Научная статья на тему 'К вопросу о формировании готовности сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных ситуациях служебной деятельности'

К вопросу о формировании готовности сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных ситуациях служебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
284
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / OFFICIAL ACTIVITY / EMERGENCY SITUATIONS / PHYSICAL TRAINING / MORAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING / READINESS FOR AN ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сергиенко Александр Сергеевич, Гуралев Владимир Михайлович

В статье рассмотрены наиболее актуальные вопросы i формирования готовности сотрудников ОВД к действиям в экстремальных ситуациях служебной деятельности посредством физической, боевой и морально-психологической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сергиенко Александр Сергеевич, Гуралев Владимир Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF THE FORMATION OF READINESS OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS FOR THE ACTIONS IN THE EMERGENCY SITUATIONS DURING THEIR SERVICE

The article considers the most actual methods of the forming of readiness of law enforcement officers for the actions in the emergency situations during their service by physical, battle, moral and psychological training.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании готовности сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных ситуациях служебной деятельности»

УДК 355.58

Александр Сергеевич СЕРГИЕНКО,

старший научный сотрудник организационно-научного и редакционно-издательского отдела Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат психологических наук

Владимир Михайлович ГУРААЕВ,

доцент кафедры физической подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат педагогических наук

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

TO THE ISSUE OF THE FORMATION OF READINESS OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS FOR THE ACTIONS IN THE EMERGENCY SITUATIONS DURING THEIR SERVICE

В статье рассмотрены наиболее актуальные вопросы формирования готовности сотрудников ОВД к действиям в экстремальных ситуациях служебной деятельности посредством физической, боевой и морально-психологической подготовки.

The article considers the most actual methods of the forming of readiness of law enforcement officers for the actions in the emergency situations during their service by physical, battle, moral and psychological training.

Ключевые слова: служебная деятельность, экстремальные ситуации, физическая подготовка, морально-психологическая подготовка, готовность к деятельности.

Keywords: official activity, emergency situations, physical training, moral and psychological training, readiness for an activity.

Обращаясь к проблеме готовности сотрудников ОВД к действиям в экстремальных ситуациях служебной деятельности, прежде всего определим основные категории, позволяющие раскрыть сущность рассматриваемого вопроса.

Понятие «готовности» в научной литературе раскрыто достаточно подробно. Так, например, В.А.Крутецкий определяет «готовность» как пригодность к деятельности, выражающуюся в активном положительном отношении к ней, склонности заниматься ею, переходящей на высоком уровне развития в страстную увлеченность. В понятие В.А.Крутецкий вкладывает на-

личие необходимого запаса знаний, умений, навыков в соответствующей области.

К.К.Платонов1 рассматривает данное понятие как психическое состояние, занимающее промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности, образуя функциональный уровень, на фоне которого развиваются процессы, необходимые для обеспечения результативности профессиональной деятельности. Другими словами, согласно К.К.Платонову, готовность - это особое психическое состояние, обеспечивающее высокую дееспособность и эффективность в конкретном виде деятельности.

Л.В.Конлрашова отмечает, что готовность к леятельности прелполагает образование таких необхолимых отношений, установок, свойств и качеств личности, которые обеспечивают булушему специалисту возможность сознательно и лобро-совестно, со знанием лела приступить и творчески выполнить свои профессиональные функции и обязанности.

В контексте настояшего исслелования мы преллагаем понимать «готовность к леятельности» как актуализацию имеюшихся у субъекта необхолимых ресурсов лля выполнения конкретного вила профессиональной леятельности. Действия сотрул-ников ОВД в экстремальных ситуациях служебной леятельности являются частным случаем осушествления профессиональной леятельности и, очевилно, требуют наличия у субъекта необхолимых специфических ресурсов лля выполнения конкретного вила профессиональных залач, связанных, например, с большими и прололжи-тельными нагрузками, разрешением конфликтных ситуаций межлу гражланами, межлу правонарушителем и сотрулником, противоборства при осушествлении оперативно-розыскных и слелственных мероприятий, а также необхолимых навыков лля эффективного использования ланных ресурсов.

Олной из важных является категория «экстремальные ситуации служебной лея-тельности» сотрулников ОВД.

В научной литературе, как правило, используется категория «экстремальные условия». Так, А.А.Деркач и В.Г.Зазыкин отмечают, что «проблематика этого направления (акмеологии) весьма обширна и связана в первую очерель с профессионализмом специалистов и руковолителей, осушествляюших свою профессиональную леятельность в затрулнительных условиях, прелъявляюших повышенные требования к субъекту леятельности»2.

На наш взглял, такой полхол оправ-лан при характеристике профессиональной леятельности, обусловленной, например, постоянно лействуюшими приролны-ми или географическими факторами (низ-

кие температуры крайнего севера или, напротив, суровый климат жарких пустынных районов, полволные работы, работа высоко в горах и т.п.), негативными техногенными факторами (химическое или ралиоактивное загрязнение, запыленность, высокий уровень шума и лр.), или при описании леятельности, требуюшей постоянно высокой концентрации ресурсов.

Суть экстремальных условий такова, отмечают Б.А.Смирнов и Е.В.Долгополо-ва, что зачастую они сушествуют объективно и их принципиально невозможно изменить, что исключает возможность активного влияния на них и созлания лля работаюшего человека функционального комфорта.3

Применительно к служебной леятель-ности сотрулников ОВД характеристика «экстремальные условия» также применима, олнако в контексте исслелования целесообразно обратить внимание на моменты, когла интенсивность негативных факторов является наивысшей, поэтому в лальнейшем мы, главным образом, булем использовать термин «экстремальная ситуация служебной леятельности», полчерки-вая тем самым ее непрогнозируемый, спонтанный характер.

В большинстве работ, посвяшенных ланной проблеме, отмечается, что профессиональное мастерство сотрулника правоохранительных органов имеет лвойствен-ную приролу и включает лве группы компонентов: профессиональную обученность и психологическую полготовленность.4 Именно из этих компонентов склалывает-ся готовность сотрулника ОВД к лействи-ям в экстремальных ситуациях служебной леятельности.

Профессиональную обученность работника правоохранительных органов образует сумма профессиональных знаний, умений и навыков, которыми он облала-ет. Психологическая полготовленность сотрулника прелставляет собой совокупность сформированных (развитых) его психологических характеристик, отвечаю-ших актуальным психологическим потребностям служебной леятельности и высту-

пающих необходимым внутренним условием ее успешного осуществления. Обе подсистемы находятся в тесной взаимосвязи, постоянной динамике и требуют планомерного формирования и совершенствования. Об эффективном выполнении профессиональных задач сотрудником ОВД можно говорить лишь тогда, когда он профессионально обучен и психологически подготовлен.

Готовность сотрудников ОВД к действиям в экстремальных ситуациях служебной деятельности прежде всего будет складываться из знания нормативно-правовых основ профессиональной деятельности, качественной моральной, физической и боевой подготовки, а также, как следствие, уверенности в собственных силах, основанной на адекватной самооценке и ориентации на успешное выполнение поставленных задач.

Успешность деятельности в экстремальных ситуациях зависит от многих изменяющихся факторов, например:

- вид экстремального воздействия, его интенсивность и продолжительность;

- предыдущий опыт человека;

- характер деятельности;

- индивидуальные качества человека.

Выполнение любой работы требует

внутренней активности человека и затрат физических сил. Чем труднее поставленная задача, тем выше внутреннее напряжение, тем разнообразнее его проявления и влияние на конечные результаты действий и деятельности в целом.

В экстремальных ситуациях под влиянием стресса прежде всего затрудняются сложные или новые действия, в то время как простые или хорошо знакомые действия выполняются без изменений. По этой причине тренированность, особенно при выполнении сложных действий, является хорошей профилактической мерой против разрушительного действия стресса.5

Служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел в ситуациях пресечений преступлений и правонарушения предъявляет высокие требования к их специальной подготовке. Анализ результа-

тов оперативно-служебной деятельности и чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью и ранениями сотрудников, свидетельствует о том, что профессионально-прикладная физическая подготовленность личного состава органов внутренних дел не отвечает современным требованиям (Ю.Ф.Подлипняк, 1986; В.Г.Колю-хов, 2002; А.И.Кузнецов, 2005 и др.).

Более 4,6 тыс. милиционеров были ранены при исполнении служебных обязанностей в 2010 г., 440 сотрудников погибли, сообщил глава МВД России Р.Нургалиев 22 марта 2011 г. на коллегии ведомства с участием Президента РФ Д.Медведева.6 Такие результаты, конечно, нельзя признать удовлетворительными.

Причины столь печальной статистики обусловлены множеством факторов, наиболее значимые из которых - нерешительность в применении табельного оружия, отсутствие навыков эффективного применения боевых приемов борьбы и недостаточная физическая и психологическая подготовленность. Важность и ответственность задач, которые призваны решать сотрудники правоохранительных органов, определяют обновление системы профессионально-прикладной физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России.

Снижение в последние годы уровня общего образования в стране с неизбежностью отражается и на качестве высшего и среднего профессионального образования, в том числе в системе Министерства внутренних дел. Образовательные учреждения еще не обеспечивают надлежащей практической подготовленности выпускников, уровень их общеюридической, правоохранительной культуры не в полной мере соответствует современным требованиям.7

Анализ специальной научно-методической литературы и программно-нормативных документов показывает, что в настоящее время существует несколько упрощенный подход к определению содержания профессионально-прикладной физической подготовки будущих сотрудников ор-

ганов внутренних лел, заключаюшийся в олнонаправленном развитии физических качеств без учета современных требований к профессионально-приклалной пол-готовленности сотрулников правоохранительных органов (Ю.Ф.Поллипняк, 1986; В.В.Яншин, 1989; В.А.Шлыков, 1995; П.П.Михеев 1997; А.И.Кузнецов, 2005 и лр.). Требования учебных программ образовательных завелений МВД России, реализация которых способствует формированию профессионально важных физических качеств и навыков, не в полной мере соответствуют требованиям практики, что зачастую не обеспечивает готовности сотрулников ОВД к силовому за-лержанию правонарушителей. В связи с этим в теории и практике профессионального образования сотрулников ОВД назрела объективная потребность в разрешении вопросов, касаюшихся организации, построения и метолического обеспечения учебного процесса по профессионально-приклалной физической полготовке.

Провеленный опрос сотрулников пол-разлелений ГУВД по Красноярскому краю, а также СибЁУВДТ ЦТ МВД России по СФО показал, что зачастую правонарушители имеют физическую полготовлен-ность, равную или превосхоляшую полго-товленность сотрулников ОВД в проявлении как физических качеств, так и при-клалных лвигательных навыков. При этом слелует учитывать, что в своих лействиях правонарушители не ограничены необхо-лимостью причинения минимального вре-ла злоровью сотрулников ОВД и лругих гражлан. Слеловательно, чтобы эффективно решать залачи по охране обшественного порялка, противостоять правонарушителям, сотрулник ОВД лолжен влалеть боевыми приемами борьбы на наллежашем уровне.

С целью опрелеления солержания комплекса боевых приемов был провелен анализ вилеозаписей более 100 поелин-ков по боям без правил различных версий. Наибольшую популярность применения имеют улары (52%) при безусловном приоритете уларов руками как стоя, так и лежа. Несколько реже используются клин-

чи, броски, переволы и сваливание. Ол-нако 48% поелинков заканчивались болевыми и улушаюшими приемами, которые стали слелствием клинчев, бросков и переволов в положение лежа.

Можно заключить, что количественное преимушество уларов в поелинках объясняется относительной простотой и лоступ-ностью исполнения. Олнако переволы в партер броском или сваливанием с целью установления выголного положения, позво-ляюшего атаковать уларами в сочетании с болевыми и улушаюшими приемами, менее популярны, но вместе с тем эффективны. Пол эффективностью болевого приема полразумевается активное болевое возлействие на коленный, голеностопный, локтевой, плечевой суставы, которое приволит к отказу от лальнейшего прололжения сопротивления.

Привеленные статистические ланные позволяют слелать прелположение о приоритетных и второстепенных аспектах полготовленности работника правоохранительных органов.

Анализ различных ситуаций служебной леятельности показал, что лля обеспечения силового залержания прихолится часто вступать в противоборство в плотном контакте с активно сопротивляюшимся правонарушителем. Чтобы лобиться обезвреживания правонарушителя и обеспечения личной безопасности в условиях плотного захвата, сотрулнику необхолимо применить бросок и лальше преслеловать его сковываюшим захватом, болевым или улушаюшим приемом. Это обуславливает необхолимость формирования у сотрулни-ков навыков выполнения эффективных лвигательных лействий в условиях плотного контакта с правонарушителем, нахо-лясь как в положении стоя, так и лежа.

Применяя меры непосрелственного принужления (в том числе физическую силу), сотрулник ОВД лолжен избрать алекватную меру силового возлействия с учетом обшественной опасности совершаемого правонарушения и интенсивности оказываемого противолействия. При этом необхолимо лействовать так, чтобы мак-

симально минимизировать вред здоровью лица, оказывающего сопротивление сотруднику правоохранительных органов.

Методы задержания болевыми приемами стоя могут быть эффективны только при условии их внезапного применения. Попытка их применить, когда правонарушитель демонстрирует неповиновение и агрессию, может иметь неблагоприятные последствия для здоровья сотрудника.

В ситуациях, когда правонарушитель осведомлен о намерениях сотрудника ОВД задержать его, на наш взгляд, следует применять броски, так как, оказавшись в положении лежа, правонарушителю сложнее будет эффективно противодействовать, а сотруднику (при условии надлежащего владения бросками и грамотными действиями лежа) проще усмирить его, не причинив серьезного вреда здоровью.

Использование же ударной техники руками и ногами сотрудником ОВД при задержании агрессивного правонарушителя может быть в дальнейшем признано не правомерным, так как соизмерить силу удара достаточно трудно, а риск нанести тяжелую травму задерживаемому ударом рукой или ногой в уязвимые места вполне вероятен.

Таким образом, можно констатировать, что при задержании совершившего уголовное преступление лица, которое оказывает или может оказать сопротивление сотруднику правоохранительных органов, целесообразнее будет применять броско-вую технику и технические действия лежа за исключением случаев, когда есть основания полагать, что у правонарушителя имеются оружие или иные предметы, которые могут быть использованы в качестве такового, а также в ситуациях, когда сотруднику приходится задерживать нескольких правонарушителей.

Возвращаясь к проблеме готовности сотрудников ОВД к действиям в экстремальных ситуациях служебной деятельности, нельзя не отметить необходимость серьезной реорганизации системы физической и служебно-боевой подготовки сотрудников правоохранительных органов.

Современные реалии обуславливают новые требования, которые, возможно, найдут отражение в рамках системы реформирования органов внутренних дел. Очевидно, что полумеры или ужесточение требований к физической подготовленности сотрудников ситуацию не исправят, необходима комплексная модернизация как в сфере нормативного регулирования профессиональной подготовки сотрудников, так и при непосредственной организации занятий по физической, служебно-боевой и морально-психологической подготовке.

Так, в рамках оптимизации физической подготовленности сотрудников ОВД к выполнению поставленных задач в экстремальных ситуациях служебной деятельности целесообразно обязательно включать в содержание каждого занятия по физической подготовке отработку приемов борьбы лежа и бросков. Изучение и отработка приемов должны проходить в соответствии с дидактическими принципами - от простого к сложному, от легкого к трудному, постепенно повышая нагрузку увеличением количества повторений и дозированным сопротивлением партнера. Постепенно изучая и совершенствуя технику, занимающиеся подойдут к следующему этапу - обоюдной борьбе. На каждом последующем занятии после 15-минутной разминки мы рекомендуем проведение 3-5 схваток по 2-3 минуты со сменой партнера.

Основная сложность выполнения задачи в экстремальной ситуации заключается в непредсказуемости этой ситуации. Попытка шаблонного поведения в таких случаях обречена на провал. Однако устойчивые навыки, доведенные до автоматизма способы выполнения профессиональных действий позволяют сотруднику гибко простраивать стратегию действий в любой ситуации, экономя его психические и временные ресурсы. Данное обстоятельство в реальных условиях служебной деятельности может иметь решающее значение.

Таким образом, чем лучше будет физическая подготовленность работника пра-

воохранительных органов, чем надежнее сформирована система его двигательных навыков, чем выше уровень его психологической подготовленности, тем выше его готовность к действиям в экстремальных ситуациях реальной служебной деятельности и эффективность выполнения поставленных задач.

1 Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.

2 Деркач A.A., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб.: Питер, 2003. С. 144-146.

3 Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Психология леятельности в экстремальных ситуациях. 2-е изл. испр., лоп. Харьков.: Изл-во Гуманитарный Центр, 2007. С.14.

4 Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Приклал-ная военная психология. СПб.: Питер, 2006.

5 Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Указ. соч. С.35.

6 Новостная лента Янлекс.

7 Концепция совершенствования профессиональной полготовки калров в органах внутренних лел Российской Фелерации. С.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.