Научная статья на тему 'К вопросу о государственном регулировании прав мигрантов в Российской Федерации'

К вопросу о государственном регулировании прав мигрантов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
517
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА МИГРАНТОВ / БЕЖЕНЦЫ / ВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МИГРАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ / HUMAN RIGHTS OF MIGRANTS / REFUGEES / INTERNALLY DISPLACED PERSONS / PUBLIC AND LEGAL REGULATION / IMMIGRATION LAW / IMMIGRATION SITUATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Десятова Мария Геннадьевна

Права мигрантов, беженцы, вынужденные переселенцы, государственно-правовое регулирование, миграционное законодательство, миграционная ситуация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question on the state regulation of the rights of migrant workers in the Russian Federation

Problems of protection of migrants’ rights are relevant today, not only for Russia, but for the whole of Europe. Foreign workers are less protected than citizens of the country in which migrant labor. The article addressed the main problems associated with the implementation of socio-economic rights of migrants to work in the regional aspect, defined the role of the Federal Migration Service in the socio-economic rights of migrants in the Russian Federation. Migration Service in exercising their powers interacts with many other bodies of state power and local self-government, their interaction with citizens and various organizations.

Текст научной работы на тему «К вопросу о государственном регулировании прав мигрантов в Российской Федерации»

Раздел II. Политические и юридические науки_37

УДК 325.1 © М. Г. Десятова, 2013

М. Г. Десятова

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРАВ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проблемы защиты прав мигрантов актуапъны сегодня не только для России, но и для всей Европы. Иностранные работники являются менее защищенными, чем граждане страны, в которой трудятся мигранты. В статье затрагиваются основные проблемы, связанные с реализацией социально-экономических прав мигрантов на труд в региональном аспекте, определена роль деятельности УФМС в обеспечении социально-экономических прав мигрантов в РФ. Миграционная служба в процессе осуществления своих полномочий взаимодействует со многими иными органами государственной власти и местного самоуправления, с гражданами и различными

организациями.

Ключевые слова: права мигрантов, беженцы, вынужденные переселенцы, государственно-правовое регулирование, миграционное законодательство, миграционная ситуация.

-

I ■ нодательства в Российской Федерации в последнее десятилетие обусловлены политическими и социально-экономическими переменами.

Переход России к рыночной экономике, вхождение в

-

лает актуальным проблему правового регулирования труда иностранных рабочих. По оценке Федеральной службы государственной статистики [7], за январь-декабрь 2012 г. число мигрантов, переселяющихся в

РФ, увеличилось на 570,5 тыс.человек, или на 27,7 %

-

го года. Миграционная прибыль населения России

уменьшилась на 11,0 тыс.человек, или на 4,5%, что

-

-

век, или в 3,5 раза), в том числе за счет эмигрантов в государства-участники СНГ - на 54,7 тыс. человек, или в 3,8 раза. Но чтобы Российская Федерация (в том числе и Омская область) оставалась актуальной для принятия мигрантов на протяжении еще долгого времени, необходимо выявить какие же существуют проблемы, связанные с реализацией прав мигрантов,

так как увеличение миграционного прироста, в том

-

ляется одним из факторов сохранения численности населения Омской области.

-

вести порядок в миграционных потоках, сделать их прозрачными. То, что получилось, не способствует

решению этих задач. ...Нам нужны...не запреты и

-

литика, выгодная для страны и удобная для людей»

[5]. Президент также в своем ежегодном послании

-

-

дать реальные условия для повышения мобильности

-

довых ресурсов, так и обеспечения права граждан

-

ния механизмов регулирования внешней миграции,

-

грантов, особенно из стран Содружества. При этом многие стремятся получить российское гражданство [10].

Тем не менее, как не раз отмечали депутаты Государственной Думы, «ФМС России с каждым годом все больше превращалось в организацию, главной целью которой было не оказание содействия

-

--

ями своих гражданских, социальных, экономических

прав при выборе места жительства и обустройстве

-

пространены необоснованные отказы в выделении

-

-

тов» [4, с. 89].

Миграционная служба РФ в юридическом лице

своего центрального органа - ФМС РФ, является

-

--

онной службы зависят от того, насколько органично

-

циями государственной власти в РФ» [6, с. 216]. В

-

-

ства режима пребывания в Российской Федерации и правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы сотрудники Управления по делам миграции тесно сотрудничают с другими службами и подразделениями УВД» [3].

--

нию Государственной Думы Российской Федерации

разработала и представила на депутатское слушание

-

тикиисодействияэффективнойинтеграциимигрантов в российское общество. Согласно Концепции Центр

содействия мигрантам предложил такие меры, как:

-

дательства в части придания ему большей гибкости;

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

38

• направление усилий государственных и общественных организаций на профилактику и устранение условий, порождающих незаконную миграцию;

• проведение краткосрочной широкомасштабной амнистии для нарушителей миграционного зако-

-

зации» [12].

-

нозначными являются 1-й и 3-й пункт предложений.

Не четкие в своей формулировке, но популистские

-

гативный эффект на миграционную обстановку. Т.Я. Хабриева отмечает, что «современная миграционная

ситуация в мире развивается крайне противоречиво

-

ции национальные государства теряют контроль не

-

формации, но и людей. Этот кризис национального

-

--

конодательства принимающих стран, позволяющей

заинтересованным лицам существенно расширять

-

чиях и пробелах национального законодательства» [10].

Обширная дискуссия вокруг миграционной

тематики обусловлена тем, что в настоящее время

-

ну едет большое количество граждан из республик

Содружества Независимых Государств. Российское

-

-

бывающих граждан. Первостепенную роль в данном процессе играет Федеральная миграционная служба (ФМС) Российской Федерации [8]. В 2012 г. ФМС

РФ исполнилось 20 лет, и за это время наметились

-

сов миграции.

На всех этапах развития перед миграционной службой становились следующие основные задачи миграционной политики:

--

ния законных и гуманных условий их приема и размещения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самой главной проблемой для вынужденных

мигрантов является решение жилищного вопроса.

-

ная масса обращается за помощью в миграционную

-

-

ном послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России В.В. Путин: «Одной из самых актуальных задач считаю обеспечение граждан доступным жильем. Это по-прежнему -очень болезненный вопрос для большинства людей в России» [5]. Многие мигранты вынуждены годами

ждать очереди получения даже временного жилья. В соответствии с Жилищным кодексом РФ жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без

-

родным договором Российской Федерации [1]. Также

-

дии на оплату жилого помещения и коммунальных

услуг [ 1]. В 2011 г. в Омской области УДМ УВД была

-

-

ных переселенцев, в то время как по состоянию на 01.01. 2012 г. по сводному списку очередников на

улучшение жилищных условий в службе состоит 717

-

ков - 291 семья (916 человек) [2, с. 188].В остальных

случаях иностранные граждане пользуются теми же

-

не Российской Федерации. Например, иностранные граждане вправе приобретать жилье в собственность либо по договорам найма.

Проблемы жилья сегодня можно решать через максимальное содействие со стороны государства гражданам, строящим собственные дома. Кроме

того, насыщению рынка жилья для мигрантов могло

-

затратных домов (коттеджей) [11, С. 154]. Наделение

целевых мигрантов таким жильем представляется

-

сти государственного регулирования миграционных процессов.

Кроме того, миграция (особенно вынужденная) приводит к разрыву сложившихся межличностных

отношений и необходимости налаживать их заново

-

--

тельства приводит к ломке традиционных стандартов

поведения и уклада жизни, ставит перед мигрантом

-

сти существует два Центра медико-психологической реабилитации: «Ватутинки» и «Магри». Ведь нельзя игнорировать тот факт, что мигранты испытывают определенный психологический стресс в процессе адаптации к новым условиям жизни. Однако лишь некоторые из вынужденных мигрантов проходят там курс реабилитации. Так, в 2010 г. только 18 человек из 7 207 мигрантов были направлены в указанные Центры [2, с. 179].

-

ным переселенцам.

Так, например, в рамках Федеральной целевой

программы «Дети семей-беженцев и вынужденных

-

-

цев, имеющих детей, по следующим разделам:

1. Оказание адресной материальной помощи

детям семей беженцев и вынужденных переселенцев;

-

Раздел II. Политические и юридические науки_

-

та к началу учебного года;

3. Обеспечение детей семей, находящихся в центрах временного размещения;

--

нии беженцем или вынужденным переселенцем;

-

дагогической и социальной помощи, проводящих

-

ношении детей семей беженцев и вынужденных

-

-

пьютерной техникой;

-

альной реабилитации детей в центрах временных размещений;

-

доровительных лагерях и санаторно-курортное лечение;

8. Организация культурного досуга детей в

-

низация новогодних представлений).

-

живающих на ее территории и за ее пределами.

Одним из ведущих направлений деятельности

государства по привлечению необходимой рабочей

-

-

лению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом

Президента Российской Федерации от 22 июня 2006

-

-

отечественников, проживающих за рубежом».

Принятие Государственной программы должно быть нацелено на решение следующего блока задач

1. сохранение национальной безопасности Российской Федерации;

2. прирост населения страны за счет лиц, добровольно переселяющихся в Российскую Федерацию из-за рубежа;

-

гионах РФ, которые наиболее в этом нуждаются;

4. сохранение и развитие этнокультурного пространства Российской Федерации;

--

ющимся в Российскую Федерацию;

6. защита прав добровольных переселенцев из

числа российских соотечественников за рубежом и др.

-

зациями в области миграции.

При разработке и реализации государственной

-

-

ны исполнительной власти субъектов сотрудничают с международными организациями, в первую очередь

_39

с Управлением Верховного комиссара Организации

Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ)

-

занием помощи беженцам (УВКБ ООН), ОБСЕ Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая региональная организация по безопасности, в состав которой входят 56 государств Европы, центральной Азии и Северной Америки.

Тем не менее сегодня проблемы миграции еще не

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-

--

гулирования миграционных процессов на территории

Российской Федерации можно отметить такие, как:

-

ния миграционными процессами в зависимости от социально-экономического развития конкретного региона;

• обеспечение регистрации лиц, временно пребывающих на территории регионов;

• создание единой базы населения Российской

-

ную рабочую силу;

борьба с нелегальной миграцией. В разработке и реализации государственной

миграционной политики наряду с ФМС России

-

ганы исполнительной власти: Минрегион России, Миннац России, Минсотрудничество России, Минюст России, МВД России, Минэкономики России, Минфин России, МИД России, Минтруд России, Минздрав России, Минобразования России, Минкультуры России, МИД России, МЧС России, Государственный земельный комитет Российской Федерации и другие заинтересованные органы.

Любой переезд на новое место жительства

-

образных проблем, подчас трудноразрешимых. Соответственно перед государством и органами на

местах возникает множество трудностей, связанных

-

турным обеспечением прав мигрантов, повышением

-

сколько эффективно решаются проблемы мигрантов,

зависит какими будут последствия миграционных

-

нуждены будут искать себе другого применения. К

сожалению, в Российской Федерации отсутствует

-

-

альные проблемы в сфере трудовой миграции так и остаются нерешенными. К примеру, до сих пор нет эффективных рычагов регулирования миграционных

потоков. Не решен вопрос о социальных гарантиях

-

--

ектов Федерации полномочий по регулированию миграционных потоков.

40_Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Библиографический список

1. Жилищный кодекс Российской Федерации ред. от 04.05.2010 г. // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

2. Кузнецов, В. А. Аналитический отчет Управления по делам миграции УВД Омской области за 2010 год: состояние, проблемы, перспективы [Текст] / В. А. Кузнецов // Преемственность и новации в юридической науке. - Омск, 2010.

3. Миграционный режим: нарушения и санкции [Текст] // Миграция и гражданство. - 2003. - №2. - С. 21-22.

4. Никульченкова, Е.В. Права человека и социально-правовые проблемы миграционных процессов: на примере

-

принимательства и права, серия «Актуальные проблемы управления: теория, методология, культура, модернизация, ре-

5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс»

6. Прутников, А. С. Государственно-правовые основы миграции населения в Российской Федерации [Текст] / А. С. Прутников. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 480 с.

7. Сайт Демография Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ra/bgd/free/ bl2_00/IssWWW.exe/Stg/dkl0/8-0.htin, свободный.

-

бы» // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

9. Хабриева, Т. Я. Миграция в России: новые аспекты в модели правового регулирования [Электронный ресурс] / Т. Я. Хабриева. - Режим доступа: http://dpr.ra/pravo/pravo_18_22.htm, свободный.

10. Хабриева, Т. Я. Правовая политика государства в сфере миграции населения // Миграционное право. - 2006. -№ 1 / Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

11. Шерер, И. Н. Государственное регулирование миграционных процессов на молодежном рынке труда [Текст] /

12. Шойко, И. С. К вопросу о регулировании миграции в Российской Федерации// Юридический мир. - 2010. -№ 1 / Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

TO THE QUESTION OJN THE STATE REGULATION OF THE RIGHTS OF MIGRANT WORKERS IN THE

RUSSIAN FEDERATION

Maria G. Desyatova,

undergraduate, Omsk State Pedagogical University

Abstract. Problems of protection of migrants' rights are relevant today, not only for Russia, but for the whole of Europe. Foreign workers are less protected than citizens of the country in which migrant labor. The article addressed the main problems associated with the implementation of socio-economic rights of migrants to work in the regional aspect, defined the role of the Federal Migration Service in the socio-economic rights of migrants in the Russian Federation. Migration Service in exercising their powers interacts with many other bodies of state power and local self-government, their interaction with citizens and various organizations.

Keywords: human rights of migrants, refugees, internally displaced persons, public and legal regulation, immigration law and immigration situation.

Десятова Мария Геннадьевна - магистрант Омского государственного педагогического университета (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: Mafka280690@mail.ra

Статья поступила в редакцию 28.02.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.