© В.Н. Косарев, М.Ю. Рыков, 2007
К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ПОДХОДЕ В ОБУЧЕНИИ И ОБРАЗОВАНИИ
В.Н. Косарев, М.Ю. Рыков
Изменения, происходящие в последние десятилетия в нашем обществе, не могли не повлиять на систему образования, перспективы развития которой определены Законом Российской Федерации «Об образовании», принятом в 1992 г., и Национальной доктриной образования в Российской Федерации (2000), задающей цели воспитания и обучения на период до 2025 года. Доктрина в качестве основной цели образования выделяет обеспечение подготовки высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых технологий.
Признавая важную роль педагога в достижении целей образования, государство обязуется обеспечить ответственность педагогических и научных работников за качество обучения и воспитания молодежи. В области изменения качества образования в этих документах прогнозируется создание демократической системы образования, гарантирующей условия для полноценного качественного образования на всех уровнях; индивидуализацию образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности.
В современных социально-экономических условиях развития нашего общества острой становится потребность в инициативной и деятельной личности, способной непрерывно пополнять запасы профессиональных знаний и умений, грамотно ставить цели своей профессиональной деятельности и достигать их, творчески подходить к своему делу.
В настоящее время происходят серьезные изменения в содержании образования - осуществляется гуманизация школы, среднего специального, высшего образования, основой которо-
го является ориентация всего учебно-воспитательного процесса на человека, на его становление личностью. В данный момент, когда в обществе царит идеологический вакуум, усиливается апатия и пессимизм у большей части населения, необходимо вернуться к осмыслению общечеловеческих ценностей, формированию у студенческой молодежи активной жизненной позиции и гражданской ответственности.
Целостная система образования характеризуется обращенностью к ребенку, ученику, студенту, но необходимо заметить, что в педагогической практике еще присутствует традиционная авторитарная педагогика. Поэтому в своей деятельности преподаватели продолжают реализовывать привычные педагогические приемы, подходы и способы, придерживаясь мнения, что личностная ориентированность образования равнозначна реализации принципа индивидуальности и дифференциации обучения. Одной из причин методического заблуждения является недостаток целостного научно-теоретического представления
о сущности личностно-ориентированного образования, которое требует смещения акцента в системе профессиональной подготовки с ориентирования на профессию на приоритет человека в профессии. В данной проблеме выделяют три уровня:
1) «научить специальности», то есть обеспечить знаниями, умениями, навыками, соответствующими государственным образовательным стандартам;
2) «научить учиться, пробудить, воспитать, усилить желание» к процессу обучения, специальности, к труду;
3) уровень сформированности у студентов способности самостоятельно осуществлять выбор профессиональных умений и навыков, уровень сформированности творческого мышления, способности к иссле-
довательскому анализу, организации и самоорганизации с основами самоконтроля 1. Сущность личностно-ориентированного образования состоит в способности соединять личность обучающегося со средствами и методами обучения, а значит, в способности превращать его в самостоятельного, инициативного и ответственного субъекта, воспроизводящего себя как реальную современную производительную и социальную силу общества.
Основной задачей личностно-ориентированного образования является создание у студента знания профессиональных основ как значения для формирования мотивов к обучению, то есть в содержание образования включаются эмоционально-ценностные, личностные элементы, которые определяются межсубъектны-ми отношениями в процессе обучения.
Сущность личностно-ориентированного образования состоит и в том, что формы, методы, взаимоотношения преподавателей и студентов построены таким образом, чтобы обеспечить развитие личностных компонентов психического мира обучаемых, ценностей, мотивов, установок, предпочтений на следующих принципах:
1) человек находится в активно-деятельном отношении к миру и к самому себе, активность обучаемого выступает в своем творческом проявлении;
2) принцип природосообразности, позволяющий учитывать природные особенности обучающегося человека (физиологические, психологические, анатомические и др.) и соответственно его возрастные особенности. Этот принцип предусматривает при организации учебного процесса опору на природные свойства учащегося, например его любознательность, активность, способность. Этот подход нацеливает на развитие его эмоциональной сферы, в частности интереса, мотивации к изучению материала, на стимулирование чувства удовлетворения, ощущения успеха от удачно осуществляемой деятельности;
3) принцип продуктивности, нацеливающий на продуктивную творческую деятельность, на создание реальных продуктов обучения. Это обеспечивает внутренние приращения не только в виде знаний, навыков и умений, но и в плане духовного развития личности, а также формирова-
ния опыта - как учебно-познавательного, так и социально-культурного, способствующего социализации духовных свойств личности;
4) принцип автономности предусматривает увеличение удельного веса самостоятельности студентов, наличие элементов само- и взаимообучения 2.
В традиционной схеме образования предмет учащегося задается внешними целями, не затрагивающими его мотивации, а данная модель образования сначала связывает учащегося с призванием, а затем мотивированно под призвание вводится предмет, специально адресованный учащемуся в качестве различных типов занятий (лекция, семинар, урок, практическое занятие и т. д.)
Если структура традиционного образования сводилась к схеме «предмет - преподаватель -студент», то в данной модели структура образовательного процесса стала иной: «студент - призвание - предмет - занятие - студент».
Призвание как общественное отношение связывает личностные характеристики человека и общества в целом. В личностно-ориентированном образовании речь идет не о формировании личности с «заданными свойствами», а о создании в учебно-воспитательном процессе системы педагогических условий, обеспечивающих проявление и развитие личностных свойств и функций обучаемого 3.
Одним из признаков гибкой образовательной структуры является расширение целей образовательной системы. Ведь специалист в наши дни не просто юрист, экономист, инженер, это еще и специальный работник, культурно-исторический деятель, духовный творец, так как его духовные ценности материализуются в продуктах его труда.
При определении целей учебной деятельности в высших учебных заведениях необходимо опираться на современные потребности материального производства, исходить из социальных потребностей общества и тогда основной целью учебного процесса будет формирование личности человека. Чтобы развиваться, формироваться как личность, человек должен иметь в качестве цели самого себя. Вот эту программную цель - цель конструирования самого себя можно отнести к личностно-ориентированному обучению, где требу-
ется умение выработать собственное воззрение, ценностные ориентиры, способы взаимодействия с окружающими людьми.
Содержание образования включает в себя два компонента:
1) базовый стандартный компонент, определяемый учебным планом и программами по основным учебным предметам;
2) личный опыт, включающий опыт ценностных ориентаций, саморазвития, который каждый студент приобретает индивидуально 4.
Развитие опыта основано не на традиционном преподавании, а на диалоге, общении преподавателя и обучаемого, побуждении последних, проектировании своих жизненных целей и планов. Личный опыт нельзя задать в виде программ и учебников. Он вносится в учебный процесс благодаря педагогическому мастерству преподавателя и специальных технологий, которыми преподаватель должен владеть. К педагогическим технологиям можно отнести совместную деятельность участников учебного процесса, диалогический подход в преподавании при осуществлении совместного поиска смысла изучаемой проблемы, игровой подход, когда моделируется какая-либо конфликтная ситуация, требующая самостоятельных решений, выполнение какой-то социальной роли, заданный подход, при котором изучаемый материал подается как жизненно важная задача (проблема), значимая и решаемая в практическом отношении.
Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Если в таких случаях объединить студентов в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого члена группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы но и за результат всей группы. Поэтому слабые стараются выяснить у сильных все не понятые ими вопросы, а сильные заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый, досконально разобрались в материале, а заодно и сильный имеет возможность проверить собственное понимание вопроса. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы,
формируются новые знания, приобретается опыт решения проблемы.
Указанная технология обучения создает на занятиях ситуацию востребованности личностных проявлений, самостоятельных суждений и оценок, принятие решений обучаемым. Для использования представленной технологии преподавателю необходимо представлять свой собственный личностный потенциал, эмоционально-волевые возможности, жизненный опыт, уметь создавать различные ситуации посредством постановки усложняющих задач, проблемных заданий, диалога, учебно-деловой игры. Задача преподавателя не только в том, чтобы дать систему знаний, умений, навыков, но и в процессе формирования этой системы добиваться, чтобы она была результатом взаимосвязи восприятия знаний и активной работы ума, развития мышления, умения творчески оперировать приобретенными знаниями. Важным условием проведения занятий является создание такой обстановки, чтобы каждый студент поверил в свои возможности, для чего необходим достаточный запас знаний, для решения поставленной задачи.
Признаки личностно-ориентированной ситуации в учебно-воспитательном процессе в обобщенном виде можно представить следующим образом:
1) имеются ли условия, которые требуют проявления личностных свойств и функций учащихся ( постановка цели, выбор действия, принятие ответственности);
2) естественность и правдоподобность возникновения ситуации;
3) несинхронность ее наступления для учебной группы;
4) отсутствие понуждений и оценочных воздействий со стороны преподавателя;
5) представление содержания учебного материала в виде проблемной смысловой задачи;
6) создание среды и условий для общения;
7) выбор и апробация ролей в условиях игровой имитации жизненных конфликтов 5. Требования к деятельности студентов:
- наличие цели и интереса к изучаемой теме;
- самостоятельность суждений, умение аргументированно обосновывать свою точку зрения, умение вычленять главное в изучаемом материале;
- активность познавательной деятельности, стремление к самостоятельности;
- целеустремленность в познавательной деятельности, умение опираться в ней на ранее приобретенные знания и умения;
- наличие и уровень развития навыков коллективной работы;
- сосредоточение усилий на преодоление возникших трудностей и противоречий;
- умение правильно переживать успех, воспринимать похвалу или критику;
- самоанализ и самооценка выполненной работы и сделанных поступков, исправление допущенных ошибок;
- умение не снижать темп познавательной деятельности в связи с изменением ее форм и целевой направленности 6.
Все нормативные документы по модернизации образования фактически предусматривают реализацию личностно-ориентированного подхода, который знаменует собой замену единой, унитарной, политехнической школы с установкой на среднего учащегося, на многообразную, вариативную школу, создающую условия для формирования свободной, развитой и образованной личности, способной жить и трудиться в современных условиях.
Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования: на образовательные и воспитательные цели обучения по каждому учебному предмету, на содержание, принципы, приемы, технологии обучения и на весь учебно-научно-воспитательный процесс, способствуя созданию благоприятной для студентов обучающей и воспитывающей среды и условий.
Личностно-ориентированное обучение позволит:
- обеспечивать каждому студенту возможность обучения по индивидуальной целевой программе с учетом его познавательных способностей, склонностей, мотивов и целей и других личностных качеств;
- способствовать оптимизации и специализации процесса обучения в каждом вузе;
- обеспечивать реализацию всех принципов обучения системно;
- выступать инструментом реализации дидактического принципа рефлексии, требующего от студента самостоятельного завершения работы по формированию
определенной системы знаний и ставящей его перед необходимостью осмысливать те схемы и правила, в соответствии с которыми он действует в реальной действительности;
- не создавать противоречий с принципами и закономерностями традиционной педагогики и дидактики. Познавательная деятельность студента, как итог переработки и усвоения необходимого объема нужной информации, актуализирует значимость новых информационных технологий обучения. В этом плане личностно-ориентированное обучение, не умаляя «классических достоинств образования» традиционных форм обучения (лекций, семинаров, практических, лабораторных занятий и др.), предполагает в ходе их проведения использование компьютеров, кино-, видео-, аудио- и различного рода проектной техники.
Формируя мировоззренческие и социально значимые качества личности, навыки творческого и профессионального мышления, создавая условия для самореализации, личностно-ориентированное обучение по своей сути способствует достижению конечных целей образования будущих специалистов в конкретной области деятельности 7.
Основная проблема подготовки высококвалифицированных специалистов в вузах состоит в том, чтобы в традиционно сложившихся классических условиях и рамках сформировать качественно иную профессиональную деятельность, в которой должна моделироваться новая интегрированная предметнопознавательная и профессиональная деятельность специалиста. При этом важно, чтобы такая интеграция не привела студента к буквальному воспроизведению образцов профессиональных действий специалистов по принципу «делай как Я» и придания особого статуса практическому обучению типа «медицинских и юридических клиник». Здесь важно сохранить и преимущества традиционной системы обучения (понятийный и фундаментальный характер знаний, системность видения и отражения реальной действительности, поэтапность усвоения знаний, понятий, признаков и т. п.) и в то же время перевести ее в качественно новое состояние, разработать комплексную для своего вуза программно-
целевую технологию обучения, в которой особое место должно принадлежать активным формам и методам обучения 8.
Решение этой сложной проблемы облегчается тем, что передовая педагогическая практика предоставила множество новых форм, методов и технологий обучения. Здесь можно выделить проблемные лекции, семинары-диспуты, новые формы проведения практических занятий с использованием ЭВМ, тестирование, решение ситуационных задач (казусов), разыгрывание ролей и моделирование ситуаций, деловые игры, сквозную практическую стажировку по типу «медицинских и юридических клиник», курсовые и дипломные работы по актуальным проблемам различных сфер деятельности и оказанию услуг населению. Все это позволит моделировать процесс подготовки специалиста как последовательную и постепенную трансформацию учебнопознавательной деятельности в собственно профессиональную.
На уровне теоретического представления личностно-ориентированное образование реализует в себе следующие основные педагоги-ко-дидактические принципы: единство формы и содержания, связь теории и практики, целе-полагания и системности, моделирования и электронно-технического обеспечения.
В соответствии с первым принципом содержание обучения должно помещаться в адекватные ему формы учебной деятельности студентов, обеспечивающие доведение и усвоение профессионального опыта, который представлен на лекциях, в учебниках и в учебных пособиях. Например, в форме деловых и ролевых игр информация усваивается не про запас, не сама по себе, а в процессе профессиональной регуляции игровых и учебных действий. Таким образом, реализуется второй принцип - связь теории и практики, когда преподаватель на примере объясняет и показывает, как в действительности работает та или иная категория, норма и т. д. Принципы целеполагания и системности предполагают, что с внедрением новой формы учебной деятельности, метода или средства должен перестраиваться весь учебно-научно-воспитательный процесс, деятельность студентов и преподавателей должна зависеть от конечной цели. Педагогика должна начинаться не с формы -методической работы, педагогических техноло-
гий, а гораздо раньше - с целеполагания, разработки системы («дерева») целей обучения, подготовки педагогических кадров и разработки целевых комплексных программ 9. Принципы моделирования и электронно-технического обеспечения обозначают, что с помощью программированной модели (теста), реализуемой на ЭВМ, у студентов наглядно и последовательно в учебно-игровом контексте осознается и прививается профессиональное содержание деятельности будущего специалиста.
Внедрению в учебный процесс современной программно-целевой технологии личностно-ориентированного обучения и образования должно предшествовать решение вопроса о педагогических, профессиональных кадрах, надлежащее финансирование их труда, чтобы они стали для студентов, как пишут, «умом, душой и сердцем»10.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Гурова Т.Ф. Личностно-ориентированная технология. М., 1997. С. 3; Перевалов В.Д. Современные проблемы юридического образования // Проблемы высшего юридического образования. Екатеринбург, 1995. С. 7-10; Янушкевич Ф. Технологии обучения в системе высшего образования. М., 1984. С. 7; Околелов О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. 1994. N° 2. С. 46.
2 См.: Гурова Т.Ф. Указ. соч. С. 3-4; Сериков В.В. Личностная ориентация современных образовательных технологий // Педагогические технологии в совершенствовании подготовки специалистов для органов внутренних дел. Волгоград, 1996. С. 4-7.
3 См.: Малашихина И.А., Ковалева О.И. К проблеме реализации личностно-ориентированного подхода в обучении студентов вузов. Ставрополь, 2003. С. 91-93.
4 Там же. С. 201-205.
5 Там же. С. 89-91.
6 См.: Ковалева О.И. Личностно-ориентированный подход в обучении студентов вузов. Калуга, 2003. С. 134-136.
7 См.: Туманова Л.В. Сделать образование практическим // Российская юстиция. 1999. № 5. С. 54; Безрядин В.И. Проценко Е.Д. Профессиональная подготовка юристов: вопросы организации и проведения производственной практики студентов // Юридическое образование и наука. 1999. №9 1. С. 58; Диордиева О.Н. Обучение в юридическом вузе:
тенденции и выводы // Юридическое образование и наука. 1999. N° 2. С. 30-31; Еникеев З.Д. Наука и практика - неотъемлемое условие подготовки юридических кадров // Проблемы высшего юридического образования. Екатеринбург, 1995. С. 22-25; Вербицкий А., Агапова О., Ушаков А. Сотворение образа мира // Вестник высшей школы. 1991. № 7. С. 24; Фаткулин А. О современной технологии обучения / / А1та mater. 1993. С. 29; Замылин Е.И. Современные вузовские технологии обучения: понятия и требования // Педагогические технологии в совершенствовании подготовки специалистов для органов внутренних дел. Волгоград, 1996. С. 24-25.
8 См.: Вербицкий А.А. Психолого-педагоги-ческие особенности контекстного обучения. М., 1987. С. 3-18; Юридическая клиника: опыт практического обучения юристов. СПб., 1999. С. 6; Дуды-рев Ф.Ф., Малков В.П. Юридические клиники в России: возвращение через 150 лет // Государство и право. 2002. № 4. С. 61-63; Косарев В.Н. К вопросу о программно-целевой технологии в обучении юристов // Системы и технологии подготовки юристов в XI веке: Сб. науч. тр. Волгоград, 2003. С. 39-45; Он же. К вопросу о программно-целевой модели высшего образования // Актуальные проблемы современного гуманитарного знания: Сб. науч. тр. Волгоград, 2005. С. 241-248.
9 См.: Косарев В.Н. Проблемы совершенствования технологии обучения в условиях Волгоградского юридического института МВД России // Педагогические технологии в совершенствовании подготовки специалистов для органов внутренних дел. Волгоград, 1996. С. 18-19; Он же. Программноцелевая структура перестройки учебного процесса в Высшей следственной школе МВД СССР // Научные и учебно-методические вопросы подготовки следователей и экспертов-криминалистов. Волгоград, 1991. С. 21-23; Заславская О.Г, Мезин ГИ. Тенденции обновления образования // Педагогические технологии в совершенствовании подготовки специалистов для органов внутренних дел. Волгоград, 1996. С. 22-23.
10 См.: Косарев В.Н. Проблемы совершенствования технологии обучения... С. 18-19; Он же. Программно-целевая структура перестройки учебного процесса... С. 21-23; Натура А.И. К вопросу о теории практического обучения в юридическом вузе // Криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений на современном этапе. Краснодар, 1998. С. 7-23; Косарев В.Н. К вопросу о программно-целевой технологии... С. 39-45; Он же. К вопросу о программно-целевой модели высшего образования.
С. 241-248.