минологической культуры борьбы с преступностью. М., 2002. С. 18-21.
9. Дамаскин О. В. Легитимация результатов избирательного процесса в Российской Федерации // Журнал о выборах. 2008. № 3. С. 16.
10. Итоги. 2008. 4 марта.
Поступила в редакцию 19.05.2010 г
UDC 342.82/.84
SUPPLY OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL GUARANTEES OF LEGITIMATION OF ELECTION PROCESS ON BEHALF OF RUSSIAN CONSTITUTIONAL ORDER PROTECTION
Vladislav Vyacheslavovich Krasinsky, Russian Public Institute of Election Law, Moscow, Russia, Candidate of Law, Expert, e-mail: [email protected]
The article analyzes the procedure of legitimation of election results. The author offers the system of constitutional and juridical guarantees of legitimation of election process on behalf of Russian constitutional order protection.
Key words: legitimation of election process on behalf of constitutional order protection; constitutional and juridical guarantees of legitimation of election results; formation of representative power.
УДК 343.88
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПОНЯТИЯ «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА»
© Сергей Николаевич Захарцев
Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Россия, кандидат исторических наук, кандидат юридических наук, доцент кафедры истории и философии, e-mail: [email protected]
Статья посвящена выработке актуального для современного права понятия - правоохранительная политика. В статье автор анализирует существовавшие определения правоохранительной политики, формирует понятие «правоохранительная политика» исходя из современных реалий и дает наполнение этого понятия.
Ключевые слова: Уголовный кодекс; Уголовно-процессуальный кодекс; Уголовно-исполнительный кодекс; правоохранительная политика; правоохрана; правоохранительная служба; правоохранительная деятельность; преступность.
Состояние правоохранительной политики в современных условиях как со стороны ученых, так и практических работников вызывает озабоченность, которая представляется вполне обоснованной. Для нее, к сожалению, характерны не всегда оправданный либерализм, который не всегда согласуется с криминологической обстановкой в стране, и непоследовательность в решении принципиальных вопросов, шараханье из одной крайности в другую, что находит отражение в многочисленных поправках и дополнениях, перманентно вносимых в законодательство.
Столь же сомнительными представляются и некоторые изменения, внесенные в последнее время в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ. А законодательство о противо-
действии коррупции и экстремизму приводит к «размыванию» уголовного законодательства, которое по первоначальной идее должно было целиком и полностью определяться рамками Уголовного кодекса РФ.
Необоснованные вторжения в сферу правоохранительного регулирования имеют место и при издании законов об административной или налоговой ответственности.
Нет надлежащей согласованности правоохранительной политики и криминологической. Достаточно вспомнить какой колоссальный ущерб делу борьбы с преступностью был нанесен развалом профилактики правонарушений в первой половине 90-х гг. XX столетия.
Преступность в нашей стране достигла такого размаха и по количеству совершае-
мых преступлений, и по их тяжести, что она представляет угрозу для национальной безопасности страны (рис. 1). Социологические исследования показывают, что большинство населения по степени опасности и значимости ставит на первое место эту проблему, даже по сравнению с бедностью, безработицей и др. Усиливается организованность преступности, ее техническая оснащенность, вооруженность, развиты такие опасные фор-
мы преступности, как бандитизм, терроризм, наркобизнес и т. д.
Сведения о количестве сотрудников органов внутренних дел, совершивших нарушения законности и преступления подтверждают общую криминальную тенденцию, а снижение количества зарегистрированных преступлений видится автору просто повышением уровня латентности преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов (рис. 2).
■ - уровень преступности на 100 тыс. населения □ - всего зарегистрировано преступлений
Рис. 1. Динамика роста преступности (2001-2006 гг.)
35000
30000
25000
20000
15000
10000
5000
0
■I Количество сотрудников органов внутренних дел, совершивших нарушения законности и преступления ■I В т. ч. должностные преступления
Рис. 2. Динамика преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов (20012006 гг.)
В 2009 г. сотрудники российской милиции совершили более пяти тысяч уголовных преступлений: это на 11 % больше, чем в 2008 г., более трех тысяч преступлений связаны с коррупцией и превышением должностных полномочий [1]. Всего в 2009 г. милиционеры около 100 тыс. раз нарушали законы и должностные инструкции, что на 17 % больше, чем годом ранее [2].
В таких условиях очень важно выработать и еще важнее реализовать четкую государственную правоохранительную политику борьбы с этим явлением.
Проведение правоохранительной политики в совокупности с другими социальными, экономическими, культурно-воспитательными факторами привело к резкому обострению криминологической ситуации в стране.
Необходимо отметить, что попытки дать определение правоохранительной политике уже были, однако разрабатывалось такое определение совершенно в иных политических и социальных реалиях. В частности, В.А. Ар-дашкин давал следующее определение: «Правоохранительная политика - обобщающее понятие, которое отражает идейно-теоретические основы и главные направления деятельности партии и государства в сфере борьбы с посягательствами на социалистическую законность и правопорядок. Ее назначение — вырабатывать на базе освоения общих закономерностей и тенденций, обусловливающих динамику правонарушений во всем массиве, единую научную стратегию и практическую линию борьбы с аномалиями в правовой действительности. Правоохранительная политика является интеграционным образованием более высокого уровня, чем уголовная или иная отраслевая политика. Общая политика правоохраны не сводится к простой сумме отраслевых политик, а вместе с ними составляет политико-правовой охранительный комплекс, в котором она выполняет методологическую и фундаментальную, направляющую и практически-прикладную функции» [3].
С.П. Звягин, давая определение ключевому понятию «правоохранительная политика», пишет: «под этим понятием подразумевается функция государственного управления по поддержанию законности и правопорядка, сохранения внутреннего и внешнего мира» [4].
Разрабатывая дефиницию понятия правоохранительной политики, необходимо помнить, что государство, будучи создателем права и законов, одновременно является и первым заинтересованным субъектом в его исполнении. Для этого государством создаются специальные органы, которые будут охранять право от посягательства, нарушений, злоупотреблений. Основная задача этих органов - правоохрана, охрана права, закона. норм многообразной и разносторонней жизни общества, соответственно и наименование этих органов - правоохранительные органы. В настоящее время круг правоохранительных органов все время расширяется. В то же время без четкого определения приоритетов и задач правоохранительной политики деятельность правоохранительных органов, как и всего государства в целом, носит бессистемный, малоэффективный, а зачастую и губительно-противоправный характер.
Без идеологии правоохранительной политики правоохранительные органы государства заняты исключительно удовлетворением личных корыстных интересов служащих этих органов.
В настоящее время ведется разработка Концепции правоохранительной политики России. Однако если в этой Концепции не будет предусмотрено четкое определение самого предмета этой концепции - правоохранительной политики - то Концепция может носить только декларативный характер.
Попытаемся дать исчерпывающее понятие правоохранительной политики, ибо только наличие точного определения позволит нам определиться с относимостью к право -охранительной политике того или иного направления государственной политики. Для того чтобы дать актуальное определение этого понятия, следует опираться на другие, в т. ч. и нормативные, смежные определения, в частности: правопорядка, правоохранительных органов, правоохранительной деятельности, правоохранительной службы.
Например, сегодня имеется легальное определение правоохранительной службы, закрепленное Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»: «Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность
граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины» [5].
Надо заметить, что большинство учебных источников обходят стороной дефиницию «правоохранительные органы», переходя сразу к тому, что входит в ее содержание (какие именно группы органов), или же определяют лишь признаки, задачи. На наш взгляд, нелишним будет разъяснить значение базисного термина в рассматриваемом понятии, а именно, «правоохрана».
О.А. Галустьян дает следующее определение: «под правоохраной следует понимать урегулированную правом деятельность управомоченных органов государства по принудительному обеспечению правового порядка на основе соблюдения баланса интересов личности, общества и государства» [6]. При этом «правоохрана» вполне может пониматься как «правозащита».
Из данного определения важно выделить два ключевых признака правоохраны, правоохранительных органов (а равно и правоохранительной функции государства):
1) осуществление правоохраны исключительно государственными органами и
2) возможность принудительного (силового) осуществления законности.
Феномен «политика» следует рассматривать как деятельность, имеющую своей основной целью управление обществом. Правоохранительная политика является одним из видов политики как родового понятия. Правоохранительная политика — это управление обществом посредством защиты права в рамках установленных законодательством процедур.
Основными элементами правоохранительной политики являются: во-первых,
обеспечение механизма соблюдения правил поведения всеми субъектами правоотношений, в совокупности составляющих правовую систему современности; во-вторых, обеспечение реализации этого механизма; в-третьих, разрешение посредством права и правоохранительных органов спорных си-
туаций, а также привлечение к ответственности за нарушение норм права.
Термин «правоохранительная политика» может быть интерпретирован как в объективном, так и в субъективном смысле.
В объективном смысле правоохранительная политика рассматривается как сфера общественных отношений, не зависящих от воли правоприменителя.
В субъективном смысле правоохранительная политика представляет собой совокупность волевых установок и поведенческих факторов, обусловливающих направленность и результативность деятельности конкретных субъектов реализации правоохранительной деятельности: как целого правоохранительного органа, так и конкретного государственного служащего.
В качестве основного субъекта правоохранительной политики выступает государство, от имени которого она формируется и посредством которого осуществляется. При этом основными формами государственной деятельности по формированию и осуществлению правоохранительной политики являются:
- правоохранительное законодательство,
- реализация права в форме его применения,
- осуществление правосудия,
- осуществление мер юридической ответственности за правонарушения.
Органы внутренних дел выступают, с одной стороны, в качестве субъекта правоохранительной политики, с другой стороны, в качестве объекта политико-правового воздействия. Деятельность органов внутренних дел как субъекта правоохранительной политики направлена, с одной стороны, на обеспечение государственных интересов, и прежде всего на обеспечение соблюдения правового режима законности всеми участниками урегулированных правом общественных отношений, а с другой стороны, имеет своей целью обеспечение и защиту конституционных прав и свобод отдельных граждан и общественных объединений. Говоря об органах внутренних дел как об объекте воздействия правоохранительной политики государства, следует иметь в виду общественные отношения, связанные с формированием структурных подразделений милиции, профессиональной подготовкой служащих правоохра-
нительной службы, социальной заботой и контролем со стороны государства за служащими правоохранительной службы.
Деятельность органов внутренних дел в сфере реализации правоохранительной политики государства направлена на установление правового режима законности и правопорядка, на контроль за соблюдением требований этого режима всеми участниками, на пресечение правонарушений и на привлечение правонарушителей к ответственности. Особую социально-юридическую значимость имеет эта деятельность в сферах административно-правового и уголовно-правового регулирования в современной России.
В настоящее время можно выделить два основных направления правоохранительной политики в сфере органов внутренних дел:
1) организационное направление предполагает: во-первых, создание структурных подразделений, обладающих компетенцией, достаточной для решения современных задач; во-вторых, обеспечение кадрового потенциала, способного решать задачи, определяемые функциями соответствующих правоохранительных структур; в-третьих, создание системы гарантий, обеспечивающих, с одной стороны, высокоэффективную профессиональную деятельность, с другой - защиту сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и действенную социальную заботу о них;
2) правоохранительное направление осуществляется во внешней и внутренней сферах. Во внешней сфере осуществляется деятельность органов внутренних дел по профилактике, пресечению, раскрытию правонарушений и привлечению к ответственности правонарушителей, не являющихся сотрудниками органов внутренних дел, во внутренней сфере осуществляется деятельность по обеспечению законности в деятельности самих органов внутренних дел. В последнем случае особую значимость имеет противодействие коррупции среди сотрудников органов внутренних дел.
Все сказанное приводит к весьма тривиальному выводу - о жизненной необходимости укрепления правоохранительной системы в России, обеспечения ее реальной возможностью защищать российских граждан и гостей страны, осуществлять успешную профилактику, эффективно и своевременно, в
строгом соответствии с законом выявлять, пресекать и снабжать адекватным воздаянием противоправные и преступные проявления. При формировании правоохранительной политики необходимо учитывать особенности национального правового менталитета, характеризующегося, как уже сказано, в числе прочего, с одной стороны, высокой степенью толерантности российского народа к лишениям, неудобствам и ограничениям, жертвенному исполнению своего гражданского долга в случае понимания необходимости такого поведения, объединения населения отвечающей традиционной народной нравственности идеей; с другой стороны, как нигде более проявляющимся отвращением от практически любых форм сотрудничества с правосудием и властью в целом, массовым пассивным саботажем начинаний гражданских властей в случае оценки их деятельности в народном сознании как несправедливой, своекорыстной, ангажированной, сопровождающемся готовностью на самые жестокие и разрушительные акции.
Советская тоталитарная идеология, декларировавшая в качестве основного принципа лозунг «все во имя человека, все на благо человека» и высказывание известного писателя «человек - это звучит гордо», на самом деле более чем жестко требовала от граждан государства дисциплины, моральной чистоты, порядочности, самоотречения ради общего блага. Идеология переходного периода, а правильнее сказать - суррогат таковой, предложила массам в качестве конечной цели и стимула всякой деятельности материально комфортное существование при полном безразличии к оценке этичности и даже вообще законности способов ее достижения. Ныне предпринимаемые государством усилия по формированию законопослушного, толерантного, социально активного общества; по оптимизации деятельности правоохранительной, судебной и судебно-исполнительной систем увенчаются успехом только в случае восстановления традиции взаимного доверия и уважения государственной власти и народа. В связи с этим представляется целесообразным, в особенности в новых условиях, требующих принятия беспрецедентных мер общественной безопасности, отказ от декларирования прав и свобод граждан, достоинства личности и т. д. и, по сути, предос-
тавления обществу возможности саморегулироваться, и переход к построению общества, в котором высока роль социально ориентированного, гуманного, безупречно дисциплинированного и эффективного государственного аппарата. Новое отношение к деятельности правоохранительных органов в РФ должно предполагать, помимо укрепления ее материально-технической составляющей,
разрешение задач по повышению эффективности и престижа государственной и, в частности, правоохранительной службы, способствующих росту доверия к ним населения. Исполнительная власть в России, в т. ч. ее правосудие, должны восприниматься населением и объективно быть доступными, справедливыми и социально ориентированными.
Правосознание, законотворчество и правоохранительная деятельность, имеющие целью построение гражданского общества в стране, должны иметь взаимосвязь с нравственной традицией национального правового менталитета и одновременно предполагать активную и действенную волю к соблюдению закона, отказу от безнравственного, криминального, социально апатичного поведения.
Универсальная формула взаимодействия власти и гражданского общества, их взаимных оценок и обязанностей содержится в 13-й главе послания апостола Павла к римлянам: «начальник не напрасно носит меч, он -Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». Это емкое выражение, по
сути, раскрывает именно ту двуединую задачу взаимодействия власти и населения, осуществление которой должно обеспечить формирование подлинного гражданского общества: усвоение каждым членом социума основанных на индивидуальном нравственном императиве безусловных законопослу-шания и уважения к соответствующим закону формам деятельности государственной власти; осуществление последней как основанной на осознании своей высочайшей ответственности безупречной, законной и эффективной деятельности.
1. Фалалеев М. На милицию можно пожаловаться в милицию // Российская газета. Неделя. 2010. № 5114 (35). 18 февр.
2. Фалеев М. Милиция для милиции // Российская газета. Федеральный выпуск. 2010. № 5107 (28). 11 февр.
3. Ардашкин В.Д. К теории правоохранительного механизма // Правоведение. 1988. № 1. С. 11-16.
4. Звягин С.П. Правоохранительная политика А.В. Колчака. Кемерово, 2001. С. 21.
5. О системе государственной службы Российской Федерации: федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
6. Правоохранительные органы / под ред. О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. М., 2005. С. 14.
Поступила в редакцию 18.03.2010 г.
UDC 343.88
TO THE QUESTION OF FORMING THE CONCEPT “LAW SECURING POLICY”
Sergey Nikolayevich Zakhartsev, Tambov State Technical University, Tambov, Russia, Candidate of History, Candidate of Law, Associate Professor of History and Philosophy Department, [email protected]
The article discusses the production of the actual concept of modern law-the law enforcement policy. The article analyzes the definitions of the law enforcement policy and forms the definition “the law enforcement policy according to modern realias.
Key words: the Criminal Code; the Criminal Procedure Code; the Criminal Executive Code; the law enforcement policy; the law enforcement; the law enforcement service; the law enforcement activity; the criminality.