Научная статья на тему 'К вопросу о месте и роли кадров культуры в социокультурных процессах на Южном Урале в 60-70-е гг. Xx века'

К вопросу о месте и роли кадров культуры в социокультурных процессах на Южном Урале в 60-70-е гг. Xx века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
179
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ / КУЛЪТПРОСВЕТУЧРЕЖДЕНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ / КУЛЬТУРНО-ШЕФСКИЕ СВЯЗИ / FRAMES / KULTPROSVETUCHREZHDENIYA / SOCIO-CULTURAL PROCESSES / CULTURAL PATRONAGE TIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фурсова Анастасия Юрьевна

В статье рассматриваются основные направления деятельности работников учреждений культуры на Южном Урале в 1960-1970-е гг. Определяется роль кадрового потенциала культуры в общественно-экономической сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the place and role of culturein socio-cultural frame processesin the Southern Urals in the 60's and 70's. XX century

The article reviews the main activities of workers of cultural institutions in the southern Urals in 1960-1970-ies. Defines the role of human resource potential of culture in socio-economic sphere.

Текст научной работы на тему «К вопросу о месте и роли кадров культуры в социокультурных процессах на Южном Урале в 60-70-е гг. Xx века»

УДК 374 ББК 77.03

А. Ю. Фурсова

К ВОПРОСУ О МЕСТЕ И РОЛИ КАДРОВ КУЛЬТУРЫ В СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССАХ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ В 60—70-е гг. XX ВЕКА

A. U. Fursova

ON THE QUESTION OF THE PLACE AND ROLE OF CULTURE IN SOCIO-CULTURAL FRAME PROCESSES IN THE SOUTHERN URALS IN THE 60’S AND 70’S. XX CENTURY

В статье рассматриваются основные направления деятельности работников учреждений культуры на Южном Урале в 1960—1970-е гг. определяется роль кадрового потенциала культуры в общественно-экономической сфере.

Ключевые слова: кадры, культпросветучреждения, социокультурные процессы, культурно-шефские связи.

The article reviews the main activities of workers of cultural institutions in the southern urals in 1960—1970-ies. Defines the role of human resource potential of culture in socio-economic sphere.

Keywords: frames, kultprosvetuchrezhdeniya, socio-cultural processes, cultural patronage ties.

Одной из специфических характеристик модели развития советской культуры являлась ее вовлеченность в систему социальных и политических отношений. В периоды повышенного политического контроля со стороны государственно-партийного аппарата, осуществляемого преимущественно административными методами, искусство, как и культура вообще, несмотря на имманентные принципы конституирования, становится одним из наиболее мощных орудий управления социальным, ментальным, психологическим состоянием общества. Идеологически насыщенная культурная политика использовалась как средство мобилизации экономического и социально-политического развития, и была ориентирована на глубокое проникновение в сферу повседневности и регулирование субъектных отношений.

Следовательно, принимая во внимание общую конфигурацию взаимоотношений, действовавших в обществе политических, экономических, социальных и культурных сил в 1960—1970-е гг., попытаемся рассмотреть один из интереснейших аспектов о роли кадрового потенциала культуры в социокультурных процессах Южного Урала. Поскольку в ракурсе кадрового управления культурно-просветительными учреждениями аккумулировалась основополагающая идея коммунистического строительства общества, являвшаяся квинтэссенцией, стержнем духовной и материальной, публичной и частной жизни людей, претворение этой идеи на практике в область переживаний большинством населения, было отдано носителям профессионального искусства.

Следует отметить, что начиная с 1950-х гг., государство целенаправленно и последовательно

создает, реконструирует и развивает материальную и кадровую базу учреждений культуры страны. Этот процесс протекал весьма неоднородно на территории Российской Федерации в силу многообразия региональных особенностей: территориально-географического положения, хозяйственно-экономического развития, национальной специфики и т. д.

На Южном Урале динамика создания сети культурно-просветительных учреждений носила весьма интенсивный характер. Лидирующее положение по количеству имеющихся учреждений культуры в регионе принадлежало Оренбургской области, но наиболее качественное и стабильное формирование социально-культурной сферы проходило в Челябинской области, где кроме того, достаточно результативно решался вопрос подготовки и переподготовки кадров для новых учреждений культуры, искусства и образования. Так, в 1971 г. в Оренбургской области уже действовало 1154 массовых библиотек, 1794 клуба, домов и дворцов культуры, 2097 киноустановок1, в Челябинской области численность массовых библиотек составляла 983, клубов, домов и дворцов культуры 1091 и киноустановок 15722. Показатели Курганской области были следующими: 819 библиотек, 1021 клубов, домов и дворцов культуры, 1361 киноустановок3.

С середины 1960-х гг. стала ощущаться острая нехватка специалистов со средним и высшим образованием для многочисленных культурнопросветительных учреждений. Создание многоуровневой системы их подготовки требовало материальных затрат, технических и интеллектуальных ресурсов.

Исторические науки

До этого времени кадры клубных работников в основном готовили культурно-просветительные школы. В стране было 43 таких школы, ежегодно выпускающих свыше 4,5 тысяч человек4. В конце 1950х гг. по инициативе Министерства культуры РСФСР произошла реорганизация культпросветшкол в клубные музыкально-театральные училища, ориентированные на подготовку квалифицированных клубных работников — руководителей одного из видов художественной самодеятельности, направляемых на работу, в основном, в сельские районы страны. По мере укрепления материально-технической базы начинается повсеместное открытие средних специальных и высших учебных заведений культуры и искусства, что позволяло совершенствовать систему подготовки и переподготовки кадров. например, в Челябинской области кадры поставлялись в основном за счет средних учебных заведений, таких как Челябинского культурно-просветительного училища, Челябинского и Магнитогорского музыкальных училищ, Уфалейского библиотечного техникума, карабашской школой киномехаников. к тому же, при театрах, музыкальных училищах, детских музыкальных школах, кПУ и Челябинском отделении союза художников на годичных курсах велась систематическая подготовка руководителей-общественников художественной самодеятельности театральных, танцевальных и хоровых коллективов, кружков и студий изобразительного искусства, оркестров народных и духовых инструментов. несмотря на низкий процент специалистов в массовых библиотеках, клубах и домах культуры, особенно сельских, в 1962 г., областное управление культуры осуществляло тщательную проверку культпросветработников в целях устранения «лиц, случайно попавших на эту работу и не справляющихся с ней»5. Данный принцип в управлении творческим персоналом, был нацелен на закрепление культработников на местах, имеющих среднее, средне специальное образование и стаж работы не менее одного года. С открытием в 1968 г. института культуры в г. Челябинске появилась возможность готовить специалистов с высшим образованием и проводить стажировки молодых культработников области. кроме того, при Областном совете профсоюзов работали постоянно действующие очно-заочные курсы и семинары повышения квалификации по 27 категориям. Положительную динамику в увеличении количества работников клубов, домов и дворцов культуры государственной сети можно определить по следующим показателям: если в 1964 г. численность данных категорий специалистов составляла 585 чел.6, то в 1973 г. — 2182 чел.7. В целом, к 1973 г. во всех учреждениях культуры и искусства государственной и профсоюзной сети Челябинской области трудилось более 11 тыс. человек8. Но имелись и существенные недостатки, касающиеся материальных и трудовых аспектов в сфере профессиональной деятельности культработников. По-прежнему оставалось высокая текучесть кадров, плохие жилищные и рабочие условия, низкий уровень оплаты труда, необеспеченность культинвентарем, музыкальными инструментами многих домов культуры, клубов, музыкальных школ.

В целом, имеющиеся материальные и кадровые ресурсы культуры позволяли государственнопартийному аппарату воспроизводить содержательно-идеологические принципы и их вариации отображения действительности посредством вовлечения представителей творческой интеллигенции в общественно-производственную сферу, и определить ее место и роль в социокультурных процессах региона. Через поиск и применение новых форм и методов культурно-просветительной работы с населением так называемые «бойцы идеологического фронта», вооруженные девизом «Искусство-народу», создали абсолютно уникальную парадигму взаимодействия людей, соединив культуру и производство, искусство и технику, а центральные и местные органы власти, с помощью социально мотивированных программ, направляли в нужное русло творческую активность масс.

В период 1960—1970-х гг. одной из важнейших задач в деятельности кадров культуры считалось укрепление связи между городом и деревней, и ускорение коренной перестройки сельского быта и образа жизни селян. С этой целью культурный актив клубов, библиотек, домов и дворцов культуры, руководствуясь агитационно-массовыми, культурновоспитательными формами работы, вел пропаганду передового опыта производства, экономических и политических знаний. Повсеместно открывались лектории и кинолектории, ленинские клубы, народные университеты культуры, филиалы общества «Знание», использовались передвижные библиотеки и музеи. Через сельские районы проходили «Поезда искусств». Проводились дни трудовых традиций, встречи с ударниками производства, чествование трудовых династий, торжественные посвящения в хлеборобы, посвящения в рабочий класс и т.д. Активно внедрялись социалистические праздники и обряды, определявшие новые параметры культурноповседневного пространства населения. Широко популярной стала сельская художественная самодеятельность. Только в Челябинской области в кружках народного творчества в 1965 г. занималось 100 тыс. человек9, а в 1970 г. 140 тыс. человек10.

Движение за подъем культуры села явило истории беспрецедентный пример масштабного культурного строительства в минимальные сроки в Илекском районе Оренбургской области, известный как «Илекский почин» или «двухлетка культуры». За 1960 г., 1961 г. в районе собственно средствами колхозов и совхозов было построено 49 культурнобытовых объектов, около 12 библиотек, завершена кинофикация и радиофикация девятнадцати населенных пунктов11.

Положительное устойчивое развитие инфраструктуры культурно-просветительных учреждений наблюдалось в Челябинской области. Рост числа объектов культуры и показатели их работы можно рассмотреть в табл. 1.

В условиях идеи социалистического соревнования в производственной сфере, одно из ведущих мест принадлежало культурно-шефской работе театральных коллективов над промышленными предприятиями и сельскими районами. С начала 1970-х гг. театрально-концертные организации

А. Ю. Фурсова

К вопросу о месте и роли кадров культуры в социокультурных процессах на Южном Урале в 60—70-е гг. XX века

Таблица 112

Показатели работы учреждений культуры челябинской области

Типы культурно-просветительных учреждений 1950 1960 1970 1980

Число общедоступных библиотек 550 981 983 986

Библиотечный фонд, тыс. экз. 2039,4 10 587,5 17 757,0 23 761,1

Число клубов 700 899 1174 1223

Число театров 5 5 6 7

Число посещений театр. спектаклей, тыс. человек 739,3 1390,4 1429,5 1696,3

Число музеев 10 10 13 13

Число посещений музеев, тыс. человек 131,9 418,5 399,9 710,2

Число киноустановок 525 975 1572 1475

Число посещений киносеансов, тыс. человек 30 636 68 856 69 188 58 340

заключали договоры о содружестве с промышленными предприятиями, сельскими районами, учебными заведениями. Например, коллектив театра оперы и балета имени М. И.Глинки шефствовал над Челябинским тракторным заводом и Еткульским районом, драматический театр имени С. М. Цвиллинга — над трубопрокатным заводом и Аргаяшским районом, Челябинская филармония — над заводом мерительных инструментов, Театр юного зрителя установил связи с сельскими школами, выезжал со спектаклями в Октябрьский, Троицкий, Чебаркульский и другие районы области и т. д. Государственная хоровая капелла, учащиеся и педагоги музыкального училища им. М. И. Глинки ежегодно с начала 1970-х гг. проводили в цехах металлургического комбината лекции и концерты, создавали университеты музыкальной культуры. Также, для учащихся профессиональнотехнических училищ, школьников, рабочих и служащих устраивались Дни театра. Всесторонняя культурно-просветительная работа театров и концертных организаций с разными категориями населения к концу 1970-х гг. вывела Челябинскую область в лидеры по степени формирования зрительской аудитории. Об этом свидетельствуют данные, приведенные в табл. 2.

В 1970 г. в г. Челябинске был создан Областной университет музыкального воспитания молодежи, ставший одним из наиболее мощных культурных центров с разветвленной структурой, координировавший вовлеченность кадров культуры и искусства в работу с молодой аудиторией, решавший проблему инкультурации.

Ежегодно в Челябинской области проводился фестиваль «Уральские зори», экспонировались выставки профессиональных художников «Урал социалистический», организовывались писательские конференции. Развитие искусства определялось поиском новых форм и концепций в ракурсе социали-

стической культуры. Искусство всецело обращалось к реальности, выходя за рамки отвлеченных идей, и воссоздавало образ нового героя времени — человека труда.

необходимо отметить и чисто психологический момент, присутствующий во взаимосвязи представителей культуры и искусства с обществом, заключавшийся в процессе «вложения» нравственноэтических категорий в индивидуальные экзистенциальные параметры человека, который использовался в целях социальной педагогики, ориентированной на «лучшую жизнь» в будущем.

В целом, динамика развития социокультурных процессов в Челябинской области в 1960—1970-е гг., была сопряжена с влиянием экономических, технологических, политических, идеологических факторов, и во многом обуславливалась деятельностью кадров культуры. К основным характеристикам практической деятельности работников культурно-просветительных учреждений можно отнести такие как, обеспечение доступности информации для масс средствами специфических практик, приемов дидактической эстетики повторения; формирование некритического, репродуктивного восприятия обществом самых разнообразных утверждений институтов власти; сохранение стабильности и равновесия в социуме, морально-политического единства. Трансляция идейно-политических принципов государства средствами искусства и культурно-просветительной работы во многом способствовала трудовой и творческой активности населения, являлась одним из важнейших условий проведения в эти годы социалистического соревнования. Рост материального уровня жизни, повышение благосостояния в повседневно-бытовой сфере выделило проблему свободного времени, которая также стала одним из условий активной культурно-просветительной работы в социальной сфере.

Таблица 213

театры и концертные организации на конец 1978 г.

название области Число театров всех ведомств Число обслуженных за год зрителей, тыс. Число концертных организаций Министерства культуры Число слушателей концертов за год, тыс.

Всего Из них стационарных Всего Из них филармоний

Курганская 3 2 422,3 1 1 629,0

Оренбургская 5 4 821,8 1 1 856,0

Челябинская 7 7 1591,7 2 1 1776,3

Исторические науки_____________________________________________________________________________________

9. Матвеев П. Повышать авторитет работников культуры // Культурно-просветительная работа. — 1973. — № 8. — С. 15.

10. ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 167. Д. 154. Л. 4.

11. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 556. Оп. 15. Д. 96. Л. 4.

12. Таблица сост. по мат-лам: Челябинская область. 75 лет: прошлое и настоящее : стат. сб. — Челябинск : Юж.-Ур. кн. изд-во. 2008. — С. 108—109; Культурнопросветительные учреждения Челябинской области : стат. сб. / Челяб. Гос. комитет по стат. — Челябинск. 1996 — С. 7. 21. 49.

13. Таблица сост. по мат-лам: Российский государственный архив экономики. Ф. 1562. Оп. 60. Д. 1868. Л. 60—61.

Поступила в редакцию 01 июля 2011 г ФУРСоВА Анастасия Юрьевна. окончила Челябинский государственный университет в 2006 г.. по специальности «История»; аспирант кафедры отечественной истории. Челябинская государственная академия культуры и искусств. Научные интересы связаны с историей культуры Южного Урала. политической историей советского периода. социальной историей ментальностей. E-mail: furss-an@mail.ru

FuRsoVA Anastasia Yurievna in 2006. graduated from the Chelyabinsk state-venny University graduate student of national history Chelyabin-skaya State Academy of Culture and the Arts. E-mail: furss-an@mail.ru

Примечания

1. Оренбургская область в девятой пятилетке: 1971— 1975 гг. : стат. сб. — Челябинск : Юж.-Ур. кн. изд-во, 1976. — С. 220—221.

2. Челябинская область. 75 лет: прошлое и настоящее.: стат. сб. — Челябинск : Юж.-Ур. кн. изд-во, 2008. — С. 108—113.

3. Курганская область в девятой пятилетке: 1971— 1975 гг. : стат. сб. — Челябинск : Юж.-Ур. кн. изд-во,1976. — С. 267—268.

4. Российский государственный архив социальнополитической истории. Ф. 556. Оп. 15. Д. 60. Л. 61.

5. ОГАЧО. Ф. Р-1589. Оп. 1. Д. 382. Л. 131.

6. ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 161. Д. 176,. Л. 79.

7. ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 161. Д. 178. Л. 31—32.

8. ОГАЧО. Ф. Р-1589. Оп. 1. Д. 1267. Л. 146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.