Научная статья на тему 'К вопросу о квалификации нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов'

К вопросу о квалификации нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1351
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / НЕЦЕЛЕВОЕ РАСХОДОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕБЮДЖЕТНЫЙ ФОНД / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / ОПТИМИЗАЦИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / A CRIME / A NO-PURPOSE EXPENDITURE / THE STATE OFF-BUDGET FUND / THE OFFICIAL / OPTIMISATION OF THE CRIMINAL LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нудель С. Л.

В статье автором исследованы проблемы квалификации уголовно-наказуемого нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов, т.е. дана комплексная уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного ст.285-1 Уголовного кодекса РФ, с учетом его специфических особенностей. При этом в действующих редакциях ряда статей Уголовного кодекса РФ выявлен ряд пробелов и коллизий и, как следствие, в целях оптимизации уголовного законодательства предложены и аргументированы конкретные изменения ряда действующих в Уголовном кодексе РФ норм, регулирующих отношения в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ON QUALIFICATION OF THE NO-PURPOSE EXPENDITURE OF MEANS OF THE STATE OFF-BUDGET FUNDS

In article the author investigates problems of qualification of a penal no-purpose expenditure of means of the state off-budget funds, i.e. the complex criminally-legal characteristic of structure of the crime provided by item 285-1 of the Criminal code of the Russian Federation, taking into account its specific features is given. Thus in operating editions of some articles of the Criminal code of the Russian Federation a number of blanks and collisions is revealed and, as consequence, with a view of optimisation of the criminal legislation concrete changes of some the Russian Federations of the norms regulating the relations in given sphere operating in the Criminal code are offered and given reason.

Текст научной работы на тему «К вопросу о квалификации нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов»

5.10. К ВОПРОСУ О КВАЛИФИКАЦИИ НЕЦЕЛЕВОГО РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

Нудель С.Л., к.ю.н, доцент Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России Перейти на Гглавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Аннотация. В статье автором исследованы проблемы квалификации уголовно-наказуемого нецелевого

расходования средств государственных внебюджетных фондов, т.е. дана комплексная уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного ст.285-1 Уголовного кодекса РФ, с учетом его специфических особенностей. При этом в действующих редакциях ряда статей Уголовного кодекса РФ выявлен ряд пробелов и коллизий и, как следствие, в целях оптимизации уголовного законодательства предложены и аргументированы конкретные изменения ряда действующих в Уголовном кодексе РФ норм, регулирующих отношения в данной сфере.

Ключевые слова: преступление; нецелевое расходование; государственный внебюджетный фонд; должностное лицо; оптимизация уголовного законодательства.

Государственное регулирование финансовой сферы, несмотря на переход к рыночным отношениям, остается на сегодняшний день одним из важнейших элементов государственного управления. Государство реализует свои функции посредством реализации совокупности экономических денежных отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства и его территориальных подразделений (в первую очередь средств, составляющих бюджетную систему Российской Федерации1), а также предприятий, организаций и учреждений.

При этом особо важна роль государственных финансов при регулировании социальной сферы. Так, государством в целях реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь созданы государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации2; Фонд социального страхования Российской Федерации3; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования4 и территори-

1 См.: Ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 31.07.1998г. №145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. ст.3823. (ред. от 01.12.2007г., с изм. от 06.12.2007г.)

2 Постановление ВС РФ от 27.12.1991г. №2122-1 (ред. от 05.08.2000г.) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. №5. ст.180.

3 Постановление Правительства РФ от 12.02.1994г. №101 (ред. от 02.08.2005г.) «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. №8. ст.599.

4 Постановление Правительства РФ от 29.07.1998г. №857 (ред. от 30.12.2006г.) «Об утверждении Устава Федерального Фонда обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства РФ. 1998. №32. ст.3902.

альные фонды обязательного медицинского страхования 5.

Таким образом, исходя из продолжающегося усиления позиций государства в социально-экономической сфере, проблема нецелевого использования средств государственных внебюджетных фондов приобретает особо важное значение6 и требует наличия нормативноправовой базы, отвечающей современным требованиям, эффективных механизмов правового регулирования для защиты от правонарушений7.

И в действующем законодательстве за нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов установлена уголовная ответственность в ст.285-2 Уголовного кодекса Российской Федерации8. Помимо уголовной ответственности за нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов ответственность установлена также в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.2 ст.15.14)9.

Объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие установленный законом порядок расходования должностными лицами средств государственных внебюджетных фондов. В качестве факультативного объекта данного состава преступления могут выступать социальные права граждан.10

Объективная сторона рассматриваемого состава преступления выражается в расходовании средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов11, совершенном в крупном размере.

5 Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утв. Постановлением ВС РФ от 24.02.1993г. №4543-1 (ред. от 05.08.2000г.) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1993. №17. ст.591.

6 Росфиннадзором в 2006 году возбуждено 2893 дела об административных правонарушениях на сумму нецелевого использования средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в размере 711,21 млн. рублей, в том числе по постановлениям о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях, поступившим от уполномоченных органов власти. По состоянию на 1 января 2007 года 79 постановлений о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях, выразившихся в нецелевом использовании средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов на сумму 9 497,54 млн. рублей, поступивших в Росфиннадзор от органов прокуратуры и иных уполномоченных органов, находится на рассмотрении.

7 Грачева Е.Ю. Правовые основы государственного финансового контроля. М.: Академия управления МВД России, 2000.^5-6.

8 Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 3.06.1996г. №63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. ст. 2954. (ред. от 13.05.2008г., с изм. от 27.05.2008г.)

9 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон РФ от 30.12.2001г. №195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. №1 (ч.1). ст.1. (в ред. Федерального закона от 30.12.2006г. №270-ФЗ)

10 См. Изосимов С.В. Комментарий к ст.285-2 УК РФ / Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. А.А. Чекалин; под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова). - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2006.

11 Федеральный закон РФ от 21.07.2007г. №182-ФЗ (ред. от 28.02.2008) «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» // Собрание законодательства РФ. 2007. №30. ст. 3796.; Федеральный закон РФ от 21.07.2007г. №183-ФЗ (ред. от 28.02.2008) «О бюджете Фонда Социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» // Собрание законодательства РФ. 2007. №30. ст. 3797; Федеральный закон РФ от 21.07.2007г. №184-ФЗ (ред. от 28.02.2008) «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на

К средствам государственных внебюджетных фондов относятся средства бюджетов государственных внебюджетных фондов и средства бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов (ст. 144 Бюджетного кодекса РФ). Т.е. для квалификации преступления необходимо установить факт расходования средств указанных фондов получателем средств на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность

Так, согласно ст.147 Бюджетного кодекса, расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Под расходованием средств государственных внебюджетных фондов следует понимать процедуру финансирования конкретных мероприятий путем направления в банк необходимого платежного документа и списания средств со счета. Под нецелевым расходованием указанных средств следует рассматривать использование средств в нарушение установленного законом или нормативным актом порядка финансирования, несоблюдение правовых оснований проведения финансовых операций12.

При этом, в соответствии со ст.19 Федерального закона РФ от 16.07.1999г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»13, нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, в соответствии со ст.8 Федерального закона РФ от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»14 средства Фонда социального страхования Российской Федерации могут быть израсходованы на следующие цели (в следующих формах):

1) в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

2) в виде страховых выплат: единовременной страховой выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти; ежемесячных страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти;

3) в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной

2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» // Собрание законодательства РФ. 2007. №30. ст. 3798.

12 См.: Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. д.ю.н., профессора С.В. Дьякова и д.ю.н., профессора Н.Г. Кадникова. М.: Юриспруденция, 2008.С.708.

13 Федеральный закон РФ от 16.07.1999г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ред. от 05.03.2004) // Собрание законодательства РФ. 1999. №29. ст.3686.

14 Федеральный закон РФ от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на про-

изводстве и профессиональных заболеваний» // Собрание зако-

нодательства РФ. 1998. №31. ст. 3803.

реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на: лечение застрахованного, осуществляемое на территории Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности; приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода; посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи; проезд застрахованного, а в необходимых случаях и на проезд сопровождающего его лица для получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации (лечения непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, медицинской реабилитации в организациях, оказывающих санаторнокурортные услуги, получения специального транспортного средства, заказа, примерки, получения, ремонта, замены протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, технических средств реабилитации) и при направлении его страховщиком в учреждение медикосоциальной экспертизы и в учреждение, осуществляющее экспертизу связи заболевания с профессией; медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного, а в необходимых случаях оплату проезда, проживания и питания сопровождающего его лица, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно; изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов; обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт; обеспечение транспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы; профессиональное обучение (переобучение).

В соответствии со ст.18 Федерального закона РФ от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»15 средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на: выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии; доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации; финансовое и материальнотехническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов); иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

15 Федеральный закон РФ от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. №51. ст. 4832.

Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в бюджет фонда в установленном федеральным законом порядке.

Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке: на возмещение недостатка

средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии; на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.

Финансовые средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в соответствии со ст. 11 Закона РФ от 28.06.1991г. №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»16 предназначены для реализации государственной политики в области охраны здоровья населения. Правительство Российской Федерации, правительства республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация определяют размеры финансирования государственной, муниципальной систем здравоохранения.

Финансовые средства систем здравоохранения используются для: финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ, утвержденных Советами Министров Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, органами государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местной администрацией; обеспечения профессиональной подготовки кадров; финансирования научных исследований; развития материальнотехнической базы учреждений здравоохранения; субсидирования конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию; оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи; финансирования медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях; оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.

Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого деяния является его совершение в крупном размере (крупным размером в ст. 285-2 Уголовного кодекса РФ, согласно примечанию к ст.285-1 Уголовного кодекса РФ признается сумма средств государственных внебюджетных фондов, превышающая 1 500 000 рублей). Вместе с тем, нельзя не отметить, что законодатель, распространяя содержащиеся в примечании к ст. 285-1 Уголовного кодекса РФ предписания на случаи нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов, в тексте примечания упоминает лишь о сумме бюджетных средств. Таким

16 Закон РФ от 28.06.1991г. №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. №27. ст. 920.

образом, на наш взгляд, необходимо в примечании к ст.285-1 слова «бюджетных средств» заменить на слова «бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов».

Рассматриваемый состав преступления по своей конструкции является формальным. Т.е., для наступления уголовной ответственности не требуется установление наступления вредных последствий. Преступным является сам факт нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов в крупном или особо крупном размере. При этом необходимо отметить, что рассматриваемое преступление может являться продолжаемым.

Говоря о субъекте рассматриваемого преступления, следует отметить, что в данном вопросе имеются разногласия. На наш взгляд следует согласиться с мнением, что его субъектами являются должностные лица государственных внебюджетных фондов, работающие как в центральном аппарате фонда, так и в его территориальных (отраслевых) отделениях (организациях, филиалах) и обладающие административно-

хозяйственными полномочиями по распоряжению средствами фонда (руководители, их заместители, начальники финансовых служб, включая главных бухгалтеров)

Вместе с тем нельзя в полной мере согласиться с позицией, что ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера18. Действительно, такие лица могут нести административную или финансовую ответственность за совершение бюджетных правонарушений, но быть субъектами преступления, предусмотренного ст.285-2 Уголовного кодекса РФ не могут согласно примечанию к ст.285.

Преступление совершается с прямым умыслом, т.е. должностное лицо осознает нецелевой характер расходования средств фонда и желает этого. Мотивы, которыми руководствовалось должностное лицо (ложно понятые интересы фонда, карьеристские соображения, корысть, иные личные побуждения), на квалификацию его действий не влияют.

Квалифицирующими признаками рассматриваемого состава преступления являются: совершение деяния группой лиц по предварительному сговору (субъектами группы могут быть только должностные лица, работающие как в одной организации фонда, так и в разных его отделениях (организациях, филиалах)) и в особо крупном размере (согласно примечанию к ст.285-1 Уголовного кодекса РФ признается сумма средств государственных внебюджетных фондов, превышающая 7 500 000 рублей).

В заключение следует отметить, что при привлечении к ответственности за нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов, подлежат ус-

17 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. д.ю.н., профессора С.В. Дьякова и д.ю.н., профессора Н.Г. Кадникова. М.: Юриспруденция, 2008.С.708; Наумов А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование (постатейный) / под ред. Г.М. Резника. М.: Волтерс Клувер, 2005; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. А.А. Чекалин; под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова). - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2006; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв.ред. В.М. Лебедев. - 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2007.С.761.

18 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.И. Радченко, А.С. Михлина. СПб.: Питер, 2008.С.610.

тановлению два основных блока обстоятельств: во-первых, как в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов должно было осуществляться фактическое расходование денежных средств (в силу блан-кетности рассматриваемой уголовно-правовой нормы) и, во-вторых, как оно осуществлялось в действительности и какие при этом допускались отступления от требований закона.

Список литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 31.07.1998г. №145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. ст.3823. (ред. от 01.12.2007г., с изм. от 06.12.2007г.)

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон РФ от 30.12.2001г. №195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. №1 (ч.1). ст.1. (в ред. Федерального закона от 30.12.2006г. №270-ФЗ)

3. Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 3.06.1996г. №63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. ст. 2954. (ред. от 13.05.2008г., с изм. от 27.05.2008г.)

4. Закон РФ от 28.06.1991г. №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. №27. ст. 920.

5. Федеральный закон РФ от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства рФ. 1998. №31. ст. 3803.

6. Федеральный закон РФ от 16.07.1999г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ред. от 05.03.2004) // Собрание законодательства РФ. 1999. №29. ст.3686.

7. Федеральный закон РФ от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. №51. ст. 4832.

8. Федеральный закон РФ от 21.07.2007г. №182-ФЗ (ред. от

28.02.2008) «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» // Собрание законодательства РФ. 2007. №30. ст. 3796.

9. Федеральный закон РФ от 21.07.2007г. №183-ФЗ (ред. от

28.02.2008) «О бюджете Фонда Социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» // Собрание законодательства РФ. 2007. №30. ст. 3797.

10. Федеральный закон РФ от 21.07.2007г. №184-ФЗ (ред. от

28.02.2008) «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» // Собрание законодательства РФ. 2007. №30. ст. 3798.

11. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 г. №2122-1 (ред. от 05.08.2000г.) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. №5. ст.180.

12. Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утв. Постановлением ВС РФ от 24.02.1993г. №4543-1 (ред. от 05.08.2000г.) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1993. №17. ст.591.

13. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994г. №101 (ред. от 02.08.2005г.) «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. №8. ст.599.

14. Постановление Правительства РФ от 29.07.1998г. №857 (ред. от 30.12.2006г.) «Об утверждении Устава Федерального Фонда обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства РФ. 1998. №32. ст.3902.

15. Грачева Е.Ю. Правовые основы государственного финансового контроля. М.: Академия управления МВД России, 2000.

16. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. А.А. Чекалин; под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова). - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2006.

17. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв.ред. В.М. Лебедев. - 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2007.

18. См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.И. Радченко, А.С. Михлина. СПб.: Питер, 2008.

19. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. д.ю.н., профессора С.В. Дьякова и д.ю.н., профессора Н.Г. Кадникова. М.: Юриспруденция, 2008.

20. Наумов А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование (постатейный) / под ред. Г.М. Резника. М.: Волтерс Клувер, 2005.

Рецензия.

Современное государство реализует свои функции посредством реализации совокупности экономических денежных отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства и его территориальных подразделений. При этом особо важна роль государственных финансов при регулировании социальной сферы. Так, государством в целях реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь созданы государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Вместе с тем, вследствие нецелевого использования средств государственных внебюджетных фондов государство не в полной мере может реализовать свои социальные программы, что негативно сказывается на всем населении страны. В данной ситуации абсолютно оправдано то, что за данное деяние в законодательстве предусмотрена уголовная ответственность - ст.285-2 Уголовного кодекса РФ «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов»

Таким образом, актуальность выбранной автором темы не вызывает сомнений.

В статье автор дал исчерпывающую уголовно-правовую характеристику состава преступления, предусмотренного ст.285-2 Уголовного кодекса РФ. Учитывая бланкетность многих признаков рассматриваемого состава преступления исследование проведено с учетом нормативно-правовых актов бюджетного и административного права.

Проведенное Нуделем С.Л. исследование содержит целый ряд идей, положений и выводов, отличающихся существенной научной новизной и имеющих большое теоретическое значение. Статья написана последовательно и юридически грамотно.

Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что научная статья Нуделя Станислава Львовича на тему: «К вопросу о квалификации нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов» в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к подобного вида работам. Она представляет собой завершенное исследование актуальной проблемы юридической науки, имеет существенную научную и практическую значимость, содержит совокупность новых научных положений и может быть рекомендована к опубликованию.

Научный консультант: начальник НИЦ №7 ВНИИ МВД России, д.ю.н., доцентГ.Ю. Лесников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.