Научная статья на тему 'К вопросу о методологии исследования категории «Правозащитное регулирование»'

К вопросу о методологии исследования категории «Правозащитное регулирование» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
128
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОЗАЩИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сайбудинов Рашид-хан Магомедович

Автор обосновывает основные подходы к методологии исследования категории «правозащитное регулирование». Правозащитное регулирование рассматривается в общей системе правового регулирования. Особенностью правозащитного регулирования, по мнению автора, является то, что оно имеет характерные формы и инструменты, направленные на регулирование отношений, возникающих в ходе осуществления защиты прав и свобод человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о методологии исследования категории «Правозащитное регулирование»»

К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ КАТЕГОРИИ «ПРАВОЗАЩИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ»

®2010 Сайбудинов P.M.

Дагестанский государственный университет

Автор обосновывает основные подходы к методологии исследования категории «правозащитное регулирование». Правозащитное регулирование рассматривается в общей системе правового регулирования. Особенностью правозащитного регулирования, по мнению автора, является то, что оно имеет характерные формы и инструменты, направленные на регулирование отношений, возникающих в ходе осуществления защиты прав и свобод человека.

The author proves the main approaches to research methodology category «human rights regulation». The human rights regulation is considered in the overall system of legal regulation. He supposes the particularity of human rights regulation is the fact that it has the characteristic forms and instruments aimed at regulating the relations arising in the implementation of the protection of human rights and freedoms.

Ключевые слова: правозащитное регулирование, правовое регулирование, права и свободы человека, правовое воздействие, правовая защита человека.

Keywords: human rights regulation, legal regulation, human rights and freedoms, legal effect, legal protection of rights.

Правозащитное регулирование, как собственно и иной другой конкретный вид правового регулирования, например правоохранительное

регулирование, находится в многогранной методологической и содержательной сопряженности с категорией «правовое

регулирование». Эта связанность проявляет себя как в случае понимания правозащитного

регулирования в качестве элемента общей системы правового

регулирования, так и при характеристике первого в виде своеобразной конкретизации

последней. Однако с какой бы стороны ни рассматривать взаимосвязь

правозащитного регулирования с правовым регулированием, она всегда будет сводиться к пониманию того, что правозащитное регулирование

представляет собой подсистемное образование общей системы правового регулирования. Весьма точно на наличие этой зависимости и на место расположения

правозащитного регулирования в общей системе правового регулирования указал А. В. Стремоухов. Он пишет: «Правовая защита человека - это не что иное, как «вертикальный срез», сторона или сфера правового регулирования [7]. Отсюда вытекает, что на категорию «правозащитное регулирование» проецируются признаки более общей абстракции - «правовое

регулирование». В этом и состоит методологический смысл обращения нашего внимания к сумме тех теоретических знаний, которые заключены в категории «правовое регулирование».

Проблематика правового

регулирования - одна из традиционных в правоведении. Еще в 1917 году знаменитый русский правовед-цивилист И. А. Покровский отмечал, что право «имеет своей общей целью регулирование межчеловеческих отношений»,

начиная это утверждение со слов «как известно» [5]. В настоящее время она исследована достаточно полно и обстоятельно [1]. Однако все же единого мнения о том, что следует понимать под правовым регулированием, в юридической

науке не сложилось. Как правило, в теории права и государства

рассматривается два основных

варианта понимания правового регулирования.

Согласно первому, правовое регулирование интерпретируется в качестве специфического способа, при помощи которого государство устанавливает правила поведения людей как участников

правоотношения [3]. С этой позиции правовое регулирование понимается в качестве совокупности правовых средств, при помощи которых государство осуществляет свое властное воздействие на общественные отношения. К числу этих средств относятся нормативноправовые формы проявления воли государства. Нетрудно заметить, что такой подход к пониманию правового регулирования основывается на идее абсолютизации управленческо-регулятивных свойств

государственной власти, на явном или скрытом признании приоритета государства над правом и, в конечном счёте, ориентировано на обслуживание практики

авторитарных и иных

антидемократических государственно-правовых режимов, в которых право - это только инструмент осуществления

государственной власти. Особое место в изложенном варианте понимания правового регулирования

отводится законности. И это не случайно, ибо ее универсальная формула - требование

неукоснительного исполнения и соблюдение действующего закона -позволяет государственной власти облечь себя и свою деятельность (практически любую!) в правовую форму и таким образом по существу отождествит закон с правом.

Второй вариант понимания

правового регулирования основан на признании того, что оно есть часть общесоциальной системы

нормативного регулирования

общественных отношений, которое, в свою очередь, определяется как воздействие всей совокупностью функционирующих в обществе социальных норм (норм морали и религии, политических и правовых норм и т.д.) на сознательное, волевое поведение людей в целях

упорядочения общественных

отношений [4]. Это понятие выступает родовым по отношению ко всем иным видам социального регулирования общественных отношений, в том числе и к правовому регулированию.

Правовое регулирование

соотносится с общей социальной системой нормативного

регулирования как частное с общим, т.е. правовое регулирование является одновременно и составной частью общей системы нормативного регулирования, и его

самостоятельным видом. В этом случае основное содержание правового регулирования образуют такие правовые средства, как законодательство, правосознание, нормы права, способы и методы воздействия права на поведение всех правосубъектных лиц, законность, само правомерное поведение людей и др. Отличительная особенность данного варианта понимания правового регулирования

заключается в утверждении исключительной ценности

(полезности) права для всех его субъектов. Здесь государство

занимает подчиненное положение по отношению к праву и призвано, во-первых, формулировать его императивы в форме законов, а во-вторых, гарантировать нормальное, бесперебойное регулирование ими общественных отношений.

Мы поалагаем, что теоретические представления о правозащитном регулировании следует основывать на интерпретации правового регулирования в качестве части, подвида социального регулирования, поскольку такой подход отражает подлинно демократические

взаимоотношения государственной власти, личности и общества, а также позволяет удерживать в поле зрения исследователя закономерности приобретения правом свойств нормативно-юридического регулятора. О его большой научной и практической перспективности

свидетельствует и то, что в этом случае можно проследить закономерность во взаимосвязях между правом и всеми другими сферами общества, в которых складываются и функционируют неюридические нормативные

ценности, но впоследствии проникающие в предметное содержание правового

регулирования, в том числе и в виде его принципов. Важной

характеристикой правового

регулирования, преломляющейся в понимании правозащитного

регулирования, является проблема форм его осуществления.

В общетеоретической науке признано, что правовое

регулирование является одной из форм правового воздействия и соотносится с последним как часть с целым [6]. Своеобразный «водораздел» между этими понятиями главным образом проходит по объему объекта и набору средств правового влияния на общественные отношения, а также по результатам их осуществления [2]. Эти научные

представления о разграничении понятий «правовое регулирование» и «правовое воздействие» целиком и полностью применимы для обоснования отграничения

правозащитного регулирования от правозащитного воздействия.

Используя заложенный в них методологический потенциал, надо признать, что если объектом правозащитного воздействия

являются не только общественные отношения, складывающиеся и функционирующие в области реализации права человека на защиту и правозащитных обязанностей государства, но и сознание субъектов этих отношений, то объектом правозащитного регулирования выступает

исключительно юридически

значимое поведение сторон данных отношений. Этим объясняются и различия в наборе средств осуществления правозащитного воздействия и правового

регулирования, а также

результативности их действия. Так, набор средств функционирования правозащитного воздействия

охватывает собой практически все формы и инструменты влияния на поведение и сознание субъектов указанных отношений, в том числе и формы педагогического воспитания, осуществляемые и неюридическими средствами. Правозащитное

регулирование включает в себя только те формы и инструменты, которые нормативно определены законом и направлены

исключительно на регламентацию юридически значимого поведения сторон отношений, складывающихся и функционирующих в ходе осуществления защиты прав и свобод человека. Что же касается отличий в аспекте их результативности, то итогом правозащитного воздействия

является и проникновение в сознание субъектов правозащитных отношений тех ценностей, которые в

нем содержатся. Однако

формирование ценностных

представлений в сознании указанных субъектов нельзя отнести к юридически предусмотренным

результатам правозащитного

регулирования, поскольку оно не рассчитано на достижение такого рода задач, а предназначено для регламентации поведения субъектов

Примечания

в юридически значимых ситуациях, из чего следует, что юридической результативностью правозащитного регулирования является только законность.

Таким образом, учет указанных особенностей категории

«правозащитное регулирование»

повысит эффективность методологии исследования данной категории.

1. Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966; Шабалин В. А. Системный анализ механизма правового регулирования // Советское государство и право. 1969. № 10. С. 120-125. 2. Алексеев С. С. Теория права. М., 1993. С. 145. 3. Голунский С. А. О творческой революционной роли социалистического права в период развернутого строительства коммунизма // Советское государство и право. 1961. № 10. С. 55; Горшенев В. М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972. С. 12. 4. Нижечек В. И. Советское право в системе нормативного регулирования социалистических общественных отношений. Иркутск, 1973. С. 164; Матузов Н. И. Право в системе социальных норм // Общая теория права: Курс лекций / под ред. В. К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 186. 5. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М. : Статут, 1998. С. 38. 6. Радько Т. Н. Функции права // Общая теория государства и права: Академический курс / под ред. М. Н. Марченко. В 2 т. Т. 2. М., 1988. С. 54. 7. Стремоухов А. В. Правовая защита человека: теоретические проблемы: Монография. СПб., 2001. С. 41.

Статья поступила в редакцию 20.06.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.