Научная статья на тему 'К вопросу о ключевых историко-географических характеристиках Ленинградской области'

К вопросу о ключевых историко-географических характеристиках Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
728
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / СЕВЕРО-ЗАПАД / ОБЛАСТЬ / РЕГИОН / ТЕРРИТОРИЯ / ГРАНИЦА / ГЕОЭКОНОМИКА / ГЕОГРАФИЯ / LENINGRAD REGION / SAINT-PETERSBURG / NORTH-WEST / REGION / TERRITORY / AREA / BORDER / GEOECONOMICS / GEOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Межевич Николай Маратович

Основные социально-экономические проблемы региона имеют историко-географический генезис. В этом контексте, регион представлен не только как территориальная единица государства, но и как подсистема социально-экономического комплекса страны, способная на протяжении длительного периода времени участвовать в формировании его особенностей. Социально-экономическая специфика современной Ленинградской области является характерным тому примером и результатом её историко-географического развития. Первоначально, допетровский период характеризуется очаговым освоением территории как географически выгодной точки в контексте безопасности и торговли. В дальнейшем осознание стратегической значимости региона, по итогам Северной войны, приводит к закреплению его позиций как важного геополитического и геоэкономического поста на Северо-Западе России. В течение 700-летнего исторического промежутка времени формирование географии Ленинградской области, претерпев незначительные изменения, несло некоторые общие принципиальные черты: сохранение «выхода к морю», примерная устойчивость границ края, представление о крае, как целостной единице. Именно учёт исторического опыта развития области в синтезе с современным потенциалом региона будет способствовать успешному социально-экономическому развитию области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key historical and geographical characteristics of the Leningrad region

The main socio-economic problems of the region are based on historical and geographical origin. In this context, the region is presented not only as a territorial unit of the state, but as a subsystem of socio-economic sector of the country, that significantly may affect formation of its features. Socio-economic specifics of current Leningrad region are a typical example and the result of its historical and geographical development. Initially, the pre-Petrine period is characterized by the development of focal areas, as geographically advantageous point in the context of security and trade. Then, the realization of strategic importance of the region, and the result of the Northern War leads to consolidation of its position as an important geopolitical and geo-economic post in the north-western region of Russia. During the 700 year historical period the geography of Leningrad Region has undergone minor changes and had some common fundamental features: sea access, borders stability, the idea of the region as a complete unit. Taking into consideration historical experience of the region's development together with modern potential of the region will contribute to its successful socio-economic development.

Текст научной работы на тему «К вопросу о ключевых историко-географических характеристиках Ленинградской области»

УДК 332.1

Н. М. Межевич

К ВОПРОСУ О КЛЮЧЕВЫХ ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Основные социально-экономические проблемы региона имеют историко-гео-графический генезис. В этом контексте, регион представлен не только как территориальная единица государства, но и как подсистема социально-экономического комплекса страны, способная на протяжении длительного периода времени участвовать в формировании его особенностей. Социально-экономическая специфика современной Ленинградской области является характерным тому примером и результатом её историко-географического развития.

Первоначально, допетровский период характеризуется очаговым освоением территории как географически выгодной точки в контексте безопасности и торговли. В дальнейшем осознание стратегической значимости региона, по итогам Северной войны, приводит к закреплению его позиций как важного геополитического и геоэкономического поста на Северо-Западе России.

В течение 700-летнего исторического промежутка времени формирование географии Ленинградской области, претерпев незначительные изменения, несло некоторые общие принципиальные черты: сохранение «выхода к морю», примерная устойчивость границ края, представление о крае, как целостной единице. Именно учёт исторического опыта развития области в синтезе с современным потенциалом региона будет способствовать успешному социально-экономическому развитию области.

Ключевые слова: Ленинградская область, Санкт-Петербург, Северо-Запад, область, регион, территория, граница, геоэкономика, география.

В рамках любого крупного государства существуют графства, вилайеты или области, политическое, экономическое и, наконец, историческое значение которых существенно выше, чем можно было бы предположить, исходя из размеров территории или численности населения региона. В силу разных обстоятельств эти регионы (иногда и не столичные) оказывают сильнейшее влияние на судьбу всего государства. Для США таким регионом является группа штатов Новой Англии, для Франции — Эльзас и Лотарингия, для Германии — Рур и Саар, для современной России — это Ленинградская область.

Как правило, это связано с особым географическим положением, категорией достаточно изученной, прежде всего географами [1; 4]. В последнее десятилетие, под влиянием процессов глобализации, а также в рамках дальнейшей интеграции географических и экономических исследований появились работы географов и экономистов, рассматривающих категорию геоэкономическое положение [5-7; 9].

Изучение причин подобного, «особого» положения Ленинградской области имеет не только научное значение. Целый ряд факторов социально-экономического развития территории остались неизменными за всю тысячелетнюю историю северозападных окраин России. К таким факторам относятся: географическое положение, природные условия и полезные ископаемые. При внимательном рассмотрении мы

обязательно заметим, что многие современные социально-экономические проблемы имеют чёткий историко-географический генезис. В качестве примера можно привести тупиковую ситуацию в торговле сланцами и электроэнергией между Россией и Эстонией, возникшую в 1995 г. При всей внешней новизне, этот вопрос уже решался в аналогичных политико-географических условиях, а именно в 1920-е и 1930-е гг. Именно поэтому современные проблемы области не могут быть решены без изучения основных моментов исторической географии и политической истории региона.

Территория современной Ленинградской области осваивается и заселяется уже более тысячи лет, хотя в это трудно поверить, путешествуя по восточным районам. В УШ-1Х вв. ильменские словене и кривичи начали постепенно заселять южный берег Ладожского озера, побережье Финского залива. Это не означает, что территория до того не была заселена. Здесь проживали угро-финские племена — водь и ижора, занимавшиеся преимущественно охотой и рыболовством. С другой стороны, пришедшие славянские племена занимались, прежде всего, земледелием. Впоследствии, уже в рамках Новгородской феодальной республики, сложилось положение, сохраняющееся и до сих пор: представители всех национальностей имели равные права и обязанности, различия существовали лишь по имущественному, сословному признаку. Таким образом, первой важнейшей особенностью края является отсутствие национальных конфликтов практически за весь тысячелетний период.

Как известно, древнерусские летописи называют на период IX — начало X вв. 16 городов. Из них один — Ладога — возникла в 862 г. и находится на территории современной Ленинградской области. Два других — Новгород (862 г.) и Псков (903 г.) — являлись центрами, откуда начиналось освоение более северных территорий. Нельзя не остановиться более подробно на историческом значении Ладоги (в настоящее время — Старой Ладоги). Уже к Х в. Ладога стала хозяйственным, политическим и военным форпостом славянства на Северо-Западе. Через Ладогу проходил торговый путь «из варяг в греки», здесь был расположен крупный центр меновой торговли с немецкими и шведскими купцами. Вплоть до победы России в Северной войне Ладога была порубежной российской крепостью. Иногда граница проходила в 30 км от города. И не случайно, что Борис Годунов подарил городу колокол с надписью «Ладоге — оплоту государства моего».

Территория современной Ленинградской области ограничена с запада и северо-запада линией крепостей — Ивангород, Выборг, Приозерск (Корела). Именно здесь в Х11-Х111 вв. пролегали границы Новгородской феодальной республики, здесь же проходит и современная граница Российской Федерации. Конечно же, в истории России бывали сложные периоды, когда граница как бы отступала, откатывалась на юг и восток. Тем не менее, она всегда возвращалась на эти естественные политико-географические рубежи.

Ещё в XI в. у Руси не было серьёзных противников на Балтике. В Х11-Х111 вв. ситуация изменилась: финские племена попали под власть Шведского государства, эсты были покорены немецким орденом Меченосцев. В 1240 г. шведский флот вошёл в Неву, войска ордена захватывают города Псков и Изборск, погосты Копорье и Луга. В 1293 г. шведы разрушают новгородско-карельское поселение и основывают крепость Выборг. В 1295 г. таким же путём возникает шведская крепость на месте современного Приозерска, в том же году крепость захвачена новгородцами. Перечисление битв, городов и мирных договоров не является предметом данной работы,

важно другое: уже к Х111 в. главной характеристикой края являлось пограничное положение в условиях жёсткого военно-политического и экономического противостояния с сильнейшими государствами Европы. В свою очередь, пограничное положение определило диалектику взаимодействия барьерной и интегрирующей функций границы. С одной стороны — военно-политическая необходимость держать границу «на замке», с другой — объективная экономическая необходимость поддерживать экономические отношения с Ганзой, Швецией и т. д. Именно поэтому, в новгородских летописях сообщения о войнах и конфликтах соседствуют с торговыми договорами и соглашениями. Значение экономических контактов подчёркивает тот факт, что сильнейшим средством воздействия на Швецию и Ганзу являлся не захват крепостей, а приостановка торговых связей и арест купцов с товарами.

Порубежное положение определило и географию городов: практически все города, возникшие в Х1У-ХУ вв., являлись одновременно крепостями и торговыми центрами. Так возникла крепость Орехов, упоминаемая в летописях с 1323 г. Она расположена на острове, находящемся в истоках реки Невы. Аналогично происхождение Тиверского городка на реке Вуоксе; крепости Ям, впоследствии Ямбург, а затем Кингисепп (1384 г.), расположенной на восточном берегу реки Луга; крепости Копорье (1280 г.). В южном приладожье в конце Х1У в. русское население начинает преобладать над угро-финским, здесь возникают многочисленные населённые пункты. Так с 1383 г. упоминается в летописях Пречистенский Тихвинский погост, впоследствии город Тихвин. Важнейшим моментом в политической истории Северо-Запада является строительство непосредственно на ливонской границе крепости Ивангород (1492 г.), но это событие относится уже к другому историческому этапу развития централизованного Российского государства.

Ивангородская крепость является, пожалуй, единственным крепостным ансамблем на Северо-Западе России, вокруг которого не возникло сколько-нибудь значительного поселения. Этот факт объясняется тем, что Ивангородская крепость находится на расстоянии «полёта стрелы» от грозной Нарвской крепости, находившейся в течение 500 лет под властью весьма недружественных к Руси государств. Следует отметить, что граница по реке Нарова (Нарва) является одной из наиболее устойчивых в Европе. Первые сведения о ней относятся к середине Х111 в. Текущая информация доступна нам по свежим газетам, которые рассказывают о ходе российско-эстонских переговоров по вопросам демаркации государственной границы. Эта граница является важнейшим геополитическим рубежом в масштабе России, значение её для Северо-Запада переоценить невозможно: в тех случаях, когда Ивангород оказывался во власти захватчиков, геополитическое равновесие нарушалось настолько серьёзно, что под угрозой оказывались Ям и Копорье, Новгород и Псков, Ладога и Тихвин и даже Москва. Утрата Ивангорода и Корелы автоматически вызывала потерю того небольшого участка балтийского побережья, которым обладала Русь с Х11 в. по 1617 г. (Столбовский мирный договор со Швецией). Именно поэтому, рубеж по р. Нарва, Чудскому, Тёплому и Псковскому озёрами оказывался в центре внимания всех ведущих политиков и военных — от Александра Невского до Владимира Путина.

Несмотря на значительную военно-политическую активность линия границы не претерпела существенных изменений до 1617 г., что в свою очередь способствовало дальнейшему хозяйственному освоению территории современной Ленинградской области. К началу ХУ11 в. сельская система расселения становится более стабильной,

деревни, попавшие в Переписные книги ХУ1-ХУ11 вв., сохраняются и в Генеральном межевании XVIII в. Это объясняется переходом от подсечно-огневого землепользования к трёхполью: «яровые-озимые-пар». Происходили и другие прогрессивные изменения в социально-экономической жизни региона: оброк вытеснялся барщиной, натуральный обмен уступал место полноценной торговле. В этот период продолжалось укрепление крепостей, связанное с появлением огнестрельного оружия и артиллерии, продолжался рост городов и развитие путей сообщения. Поступательное развитие края было прервано шведской оккупацией в «Смутное время» и с 1617 г. почти на сто лет Россия оказалась полностью отрезанной от Балтийского моря.

Анализируя основные черты исторической географии края в допетровский период, можно сделать следующие выводы.

1. Вплоть до XVIII в. сохранялся очаговый характер освоения территории.

2. Главным стимулом освоения территории были соображения безопасности, торговля шла за обороной, а не наоборот.

3. Опорными пунктами освоения территории являлись крепости и монастыри, фактически являющиеся крепостными сооружениями.

4. Крепости и населённые пункты края стали аванпостами Российского государства, основная полоса расселения начиналась за Валдайской возвышенностью.

5. До Столбовского мирного договора со Швецией изменение численности населения, географии расселения, этнического и конфессионального состава населения шло эволюционным путём. Доля славянского населения росла параллельно с общей численностью населения, расселение становилось более равномерным, завершился переход местного угро-финского населения в православие.

Северная война, как известно, закончилась в 1721 г. подписанием Ништадского мирного договора, но ещё в 1708 г. на возвращённых землях была образована Ин-германландская губерния. Первоначально Ингерманландская губерния охватывала огромную территорию от Нарвы до Ярославля и от Выборга до Новгорода. В 1719 и 1727 гг. губерния была разукрупнена и её территория стала отдалённо напоминать контуры современной Ленинградской области. С 1721 г. Санкт-Петербургская губерния стала внутренней, тыловой территорией. Изменение границ России принципиально изменило характер освоения территории. Все крепости, кроме Выборга и Кексгольма (Приозерск), утратили своё значение. В результате численность населения Копорья и Ладоги уменьшилась. Ямбург начал развиваться как город на магистральном пути, соединяющем Санкт-Петербург и Ревель; Тихвин получил второе рождение благодаря строительству и эксплуатации Тихвинской водной системы, соединяющей бассейны Невы и Волги. С другой стороны, появились новые возможности для социально-экономического развития и, как следствие этого, начали появляться новые города. Так, например, возник город Лодейное Поле, главной градообразующей отраслью которого стало судостроение. Ещё при Петре I началось строительство ряда искусственных водных путей, призванных обеспечить надёжную связь с районами центральной России и создать условия для превращения Санкт-Петербурга в крупный торговый порт. Помимо Тихвинской водной системы была создана Вышневолоцкая и построен обводной канал вдоль южного берега Ладоги. В месте пересечения канала и р. Волхов возник город Новая Ладога.

Начало XVII в. характеризуется тем, что на территории современной Ленинградской области появляются города и крупные поселения, градообразующей базой

которых стали промышленные предприятия. Так, в 1721 г., началось строительство Сестрорецкого оружейного завода, в 1723 г. — Ижорского завода. В своём большинстве промышленные предприятия, созданные в XVIII в., были сконцентрированы в непосредственной близости от Санкт-Петербурга и по своему профилю оказались сориентированными на обслуживание столицы Российской империи. Это относится к лесопильным производствам, кирпичным заводам и каменоломням. Во второй половине XVIII в. в губернии появляются многочисленные бумажные мануфактуры. Столичная функция Санкт-Петербурга, переселение в него царской семьи, высшей знати, дворянства из Москвы, привели к появлению вокруг Санкт-Петербурга целого комплекса дворцово-парковых ансамблей. Вокруг них возникали посёлки, а затем и небольшие города. Ещё в 1705 г. начал строиться дворец Петра I в Стрельне, одновременно шли работы в царской приморской резиденции (ныне город Петродворец). Дворцово-парковый ансамбль Петродворца строился всё XVIII столетие. В дальнейшем, смена царей и цариц на российском престоле способствовала строительству новых дворцово-парковых ансамблей, превращающихся впоследствии в города. Так, появился город Пушкин (Царское село), выросший на месте Саарской мызы Екатерины I. Аналогично происхождение города Павловска. Екатерина II подарила село Павловское своему сыну Павлу. С 1796 г. резиденция Павла I — город Павловск. Ораниенбаум (сейчас город Ломоносов) наиболее активно развивался с середины

XVIII в., когда он стал резиденцией наследника престола Петра Фёдоровича. Гатчина, возникшая на месте небольшого сельского поселения, получила права города благодаря резиденции Павла I.

Социально-экономическое развитие Санкт-Петербургской губернии в течение всего XVIII и начала XIX вв. происходило не со стороны староосвоенных земель — Москвы, Новгорода и Пскова, а концентрически от Санкт-Петербурга. В результате освоение территории шло очень неравномерно: вдоль транспортных путей и вокруг Санкт-Петербурга на расстоянии 30-40 км. Подобное положение объясняется не только чисто экономическими закономерностями, но и административным регулированием. Указом от 12 января 1759 г., принятым во время царствования Елизаветы Петровны и подтвержденным Екатериной II 23 октября 1762 г., воспрещалось «в ближних к Санкт-Петербургу местах учреждать вновь фабрики и заводы». Последствия подобного подхода ощущаются и в современной социально-экономической географии Ленинградской области.

Административно-территориальное деление Санкт-Петербургской губернии в

XIX в. практически не менялось (8 уездов и 126 волостей). Кроме того, за пределами современных границ области находилась Выборгская губерния (4 уезда), Тихвинский уезд Новгородской губернии, Лодейнопольский уезд Олонецкой губернии. С другой стороны, в состав губернии вплоть до 1917 г. входил город Нарва. В пересчёте по данным переписи 1897 г. численность населения (в современных границах) составила 995 тыс. чел., доля русских была 82 %. Доля городского населения составляла 8 %. Крупнейшими городами были: Выборг, Гатчина и Луга. Преобладали сельские населённые пункты: из общего числа селений 3850 (1897 г.) только 1,5 % имели более 100 дворов. Существовало 13 населённых пунктов с численностью населения более 2 тыс. чел.: из них 8 не имели прав городов (в т. ч. промышленные центры Колпино — 12 тыс. чел. и Сестрорецк — 8 тыс. чел.).

Реформа 1861 г. вызвала качественное ускорение темпов социально-экономического развития. Рост промышленности, разрушение сельской общины, развитие торговли и транспорта в рамках Российской империи особенно быстро проходило в столичной губернии. Если география промышленности в пределах губернии принципиально не изменилась в течение Х1Х в., то сельское хозяйство претерпело коренную перестройку. В радиусе 30-40 км от Санкт-Петербурга сформировалось кольцо высоко рентабельного молочного и овощного производства, возникли узкоспециализированные товарные хозяйства. Например, в Петергофском уезде доминировала специализация на ранних сортах ягод. В отдалённых уездах развивалась специализация на технических культурах: льне, конопле, хмеле. Вместе с тем, в отдалённых восточных районах вплоть до конца Х1Х в. встречалось подсечно-огневое земледелие.

Коренную реконструкцию претерпела и транспортная система, помимо трёх искусственных водных путей и старых каналов были построены новые обводные каналы, через территорию губернии проходили железнодорожные пути на Мурманск, Ярославль, Москву, Лугу — Валдай, Ревель, Выборг, Сердобль. В губернии были развиты телеграф, телефон, радио, существовал план развития регулярного воздушного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом. Непосредственно перед первой мировой войной началась планомерная разведка недр области, т. к. впервые была поставлена задача приоритетной опоры на собственные ресурсы Северо-Запада. В 1916 г. были обнаружены бокситы в Тихвинском уезде и сланцы в Ямбургском уезде, их освоение началось уже после революции.

В апреле 1918 г. 8 губерний Северо-Запада объединились в Союз коммун Северной области, губернское деление при этом было сохранено. В 1927 г., при ликвидации губерний, была образована Ленинградская область, состоящая тогда из 9 округов и охватывающая территорию от Мурманска до Новгорода и от Пскова до Череповца.

До Великой Отечественной войны границы области изменялись ещё четырежды и каждый раз в сторону уменьшения территории, однако, окончательное разукрупнение области произошло в 1944 г., когда из её состава выделились Новгородская и Псковская области, но был присоединён Карельский перешеек. После революции и гражданской войны северо-западные границы России существенно изменились. Была утрачена большая часть балтийского побережья, граница между Выборгской и Санкт-Петербургской губерниями стала государственной границей СССР и Финляндии. На 7 км на восток сместилась граница между Эстляндской и Санкт-Петербургской губерниями, при этом она также приобрела государственный статус.

Принятие плана государственной электрификации России (ГОЭЛРО) иногда рассматривается как важное, но, в целом, отраслевое решение. При этом забывается, что ГОЭЛРО — это, прежде всего, план перестройки народного хозяйства, основанный на опоре на собственные топливные и иные сырьевые ресурсы. Так, например, до 1914 г. Санкт-Петербург и часть губернии снабжались импортным углём или донбасским антрацитом, в 1920-е гг. это оказалось невозможным — в результате началось строительство Волховской ГЭС, ТЭЦ в Уткиной Заводи. В 1927 г. добыча горючего торфа составила 300 тыс. тонн.

Показательно, что в условиях постоянно растущих транспортных тарифов и стоимости энергоносителей правительство Ленинградской области в 1995 г. возвратилось к проверенным временем решениям и приступило к возрождению добычи и использования энергетического торфа. В 1930-е гг. были реконструированы практи-

чески все промышленные предприятия, построенные до революции. Хозяйственная периферия города отодвинулась на расстояние до 90-100 км — это объясняется тем, что плановое хозяйство способствовало созданию более равномерной территориальной структуры хозяйства. После войны были не только восстановлены промышленные предприятия, существовавшие ранее, но и построено много новых, прежде всего в восточных районах. Обращает на себя внимание список промышленных предприятий, построенных в конце 50-х гг. ХХ в. в Ленинградской области. Это Пикалевский глинозёмный завод, Тихвинский глинозёмный, цеха электрокорунда в Бокситогор-ске. Аналогичная тенденция существовала и в 1960-е гг. В 1965 г. появился новый город Кириши, градообразующей базой которого стал нефтеперерабатывающий завод и мощная ГРЭС. Новое строительство осуществлялось в Тихвине, Кингисепе (комбинат «Фосфорит»), несколько предприятий были построены в Ивангороде. В Сясьстрое, Светогорске, Приозерске были построены и реконструированы целлюлозно-бумажные комбинаты. В 1967 г. на берегу Копорской губы началось строительство нового города — Сосновый Бор и Ленинградской атомной электростанции. В 60-е гг. прошлого века активно развивался водный транспорт: были построены Волго-Балтийский и Сайменский канал.

Коренным образом в 1960-1970-е гг. было перестроено сельское хозяйство. Производительность труда, урожайность, энерговооружённость в Ленинградской области была в 2-3 раза выше, чем в соседних областях Российского Нечерноземья. Активно развивалась кооперация и специализация хозяйств, возникли крупные и сверхкрупные животноводческие комплексы. По молоку, мясу и овощам Ленинградская область не только вышла на самообеспечение, но и покрывала 60-80 % потребности Ленинграда в указанных продуктах.

Таким образом, в послевоенные годы промышленность и сельское хозяйство развивались более равномерно в границах области. Новые города возникали преимущественно на расстоянии 100 км от Ленинграда, при этом они часто использовали выгоды географического положения на пути в союзные республики (Эстонию) или дружественные государства (Финляндию). Это, в свою очередь, объясняется существенным улучшением политико-географического положения Ленинградской области. Новые западные и северо-западные границы области прошли по реке Нарве, у стен древней Ивангородской крепости и были перенесены с реки Сестры за Выборг и Приозерск.

Подводя итоги, необходимо отметить несколько принципиальных черт политической географии современной Ленинградской области.

1. Несмотря на тысячелетнюю историю северо-западных окраин Российского государства нельзя не заметить поразительную устойчивость основных черт их географии. Крепости, водные артерии и, конечно же, так называемый «выход в море» — всегда оставались в центре экономической и политической истории края. В результате, не смотря на имеющиеся различные мнения о границах «Северо-Западной историко-географической области» [2; 3; 8], фактор границы жёстко определяет её западный предел.

2. После строительства Санкт-Петербурга возникло противоречие между ускоренным социально-экономическим развитием города и замедленным развитием губернии. Более чем два столетия интересы города всегда ставились впереди интересов губернии, между тем Санкт-Петербург возник как крепость для защиты территории России в целом, и губернии, в частности.

3. Границы края обладают значительной устойчивостью. За 750 лет граница по реке Нарве, за Выборгом и Приозерском практически не изменилась, хотя иногда отодвигалась на запад и восток, север и юг. В настоящее время северные границы области являются в значительной степени и этноландшафтными границами.

4. Представление о Северо-Западе как о целостной единице существовало в двух видах: а) большой Северо-Запад легко идентифицируется в границах Новгородской феодальной республики, Ингерманландской губернии времён Петра I, Союзе коммун Северной области; б) Санкт-Петербургская губерния и, в значительной степени, напоминающая её Ленинградская область.

В этих двух формах территориальная организация края существовала на протяжении 700 лет.

Какие выводы можно сделать исходя из анализа основных черт исторической географии Ленинградской области?

1. Ленинградская область является целостным социально-экономическим организмом, находящимся в своих естественных географических границах.

2. Цели и ориентиры экономического развития области могут и должны быть самостоятельными.

Гарантией успешного социально-экономического развития области является опора на местные ресурсы и учёт исторического опыта.

Литература

1. Баранский Н. Н. Избранные труды. Становление советской экономической географии. М.: Мысль, 1980. С. 137.

2. Вампилова Л. Б., Манаков А. Г. Опыт историко-географического районирования территории России // Известия Русского географического общества. Т. 145. Вып. 2, 2013. С. 25-36.

3. Вампилова Л. Б., Манаков А. Г. Районирование России: историко-географический подход // Псковский регионологический журнал. № 13. Псков: Изд-во ПсковГУ, 2012. С. 26-36.

4. Географическое положение и территориальные структуры: Памяти И. М. Маергойза / Сост. П. М. Полян, А. И. Трейвиш. М.: Новый хронограф, 2012.

5. Кузнецов С. В., Межевич Н.М. Экономическое пространство. Теория и практика. СПб., 2012.

6. Лачининский С. С. Опыт типологии геоэкономических рисков // География и природные ресурсы. 2013. № 2. С. 15-22.

7. Лачининский С. С. Эволюция экономического пространства России в XXI веке: геоэкономический подход // Социально-экономическая география. Вестник Ассоциации российских географов-обществоведов. 2012, № 1. С. 258-268. [Электронный ресурс]: URL: http://www.vestnik-argo.sfedu.ru/sites/default/ files/23. Лачининский.pdf (дата обращения: 24.02.2014).

8. Манаков А. Г. Подходы к историко-географическому районированию Северо-Западной России в физической и культурной географии // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Естественные и физико-математические науки». Выпуск 3. Псков: Изд-во ПсковГУ, 2013. С. 64-77.

9. Пространственное развитие экономики макрорегиона (на примере Северо-Западного федерального округа) / Под ред. С. В. Кузнецова. СПб., 2013.

Об авторе

Межевич Николай Маратович — доктор экономических наук, профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, Россия. E-mail: mez13@mail.ru

N. Megewich

KEY HISTORICAL AND GEOGRAPHICAL CHARACTERISTICS OF

THE LENINGRAD REGION

The main socio-economic problems of the region are based on historical and geographical origin. In this context, the region is presented not only as a territorial unit of the state, but as a subsystem of socio-economic sector of the country, that significantly may affect formation of its features. Socio-economic specifics of current Leningrad region are a typical example and the result of its historical and geographical development.

Initially, the pre-Petrine period is characterized by the development of focal areas, as geographically advantageous point in the context of security and trade. Then, the realization of strategic importance of the region, and the result of the Northern War leads to consolidation of its position as an important geopolitical and geo-economic post in the north-western region of Russia.

During the 700 year historical period the geography of Leningrad Region has undergone minor changes and had some common fundamental features: sea access, borders stability, the idea of the region as a complete unit. Taking into consideration historical experience of the region's development together with modern potential of the region will contribute to its successful socio-economic development.

Key words: Leningrad region, Saint-Petersburg, North-West, region, territory, area, border, geoeconomics, geography.

About the author

Prof. Nikolay Megewich, Department of European Studies, Faculty of International Relations, St. Petersburg State University, Russia.

E-mail: mez13@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.