Научная статья на тему 'К вопросу о формировании целостного восприятия в рисунке'

К вопросу о формировании целостного восприятия в рисунке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
780
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / ЦЕЛОСТНОСТЬ / РИСУНОК / УМЕНИЯ / НАБРОСКИ / PERCEPTION / INTEGRITY / DRAWING SKILLS / OUTLINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головачёва Наталья Петровна

В статье рассматривается вопрос о формирование профессионального рисования у студентов художественных специальностей путем развития целостного восприятия, на основе занятий набросками и зарисовками и кратковременным рисованием специальных целенаправленных педагогических установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On formation of holistic perception in drawing

In the article the problem of formation of professional drawing students' artistic disciplines by developing holistic perception. It is based on studies and sketches and brief drawing by special educational settings.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании целостного восприятия в рисунке»

Современные художники и педагоги не оспаривают важность композиционной составляющей в творческом становлении художника. Определенные разногласия начинаются с определения методов и форм обучения композиции в учебном процессе в различных художественных учебных заведениях. Например, известный живописец и педагог-экспериментатор Б. М. Неменский, считает, что развитие композиционного мышления должно становиться центральной задачей профессионально-практических учебных дисциплин. Композиционные задания, по его мнению, должны учить вариативности, непосредственности, гибкости композиционного мышления. Бытующая сегодня недооценка важности этого развития не случайна — это проявление ремесленнических позиций школы, пренебрежения к духовному содержанию искусства. Это ведет всю художественную школу к технологической замкнутости, где основное внимание уделяется способам работы изобразительными материалами [11].

В контексте этого утверждения следует подчеркнуть, что в практике художественного образования до сих пор нет обоснованной целостной концепции последовательного и динамичного обучения композиционной составляющей в целостном процессе художественного образования (художественная школа, художественный колледж, художественный вуз). Зачастую выпускники художественных колледжей, обучаясь в вузе, совершенствуют свое профессиональное мастерство за счет усложняющихся академических постановок, а теория и практика композиции остается неизменной и заключается в реализации изученных ранее правил компоновки изображаемого в контексте вузовских программ.

Очевидно, что раскрытие творческого потенциала будущих художников требует последовательного освоения ими невидимых композиционных «паутин» в творческом процессе, что является важнейшей методической проблемой в системе художественного образования.

Библиографический список

1. Альберти, Л. Мастера искусства об искусстве. Три книги о живописи. В 7 т. Т. 2 / Л. Альберти ; под ред. А. А. Губера. — М.: Искусство, 1966. — С. 37 — 38.

2. Да Винчи, Л. Мастера искусства об искусстве. В 7 т. Т. 2/ Л Да Винчи : под ред. А. А Губера. — М.: Искусство, 1966. — С. 138.

3. Микеланджело, Буонаротти. Письма. Мастера искусства об искусстве. Эпоха Возрождения. В 7 т. Т. 2 / Буонаротти Микеланджело ; под ред. А. А. Губера, В. Н. Гращенкова. — М.: Искусство, 1966. — С. 194.

4. Ван Мандер, К., О композиции и замысле исторических картин. Мастера искусства об искусстве. В 7 т. Т. 2 / К. Ван Мандер ; под ред. А. А. Губера. — М.: Искусство, 1966. — С. 370 — 371.

5. Рейнольдс, Д. Речи в Королевской Академии искусств (1769 — 1790). Мастера искусства об искусстве. В 7 т. Т. 2 / Д. Рейнольдс; под ред. А. Губера. — М.: Искусство, 1966. — С. 235.

6. Матисс, А. Заметки живописца. Мастера искусства об искусстве. В 7 т. Т. 5. Кн. 1 / А. Матисс ; под ред. А. А. Губера. — М. : Искусство, 1969. — С. 238.

7. Крамской, И. Н. Письма. Статьи. В 2 т. Т. 2 / С.Н. Гольдштейн, И. Н. Крамской. — М.: Искусство, 1966. — С. 182.

8. Фаворский, В. А. Литературно-теоретическое наследие/ В. А. Фаворский. — М.: Сов. художник, 1988. — С. 87 — 211.

9. Дейнека, А. А. Учитесь рисовать / А. А. Дейнека. — М.: Искусство, 1961. — С. 166—170.

10. Юон, К. Ф. Об искусстве / К. Ф. Юон. — М.: Советский художник, 1959. — С. 235.

11. Неменский, Б. М. Педагогика искусства/ Б. М. Неменский. — М.: Просвещение, 2007. — С. 143.

МЕДВЕДЕВ Леонид Георгиевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры академической живописи и рисунка, декан факультета искусств, заслуженный деятель искусств РФ, член-корреспондент РАО.

Адрес для переписки: lgmedvedev_omgpu@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.02.2014 г.

© Л. Г. Медведев

УДК 75 378.147 н. п. ГОЛОВАЧЁВА

Омский государственный педагогический университет

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ В РИСУНКЕ

В статье рассматривается вопрос о формирование профессионального рисования у студентов художественных специальностей путем развития целостного восприятия, на основе занятий набросками и зарисовками и кратковременным рисованием специальных целенаправленных педагогических установок.

Ключевые слова: восприятие, целостность, рисунок, умения, наброски.

Известно, что всякое познание начинается с восприятия предметного мира, представляющего собой не что иное, как «живое созерцание», органически связанное с осмыслением воспринимаемого. Именно на основе восприятия возможна полноценная деятельность других психических функций — мышления, памяти, воображения и т. д. Проблема восприятия относится к центральной в психологии, а также в методике обучения изобразительному искусству.

Известно, что всякое познание начинается с восприятия предметного мира, представляющего собой не что иное, как «живое созерцание», органически связанное с осмыслением воспринимаемого. Именно на основе восприятия возможна полноценная деятельность других психических функций — мышления, памяти, воображения и т. д.

Целостность восприятия — основа для успешной изобразительной деятельности, вместе с тем она

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

представляется заключительной задачей в процессе формирования художника в системе художественного образования и эстетического воспитания. Многие известные художники подчеркивали исключительную важность этой особенности восприятия для развития профессиональных умений последовательного изображения самых сложных объектов. Например, Б. В. Иогансон считал: чтобы увидеть явление, необходимо держать в орбите непрестанного внимания, разрабатывая детали до их необходимого звучания в симфонии целого — и композиционного, и колористического [1]. Целостность — это свойство восприятия создавать на основе комплексного раздражителя полное представление об объекте. Особенность восприятия выражается в том, что образ предметов не дан полностью в завершенном виде со всеми элементами, а как бы мысленно достраивается до целостной формы. Это происходит и в том случае, если детали предмета непосредственно в данный момент не воспринимаются. Умение одновременно видеть различные элементы натуры и воспроизводить их согласно целостному видению является первоочередной задачей обучения. Если у обучаемых первоначально не формируется целостное восприятие, то дальнейшее их обучение не будет продуктивным, поскольку целостное восприятие предполагает изучение объекта изображения с различных точек зрения и каждое новое восприятие предмета ведет к дополнительному представлению о нем.

В учебном рисунке целенаправленное и последовательное восприятие и познание натуры играют первостепенную роль, поскольку от этого во многом зависит полнота образа представления о предмете, являющегося основой для успешного рисования. Как правило, обучение рисованию базируется на приобретении умений сопоставлять пропорциональные отношения предметов, выявлять изменения их тональных взаимоотношений в зависимости от источника освещения, развивать двигательные умения рисования на бумаге. Умение установить гармоничность формы и содержания рисунка на любом этапе рисования — важнейший показатель целостности восприятия художника. Для художника важно уметь видеть в предмете и явлениях природы свойства и закономерности, определяющие их индивидуальность, зависящую от конструктивных особенностей, от условий освещения. Целостное восприятие выражается в умении определять частные тоновые отношения предметов в общем тоновом строе натюрморта, отвечающем содержанию будущего рисунка. Начинающему трудно выстроить целенаправленное наблюдение натуры, позволяющее определить единство предметов натюрморта, зависящее от влияния световоздушной среды и характера освещения. Поэтому установка педагога на последовательное восприятие модели и формирование первоначального замысла рисунка, включающего в себя представление о последовательности изобразительных действий на бумаге, является важнейшим стимулирующим фактором для продуктивного рисования.

Понятие «умение» в современной художественной практике понимается неоднозначно: одни художники считают, что умения включают в себя в первую очередь способности начинающих овладевать техникой рисования; другие отстаивают творческие начала, нередко в ущерб грамотности рисования; третьи под профессиональными умениями понимают скрупулезное штудирование модели. Вместе с тем, этот термин имеет более широкое содержание и связан прежде всего с целостностью восприятия,

теоретическими знаниями, целевыми установками, потребностями и целенаправленной деятельностью. Для реалистического рисунка важно формировать последовательное восприятие предмета во всех его многогранных взаимосвязях, поскольку правильная зрительная оценка — залог дальнейшего успешного рисования. Воспринимая модель для рисования, художнику необходимо в основных чертах видеть будущее графическое решение в первоначальном замысле, который дает достаточно общее представление о предмете и тесно связан с умениями передачи этого представления на плоскости бумаги. М. Г. Ма-низер («Об основах композиции») подчеркивал, что все указания и советы по исправлению фигуры в композиции будут бесполезны, если нет подлинно художественного замысла. Именно замысел, по мнению автора, определяет выразительность образа [2]. Таким образом, для развития целостного восприятия, прежде всего необходимо формировать у студентов замысел рисунка, который складывается на образах представления о модели.

Целостность зрительного восприятия формируется в процессе систематических упражнений, когда решаются вопросы постижения различных свойств рисунка. Законы перспективы, пропорциональности, понятия тона и формы в рисунке, их взаимодействие все это относится к изобразительной грамоте рисунка, постижение которой помогает начинающему художнику формировать целостное зрительное восприятие.

Для формирования полноценного представления об изображаемом необходимо длительное, целенаправленное наблюдение предложенной натуры, изучение ее со всех сторон с обязательным выполнением кратковременных набросков и зарисовок. Когда мысль окончательно сформируется, следует выполнить полноценную зарисовку по представлению, а поток представлений, содержащих определенную осмысленную информацию о предмете изображения, в итоге способен сформировать полноценный замысел.

Вполне очевидно, что ведущая роль в развитии способности к наблюдению отводится «моментальному восприятию», которое эффективно формируется в процессе целенаправленных занятий набросками. Эффективность занятий набросками и зарисовками отмечали многие художники, педагоги, а также ученые. Как показывает практика, упражнения в набросках и зарисовках воспитывают у обучаемых целостность восприятия, способствуют развитию зрительного анализатора, развивают глазомер, чувство пропорции. Это предполагает достаточно высокий уровень развития целостности восприятия. Основная установка в каждом учебном задании заключается в том, чтобы в целостном процессе рисования осваивать соответствующие приемы и методы изображения, способствующие решению поставленной задачи.

Наиболее эффективный путь формирования профессиональных умений рисования через развитие целостного восприятия, преимущественно на основе занятий набросками и зарисовками и кратковременным рисованием специальных постановок. Активизируя восприятие, мы добиваемся повышения выразительности и грамотности учебных рисунков.

В процессе рисования сформированный замысел оказывает влияние на динамику формирования целостного восприятия, служит «мысленным эталоном» в сложном процессе его реализации в соответствующую графическую форму, что в конечном итоге обеспечивает повышение целостности восприятия, а также уровня умений рисования.

В процессе кратковременного рисования натюрморта необходимо акцентировать восприятие на выявление «невидимых» конфликтов в рисунке (плоскости и пространства, планов, предмета и пространства, света и объема, симметрии и асимметрии, равновесия и неустойчивости, контура, формы и содержания). Это достаточно успешно решается в процессе формирования и реализации замысла в изображении, что напрямую связано с накоплением первоначальных умений и целенаправленным наблюдением предметного мира. Именно такое наблюдение дает возможность выделить основные характерные признаки предмета, необходимые для дальнейшего формирования замысла, который потребует осознанных действий по освоению дополнительных знаний и умений рисования для его успешного воплощения на бумаге.

Библиографический список

1. Иогансон, Б. В. За мастерство в живописи / Б. В. Иоган-

сон. М.: Академия. художеств СССР, 1952. 213 с.

2. Манизер, М. Г. Об основах композиции / М. Г. Ма-низер. — М., 1959. — 151 с.

ГОЛОВАЧЁВА Наталья Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры академической живописи и рисунка.

Адрес для переписки: 26gala.natali@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.02.2014 г.

© Н. П. Головачёва

УДК 72(571.13) д. н. ГУМЕНЮК

П. Д. БДЛЮТД

Омский государственный технический университет

ПДМЯТНИКИ ДРХИТЕКТУРЫ г. ТЮКДЛИНСКД КОНЦД XIX - НДЧДЛД XX вв. КДТДЛОГ

Публикация представляет собой систематизированный по принципу функциональной принадлежности краткий научный каталог памятников архитектуры города Тюкалинска Омской области, где каждому памятнику посвящена статья, содержащая сведения о нем и принятую на основе собранного и проанализированного материала его стилистическую характеристику.

Ключевые слова: памятники архитектуры, эклектика, кирпичный стиль, каталог.

Ценность архитектурного наследия небольшого сибирского города Тюкалинска, малая степень его изученности с точки зрения искусствоведческой науки и разрозненность сведений определили необходимость предпринять составление краткого научного каталога объектов истории и культуры названного города. Эта работа является попыткой систематического изложения основных сведений о поставленных на учет и вновь выявленных памятниках архитектуры. Начатые в 2008 году исследования в рамках научной работы в ОмГТУ обусловили проведение фотофиксации изучаемых объектов, анализ сохранившихся образцов архитектурной графики, библиографических, архивных и документальных источников, которые стали основой для конкретизации стилистических особенностей каждого здания.1

В стилевом отношении архитектура Тюкалинска конца XIX — начала XX вв. характеризуется эклектикой — смешением исторических архитектурных стилей минувших эпох. Сложившийся в середине XIX столетия в русле национального направления эклектики демократический вариант «русского стиля» отмечен в решении фасадов офицерского собрания, где проявляется гипертрофированность деталей — специфичная черта провинциального зодчества.

Идеи «рациональной» архитектуры в рамках «кирпичного стиля», в основу которого был положен

принцип несложного — в два-три приема кладки — декорирования фасадов, демонстрируют здания тюремного комплекса, двухклассного городского училища, церковно-приходской школы, уездного казначейства. По сравнению с «кирпичным стилем» крупных сибирских городов, не отвергавшим и ордерные формы, и элементы из древнерусского зодчества, мотивы кладки из лекального кирпича в тюкалин-ских зданиях, как правило, просты. Они более всего идентичны приемам оформления домов старинной купеческой Тары, что говорит об общности региональных черт. Фасады двухклассного городского училища, получившие круглые плоские «пуговицы» под профильной тягой первого этажа, демонстрируют несмелые и, пожалуй, единственные проявления декора стиля модерн в архитектуре Тюкалинска, явно отстававшего от стилистических новшеств больших сибирских городов.

Здания торговых заведений, торгово-жилых усадьб и жилые особняки купцов составляют особую группу памятников Тюкалинска. Относящиеся к стилистической линии поздней эклектики, они обладают характерной особенностью, которая заключается в активном введении барочных деталей на фасадную поверхность домов. Присущее «сибирскому барокко» многопрофильное венчание отражено в форме аттиков каменного магазина П. А. Бокарева, в многоступенчатых свесах фронтона и карниза верхнего деревянного этажа полукаменного

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.