Научная статья на тему 'К вопросу о классификации лоббистских технологий'

К вопросу о классификации лоббистских технологий Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2388
463
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ / ЛОББИЗМ / ЛОББИСТСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / INTEREST GROUPS / LOBBYING / LOBBYING TECHNIQUES / POLICY MAKING PROCESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фельдман Павел Яковлевич

Статья посвящена проблеме типологизации технологий лоббирования и рассмотрению сфер их практического применения. Автор предлагает принцип классификации лоббистских технологий и определяет сферы их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the typology of lobbying techniques and to review of their practical application's spheres. The classification principle of lobbying technologies is suggested by the author, and the spheres of their applying are defined.

Текст научной работы на тему «К вопросу о классификации лоббистских технологий»

Павел ФЕЛЬДМАН

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ЛОББИСТСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья посвящена проблеме типопогизации технологий лоббирования и рассмотрению сфер их практического применения. Автор предлагает принцип классификации лоббистских технологий и определяет сферы их применения.

The article is devoted to the typology of lobbying techniques and to review of their practical application’s spheres. The classification principle of lobbying technologies is suggested by the author, and the spheres of their applying are defined.

Ключевые слова:

группы интересов, лоббизм, лоббистские технологии, процесс принятия политических решений; interest groups, lobbying, lobbying techniques, policy making process.

ФЕЛЬДМАН

Павел

Яковлевич — аспирант кафедры философии и политологии Академии труда и социальных отношений navel_atiso@mail.ru

Процесс становления института цивилизованного лоббизма в России находится в центре внимания отечественных полито -логов уже более двух десятилетий. В контексте данной про -блемы наиболее перспективным направлением для исследований нам представляется сфера практического применения лоббистских технологий, их типологизация и систематизирование. Под техно -логиями лоббирования мы понимаем совокупность механизмов, с помощью которых множественные группы интересов, выступаю -щие субъектами лоббизма, оказывают целенаправленное воздей -ствие на процесс принятия политических решений. Объектами лоббизма в данном случае становятся органы власти, к компетен -ции которых относится сфера отстаиваемых интересов.

Попытки классифицировать лоббистские технологии предпринимали такие российские исследователи, как А.С. Косопкин, А.В. Павроз, П.А. Толстых и др.1 Для перечисленных авторов главным методологическим принципом классификации служило деление технологий на прямые (подразумевающие оказание непо -средственного давления на объект лоббизма) и косвенные (осно -ванные на опосредованном воздействии). Данный подход пред -ставляется нам оправданным, однако он не отражает всего много образия лоббистских инструментов и нуждается в значительном совершенствовании. В частности, при классификации технологий необходимо принимать во внимание, что лоббирование представ ляет собой коммуникативный процесс, в основе которого лежит не столько воздействие, сколько взаимодействие между множествен ными акторами. На основе данной точки зрения нами разработана классификация лоббистских технологий, которая предполагает их разделение на инфраструктурные технологии и технологии воздей ствия. Первые используются для информационного обеспечения лоббистской деятельности, вторые служат для оказания непосред -ственного давления на органы власти.

Рассмотрим подробнее лоббистские технологии, отнесенные нами к инфраструктурным, — артикуляционные, консалтинговые и аналитические.

Целью применения артикуляционных технологий является выяв -ление предмета лоббизма (интереса, ради удовлетворения которого впоследствии оказывается воздействие на власть) и установление его

1 См.: Косопкин А.С. Корпоративные основы лоббистской деятельности // http://www.pr-professional.ru/publ/kosopkin.php; Павроз А.В. GR как институт социально-политического взаимодействия // ПОЛИТЭКС: Политическая экспертиза : альманах. Вып. 2. - СПб., 2005, с. 238-252; Толстых П.А. GR. Практикум по лоббизму в России. — М. : Альпина Бизнес Букс, 2007.

в качестве общегруппового. Артикуляция интересов группы реализуется за счет ряда инструментов и мероприятий, среди кото рых можно назвать:

— проведение собраний рядовых членов и лидеров группы с целью обсуждения выдвигаемых требований;

— направление от центра к периферии информационных материалов в под держку своей позиции (листовок, газет, телевизионных сюжетов и т.д.);

— проведение мероприятий научного и общественно - политического характера: форумов, конференций, круглых столов;

— закрепление выдвинутых интересов в форме решений, постановлений, реко -мендаций.

Артикуляционные технологии обычно предшествуют процессу оказания воздей -ствия на объект лоббизма, но часто реали -зуются после его завершения, когда лидер группы и агенты лоббизма отчитываются перед рядовыми членами о достигнутом результате.

Ключевую роль в лоббистской деятель -ности играют аналитические технологии. Предназначение аналитических техно логий — сбор и обработка информации, которая необходима для оказания эффективного воздействия на объект лоббизма. Под информацией в данном случае пони мается совокупность данных об объекте лоббизма, специфике и среде его функционирования, а также обо всех явлениях социальной, экономической и политиче ской жизни государства, которые имеют непосредственное значение для лоббист ской деятельности. Аналитические техно логии лоббизма применяются также для расшифровки поступающих от объекта лоббизма ответных сообщений, что чрез вычайно важно для установления обратной связи в процессе коммуникации с орга -нами власти. Еще одним важным направ -лением аналитических технологий явля ется прогнозирование. Аналитические технологии лоббизма основаны на общей методологии эмпирических исследова ний, применяемых в политической науке. Здесь выделяются два направления: сбор и обработка первичной информации и анализ информации из вторичных источ ников.

Сбор первичной информации осущест вляется благодаря применению таких исследовательских методов, как социо логические опросы и анкетирование;

наблюдение, мониторинг политического процесса; фокус - групповые исследова -ния; ивент - анализ (анализ политиче -ских событий и социальных процессов); неформализованное экспертное интер -вьюирование. Методологический инструментарий, с помощью которого осущест -вляется анализ вторичной информации, включает: анализ документов; контент- и интент- анализ материалов СМИ; биографические исследования; дискурс - анализ. Все вышеперечисленные методы иссле -дований направлены на то, чтобы опти -мизировать процесс воздействия субъекта лоббизма и его агентов на объект.

Основное предназначение консалтинговых технологий — обеспечение лидеров группы интересов, выполняющих функции лоббистов, практическими рекомен -дациями по взаимодействию с органами власти. Роль консультантов могут выпол -нять либо привлеченные на основе аутсор -синга организации, либо внутриоргани -зационные структурные подразделения, специализирующиеся на взаимодействии с органами власти.

В основе нашего подхода к классифика -ции лоббистских технологий воздействия лежит принцип их деления на прямые и косвенные. В контексте такого подхода следует подробнее рассмотреть каждый из выделенных типов технологий. Наиболее значительной и объемной составляющей лоббистской деятельности являются пря -мые технологии, среди которых выделя -ются Government Relations (GR), кабинетное и публичное лоббирование.

Government Relations представляют собой набор технологий и методов, ориенти -рованных на поддержание постоянного взаимодействия субъекта лоббизма с объ -ектом. Целью GR является не только про -движение конкретных инициатив, но и установление долгосрочных партнерских отношений с лицами, ответственными за принятие политических решений. В основе GR-технологий лежит информаци -онный обмен между группой интересов и представителями институтов государст-венной власти. Это направление подразумевает донесение позиции субъекта лоббизма до объекта посредством направ ления в госструктуры писем, рекомен даций, проектов правовых актов, анали -тических и статистических материалов. GR - деятельность, как правило, достаточно прозрачна и носит преимущественно

официальный характер, однако одним из ее немаловажных направлений является поддержание неформальных партнерских коммуникаций субъекта лоббизма с объ -ектом.

Кабинетное лоббирование следует понимать как механизм представитель ства интересов, в котором важнейшая роль отводится агентам посредникам, распола гающим ресурсом в виде множественных точек доступа к центрам принятия поли тических решений. Основным инструмен -том кабинетного лоббирования служат личные встречи агентов группы интересов с представителями власти, в ходе которых осуществляется убеждение объекта лоб бистского воздействия, его мотивация в пользу позиции заинтересованной группы. Поскольку лоббистская деятельность в РФ до сих пор не регулируется законодатель ством, кабинетное лоббирование стано -вится областью применения максимально непрозрачных, «теневых» технологий. И здесь в качестве основного фактора воз действия часто применяется создание у представителей государственных структур материальной или иной заинтересованно сти в том, чтобы решить вопрос в пользу конкретной группы интересов. Гораздо реже имеет место метод реального убежде -ния, основанный на аргументации и опе рировании фактами, подкрепляющими необходимость разрешения той или иной проблемы.

Публичное лоббирование использу ется для оказания воздействия на органы власти посредством участия лоббистов в мероприятиях дискуссионного характера, организатором и инициатором которых чаще всего является сама власть. В каче стве таких мероприятий могут рассматри ваться международные и национальные форумы, конференции, экспертные сове щания, которые служат для агентов раз нообразных групп интересов площадками для лоббистской деятельности. Публичное лоббирование по набору применяемых инструментов близко к кабинетному, однако, в отличие от него, характеризу ется полной открытостью и отсутствием элемента кулуарности. К публичному лоббированию, как правило, прибегают организации, занимающиеся социальным лоббизмом. Основным методом публич ного лоббирования является убеждение, т.е. аргументация позиции лоббирующих субъектов. Отличительная особенность

публичного лоббирования заключается в его соревновательной основе, которая подразумевает ведение дискуссии между агентами различных групп с противопо -ложными интересами (например, пред ставителей работников и работодателей). Специфической формой публичного лоб бирования является направление в органы власти открытых письменных обращений с предварительным сбором подписей под ними.

Обоснование существованию косвен -ных лоббистских технологий впервые дал еще М. Дюверже, утверждавший, что группы интересов «оказывают непрямое давление на общественность с целью со -здания общественного мнения, которое, в свою очередь, будет воздействовать на глав правительств, всегда прислушивающихся к нему»1. Среди косвенных лоббистских технологий можно выделить Public Affairs (воздействие через общественные структуры), Media Relations (воздействие через СМИ), Grasroots (коллективные дей -ствия).

В основе Public Affairs лежит принцип опосредованного воздействия на объ-ект лоббизма при помощи партнерских по отношению к субъекту акторов, в роли которых выступают многообраз ные институты гражданского общества и участники публичного политического процесса. Наиболее распространенной и эффективной технологией Public Affairs является формирование коалиций, когда сразу несколько групп интересов объеди -няют свои лоббистские ресурсы и выдви -гают по отношению к власти коллектив -ные требования. Проводником многих гражданских инициатив в России стано -вится Общественная палата, выступаю щая партнером целого ряда институтов гражданского общества и пользующаяся исключительным правом доступа к про -цессу принятия политических решений на федеральном уровне.

Такое направление, как Media Relations, подразумевает использование средств массовой информации в качестве агентов воздействия на объект лоббизма. В рам -ках данного направления осуществляется информационное сопровождение лобби -руемого интереса. Основная цель Media Relations — информирование представите -

1 Дюверже М. Партийная политика и группы давления // Социально-гуманитарные знания, 2000, № 4, с. 267-268.

лей власти о наличии определенных про блем и необходимости их разрешения. Это достигается благодаря целенаправленной работе со СМИ, журналистским сообще ством, интернет - блоггерами, т.е. теми, чьей потенциальной целевой аудиторией могут оказаться лица, ответственные за принятие политических решений. Главным образом благодаря Media Relations формируется определенный имидж субъекта лоббизма у объекта воздействия. Российская практика лоббистской деятельности свидетель -ствует о том, что максимальным ресурсом воздействия на представителей власти в нашей стране обладают «Первый канал», ВГТРК, НТВ и такие печатные СМИ, как «Российская газета», «Парламентская газета», «Коммерсантъ».

Grassroots-технологии (от англ. «корни травы») широко применяются массовыми группами интересов, например профсою зами и экологическими объединениями. Инструментарий Grassroots включает орга низацию и проведение всякого рода мас совых акций и коллективных действий, для участия в которых мобилизуются как непосредственные члены группы интере сов, так и представители широкой обще ственности, разделяющие сходные цели либо мотивированные материально. Часто такие акции носят деструктивный харак -тер, однако при этом обладают значитель -ным ресурсом воздействия на представи -телей власти, т.к. привлекают внимание широкой общественности и СМИ.

Следует отличать лоббистские техно-логии Grassroots от проявлений стихий -ной протестной активности граждан. Лоббирование, в отличие от стихийных массовых акций гражданского недоволь -ства, всегда подразумевает предъявление по отношению к органам власти адекват -ных требований, которые реальны для выполнения. В процессе лоббирования обычно применяется целый комплекс тех -нологий воздействия, и Grassrots в таком случае становятся одним из элементов лоббистской кампании наряду с другими инструментами. Коллективные действия, которые носят лоббистский характер, отличаются от стихийных протестов высо -ким уровнем организации, законностью, отсутствием каких-либо экстремистских проявлений. Процесс лоббирования явля ется довольно длительным, а стихийные акции протеста чаще всего спонтанны и

скоротечны. Мероприятия лоббистского характера не приостанавливаются даже после того, как достигается поставленная цель (всегда применяются дополнитель -ные меры по закреплению и углублению результата), а стихийные протесты завер -шаются ровно тогда, когда власть удовлет -воряет выдвинутые в ходе акций требования.

При проведении большинства лоббист -ских кампаний с использованием косвен -ных технологий воздействия имеет место комбинированное применение инструментов Public Affairs, Media Relations и Grassroots. Это означает, что между объектом и субъектом лоббизма выстаиваются так называемые «цепочки аудиторий»1. Неотъемлемым элементов всех «цепочек аудиторий» являются средства массовой информации. Благодаря воздействию СМИ мобилизуется общественность, которая уже со своей стороны начинает оказывать давление на органы власти. В некоторых случаях лоббистские схемы обретают чрезвычайно сложный характер. С учетом современных тенденций, связанных с ростом влияния Интернета на формирование общественного мне -ния, можно говорить об использовании в лоббистских кампаниях не только средств массовой информации, но и электронных средств массовой коммуникации.

Проведенный нами анализ наибо лее масштабных лоббистских кампа ний последних лет позволяет сделать два основных вывода: во первых, для воз действия на органы власти в современной России преимущественно используется такая технология, как кабинетное лобби рование; во вторых, прямые технологии лоббирования находят более широкое при менение, чем косвенные. Все это делает процесс принятия политических решений предельно закрытым для представителей широкой общественности. Политическая модернизация нашей страны должна при вести к повышению публичности про цесса государственного управления, что позволит группам интересов и их агентам использовать более цивилизованные и разнообразные механизмы лоббирования.

1 Вуйма А.Ю. Лоббирование. Как добиться от власти нужных решений. — СПб. : Питер Пресс, 2008, с. 67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.