Научная статья на тему 'К вопросу о формировании служб школьной медиации в образовательных организациях'

К вопросу о формировании служб школьной медиации в образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
706
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / СЛУЖБА ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Туранин В. Ю., Кривошеев П. Ю.

В данной статье определяется понятие «медиация», исследуются особенности формирования служб школьной медиации в образовательных организациях, определяются перспективы института альтернативного урегулирования конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the formation of services school media tion in educational institutions

In this article the term "mediation", explores the peculiarities of school mediation services for educational organizations, outlines the prospects institute alternative conflict resolution.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании служб школьной медиации в образовательных организациях»

УДК 371.8.061

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СЛУЖБ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В.Ю.Туранин1), П.Ю.Кривошеев2)

^Белгородский государственный институт искусств и культуры

е-mail: turanin@mail.ru 2)Белгородский государственный национальный исследовательский университет

е-mail: Pkrivosheev@yandex.ru

В данной статье определяется понятие «медиация», исследуются особенности формирования служб школьной медиации в образовательных организациях, определяются перспективы института альтернативного урегулирования конфликтов.

Ключевые слова: медиация, служба школьной медиации, образовательная организация, конфликт.

Медиация представляет собой одну из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны - медиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения. Принципами медиации являются: добровольность, конфиденциальность, взаимоуважение, равноправие сторон, нейтральность и беспристрастность медиатора, прозрачность процедуры.

Официально понятие «медиация» закрепилось благодаря Федеральному закону от 27 июня 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»1. В соответствии с данным законом, под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо, либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору, делегированы третьему лицу. Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны. Он только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.

1 Федеральный закон от 27 июня 2010 г. № 193-ФЭ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства Российской Федерации, 02.08.2010, № 31, ст. 4162.

В настоящее время мы можем наблюдать процесс активного формирования

института медиации в юриспруденции. При этом данный тренд актуализируется и в

образовательной деятельности. В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных

мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной

стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного

распоряжением Правительства Российской Федерации № 1916-р от 15 октября 2012

г., в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной

медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для

формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их

интересов . В целях реализации положений данного правового акта, Министерством

образования и науки Российской Федерации были разработаны методические

рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных 3 о

организациях . В них, в частности, определено, что школьная медиация - это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров. В его основе лежит человекоцентристский подход. Являясь производным от классической медиации, он позволяет комплексно и эффективно работать со всеми субъектами, участвующими в воспитании ребенка.

В части 3 указанных методических рекомендаций указано, что служба школьной медиации - эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода. При этом школьная медиация не ограничивается территорией образовательной организации. Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам данного метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях. В частности, в трудные, критические периоды их жизни и становления.

Основная цель служб школьной медиации состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

Развитие служб школьной медиации в образовательных организациях обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, в современном обществе все в большей степени наблюдается социальное расслоение. При этом механизмы социальной мобильности - социальные лифты, которые должны обеспечивать равный старт и продвижение каждого человека на основе его способностей и таланта, не запущены. Отсутствие социальных лифтов приводит к росту социального напряжения, озлобленности и конфликтности, обострению межнациональных

2 План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации № 1916-р от 15 октября 2012 г. // Собрание законодательства РФ, 22.10.2012, № 43, ст. 5908.

3 Здесь и далее: при написании настоящей статьи использовались методические рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях, направленные Заместителем Министра образования и науки Российской Федерации В.Ш.Кагановым руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования от 18.11.2013 г. № ВК-54/07вн

отношений. Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы. В этой связи возникает необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог. Во-вторых, на этом фоне происходят процессы ослабления роли семьи как фундаментального общественного института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга. При этом все в большей степени эти функции начинают возлагаться на образовательные организации. В результате этих и других факторов, растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения.

Основу деятельности служб школьной медиации составляют следующие полномочия:

- разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации, проведение просветительской работы среди коллег и родителей;

- предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;

- обеспечение формирования и обучения «групп равных» («группы равных» -это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников);

- координация действий участников «групп равных» в их работе по распространению знаний о медиации и основ позитивного общения среди младших и средних школьников;

- обеспечение помощи при разрешении участниками «групп равных» конфликтов между сверстниками;

- использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;

- использование медиативного подхода в рамках работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении;

- использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;

- применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- использование медиативного подхода как основы для сохранения межпоколенческой коммуникации и возможности передачи главных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Заметим, что в настоящее время Российская Федерация активно интегрируется в стремительно глобализирующееся мировое образовательное пространство с соответствующим переходом на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми. Медиация широко и успешно применяется в современном мире, особенно в странах с высокой правовой культурой и развитым

гражданским обществом, практически ко всем видам споров - от семейных до коммерческих. Согласно общемировой статистике порядка 80-90% случаев применения процедуры медиации завершается достижением медиативного соглашения и более 85% медиативных соглашений исполняются сторонами добровольно.

Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Полагаем, что метод школьной медиации будет способствовать решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивную общественное взаимодействие на первое место.

Таким образом, развитие служб школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования. Полагаем, что функционирование служб школьной медиации в образовательной организации позволит:

- сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту;

- повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;

- сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;

- повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей;

- обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;

- создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;

- оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.

Список литературы

1. Федеральный закон от 27 июня 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства Российской Федерации, 02.08.2010, № 31, ст. 4162.

2. План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации № 1916-р от 15 октября 2012 г. // Собрание законодательства РФ, 22.10.2012, № 43, ст. 5908.

3. Методические рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях, направленные Заместителем Министра образования и науки Российской Федерации В.Ш.Кагановым руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования от 18.11.2013 г. № ВК-54/07вн

ON THE FORMATION OF SERVICES SCHOOL MEDIA TION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

V.Y. Turanin1), P.Y. Krivosheev2)

1)Belgorod state institute of arts and culture e-mail: elena.orshansckaya@yandex.ru 2)Belgorod state national research university e-mail: Pkrivosheev@yandex.ru

In this article the term "mediation", explores the peculiarities of school mediation services for educational organizations, outlines the prospects institute alternative conflict resolution.

Keywords: mediation, school mediation service, educational organization, conflict.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.