Научная статья на тему 'К вопросу о критериях отбора и оценки веб-ресурсов в преподавании иностранных языков и русского языка иностранцам'

К вопросу о критериях отбора и оценки веб-ресурсов в преподавании иностранных языков и русского языка иностранцам Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1649
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ЛИНГВОДИДАКТИКА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / INFORMATION TECHNOLOGIES / WEB RESOURCES / COMMUNICATION / PRESENTATIONS / ONLINE DICTIONARIES / EVALUATION OF WEB SITES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жданова Елена Викторовна, Харитонова Ольга Викторовна, Хромов Сергей Сергеевич

Данная статья посвящена роли информационных технологий в преподавании иностранных языков и русского языка как иностранного. Информационные ресурсы разделены на несколько групп: презентации, практика, онлайн словари и коммуникация. Приводится и обсуждается специальный перечень информационных ресурсов, которые могут помочь в образовательном процессе. С помощью инструментов онлайн-анкетирования проведен опрос преподавателей по использованию различных ресурсов в преподавании иностранных языков. Предложена собственная классификация оценки обучающих сайтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Жданова Елена Викторовна, Харитонова Ольга Викторовна, Хромов Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CRITERIA FOR THE SELECTION AND EVALUATION OF WEB RESOURCES FOR TEACHING FOREIGN LANGUAGES AND RUSSIAN LANGUAGE TO FOREIGN STUDENTS

The article is devoted to the role of information technologies in teaching foreign languages and Russian language as a foreign language. The resources are subdivided into several groups: presentations, practice, online dictionaries and communication. The list of special resources which can help in educational process is provided and discussed. With the help of instruments of online surveys the poll of university teachers, concerning the use of information technologies in teaching languages, is conducted. The classification of web sites' evaluation is suggested.

Текст научной работы на тему «К вопросу о критериях отбора и оценки веб-ресурсов в преподавании иностранных языков и русского языка иностранцам»

К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ОТБОРА И ОЦЕНКИ ВЕБ-РЕСУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И РУССКОГО ЯЗЫКА ИНОСТРАНЦАМ

УДК 372.881.1

Елена Викторовна Жданова,

к.фил.н., доц. каф. «Лингвистика и межкультурная коммуникация», МЭСИ Тел. 8-967-014-78-65, Эл. почта: EZhdanova@mesi.ru Ольга Викторовна Харитонова, к.пед.н., доц.каф.»Лингвистика и межкультурная коммуникация», МЭСИ Тел. 8-926-339-83-81, Эл. почта: oharitonova@.mesi.ru Сергей Сергеевич Хромов, д.фил.н., проф., зав.каф. «Лингвистика и межкультурная коммуникация», МЭСИ Тел.8-916-619-61-39 Эл. почта: SHromov@mesi.ru

Данная статья посвящена роли информационных технологий в преподавании иностранных языков и русского языка как иностранного. Информационные ресурсы разделены на несколько групп: презентации, практика, онлайн словари и коммуникация. Приводится и обсуждается специальный перечень информационных ресурсов, которые могут помочь в образовательном процессе. С помощью инструментов онлайн-анкетирования проведен опрос преподавателей по использованию различных ресурсов в преподавании иностранных языков. Предложена собственная классификация оценки обучающих сайтов.

Ключевые слова: информационные технологии, ин-формационно-коммуникационные технологии, информационный ресурс, телекоммуникационные технологии, электронная лингв од ид актика, иностранный язык, русский язык как иностранный.

Elena V. Zhdanova,

Doctorate of Philological Sciences, Associate Professor, the Department of Linguistics and Intercultural Communication,

Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, Tel.: 8-967-014-78-65, E-mail:

Olga V. Haritonova,

Doctorate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Department of Linguistics and Intercultural Communication,

Moscow State University of Economics, Statistics and

Informatics,

Tel.: 8-926-339-83-81,

E-mail: oharitonova@.mesi.ru

Sergey S. Chromov,

PhD in Philological Sciences, Professor, Head of the Chair of Linguistics and intercultural Communication, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics,

Tel.:8-916-619-61-39, E-mail : SHromov@mesi.ru

ON THE CRITER1AFOR THE SELECTION AND EVALUATION OF WEB RESOURCES FOR TEACHING FOREIGN LANGUAGES AND RUSSIAN LANGUAGE TO FOREIGN STUDENTS

The article is devoted to the role of information technologies in teaching foreign languages and Russian language as a foreign language. The resources are subdivided into several groups: presentations, practice, online dictionaries and communication. The list of special resources which can help in educational process is provided and discussed. With the help of instruments of online surveys the poll of university teachers, concerning the use of information technologies in teaching languages, is conducted. The classification of web sites' evaluation is suggested.

Keywords: information technologies, web resources, communication, presentations, online dictionaries, evaluation of web sites.

1. Введение

Информационные технологии (ИТ) на сегодняшний день становятся одним из основных приоритетов в планировании развития высшего образования, как в нашей стране, так и в остальных частях мира. По мнению, Роберта Ширана (Robert Sheeran) [4] именно включенность информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в з^чебный процесс оказывается для абитуриентов одним из тех привлекательных моментов, на основании которого они принимают решение, в какой вуз пойти. ИКТ важны не только для успешной конкуренции различных вузов на рынке высшего образования, но также для успешного функционирования самих вузов, так как без них невозможно эффективно управлять образовательным процессом.

Профиль студента в настоящее время также выходит далеко за пределы «традиционного». В XXI веке учащиеся стали «цифровыми носителями», которые чувствуют себя более комфортно с текстовыми сообщениями в интернете и страницами, например, в Facebook, нежели чем с печатными книгами и в ситуациях межличностной коммуникации. Таким образом, университеты должны быть более мобильными и креативными, чем когда-либо прежде, что возможно достичь с помощью ИТ, призванных в какой-то мере облегчить, а также разнообразить и выдвинуть на новый этап систему обучения, открыв границы к созданию информационного общества.

Технологии радикально изменили подход к обучению и не только в плане приобретения знаний студентами. Произошло преобразование самого способа передачи этих знаний преподавателями. Беспрецедентное развитие телекоммуникационных технологий (ТТ) и широкое их использование в преподавании иностранных языков не только расширило компетенции лингводидакгики, но и привело к образованию нового термина: электронная лингеодидактика. Основное предназначение электронной лингводидакгики заключается в обеспечении теоретической и практической базы для обучения языкам в новых условиях информационного общества. Электронная лингводидактика преобразует стихийный процесс информатизации теории и практики обучения иностранным языкам в научную систем}', управляемую преподавателями-языковедами.

Виртуальный кампус, онлайн-обучение стали общедоступными, что позволяет проводить обучение с самыми разнообразными группами студентов, независимо от возраста и места расположения обучающегося. Тем не менее, есть один фактор, который остался неизменным, и он заключается в том, что сами по себе информационные технологии не осуществляют процесса обучения, поскольку это прерогатива людей. Иными словами, в гонке за усовершенствованием ИТ в образовательном процессе нельзя забывать о человеческом факторе и о главенствующей роли коммуникативного метода в обучении с использованием, прежде всего, визуального контакта и жестово-мимическош комплекса в реальном коммуникативном акте.

Такой позиции придерживается и C.B. Титова, раскрывающая сущность ИКТ в преподавании иностранных языков следующим образом: «Инфор-мационно-коммуникационные технологии - это средство, с помощью которого успешно решаются вопросы интенсификации и оптимизации образования, воспитания личности, адаптированной к жизни в информационном обществе. Однако необходимым условием научно обоснованного применения ИКТ в обучении является разработка теоретических вопросов организации учебного процесса и форм учебной деятельности с Зачетом психолого-дидактических особенностей использования ИКТ в образовательном процессе. При этом какие бы концепции и теории ни создавались, во главе угла каждой из них должна стоять личность обучаемо-

№3, 2012 8

го, так как введение ИКТ в учебный процесс возможно путем соединения достижений в области информационной техники, психологии и педагогики в единое целое» [9].

Обучение компетентных специалистов нового времени предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий, что, по мнению А.И. Яковлева, определяется рядом фактором [3]:

1) внедрение ИКТ в образование ускоряет передач}' знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества;

2) современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку максимально быстро и эффективно адаптироваться к окружающей среде;

3) активное и эффективное внедрение этих технологий в обучение является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процесс}' реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

По мнению многих специалистов, новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на '20-30 % [1 ].

Согласно Хокриджу существуют четыре принципиальных основания для внедрения ИТ в образование [6]:

1) социальное (отражение интересов общества);

2) профессиональное (необходимость подготовки студентов к таким типам профессиональной деятельности, которые требуют навыков использования технологий);

3) педагогическое (технологии сопровождают процесс обучения, предоставляя более широкие возможности коммуникации и более качественные материалы, что усиливает преподавание традиционных предметов);

4) каталитическое (определенное влияние не только на образование, но и на общество в целом, благодаря чем}' совершенствуются исполнение, преподавание, администрирование, управление).

Адриан Бошнер [5] акцентирует внимание на ряде положительных моментов внедрения ИКТ в систему высшего образования:

- усиление общей студенческой мотивации;

- повышение качества учебного опыта и переход от пассивного к активном}' обучению;

- изменение институциональной культуры, особенно в отношении способности пользоваться технологиями;

- повышение качества преподавания;

- более гибкий доступ студентов к учебным материалам, как через сайты, так и вне сайтов.

Следует также отметить, что использование информационных технологий на основе интернета позволяет вузам увеличивать число курсов и программ, вести разработку специализированных программ, повышать доходы от образования.

Рассматривая взаимоотношения преподаватель-студент, выделим, что ИКТ обеспечивают разнообразие выборов и методов обучения, делают возможным совместное (преподавателями и студентами) планирование и организацию курсов, упрощают общение между учащимися и преподавателем посредством интернета. Но при этом преподаватель должен уметь распознавать потребности и проблемы обучаемых, фильтровать информацию, которую он собирается использовать в процессе обучения, проверять правдивость предлагаемой информации, быть способным проводить эффективное исследование с помощью компьютера.

В рамках данной статьи хотелось бы акцентировать внимание на практическом использовании информационных технологий при обучении гуманитарным дисциплинам, в частности, иностранным языкам (ИЯ) и русскому языку как иностранному (РКИ), поскольку в данной области внедрение ИКТ наиболее востребовано и разнообразно.

Информационные технологии в обучении создают принципиально новую ситуацию в плане формирования автономности обучаемого в процессе изучения ИЯ, а также осознанности за результаты своей деятельности.

2. Классификация ресурсов по иностранным языкам

Выделим некоторые группы открытых ресурсов по иностранным языкам и РКИ информационных технологий, возможных в преподавании иностранных языков:

L Презентации. Это могут быть как презентации, созданные в PowerPoint, так и любые материалы, основанные на текстах (http://www.lire-francais.com). аудио (http:// www.esl-lab.com;

languages-study,com > russian.html) или видеоинформации (www.dw-world, de). Эти сайты обладают информационной направленностью, например, обеспечивают новостями, но также имеют в наличии учебный контент для тренировки конкретных навыков при обучении иностранным языкам. Например, на сайге Deutsche Welle представлен учебный видео фильм с интерактивными упражнениями на понимание лексики и закрепление грамматических правил.

На сегодняшний день большую популярность приобретают сайты-визит-ницыилисайты-портфолио, где студенты могут размещать информацию о себе, свое резюме на иностранном языке, корректировать его, что представляется немаловажным для успешной интеграции на рынок труда в будущем. Работа над таким сайтами позволит студентам расширить словарный запас, а также развивать навыки письменной речи.

П. Практика. Учебно-методические материалы, в которые входят

1. Интерактивные упражнения, направленные на формирование грамматических навыков, чтения, письма или аудирования; Например:

http://bullioniefrench.com - комплексный ресурс для изучающих квебекский вариант французского языка. Материал сгруппирован по 6 уровням согласно европейской шкале уровней знания иностранного языка. На сайте представлены упражнения для развития навыков аудирования, чтения, грамматической грамотности.

http://francaisfacile.com - хороший ресурс для проверки своего уровня знания французского языка посредством тестовых заданий.

world.russianforall.ru > learning/ main.php.,.-дистанционный курс, разработанный преподавателями РКИ из Центра международного образования МГУ имени М.В.Ломоносова совместно с компанией "4TEart".

2. Сетевые учебники и учебно-ме-тодические пособия, в том числе в преподавании русского языка как иностранного. Наиболее востребованные сетевые издания по обучению РКИ (таблица!).

3. Выполнение тестовых заданий онлайн. К числу таких ресурсов можно отнести следующие:

- Программа по тестированию (блок тестовых заданий по грамматике), разработанная московским лингвистичес-

Экономика, Статистика и Информатика 9 №3, 2012

Таблица 1. Обзор сетевых учебно-методических пособий по русскому языку

Названия ресурсов описание сайт

В эфире Россия Сетевой интерактивный учебник РКП по аутентичным материалам СМИ и российского телевидения / А.Н. Богомолов. Центр международного образования МГУ им. М.В.Ломоносова: http ://www. dist-learn.ru

Мост Сетевой мультимедийный начальный курс русского языка для финнов. http://www.tkukoulu.fi/~cina

Вводно-фонетический курс русского языка для иностранцев (61 урок): Время говорить по-русски! Курс русского языка для начинающих. А.Н.Богомолов. А.Ю.Петанова, Ю.Е.Коваленко http ://www .leamingruss ian.com /phonetics/about.htm

Русский глагол Лингвотренажер по темам «Глаголы движения». «Глаголы движения с приставками», «Глаголы на -СЯ». «Виды глагола», разработанный на кафедре компьютерной лингводидактики РУДН. http://www.webmetod.narod.ru/ ddd/Vebl.htm

Perfective-Imperfective Java Exercises. Сайт доктора Бирда (Dr. Beard) с информацией по грамматике русского языка на английском языке, г также с java упражнениями на закрепление грамматического материала. http://www.alphadictionary.co m/rusgrammar/java.html

Intermediate Russian Exercises Сетевой лингвотренажер по грамматике для иностранных учашихся среднего этапа обучения, включающий упражнения по глаголам, существительным, прилагательным, наречиям, числительным. http ://russianment or.net/Ru_xx /STARTHERE.HTML

Сетевая текстотека Центра международного образования МГУ имени М.В. Ломоносова Текстотека представляет собой дособие открытого типа. Текстотека состоит из нескольких папок, к каждой папке представлены тексты, соответствующие определенному уровню (папки «Элементарный», «Базовый», «Первый сертификационный») либо функциональному стилю (папка «Материалы прессы»). Каждый текст оформлен как отдельный текстовый файл. Название файла - это название текста. Текст может сопровождаться либо не сопровождаться заданиями. http://texts.cie.ru

ким центром: http.7/www. 1 an.gua ge-learning ni/restftst html

-Блок тестовых заданий по курсу «Ру сский язык дистанционно (по материалам СМИ)». Центр международного образованна МГУ им. М.В.Ломоносова: Mp://wsvw.dist-learc/webpage/ tests, ni

- Russian Language Test Online: http; //www.ru ssi aniangu age. ruAesL htm

- Электронный тренировочный тест Элементарного, Базового, Первого уровня общего владения русским языком как иностранным. И.НАфанасье-ва, Л.П.Клобукова, И.И. Яценко. ACG, USA, 2004: http://www.sras.org/ text,phtml?m=70ft

- Электронный проверочный Тест по русскому языку как иностранному для граждан зарубежных стран, которые имеют Элементарный уровень владения языком (И.НАфанасьева, Л.А.Дунаева, Л.П.Клобукова). Портал «Русский для всех» http:// "iss'a^brqll.nt/leaming/fests.php

- Электронный проверочный Тест по русскому языку как иностранному для граждан стран СНГ и Балтии, которые имеют Базовый уровень владения языком (И.Н. Афанасьева, Л.А. Дунаева, Л.П.Клобукова). Тесты представлены на портале «Русскийязык для жителей СНГ и Балтии» http://russianforall.ru/

learning/tests.php

- Сетевая контролирующая программа по русскому языку для лиц, желающих приобрести гражданство РФ (тренировочные задания): блоки тестовых заданий по лексике, грамматике, чтению и аудированию, Система тестирования разработана в Центре международного образования МГУ им. М.ВЛомоносова: ¿ttp://tests.cie,ni

Для создания своей базытестов различного типа могут быть использованы ресурсы сайтов: www.hotpptatoes.cpm, www, quia,com . Hotpotatoes может работать в режиме оффлайн и позволяет создавать несколько типов тестовых заданий.

Сайт Quia, созданный на платформе Moodle, имеет такие составные части, как собственный профиль преподавателя, которая позволяет использовать сайт для ведения своего образовательного процесса с использованием информационных технологий. Хорошей опцией является наличие банка вопросов, которые распределяются по трем уровням сложности: базовый, средний и продвинутый.

Удобным в использовании можно назвать сайт www.proprofs.com, на котором есть функция создания коллекции тестов 4 видов.

Для преподавателей, работающих в

сфере дистанционного обучения, а также для тех, кто желает проводить свои экзамены и зачетные задания онлайн, следует воспользоваться сайтом www.examprofessor.com

Сайт Exam Professor обладает рядом значимых преимуществ:

возможность быстро опубликовать веб экзамены, тесты и зачеты, или просто провести практические и тренировочные тестирования;

возможность иметь полный контроль над процессом, начиная с распределения экзаменов и заканчивая обратной связью со студентами;

контроль общения со студентами Преподаватель получает сообщение каждый раз, когда студент сдает экзамен Он может делать пометки по повод)' сдачи экзамена, осуществлять процесс зачисления на экзамен, указывать баллы, которые необходимо набрать для успешной сдачи;

мониторинг экзаменов позволяет вести статистику, публиковать сданные экзамены;

расширение аудитории посредством открытого доступа к экзаменам.

.Аналогом этого веб ресурса выступает сайг www.examgeneral.com, позволяющий создавать электронные курсы и экзамены. Особенностью этого сайта является то, что здесь можно осуществ-

№3, 2012

лять платный доступ к созданным экзаменам для широкой аудитории.

Для того чтобы разнообразить задания, существует хороший ресурс по автоматическому созданию кроссвордов на сайте www.amoredpengain.com..

Сайт http; //www, dvo lye г, с от/ moviemaker/make. html предоставляет возможность использовать творческое

задание для студентов посредством создания коротких мультфильмов и диалогов к ним по заданной теме. Предложенный ресурс легок в использовании. Создание мультфильма осуществляется посредством выбора в четырех разделах необходимой внешней оболочки и написанием слов к персонажам мультфильма.

Ш. Справочно-информационные ресурсы. Использование электронных и онлайн словарей:

Примеры справочно-информаци-онных сайтов, которые могут быть использованы в образовательном процессе (таблица 2).

3, Критерии оценки Интернет-ресурсов

Таблица 2. Обзор справочно-информационных ресурсов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Название ресурса Описание Сайт

Словари Кембриджа онлайн Представлены различные словари, включая американский и британский английский плюс блогги и возможность находить самые новые слова, которые появляются в словарях. http ://dictionary .cambridge.org

Иностранные словари На сайте представлены двусторонние онлайн словари: французско-русский, немецко-русский, англо-русский, китайско-русский, итальянско-русский http://dict.leo.org

Справочно- информационный и образовательный портал Сайт состоит из 6-ти разделов: словари (аудио, сетевые, словари на проверку слова), библиотека (монографии и статьи), справка, класс (репетитор онлайн, учебники, олимпиады), лента (новости) и игра (викторины, конкурсы). http ://www.gramota.ru http ://www.learuingmssian.gramota.ru

Русское слово Портал Российского общества преподавателей русского языка и литературы. Здесь представлена информация о проводимых мероприятиях, конференциях, форумах, семинарах. Здесь можно почитать журнал «Мир русского слова». http ://www.ropryal.ru

Русские словари Справочно-информационный портал, на котором хранится более 20-ти томов словарей, включая грамматику, лексикографию, интерактивные словари. Возможности: одновременный поиск по сотням тысяч словарных статей во всех представленных словарях; сложные поисковые запросы с использованием масок и логических операторов; запросы с использованием транслитерации; отображение результатов в графическом режиме (опция указывается в форме поиска). http ://www. slovari.ru

Русский биографический словарь Электронная репринтная версия «Русского биографического словаря» А. А. Половцова, включающая все тома, изданные в период с 1896 по 1918 годы общим объемом ок. 2000 а.л. Страницы словаря представлены в виде графических файлов формата Бе)аУи. http ://www. rulex. ra/xPol/index. htm

RusWord На сайте представлена коллекция кроссвордов, сгруппированных по тематическим рубрикам. http ://ww\v.rusword.org

Рубрикой:энциклопедии, словари, справочники Крупнейший энциклопедический ресурс, включающий универсальные энциклопедии, тематические словари, в том числе Новый словарь русского языка, Толковый словарь Даля, словарь Американского английского языка и др. http ://www.rubricon.com/default.asp

Lib.Ru Библиотека Максима Мошкова, открытая в 1994 году, имеющая разделы художественной литературы, фантастики и политики, техдокументации и юмора, истории и поэзии, КСП и русского рока, туризма и парашютизма, философии и эзотерики. http://lib.ru

Библиогид Справочный ресурс, на котором представлена информация о писателях, произведениях и их героях. http ://www.bibliogid.ru

Русская виртуальная библиотека Цель Русской виртуальной библиотеки (РВБ) заключается в электронной публикации классических и современных произведений русской литературы. Для этой цели используются только авторитетные источники Основное отличие РВБ от существующих электронных библиотек заключается в глобальном охвате материала и установке на высокие филологические и технологические стандарты публикаций. Аудитория данного информационного ресурса обширна. Среди пользователей можно найти как учеников школ, гимназий и колледжей, так и магистрантов, аспирантов и преподавателей университетов. http://www.rvb.ru

Экономика, Статистика и Информатика №3, 2012

Отбор ресурсных сайтов, которые преподаватель намеревается внедрять в свой учебный процесс, должен производиться не хаотично, а с учетом общепринятых критериев оценки ресурсных сайтов. Для примера сравним два сайта: American authors on the Web и Newslink Association. На первом сайте представлена информация о различных американских авторов художественной литературы и их произведения. Второй сайг связан с классификацией газет, журналов, аудио и видео ресурсов (таблица 3).

Что касается обучающих сайтов, исследователями предлагаются различные класшфикации оценки сайтов. Так, Кейвуд (Caywood) среди основных критериев выделяет: легкий доступ к информации, дизайн сайта и содержание [10]. Киолек(Сю1ек) к выделенным критериям добавляет еще полезность и правдивость информации [11]. Смит (Smith) полагает, что к числу важных параметров, по которым должен оце-

ниваться тот или иной сайт, относится цель сайга, направленность (то есть, для какой аудитории он предназначен по возрастному критерию, профессиональному или социально-статусному) (12].

Детально изучив имеющиеся источники, мы посчитали необходимым создать свою классификацию опенки обучающих сайтов, применяемую непосредственно к ресурсам, связанным с преподаванием иностранных языков и русского языка как иностранного.

Для сравнения возьмем два сайта (Quia и My crossword) и проведем сравнительный анализ рентабельности данных ресурсов (таблица 4).

4. Осуществление процесса коммуникации в обучении иностранных язы-ков и РКЙ посредством Интернет-ресурсов

Коммуникация, синхронная (online) или асинхронная {off-line), в том числе с носителями языка, создает среду для формирования и развития основ-

ных речевых навыков как основы коммуникативной компетенции посредством общения на тематических форумах, в чатах и блогах, через SKYPE,TWTTTER,FACEBOÖK или на различных сайтах, таких как

w w w_sharedtalk_com,

www, livemocha. com

Дистанционные курсы обучения в системе повышения квалификации преподавателей и онлайн конференции дают возможность становиться дипломированными специалистами международного уровня, например: Дистанционный курс обучения для преподавателей иностранного языка и онлайн конференции: http://nll.co.uk

Методический цикл «Учимся учить» / Портал поддержки русского языка как иностранного Факультета повышения квалификации преподавателей русского языка РУДН: http:// www, langms tu/content/view/9/13

Широкое применение получило использование видеоконференций в

Таблица 3. Критерии оценки ресурсных сайтов

Критерии оценки ресурсных сайтов Сайт 1 http://www.lang.iiagoya-ii.ac.jp/ -matsuoka/AmeLit.html Сайт 2 www. newslink. ru

1. Авторство сайта На данном сайте есть ссылка на домашнюю страницу автора http://www. lang.nagoya-u.ac.jp/~matsuoka/index.htmL где можно найти дополнительные ресурсы по изучению языка в ЯПОНИИ Авторство отсутствует. На домашней странице не представлена информация об авторах.

2 .Периодичность обновления Обновляется регулярно Обновляется регулярно

3. Скорость загрузки информации Скорость загрузки высокая Скорость загрузки высокая

4. Удобство поискан навигации по сайту Поиск четко структурирован Поиск организован удобно. Сайт состоит из семи крупных разделов, каждый из которых имеет свою навигацию по алфавиту, где по буквам можно найти название необходимых журналов, газет, видео ресурсов. В этом плане навигация на данном ресурсе представлена лучше, чем на первом анализируемом сайте.

5. Возможность интерактивной связи с автором В разделе Contact details есть информация о возможной связи с автором - только посредством e-mail. Использование других видов связи не предусмотрено, что снижает рейтинг данного сайта. Обратная связь происходит только посредством электронной почты

6. Оформление сайта Однотипное - в белом тоне, без различных художественных мультимедийных эффектов. Простое и не броское в цветовой гамме. Художественных эффектов нет. Представленные цвета- белый, синий и зеленый, что хорошо подходит для восприятия глаза.

7. Частотность использования На сайте фиксируется номер посетителя, направленный, вероятно на то. чтобы показать высокую посещаемость сайта. Однако, некоторые зарубежные исследователи критически относятся к использованию данного показателя на сайте, поскольку это не информативная информация и человеку на самом деле безразлично, каким по счету он является - 100 или 1200. Важно наличие на сайте необходимой информации, которую желает найти любой человек. Частотность посещения сайта не отображена. Главным минусом данного сайта является большое обилие реклам от Google, которые расположены справа и слева Рассеивая внимание, они мешают полноценному восприятию информации.

№3, 2012 12

Таблица -1. Критерии оценки обучающих сайтов: сравнительный анализ

Критерии оценки обучающих сайтов Сайт 1 (Quia) www.quia.com Сайт 2 (My crossword) http://www.armoredpenguin.com/crossword/ bin/crossword.cgi?cmd=showlist

1. Авторство сайта (и возможность интерактивной связи с автором) Возможна интерактивная связь с руководителями сайта. Также на созданных страницах преподавателей с развернутой информацией о себе возможна связь с любым преподавателем. На сайте можно видеть только имя автора того или иного созданного кроссворда. Интерактивная связь не предусмотрена.

2 .Периодичность обновления Обновляется регулярно. База кроссвордов постоянно пополняется новыми авторами (хотя кроссворд может быть создан и анонимно).

3.Содержание В целом, содержимое сайта разнообразно. Здесь возможно создавать до 16 видов различных заданий и тестов. Содержание сайта отвечает требованиям

4. Структура и организация (включая дизайн) Хорошо структурирован и организован. На страницах преподавателей легко можно найти необходимую информацию о них, классах и студентах, увидеть список ссылок на различные ресурсы, список тестов и разнообразных занятий. Изменения и события можно фиксировать в календаре, что также представляется очень удобным. Четко структурирован и организован данный сайт. По сравнению с некоторыми другими сайтами по созданию кроссвордов, здесь представлена очень удобная и автоматизированная форма. Более того, возможно сохранить созданный кроссворд в виде PDF формата.

5.Уникальность предоставляемой информации Сайт предоставляет возможность создания уникальных тестовых заданий. Здесь представлено большое количество кроссвордов по самым различным темам. Они группируются в разделы, поэтому очень легко найти то, что нужно.

6. Легкость доступа Мгновенный доступ к нужным частям сайта. Отличная доступность к любому созданному кроссворду.

обучении иностранным языкам и РКИ, например, www.langrus.ru . Данный сайт имеет опцию проведения видеомоста. Более того, здесь представлена информация об имеющихся курсах по РКИ, семинарах и повышении квалификации для преподавателей.

Аудиоконференции, как пример синхронной коммуникационной системы, возможны, например, с помощью технологий сайта http ://www, wimba, com Данный сайт используется многочисленными университетами и колледжами по всему миру, поскольку позволяет обогатить программы по изучению языку, усилить вовлеченность в образовательный процесс студентов. Выбирая необходимую вам роль - Администратор, Студент, Инструктор или Издатель, возможен очень быстрый доступ ко всей необходимой информации. Сайт предлагает возможность комбинировать интерактивные технологии, такие как голос, видео, подкасты, мгновенные сообщения, интерактивные доски).

На сегодняшний день существуют многочисленные варианты по использованию в образовательном процессе такого вида заданий, как аудиоконферен-ции. Они также доступны на сайтах:

Gong предлагает возможности для голосового общения через Интернет. Он позволяет группам людей принимать

участие в обсуждении, используя синхронные и асинхронные чаты. Для преподавательских целей доступна голосовая доска (voice board): (http:// gong.ust.hk

Schoolshape - этот вебсайт служит для установки лингвистической лаборатории онлайн, которая предоставляет возможности создания асинхронных аудио и вндео заданий для студентов. Следует учесть момент, что здесь требуется регистрация. (http:// www, schoolshape. com

Learning Times, Ventrilo - средство для проведения онлайн конференций: http://www.learningtimes.net; http:// www.ventrilo.com

Для поиска необходимых связей и контактов используются различные сайты социального характера, имеющие название social networking.

Социальная сеть - термин, применяемый по отношению к вебсайту, на котором люди могут искать других людей с похожими интересами, находить области их интересов и делиться информацией и ресурсами.

Примеры наиболее популярных социальных сетей [7]:

Bebo - социальная сеть, базирующаяся в основном на развлекательной функции: http://www.bebo.com

Classroom 2.0 позиционирует себя как социальная сеть для тех, кто интере-

суется ресурсами WEB 2.0 в образовании.

http://www classroom20.com Cloudworks: место, созданное для того, чтобы делиться информацией и обсуждать вопросы обучения и образования.

http: //cloudworks, ас. uk Edmodo: частная социальная система д.ля преподавателей и студентов для обмена мнениями, событиями, идеями, http ://www edmodo. com Facebook: огромная социальная сеть с миллионами пользователей, с различными подсетями, основанными по месту проживания, работы, школы, университета и т.д. Здесь можно размещать видео, аудио ссылки.

http ://www. facebook, com Linkedln: социальная сеть, основанная на профессиональных интересах:

http: / /www, linkedin. com. MySpace: социальная сеть, основывающаяся на музыке и развлечениях: http ;//www, myspace, com Twitter: социальная сеть, созданная для обмена мгновенными сообщениями между друзьми, коллегами по работе, бывшими одноклассниками и т.д. http://twitter.corn

5. Проблема интеграции ИКТ в учебный процесс

Рассматривая вопрос использова-

Экономика, Статистика и Информатика в №3,2012

ния ИКТ в образовании, нельзя обойти стороной проблему их эффективного внедрения, поскольку именно здесь возникают зачастую препятствия, замедляющие процесс вовлечения ИКТ в образование. Среди них:

- затраты на обновление оборудования, финансовая поддержка информационных технологий;

- отсутствие навыков (прежде чем вести обучение студентов с использованием информационных технологий, необходимо научить самих преподавателей, как и каким образом осуществлять передачу знаний в новых условиях, поскольку практика зачастую показывает, что преподаватели не стремятся к приобретению новых знаний и не желают использовать в образовательном процессе современную парадигму обучения. Данная ситуация демонстрирует обратную сторону российского образования, при которой не преодолен разрыв между быстрым развитием информационных технологий и медленным внедрением их в образовательный процесс из-за отсутствия мобильности и необходимых навыков у определенной части преподавательского состава);

- законодательные аспекты (защита авторских прав, безопасность, индивидуальные права на участие в частных электронных аудиовизуальных конференциях);

- правильное распределение времени и усилий;

- нехватка обученного ИТ-персона-

ла.

6. Проведение эксперимента

Для определения отношения преподавательского состава к использованию в своем педагогическом процессе информационно-коммуникационных технологий, мы провели анкетирование среди 9 преподавателей - участников дистанционного курса «ИКТ в преподавании иностранных языков». Опрос проводился на английском языке с помощью сайта Mister Poll: http:// www.misterpoll.com/polls/524504/results

Слушателям курса были предложены три вопроса:

Стоит ли обучать преподавателей использованию ИКТ, если они этого не хотят?

Эффективны ли ИКТ в преподавании иностранных языков?

Какие ресурсы вы используете больше всего в своей практике?

Результаты исследования показали высокую мобильность и готовность

педагогов использовать веб-ресурсы в преподавании в силу их эффективности (таблица 5).

C.B. Титова в своем дистанционном курсе «ИКТ в преподавании иностранных языков» акцентирует внимание на одной важной проблеме, возникающей при использовании информационных ресурсов в преподавании иностранных языков, - проблеме информационного неравенства которая заключается в том, что базы данных в большинстве своем представлены на английском языке, занимающем приоритетное значение в мировом сообществе. «Поэтому люди, не владеющие иностранным языком, попадают в ситуацию информационного неравенства, так как не могут воспользоваться мировыми ресурсами знания» [8]. Для решения проблемы автором данного курса предлагается предоставить обучающимся не только информацию, но и способы ее получения, позволяющие эффективно работать в информационной среде, т.е. речь идет о приобретении навыков поиска информации в Интернете, критической оценке информационных ресурсов и т.Д

7. Заключение

Мы полагаем, что для успешной интеграции обучающих сайтов и других Интернет-ресурсов в учебный процесс, необходимо принимать во внимание следующие факторы:

1) использование метода опроса / анкетирования среди преподавателей и студентов относительно удобства и полезности того или иного сайга;

2) ведение форумов и блогов с целью выявить особенности конкретных ресурсов;

3) применение метода эксперимента в разных студенческих группах (например, в Московском государствен-

ном университете экономики, статистики и информатики в течение двух месяцев проходит эксперимент по использованию ресурсов веб 2.0, в котором принимают участие преподаватели различных дисциплин, работающие в разных филиалах. Эксперимент имеет своей целью определить наиболее оптимальные ресурсы для студентов в зависимости от предмета и возраста обучаемых).

Таким образом, в данной статье мы провели обзор обучающих ресурсов, необходимых для преподавания иностранных языков и русского языка как иностранного, выделив ряд групп и подгрупп в зависимости от целей, поставленных на занятиях. Также мы рассмотрели критерии оценки обучающих сайтов и предложили собственную классификацию, которая, на наш взгляд, соответствует задачам и методам обучения иностранных языков. Выделены факторы, способствующие успешной интеграции Интернет-ресурсов в учебный процесс, направленные на то, чтобы сделать его более структурированным, гибким, ориентированным на разные категории обучаемых, включая возрастные, тендерные характеристики, национальные особенности.

Литература

1. Открытое образование - объективная парадигма XXI века / Под общей редакцией

В.П. Тихонова. -М. : МЭСИ, 2000. -288 с.

2. ПолатЕ.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. / Е.С. Полат. -М: Издательский центр «Академия», 1999.-224

3. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в обра-

Ta блица 5. Результаты опроса «Преподаватель и IIKT»

Is it good to learn teachers how to use information technologies if they do not want?

55% (5) yes, of course

44% (4) no, it's up to a teacher to decide what learning strategy to use

9 voters have answered this question._

are the ICT effective in language teaching?

88% (8) yes, they are very effective 11% (1) no, they are not effective, old methods are better

9 voters have answered this question._

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

what resources do you use most in your practice?

44% (4) wikis, blogs, social networking sites

100% (9) podcasting, online tests, quizzes, video and audio

9 voters have answered this question.

№3, 2012

зовании. - Режим доступа: http:// emag.iis.ru/ai_c/infosoc/emag.nsf

4. Boucher A. Information technology-based teaching and learning in higher education, a view of the economic issues // Journal of information Technology for teacher Education, 7(1), 87-111.

5. Hitt J.C. Connecting IT possibilities and institutional priorities. EDUCAUSE Review, 36(6).-p. 8-9.

6. Hawkridge D. Computers in Third world schools: examples, experiences and issues. - London, Macmillan,1990.

7. Walker R., Davies G. & Hewer S. (2011) Introduction to the Internet. Module 1.5 in Davies G. (ed.) Information and Communications Technology for Language Teachers (ICT4LT), Slough, Thames Valley University [Online]. - Режим доступа:: http://www.ict41t.org/en/ en_modl-5.htm

8. Титова C.B. Дистанционный курс «ИКТ в преподавании иностранных языков». - Режим доступа: http:// ikt.ffl.msu.ru

9. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании; теория и практика.-М.:Квинто-Консалтинг, 2010. — 240 с.

10. Caywood (Carolyn): 1995, "Library Selection Criteria for WWW Resources".

Режим доступа: http:// duckdock. acic. com/carolyn/criteria. htm

11. Ciolek(T. Matthew): 1996, "Quality Info. Systems - Catalogue of Potent Truisms". - Режим доступа; http:// www.ciolek.com/WWWVLPages/

QltyPages/Qlty Truisms, html

12. Smith (Alastair): 1996, "Criteria for Evaluation of Internet Information Resources". - Режим доступа: http:// www.vuw.ac.nz/~agsmith/evaln/ index.htm

13. СмеловП.А., Егорова EА. Статистическая характеристика пользователей интернет в России // Тезисы докладов V Научно-практической конференции «Актуальные проблемы статистического анализа социально-экономических явлений и процессов» - М. : МЭСИ,2011

References

1. Open education - the objective paradigm of the XXI Century / Edited by

VP. Tikhonov. - M.: MESI, 2000. -p. 288.

2. Polat ES New pedagogical and information technologies in education: a training manual. /E.S. Polat. M-Publishing Center "Academy" in 1999. - p. 224

3. Yakovlev A.I. Information and communication technologies in education. - Mode of access; http;// emag. iis.ru/arc/infosoc/emag. nsf

4. Boucher A. Information technology-based teaching and learning in higher education, a view of the economic issues // Journal of information Technology for teacher Education, 7(1), 87-111.

5. Hitt J.C. Connecting IT possibilities and institutional priorities. EDUCAUSE Review, 36 (6).-p. 8-9.

6. Hawkridge D. Computers in Third world schools: examples, experiences and

issues. - London, Macmillan,1990.

7. Walker R., Davies G. & Hewer S. (2011) Introduction to the Internet. Module 1.5 in Davies G. (ed.) Information and Communications Technology for Language Teachers (ICT4LT), Slough, Thames Valley University [Online]. -Mode of access: http://www.ict41t.org/en/ en_modl-5.htm

8. Titov S.V. Distance Learning Course "ICT in the teaching of foreign languages." - Mode of access: http:// ikt.ffl.msu.ru

9. Titov S.V. Information and communication technology in the humanities: Theory and Practice. - M. : Quinto Consulting, 2010. - p. 240.

10. Cajwood (Carolyn): 1995, "Library Selection Criteria for WWW Resources". - Mode of access: http:// duckdock.acic.com/carolyn/criteria.htm

11. Ciolek (T. Matthew): 1996, "Quality Info. Systems - Catalogue of Potent Truisms". - Mode of access: http:// www.ciolek.com/WWWVLPages/ QltyPages/Qlty Truisms, html

12. Smith (Alastair): 1996, "Criteria for Evaluation of Internet Information Resources". - Mode of access: http:// www.vuw.ac.nz/~agsmith/evaln/ index.htm

13. Smelov P.A., Egorova E.A. Statistical characteristics of Internet users in Russia // Tezisy dokladov V Nauchno-prakticheskoy konferencii «Aktual'nye problemy statisticheskogo analiza social'no-ekonomicheskih yavleniy i processov» - M. : MESI, 2011

Экономика, Статистика и Информатика

15

№3, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.