Научная статья на тему 'К вопросу о государственном регулировании агропромышленного комплекса Краснодарского края'

К вопросу о государственном регулировании агропромышленного комплекса Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / КОСВЕННЫЕ МЕРЫ / ТОРГОВЫЕ СЕТИ / ДИСТРИБУЦИОННЫЕ КОМПАНИИ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / КООПЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салий Ольга Николаевна, Нестеренко Марина Александровна

В статье дан анализ состояния агропромышленного комплекса Краснодарского края, определены стратегические направления его развития, предложены меры государственной поддержки с учетом вступления Российской Федерации в ряды Всемирной торговой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Салий Ольга Николаевна, Нестеренко Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о государственном регулировании агропромышленного комплекса Краснодарского края»

УДК 353.2: 631.15(470.62)

Салий Ольга Николаевна

заместитель заведующего кафедрой

государственного и муниципального

Кубанского государственного аграрного университета

gos-uprav@kubsau. ru

Нестеренко Марина Александровна

кандидат экономических наук, доцент

кафедры государственного и

муниципального управления

Кубанского государственного аграрного университета

nesterenko09@inbox.ru

Olga N. Saliy

the deputy head of the department of public

and municipal administration at the Kuban

state agrarian university

gos-uprav@kubsau.ru

Marina A. Nesterenko

candidate of economic sciences, associate

professor of the department of public and

municipal administration at the Kuban

state agrarian university

nesterenko09@inbox.ru

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

TO THE QUESTION OF STATE REGULATION OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF KRASNODAR REGION

Аннотация. В статье дан анализ состояния агропромышленного комплекса Краснодарского края, определены стратегические направления его развития, предложены меры государственной поддержки с учетом вступления Российской Федерации в ряды Всемирной торговой организации

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, государственная поддержка, косвенные меры, торговые сети, дистрибуционные компании, логистические центры, кооперация

Summary. In article the analysis of a condition of agro-industrial complex of Krasnodar region is given, the strategic directions of its development are defined, measures of the state support taking into account the entry of the Russian Federation in ranks of the World Trade Organization are offered

Keywords: agro-industrial complex, agriculture, state support, indirect measures, distribution networks, distributive companies, logistic centers, cooperation

Тенденции современной экономики предполагают развитие аграрной сферы как одного из приоритетных направлений обеспечения национальной продовольственной безопасности.

Совокупность связанных между собой общественным разделением труда отраслей экономики, обеспечивающих воспроизводство продуктов питания и промышленных предметов потребления из сельскохозяйственного сырья, в соответствии с потребностями общества и спросом населения, образует отдельный сектор народного хозяйства - агропромышленный комплекс (АПК).

Первичным звеном АПК Краснодарского края являются различные предприятия и организации: товарищества, кооперативы, агропромышленные объединения, агрофирмы, крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х) и индивидуальные предприниматели, хозяйства населения [1].

Так, в период с 2009 г. по 2013 г. количество сельскохозяйственных организаций в регионе сократилось на 87 единиц всех организационно-правовых форм, кроме обществ с ограниченной ответственностью [2, 3]. Основными причинами сокращения, на наш взгляд, являются высокая степень рисков в сельском хозяйстве и недостаточные темпы модернизации агропромышленного рынка.

При количественном сокращении сельскохозяйственных организаций, их доля в производстве сельскохозяйственной продукции увеличилась с 58% в 2009 г. до 61% в 2013 г., при соответствующем сокращении доли хозяйств населения с 30% до 24%, К(Ф)Х и индивидуальные предприниматели увеличили удельный вес своей продукции с 12% до 15% [2, 3].

Общий объем производства сельскохозяйственной продукции в 2013 г. составил 255 млрд руб, что на 45,4% больше уровня 2009 года [2, 3].

Данная положительная динамика обусловлена исключительно увеличением валовых сборов растениеводческой продукции. Производство продукции растениеводства увеличилось на 71,3%, тогда как продукции животноводства - лишь на 4,1% [2, 3].

Однако следует отметить, что в растениеводстве ряд сельскохозяйственных товаропроизводителей производит продукцию по экстенсивным и устаревшим технологиям, используя семена с низким уровнем генетического потенциала. В то же время хозяйства, применяющие эффективные технологии интенсивного ресурсосберегающего типа, испытывают крайне высокую зависимость от зарубежных сортов семян овощных культур, сахарной свеклы и кукурузы.

Достаточно остро перед аграрным сектором края стоит проблема неиспользуемых орошаемых земель, а также износа и неудовлетворительного технического состояния основных мелиоративных фондов.

В структуре валовой продукции сельского хозяйства Краснодарского края удельный вес продукции животноводства неуклонно снижается.

Так, если в 2010 г. удельный вес продукции животноводства в хозяйствах всех категорий составлял 36,1%, то в 2013 г. - 27,6% [2, 3].

Итоги деятельности животноводства Краснодарского края в 2013 г. свидетельствуют о том, что в рамках основных направлений положение в

отрасли остается сложным. Присутствует тенденция сокращения поголовья крупного рогатого скота, свиней, лошадей. Так, поголовье крупного рогатого скота с 2009 г. по 2013 г. сократилось на 15%, а свиней - на 73,3%. Альтернативные виды животноводства, особенно актуальные для малых форм хозяйствования, наращивают поголовье недостаточно высокими темпами [2, 3].

Показатели производства практически всех видов продукции животноводства (молока, мяса крупного рогатого скота и свиней, яиц, шерсти, меда) снизились в период с 2009 г. по 2013 год. Исключением является мясное птицеводство, где в течение 5 лет наблюдались достаточно высокие темпы роста продукции - 76,4%. Также отмечено увеличение на 18,2% производства мяса баранины и козлятины [2, 3].

Основной проблемой отрасли животноводства Краснодарского края является низкий уровень развития мясного и молочного скотоводства и упадок подотрасли свиноводства.

Животным присущ слабый генетический потенциал (при этом в подотрасли свиноводства ликвидированы все племенные хозяйства) и низкие мясные качества, что, в свою очередь, вызывает острую зависимость мясоперерабатывающих организаций от импортного сырья.

В 2013 г. рентабельность отрасли растениеводства Краснодарского края составила 22,3%, а животноводства - 8,5% [3].

Для многих сельхозпроизводителей серьезным ограничителем в деятельности выступает отсутствие инфраструктуры сбыта. Данная проблема связана с отсутствием сбытовых структур, действующих в интересах производителей. Наиболее остро это ощутимо в отрасли садоводства края и до недавнего времени значительно сдерживало ее развитие при реально существующем спросе потребителей на отечественную продукцию.

Во многом несовершенство инфраструктуры сбыта оказывает сдерживающее влияние и на развитие представителей малых форм хозяйствования.

Негативно также сказывается на деятельности сельхозпроизводителей неразвитая инфраструктура первичной переработки продукции, а также инфраструктура хранения и транспортировки.

Безусловно, и социальные проблемы аграрного сектора требуют координации и защиты интересов сельского населения.

Вступление России в ВТО и ее функционирование в рамках Единого экономического пространства диктует необходимость концентрации мер государственной поддержки, в первую очередь на стратегических направлениях развития агропромышленного комплекса Краснодарского края, таких как:

1) Мелиорация земель.

Мероприятия, обеспечивающие развитие мелиоративного фонда, предполагают внедрение инновационных способов орошения, мелиоративных систем нового поколения, что позволит экономить водные ресурсы на 25-30%; восстановление инфраструктуры на существующих гидромелиоративных

системах и ее создание на вновь строящихся объектах; информационно-аналитическое обеспечение сферы мелиорации.

2) Развитие элитного семеноводства.

Приоритетными направлениями развития отрасли растениеводства Краснодарского края являются: дальнейшее развитие зернового производства; увеличение производства сои и рапса; рост производства овощей; увеличение валового производства сахарной свеклы.

Учитывая, что уровень конкурентоспособности растениеводства во многом определяется качеством семян, мероприятия государственной поддержки должны быть направлены на увеличение доли площади земель, засеваемых элитными семенами, и совершенствование механизмов системы государственного сортоиспытания, стимулирующих рост объема производства семян приоритетных для растениеводства края культур с высокими технологическими параметрами, отвечающими требованиям мировых стандартов.

3) Интенсивное развитие животноводства.

Данное направление предполагает создание организационных, экономических и правовых условий для увеличения поголовья и продуктивности сельскохозяйственных животных. Организация семейных ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, завершение реализации крупнейших инвестиционных проектов в отрасли.

Успешное развитие животноводства и решение задачи повышения объемов производства и качества мясной продукции невозможны без создания племенной базы с современной организационной структурой и соответствующей генетикой. В соответствии с этим, необходимо возобновление мер по организации селекционно-генетических центров.

4) Развитие кормовой базы.

Главными принципами рациональной организации кормопроизводства являются: планирование и согласованность кормопроизводства и животноводства; опережение производства кормов по отношению к животноводству с учетом кормовых запасов; соответствие структуры кормопроизводства зональным условиям и специализации животноводства; действенное использование земли на основе оптимизации структуры кормовых угодий; повышение урожайности кормовых культур за счет размещения их на орошаемых землях, применение удобрений и других современных приемов возделывания; улучшение использования естественных угодий. Также необходимо обеспечение производства доступных комбикормов, сбалансированных по всем питательным веществам, макро- и микроэлементам.

5) Развитие отрасли садоводства.

Важнейшими задачами в данной отрасли являются прирост и стабилизация объемов производства, формирование материально-технической и технологической основы, достижение наиболее полного и эффективного использования потенциала отрасли посредством развития структуры сбыта.

6) Поддержка малых форм хозяйствования

Стимулирование к развитию малых сельхозпроизводителей предполагает создание условий для развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки производимой ими продукции; внедрения интенсивных технологий; доступа к финансовым ресурсам.

7) Развитие кадрового потенциала и социально-трудовой сферы села предполагает реализацию мер, направленных на развитие системы профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки работников сельского хозяйства, дальнейшее совершенствование форм и механизмов государственной поддержки молодых специалистов, трудоустраивающихся в сельскохозяйственные организации.

Однако, вступление Российской Федерации в ряды Всемирной торговой организации (ВТО) предопределяет исключительное использование мер государственной поддержки, влияющих косвенно на производственный процесс, содействующих, главным образом, институциональным преобразованиям и не предполагающих прямое получение финансовых средств или льгот от государства [4].

Следует отметить, что обострившаяся политическая обстановка в международном пространстве предопределяет перспективы протекционисткого воздействия со стороны региональных органов власти в отношении крупных торговых сетей, а также дистрибуционных компаний по вопросам сбыта сельскохозяйственной продукции.

Существенное влияние может оказать поддержка органов власти в виде формирования логистической основы агропромышленного комплекса посредством производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции на кооперативных началах и обеспечение регулярной доставки в распределительные центры и торговые сети готовых к употреблению продуктов питания.

По условиям ВТО, меры государственной поддержки по развитию сельской потребительской кооперации относятся к «зеленой корзине», так как не оказывают прямого искажающего воздействия на торговлю [4].

Нерегламентированные по объемам, но при этом необходимые для устойчивого развития агропромышленного комплекса, меры государственной поддержки кооперации на селе могут существенно преобразить структуру производства сельскохозяйственной продукции в пользу субъектов малого предпринимательства, повысить доходы сельского населения и содействовать развитию АПК Краснодарского края.

Целью государственной поддержки в области кооперации должно стать создание условий для обеспечения и расширения доступности финансово-кредитных и материально-технических ресурсов, гарантии сбыта и спроса на произведенную продукцию, стимулирования экономической активности сельского населения, способствующей росту занятости и увеличению его доходов.

Таким образом, концентрация государственного регулирования на косвенных мерах поддержки стратегических направлений развития способна

обеспечить стимулирование «автономных механизмов» внутреннего потенциала агропромышленного комплекса Краснодарского края.

Литература:

1. Нестеренко М.А. Организационно-экономический механизм развития свиноводства Краснодарского края: монография / М.А. Нестеренко. Краснодар: ЭДВИ, 2012. 128 с.

2. Сельское хозяйство Краснодарского края: статистический сборник. Краснодар: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю, 2013. 235 с.

3. Сельское хозяйство Краснодарского края: статистический сборник. Краснодар: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю, 2014. 225 с.

4. Сидоренко В.В. Государственное регулирование рыночной экономики: учебное пособие для вузов / В.В. Сидоренко. Краснодар: Мир Кубани, 2008. 568 с.

Literature:

1. Nesterenko M.A. Organizational and economic mechanism of development ofpig-breeding of Krasnodar region: the monograph / M.A. Nesterenko. Krasnodar: EDVI, 2012. 128p.

2. Agriculture of Krasnodar region: statistical collection. Krasnodar: Territorial authority of Federal State Statistics Service in Krasnodar region, 2013. 235 p.

3. Agriculture of Krasnodar region: statistical collection. Krasnodar: Territorial authority of Federal State Statistics Service in Krasnodar region, 2014. 225 p.

4. Sidorenko V.V. State regulation of market economy: the manual for higher education institutions / V.V. Sidorenko. Krasnodar: World of Kuban, 2008. 568 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.