касатоновым, однако проект закона не был принят, и был отклонен в первом чтении, так как Кабмин указал, что единовременное повышение МРОТ повлечет дополнительные расходы госбюджета, и принятие проекта ухудшит экономическое положение организаций с высокой долей работников, получающих зарплату на уровне, близком к прожиточному минимуму [10].
Мы считаем, что проблему соотношения и выравнивания уровня МРОТ и прожиточного минимума можно решить только посредством принятия вышеуказанного законопроекта, и исключив данную норму из ТК РФ. Тогда, по нашему мнению, и по мнению многих ученых занимающихся поиском решений проблемы в данной области, МРОТ и прожиточный минимум уровняется автоматиче ски.
Таким образом, для приведения в соответствие МРОТ и прожиточный минимум необходимо:
- исключить из ТК РФ ст.421;
- внести в редакцию ст.133 ТК РФ уточнение, определяющее, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума, именно, трудоспособного населения в целом по Российской Федерации;
- разработать экономический механизм в части увеличения расходов госбюджета, посредством введения налога на богатых, в частности НДФЛ для тех, кто получает в месяц меньше 40 тыс. руб. на уровне не больше 13%, а для тех, кто зарабатывает от 100 тыс. руб. — на уровне 16%. Все те, чей заработок составляет 40-100 тыс. руб. в месяц, должны будут платить 13%, и по нашим подсчетам, такой расход составит порядка 2 млрд рублей в месяц. Поэтому необходимо в проекте бюджета на следующий 2016 - 2018 год внести изменения и отдельной строкой прописать: «расходы, на уравнение МРОТ с прожиточным минимумом».
Сближение МРОТ с прожиточным минимумом - серьезная социальноэкономическая задача, поскольку связана с уровнем достойной жизни [11, с. 107] населения, а также занятости населения [12, с. 452]. В результате реализации вышеуказанных пунктов предлагаемой концепции решения проблемы по уравниванию МРОТ и прожиточного минимума, может быть создана система, способствующая не только росту уровня жизни населения, но и повышению эффективности использования государственных нормативов.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993г. // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 4. - Ст. 445
о
Щ SCIENCE TIME Щ
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. №197-ФЗ: по сост. на 02.04.2014г. // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3
3. Федеральный закон от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 26. - Ст. 2729
4. Международный пакт от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах" [Электронный ресурс]. - URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi
req=doc;base=LAW;n=5429;div=LAW;dst=0,0;rnd=176509.2826962291728705
5. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 29 мая 2003 г.
N 195-О « Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Смердова С.Д. на нарушение его конституционных прав статьей 421 ТК РФ»/ Электронная библиотека «Судебная система РФ» [Электронный ресурс]. - URL: http:// sudbiblioteka.ru/ks/docdelo_ks/konstitut_big_2270.htm
6. Газета "Коммерсантъ" №161 от 30.08.2012 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kommersant.ru/doc/2011065
7. Челнокова Г.Б. Прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда -основные критерии определения бедности в социальном законодательстве _ России / Г.Б. Челнокова // Актуальные проблемы российского права . - 11/2013 .
- № 11 . - С. 1411-1416
8. Уровень жизни / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/#
9. План деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации на 2013-2018 годы от 12.09.2013г. /Сайт министерства труда и социальной защиты РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://
www.rosmintrud.ru/2018/
10. Вадим Барабанов//Центральная профсоюзная газета
«Солидарность» [Электронный ресурс]. - URL: http://sovprof.pskov.ru/news.html? id=3264
11. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О
СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ Кобылинская С.В. В сборнике:
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТРУДОВОГО ПРАВА И ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 130-летию со дня рождения профессора И.С. Войтинского. Под общей редакцией Сапфировой А.А.. Москва, 2014. С. 107.
12. Сапфирова А. А. Защита трудовых прав и законных интересов работников органами государственного надзора и контроля. Монография. - Краснодар: Кубанькино, 2009. - 452с.
160