Научная статья на тему 'К вопросу о формировании этнотолерантностиввоспитатсльно-образовательномпространств'

К вопросу о формировании этнотолерантностиввоспитатсльно-образовательномпространств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании этнотолерантностиввоспитатсльно-образовательномпространств»

крываются творческие способности, умственные способности личности, развиваются коммуникативные навыки. Игра - естественное средство социализации ребенка.

Приемы неформального общения куда более действенны, чем назидание и дидактика. Вот почему так важно использование игры как одного из средств воспитания народной педагогики в современной школе.

УДК 370

С. П. Беловолова, Н. В. Кергилова, Н. Н. Акунова

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив, одаряю.

Антуан де Сент-Экзюпери

Этнотолерантность - это своеобразная этическая доктрина современности, не без основания претендующая на центральное место в оси координат XXI в. Межнациональные противоречия стали сегодня постоянным спутником российской действительности. С тяжелейшими последствиями межэтнических конфликтов столкнулись многие наши соотечественники. Погибшие люди, разрушенные семьи, беспризорные дети - вот цена межнациональных нетерпимости и противостояния. Причины живучести конфликтного потенциала межнациональных отношений самые разные - от просчетов в социально-экономической политике до воспроизводства негативных этнических стереотипов на групповом и индивидуальном уровне.

Воспитание этнотолерантности - дело многих государств и общественных институтов, но когда его объектами высту пают дети, главная нагрузка и ответственность ложится именно на образовательную среду, на педагогов - учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов.

Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания этнотолерантности, все более остро требующую практического решения, а потому и его научного обоснования.

Жизнь в условиях культурного и этнического многообразия является одним из источников серьезных проблем взаимоотношений в обществе, в ко-

тором подрастают дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям и навыкам совместной жизни становится первоочередной задачей воспитания и образования.

Образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, всего того, что в конечном счете определяет индивидуальное и коллективное поведение людей, должно быть готово к проведению воспитательной работы по формированию этнотоле-рантности у учащейся молодежи.

Насколько терпимо относится современная молодежь к представителям других наций? Какие проблемы характеризуют их взаимоотношения с лицами иных национальностей? Что можно ожидать в ближайшем будущем от подростков в плане их этносоциального поведения? Эти и другие вопросы интересуют сегодня и ученых, и педагогов, и родителей.

С каждым годом в школы приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Учителю важно донести до учащихся мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.

В последнее время все чаще возникают разговоры о толерантном мире, т. е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но произносить красивые слова с экрана, на страницах прессы, конечно, недостаточно. Этнотолерантность необходимо воспитывать.

Воспитание личности благодаря созданным в обществе институтам включает в себя в систему социально-национальных отношений посредством множества факторов, а затем становится носителем традиций, обычаев, языка и всей культуры конкретного этноса. Поэтому понятно и своевременно обращение Генерального директора ЮНЕСКО Федерико Майора: «...воспитывать и учить наших детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учить их основам человеческого общежития; учить тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов; воспитывать в молодом поколении альтруизм, открытость и уважение к другим, прививать им способность понимать других, сохраняя при этом свою индивидуальность» [3].

Все эти качества основаны на чувстве собственного достоинства и способности признавать культурное разнообразие. Существенную помощь в достижении цели «совместной жизни», сохранении цивилизации и культуры мира может оказать воспитание в духе толерантности как неотъемлемой составляющей прав человека и мира. Это качество и принцип жизни явля-

ется необходимой и фундаментальной ценностью для реализации прав человека и достижения и сохранения мира.

Как отмечают современные исследователи, комплексное рассмотрение различных аспектов деятельности в многонациональном коллективе содержит в себе ряд особенностей:

- трудности психологической совместимости того или иного этноса;

- выявление психологических характеристик и особенностей личности с учетом этнических особенностей;

- накопление опыта преодоления стрессовых ситуаций в многонациональной среде;

- проявление эмоциональной зрелости [1].

Перечисление далеко не всех особенностей и умение их учитывать при межкультурных коммуникациях мотивирует современного человека к формированию межкультурной компетентности, где важнейшим компонентом знания является толерантность.

Что касается этимологии понятия «толерантность», то оно происходит от латинского глагола Ыегаге (переносить, выдерживать, терпеть). При этом перевод и трактовка слова «толерантность» в разных культурах неоднозначны. Интересный сравнительный анализ понимания данной категории в разных языках предпринят автором книги «На пути к толерантному сознанию».

В английском языке понятие «толерантность» имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость; допуск, допустимое отклонение. Так, Оксфордский словарь раскрывает «толерантность» как «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Во французском языке «толерантность» - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке «быть толерантным» - «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке «толерантность» определяется как снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим». В персидском языке - «терпимость, готовность к примирению».

В русском языке «толерантность» означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам». В. Даль отмечает, что по смыслу толерантность (терпимость) связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие. А нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости. Объяснение тому, что такое нетерпимость, В. Даль дает на примерах терпимости личных убеждений, терпимости к иной вере [2].

Рассмотрим термин «толерантность» с точки зрения некоторых наук.

В психологии под толерантностью понимают отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в резуль-

тате снижения чувствительности к его воздействию, повышение порога национального реагирования на угрожающую ситуацию [4].

С точки зрения философии толерантность - это мировоззренческая жизненная позиция: «за» или «против» принципов, норм, убеждений, вырабатываемая как результат этнического, духовного опыта личности [8].

В этике понятие «толерантность» отождествляют с понятием «терпимость» -моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Оно выражается как стремление достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов без применения давления, преимущественно методом разъяснения и убеждения [7].

В этнологии «толерантность» рассматривается как ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур [6].

Признание - это способность видеть в человеке иной культуры носителя иных ценностей, иных взглядов, иного образа жизни, а также осознание его права быть иным. Принятие - это положительное отношение к его инако-вости. Понимание - это способность взглянуть на мир его глазами, с его точки зрения.

Следует обратить особое внимание на то, что здесь толерантность определяется через ценностное отношение к людям. Так было не всегда. Традиционно толерантность принято было трактовать лишь как терпимость, т. е. как сознательное подавление в себе чувства неприязни к инаковости другого человека. Однако в последнее время многие исследователи все чаще высказываются против понимания толерантности как снисходительно- равнодушного отношения к людям.

Так, Е. Ю. Клепцова отмечает, что для толерантности характерно проявление интереса к другому, стремление понять его и позитивно взаимодействовать с ним. Наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной считают важным качеством толерантности также Н. М. Лебедева и Ф. М. Малхозова. Р. Р. Валитова пишет, что толерантность предполагает настроенность человека на понимание и диалог с другим. В. А. Лекторский в этой связи подчеркивает и особую установку человека на взаимное изменение позиций в ходе такого диалога. Толерантность, по его мнению, необходимо рассматривать как критический диалог, позволяющий расширить «горизонты своего собственного опыта». Г. Д. Дмитриев важным свойством толерантности считает принятие, уважение и утверждение культурных различий - толерантность предполагает осознание того, что мир является многомерным, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут сводиться к единообразию или склоняться в чью-то пользу.

«Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», - говорится в Декларации принци-

пов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 г. [3].

Развитие толерантности у учащихся в учебно-воспитательном процессе - это целенаправленное создание условий, требующих взаимодействия одного индивидуума с другими, какими бы в глазах учащегося они ни были! Мы говорим о необходимости формирования этнотолерантности как морального качества личности в интересах успешного ведения культурного диалога и в целях избежания этнических конфликтов с различными группами или их представителями.

Этническая толерантность - акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и самим себе, к своей этнической идентичности [9].

Это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единобразию или в чью-то пользу [9].

Этническая толерантность понимается как уважение и терпимое отношение к представителям «других» этносов, а также принятие и понимание их этнокультурных ценностей. Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностными, этническими, политическими, религиозными ориентирами может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения.

Терпимое, толерантное отношение подразумевает принятие культурных норм, ценностей «других» такими, какие они есть на самом деле, без ущемления, подавления или навязывания им своих норм и ценностей. Любой человек является толерантным лишь том случае, если он понимает и принимает иные культурные позиции и ценности, умеет найти компромисс, понимает ценность не только своей независимости, но и чужой.

Воспитание толерантного, терпимого и позитивного отношения к «другим» этносам и культурам является одной из важнейших задач современной школы. С целью достижения этих требований необходимо создавать новые методы и средства, педагогические условия, формирующие интерес и уважение к «другим» культурам, чувство своего личного участия в межнациональном общении, умение строить тактику и стратегию своего участия в них.

Одним из путей формирования этнической толерантности является развитие этнического самосознания учащихся. Именно этот путь ведет к адаптации к этносоциальной среде. Высокий уровень развития этнического самосознания обеспечивает высокую культуру межнационального общения и толерантное отношение к представителям других этносов. Поэтому необходимо в детях развивать этническое самосознание, чувство достоинства, уважения к своей культуре.

С целью адекватного развития этнического самосознания, исключающе-

го всякую агрессию, экстремизм в отношении к другим народам, необходимо включать в учебно-воспитательный процесс изучение этнокультурных особенностей, образа жизни, традиций, обычаев других народов, не создавая при этом условий для оценочного сравнения, этноцентризма, образования негативных гетеростереотипов. В ходе развития этнического самосознания посредством познания культуры своего народа и знания своего места в системе межэтнических отношений происходит постепенный переход к общечеловеческой, мировой культуре, у ребенка формируется целостное мировосприятие, системное мышление. Развивая свое этническое самосознание, создавая образ своего «Я», человек понимает свою изначальную сущность, свою уникальность и самоценность как носителя этнической культуры. И это выступает главным условием, предпосылкой для понимания уникальности других наций, терпеливого отношения к ним. Поэтому главной целью обучения должно стать развитие и совершенствование самосознания ребенка как в индивидуальном, так и в этническом плане. Образование - это не только усвоение различных знаний, но и процесс создания образа своего «Я».

В последние 10-15 лет в системе образования России произошел рост национальных дошкольных и общеобразовательных учреждений, что в некоторых случаях приводило к проблеме усиления этнической интоле-рантности. В национальной школе этническая толерантность педагогов выступает существенным условием воспитания установок толерантного сознания и профилактики экстремизма учащихся.

Основной путь к созданию гуманных отношений, преодолению негативных стереотипов о людях из иной культурной группы лежит через инновационный подход, который называется мультикультурное образование. Оно рассматривает вопросы этнической толерантности (терпимости) детей; уважения их религиозных различий; взаимодействия языка, речевых особенностей учащихся и школьной кулыуры; противодействия пропаганде, предвзятым суждениям и стереотипам; расизма и дискриминации, основанных на культурных различиях.

Необходимость мультикультурного образования диктуется особенностями современного индустриального общества, где в одном геоисторичес-ком пространстве живут и контактируют представители разных национальностей и культур. Миграция и урбанизация населения ведут к образованию сложных межкультурных взаимодействий. Для того, чтобы адаптироваться в условиях разных культур, необходимо знать особенности этих культур. Мультикультурное образование необходимо для позитивного межэтнического взаимодействия людей из разных этнических групп.

Воспитание этнотолерантности у школьников предполагает следующие аспекты:

- владение родным языком, что обеспечивает включение в собственную этническую общность, этнокультурную среду;

- освоение общечеловеческих и этнокультурных ценностей, побуждение к активному взаимодействию с представителями других этносов;

- получение теоретических и эмпирических знаний о самом феномене этничности;

- формирование навыков межэтнической коммуникации; включение школьников в ситуации, обеспечивающие получение позитивного опыта межнациональных отношений;

- воспитание уважения к представителям разных национальностей (примеры выдающихся личностей, интересных и оригинальных особенностей национальных культур и т. д.).

Педагогическими условиями и принципами формирования этнической толерантности являются:

- приобщение учащихся к национальной культуре своего и других этносов;

- создание особых педагогических условий, где учащиеся не просто пассивно приобретают знания, а являются активными участниками педагогического процесса, проявляют отношение к элементам этнокультуры;

- отношение педагогов к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая при этом одних за счет унижения других;

- повышение общего уровня развития самосознания личности учащихся;

- продуктивное позитивное общение, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни.

Нами проанализированы лишь некоторые точки зрения на проблему формирования этнотолерантности при помощи различных социальных институтов. Учитывая ее особую актуальность, она нуждается в дальнейшем теоретическом обосновании.

Библиографический список

1. Абакумова, И. В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании / И. В. Абакумова // Вопросы психологии. - 2003. - № 3. - С. 78-82.

2. Анисимова, О. С. На пути к толерантному сознанию / О. С. Анисимова. -М., 2000.-248 с.

3. Декларация принципов толерантности // Материалы Генеральной конференции ЮНЕСКО. - М., 1995.

4. Петровский, М. Психология: словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М., 1990. - С. 496.

5. Риэрдон, Б. Э. Толерантность - дорога к миру / Б. Э. Риэрдон. - М., 2001., -с. 25

6. Садохин, А. П. Этнология / А. П. Садохин. - М.: Гардарики, 2001. - С. 256.

7. Словарь по этике / под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. - М., 1989. -С. 447.

8. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1983.

9. Этнопсихологический словарь / под. ред. В. Г. Крысько. - М.: Моск. пси-холого-социал. ин-т, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.