Научная статья на тему 'К вопросу о художественно-педагогическом образовании, эстетическом воспитании и личностной самореализации творческого потенциала учащихся в дагестанских школах'

К вопросу о художественно-педагогическом образовании, эстетическом воспитании и личностной самореализации творческого потенциала учащихся в дагестанских школах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДАГЕСТАНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камилова Халипат Магомедбеговна

В данной статье рассматривается личность учителя гимназии № 17 города Махачкалы Маркиной Марины Анатольевны, чья творческая и научно-педагогическая деятельность, направленная на возрождение, сохранение и обогащение национальных художественных традиций, способствует художественнопедагогическому образованию, эстетическому воспитанию и личностной самореализации творческого потенциала учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камилова Халипат Магомедбеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о художественно-педагогическом образовании, эстетическом воспитании и личностной самореализации творческого потенциала учащихся в дагестанских школах»

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161

3. Моделирование различных математических ситуаций посредством интегрирования знаний из различных областей.

4. Вырабатывание планов действий по разрешению реальной или смоделированной проблемы, проблемной ситуации.

5. Отбор и систематизация, из полученного или заданного множества информаций, необходимых данных для решения реальной или смоделированной проблемы.

6. Критическое оценивание (самооценивание) выполненных действий в математическом или практическом контексте.

7. Инициирование и проведение изысканий (исследований), используя приобретенные математические знания, изученные математические модели и соответствующие информационные и коммуникационные технологии, в том числе в предпринимательской области.

8. Разрешение проблем, проблемных ситуаций, возникших в рамках различных событий, путем сотрудничества.

Как показывает опыт, вопрос соотношения теории и практики - это самый острый вопрос, который связан с однозначной ориентацией компетентностного подхода на освоение компетенций, то есть на осуществление трудовой деятельности и на комплексное целостное освоение необходимых компетенций. Список использованной литературы

1. Бакасова Е. И. электронный образовательный ресурс "Современные педагогические технологии" г. Канск, филиала КГПУ им. В. П. Астафьева

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование, № 5, 2003

© Глухова О.Ю., 2016

Камилова Халипат Магомедбеговна

канд. пед. наук, учитель изобразительного искусства гимназии № 17,

г. Махачкала, РФ Е-шай: halipat111@mail.ru

К ВОПРОСУ О ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ, ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

УЧАЩИХСЯ В ДАГЕСТАНСКИХ ШКОЛАХ

Аннотация

В данной статье рассматривается личность учителя гимназии № 17 города Махачкалы Маркиной Марины Анатольевны, чья творческая и научно-педагогическая деятельность, направленная на возрождение, сохранение и обогащение национальных художественных традиций, способствует художественно-педагогическому образованию, эстетическому воспитанию и личностной самореализации творческого потенциала учащихся.

Ключевые слова

Художественно-педагогическое образование, эстетическое воспитание, научно-педагогическая деятельность, художественное творчество, культура и искусство Дагестана.

Развитие современного общества диктует особые условия организации художественно-эстетического образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий, методов работы с школьниками. В связи

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_

с этим, одной из постоянно актуальных проблем педагогики наряду с развитием теории и практики содержания, форм организации и методов обучения и воспитания в условиях современного образования является личность творчески работающего учителя.

И одним из таких творчески работающих педагогов, способного как постепенно и последовательно самостоятельно ставить и решать задачи повышения качества учебного процесса в системе непрерывного образования школьников, так и реализовать процесс самообразования - является учитель изобразительного искусства гимназии № 17 города Махачкалы Маркина Марина Анатольевна - учитель высшей категории, Отличник народного образования Дагестана.

Сегодня когда педагогическая система находится в сложном периоде перестройки всего образовательного процесса в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами, ищет новые пути организации образовательной деятельности, когда много сложностей в отборе инновационных технологий, в отсутствии готовых разработанных методических материалов, Маркина стремиться организовать образовательный процесс так, чтобы детям было интересно, комфортно, учитывая их индивидуальные особенности их художественно-эстетические потребности.

Маркина, в процессе формирования духовной культуры личности, приобщения к общечеловеческим ценностям, овладения культурным национальным наследием, первую очередь, ориентирует учащихся на познание собственных возможностей и способностей, активно вовлекая учащихся к научно -исследовательской, творческой деятельности, актуализируя поисково-познавательный потенциал учащихся.

Активно привлекая детей к участию в различных конкурсах, выставках закладывает фундамент социальной, познавательной и творческой активности, формирующий направленность на самореализацию личностного потенциала, сущностных творческих сил учащихся. Каждый год воспитанники Марины Анатольевны участвуют в городских конкурсах-выставках «Гамзатовские дни», «Горы глазами детей» и других периодических выставках. В рамках социальной сети «Одноклассники.ру», и школьной образовательной сети «Дневник. ру» Маркиной создана группа «Наш вернисаж» для детей гимназии № 17, где выставляются как творческие работы детей гимназии, так и различные учебно-методические материалы приобщения детей к изобразительной деятельности. Маркина М.А. неоднократно награждена благодарственными письмами за сотрудничество, координацию и организацию творческой деятельности школьников интернет-порталами «Детский развивающий портал «ПочемуЧка»», «Международный интернет-портал проКОНКУРСЫ.РУ», «Одарённость^и» и др.

Марина Анатольевна инициативный и талантливый педагог, владеющий передовыми педагогическими технологиями. В своей педагогической деятельности Маркина применяет современные интерактивные технологии, активные методы обучения для творческого усвоения материала учащимися и формирования устойчивого интереса к изобразительному искусству.

Марина Анатольевна проводит вместе с одаренными детьми большую научно-исследовательскую работу по изучению различных сфер изобразительного и декоративно-прикладного искусства, что значительно расширяет возможности успешного формирования эмоционального отношения к произведениям искусства и окружающей действительности, способствует духовному обогащению личности. Под ее руководством учащиеся активно участвуют в региональных научно-практических конференциях «Шаг в будущее» и «Творчество юных» и занимают призовые места

Марина Анатольевна охотно делится педагогическим опытом как со студентами художественно-графического факультета ДГПУ так и с коллегами как в рамках социальных сетей. Маркиной М.А. организована группа «Ассамблея учителей ИЗО», где учителя эстетического цикла, как Дагестана, так и других регионов обмениваются передовым педагогическим опытом.

Марина Анатольевна проводит большую внеурочную работу по художественно-эстетическому воспитанию учащихся, развитию любви к прекрасному. Вместе с детьми посещает музеи, выставочные залы Республики, творческие мастерские признанных художников региона, способствуя непосредственному восприятию подлинников традиционных и современных произведений изобразительного и декоративно-

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_

прикладного искусства, древних архитектурных памятников и других объектов художественной культуры региона.

В гимназии для одаренных детей функционирует кружок «Роспись ткани» под руководством Маркиной М.А., которая ставит целью пробуждать и укреплять интерес и любовь к изобразительному и декоративно-прикладному искусству, развивать эстетические чувства, понимание прекрасного, совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение, мышление, знакомить с культурой и искусством родного края.

Маркина - педагог, который совмещает в себе огромный преподавательский опыт, громадный объем знаний и по настоящему творческое, душевное отношение к самому процессу обучения школьников. Для многих выпускников знания, полученные на уроках марины Анатольевны, стали настоящим ориентиром в выборе дальнейшей профессии, в своем творчестве они несут лучшие традиции, навыки своего учителя, привитое им мастерство. Только в этом году три ее ученицы Магомедова Камила, Алиева Узлипат и Магомедова Айшат поступили в Дагестанское художественное училище имени М. Джемала.

Профессиональный опыт и художественное дарование Маркиной Марины Анатольевны находит выражение не только в педагогической деятельности, но и собственно-творческой. Следует отметить, что художественно-творческая деятельность самого педагога, способствующая как возрождению, сохранению и обогащению национальных художественных традиций, так и мировой культуры, как личный пример, играет важную роль в художественно-педагогическом образовании и эстетическом воспитании школьников.

Живописные произведения Маркиной М.А., в основном выполненные в технике горячего и холодного батика, свидетельствуют о бесспорном ярком даровании педагога. Она неоднократно занимала первые места в ежегодном республиканском конкурсе «Художник- педагог».

В натюрмортных композициях (рис.3) отличающихся высокохудожественным вкусом, изяществом и строгостью, Маркина М.А с большим мастерством подмечает и передает эстетическую выразительность предметов дагестанской старины.

Этнографичные пейзажные композиции (рис.4,5,6) Маркиной отличают мастерской передачей архитектурных особенностей Дагестана, сюжетные композиции (рис.1,2) - глубоким этническим содержанием, как правило, изображенных в самобытном традиционном интерьере или экстерьере, в национальной одежде за повседневными бытовыми заботами.

Недостаточно исследованная и в то же время актуальная тема художественно-педагогического творчества дагестанских учителей изобразительного искусства, которые занимаются выставочной деятельностью, искусствоведческими публикациями, методическими разработками, практическим внедрением передового педагогического опыта в педагогический процесс требует более детального рассмотрения, дальнейшего подробного изучения подготовке специалистов в области художественно-эстетического образования.

Рисунок 1. Рисунок 2. Рисунок 3.

«Балхарские кружева» «Танцующая балхарка» «Балхарский кувшин»

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161

Рисунок 4. «Ахтынский мост»

Список использованной литературы:

Рисунок 5. «Ахты»

Рисунок 6. «Дагестанские горы»

1. Дамаданова С.Р. Научно-исследовательская и художественно-творческая деятельность профессора Магомеда Омарова // Современное образование: Содержание, технологии, качество: материалы XVII Международной научно-методической конференции (20 апреля). - СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2011. - С. 67.

2. Ломов С.П., Аманжолов С.А. Методология художественного образования. Учебное пособие. М.:Прометей, 2011. с. 188

3. Рашидов О.К. художественно-творческая деятельность педагога Саидат Дамадановой. //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 10, 2015. С.-913

© Камилова Х.М., 2016

УКД 379.8

Одноочко Мария Кирилловна,

доцент ЧГУ, г. Череповец, РФ е-mail: odnoochkomk@gmail.com

ГОРНОЛЫЖНЫЕ ЦЕНТРЫ КАК МЕСТО АКТИВНОГО ЗИМНЕГО ОТДЫХА ЖИТЕЛЕЙ

ВОЛОГОДЧИНЫ

Аннотация

Проведен анализ и выделены показатели, позволяющие оценить жителям региона состояние горнолыжных центров Вологодской области. В исследовании использовался Интернет-опрос, в котором приняли участие 600 респондентов. Было предложено оценить по десятибалльной шкале такие характеристики горнолыжных центров, как расположение от населенных пунктов, качество, сложность и протяженность трасс, наличие и количество подъемников. Установлено, что из четырех функционирующих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.