Научная статья на тему 'К вопросу о конституционных способах обеспечения целостности Российской Федерации при наличии права её многонационального народа на самоопределение'

К вопросу о конституционных способах обеспечения целостности Российской Федерации при наличии права её многонационального народа на самоопределение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1572
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВА / ENSURING INTEGRITY OF THE STATE / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / СУВЕРЕНИТЕТ / SOVEREIGNTY / МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРОД / MULTINATIONAL PEOPLE / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАРОДОВ / SELF-DETERMINATION OF THE PEOPLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильин И.М.

Территориальная целостность Российской Федерации является неотъемлемой компонентой её национальной безопасности, в обеспечении которой задействованы Президент РФ и высшие органы государственной власти. Вместе с тем, несмотря на повышенное внимание со стороны государства, угроза территориальной целостности Российской Федерации с учетом законного права её многонационального народа на самоопределение имеет место быть. Одним из основных факторов такой угрозы является не наличие данного права народа, а разделение России на множество мелких национально-территориальных образований в условиях современного мира и экономического устройства, что создает препятствия на пути к созданию прочных и эффективных внутрифедеративных отношений между ее субъектами. В связи с этим целью исследования является раскрытие конституционных способов обеспечения целостности и механизма, посредством которого предполагается достижение баланса интересов Российской Федерации, связанных с её территориальной целостностью, и многочисленных народностей, проживающих в ней. Помимо этого, в исследовании автором раскрыты конституционные формы реализации права народов на самоопределение на территории России и причины, по которым не проводятся крупные региональные слияния на основе объединения субъектов и сокращения административно-командных единиц в форме органов региональной власти. По итогам исследования автором сделан вывод, что в условиях новых угроз при наличии права её многонационального народа на самоопределение объективно существует необходимость укрепления на законодательном уровне безопасности основ конституционного строя Российской Федерации как средства обеспечения её целостности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE CONSTITUTIONAL WAYS OF ENSURING THE INTEGRITY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE PRESENCE OF THE RIGHTS OF ETHNIC PEOPLE TO SELF-DETERMINATION

The territorial integrity of the Russian Federation is an integral component of its national security, which involves the President of the Russian Federation and the Supreme bodies of state power. However, despite the increased attention on the part of the state, the threat to the territorial integrity of the Russian Federation, taking into account the legitimate right of its multi-ethnic people to self-determination, took place. One of the main factors of such a threat is not the existence of this right of the people, and the division of Russia into many small ethnic-territorial entities in the modern world and the economic system, which creates obstacles to the creation of strong and effective intra-relations between its subjects. In this regard, the aim of the study is to reveal the constitutional ways to ensure the integrity and the mechanism by which it is supposed to achieve a balance of interests of the Russian Federation associated with its territorial integrity, and the numerous nationalities living in it. In addition, the author reveals the constitutional forms of realization of the right of peoples to self-determination on the territory of Russia and the reasons why large regional mergers are not held on the basis of the Union of subjects and reduction of administrative and command units in the form of regional authorities. According to the results of the study, the author concludes that in the conditions of new threats in the presence of the right of its multi-ethnic people to self-determination there is an objective need to strengthen the foundations of the constitutional system of the Russian Federation at the legislative level of security as a means of ensuring its integrity.

Текст научной работы на тему «К вопросу о конституционных способах обеспечения целостности Российской Федерации при наличии права её многонационального народа на самоопределение»

МЕЖДУНАРОДНОЕ И КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

УДК: 342.3

ББК: 67 400.2

Ильин И.М

К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННЫХ СПОСОБАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ НАЛИЧИИ ПРАВА ЕЁ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО НАРОДА НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Ilyin I.M.

TO THE QUESTION ABOUT THE CONSTITUTIONAL WAYS OF ENSURING THE INTEGRITY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE PRESENCE OF THE RIGHTS OF ETHNIC PEOPLE TO SELF-DETERMINATION

Ключевые слова: обеспечение целостности государства, конституция, суверенитет, многонациональный народ, самоопределение народов.

Keywords: ensuring integrity of the state, constitution, sovereignty, multinational people, self-determination of the people.

Аннотация: территориальная целостность Российской Федерации является неотъемлемой компонентой её национальной безопасности, в обеспечении которой задействованы Президент РФ и высшие органы государственной власти. Вместе с тем, несмотря на повышенное внимание со стороны государства, угроза территориальной целостности Российской Федерации с учетом законного права её многонационального народа на самоопределение имеет место быть. Одним из основных факторов такой угрозы является не наличие данного права народа, а разделение России на множество мелких национально-территориальных образований в условиях современного мира и экономического устройства, что создает препятствия на пути к созданию прочных и эффективных внутрифедератив-ных отношений между ее субъектами. В связи с этим целью исследования является раскрытие конституционных способов обеспечения целостности и механизма, посредством которого предполагается достижение баланса интересов Российской Федерации, связанных с её территориальной целостностью, и многочисленных народностей, проживающих в ней. Помимо этого, в исследовании автором раскрыты конституционные формы реализации права народов на самоопределение на территории России и причины, по которым не проводятся крупные региональные слияния на основе объединения субъектов и сокращения административно-командных единиц в форме органов региональной власти. По итогам исследования автором сделан вывод, что в условиях новых угроз при наличии права её многонационального народа на самоопределение объективно существует необходимость укрепл е-ния на законодательном уровне безопасности основ конституционного строя Российской Федерации как средства обеспечения её целостности.

Abstract: the territorial integrity of the Russian Federation is an integral component of its national security, which involves the President of the Russian Federation and the Supreme bodies of state power. However, despite the increased attention on the part of the state, the threat to the territorial integrity of the Russian Federation, taking into account the legitimate right of its multi-ethnic people to self-determination, took place. One of the main factors of such a threat is not the existence of this right of the people, and the division of Russia into many small ethnic-territorial entities in the modern world and the economic system, which creates obstacles to the creation of strong and effective intra-relations between its subjects. In this regard, the aim of the study is to reveal the constitutional ways to ensure the integrity and the mechanism by which it is supposed to achieve a balance of interests of the Russian Federation associated with its territorial integrity, and the numerous nationalities living in it. In addition, the author reveals the constitutional forms of realiza-

tion of the right of peoples to self-determination on the territory of Russia and the reasons why large regional mergers are not held on the basis of the Union of subjects and reduction of administrative and command units in the form of regional authorities. According to the results of the study, the author concludes that in the conditions of new threats in the presence of the right of its multiethnic people to self-determination there is an objective need to strengthen the foundations of the constitutional system of the Russian Federation at the legislative level of security as a means of ensuring its integrity.

В настоящее время устойчивое экономическое положение Российской Федерации, которое было достигнуто с начала 2000-х годов, и приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным положило конец конфликтным ситуациям, в том числе и вооруженным, основанным на желании некоторых субъектов Российской Федерации выйти из её состава и обрести собственный суверенитет и независимость.

Напомню, что в 90-е годы, в период нестабильного экономического положения, заявляла о желании выйти из состава России Чеченская республика, Республика Татарстан вопреки Федеральному законодательству прекращала призыв военнообязанных в ряды Российской Армии, попытка создания Уральской республики была предпринята в Екатеринбурге, где даже была напечатана своя валюта - Уральские Франки. Якутия вводила въездные визы для жителей других регионов России1.

Следовательно, обеспечение целостности государства может быть основано не только на наличии законодательства, но и на необходимости осуществления возможности силового обеспечения его неукоснительного исполнения региональными и местными властями, иначе в стране наступает хаос и анархия.

По мнению автора, в настоящее время одной из важнейших задач конституционного права является совершенствование нормативно-правовых основ обеспечения целостности Российской Федерации как неотъемлемого элемента её суверенитета при наличии права её многонационального народа на самоопределение.

В связи с введением международных

1 Карташкин, В.А. Изменение нормативного содержания основных принципов современного международного права / В.А. Карташкин // Московский журнал международного права - 2015 г. - № 1. - С. 29.

экономических санкций, событиями на Украине и в Сирии, снижение цен на углеводороды и другое сырье, экспортируемое Россией, исчерпание полностью средств резервного фонда - все эти события стремительно ослабляют экономическую мощь страны. В перспективе нескольких лет, если текущая экономическая ситуация не изменится, нет никакой гарантии в том, что страна вновь не столкнется с теми же проблемами, которые были актуальны для 90-х годов, обусловленные тем, что не станет сдерживающего фактора в виде экономической способности содержать на достойном уровне армию, полицию, ФСБ и другие силовые структуры, которые обеспечивают внутреннюю стабильность и целостность Российского государства2.

Опыт 90-х годов необходимо использовать для того, чтобы заблаговременно предотвратить подобного рода процессы, когда правоохранительные органы на примере ситуации в Северном Кавказе оказались уже неспособны заблаговременно определить надвигающуюся угрозу возникновения сепаратизма в отдельных регионах, что ярко свидетельствует о том, что существует необходимость совершенствования нормативно-правовых, теоретических и технических основ о технологиях и методах работы в подобного рода экстремальных ситуациях.

Рассмотрю далее право народов РФ на самоопределение в рамках конституционных основ обеспечения целостности России как неотъемлемого элемента её суверенитета.

Согласно Конституции РФ, в качестве единственного источника власти и носителя суверенитета в России выступает ее много-

2 Сазонова, К.Л. Международное право и украинский конфликт: что было, что будет, чем сердце успокоится / К.Л. Сазонова // Международное право. -2014. - № 1. - С. 1-15.

национальный народ. Другим словами, Россия провозглашена демократическим государством или государством народовластия1.

Также в Конституции РФ закрепляется право народа на полновластие в условиях огромной территории государства, на которой проживает большое количество различных национальностей, в различных климатических условиях жизни, с различным ментальным составом, что обусловливает сложную форму государственного устройства Российской Федерации.

Являясь частью мирового сообщества, многонациональная Россия признает фундаментальные общепризнанные принципы. Преамбула Конституции РФ содержит положения о преемственности российской государственности и уважении к историческому прошлому российского народа, прошлые поколения которого передали потомкам уважение и любовь к Отечеству, веру в справедливость и добро. В ней отражена решающая роль народа в судьбе Родины, его ключевое место во всей структуре субъектов конституционно-правовых отношений.

Основными принципами организации субъектов в Российской Федерации являются территориальный и национальный.

Сложившееся федеративное устройство России в максимальной мере отражает особенности многонационального государства.

Ярким подтверждением приверженности Российского государства основополагающим принципам самоопределения и равноправия народов является их закрепление в преамбуле Конституции Российской Федерации: «исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов...» и Конституция «принята многонациональным народом».

В рамках Конституционного права РФ, автор установил, что равноправие народов в составе РФ - это гарантия прав на равный доступ всем национальностям и народнос-

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

тям, проживающим на территории РФ, на участие в социальных, политических, государственных и культурных процессах, включая спектр возможностей по самоопределению и выбору политического устройства на территории собственного субъекта в рамках Конституции РФ.

В соответствии с ч. 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации закреплены основы федеративного устройства страны, устанавливающие принципы государственной целостности, системы равноправия и самоопределения народов РФ. В соответствии с указанными принципами установлены права, свободы и их организационно-правовые гарантии: свободное пользование родным языком, его развитие и сохранение, право на свободное творчество, воспитание и обучение, право на свободное вероисповедание, защита от любого вида дискриминации, свободное пользование землей и иными ресурсами, учет интересов народа при формировании и реализации федеральной политики2.

При этом в законодательстве РФ от-сутств уют механизмы реализации самоопределения народа или нации. Данное право ограничивается созданием национальных общин в пределах четко определенных территорий в пределах границ Российской Федерации.

Конституция РФ не допускает возможность выхода субъектов из состава Федерации по волеизъявлению проживающих на их территории граждан. Исходя из этого, назревает логичный вопрос - в какой форме может быть реализовано право народов на самоопределение на территории Российской Федерации. Данная норма имеется в соответствующем разделе Конституции РФ, в которой говорится о том, что самоопределение может проявляться в следующих формах3:

1. Изменение статуса субъекта РФ. К примеру, объединение двух субъектов

2 Смоловая, Е.С. Право народов на самоопределение / Е.С. Смоловая // Молодой ученый. - 2015. -№ 7. - С. 55.

3 Иванов, И.В. Всенародное обсуждение вопросов государственного значения - структурный элемент механизма реализации права народа на самоопределение // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - № 7. - С. 22.

Российской Федерации (так называемое укрупнение регионов).

2. Образование в составе РФ нового субъекта.

3. Принятие в состав России части иностранного государства или целого государства в качестве нового субъекта Федерации, как это произошло с полуостровом Крым, который позже получил статус Республики и города Федерального Значения в составе Российской Федерации - Севастополь1.

Необходимо так же отметить, что Российская Федерация не проводит какой-либо насильственной экспансии против многонациональных народов, проживающих на ее территории, а наоборот всячески поддерживает культуру различных народностей. К примеру, в республиках в школах преподается родной язык, который является коренным для их жителей.

Более того, в России был принят Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» № 82-ФЗ от 30.04.1999 г2. Статьей 8 Закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» закрепляются права малочисленных народов, лиц, которые относятся к ним, а также объединений малочисленных народов на защиту традиционных образа жизни, промыслов и хозяйствования, а также исконной среды обитания.

Выполняя данные обязанности, Российская Федерация создает комфортные условия проживания в собственных границах, условия и возможности для их самоопределения, обеспечивает реализацию прав и свобод. Совокупность указанных выше мер направлена на то, чтобы дать максимальную автономию в разумных пределах и предотвратить желание выхода из состава РФ .

Следовательно, самоопределение на-

1 Евдокимов, В.Б., Тухватуллин, Т.А. Принятие республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - № 5. - С. 7.

2 Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"

3 Ахметова, К.С. Коллективные обращения (пети-

ции) и народная правотворческая инициатива в системе народовластия России // Конституционное и

муниципальное право. - 2014. - № 6. - С. 40.

родов является одним из федеративных принципов устройства Российской Федерации. Согласно данному принципу, населяющие РФ народности вправе определять форму политического устройства на территории своего субъекта, но без права претендовать на выход из состава Российской Федерации. Равноправие народов обеспечивается принципом наличия равных возможностей для всех национальностей, входящих в состав федерации.

Российская Федерация состоит из множества мелких региональных образований в условиях современного мира и экономического устройства. Вместе с тем, такое административно-территориальное устройство в государстве не всегда способствует его социально-экономическому развитию и зачастую излишнее дробление является препятствием на пути к созданию прочных и эффективных внутрифедератив-ных отношений между её субъектами4. В связи с указанным, наряду с национальными и территориальными факторами федеративного устройства, появляется новый фактор - экономический. Укрупнение регионов в единое субъектное поле можно усмотреть на примере создания федеральных округов, но с сохранением отдельной власти в каждом региональном сообществе.

Процедуры, которые использовались в 90-е годы, называемые "согласительными", оказались также не эффективным средством обеспечения территориальной целостности Российской Федерации и привели к росту сепаратистских настроений на Северном Кавказе. Действующие в 90- е годы институты "полномочных представителей Президента" так же показали свою крайнюю неэффективность 5. Ситуация изменилась с преобразованием данного института и реализацией проекта по укрупнению субъектов РФ путем создания федеральных округов и единства прокурорского надзора, суда, установления ответственности органов госу-

4 Какителашвили, М.М. Некоторые проблемы современного российского федерализма / М.М. Какителашвили // Законы России: опыт, анализ, практика.

- 2015. - № 8. - С. 12.

5 Шкретов, Ю.В. Роль национально-этнического фактора в политике непризнания государств // Евразийский Союз: вопросы международных отношений.

- 2013. - № 1 (2). - С. 71.

дарственной власти и местного самоуправления субъектов федерации за нарушение основ Конституционного строя и федерального законодательства. Данные меры во многом позволили обеспечить единство правового поля в Российской Федерации, систематизацию и выстраивание органов государственной власти на основе единой нормативно-правовой базы, что в конечном итоге сыграло немаловажную роль в подавлении сепаратизма в регионах Северного Кавказа.

На современном этапе развития Российского государства не проводятся крупные региональные слияния на основе объединения региональных субъектов и сокращения административно-командных единиц в форме органов региональной власти? Отсюда следует вопрос - по какой причине? Ответ на этот вопрос достаточно простой -верховная власть опасается, что подобные тенденции могут ослабить центральную власть, и укрупненные регионы могут заявить о необходимости их суверенизации. Поэтому в административно-территориальном устройстве федерации преобладает большое количество небольших субъектов по принципу "разделяй и властвуй", что позволяет центральной власти подавлять сепаратистские настроения в отдельных регионах наиболее эффективным образом, ввиду небольшой численности населения данных субъектов федерации.

Следующим способом, обеспечиваю-шдм территориальную целостность России, является укрепление безопасности основ её конституционного строя.

Безопасность конституционного строя России - одно из наиболее приоритетных направлений в деятельности Президента и Правительства Российской Федерации. От того, насколько эффективно реализуется эта функция, зависит безопасность граждан РФ, граждан стран, соседствующих с РФ, глобального мирового порядка (учитывая, что РФ является ядерной державой, обладающей ядерной триадой - на земле, в воде и в воздухе) и т.д.

Кроме того, наука конституционного права постоянно находится во внимании к данной проблематике и движется в направлении укрепления безопасности основ кон-

ституционного строя РФ.

К основам гарантий стабильности сохранения основ конституционного строя являются следую щие:

- регламентированный порядок изменения основ Конституционного строя путем созыва специального органа власти -Конституционного Собрания;

- верховенство положений гл. I «Основы конституционного строя» среди других норм Конституции;

- уголовная ответственность за преступления, связанные с нарушением основ конституционного строя, в том числе связанных с безопасностью государства, объект посягательства которых соответствует ч. 4 ст. 3 Конституции РФ. В ч. 3 ст. 4 Конституции закреплено: «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории». Тем самым Российская Федерация дает себе право обеспечивать государственную безопасность не только от внешних посягательств, но и от внутренних нарушений основ конституционного строя и безопасности РФ1;

- судебный конституционный контроль;

функции органов власти по охране и защите конституционного строя;

- значительной гарантией сохранения состава и целостности РФ являются инструменты вмешательства во внутренние дела регионов, закрепленные в соответствующих законах. Вмешательство центральной власти во внутренние дела регионов, входящих в состав РФ могут осуществляться в следующей форме:

- финансово-экономическое влияние; отмена региональных законов и

других нормативно-правовых актов, принятых региональными и местными законодательными органами, в случае их противоречия с федеральным законодательством, что было практически повсеместно в 90-е годы и начале 2000-х, когда центральной власти приходилось проводить огромную работу по приведению региональных законов в соответствие с федеральными и не противоречащими друг другу;

1 "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 19.02.2018).

роспуск органов власти субъектов федерации, в том числе и увольнение должностных лиц, вплоть до лишения губернаторов полномочий в связи с утратой доверия;

использование сил внутренних войск для наведения конституционного порядка на территории субъекта Российской Федерации в случае наличия такой необходимости. Для поддержки внутреннего порядка в регионах в период экономического кризиса и противостояния со странами Запада, и США, способствующим посредством внедрения собственных агентов росту недовольства у населения действующей властью, Президентом было принято решение о создании специального органа - Национальной гвардии. Данный орган исполнительной власти был создан для того, чтобы участвовать в территориальной обороне в случае наличия такой необходимости и борьбы с проявлениями очагов сепаратизма, особенно в регионах Северного Кавказа.

Конституционный суд Российской Федерации так же является независимым судебным органом, в основу деятельности которого заложено сохранение государственной целостности Российской Федерации и строгое исполнение Конституции РФ на ее территории. Конституционный суд РФ указал на «непозволительность в одностороннем порядке субъектом РФ реализации права на выход из состава РФ, так как этим нарушается территориальное единство федеративного государства и причиняется ущерб конституционному строю России, что не согласуется и противоречит международным нормам о правах человека, наций и народов1.

Деяния, направленные на нарушение территориальной целостности Российского Государства, расцениваются как наносящие ущерб конституционному строю и не могут быть оправданы правом народов на самоопределение. Принципы и истолкование основ права народа на самоопределение, изложены автором выше в настоящей статье.

Помимо прочего, основами обеспече-

1 Ибрагимов, А.М. Права и свободы народов и современный уровень развития международного права // Евразийский юридический журнал. - 2013. -№ 9 (64). - С. 21.

ния национальной безопасности РФ в сфере укрепления и сохранения ее территориальной целостности являются федеральные законы, а также международные нормативно-правовые акты. Важнейшим документом в сфере обеспечения территориальной целостности РФ, является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, где заявляется о том, что территориальная целостность РФ является неотъемлемой компонентой национальной безопасности государства 2.

Кроме того, верховная власть имеет право вводить режим чрезвычайного положения на основании Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» от 30.05. 2001 г3.

Режим чрезвычайной ситуации представляет собой собирательное понятие, которое включает различные режимы, опосредующие экстремальные ситуации «регионального бедствия», требующие принятия особых мер, которые подобны используемым при введении режима чрезвычайного положения. Устанавливать режим чрезвычайного положения могут федеральные органы власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления.

Указ Президента Российской Федерации, иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов Российской Федерации, которые были приняты с целью обеспечения чрезвычайного положения, относящиеся к временным ограничениям свобод и прав граждан и организаций, утрачивают свою силу вместе с прекращением действия чрезвычайного положения, что не требует специального уведомления.

Если на территории, находящейся в зоне действия режима чрезвычайного положения, временный специальный орган управления не смог обеспечить достижение целей введения режима чрезвычайного положения, возможно создание федерального органа управления данной территорией. Созданный ранее специальный орган управ-

2 Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".

3 Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05. 2001 г.

ления территорией прекращает при этом свои полномочия.

Высшее должностное лицо федерального органа по управлению территорией, находящейся в зоне действия чрезвычайного положения, назначает Президент РФ. Президентом РФ также утверждается положение о данном органе управления территорией, находящейся в режиме чрезвычайного положения.

Введение особого управления путем формирования федерального органа управления на территории, на которой действует режим чрезвычайного положения, означает, что полномочия как государственных органов власти субъекта Федерации, так и органов местного самоуправления, которые действовали на данной территории, приостанавливаются с передачей их вновь созданному федеральному органу управления.

Органы особого управления в рамках своих полномочий имеют право издавать распоряжения и приказы по вопросам, относящимся к обеспечению чрезвычайного положения, которые обязательны для исполнения в границах соответствующей территории.

Граждане, должностные лица и организации, находящиеся на территории с режимом чрезвычайного положения, обязаны всемерно поддерживать действия органов особого управления соответствующей территорией, выполнять распоряжения и приказы по вопросам, связанным с обеспечением режима чрезвычайного положения.

На межрегиональном уровне (в границах соответствующего федерального округа) задачи и функции по обеспечению координации федеральных исполнительных органов власти, а также организации взаимодействия между государственными органами власти субъектов Федерации и федеральными исполнительными органами власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями в сфере защщы территории и населения от чрезвычайных ситуаций в установленном порядке осуществляется представителем Президента РФ в соответствующем федеральном округе.

Введение специальных правовых режимов на территории определенных субъ-

ектов федерации, либо в отдельных населенных пунктах, согласно Конституции РФ, является важным конституционно-правовым механизмом, обеспечивающим в случае необходимости действия, направленные на сохранение территориальной целостности Российского Государства.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что в Российской Федерации созданы условия и заложен государственный механизм обеспечения безопасности территориальной целостности и основ конституционного строя Российской Федерации на современном этапе ее исторического развития, нуждающемся в предотвращении подобных угроз безопасности, а также сохранения мирных добрососедских взаимоотношений населяющих страну народностей, сохранение мира и реализация в целом интересов России на геополитической арене. Вместе с тем, в ближайшее время на фоне ужесточения санкций в отношении Российской Федерации, исчерпания средств стабилизационного фонда, возможность обострения социально-экономической ситуации в стране в целом не исключена и возможны внутренние угрозы, связанные с массовым недовольством и сепаратистскими настроениями граждан1 , отдельных наций и народностей. С учетом этого, учитывая баланс интересов Российской Федерации, связанных с её территориальной целостностью и многонационального народа, проживающего на территории 85 субъектов, особенно важным в связи с возможным желанием какого-либо субъекта выйти из состава России, является заимствование положительного конституционного опыта прошлых лет по обеспечению внутренней стабильности и целостности территории всего государства и систематического укрепления на законодательном уровне безопасности основ конституционного строя. Ко всему прочему, в федеральном законодательстве отсутствует специальный правовой акт, регулирующий вопросы территориальной целостности и защиты безопасности основ конституционного строя Российской Федерации. По мнению автора, принятие

1 Сергеев, А.Л. Российская государственность в XXI веке: основные проблемы. - М.: Проспект, 2016. - С. 9.

названного нормативного акта также спо- России. собствовало бы обеспечению целостности

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 19.02.2018).

3. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05. 2001 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации".

5. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".

6. Ахметова, К.С. Коллективные обращения (петиции) и народная правотворческая инициатива в системе народовластия России // Конституционное и муниципальное право. -2014. - № 6. - С. 40.

7. Евдокимов, В.Б., Тухватуллин, Т.А. Принятие республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. -2014. - № 5. - С. 7.

8. Ибрагимов, А.М. Права и свободы народов и современный уровень развития международного права // Евразийский юридический журнал. - 2013. - № 9 (64). - С. 21.

9. Иванов, И.В. Всенародное обсуждение вопросов государственного значения - структурный элемент механизма реализации права народа на самоопределение // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - № 7. - С. 22.

10. Какителашвили, М.М. Некоторые проблемы современного российского федерализма / М.М. Какителашвили // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2015. - № 8. - С. 12.

11. Карташкин, В.А. Изменение нормативного содержания основных принципов современного международного права / В. А. Карташкин // Московский журнал международного права - 2015 г. - № 1. - С. 29.

12. Сазонова, К.Л. Международное право и украинский конфликт: что было, что будет, чем сердце успокоится / К.Л. Сазонова // Международное право. - 2014. - № 1. - С 1-15.

13. Сергеев, А.Л. Российская государственность в XXI веке: основные проблемы. - М.: Проспект, 2016. - С. 9.

14. Смоловая, Е.С. Право народов на самоопределение / Е.С. Смоловая // Молодой ученый. - 2015. - № 7. - С. 55.

15. Шкретов, Ю.В. Роль национально-этнического фактора в политике непризнания государств // Евразийский Союз: вопросы международных отношений. - 2013. - № 1 (2). -С. 71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.