Научная статья на тему 'К вопросу о личности современного коррупционера'

К вопросу о личности современного коррупционера Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4003
617
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА-КОРРУПЦИОНЕРА / КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ КОРРУПЦИОНЕРА / CORRUPTION / CLASSIFICATION AND TYPOLOGY OF PERSONALITY OF CORRUPT CRIMINAL / PERSONALITY OF CORRUPT CRIMINAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Завольская Нина Борисовна

Статья посвящена некоторым криминологическим аспектам личности коррупционного преступника. Автор рассматривает социально-демографические, нравственнопсихологические и уголовно-правовые признаки, характеризующие личность такого преступника. Отдельное внимание уделено типологии коррупционных преступников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF PERSONALITY OF A MODERN CORRUPT

The article is devoted to some criminological aspects of the personality of the corrupt criminal. The author examines the socio-demographic, psychological and moral, criminal and legal features that characterize the personality of such criminal. Special attention is paid to the typology of corrupt criminals.

Текст научной работы на тему «К вопросу о личности современного коррупционера»

Завольская Н.Б.

К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО КОРРУПЦИОНЕРА

Субъекты коррупционных преступлений обладают специфическими свойствами личности. Как уже отмечалось, среди них прежде всего выделяются лица, занимающие определенное должностное либо служебное положение. В зависимости от их положения в системе управления они могут быть классифицированы на две группы: руководители и рядовые исполнители. В свою очередь, первая группа субъектов может быть разделена на руководителей высшего, среднего и низшего уровня.

В теории криминологии официальное положение субъектов, работающих в органах государственной власти, дифференцируется также в зависимости от того, обладают они полномочиями, на выполнение функций на территории всей федерации, федерального округа, субъекта федерации или находящихся в их ведении муниципальных органов. Некоторые субъекты коррупционных преступлений не имеют какого-либо должностного или служебного положения. Это прежде всего взяткодатели, посредники во взяточничестве. Типичное морально-нравственное качество субъектов рассматриваемых деяний - взгляды на коррупционное поведение как на допустимое и вполне приемлемое. При этом предпочтение отдается личным, а не служебным интересам. Некоторые субъекты коррупционных преступлений вообще не задумываются о допустимости готовящегося или совершаемого деяния. Их интересует только размер незаконной прибыли, которую они смогут получить. Борьба мотивов - не редкость среди субъектов коррупционных преступлений, а некоторые из них совершают деяния вопреки собственным убеждениям. Это, в частности, лица, вовлеченные в коррупционную деятельность путем шантажа, угроз или создания препятствий для достижения цели. Субъекты коррупционных деяний из числа должностных лиц имеют достаточно высокий образовательный уровень, обладают познаниями, позволяющими им скрывать истинный характер своей деятельности в течение довольно продолжительного времени [2, с. 72].

Некоторые субъекты обладают специальными знаниями о приемах и методах доказывания, значении отдельных фактов для установления действительных обстоятельств, характера и участников исследуемого события, способах оказания противодействия предварительному расследованию и правосудию.

Значительная часть субъектов преступлений рассматриваемого вида обладают хорошо развитыми коммуникативными качествами. Многие из коррупционеров весьма наблюдательны, знают психологию, что позволяет им вовлекать в коррупционную деятельность других участников. Должностные лица, как правило, способны быстро оценить сложившуюся ситуацию, принять решение в соответствии с условиями реальной обстановки, а также обладают другими свойствами развитого логического мышления [4, с. 70].

Большинство коррупционных деяний совершается группами лиц. Иногда

коррупционные связи между ними устанавливаются еще до совершения преступлений с использованием субъектами своего должностного или служебного положения. Они представляют собой отношения, устанавливаемые и поддерживаемые чиновником для выполнения им в необходимый момент должностных, служебных действий в пользу конкретных лиц, которые противоречат интересам службы.

Коррупционные связи можно разделить на явные и тайные, скрываемые. По продолжительности они могут дифференцироваться на непродолжительные и долгосрочные. По характеру связи могут быть прямыми и опосредованными, по структуре - простыми и сложными. Под последними понимаются отношения между несколькими участниками, выполняющими разные функции. Использование таких связей зачастую не требует личного контакта заинтересованных лиц и субъектов, обладающих должностными либо служебными полномочиями. Коррупционные возможности реализуются по специальному сигналу, заранее разработанному плану или через посредников - участников такого рода связей. Среди анализируемых связей возможно выделение отношений, поддерживаемых только между чиновниками, а также между ними и иными лицами [3, с. 26].

Объединения, совершающие коррупционные деяния, как и другие криминальные формирования, подразделяются напростые и организованные группы,атакже преступные сообщества. В структуре некоторых формирований выделяются группы коррупционеров, выполняющих свои функции автономно, в целях создания благоприятных условий для осуществления преступной деятельности других участников либо обеспечения их безопасности. Некоторые объединения состоят только из субъектов, совершающих преступления с использованием своих должностных и служебных полномочий. В этих случаях роли отдельных участников преступной деятельности, их положение в составе формирования иногда соответствует их официальному статусу. Это означает, что руководитель является таковым и в преступной организации.

Необходимо различать роль субъекта в создании и функционировании криминального формирования, а также в совершении отдельных преступлений, представляющих собой элементы единой противоправной, общественно опасной деятельности. Должностные лица - организаторы преступных групп обладают способностью оценивать сложившиеся условия как благоприятные для извлечения личной выгоды. Некоторые из них разрабатывают весьма изощренные схемы совершения преступлений, приносящие значительный доход. При этом используются оригинальные подходы к решению технологических, экономических и иных задач.

Перечисленные особенности обстановки и свойств личности субъектов коррупционных преступлений обусловливают специфику структуры и содержания способов их совершения.

Анализ существенных признаков личности коррупционера, причинно связанных с преступным поведением, дал основания выделить наиболее характерные их типы и образы действия. Поэтому, исходя из различий по уровню и устойчивости коррупционной направленности личности преступника, типизируем ее следующим образом:

1. Инициативный (внеситуативный тип). Коррупционера данного типа отличают деформация морального сознания, убеждение во вседозволенности и допустимости

использования любых средств обеспечения личного благополучия, что придает его поведению целенаправленный, устойчивый характер, значительно повышая его общественную опасность [1, с.33-34].

Поэтому он имеет изначальную настроенность на использование своей работы в корыстных и иных личных интересах, для реализации которых специально создает ситуации, провоцирующие действия физических и юридических лиц по даче ему вознаграждений. Преступная деятельность инициативного коррупционера носит длительный характер. Коррупция рассматривается им как органическая и естественная часть жизни общества, оправданием для которой служит эффективное решение возникающих у населения проблем. По этой причине вполне обоснованным и просто необходимым зачастую считает афиширование своих нелегальных доходов и других социально-экономических успехов.

2. Конформный. Коррупционер конформного типа подстраивается под социально-психологическую обстановку, существующую в коллективе, руководствуется принятыми в ведомстве нормами коррупционного поведения, вследствие чего изначально не замышляющий совершать преступление служащий, из-за страха быть низвергнутым или уничтоженным сложившейся в обществе системой, постепенно втягивается в орбиту коррупционных взаимоотношений, признаваемых сослуживцами нормальным явлением [1, с.34].

Конформный коррупционер не имеет собственного мнения и легко подчиняется окружающим. Ранее не имея антиобщественных установок, работник, попадая в соответствующий коллектив, терпит и подстраивается под существующую на работе атмосферу, даже если она его не устраивает, либо перенимает общепринятое коррупционное поведение и внутренне соглашается с ним. Корыстный мотив у такой личности может вообще отсутствовать или быть очень слабо выраженным. Частота и степень общественной опасности совершаемых им преступлений зависят от «правопорядка», царящего в коллективе [5, с.124].

3. Вынужденный (ситуативный). Коррупционер вынужденного типа в силу присущего ему низкого уровня правовых знаний или боязни быть разоблаченным, не имея коррупционных установок, под решающим влиянием провоцируемой физическим или юридическим лицом ситуации совершает требуемое деяние и получает за него вознаграждение [1, с.35].

Вынуждение к совершению желательных для взяткодателя деяний корруптером нередко осуществляется с использованием сильного психического воздействия, шантажа, заставляющего служащего между позором и предлагаемыми благами выбирать последнее. В условие повышенной зависимости коррупционера можно ставить незнание и неиспользование прав, указанных в примечаниях к статьям УК РФ о даче взятки и об обстоятельствах, исключающих общественную опасность деяний (например, крайней необходимости). Корыстный мотив у вынужденного коррупционера отсутствует. К совершению преступления его побуждает осознание возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения требования корруптера. Повышенная опасность преступной деятельности такой личности выражается в возможности многократного характера вынужденных коррупционных

преступлений, так называемой «посадки на взятку» .

Бесспорно, выделение любых типов преступников носит условный характер. Вместе с тем приведенная типология показывает степень развития криминогенных свойств личности коррупционера определенного типа, их стойкости или возможности изменения в положительную сторону, что, в свою очередь, представляет собой незаменимую информацию для целенаправленной и эффективной профилактики коррупционного поведения, в частности в процессе кадровой политики.

Таким образом, представленные криминологический портрет личности современного коррупционера и характеристика ее социальных типов, различаемых по уровню и устойчивости коррупционной направленности, могут быть использованы в антикоррупционной политике государства при разработке конкретных мер профилактики преступного коррупционного поведения.

Литература

1. Волконская Е.К. Типология личности преступника-коррупционера // Российский следователь. - 2013. - № 14.

2. Жажина Ю.А., Петрушина Н.В. Анализ личности коррупционного преступника // IX Державинские чтения в Республике Мордовия. - Саранск, 2013.

3. Закирова Я.М. Личностные особенности лиц с коррупционным поведением // Актуальные проблемы экономики и права. - 2012. - № 4 (24).

4. Овчинников И.В. Характеристика личности коррупционера // Вопросы юридической науки: взгляд молодых ученых: сборник статей. - Барнаул: Изд-во ААЭП, 2012.

5. Рамазанов Р.А. Об особенностях характеристики личности преступника по коррупционным преступлениям // Закон и право. - 2013. - № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.