Научная статья на тему 'К вопросу о характеристиках субъективного мира личности в период поздней взрослости'

К вопросу о характеристиках субъективного мира личности в период поздней взрослости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
386
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ МИРА / IMAGE OF WORLD / ПОЗДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ / LATE ADULTHOOD / ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ / LIFE EXPERIENCE / ПСИХОСЕМАНТИКА / PSYCHOSEMANTICS / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / САМООТНОШЕНИЕ / SELF-ATTITUDE / ЭМОЦИИ / EMOTIONS / КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATION / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / ВИТАУКТ / VITAUCTUS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Головей Лариса Арсеньевна, Криулина Анастасия Владимировна

Система образов, которую формирует человек, составляет основу регуляции как отдельных актов поведения, так и жизни в целом. Образ мира является интегративным образованием, содержащим в себе обобщенное представление о реальности и строящимся в процессе жизни человека; на него накладывает отпечаток жизненный и профессиональный опыт, возраст. Мы предположили также, что в периоде поздней взрослости выявляются системы внутреннего мира личности, которые могут выступать в качестве факторов витаукта, способствующих дальнейшему развитию. К таким подсистемам предположительно относятся Я-концепция и отношение личности к времени. Целью проведенного исследования явилось изучение особенностей субъективного мира личности в период поздней взрослости. В основу метода положена цветосемантическая методика И. Л. Соломина, дополненная понятиями психосемантического дифференциала. Исследование проведено на группе в 150 человек в возрасте 51-81 года. Психосемантический анализ выявил системы предпочитаемых, отвергаемых понятий, а также ассоциативные связи между ними. Показано, что образ мира представляет собой неоднородную структуру, состоящую из множества подструктур. Центральным образованием образа мира является подсистема внутренней деятельности (саморазвитие). Получены результаты, свидетельствующие о положительном самоотношении респондентов, искажениях в структуре образа времени, наличии в образе мира респондентов творчества, учебы, активности. Высказано предположение о том, что эти подструктуры выступают в качестве механизмов витаукта. Библиогр. 16. Табл. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SUBJECTIVE WORLD CHARACTERISTICS IN LATE ADULTHOOD

System of images that one forms during life can be considered a foundation for regulation of some behavioral acts in particular, and of life in general. Image of the world is an integrative formation that includes the generalized concept of reality. Image of the world is formed throughout lifespan and influences by life and professional experiences and age. We also supposed that in late adulthood some specific systems of inner world are defined that can be seen as life-prolonging factors, fostering further development. Self-concept and personal attitudes to time can be considered such factors. Current study aims to investigate the defining characteristics of subjective world in late adulthood. Based on I. L. Solomin's color-semantic method, it was modified with notions of psychosemantic diff erential. Th e participants were 150 people aged 51-81. Psychosemantic analysis revealed systems of preferred and rejected notions, as well as associative correlations between them. It was shown that the image of the world has an uneven structure, consisting of many substructures. Central formation in world image can be named the subsystem of internal activity (self-development). Obtained results confirmed that participants have positive self-attitudes, distortions in time image structure, including in world image such notions as creativity, education, activity. We supposed that these substructures can be possible vitauctus mechanisms. Refs 16.

Текст научной работы на тему «К вопросу о характеристиках субъективного мира личности в период поздней взрослости»

2014 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 16 Вып. 2

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

УДК 159.922

Л. А. Головей, А. В. Криулина

К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРИСТИКАХ СУБЪЕКТИВНОГО МИРА ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ*

Система образов, которую формирует человек, составляет основу регуляции как отдельных актов поведения, так и жизни в целом. Образ мира является интегративным образованием, содержащим в себе обобщенное представление о реальности и строящимся в процессе жизни человека; на него накладывает отпечаток жизненный и профессиональный опыт, возраст. Мы предположили также, что в периоде поздней взрослости выявляются системы внутреннего мира личности, которые могут выступать в качестве факторов витаукта, способствующих дальнейшему развитию. К таким подсистемам предположительно относятся Я-концепция и отношение личности к времени.

Целью проведенного исследования явилось изучение особенностей субъективного мира личности в период поздней взрослости. В основу метода положена цветосемантическая методика И. Л. Соломина, дополненная понятиями психосемантического дифференциала. Исследование проведено на группе в 150 человек в возрасте 51-81 года. Психосемантический анализ выявил системы предпочитаемых, отвергаемых понятий, а также ассоциативные связи между ними. Показано, что образ мира представляет собой неоднородную структуру, состоящую из множества подструктур. Центральным образованием образа мира является подсистема внутренней деятельности (саморазвитие). Получены результаты, свидетельствующие о положительном самоотношении респондентов, искажениях в структуре образа времени, наличии в образе мира респондентов творчества, учебы, активности. Высказано предположение о том, что эти подструктуры выступают в качестве механизмов витаукта. Библиогр. 16. Табл. 5.

Ключевые слова: образ мира, поздняя взрослость, жизненный опыт, психосемантика, саморазвитие, самоотношение, эмоции, коммуникации, деятельность, витаукт.

Головей Лариса Арсеньевна — доктор психологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; lgolovey@yandex.ru

Криулина Анастасия Владимировна — соискатель, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; v-kontekste@ yandex.ru

Golovey L. A. — Doctor of Psychology professor, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; lgolovey@yandex.ru

Kriulina A. V. — post graduate student, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; v-kontekste@yandex.ru

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, в рамках научного проекта № 1426-18006 «Позитивное развитие в период взрослости — психосоциальные особенности в Финляндии и России».

41

L. A . Golovey, A. V. Kriulina

ON SUBJECTIVE WORLD CHARACTERISTICS IN LATE ADULTHOOD

System of images that one forms during life can be considered a foundation for regulation of some behavioral acts in particular, and of life in general. Image of the world is an integrative formation that includes the generalized concept of reality. Image of the world is formed throughout lifespan and influences by life and professional experiences and age. We also supposed that in late adulthood some specific systems of inner world are defined that can be seen as life-prolonging factors, fostering further development. Self-concept and personal attitudes to time can be considered such factors. Current study aims to investigate the defining characteristics of subjective world in late adulthood. Based on I. L. Solomin's color-semantic method, it was modified with notions of psychosemantic differential. The participants were 150 people aged 51-81. Psychosemantic analysis revealed systems of preferred and rejected notions, as well as associative correlations between them. It was shown that the image of the world has an uneven structure, consisting of many substructures. Central formation in world image can be named the subsystem of internal activity (self-development). Obtained results confirmed that participants have positive self-attitudes, distortions in time image structure, including in world image such notions as creativity, education, activity. We supposed that these substructures can be possible vitauctus mechanisms. Refs 16.

Keywords: image of world, late adulthood, life experience, psychosemantics, self-development, self-attitude, emotions, communication, activity, vitauctus.

Для современной психологии характерно обращение к внутреннему миру личности. Когда мы говорим о внутреннем мире личности, чаще всего речь идет о таких понятиях, как «субъективный мир», «образ мира», «картина мира» и др.

Понятие «образ мира» впервые введено А. Н. Леонтьевым [1]. Согласно его концепции, образ мира включает несколько уровней, его компонентами являются пространство, время, значения и смыслы. Субъективный мир рассматривается как система представлений человека о мире, о себе в мире, как модель реальности, построенная на основании жизненного опыта человека. У человека формируется некоторое обобщенное представление о своей собственной жизни, своем жизненном пути, о среде своей жизнедеятельности. Система образов, которую человек формирует, лежит в основе регуляции не только отдельных актов поведения, поступков, но и его жизни в целом.

Б. Ф. Ломов рассматривал психический образ как субъективную реальность, преобразующую реальность объективную, он полагал непосредственной характеристикой образа его субъективность — зависимость от «потребностей, мотивов, целей, установок, эмоций человека и т. д.» [2, с. 267]. Современный исследователь психосемантики В. Ф. Петренко отмечает, что субъектная активность человека проявляется не только в преобразующей активности, изменяющей реальный мир, но и в построении таких картин мира, которые этот мир меняют [3]. Наряду с понятием «образ мира» В. П. Серкиным вводится понятие «образ жизни» как интегратив-ной характеристики активности, которую люди реализуют в течение определенного жизненного периода. Структура образа жизни детерминируется образом мира и планами реальных взаимодействий и, в свою очередь, детерминирует развитие образа мира. В. П. Серкин выделяет функциональные подсистемы образа мира, обслуживающие практическую деятельность, коммуникацию и внутреннюю деятельность (саморазвитие) [4].

Ю. К. Стрелков пишет о том, что жизненный мир человека должен рассматриваться не как единый, а как множество разных миров, соответственно, следует говорить о множестве разных образов мира человека [5].

42

Рассмотрение образов мира в современных исследованиях направлено на изучение образа мира семьи (А. Г. Лидерс, О. А. Минеева, А. П. Познанская), образа мира профессионала (Е. Ю. Артемьева, Ю. К. Стрелков), изучаются гендерные и крос-скультурные особенности, особенности образа мира в норме и патологии (Л. С. Назарова, А. Ш. Тхостов, Н. Д. Творогова и др.) и т. д. В науке широко обсуждается проблема построения образа мира как условия роста нравственности, формирования системы знаний и обеспечения компетентности в жизненных и профессиональных ситуациях. Отмечается, что отдельные представления, образы как регуляторы поведения и деятельности возникают в контексте целостного образа мира, сформировавшегося у человека.

Несомненно, что образ мира строится в процессе жизни человека и на него накладывает отпечаток жизненный и профессиональный опыт, возраст. Однако на сегодняшний день возрастные аспекты образа мира изучены крайне недостаточно. Исходя из вышеизложенного, целью проведенного исследования явилось изучение особенностей субъективного мира личности в период поздней взрослости. Данный возраст выбран в связи с предположением о том, что в образе мира в этом возрасте с наибольшей полнотой может быть представлена жизненная ситуация, связанная с окончанием профессиональной деятельности, сужением жизненного пространства и поиском новых путей самореализации. Мы предположили также, что в период поздней взрослости выявляются системы внутреннего мира личности, которые могут выступать в качестве факторов витаукта, способствующих дальнейшему развитию [6-7]. К таким подсистемам предположительно относятся Я-концепция и отношение личности к времени.

Метод. В связи с целью и гипотезой исследования подбирались методы, пригодные для отражения субъективного мира личности. С нашей точки зрения, наиболее адекватными для изучения субъективной картины мира могут быть подходы и методы субъективной семантики [8]. В исследовании использовалась психосемантическая методика «Цветовые метафоры» И. Л. Соломина [9]. Метод цветовых метафор объединяет в себе модифицированный вариант цветового теста отношений и метод семантического дифференциала, традиционно используемый в исследованиях по психосемантике. Опираясь на модель образа мира В. П. Серкина [4], мы дополнили методику И. Л. Соломина следующими группами функциональных понятий:

1. Функциональная подсистема внутренней деятельности (саморазвитие) включает понятия, отражающие Я: Каким я хочу быть, Я, Какой я на самом деле; восприятие времени: Мое будущее, Мое настоящее, Мое прошлое, Перемены, Время, когда я вышел на пенсию; эмоции: Обида, Одиночество, Печаль, Радость, Раздражение, Скука, Страх; а также систему субъективных немодальных значений и смыслов: Рациональный, Компромиссный, Активный, Статичный, Достойный, Враждебный, Открытый, Обеспеченный, Понимающий, Постоянный, Напряженный, Неподвижный, Творческий, Неуверенный, Независимый, Эгоистичный, Профанный, Насыщенный, Обычный, Привлекательный, Дискомфортный, Скучный, Оправданный.

2. Функциональная подсистема коммуникации содержит понятия, касающиеся значимых других: Внуки, Дети, Люди, Мои коллеги, Мои родные, Мой отец, Моя мать, Моя семья, Пенсионеры, Школа третьего возраста; и характеристики пространства отношений: Безопасность, Близость, Доверие, Дружба, Любовь, Надежность, Общение, Свобода, Стабильность, Уверенность, Конфликты, Неприятности, Неудача, Угроза.

43

3. Функциональная подсистема практической деятельности включает три группы понятий, отражающих содержательную (Творчество, Успех, Интересное занятие, Моя профессия, Моя работа, Работа, Труд, Карьера) и ценностную (Власть, Выполнение долга, Знания, Личная независимость, Обязанности, Признание окружающими, Выполнение обязанностей, Домашнее хозяйство, Информация, Искусство, Учеба, Отдых, Деньги, Заработок, Материальное благополучие) стороны деятельности.

Проводя модификацию методики и вводя цветовые обозначения для системы понятий семантического дифференциала, мы опирались также на работы [10-11], в которых показана семантическая структура организации цветового пространства. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе испытуемому предлагалось подобрать к каждому из предъявленных ему понятий наиболее соответствующий с его точки зрения цвет из стандартного набора М. Люшера. На втором этапе ему предлагалось расположить цвета в порядке предпочтения. Методика выявляет связи понятий в групповом сознании путем расчета процента несогласия двух понятий, который характеризует долю выборки респондентов, обозначающих данные два понятия разными цветами. Чем меньше процент несогласия, тем более сходными воспринимаются данные понятия в групповом сознании. Процент несогласия меньше 0,67 означает, что более трети респондентов обозначают соответствующие два понятия одинаковым цветом, т. е. данные понятия тесно связаны в групповом сознании, ассоциируются между собой. Помимо этого при анализе результатов учитывался ранг, присвоенный каждому понятию испытуемыми путем сопоставления с индивидуальными цветовыми предпочтениями в соответствии со стандартом методики М. Люшера. Были подсчитаны средние ранги для каждого понятия по всей выборке. В качестве предпочитаемых рассматривались понятия, средние ранги которых не превышали 3; понятия, средние ранги которых были равны 4 и выше, рассматривались как непринимаемые.

В выборку вошли 150 человек в возрасте от 51 до 81 года (средний возраст — 64 года), в основном женщины. Среди респондентов 58% имели высшее образование, 8% — среднее, 32,6% — среднее профессиональное, по 0,7% — незаконченное высшее и ученую степень. Работающих — 12,7%, не работающих до 5 лет — 53%, свыше 5 лет — 34%. Все респонденты на момент исследования принимали участие в занятиях Школы третьего возраста.

Анализ результатов. Анализ понятий, составляющих подсистему внутренней деятельности (табл. 1.1), выявил, что выборка в целом характеризуется достаточно позитивным самоотношением, так как средний ранг понятий «Я» и «каким я хочу быть» находится в диапазоне принимаемых (2,27 и 2,64 соответственно), а их разность не превышает 1, что говорит о сближении Я-реального и Я-идеального. Понятие «Я» связано с понятиями «каким я хочу быть» и «радость», «стабильность». Респонденты склонны идентифицировать себя с работой и профессией, им хочется походить на детей и внуков, они настроены на радостное будущее и хотят быть здоровыми.

Вместе с тем все понятия, отражающие время, в подсистеме внутренней деятельности можно отнести к категории отвергаемых (ранги 3,68-4,17). «Прошлое» — изолированное понятие, а «настоящее» связано лишь с «будущим». «Перемены» и «уход на пенсию» — также отвергаемые и изолированные понятия. Такая ненасыщенность временных понятий связями позволяет предположить, что они вытесняются из

44

сознания в силу травматичности, особенно это касается ухода на пенсию, перемен и прошлого.

Таблица 1.1

Связи понятий, составляющих функциональную подсистему внутренней деятельности (саморазвитие)

Понятие Средний ранг Связанные понятия

Каким я хочу быть 2,27 Внуки, Дети, Дружба, Здоровье, Мое будущее, Радость, Я

Я 2,64 Дружба, Каким я хочу быть, Какой я на самом деле, Моя профессия, Моя работа, Радость, Стабильность

Уход на пенсию 4,17 Время, когда я вышел на пенсию

Мое будущее 3,91 Каким я хочу быть

Мое настоящее 3,68 Мое будущее

Мое прошлое 3,79

Перемены 3,99

Исследование взаимосвязей между понятиями, отражающими эмоциональную подсистему (табл. 1.2), показало, что принимаемым понятием является «радость» (ранг 2,32), которая для всей выборки связана с активностью и творчеством. Более того, она связана с Я-реальным и Я-идеальным, детьми и внуками, любовью, дружбой, здоровьем, отдыхом, богатством, успехом и учебой, к этому состоянию опрошенные стремятся. Все негативные эмоции отвергаются (ранги 5,79-6,95) и связаны с конфликтами, угрозой и враждебностью, тесно переплетены между собой. А в основе этого цикла взаимосвязей лежит одиночество (ранг 5,79), которое воспринимается как неподвижное состояние, ассоциируемое со скукой и печалью. Наибольшее количество негативных эмоций ассоциируются со страхом и печалью.

Таблица 1.2

Связи понятий, отражающих эмоциональную подсистему

Понятие Средний ранг Связанные понятия

Радость 2,32 Активный, Творческий, Веселый, Богатство, Внуки, Дети, Дружба, Здоровье, Каким я хочу быть, Любовь, Моя мать, Отдых, Успех, Учеба, Я

Одиночество 5,79 Неподвижный, Печаль, Скука

Обида 6,17 Враждебный, Злой, Конфликты, Печаль, Раздражение, Страх, Угроза

Скука 6,35 Неподвижный, Скучный, Сонный, Несчастный, Трусливый, Неприятности, Неудача, Одиночество, Печаль

Раздражение 6,40 Враждебный, Злой, Конфликты, Неприятности, Неудача, Обида, Страх, Угроза

Печаль 6,49 Злой, Несчастный, Трусливый, Конфликты, Неприятности, Неудача, Обида, Одиночество, Скука, Страх, Угроза

Страх 6,75 Враждебный, Дискомфортный, Злой, Несчастный, Опасный, Конфликты, Неприятности, Неудача, Обида, Печаль, Раздражение, Угроза

45

Эти результаты нашли подтверждение и при анализе системы субъективных немодальных значений и смыслов, который выявил группу изолированных понятий. В их число вошли следующие: компромиссный, статичный, независимый, консервативный, напряженный, эгоистичный, обычный, ответственный, беспорядочный, голодный, социальный. Видимо, о них предпочитают не задумываться, кроме того, они вошли и в разряд эмоционально отвергаемых (ранги 4,07-5,58). Наиболее отвергаемыми понятиями оказались скука, неподвижность (ранги 6,38-6,39), которые ассоциируются с одиночеством. В число максимально отвергаемых вошли злоба и враждебность (ранги 6,59-6,95), связанные с дискомфортом, конфликтами, обидами, неудачами, опасностью, страхами, угрозами. Следует обратить внимание на дискомфорт, который ассоциируется с целым комплексом негативных переживаний, прежде всего со страхом.

Что же составляет позитивное в эмоциональной стороне образа мира? Число принимаемых понятий невелико, в него вошли понятия: положительный, миролюбивый, творческий, веселый, истинный, активный (ранги 2,41-2,91). Следует отметить, что они связаны со стабильностью, надежностью, миролюбием, дружбой, любовью, активностью, творчеством, внуками. Эти понятия, по-видимому, обозначают источники позитивного мироощущения.

При анализе системы коммуникаций мы рассматривали две категории понятий: значимые другие (табл. 2) и пространство отношений. Необходимо отметить, что понятия, связанные с пространством семейных отношений (дети, моя семья, внуки, мои родные, моя мать), вошли в число предпочитаемых (ранги 2,5-2,9) и тесно связанных между собой. Дети связаны в сознании респондентов с внуками, любовью, семьей, радостью, успехом, учебой, Я-идеальным. Внуки ассоциируются с весельем, радостью, каким я хочу быть. Семья и родные ассоциируются с дружбой, безопасностью, любовью. Коллеги и пенсионеры являются изолированными и отвергаемыми понятиями (их ранги составляют 4,07-4,92 соответственно).

Таблица 2

Связи понятий, составляющих функциональную подсистему коммуникации.

Значимые другие

Понятие Средний ранг Связанные понятия

Дети 2,52 Внуки, Дружба, Каким я хочу быть, Любовь, Мои родные, Моя семья, Радость, Успех, Учеба

Мои родные 2,64 Безопасность, Дети, Дружба, Любовь, Мой отец, Моя мать, Моя семья

Внуки 2,81 Веселый, Дети, Каким я хочу быть, Радость

Моя семья 2,88 Дети, Любовь, Мои родные, Моя мать, Успех

Моя мать 2,90 Миролюбивый, Доверие, Любовь, Мои родные, Мой отец, Моя семья, Радость

Мои коллеги 4,07

Пенсионеры 4,92

Среди понятий, символизирующих пространство отношений, предпочитаемыми явились дружба, свобода, любовь, доверие (ранги 2,59-2,97). Они связаны с детьми,

46

родными, радостью, матерью, а также с Я-реальным и Я-идеальным. Отвергаются конфликты, угрозы, неудача, неприятности (ранги 6,25-6,69). Примечательно, что в систему взаимосвязей этих отвергаемых понятий не вошли родственные и семейные связи. Отвергаемые понятия связаны лишь с отрицательными эмоциями, это понятия: страх, угроза, враждебный, злой, обида, неприятности, конфликты, несчастный.

Анализ понятий, составляющих функциональную подсистему практической деятельности, выявил, что в число принимаемых вошли понятия: успех, интересное занятие, творчество (ранги 2,66-2,83); в число отвергаемых и изолированных попадает понятие «карьера» (ранг 4,54). Примечательно, что успех респонденты связывают исключительно с семейной средой, детьми, радостью. Важно также, что творчество, учеба и интересное занятие связаны между собой (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Связи понятий, составляющих функциональную подсистему практической деятельности. Содержательная сторона

Понятие Средний ранг Связанные понятия

Успех 2,66 Дети, Моя семья, Радость

Интересное занятие 2,83 Знания, Творчество

Творчество 2,96 Интересное занятие, Учеба

Карьера 4,54

Ценностная сторона практической деятельности образована такими предпочитаемыми понятиями, как «учеба», «отдых», «здоровье» (ранги 2,78-2,84). Отметим, что первое место среди предпочитаемых понятий имеет «учеба». Она насыщена такими ассоциациями, как «дети», «радость», «творчество», «отдых», «признание». Заметим при этом, что и отдых связан с учебой, радостью, дружбой, надежностью, свободой. Здоровье ассоциируется со знаниями, радостью, каким я хочу быть. «Выполнение обязанностей», «обязанности» и «власть» являются изолированными и отвергаемыми понятиями (ранги 4,16-4,97). «Деньги» также являются отвергаемым (ранг 4,03) и изолированным понятием (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Связи понятий, составляющих функциональную подсистему практической деятельности. Ценностная сторона

Понятие Средний ранг Связанные понятия

Учеба 2,78 Дети, Отдых, Признание окружающими, Радость, Творчество

Отдых 2,83 Положительный, Дружба, Надежность, Радость, Свобода, Учеба

Здоровье 2,84 Знания, Каким я хочу быть, Радость

Выполнение обязанностей 4,16 Выполнение долга, Обязанности

Обязанности 4,18 Выполнение обязанностей

Власть 4,97

Деньги 4,07

47

Выводы. Центром подсистемы внутренней деятельности является самоотношение. Было установлено, что Я-реальное и Я-идеальное включено в систему предпочитаемых понятий и имеет широкие и устойчивые ассоциации с любовью, доверием, радостью, активностью, творчеством, внуками.

Анализ временной составляющей выявил низкий уровень принятия соответствующих понятий и их изолированность. Настоящее связано лишь с будущим, прошлое, уход на пенсию и перемены в жизни относятся к числу отвергаемых и изолированных понятий. Таким образом, данная сфера внутренней деятельности представляется проблемной.

В эмоциональной сфере позитивная эмоциональность связана со стабильностью, надежностью, активностью, творчеством, внуками и семьей. Одиночество отвергается и ассоциируется с печалью, неподвижностью, скукой.

В подсистеме коммуникаций доминируют понятия, связанные с семьей, которые ассоциируются с дружбой, любовью, безопасностью. Понятия «коллеги» и «пенсионеры» находятся в числе отвергаемых.

В подсистеме практической деятельности доминирующее место занимают учеба, творчество, интересное занятие. Эти понятия насыщены связями с радостью, творчеством, свободой, детьми и внуками, что позволяет говорить о большой роли этих видов деятельности и выраженной ориентации на саморазвитие и гуманистические ценности.

Обсуждение результатов. Психосемантический анализ выявил системы предпочитаемых, отвергаемых понятий, а также ассоциативные связи между ними, которые имеют свою специфику в каждой из анализируемых подсистем. Следовательно, образ мира представляет собой неоднородную структуру и состоит из множества разных подструктур, что согласуется с представлениями Ю. К. Стрелкова [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По-видимому, центральным образованием, которое объединяет в себе разные подсистемы, можно считать подсистему внутренней деятельности (саморазвитие). У респондентов периода поздней взрослости мы обнаружили позитивное самоотношение, что проявилось в принятии Я-реального, Я-идеального, их сближении и ассоциации с позитивными эмоциями. Этот факт не вполне согласуется с установившимися в психологии развития представлениями о снижении самооценки в поздних возрастах. Следует иметь в виду, что большинство исследований самоотношения и самооценки в поздних возрастах проведены с использованием методов опроса или прямого шкалирования, поэтому на результаты может оказывать влияние феномен социальной желательности. Полагаем, что позитивное самоотношение, принятие себя можно рассматривать как один из факторов, противостоящих старению и способствующих сохранению активной деятельности. Результаты, подтверждающие значение этого фактора, неоднократно получены в исследованиях Е. Ф. Рыбалко и ее учеников [12].

Искажения временных характеристик в образе мира проявляются в том, что понятия времени изолированы, не связаны с другими понятиями, отвергаются и, возможно, вытесняются из сознания. Настоящее имеет связи только с будущим. Респонденты как бы стремятся задержать и продлить настоящее в будущее. Это проявляется и в отвержении перемен. Рубеж ухода на пенсию относится к отвергаемым понятиям, что может быть свидетельством его травматичности. Такие искажения образа времени в общей картине мира свидетельствует об особом месте отражения

48

времени как исключительно внутренней характеристики субъекта [13]. С другой стороны, похожие искажения получены в исследованиях Е. А. Сергиенко [14], которая продемонстрировала феномен увеличивающегося расхождения между хронологическим и субъективным возрастом человека по мере старения. Думается, что роль этого временного феномена можно сравнить с ролью, которую играет позитивное самоотношение в продолжении активной жизни в ее поздние периоды.

Исследование выявило значительную, если не ведущую роль семьи и семейного окружения в изучаемый период развития. С семейным окружением, детьми и внуками связаны и позитивная эмоциональность, и самопринятие, и успех, и творчество.

Хотелось бы выделить четко обозначенную роль учебы, творчества, интересных занятий, которую они играют в подсистеме образа мира, связанной с практической деятельностью. Эти данные согласуются с исследованиями, показавшими роль обучения в развитии психофизиологических функций взрослых людей [15], а также с данными о меньшей выраженности кризисных переживаний у взрослых, имеющих ориентацию на саморазвитие и продолжающих обучение [16]. Эти факты позволяют говорить о том, что наличие в образе мира респондентов в период поздней взрослости творчества, учебы, активности, их принятие и насыщенность ассоциациями также выступают в качестве возможного механизма витаукта. Возможно, конечно, что такая большая роль учебы и творчества в структуре мира обусловлена особенностями выборки. Все наши респонденты в момент обследования проходили курс в Школе третьего возраста. В этом случае наши результаты свидетельствуют о необходимости подобной формы психологического сопровождения стареющего человека.

Литература

1. Леонтьев А. Н. Психология образа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1979. № 2. С. 3-13.

2. Ломов Б. Ф. Психическая регуляция деятельности: Избранные труды. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 624 с.

3. Петренко В. Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3. С.113-121.

4. Серкин В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики: учеб. пособие для вузов. М.: Пчела, 2008. 382 с.

5. Стрелков Ю. К. Временная форма опыта и образа мира профессионала // Психология субъективной семантики: истоки и развитие / под. ред. И. Б. Ханиной, Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 379-399.

6. Фролькис В. В. Старение и увеличение продолжительности жизни. Л.: Наука, 1988. 247 с.

7. Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1974. 136 с.

8. Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. М.: Изд-во МГУ, 1980. 128 с.

9. Соломин И. Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. СПб.: Речь, 2006. 279 с.

10. Sivik L. Color meaning and perceptual color dimensions study of color samples. Göteborg: University of Go'teborg, 1974. 16 р. (Göteborg Psychological Reports. 1974. Vol. 4. No. 1).

11. Korszh N., Safuanova O. Russian color names: Mapping into a perceptual color space // Anthropology of color: interdisciplinary multilevel modeling. Amsterdam; Philadelphia: J. Benjamins, 2007. Р. 55-74.

12. Рыбалко Е. Ф. Дифференциально-психологические проблемы развития человека // Рыбалко Е. Ф. Избранные труды по психологии. СПб.: Изд. дом Санкт-Петербургского университета, 2010. С. 89-106.

13. Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 360 с.

49

14. Сергиенко Е. А. Субъективный и хронологический возраст человека // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 30. С. 1-11.

15. Развитие психофизиологических функций взрослых людей / под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М.: Педагогика, 1972. 248 с.

16. Головей Л. А., Манукян В. Р. Психобиографическое изучение кризисов взрослого периода развития // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 2003. Вып. 4. С. 100-112.

Статья поступила в редакцию 9 января 2014 г.

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.