Киприянова Е. В.,Якуба Е. П.
К вопросу о формировании корпоративной культуры образовательного учреждения
УДК 374 ББК 74.204
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Киприянова Е. В., Якуба Е. П.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования корпоративной культуры в образовательном учреждении, определяется ее сущность и основные механизмы формирования. Рассмотрена методологическая основа, а именно деятельностно-аксиологический подход к решению проблемы формирования единых ценностей педагогического коллектива.
The problems of corporate culture in an educational institution are determined by its essence and basic mechanisms of formation. The methodological framework, namely activity-axiological approach to solving the problem of forming the same values ofpedagogical staff is observed.
Ключевые слова: корпоративная культура, паттерн коллективных базовых представлений, корпоративные ценности, деятельностноаксиологический подход.
Corporate culture, the basic pattern of collective representations, corporate values, activity-axiological approach.
Тема корпоративной культуры вызывает все больший интерес исследователей не только в силу особого, междисциплинарного положения, но и в силу высокой практической и экономической значимости для жизнедеятельности компаний, фирм, других организаций. Само понятие «корпоративная культура» относится к классу таких понятий, которые не имеют единственно верного толкования. Практически каждый исследователь в этой области предлагает собственное оригинальное определение культуры организации.
При выявлении сущности корпоративной культуры образовательного учреждения целесообразно опираться на несколько определений:
- паттерн коллективных базовых представлений, обретаемых организацией при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной
для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем [1];
- набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий, которые передаются через символические средства духовного и материального внутриорганизационного общения [2];
- свод формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, персональных и групповых интересов, особенностей поведения, ценностей [3];
- осознанные и неосознанные представления сотрудников о способах деятельности, набор привычек, писанных и неписаных норм повеления, запретов, ценностей, ожиданий [4].
Анализ определений показывает, что большинством исследователей корпоративная культура понимается как комплекс разделяемых всеми членами организации ценностей, представлений, понятий и убеждений, а также поведенческих норм и артефактов, которые создает организация по мере преодоления препятствий внутреннего и внешнего характера на пути к успеху и процветанию.
В данном контексте понимания корпоративной культуры на первый план выходит проблема ценностей, на основе которых она формируется. Именно ценности, разделяемые и декларируемые ее основателями и наиболее авторитетными членами, зачастую становятся тем ключевым звеном, от которого зависит сплоченность коллектива, которое формирует единство взглядов и действий и обеспечивает достижение целей.
Под ценностью мы понимаем любой «объект» (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, этноса) [5].
СОДЕИСГв
ГаЛ
Гипотезы, дискуссии, размышления
ЧИППКРО
Образовательное учреждение как самостоятельный субъект вырабатывает собственные ценности, позволяющие ему функционировать в реальном социуме. Собственными ценностями образовательных учреждений, обеспечивающими его функционирование, выступают академические свободы, инновационная деятельность, организационная устойчивость, экономическая устойчивость [6].
Единая и понятная участникам образовательного процесса система ценностей (предназначение и цели образовательного учреждения, принципы осуществления деятельности, установки по отношению ко всем участникам) и адекватных способов их реализации (поведение администраторов, правила и нормы организации, способы взаимодействия) создает среду для эффективной деятельности. В такой среде происходит существенное улучшение коммуникаций, каждому участнику предоставляется возможность наиболее полно и эффективно использовать свой потенциал, и как следствие, повышается конкурентоспособность образовательного учреждения.
Анализ социокультурной ситуации, связанной с образованием, и сама образовательная практика показывают, что сегодня еще пока нет оснований говорить об образовании как факторе формирования и развития личности через систему ценностей, ее направленной социализации. В любом случае ценности, транслируемые и присваиваемые в организации должны носить гуманистический, универсальный характер.
Гуманистическая направленность образовательного процесса в образовательном учреж -дении реализуется через интеграцию деятельностного и аксиологического подхода в целостный деятельностно-аксиологический подход, который следует рассматривать как методологический принцип исследовательской и практической педагогической деятельности, обеспечивающий интегративное содержательное, процессуальное и технологическое единство деятельностной направленности и ценностной ориентированности образования.
Определяющим условием успешности реализации в образовательном процессе деятель -ностно-аксиологического подхода является адекватность системы гуманистических ценностей, положенных в его основу, ценностным ориентациям педагогов. Однако практика обра-
зования свидетельствует о том, что автоматически индивидуальная система ценностных ориентаций педагога не приобретает гуманистической направленности. В гуманистически ориентированном образовательном процессе направленность на развитие личности ребенка должна быть не только осознана учителем, но и принята им как ценность. Аксиологическая же направленность педагогического мышления требует перехода от нормативного к креативноаналитическому типу профессионального мышления учителя [7].
Поэтому, трудность формирования корпоративной культуры образовательного учреждения заключается в формировании единой системы ценностей, транслируемых и присваиваемых, а также в том, что каждый новый участник образовательного процесса привносит свои собственные ценности, взгляды, убеждения, иногда прямо противоположные сложившимся в образовательном учреждении. Еще одна сложность состоит в том, что не все корпоративные ценности, осознаваемые и принимаемые участником образовательного процесса, действительно становятся его личными - одного лишь положительного отношения к ним для этого явно недостаточно. Обязательным условием трансформации является практическое включение сотрудника в деятельность образовательного учреждения, направленную на реализацию данной ценности.
Целенаправленные действия по формированию корпоративной идентичности затрагивают два аспекта: содержание (знание об образовательном учреждении - объективная составляющая) и отношение (восприятие этого содержания, отношение к нему - субъективная составляющая) [8]. Процесс формирования корпоративной идентичности для новичков начинается с инициации, т. е. процедуры обращения (посвящения) в мир ценностей и ритуалов корпорации. Различные варианты инициации (посвящение в лицеисты, день лицея, профессиональные праздники, день чести лицея) имеют единый смысл: «С сегодняшнего дня ты - один из нас, ты можешь гордиться принадлежностью к столь достойному сообществу». Следующий этап - интериоризация норм и ценностей корпорации. Проблема ориентации (какие в этом образовательном учреждении существуют правила и нормы повседневной жизни, что здесь
Куприянова Е В.,Якуба Е. П.
К вопросу о формировании корпоративной культуры образовательного учреждения
поощряется, а за что наказывают; что является образцом для подражания и какие существуют критерии успешности) решается с помощью сотрудников - трансляторов «образцового поведения». Посредством повествования - нарративов они фиксируют временные отношения событий, проясняя смыслы и последствия, которые одни события имели для других. Выстраивание единой временной последовательности событий в их смысловой взаимосвязанности задает возможности переинтерпретаций, трансформаций смыслов и значений - возможности конструирования новой реальности.
Проясняя свои представления о таких важных сторонах жизни организации, как профессионализм педагога, способы управленческой поддержки профессионализма, уровень профессионального доверия, система вертикального и горизонтального контроля, способы проявления инициативы, способы решения проблем, источники профессиональной информации, поведение в условиях инновационной деятельности и др., каждый участник образовательного процесса получает ответы на вопросы, что представляет собой корпоративная культура данного образовательного учреждения и на -сколько возможно практическое включение в деятельность образовательного учреждения, направленную на реализацию корпоративных ценностей. Вследствие того, что корпоративная культура формируется через образование ценностного поля, ее развитие может происходить только комплексно и непрерывно.
Литература
1. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство [Текст] / Э. Шейн. - СПб., 2008.
2. Спивак, В. А. Корпоративная культура [Текст] / В. А. Спивак. - СПб., 2001.
3. Пригожий, А. И. Организационная культура и ее преобразование [Текст] / А. И. Пригожий // Общественные науки и современность, 2003. - № 5.
4. Ушаков, К. М. Организационная культура : уровневая модель оценки. Директор школы [Текст] / К. М. Ушаков, 1995. - № 3.
5. Ценность. Психологический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://psi.webzone.ru.
6. Сергеева, Т. Б. Особенности корпоративной культуры образовательного учреждения [Электронный ресурс] / Т. Б. Сергеева, О. И. Горбатько. - Режим доступа : http://portalus.ru.
7. Киприянова, Е. В. Инновационная образовательно-профессиональная среда как фактор внедрения современных технологий обучения: монография [Текст] / А. Г. Гостев, Е. В. Киприя-нова. - Екатеринбург, 2008.
8. Скворцова, Т. О корпоративной идентичности [Текст] / Т. О. Скворцова, И. В. Стернин // Управление компанией, 2007. - № 2.