Научная статья на тему 'К вопросу о формировании современного молодежного жаргона'

К вопросу о формировании современного молодежного жаргона Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
819
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАРГОН / JARGON / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / МОЛОДЕЖНЫЙ ЖАРГОН / YOUTH JARGON / ДИСКУРС / DISCOURSE / СУБКУЛЬТУРА / SUBCULTURE / КОНТРКУЛЬТУРА / COUNTERCULTURE / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / REPRESENTATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Калашникова Анна Александровна, Калашников Игорь Анатольевич

Статья посвящена вопросу трансформации жаргона современной молодежи. Главной функциональной задачей употребления молодежного жаргона можно считать коммуникативную функцию. Уникальный собственный язык выступает в роли идентификатора и своеобразного пароля в дискурсе молодежных субкультур. Формирование особого социума, а также внешние признаки идентичности и языковые новообразования в первую очередь направлены на установление контакта со своими сверстниками, единомышленниками и возможность реализации коммуникативного акта. Формирование особого социума, а также внешние признаки идентичности и языковые новообразования в первую очередь направлены на установление контакта со своими сверстниками, единомышленниками и возможность реализации коммуникативного акта. В нынешней линг-вокультурологической ситуации, когда, несомненно, отмечается явление взаимопроникновения виртуальной и реальной сред, одним из основных источников пополнения молодежного жаргона является Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE FORMATION OF MODERN YOUGH JARGON

The article is devoted to the problem of transformation of the jargon of modern youth. The main functional task of using youth jargon is its communicative function. Own unique language plays the role of an identifier and specific password in the discourse of youth subcultures. The formation of a specific society, as well as the external signs of identity and new linguistic formations are aimed primarily at the establishment of contact with peers, like-minded persons and the possibility of communicative act implementation. In current linguistic-cultural situation, which demonstrates the inter-penetration of virtual and real environment, one of the main sources of youth jargon increase is the Internet.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании современного молодежного жаргона»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО

МОЛОДЕЖНОГО ЖАРГОНА

УДК 81'42

А. А. Калашникова1, И. А. Калашников2

1Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)

2Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС, г. Ростов-на-Дону)

Статья посвящена вопросу трансформации жаргона современной молодежи. Главной функциональной задачей употребления молодежного жаргона можно считать коммуникативную функцию. Уникальный собственный язык выступает в роли идентификатора и своеобразного пароля в дискурсе молодежных субкультур. Формирование особого социума, а также внешние признаки идентичности и языковые новообразования в первую очередь направлены на установление контакта со своими сверстниками, единомышленниками и возможность реализации коммуникативного акта. Формирование особого социума, а также внешние признаки идентичности и языковые новообразования в первую очередь направлены на установление контакта со своими сверстниками, единомышленниками и возможность реализации коммуникативного акта. В нынешней линг-вокультурологической ситуации, когда, несомненно, отмечается явление взаимопроникновения виртуальной и реальной сред, одним из основных источников пополнения молодежного жаргона является Интернет.

Ключевые слова: жаргон, Интернет, молодежный жаргон, дискурс, субкультура, контркультура, репрезентация.

A. A. Kalashnikova1, I. A. Kalashnikov2

1Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022 2Rostov State Transport University, The Ministry of Transport of the Russian Federation, Rostovskogo Strelkovogo Polka Narodnogo Opolcheniya square, 2, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344038

ON THE ISSUE OF THE FORMATION OF MODERN YOUGH JARGON

The article is devoted to the problem of transformation of the jargon of modern youth. The main functional task of using youth jargon is its communicative function. Own unique language plays the role of an identifier and specific password in the discourse of youth subcultures.

The formation of a specific society, as well as the external signs of identity and new linguistic formations are aimed primarily at the establishment of contact with peers, like-minded persons and the possibility of communicative act implementation. In current linguistic-cultural situation, which demonstrates the inter-penetration of virtual and real environment, one of the main sources of youth jargon increase is the Internet.

Keywords: jargon, Internet, youth jargon, discourse, subculture, counterculture, representation.

КАЛАШНИКОВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА — кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-Дону)

KALASHNIKOVA ANNA ALEKSANDROVNA — Ph.D. (Philology), senior teacher of Department of foreign languages, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)

КАЛАШНИКОВ ИГОРЬ АНАТОЛЬЕВИЧ — кандидат экономических наук, доцент Ростовского государственного университета путей сообщения

KALASHNIKOV IGOR' ANATOL'EVICH — Ph.D. (Economics), Associate Professor of Rostov State Transport University

e-mail: kalashnikoffanna@gmail.com © Калашникова А. А., Калашников И. А., 2014

^ Филологические исследования

Ф

Молодежный жаргон — явление, функционирующее в любом языке и существующее в любой культуре, оно меняет лишь количественный состав и сферу применения под влиянием как языковых, так и неязыковых факторов. Являясь неотъемлемой частью молодежной культуры, поскольку ни одна культура не может существовать без «своего» коммуникативного кода, язык получает различное распространение в бытовой, культурной и политической сферах, что, в свою очередь, обусловлено рядом его специфических характеристик.

Одной из основных особенностей данного язы ка мож но счи тать полифункциональность. Мо лодеж ный жаргон вы пол няет большое количество функций, часто полярных по целеполагающему принципу, что обусловливает при чи ны мас штабности рас про стране-ния его в разных сферах и определяет доминирующие способы репрезентирования.

Главной функциональной задачей употребления молодежного жаргона можно считать коммуникативную функцию. Формирование особого социума, а также внешние признаки идентичности и языковые новообразования в первую очередь направлены на установление контакта со своими сверстниками, едино мыш лен ни ка ми и воз мож ность реа ли за ции коммуникативного акта.

Поскольку жаргон выступает как инструмент идентификации и самоидентификации, он является средством социумного объеди-не ния и вы пол няет ин те гра тив ную функ цию. Использование жаргонной лексики способствует также капсуляции участников внутри конкретного социума, а выбор особых речевых кодов позволяет реализовать дифференцирующую функцию.

Жаргон оперирует образными и емкими номинациями реалий своего социума, что способствует достижению максимальной экспрессивной окрашенности речи и позволяет достичь коммуникативной цели, заключающейся в выражении эмоций, отношения к адресанту и предмету дискурса, максимально однозначным способом.

Уникальный собственный язык выступает в роли идентификатора и своеобразного паро-

ля в дискурсе молодежных субкультур.

Проанализировав особенности языка молодежи, определив способы пополнения молодежного лексикона и выявив основные пути репре зен та ции, мож но конста ти ровать, что молодежный жаргон представляет собой особую сис те му в рам ках мо лодеж ной культу ры. Он выступает, с одной стороны, ступенью социализации молодежи, формируя иерархию, речевые коды, устанавливая взаимоотношения со смежными объединениями, а с другой — яв ляет ся спо со бом, по зволяю щим тиражировать молодежную культуру смежным субкультурным объединениям. Молодежный жаргон, буду чи уни кальным язы ком определен ной груп пы но си те лей, ко торые с его помощью могут позиционировать себя как пред-ста ви те лей осо бой культу ры, вы сту пает свое-образ ным со ци ум ным мар ке ром для все го общества в целом, что позволяет детермини-ро вать сферу и це ле вые ус та нов ки его употребления.

Жаргон молодежи реализует креативную функцию, которая дает возможность использовать лексические единицы в качестве орудия самовыражения в коммуникативных ситуациях и употреблять их как словесное оружие.

Нарушая языковые барьеры и табу, характерные для литературного языка, и образуя новые ко ди ров ки, свой ст вен ные социу му-но-сителю, молодые люди проявляют свою индивидуальность и могут реализовать творческие спо соб но сти, обнов ляя тем са мым лек си че-ский состав языка как локально близких социолектов, так и языка в целом.

Поскольку использование молодежного жаргона позволяет решить множество задач, соз да ние и рас про стра не ние но ми на тив ных еди ниц про ис хо дит по раз ным на прав ле ни ям. Стоит рассмотреть специфику пополнения лексического состава молодежного жаргона, что во мно гом оп ре де ляет и спо со бы репрезентирования.

В настоящей лингвокультурологической ситуации, когда, несомненно, отмечается явление взаимопроникновения вир туальной и реальной сред, одним из основных источников пополнения молодежного жаргона явля-

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

Ф

ется Интернет.

На основе обобщения текстологии Интернета, тематики, освещаемой в текстах блого-сферы, форумов и прочих жанров компьютерно-опосредованной коммуникации и относящейся к той или иной области существования индивида, можно выделить две жизненные сферы: быт и бытование. Их осмысление позволяет вполне осознанно построить типологию дискурса, которая ориентирована на определение жизненных ориентиров общества и отдельной личности как представителя этого общества.

С темой эволюцинирования молодежной культуры под влиянием Ин тернет-сре ды связны несколько предметных областей:

• явления мультилингвизма (распространение и статус различных языков в Интернете);

• изменения в системе языка (на лексическом, синтаксическом, грамматическом, стилистическом и других уровнях);

• речевые и дискурсивные практики (из-ме нения в ин те рак тив ных мо де лях и ре че вых практиках);

• распространение и использование лексических инноваций в обычном словарном со-ста ве язы ка;

• способы описания этих лингвистических особен ностей язы ка Ин терне та (в парадиг-мальных рамках металингвистики и термино-ло гии).

Немаловажно также упомянуть и о появлении виртуальной языковой личности. Все вышеперечисленные свойства глобальной сети при водят так же к воз мож но сти мно же ст вен-но сти лич но ст ных пре зен та ций в Ин тер не те, а также предоставляют плодородную почву для экспериментов с собственной идентичностью и самопрезентацией: в Интернете можно легко сменить пол, возраст, страну, то есть осуществить то, что в реальной жизни сложно, либо практически невозможно. И это всё можно осуществить только благодаря ударам по нескольким клавишам клавиатуры компьютера. Таким образом, можно говорить о свободном доступе молодого человека к поль-зова нию дис кур сив ной лич но стью-мас кой, при помощи которой вероятно отыгрывание практически любой роли.

Под влиянием сетевой культуры молодежный жаргон пополнился словами, обозначающими явления, отсутствующие в реальной жизни. Так, например, в жизни нельзя «лайк-нушь» (от названия кнопки Like! в социальных сетях, позволяющей выразить одобрение пользователем фотографии или постинга). Причем слово «лайк» с течением времени приобрело вариативную форму «лойс» (Like ^ Laik ^ Laic ^ Lais ^ Lays ^ Loys ^ Loyc ^ Loyce).

Также у студента вряд ли получится «заче-кинишься» (зарегистрировать своё присутствие в определённом месте) в аудитории университета.

Современная молодежь «регишся в ин-сше» (регистрируется в социальной сети Instagram), «пишеш в выка» (оставляет сообщения в социальной сети «Вконтакте»), «вош-сапаеш» (отправляет сообщения в мессенд-жере WhatsApp).

Сильно в современном молодежном жаргоне и влияние аниме-культуры. Здесь важно отметить, что аниме-культура ретранслируется в массы, преимущественно, посредством Интернета, в свою очередь претерпевая определенные трансформации в этой среде. И в результате молодежь активно присваивает такие лексические единицы, как:

• няша, няшка (что-то симпатичное; возможны производные с прибавлением знакового признака: пушистая няша, фитоняша и т.д.);

• кавай (от kawaii — милый);

• шян (используется применительно к ровесницам женского пола, например, Наша-ша-шян).

Кроме того, исторический опыт Интернета как ком му ни катив ной сре ды прив но сит свое влия ние в молодеж ный жар гон. По след ним вполне усваиваются лексические единицы из так называемого «езыка падонкафф» (он же «олбанский язык»).

Также компрессионность, вообще характер ная для ин тер нет-ком му ни ка ции, ак тив-но внедряется в лексическое поле жаргона современной молодежи: плз (от please, пожалуйста); спс (от спасибо); омг (от oh my God!) и т.д.

Ф

22Д

^ Филологические исследования

Подобная компрессионность обусловлена ускорением темпа жизни в современном мире. Лингвокультурологическая ситуация на-хо дит ся в со стоя нии пер ма нент ной трансформации, вследствие чего язык во всех своих аспектах постоянно меняется, зачастую с

весьма высокой скоростью. Некоторые лек-си че ские еди ни цы, вхо див шие в молодеж ный жаргон еще два-три года назад, могут выглядеть анахронизмами, постоянно появляются новые лексе мы, а уже су ще ствую щие при обретают обновленные значения.

Примечания

1. Вежбицкая А. Язык. Культура. Москва : Познание, 1996.

2. Володина М. С. Проблема интегративного подхода к связности, жанру и риторической структуре диалогического текста [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 5. Режим доступа: http://www.online-science.ru/m/products/filologicheskie-nauki/gid735/pg0.

3. Волохонский В. Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2006.

РАГМАТИКОН ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ БЛОГГЕРА: ДИСКУРСНАЯ МАСКИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ

^ УДК 81'42 ^

$ Ф

А. А. Калашникова1, И. А. Калашников2

1Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)

2Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС, г. Ростов-на-Дону)

Статья посвящена коммуникативному поведению языковой личности в блоговом дискурсе. Прагматикон как субъективное восприятие мира человеком, воплощенное в языке, отражает психологические каузальные связи и отношения. В пространстве социальной среды виртуальной коммуникации основным элементом прагматикона становится не только речевой акт. К нему присоединяются коммуникативно-активные потребности личности, которые обусловлены особенностями и условиями коммуникативной ситуации и возможными в данном случае коммуникативными ролями. В имени пользователя закладывается ожидаемая программа стратегического развития, никнейм несет черты реальной жизни пользователя, преломленные в духе его потребностей в сетевой среде. Используя элементы прагматического уровня языковой личности, коммуникант создает специфический образ автора и реализует основную цель языковой личности блоггера, то есть получение фидбека.

Ключевые слова: блог, блогосфера, блоггер, языковая личность, дискурс, прагматикон, никнейм.

КАЛАШНИКОВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА — кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-Дону)

KALASHNIKOVA ANNA ALEKSANDROVNA — Ph.D. (Philology), senior teacher of Department of foreign languages, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)

КАЛАШНИКОВ ИГОРЬ АНАТОЛЬЕВИЧ — кандидат экономических наук, доцент Ростовского государственного университета путей сообщения

KALASHNIKOV IGOR' ANATOL'EVICH — Ph.D. (Economics), Associate Professor of Rostov State Transport University

e-mail: kalashnikoffanna@gmail.com © Калашникова А. А., Калашников И. А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.