Научная статья на тему 'К вопросу о конституционно-ценностном подходе к содержанию и реализации государственных программ Российской Федерации'

К вопросу о конституционно-ценностном подходе к содержанию и реализации государственных программ Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
284
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конституция Российской Федерации / конституционная аксиология / конституционные ценности / реализация конституционных ценностей / государственные программы Российской Федерации / реализация государственных программ Российской Федерации / The Constitution of the Russian Federation / constitutional axiology / constitutional values / the implementation of constitutional values / the state programs of the Russian Federation / the implementation of state programs of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Суханова Александра Андреевна

Настоящая статья посвящена анализу обоснованности и целесообразности применения конституционноценностного подхода к формированию содержания и обеспечению реализации государственных программ Российской Федерации. В статье рассмотрены ключевые идеи конституционной аксиологии, преломленные сквозь призму проводимого исследования; сформулировано определение конституционных ценностей как основы содержания и реализации государственных программ Российской Федерации. По итогам исследования сделан вывод о востребованности аксиологического подхода к доктрине и практике конституционного права, в том числе и в части понимания конституционных ценностей как основы содержания и реализации государственных программ Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the constitutional value approach to the content and implementation of the state programs of the Russian Federation

This article is devoted to the analysis of the validity and expediency of applying a constitutional value approach to shaping the content and ensuring the implementation of state programs of the Russian Federation. The article discusses the key ideas of constitutional axiology, refracted through the prism of the research; constitutional values are defined as the basis for the content and implementation of state programs of the Russian Federation. The research concluded that the axiological approach to the doctrine and practice of constitutional law is relevant, including the understanding of constitutional values as the basis for the content and implementation of state programs of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о конституционно-ценностном подходе к содержанию и реализации государственных программ Российской Федерации»

УДК 342.4 Б01 10.24411/2618-8236-2019-14203

ББК 64.400

К вопросу о конституционно-ценностном подходе

к содержанию и реализации государственных программ Российской Федерации

А. А. Суханова

Челябинский государственный университет, Челябинск,Россия

Настоящая статья посвящена анализу обоснованности и целесообразности применения конституционно-ценностного подхода к формированию содержания и обеспечению реализации государственных программ Российской Федерации. В статье рассмотрены ключевые идеи конституционной аксиологии, преломленные сквозь призму проводимого исследования; сформулировано определение конституционных ценностей как основы содержания и реализации государственных программ Российской Федерации. По итогам исследования сделан вывод о востребованности аксиологического подхода к доктрине и практике конституционного права, в том числе и в части понимания конституционных ценностей как основы содержания и реализации государственных программ Российской Федерации.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, конституционная аксиология, конституционные ценности, реализация конституционных ценностей,государственные программы Российской Федерации, реализация государственных программ Российской Федерации.

В современных условиях развития Российского общества и государства существенные изменения претерпевает парадигма государственной политики Российской Федерации, основным назначением которой является поиск новых, отвечающих существующим реалиям, эффективных путей решения различных задач во всех сферах жизни России с использованием всего наличествующего спектра ресурсов для достижения долго- и среднесрочных целей государственного управления.

В качестве основных стратегических линий движения Российской Федерации вперед выступают повышение качества жизни граждан, инновационное развитие и модернизация экономики, эффективное функционирование государства, сбалансированное региональное развитие, обеспечение национальной безопасности, нашедшие свое воплощение в соответствующих государственных программных направлениях и документах — государственных программах.

При этом представляется, что реализация указанных направлений и программ, равно как и развитие России как демократического правового социального государства непосредственно связаны с ценностной основой правовой системы Российской Федерации. Нормативной правовой формой отражения наиболее значимых нравственных и юридических установок российского общества и государства, бесспорно, является Конституция Российской Федерации [1]. Именно Конституция в своем содержании определяет и закрепляет максимально широкий круг ценностей, которые выступают основой построения и ведения государственной политики. Следовательно, основой реализации государственных программных на-

правлений должны выступать конституционные ценности как ключевые ориентиры и векторы развития Российской государственности, а процесс реализации конституционных ценностей в государственных программах должен представлять собой отлаженный механизм с высокой степенью эффективности.

В силу изложенного выше обоснованной видится необходимость реализации конституционных ценностей в государственных программных направлениях на основе научно аргументированной конституционно-правовой концепции, опирающейся на ключевые идеи конституционной аксиологии.

Конституционная аксиология — научное направление, существующее в рамках науки конституционного права, имеющее в своей основе философское учение, рассматривающее категорию «ценность», характеристику, структуру и иерархии ценностного мира, способы его познания, его онтологический статус, а также специфику и природу ценностных суждений [12].

Развитие аксиологического направления применительно к праву связано с возрастанием интереса к его ценностному пониманию и позволяет более конкретно и содержательно охарактеризовать место и роль права в жизни общества и государства, которые также являются элементами предмета изучения правовой аксиологии.

Интерес юридической науки к конституционной аксиологии обусловлен, в том числе, и укреплением позиций, согласно которым необходимо преодоление позитивизма в праве и учет ценностных детерминант [8]. Ценностный подход к праву основан на предположении о том, что правовые явления, помимо собственно юридических

значений, обладают также смыслами внеюриди-ческого характера [5].

Аксиологический подход к праву позволяет акцентировать внимание на тех сторонах правовой действительности, которые связаны с отношением людей к законодательству и правосудию, с выбором ими путей достижения личных и общественных целей и т.д. Признание правовых ценностей есть первый шаг к достижению высокого правосознания, активного правомерного поведения, к охране и приумножению всех ценностей общества.

Безусловно, право является одной из базовых ценностей мировой цивилизации. Его социальная ценность напрямую связана с его сущностными свойствами: институциональностью, общеобязательной нормативностью, формальной определенностью, высокой степенью обеспеченности реализации правовых норм и пр.

К основным формам проявлениям социальной ценности права можно отнести следующее: 1) право, в силу своего инструментального характера, упорядочивает общественные отношения, выступая эффективным средством государственного управления; 2) право согласовывает специфические интересы всех членов общества, сообразуя частные и общие интересы; 3) право определяет границы и меры свободы личности в обществе; 4) право выражает собой идеи справедливости, выступая критерием последней;

5) право концентрирует в себе гуманные начала общественного и государственного устройства;

6) право является источником развития общества, эффективным фактором прогресса; 7) право представляет собой наиболее масштабный общесоциальный регулятор, дающий возможность для достижения социального мира и согласия не только в рамках одного государства, но и в рамках всего мирового сообщества [9].

На основании изложенного, можно заключить, что право обладает не только инструментальной ценностью, сводящейся, по сути, к функции разрешения различных противоречий во всех сферах общества, но и собственной ценностью как явления, содержание которой позволяет праву выступать средством развития и гуманизации общества.

Обобщенно собственную ценность права можно определить как выражение социально организованной формы, следование которой обеспечивает воспроизводство правовых состояний правовыми средствами, вследствие чего рождаются новые возможности и большая свобода для саморазвития человека и развития общества [13, с. 258].

Конституционную аксиологию как форму непосредственного отношения к модели и практике реального конституционализма отличает, прежде всего, исключительный статус ее источни-

ка — Конституции, осмысление и реализация которой предполагают и момент аксиологической интерпретации.

Понятие конституционной аксиологии принято связывать с категориями не только правового, но и морально-этического характера, однако первостепенный интерес для конституционной аксиологии как составляющей части правовой аксиологии представляет вопрос о ценности Конституции как Основного Закона страны.

В данном контексте стоит отметить, что Конституция может считаться ценностью только в том случае, когда она отражает, если не полное социальное единство, что практически невозможно, то некое социальное согласие. Иными словами ценность Конституции заключается в том, что в ней каждый индивид, каждый социальный слой и общество в целом может найти основу для своего достойного существования. Таким образом, можно сделать вывод о том, что наличие Конституции обеспечивает конституционную ценность государства как такового.

Так, по мнению судьи Конституционного суда Российской Федерации в отставке Т. Г. Морща-ковой, «не существует никакой ценности государства, если оно не способно, не призвано, не желает защищать права человека как высшую ценность. Государство нужно ровно настолько, насколько оно способно выполнять свою главную миссию» [11].

Представляется, что ключевым средством для выполнения государством указанной миссии является конституционно-правовое регулирование, эффективность которого, равно как и реальность конституционных принципов, определяется степенью погруженности Конституции в природу социальных конфликтов и противоречий современного общества и государства. При этом важно отметить, что Конституция является не только праксиологической базой государственно-властной деятельности по разрешению упомянутых конфликтов и противоречий, но и аксиологиче-ски значимой нормативной основой разрешения правотворческих и правоприменительных проблем в соответствующих сферах социальной действительности [4].

Интересной в этом вопросе представляется позиция М. А. Яндиева, согласно которой Конституция — это «такой документ, который у неопределенного множества людей не оставляет сомнения, что правду можно доказать, что ее можно утвердить, что ею не только можно, но и должно жить. В этом высшая ценность Конституции, осознанная людьми, конечно, задолго до появления писанных ее вариантов, которыми живут большинство современных государств. Таким образом, универсальная ценность Конституции как политико-правового документа состоит в том,

К вопросу о конституционно-ценностном подходе к содержанию и реализации.

29

что она сама по себе не оставляет какого-либо сомнения в предустановленности надконституци-онных, национальных правил» [15].

Из сказанного вытекает ценностно-ориентиру-ющая функция Конституции как Основного Закона государства, которая направлена на отражение и обеспечение сбалансированной реализации высших ценностей, нравственных и юридических установок многонационального народа России.

В данном контексте важно отметить, что речь идет именно о реальном отражении в Конституции базовых ценностей общества, а не внедрение государством посредством Конституции желаемых им «ценностей» в массовое сознание людей [7, с. 277], поскольку в таком случае государство не имеет Конституции в подлинном смысле этого слова, а закрепленные, но не признаваемые обществом ценности остаются «мертвой буквой закона» и приводят к пассивному или активному сопротивлению граждан. Различные правовые явления становятся правовыми ценностями лишь в той мере, в какой содержат в себе момент признания [7, с. 277]. Более того, Основной Закон должен представлять собой концептуальное выражение основных ценностей и не может ограничиваться простым отражением уровня общественной морали или норм поведения, принятых в конкретном обществе [6, с. 162].

Функция ценностной ориентации норм Конституции государства связана не с внедрением в общество каких-то чуждых ему ценностей, но с ориентацией правотворчества и правоприменения на устоявшиеся в обществе ценности с учетом развития форм их обеспечения, поскольку, чем больше разрыв между провозглашаемой и реальной системами ценностей, тем менее эффективны действующие законы, действующая система права [3, с. 31].

Анализ Конституции Российской Федерации позволяет выявить в ее содержании следующие конституционные ценности: права и свободы человека и гражданина, правовую государственность, социальную государственность, единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, равную защиту форм собственности, идеологический и политический плюрализм, гражданство, демократию и народный суверенитет, государственный суверенитет Российской Федерации, федерализм, республиканскую форму правления, разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную, светский характер государства, разграничение государственной власти и местного самоуправления. Представляется, что перечень конституционных ценностей не является исчерпывающим и может подлежать изменению в силу динамичного характера развития российских общества и государства.

Таким образом, ценность Конституции определяется тем, что она является главным нормативным правовым средством государственной организации общества, основным инструментом упорядочения взаимоотношений человека с обществом и государством. Посредством конституционных норм формализуются как универсальные, общечеловеческие ценности, так и новые приоритеты общества и государства [14], выступающие основой построения и ведения государственной, экономической и социальной политики государства.

В рамках рассматриваемой темы внимания заслуживает соотношение категорий «ценность» и «приоритет», формализация которого, как указывалось выше, также возможна за счет конституционных норм. Анализ практического использования термина «приоритет» позволяет сделать вывод о его практической направленности, предполагающей первенствующее положение объекта или явления (например, первенство во времени осуществления какой-либо деятельности).

Признание конституционной ценности государственным приоритетом позволяет перевести ценность в плоскость практической деятельности, которая требует создания эффективного механизма реализации приоритетных направлений, что может достигаться посредством разработки и принятия затрагивающих все сферы жизни общества государственных программ, в которых находят свое развитие ценностные положения Конституции Российской Федерации, что позволяет определить последние как основу создания и проведения в жизнь государственных программ России.

Государственные программы представляют собой документ стратегического планирования, разработанный федеральными органами исполнительной власти для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития Российского государства [17].

В Российской Федерации система государственных программ включает в себя пять основных направлений: «Новое качество жизни», «Инновационное развитие и модернизация экономики», «Эффективное государство», «Сбалансированное региональное развитие», «Обеспечение национальной безопасности» [16]. Каждое из названных направлений содержит конкретные программы, которые, в свою очередь, могут состоять из ряда подпрограмм. Перечень государственных программ Российской Федерации сформирован по отраслевому признаку исходя из приоритетов развития Российской Федерации, что позволяет осуществить регулирование основных, наиболее значимых вопросов устройства и функционирования общества и государства.

Преломляя общие положения конституционной аксиологии сквозь призму тематики

настоящего исследования, конституционные ценности как основу содержания и реализации государственных программ Российской Федерации можно определить как систему закрепленных в конституционно-правовых нормах универсальных приоритетных установок политического, экономического, правового, социального, нравственного, духовного характера, выступающих нормативной и идейной базой для создания широкого ряда документов стратегического планирования всестороннего развития государства — государственных программ Российской Федерации.

Подводя итоги проведенного исследования, можно заключить, что аксиологический подход к доктрине и практике конституционного права, бесспорно, востребован. Отражение конституци-

онных ценностей в содержании государственных программных документов Российской Федерации позволяет определить действительное социальное значение аксиологически нагруженных конституционно-правовых норм и выйти за рамки их буквального толкования.

Посредством реализации конституционных ценностей в содержании государственных программ Российской Федерации в общественное сознание и практическую деятельность субъектов государственной власти вводятся универсальные ценности и приоритеты общества и государства, обозначаются цели, к которым должны стремиться участники всего круга общественных отношений для установления оптимального баланса интересов личности, общества и государства.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации : принята всенарод. голосованием 12 дек. 1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.

2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы : Постановление Правительства Рос. Федерации от 26 дек. 2017 г. № 1642 (в ред. от 26 апр. 2018 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2018. — № 1 (ч. II). — Ст. 375; Собрание законодательства Российской Федерации. — 2018. — № 18. — Ст. 2652.

3. Бабенко, А. Н. Правовые ценности и освоение их личностью : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / А. Н. Бабенко. — М., 2002. — 395 с.

4. Бондарь, Н. С. Конституция, конституционный контроль и социальные противоречия современного общества / Н. С. Бондарь // Журнал российского права. — 2003. — № 11. — С. 55 — 64.

5. Гусейнов, А. И. Проблема ценностей в праве / А. И. Гусейнов // Право и политика. — 2007.— № 7. — С. 14 — 22.

6. Ллойд, Д. Идея права. Репрессивное зло или социальная необходимость / Д, Ллойд ; пер. с англ. Ю. М. Юмашев ; науч. ред. М. А. Юмашева — М. : Югона, 2002. — 416 с.

7. Максимов, С. И. Правовая реальность: опыт философского осмысления / С. И. Максимов. — Харьков : Право, 2002. — 328 с.

8. Пресняков, М. В. Конституционная аксиология: к вопросу о сущности конституционных ценностей / М. В. Пресняков. — URL: Ьйрз://'^'^'^.50Угетеппоергауо.ги/т/агйс1е5/у1е'^/Конституционная-аксиология-к-вопросу-о-сущности-конституционных-ценностей (дата обращения: 29.03.2019).

9. Рашева, Н. Ю. Ценность права в контексте системы ценностей современного российского общества / Н. Ю. Рашева, Н. Д. Гомонов // Вестник МГТУ. — 2006. — Т. 9. — № 1. — С. 172—181.

10. Таева, Н. Е. Нормы Конституции Российской Федерации как форма выражения социальных ценностей / Н. Е. Таева // Конституционное и муниципальное право. — 2009. — № 5. — С. 2 — 4.

11. Судья Конституционного суда Российской Федерации Т. Морщакова: «Вижу попытки уничтожить конституционные ценности» // Новые известия. Политика. — 2013. — 12 дек. — URL: http:// www.newizv.ru/po1itics/2013-12-12/194096-sudja-konstitucionnogo-suda-rf-v-otstavke-tamara-morshakova. html (дата обращения: 29.03.2019).

12. Философский энциклопедический словарь. — М. : Сов. энцикл., 1989. — URL: http://www. terme.ru/dictionary/180 (дата обращения: 29.03.2019).

13. Черданцев, А. Ф. Теория государства и права / А. Ф. Черданцев. — М. : Юрайт, 2002. — 432 с.

14. Чиркин, В. Е. Современная модель Конституции: прежние и новые приоритеты / В. Е. Чир-кин // Правоведение. — 2003. — № 2 (247). — С. 50 — 57.

15. Яндиев, М. А. Конституционно-правовые ценности: история и география некоторых линг-воантропологических аспектов / М. А. Яндиев. — URL: http://onda.ucoz.ru/pub1/konstitucionno_ pravovye_cennosti_istorija_i_geografija_nekotorykh_1ingvoantropo1ogicheskikh_aspektov/1-1-0-7 (дата обращения: 29.03.2019).

16. Портал государственных программ Российской Федерации. — URL: http://programs.gov.ru/ Porta1/site/index (дата обращения: 29.03.2019).

К вопросу о конституционно-ценностном подходе к содержанию и реализации.

31

17. Глоссарий // Портал государственных программ Российской Федерации. — URL: http://pro-grams.gov.ru/Portal/programs/glossary (дата обращения: 29.03.2019).

Дата поступления: 20.03.2019

Дата принятия к опубликованию: 27.03.2019

Сведения об авторе

Суханова Александра Андреевна — преподаватель кафедры конституционного права и муниципального права Института права Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. kpmp@csu. ru

Библиографическое описание: Суханова, А. А. К вопросу о конституционно-ценностном подходе к содержанию и реализации государственных программ Российской Федерации / А. А. Суханова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право — 2019. — Т. 4, вып. 2. — С. 27 — 32.

Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2019. Vol. 4, iss. 2. Pp. 27 — 32.

To the question of the constitutional value approach to the content and implementation of the state programs of the Russian Federation

A.A. Sukhanova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. kpmp@csu.ru

This article is devoted to the analysis of the validity and expediency of applying a constitutional value approach to shaping the content and ensuring the implementation of state programs of the Russian Federation. The article discusses the key ideas of constitutional axiology, refracted through the prism of the research; constitutional values are defined as the basis for the content and implementation of state programs of the Russian Federation. The research concluded that the axiological approach to the doctrine and practice of constitutional law is relevant, including the understanding of constitutional values as the basis for the content and implementation of state programs of the Russian Federation.

Keywords: The Constitution of the Russian Federation, constitutional axiology, constitutional values, the implementation of constitutional values, the state programs of the Russian Federation, the implementation of state programs of the Russian Federation.

References

1. Konstitutsiya Rossiyskoj Federatsii: prinyata vsenarodnim golosovaniyem 12 dekabrya 1993 g. [The Constitution of the Russian Federation (adopted by nation-wide voting 12.12.1993)]. Sobraniye zakonodatelstva Rossiyskoy Federacii [Corpus of laws of the Russian Federation], 2014, no. 31, art. 4398. (In Russ.).

2. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Razvitiye obrazovaniya» na 2013 — 2020 gody: Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoj Federatsii ot 26 dekabrya 2017 g. № 1642 (v redaktsii ot 26 aprelya 2018 g.) [On Approval of the State Program of the Russian Federation «Development of Education» for 2013 — 2020: Decree of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 No. 1642 (as amended on April 26, 2018)]. Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Corpus of laws of the Russian Federation], 2018, no. 1 (part II), art. 375; Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Corpus of laws of the Russian Federation], 2018, no. 18, art. 2652. (In Russ.).

3. Babenko A.N. Pravovyye tsennosti i osvoyeniye ikh lichnost'yu [Legal values and the development of their personality]. Abstract of thesis. Moscow, 2002. 395 p. (In Russ.).

4. Bondar N.S. Konstitutsiya, konstitutsionnyy kontrol' i sotsial'nyye protivorechiya sovremennogo obshchestva [The Constitution, constitutional control and social contradictions of modern society]. Zhurnal rossiyskogo prava [Journal of Russian law], 2003, no. 11, pp. 55 — 64. (In Russ.).

5. Guseinov A.I. Problema tsennostey v prave [The problem of values in law]. Pravo i politika [Law and Politics], 2007, no. 7, pp. 14 — 22. (In Russ.).

6. Lloyd D. Ideya prava. Repressivnoye zlo ili sotsial'naya neobkhodimost' [Idea is right. Repressive evil or social necessity]. Moscow, Yugona Publ., 2002. 416 p. (In Russ.).

7. Maximov S.I. Pravovaya real'nost': opyt filosofskogo osmysleniya [Legal reality: the experience of philosophical understanding]. Kharkov, Pravo Publ., 2002. 328 p. (In Russ.).

8. Presnyakov M.V. Konstitutsionnaya aksiologiya: k voprosu o sushchnosti konstitutsionnykh tsennostey [Constitutional axiology: to the question of the essence of constitutional values]. Available at: https://www.sovremennoepravo.ru/rn/articles/view/Constitutional-axiology-question-consistency-constitutional values, accessed 29.03.2019 (In Russ.).

9. Rasheva N.Yu., Gomonov N.D. Tsennost' prava v kontekste sistemy tsennostey sovremennogo rossiyskogo obshchestva [The value of law in the context of the value system of modern Russian society]. Vestnik MGTU [Bulletin of MSTU], 2006, vol. 9, no. 1, pp. 172—181. (In Russ.).

10. Taeva N.E. Normy Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii kak forma vyrazheniya sotsial'nykh tsennostey [The norms of the Constitution of the Russian Federation as a form of expression of social values]. Konstitutsionnoye i munitsipal'noye pravo [Constitutional and municipal law], 2009, no. 5, pp. 2 — 4. (In Russ.).

11. Sud'ya Konstitutsionnogo suda Rossiyskoy Federatsii T. Morshchakova: «Vizhu popytki unich-tozhit' konstitutsionnyye tsennosti» [Judge of the Constitutional Court of the Russian Federation T. Morshchakov: «I see attempts to destroy constitutional values»]. Novyye izvestiya. Politika [New News. Politics], 2013, Dec. 12. Available at: http://www.newizv.ru/politics/2013-12-12/194096-sudja-konstitucionnogo-suda-rf-v-otstavke-tamara-morshakova.html, accessed 29.03.2019 (In Russ.).

12. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Philosophical encyclopedic dictionary]. Moscow, Sovets-kaya Entsiklopediya Publ., 1989. Available at: http://www.terme.ru/dictionary/180, accessed 29.03.2019. (In Russ.).

13. Cherdantsev A.F. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of State and Law]. Moscow, Yurayt Publ., 2002. 432 p. (In Russ.).

14. Chirkin V.E. Sovremennaya model' Konstitutsii: prezhniye i novyye prioritety [The current model of the Constitution: the old and new priorities]. Pravovedeniye [Jurisprudence], 2003, no. 2 (247), pp. 50 — 57. (In Russ.).

15. Yandiev M.A. Konstitutsionno-pravovyye tsennosti: istoriya i geografiya nekotorykh ling-voantropologicheskikh aspektov [Constitutional and legal values: the history and geography of some linguistic anthropological aspects]. Available at: http://onda.ucoz.ru/publ/konstitucionno_pravovye_cen-nosti_istorija_i_geografija_nekotorykh_lingvoantropologicheskikh_aspektov/1-1-0-7, accessed 29.03.2019 (In Russ.).

16. Portal gosudarstvennih programm Rossiyskoy Federacii [Portal of state programs of the Russian Federation]. Available at: http://programs.gov.ru/Portal/site/index, accessed 29.03.2019 (In Russ.).

17. Glossariy [Glossary]. Portal gosudarstvennih programm Rossiyskoy Federacii [Portal of state programs of the Russian Federation]. Available at: http://programs.gov.ru/Portal/programs/glossary, accessed 29.03.2019 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.