Научная статья на тему 'К вопросу о формировании региональной логистической инфраструктуры'

К вопросу о формировании региональной логистической инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
747
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / РЕГИОН / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бережная Л.Ю.

В статье приведены основные терминологические аспекты логистической инфраструктуры, определено место региональной логистической инфраструктуры в составе экономической системы, а также предложены принципы эффективного формирования логистической инфраструктуры региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании региональной логистической инфраструктуры»

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

© Бережная Л.Ю.1

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

В статье приведены основные терминологические аспекты логистической инфраструктуры, определено место региональной логистической инфраструктуры в составе экономической системы, а также предложены принципы эффективного формирования логистической инфраструктуры региона. Ключевые слова логистика, регион, логистическая инфраструктура.

Развитие торговли и увеличение объемов товарооборота приводит к необходимости формирования эффективной логистической инфраструктуры. Особенно актуальным является вопрос развития логистической инфраструктуры в условиях экономической стагнации. Конкурентоспособность производимой и реализуемой продукции не в последнюю очередь зависит от стоимости закладываемых в ее цену услуг на перевозку, хранение и информационное сопровождение.

Развитая логистическая инфраструктура стимулирует развитие товарных рынков, укрепляет экономические отношения и участвует в оптимизации процесса предоставления ценности продукции конечному потребителю.

Одним из первых отечественных специалистов, раскрывших сущность логистической инфраструктуры, является В.С. Колодин. По мнению автора, «логистическая инфраструктура представляет собой единую целостность и включает элементы организационного, информационного, коммуникационного обеспечения региональной крупномасштабной хозяйственной системы» [1, с. 49-50]. Среди основных элементов логистической инфраструктуры автор выделял:

- запасы продукции;

- сырье;

- средства транспортировки;

- способности производственной системы, оцениваемые преимущественно ее мощностью и гибкостью, а также размещением, размерами и количеством предприятий;

- склады;

- финансово-кредитные институты;

- средства связи и коммуникации;

- кадры.

1 Преподаватель кафедры Государственного и муниципального управления и менеджмента.

Миротин Л.Б. и Сергеев В.И. охарактеризовали логистическую инфраструктуру как «обеспечивающую подсистему» логистической системы и предложили следующее определение: «Совокупность видов деятельности, с помощью которых осуществляется и обслуживается процесс движения материальных и финансовых потоков или процесс товародвижения». По мнению авторов, логистическая инфраструктура подразделяется на три вида и имеет в своем составе следующие элементы:

- техническая инфраструктура - транспорт, дороги, здания и сооружения, склады, терминалы и др.;

- институциональная инфраструктура - банки, таможня, органы сертификации;

- социальная инфраструктура - персонал, занятый в процессе движения материальных потоков [2, с. 136].

Сергеев В.И., в более поздней работе, определил логистическую инфраструктуру как «совокупность элементов (транспорт, информационная система, складское хозяйство)» [3, с. XLIV], а затем более полно раскрыл основные ее элементы:

- складское хозяйство;

- транспортные подразделения различных видов транспорта;

- транспортные коммуникации;

- ремонтные и вспомогательные подразделения, обслуживающие транспортно-складское хозяйство;

- телекоммуникационная система;

- информационно-компьютерная система [3, с. 110-111].

Неруш Ю.М. указывает, что логистическая инфраструктура является «подсистемой поддержки материальных и ассистирующих им потоков» [4, с. 6-13].

В работе, посвященной исследованию логистической инфраструктуры, А.В. Дмитриев предложил следующее определение: «Комплекс взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование системы закупок, поставок, хранения и доставки продукции до потребителя» [5, с. 6].

Носов А.Л. в статье, раскрывающей необходимость интеграции участников логистической деятельности, определил логистическую инфраструктуру как «среду, которая обеспечивает логистическую деятельность», которая состоит из:

- предприятий;

- складов;

- терминалов;

- магазинов;

- информации;

- транспорта [6, с. 81-82].

В рамках региональной логистики Ю.Я. Павлова выделяет логистическую инфраструктуру как «часть региональной логистической системы -технические средства связующих отраслей, которые еще называют сферами услуг» и относит к ней:

- транспортную отрасль;

- оптовую торговлю;

- розничную торговлю;

- связь [7, с. 11].

Среди зарубежных авторов необходимо выделить А. Бауэрсокса и Д. Клосса, которые полагают, что «логистическая инфраструктура образует каркас, на котором строится система логистики и ее работа в компании. Инфраструктурная сеть включает в себя транспортные и информационные объекты». По мнению авторов, в состав логистической инфраструктуры можно включить:

- производственные предприятия;

- склады;

- погрузочно-разгрузочные терминалы;

- магазины розничной торговли [8, с. 44].

Данное определение нашло свое отражение и в работах отечественных ученых [см., напр. 9, с. 177-178].

Сток Дж. и Ламберт Д. выделяют инфраструктуру потока продукции: как «сетевую структуру источников снабжения, производства и дистрибуции в цепях поставок» [10, с. 71] Данное определение, несомненно, отличается от предложенных выше тем, что рассматривает логистическую инфраструктуру в рамках процессного подхода.

Таким образом, анализ приведенной литературы позволяет сделать следующие выводы:

- логистическая инфраструктура является поддерживающей подсистемой в составе логистической системы;

- к основным элементам логистической инфраструктуры большинство авторов относят: транспорт, складское хозяйство, объекты торговли, финансы, информацию;

- перечисленные элементы совпадают с основными объектами логистического менеджмента - таким образом, можно говорить о том, что логистическая инфраструктура обеспечивает реализацию логистического менеджмента в рамках движения ресурсов;

- в настоящее время терминологический аппарат логистической инфраструктуры не конкретизирован, в частности, остаются не решенными методологические вопросы оценки ее функционирования;

- ряд авторов, в качестве основного объекта исследования, выбирает региональную логистическую инфраструктуру, что обусловлено конкретизацией получаемых результатов;

- региональная логистическая инфраструктура является частью логистической системы определенного региона и ограничена его территорией.

Логистическая инфраструктура региона занимает промежуточное место в структуре экономических систем (см. рис. 1) и является основой для формирования логистической инфраструктуры страны.

По мнению автора, формирование и развитие региональной логистической инфраструктуры должно базироваться на соблюдении следующих принципов:

- принцип целесообразности - строительство объектов логистической инфраструктуры должно быть обусловлено необходимостью их размещения на определенной территории;

- принцип доступности - заключается в обеспечении доступности каждого объекта логистической инфраструктуры, как для производителей, так и для потребителей, с целью наиболее оптимального взаимодействия между ними;

- принцип развития - в процессе создания объектов логистической инфраструктуры должен учитываться момент дальнейшего инновационного развития, в соответствии с меняющимися экономическими реалиями;

Мегауровень

Логистическая инфраструктура мировой экономической системы

Макроуровень

Логистическая инфраструктура национальных экономик

Мезоуровень

Логистическая инфраструктура региональных экономик

- принцип региональной индивидуальности - сущность данного принципа заключается в предварительном анализе логистического потенциала региона, особенностей его экономической системы, при формировании объектов логистической инфраструктуры.

В условиях экономической нестабильности существует объективная необходимость формирования эффективной логистической инфраструктуры, как отдельных регионов, так и государства в целом. Соблюдение предлагаемых автором принципов могут в этом способствовать.

Список литературы:

1. Колодин В.С. Логистическая инфраструктура регионального товарного рынка. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999. - 174 с.

2. Основы логистики: учеб. пос. / Под ред. Л.Б. Миротина и В.И. Сергеева. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 200 с.

3. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общ. и научн. ред. проф. В.И. Сергеева. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 976 с.

4. Неруш Ю.М. Логистика: учеб. / Ю.М. Неруш. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 520 с.

5. Дмитриев А.В. Логистическая инфраструктура: уч. пос. / А.В. Дмитриев. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. - 65 с.

6. Носов А.Л. Экономическая необходимость системной интеграции участников логистической деятельности // Вестник РГГУ - 2013. - № 15. - С. 78-87.

7. Павлова Я.Ю. Структура региональной логистики // Вестник Крас-ГАУ - 2013. - № 3. - С. 9-15.

8. Бауэрсокс А. Логистика: интегрированная цепь поставок / [Пер. с англ. Н.Н. Барышниковой, Б.С. Пинскера]; А. Бауэрсокс, Д.Дж. Клосс. - 2-е изд. -М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2008. - 640 с.

9. Таран С.А. Логистическая стратегия предприятия: разработка и реализация. Практические рекомендации. - М.: Альфа-Пресс, 2010. - 312 с.

10. Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой: Пер. с 4-го англ. изд. / Дж.Р. Сток, Д.М. Ламберт. - М., 2005. - XXXII, 797 с.

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ПОТОКАМИ В СИСТЕМЕ МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ

© Варганова М.И.1

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

По результатам проведенного исследования было и обосновано, что применение методов финансовой логистики играет важную роль в

1 Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.