Научная статья на тему 'К вопросу о формировании системы эстетического воспитания школьников'

К вопросу о формировании системы эстетического воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1226
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ФЕНОМЕН / ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / AESTHETIC EDUCATION / PSYCHOLOGICAL PROCESS / PHENOMENON / PRINCIPLES OF UPBRINGING / AESTHETIC KHOWLEDGE / AESTHETIC CONSCIOUSNESS / FORMATION OF AESTHETIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рузиева Мавлюда Давроновна

В данной статье рассмотрена система эстетического воспитания школьников в школе и сформулированы практические рекомендации, направленные на совершенствование формирования системы эстетического воспитания будущих выпускников.При рассмотрении проблемы эстетического воспитания школьников необходимо учитывать определенную специфику образа их жизни и особенности воспитательной работы в школе. Учитывая вышеуказанные особенности, с целью выяснения отношения школьников к эстетической культуре нами было проведено анкетирование, результаты которого представлены в гистограмме №1. Как показало исследование, наибольшее значение школьники придают способности делать нравственной выбор в сложной жизненной ситуации. Проведенное исследование дало нам возможность сформулировать практические рекомендации, направленные на совершенствование формирования эстетического воспитания школьников в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issue of Forming the System of Aesthetic Education of Students

The article dwells on the system of aesthetic education of schoolchildren, the author formulates practical recommendations aimed at an improvement of the system in question. While solving this problem one must take into account the certain peculiarities of their modus vivendi and the specificity of educational work at school. The author conducted practical work at school to ascertain pupils ' attitude towards aesthetic culture; the results of the research being presented in the article. The research elicited that pupils attach the greatest importance to doing a moral choice in complicated situations of life.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании системы эстетического воспитания школьников»

Ruziyeva M.D.On the Issue of Forming the System of Aesthetic Education of Pupils

УДК. 371.013 М.Д. РУЗИЕВА

Р 83

ББК - 74.200.55

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Целесообразность и актуальность исследования методологических проблем теории и практики эстетического воспитания школьников обусловлена сложившейся необходимостью повышения эффективности системы воспитательной работы в школе, одним из основных и неотъемлемых элементов которой является эстетическое воспитание.

«В широком социальном смысле воспитание - это система специально организованной деятельности по передаче из поколения в поколение социального опыта (духовно-нравственного наследия человечества, созданного им в процессе исторического развития, включающего в себя знания, умения, способы мышления, правовые, нравственные нормы и т.д.) и принципов социального поведения человека.

В узком, педагогическом смысле воспитание - это специально организованная целенаправленная деятельность по формированию у школьников нравственноволевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определенных привычек и правил поведения» (2, с. 180).

В требовании общественной жизни сохранять общество как нормально функционирующую систему содержится социальная необходимость воспитания. А воспитание, в свою очередь, представляет собой психологический процесс воздействия на воспитуемого и выполняет эту социальную функцию. Поскольку каждая социально - экономическая формация формирует личность в соответствии со своими закономерностями и особенностями, социальное воспроизводство человека как совокупность общественных отношений всегда исторически конкретно и носит в классовом обществе классовый характер.

Серьезная ответственность, поставленная нынешним временем перед системой школьного образования, призывает и способствует ускорению научно-технического прогресса, социально-политическому и духовному развитию общества. В этих условиях особого внимания требует подготовка выпускников средних общеобразовательных школ, поскольку учащиеся, в своем подавляющем большинстве, представляют собой потенциальную научную смену, являются в ближайшей перспективе важным потенциалом для развития науки и роста научных знаний, научно-технического, социального и культурного прогресса.

- 277 -

Рузиева М.Д. К вопросу о формировании системы эстетического воспитания школьников

Подготовка выпускников школ непременно должна включать в себя программы по эстетическому воспитанию, формированию их высокой эстетической культуры. При выполнении этой крайне важной задачи необходимо повышать качество образования и воспитания; обеспечивать более высокий научный уровень преподавания каждого предмета для глубокого овладения школьниками основами наук, улучшения политического, трудового и нравственного воспитания, их эстетического и физического развития. В связи с этим, изучение в школе следующих предметов: рисования, пения, рукоделия, технологии, декоративно-прикладного искусства должно вестись на более качественном уровне.

В этих условиях следует постоянно помнить, что эстетическое воспитание - не самоцель, а задача, решение которой и есть необходимое условие формирования всесторонне и гармонично развитой личности, дальнейшего развития материальных и духовных основ современного образа жизни. Учащаяся молодёжь, являясь объектом воспитания, требует подхода к ней как к особому, специфическому феномену в социальной структуре общества, учитывающего возрастные, социальные и иные особенности бытия школьников. Подобный подход находит свое объяснение в постулате материалистической диалектики о единстве общего, особенного и единичного.

«Цель эстетического воспитания включает решение задач:

-формирования эстетических знаний;

-воспитания эстетической культуры;

-овладения эстетическим и культурным наследием прошлого;

-формирования эстетического отношения к действительности;

-развития эстетических чувств;

-приобщения человека к прекрасному в жизни, к природе, труду;

-развития потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты и др.» (3, с. 434).

При соблюдении принципа использования субстанциальных категорий, выражающих целое, и функциональных, описывающих элементы целого, исследование методологических проблем теории и практики эстетического воспитания школьников разумно и целесообразно проводить на основе комплексного и системного подхода к анализу эстетического сознания как системы психологических образований, выступающих формами познания и творчества, отражения и выражения идеальной стороны предметной деятельности. В исследовании рассматриваемых проблем как реализации диалектико-материалистического метода, применялись функционально-социологический метод и метод восхождения от абстрактного к конкретному.

При проведении анализа философско-методологического аспекта эстетического сознания как неотъемлемого элемента системы сознания личности, выявляется необходимость рассмотрения сущности комплексного и системного подходов к воспитанию как к общественному явлению.

Воспитание является одной из систем социального порядка. При решении задачи совершенствования воспитания как системы возникает необходимость применения комплексного подхода к совершенствованию всех элементов этой системы. Поэтому

- 278 -

Ruziyeva M.D.On the Issue of Forming the System of Aesthetic Education of Pupils

при рассмотрении воспитания как системы необходимо исходить из того, что воспитание - составной элемент социальной жизни, который, в свою очередь, также представляет собой динамическую систему. Социальная жизнь представляет собой субстрат общества, состоящего из взаимодействующих между собой индивидов. Это взаимодействие осуществляется в экономической, социально - политической и духовной сферах, в сфере семьи и быта, что в совокупности и составляет социальную жизнь.

«Принципы воспитания-это общие исходные положения, которые отражают основные требования к содержанию, методам и формам организации воспитательного процесса. Наиболее фундаментальными принципами являются: общественная направленность воспитания; связь воспитания с жизнью; опора на положительное; единство воспитательных воздействий» (1, с. 388).

Здесь уместно раскрыть суть понятий «системный» и «комплексный» подходы к воспитанию, которые нетождественны. Системный подход применяется при исследовании воспитания как целостной системы, объектом его изучения является совокупность связей и отношений ее элементов в их всеобщей взаимозависимости и взаимообусловленности. Комплексный подход к воспитанию конкретизирует системное исследование. При нем изучаются связи, взаимодействия, функционирование того или иного количества элементов системы, квинтэссенцией которого является достижение целостного единства - системы воспитания. Систему эстетического воспитания необходимо рассматривать в диалектической взаимосвязи с общим воспитанием. Поскольку между системой воспитания в целом и подсистемами существуют конкретная диалектическая связь и взаимодействие, структурные элементы этой системы, выполняя свою индивидуальную функцию, действуют на основе требований всей системы и, с одной стороны, проявляются в ней опосредованно, и в то же время, с другой стороны, влияют на нее и друг на друга. Диалектическая взаимообусловленность и взаимопроникновение структурных элементов системы воспитания ярко проявляются в ее способности формировать научное мировоззрение, которое интегрирует взгляды на существующую действительность, вырабатывающиеся в ходе идейно - политического, трудового, морально-нравственного, эстетического и других видов воспитания. Эстетическое воспитание - это не только обязательное условие формирования эстетического сознания, но и один из активных компонентов, тесно связанный с формированием научного мировоззрения в общей системе воспитания.

Возрастание роли и социальной значимости эстетического воспитания диктует необходимость организации процесса эстетического воспитания в соответствии с реалиями современного общества, с учетом особенностей различных социальных групп. И здесь очень важно иметь в виду, что одной из социально -демографических групп, призванной выполнять важные социально-экономические, культурно-организационные функции в обществе, являются учащиеся. При исследовании процесса целенаправленного и планомерного формирования эстетического сознания как составного элемента общественного сознания необходимо проводить анализ факторов, обусловливающих его содержание и структуру, механизмы становления и функционирования, а также обратного влияния на породившие и

- 279 -

Рузиева М.Д. К вопросу о формировании системы эстетического воспитания школьников

порождающие его причины. Эстетическое сознание, как форма общественного сознания, характеризуется специфическими особенностями.

При рассмотрении вопросов формирования эстетического знания как одной из форм общественного сознания, обязательно следует учитывать, что каждый человек индивидуален и ему свойственна присущая только ему система ценностей и норм, на которые он ориентируется в своих поступках, поведении. Эта индивидуальная система норм и ценностей не всегда совпадает с общепринятой общественной системой ценностей. Поэтому важная задача воспитания состоит в том, чтобы нормы и ценности, принятые в обществе, были усвоены каждым человеком, стали достоянием его сознания.

Повышение уровня действенности идеологических основ при усвоении эстетических ценностей и норм осуществляется также и системой воспитания, составной частью которой является эстетическое воспитание. Следовательно, выявление основных закономерностей в процессе усвоения эстетических ценностей и норм при формировании эстетического сознания предполагает уяснение особенностей и взаимодействия идеологических основ и социально-психологического фактора процесса усвоения этой нормативно-ценностной системы.

В реальном процессе формирования эстетического сознания эти два фактора действуют одновременно, в тесной взаимосвязи. Недостаточный и неполный учёт социально-психологических факторов приведет на практике к игнорированию активности воздействия объекта на субъект, а чрезмерная ориентация только на этот компонент сложного диалектического процесса ведет к умалению роли субъекта и, в конечном итоге, к деформации социальной направленности идеологического воздействия. Одной из основных методологических проблем является проблема системы эстетического воспитания в школе. Особенности школьников как специфической социальной группы, обусловленные своеобразием ее образа жизни, являются определяющими в выявлении целей, задач, принципов, средств, форм, методов в системе воспитания в целом и в каждом виде воспитательного воздействия.

Особенности социального положения школьников обусловлены еще и тем, что условия их материальной жизни отличаются от существования других социальных групп. Они, а также особенности биопсихического развития школьников формируют характерные черты их социального облика и определяют специфику социальных отношений школьников с другими возрастными группами населения.

Процесс эстетического воспитания в школе должен быть последовательным, учитывающим особенности социального формирования личности, соответствовать всем требованиям ее социализации, адаптации школьников к условиям школы. Очень важно при определении системы эстетического воспитания школьников учитывать не только их возрастные и социально - психологические особенности, но и особенности жилищно-бытовых условий.

Главной особенностью учащихся как объекта эстетического воспитания, является прежде всего, то, что в школе продолжается воспитательный процесс, начавшийся ранее в семье и в детском саду. А так как в образовательных программах школы ощущается недооценка эстетического образования (не

- 280 -

Ruziyeva M.D.On the Issue of Forming the System of Aesthetic Education of Pupils

осуществляется преподавание основ эстетики), - процесс формирования эстетической культуры учащихся носит характер стихийности. Ученик должен стать «эффективным элементом» процесса воспитания, способным не только впитывать воспитательные воздействия, но и проявлять активность в самопознании и его совершенствовании, используя самообразование и самовоспитание.

Особенностями учащейся молодежи как объекта и субъекта эстетического воспитания, отличающими школьников от других групп, являются социальнопсихологические характеристики и черты, обусловленные специфическими социально - культурными условиями, образом жизни этой категории подростков: характером труда учащихся, его ролью в общественной организации труда; подготовкой к выполнению функций интеллигенции. Частичное участие в опосредованном производительном труде в форме учебы, роль которой в современном обществе все возрастает, быт и досуг учащихся являются индикатором уровня развитости эстетической культуры, эстетического отношения к действительности; эстетического сознания и потребностей, способности эффективно использовать эстетические идеалы во всех основных сферах жизнедеятельности. Систему эстетического воспитания следует основывать на методологических принципах системного исследования, прежде всего на понимании того, что представляет собой система эстетического воспитания как процесс. При определении структуры системы воспитания каждый из ее компонентов, в частности эстетическое воспитание, нужно рассматривать как самостоятельное системное образование, представляющее собой единство целей, задач, принципов, организационных форм, методов и средств. К сожалению, существующие в современной науке формулировки и определения процесса эстетического воспитания не в полной мере отражают то, что оно должно быть представлено диалектическим единством взаимосвязанных, взаимообусловленных компонентов, составляющих в совокупности целостную систему. Игнорирование необходимости упомянутой системы в эстетическом воспитании приводит к недооценке роли методологии в исследовании данного социального явления. Для научного обоснования системы эстетического воспитания школьников необходимо определить, в чем заключается его содержание, каковы цели и задачи этого вида воспитательной деятельности.

Решение задач эстетического воспитания школьников должно носить прикладной характер и иметь широкое и непосредственное внедрение в практику совершенствования общества. Эстетическое воспитание подростков нельзя отделять или изолировать от всего многообразия материально-производственной и общественно-политической деятельности. Развитие эстетического отношения школьников к основному виду трудовой деятельности необходимо осуществлять в соответствии с принципами учета особенностей профориентации школьников. В школе приходится не только прививать любовь к будущей профессии, раскрывать красоту будущего труда, формировать эстетическое отношение к нему, но и развеивать некоторые иллюзии о критериях эстетической оценки труда, особенно в разделении профессий на «красивые» и «некрасивые», популярные и непопулярные, модные и немодные, престижные и непрестижные.

- 281 -

Рузиева М.Д. К вопросу о формировании системы эстетического воспитания школьников

Актуальная задача эстетического воспитания - это воспитание у учащихся эстетического отношения ко всему, что составляет процесс учебного труда, т.е. к предмету, средствам, результатам, развитию способности эстетически переживать процесс учебного труда в целом. Большое значение имеет воспитание потребности и способности физически и умственно ощутить, воспринять эстетическую деятельность как форму наивысшего удовлетворения и наслаждения.

Школьников как будущих специалистов необходимо обучать в школе с учетом всех задач, которые им предстоит решать в дальнейшей трудовой деятельности, в экономической, политической и культурной сферах жизни. При этом обязательно в процессе эстетического воспитания большое внимание необходимо уделять формированию бережного отношения школьников к природе.

Одна из важных задач эстетического воспитания учащихся- формирование эстетического отношения к миру искусства (живопись, скульптура, архитектура, театр, кино и т.д.), сила воздействия которого на духовный мир человека очень велика и которую трудно переоценить.

При рассмотрении проблемы эстетического воспитания школьников необходимо учитывать определенную специфику образа их жизни и особенности воспитательной работы в школе. Эстетическое воспитание школьников, являясь составным компонентом воспитания, представляет собой систему воспитательных воздействий, призванную осуществить задачу формирования у школьников эстетического отношения к действительности, ко всем сферам жизни общества: экономической, политической, духовной, сфере семьи и быта.

По этой причине только единство наиболее эффективных средств, форм, методов эстетического воспитания школьников в их диалектической взаимосвязи с принципами, обусловленными социальными и социально-психологическими особенностями ученичества как объекта и субъекта эстетического воспитания, обеспечивает реализацию целей и задач системы эстетического воспитания в школе.

С целью выяснения отношения школьников к эстетической культуре было проведено анкетирование учеников 5-10 классов. Всего в анкетировании участвовали 143 школьника (81 ученика школы № 23 города Худжанда и 62 ученика школы № 12 Бободжон Гафуровского района), результаты которого представлены в гистограмме №1.

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что совершенное владение профессиональными знаниями и навыками не выступает у школьника, независимо от класса обучения, в качестве превалирующего признака эстетической культуры. Как показало исследование, наибольшее значение школьники придают способности делать нравственной выбор в сложной жизненной ситуации. Они убеждены, что наличие профессиональных знаний, пусть даже и высокого качества, не является еще достаточным критерием оценки и не дает оснований считать себя культурным человеком. Культурный человек, по определению самих школьников, -это человек прежде всего высоконравственный и с развитым эстетическим вкусом, способный тонко чувствовать свою неразрывную связь с окружающим миром, природой, ощущающий себя частью планеты, человечества и цивилизации.

- 282 -

Ruziyeva M.D.On the Issue of Forming the System of Aesthetic Education of Pupils

Г истограмма №1.

Проведенное исследование дало нам возможность сформулировать практические рекомендации, направленные на совершенствование формирования эстетического воспитания выпускников в процессе обучения. Для этого необходимо:

-включить в учебную программу общеобразовательных школ специальные курсы и семинары, направленные на интеграцию знаний по дисциплинам эстетического цикла;

-эстетическое воспитание школьников должно формироваться как единство трёх элементов: первого - эстетических знаний; второго - эстетических оценок, принципов, идеалов, ориентаций и взглядов; третьего - художественно-творческой деятельности личности;

Список использованной литературы:

1. Марцинковская Т.Д., Григорович Л.А. Психология и педагогика. —М., Проспект, 2010. -

461 с.

2. Пидкасистый П.И. и др. Педагогика.-М.:Издательский центр -Академия, 2010. -510с.

3. Подласый И.П. Педагогика. -М.: Высшее образование, 2010.-521 с.

Reference Literature

1. Martsinovskaya T. D., Grigorovich L.A. Psychology and Pedagogy. M.: “Prospect”, 2010. -461pp.

2. Pidkasisty P.I. and others Pedagogy, M.: Publishing Center “Academy”, 2010.-570pp.

3. PodlasyiI.P. Pedagogy, M.: “Higher Education”, 2010.-521pp.

К вопросу о формировании системы эстетического воспитания школьников

Ключевые слова: эстетическое воспитание, психологический процесс, феномен, принципы воспитания, эстетические знания, эстетическое сознание, формирование эстетического воспитания

- 283 -

Рузиева М.Д. К вопросу о формировании системы эстетического воспитания школьников

В данной статье рассмотрена система эстетического воспитания школьников в школе и сформулированы практические рекомендации, направленные на совершенствование формирования системы эстетического воспитания будущих выпускников.При рассмотрении проблемы эстетического воспитания школьников необходимо учитывать определенную специфику образа их жизни и особенности воспитательной работы в школе.

Учитывая вышеуказанные особенности, с целью выяснения отношения школьников к эстетической культуре нами было проведено анкетирование, результаты которого представлены в гистограмме №1.

Как показало исследование, наибольшее значение школьники придают способности делать нравственной выбор в сложной жизненной ситуации.

Проведенное исследование дало нам возможность сформулировать практические рекомендации, направленные на совершенствование формирования эстетического воспитания школьников в процессе обучения.

On the Issue of Forming the System of Aesthetic Education of Pupils Key words: aesthetic education, psychological process, phenomenon, principles of upbringing, aesthetic khowledge, aesthetic consciousness, formation of aesthetic education

The article dwells on the system of aesthetic education of schoolchildren, the author formulates practical recommendations aimed at an improvement of the system in question.

While solving this problem one must take into account the certain peculiarities of their modus vivendi and the specificity of educational work at school.

The author conducted practical work at school to ascertain pupils' attitude towards aesthetic culture; the results of the research being presented in the article.

The research elicited that pupils attach the greatest importance to doing a moral choice in complicated situations of life.

Сведения об авторе:

Рузиева Мавлюда Давроновна, методист кабинета технологии Института повышения квалификации и переподготовки работников в сфере образования Согдийской области (Республика Таджикистан, г. Худжанд), e-mail: mavzuna_rahimova@mail. ru

Information about the author:

Ruziyeva Mavlyuda Davronovna, methodist of the study of technology under the Institute of elevation of qualification and retraining of teachers in the sphere of education of Sughd viloyat (Tajikistan, Khujand), e-mail:

mavzuna_rahimova@mail. ru

- 284 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.