К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
© Бережная Л.Ю.1
Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
В статье приведены основные терминологические аспекты логистической инфраструктуры, определено место региональной логистической инфраструктуры в составе экономической системы, а также предложены принципы эффективного формирования логистической инфраструктуры региона. Ключевые слова логистика, регион, логистическая инфраструктура.
Развитие торговли и увеличение объемов товарооборота приводит к необходимости формирования эффективной логистической инфраструктуры. Особенно актуальным является вопрос развития логистической инфраструктуры в условиях экономической стагнации. Конкурентоспособность производимой и реализуемой продукции не в последнюю очередь зависит от стоимости закладываемых в ее цену услуг на перевозку, хранение и информационное сопровождение.
Развитая логистическая инфраструктура стимулирует развитие товарных рынков, укрепляет экономические отношения и участвует в оптимизации процесса предоставления ценности продукции конечному потребителю.
Одним из первых отечественных специалистов, раскрывших сущность логистической инфраструктуры, является В.С. Колодин. По мнению автора, «логистическая инфраструктура представляет собой единую целостность и включает элементы организационного, информационного, коммуникационного обеспечения региональной крупномасштабной хозяйственной системы» [1, с. 49-50]. Среди основных элементов логистической инфраструктуры автор выделял:
- запасы продукции;
- сырье;
- средства транспортировки;
- способности производственной системы, оцениваемые преимущественно ее мощностью и гибкостью, а также размещением, размерами и количеством предприятий;
- склады;
- финансово-кредитные институты;
- средства связи и коммуникации;
- кадры.
1 Преподаватель кафедры Государственного и муниципального управления и менеджмента.
Миротин Л.Б. и Сергеев В.И. охарактеризовали логистическую инфраструктуру как «обеспечивающую подсистему» логистической системы и предложили следующее определение: «Совокупность видов деятельности, с помощью которых осуществляется и обслуживается процесс движения материальных и финансовых потоков или процесс товародвижения». По мнению авторов, логистическая инфраструктура подразделяется на три вида и имеет в своем составе следующие элементы:
- техническая инфраструктура - транспорт, дороги, здания и сооружения, склады, терминалы и др.;
- институциональная инфраструктура - банки, таможня, органы сертификации;
- социальная инфраструктура - персонал, занятый в процессе движения материальных потоков [2, с. 136].
Сергеев В.И., в более поздней работе, определил логистическую инфраструктуру как «совокупность элементов (транспорт, информационная система, складское хозяйство)» [3, с. XLIV], а затем более полно раскрыл основные ее элементы:
- складское хозяйство;
- транспортные подразделения различных видов транспорта;
- транспортные коммуникации;
- ремонтные и вспомогательные подразделения, обслуживающие транспортно-складское хозяйство;
- телекоммуникационная система;
- информационно-компьютерная система [3, с. 110-111].
Неруш Ю.М. указывает, что логистическая инфраструктура является «подсистемой поддержки материальных и ассистирующих им потоков» [4, с. 6-13].
В работе, посвященной исследованию логистической инфраструктуры, А.В. Дмитриев предложил следующее определение: «Комплекс взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование системы закупок, поставок, хранения и доставки продукции до потребителя» [5, с. 6].
Носов А.Л. в статье, раскрывающей необходимость интеграции участников логистической деятельности, определил логистическую инфраструктуру как «среду, которая обеспечивает логистическую деятельность», которая состоит из:
- предприятий;
- складов;
- терминалов;
- магазинов;
- информации;
- транспорта [6, с. 81-82].
В рамках региональной логистики Ю.Я. Павлова выделяет логистическую инфраструктуру как «часть региональной логистической системы -технические средства связующих отраслей, которые еще называют сферами услуг» и относит к ней:
- транспортную отрасль;
- оптовую торговлю;
- розничную торговлю;
- связь [7, с. 11].
Среди зарубежных авторов необходимо выделить А. Бауэрсокса и Д. Клосса, которые полагают, что «логистическая инфраструктура образует каркас, на котором строится система логистики и ее работа в компании. Инфраструктурная сеть включает в себя транспортные и информационные объекты». По мнению авторов, в состав логистической инфраструктуры можно включить:
- производственные предприятия;
- склады;
- погрузочно-разгрузочные терминалы;
- магазины розничной торговли [8, с. 44].
Данное определение нашло свое отражение и в работах отечественных ученых [см., напр. 9, с. 177-178].
Сток Дж. и Ламберт Д. выделяют инфраструктуру потока продукции: как «сетевую структуру источников снабжения, производства и дистрибуции в цепях поставок» [10, с. 71] Данное определение, несомненно, отличается от предложенных выше тем, что рассматривает логистическую инфраструктуру в рамках процессного подхода.
Таким образом, анализ приведенной литературы позволяет сделать следующие выводы:
- логистическая инфраструктура является поддерживающей подсистемой в составе логистической системы;
- к основным элементам логистической инфраструктуры большинство авторов относят: транспорт, складское хозяйство, объекты торговли, финансы, информацию;
- перечисленные элементы совпадают с основными объектами логистического менеджмента - таким образом, можно говорить о том, что логистическая инфраструктура обеспечивает реализацию логистического менеджмента в рамках движения ресурсов;
- в настоящее время терминологический аппарат логистической инфраструктуры не конкретизирован, в частности, остаются не решенными методологические вопросы оценки ее функционирования;
- ряд авторов, в качестве основного объекта исследования, выбирает региональную логистическую инфраструктуру, что обусловлено конкретизацией получаемых результатов;
- региональная логистическая инфраструктура является частью логистической системы определенного региона и ограничена его территорией.
Логистическая инфраструктура региона занимает промежуточное место в структуре экономических систем (см. рис. 1) и является основой для формирования логистической инфраструктуры страны.
По мнению автора, формирование и развитие региональной логистической инфраструктуры должно базироваться на соблюдении следующих принципов:
- принцип целесообразности - строительство объектов логистической инфраструктуры должно быть обусловлено необходимостью их размещения на определенной территории;
- принцип доступности - заключается в обеспечении доступности каждого объекта логистической инфраструктуры, как для производителей, так и для потребителей, с целью наиболее оптимального взаимодействия между ними;
- принцип развития - в процессе создания объектов логистической инфраструктуры должен учитываться момент дальнейшего инновационного развития, в соответствии с меняющимися экономическими реалиями;
Мегауровень
Логистическая инфраструктура мировой экономической системы
Макроуровень
Логистическая инфраструктура национальных экономик
Мезоуровень
Логистическая инфраструктура региональных экономик
- принцип региональной индивидуальности - сущность данного принципа заключается в предварительном анализе логистического потенциала региона, особенностей его экономической системы, при формировании объектов логистической инфраструктуры.
В условиях экономической нестабильности существует объективная необходимость формирования эффективной логистической инфраструктуры, как отдельных регионов, так и государства в целом. Соблюдение предлагаемых автором принципов могут в этом способствовать.
Список литературы:
1. Колодин В.С. Логистическая инфраструктура регионального товарного рынка. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999. - 174 с.
2. Основы логистики: учеб. пос. / Под ред. Л.Б. Миротина и В.И. Сергеева. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 200 с.
3. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общ. и научн. ред. проф. В.И. Сергеева. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 976 с.
4. Неруш Ю.М. Логистика: учеб. / Ю.М. Неруш. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 520 с.
5. Дмитриев А.В. Логистическая инфраструктура: уч. пос. / А.В. Дмитриев. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. - 65 с.
6. Носов А.Л. Экономическая необходимость системной интеграции участников логистической деятельности // Вестник РГГУ - 2013. - № 15. - С. 78-87.
7. Павлова Я.Ю. Структура региональной логистики // Вестник Крас-ГАУ - 2013. - № 3. - С. 9-15.
8. Бауэрсокс А. Логистика: интегрированная цепь поставок / [Пер. с англ. Н.Н. Барышниковой, Б.С. Пинскера]; А. Бауэрсокс, Д.Дж. Клосс. - 2-е изд. -М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2008. - 640 с.
9. Таран С.А. Логистическая стратегия предприятия: разработка и реализация. Практические рекомендации. - М.: Альфа-Пресс, 2010. - 312 с.
10. Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой: Пер. с 4-го англ. изд. / Дж.Р. Сток, Д.М. Ламберт. - М., 2005. - XXXII, 797 с.
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ПОТОКАМИ В СИСТЕМЕ МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ
© Варганова М.И.1
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
По результатам проведенного исследования было и обосновано, что применение методов финансовой логистики играет важную роль в
1 Аспирант.