Научная статья на тему 'К вопросу о месте материнского капитала в праве социального обеспечения отдельных государств ЕврАзэС'

К вопросу о месте материнского капитала в праве социального обеспечения отдельных государств ЕврАзэС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
980
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ / СЕМЬЯ / СТРАНЫ ЕВРАЗЭС / МАТЕРИНСТВО / ДЕТСТВО / MATERNITY CAPITAL / FAMILY / EURASEC COUNTRIES / MATERNITY / CHILDHOOD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колпакова Наталья Валерьевна

Статья посвящена сравнительной характеристике правового регулирования материнского капитала в странах ЕврАзэС Беларуси, России и Казахстане. Каждая из этих стран преследует цель в поддержании и защите семей с детьми. Значительное количество нормативных актов в этой сфере принимается и изменяется ежегодно в странах Казахстана, Беларуси и России. Немалое количество видов материальной помощи предоставляет каждое из этих государств семьям, имеющим детей. И один из таких видов материнский капитал. Данный вид социальной помощи не остается без проблемных вопросов, вызывающих интерес у разных представителей науки данного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF A MATERNITY CAPITAL PLACE IN SOCIAL SECURITY LAW OF INDIVIDUAL COUNTRIES OF THE EURASEC

This article deals with the comparative characteristics of the legal regulation of maternity capital in some countries of the Eurasian Economic Union Belarus, Russia and Kazakhstan. The goal of these countries is the maintenance and protection of families with children. A significant number of normative acts in this field is annually adopted and changes in Kazakhstan, Belarus and Russia. All these countries provide a considerable number of types of financial assistance to families with children. One of these types is maternity capital. This type of social assistance has problematic issues that are of interest to various representatives of science in this profile.

Текст научной работы на тему «К вопросу о месте материнского капитала в праве социального обеспечения отдельных государств ЕврАзэС»

УДК 34

К ВОПРОСУ О МЕСТЕ МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА

В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗЭС

Н.В. Колпакова

Аннотация. Статья посвящена сравнительной характеристике правового регулирования материнского капитала в странах ЕврАзэС - Беларуси, России и Казахстане. Каждая из этих стран преследует цель в поддержании и защите семей с детьми. Значительное количество нормативных актов в этой сфере принимается и изменяется ежегодно в странах Казахстана, Беларуси и России. Немалое количество видов материальной помощи предоставляет каждое из этих государств семьям, имеющим детей. И один из таких видов - материнский капитал. Данный вид социальной помощи не остается без проблемных вопросов, вызывающих интерес у разных представителей науки данного профиля.

Ключевые слова: материнский капитал, семья, страны ЕврАзэС, материнство, детство

TO THE ISSUE OF A MATERNITY CAPITAL

PLACE IN SOCIAL SECURITY LAW

OF INDIVIDUAL COUNTRIES OF THE EURASEC

N.V. Kolpakova

Abstract. This article deals with the comparative characteristics of the legal regulation of maternity capital in some countries of the Eurasian Economic Union - Belarus, Russia and Kazakhstan. The goal of these countries is the maintenance and protection of families with children. A significant number of normative acts in this field is annually adopted and changes in Kazakhstan, Belarus and Russia. All these countries provide a considerable number of types of financial assistance to families with children. One of these types is maternity capital. This type of social assistance has problematic issues that are of interest to various representatives of science in this profile.

Keywords: maternity capital, family, EurAsEC countries, maternity, childhood

В Договоре о евразийском экономическом союзе (далее - Договор о ЕврАзэС) подчёркнута необходимость безусловного соблюдения принципа верховенства конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также подтверждена приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций и другим общепризнанным принципам и нормам международного права [1]. Предписания Договора о ЕврАзэС, как представляется, в равной степени касаются и сферы социальной защиты семьи, материнства и детства.

Такие страны ЕврАзэС как Россия, Казахстан и Беларусь в своем внутреннем законодательстве предусматривают различные виды (и способы) социального обеспечения семей с детьми, включая и лиц с семейными обязанностями в связи с наличием детей. Одним из способов материального обеспечения является материнский (семейный) капитал (далее - материнский капитал).

Впервые из вышеуказанных стран материнский капитал появился в России в 2007 году в связи с принятием Федерального закона от 26.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [2]. Данным законом была определена как

сумма материнского капитала, подлежащая выплате, а также урегулированы отношения, возникающие с получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и его целевым расходованием. С учетом ежегодной индексации [3] по состоянию на 1 января 2015 года сумма материнского капитала составляет 453 026 рублей.

В Беларуси такой вид поддержки семей с детьми появился в 2015 году в связи с вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2014 г. № 572 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей»[4]. В соответствии с положениями указанного акта, семьям будут единовременно предоставляться безналичные денежные средства в сумме $10 тыс. при рождении третьего или последующих детей.

В Казахстане подобного вида материального обеспечения лиц с семейными обязанностями нет. В 2013 году премьер-министр Казахстана Серик Ахметов в своем интервью на вопрос о введении материнского капитала ответил, что «введение материнского капитала не может быть единственной мерой для поднятия численности населения страны»[5].

До настоящего времени какой-либо материальной поддержки семьям с детьми подобно материнскому капиталу в Казахстане нет.

Таким образом, из всех государств, входящих в ЕврАзэС или подписавших Договор о ЕврАзэС, правовое регулирование материнского (семейного) капитала в России и Беларуси закреплено на общегосударственном уровне.

Отметим, что в российской отраслевой науке нет единства мнений на место материнского капитала в праве социального обеспечения. Одни исследователи, например А.Н.Ахмедшина, полагают, что материнский (семейный) капитал является новым видом социального обеспечения [6; с. 103.]. Другие ученые, к примеру Ю.Б. Корсанен-кова считает, что материнский (семейный) капитал, как по содержанию, так и по условиям предоставления отличается от видов социального обеспечения в денежной или натуральной форме (пенсий, пособий, компенсационных выплат и социальных услуг), так как его можно получить и расходовать только по трем направлениям, строго определенным в законе [7; с. 578]. Однако, как правильно отмечает Т.С. Гусева, целевой характер использования не является основанием для рассмотрения этой денежной выплаты в качестве нового вида социального обеспечения. При этом она подчеркивает, что именно этот признак сближает материнский (семейный) капитал с таким видом социальных выплат, как субсидии. Сходными чертами является безналичная форма предоставления и финансирование социальной выплаты из бюджетных средств. И если бы не желание законодателя дать звучное название вводимой мере социальной поддержки, возможно было бы вместо понятия "материнский (семейный) капитал" использовать понятие "многоцелевая субсидия".^; с. 7 - 10.]. А.Л. Благодир включает институт материнского (семейного) капитала в состав комплексного (генерального) института государственной социальной помощи [9; с. 177.], который, по её мнению, "объединяет правовые нормы, регулирующие не только предоставление помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и малообеспеченным, но и другие нормы, в соответствии с которыми государство признает определенные обстоятельства социально значимыми для общества и готово их урегулировать. Здесь, как правильно отмечает, Т.С. Гусева [10; с. 9.] с подобной расширительной трактовкой института государственной социальной помощи согласиться сложно, ведь государственная социальная помощь предоставляется с учетом нуждаемости, а условия получения материнского ка-

питала этого не требуют.

Однако, в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. № 88-ФЗ «О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала», [11] появились новеллы в части предоставления средств материнского капитала. Теперь лица, имеющие право на материнский капитал, имеют право на единовременную выплату за счет средств материнского (семейного) капитала в размере 20 000 рублей. Из этого ясно можно сказать, что выплата в виде материнского капитала приобрела новый характер ее предоставления, а именно - ее предоставление в денежной наличной форме лицам с семейными обязанностями. Таким образом, материнский капитал предоставляется его правообладателям как в денежной форме, так в и неденежной форме (безналичными перечислениями по выбору получателя: на накопительную пенсию, на жилищный сертификат, обучение детей).

Перечисленные и иные признаки, присущие материнскому капиталу лицам с семейными обязанностями, свидетельствуют о его особом характере и месте в праве социального обеспечения; отличает, несмотря на внешнюю схожесть, от иных видов выплат в праве социального обеспечения - пособий, субсидий, компенсационных выплат и пр. Во-первых, материнский (семейный) капитал предоставляется российским гражданам при рождении (или усыновлении) второго, третьего или последующих детей вне зависимости от каких-либо условий. Следовательно, его нельзя отнести к таким видам социального обеспечения, как государственная социальная помощь, социальные пособия, субсидии, компенсационные выплаты.

Во-вторых, основное назначение материнского капитала чётко определено в нормативных правовых актах, регулирующих данную социальную выплату, - государственная социальная поддержка семей с детьми как способ повышения уровня материального благосостояния отдельных категорий населения в России. Кроме того, материнский капитал преследует также и другую цель - улучшение демографического положения в стране, что свидетельствует о реальном воплощении демографической функции социального обеспечения [12; с. 23-24.]. Сказанное дает основание считать материнский (семейный) капитал одним из видов государственной социальной поддержки населения, как института права социального обеспечения.

Литература:

1. См. Договор о Евразийском экономическом союзе, подписан в г. Астане 29.05.2014 г. // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: http://www.eurasiancommission.org/, 05.06.2014

2. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Российская газета. - 2006. - 31 дек.

3. Материнский капитал как мера государственный поддержки. Основные проблемы и пути их решения. URL.: http://astu.org/Pages/Show/1259, свободный

4. Указ от 9 декабря 2014 г. № 572 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей» URL.: http://president.gov.by/, свободный.

5. В Казахстане не планируется вводить «материнский капитал» URL.: https://news.mail.ru/inworld /kazakhstan/politics /13988046/, свободный

6. Ахмедшина А.Н. Право на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечения // Журнал российского права. - 2009. - № 1. -

С. 99-107.

7. Корсаненкова Ю.Б. Некоторые проблемы правового регулирования предоставления материнского капитала // Современное состояние законодательства и науки трудового права и права социального обеспечения: Материалы 6-й Международной научно-практической конференции / Под ред. К.Н. Гу-сова. - М.: 2010. - 711 с.

8. Гусева Т.С. Материнский (семейный) капитал: пути повышения эффективности правового регулирования // Семейное и жилищное право. 2012. - №

6. - С. 7 - 10.

9. Благодир А.Л. Право социального обеспечения: система отрасли: Монография. Киров, 2011. -211 с.

10. Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. № 88-ФЗ «О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала» // Российская газета. - 2015. - 22 апр.

11. См. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник. - 8-е изд. М.: ИЦ «Академия», 2014. - 284 с.

Reference:

1. Sm. Dogovor o Evrazijskom jekonomicheskom

sojuze, podpisan v g. Astane 29.05.2014 g. // Oficial'nyj sajt Evrazijskoj jekonomicheskoj komissii:

http://www.eurasiancommission.org/, 05.06.2014

2. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2006 g. № 256-FZ «O dopolnitel'nyh merah gosudarstvennoj pod-derzhki semej, imejushhih detej» // Rossijskaja gazeta. -2006. - 31 dek.

3. Materinskij kapital kak mera gosudarstvennyj podderzhki. Osnovnye problemy i puti ih reshenija. URL.: http://astu.org/Pages/Show/1259, svobodnyj

4. Ukaz ot 9 dekabrja 2014 g. № 572 «O

dopolnitel'nyh merah gosudarstvennoj podderzhki semej, vospi-tyvajushhih detej» URL.: http://president.gov.by/, svobodnyj.

5. V Kazahstane ne planiruetsja vvodit'

«materinskij kapital» URL.: https://news.mail.ru/inworld /kazakhstan/politics/13988046/, svobodnyj

6. Ahmedshina A.N. Pravo na materinskij (semejnyj) kapital v sisteme mer social'nogo obespechenija // Zhurnal rossijskogo prava. - 2009. - №

1. - S. 99-107.

7. Korsanenkova Ju.B. Nekotorye problemy

pravovogo regulirovanija predostavlenija materinskogo ka-pitala // Sovremennoe sostojanie zakonodatel'stva i nauki trudovogo prava i prava social'nogo obes-pechenija: Materialy 6-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Pod red. K.N. Gusova. - M.: 2010. - 711 s.

8. Guseva T.S. Materinskij (semejnyj) kapital: puti povyshenija jeffektivnosti pravovogo regulirova-nija // Semejnoe i zhilishhnoe pravo. 2012. - № 6. - S. 7 - 10.

9. Blagodir A.L. Pravo social'nogo obespechenija: sistema otrasli: Monografija. Kirov, 2011. - 211 s.

10. Federal'nyj zakon ot 20 aprelja 2015 g. № 88-FZ «O edinovremennoj vyplate za schet sredstv mate-rinskogo (semejnogo) kapitala» // Rossijskaja gazeta. -

2015. - 22 apr.

11. Sm. Galaganov V.P. Pravo social'nogo obespechenija: uchebnik. - 8-e izd. M.: IC «Akademija», 2014. - 284 s.

Сведения об авторе:

Колпакова Наталья Валерьевна (г.Севастополь, Россия), аспирант кафедры трудового права ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений», преподаватель кафедры правоведение Севастопольского экономико-гуманитарного института (филиала) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского»; e-mail: natalya.kolpakova.2012@mail.ru

Data about the author:

Kolpakova N.V. (Sevastopol, Russia), postgraduate student of the department of labor law of the Academy of Labour and Social Relations; lecturer at the department of law, Sevastopol Economical & Humanitarian Institute, branch of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «V.I. Vernadsky Crimean Federal University», e-mail: natalya.kolpakova.2012@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.