Научная статья на тему 'К вопросу о финансировании театрального дела в Соединенных Штатах Америки'

К вопросу о финансировании театрального дела в Соединенных Штатах Америки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
938
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТР / ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / THEATRE / США / USA / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCING / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИСКУССТВА / STATE SUPPORT OF THE ART / БРОДВЕЙСКАЯ ЛИГА ТЕАТРОВ / BROADWAY LEAGUE OF THE THEATRES / БРОДВЕЙ / BROADWAY / ФОНД / FOUNDATION / МЮЗИКЛ / MUSICAL / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / MASS CULTURE / THEATRICAL ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Семенова Диана Яновна

После изучения театрального дела США очевидным становится разница в подходах к культурной политике России и Америки, принципах организации рабочего процесса и моделях финансирования. Ключевым отличием является то, что в США государственная поддержка театрального искусства осуществляется не напрямую, а скорее косвенно: государство помогает театральной сфере, создавая благоприятные условия для инвесторов и самих театров. Следует отметить, что в организации процесса поддержки театрального искусства в США есть свои преимущества и недостатки. Учитывая опыт данной страны, представляется возможным создание новой модели государственной поддержки искусства, которая бы включала преимущественно позитивные наработки этой сферы и могла бы быть применена на практике в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF THE FINANCING THE THEATRICAL BUSINESS IN THE USA

After the study of the theatrical business in the USA it has become obvious the difference of the Russian and American approaches to the cultural policy, the management and the financial demands. The key difference is that the state support for the theatrical art in the USA is not executed directly but most likely sideward: the state helps the theatres having created a favourable conditions for the investors and the theatres. It should be noted that there are some advantages and disadvantages in the organization of the process of the state support for theatres. Considering the experience of the given country, it is now feasible to create a new model of the state support for the theatres, which would include the predominantly positive examples in this field and could be implemented in our country.

Текст научной работы на тему «К вопросу о финансировании театрального дела в Соединенных Штатах Америки»

Д.Я. Семенова

Федеральная дирекция музыкальных и фестивальных программ «Росконцерт» (ФГБУК «Росконцерт»), Москва, Россия

К ВОПРОСУ О ФИНАНСИРОВАНИИ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ

Аннотация:

После изучения театрального дела США очевидным становится разница в подходах к культурной политике России и Америки, принципах организации рабочего процесса и моделях финансирования. Ключевым отличием является то, что в США государственная поддержка театрального искусства осуществляется не напрямую, а скорее косвенно: государство помогает театральной сфере, создавая благоприятные условия для инвесторов и самих театров. Следует отметить, что в организации процесса поддержки театрального искусства в США есть свои преимущества и недостатки. Учитывая опыт данной страны, представляется возможным создание новой модели государственной поддержки искусства, которая бы включала преимущественно позитивные наработки этой сферы и могла бы быть применена на практике в нашей стране.

Ключевые слова: театральное искусство, театр, США, финансирование, государственная поддержка искусства, Бродвейская лига театров, Бродвей, фонд, мюзикл, массовая культура.

D. Semenova

Federal State-funded Cultural Institution «Federal Directorate of Performing Arts ROSCONCERT

Moscow, Russia

TO THE ISSUE OF THE FINANCING THE THEATRICAL BUSINESS IN THE USA

Abstract:

After the study of the theatrical business in the USA it has become obvious the difference of the Russian and American approaches to the cultural policy, the management and the financial demands. The key difference is that the state support for the theatrical art in the USA is not executed directly but most likely sideward: the state helps the theatres having created

a favourable conditions for the investors and the theatres. It should be noted that there are some advantages and disadvantages in the organization of the process of the state support for theatres. Considering the experience of the given country, it is now feasible to create a new model of the state support for the theatres, which would include the predominantly positive examples in this field and could be implemented in our country.

Key words: theatrical art, theatre, USA, financing, state support of the art, Broadway League of the theatres, Broadway, foundation, musical, mass culture

Для исследования театрального дела в Соединенных Штатах Америки необходимо изначально дать определение такому понятию, как «государственная поддержка искусства».

Государственная поддержка искусства — это форма проявления отношения и участия государства к культурным процессам, а также — конкретная реализация государственной культурной политики.

По типологии канадских ученых Х. Чартранда и С. Мак-Кафи существует четыре роли государства с точки зрения поддержки сферы культуры и искусства [3, с. 93]: Вдохновитель, Патрон, Архитектор, Инженер. Также их сербскими коллегами: М. Драгичевичем-Шешичем и Б. Стойковичем — выделены пять моделей [там же] финансирования культуры органами государственной власти.

Государство — Патрон (по Драгичевичу-Шешичу и Стой-ковичу — частично-государственная модель): пример модели, сутью которой является поддержка культуры «на расстоянии вытянутой руки». Государством определяется общая сумма финансирования, которая распределяется между независимыми от правительства организациями, такими, как советы, фонды, комитеты и др. Главное отличие от первой модели состоит в том, что государство все-таки устанавливает общий размер финансирования.

Государство — Архитектор (по Драгичевичу-Шешичу и Стойковичу — государственно-престижно-просветительская модель): модель, при которой государство еще больше воздействует на культуру. Поддержка культуры осуществляется

при помощи министерств или отделов культуры иных ведомств. Чиновники принимают решение о выделении субсидий, их размерах, адресатах. Финансирование происходит в соответствии с выработанными стандартами.

Государство — Инженер (по Драгичевичу-Шешичу и Стойковичу — государственно-бюрократическо-просвети-тельская модель): роль государства, при которой финансирование культуры происходит с целью образования, а также эстетического воспитания населения. Как и в случае с «Архитектором», поддержка осуществляется при помощи аппарата чиновников, однако ключевым отличием от предыдущей модели является идеологический диктат аппарата.

Отдельно Драгичевич-Шешич и Стойкович выделяют национально-эмансипационную модель, характерную для бывших колоний. Финансирование со стороны государства направлено на две ключевые задачи культурной политики:

— развитие и сохранение самобытных культурных традиций, которые подавлялись в условиях колоний;

— распространение элементарной культуры с целью ликвидировать безграмотность населения.

Одновременно с предложенными выше моделями свое видение роли государства предложили Э. Валь-Зигер, Д. Мон-тиаса, А. Глаголев [там же, с. 94], которые выделили критерий оценки — при соотношении источников финансирования организации культуры ими были выявлены три типа поддержки: романский, германский, американский.

Финансирование культурных организаций более чем на 90% за счет средств государственного бюджета осуществляется в странах романского и германского типов. Ключевым отличием их друг от друга является то, что в странах романского типа организации в сфере культуры получают больше половины ассигнований от центральных властей, тогда как в странах германского типа — 80-84% [там же] средств поступают от местных властей.

Американский тип представляет собой финансирование со стороны государства в виде 5% [там же] бюджета организаций в сфере культуры, 35-40% [там же] — частные вклады, остальное — собственные доходы.

Если рассматривать Российскую Федерацию в рамках предложенных моделей, то стоит отметить, что исторически в России всегда присутствовала значительная государственная поддержка сферы культуры. Бюджетное финансирование выступало гарантом сохранения и развития культуры и искусства. Преимущественно в России преобладает роль государства — инженера, которое занимает промежуточное положение между германским и романским типами финансирования, однако на сегодняшний день начинает также усиливаться роль «Архитектора».

Противоположной российской модели мы определяем модель Соединенных Штатов Америки. В США преимущественно преобладает модель «Государства — Вдохновителя», при которой государство не вмешивается в культурную деятельность, а лишь создает благоприятные условия для инвесторов и меценатов. Однако следует заметить, что элементы модели «Патрона» также присущи данной стране.

Независимый от государства частный сектор преимущественно развит в театральном деле Соединенных Штатов Америки. Большую роль играют общественные театральные организации. Это связано со сложившимися условиями, в которых государственные органы, в том числе учредители, законодательно ограничены в своих действиях относительно творческой деятельности театров. В США активно развит механизм благотворительной деятельности, которая поддерживает некоммерческие театральные организации.

Театральные организации в США делятся на коммерческие и некоммерческие в соответствии со своими целями. Примеры коммерческого типа театров расположены преимущественно на Бродвее, являющемся центром театральной жизни США.

Бродвейские театры не имеют постоянных трупп, режиссеров, репертуара, однако являются ведущими театрами страны по кассовым сборам и посещаемости. Бродвейский театр — это по сути один из видов бизнеса. Расположенные на Бродвее театральные помещения арендуются антрепренерами для показа отдельных пьес. После выпуска новой постановки спектаклю дается три недели для того, чтобы заявить о себе.

Если спектакль за три недели не собирает зал, постановку закрывают, труппу распускают и актеры, как следствие, остаются без работы. Постановки коммерческих театров имеют очень дорогое оформление, что требует значительных затрат.

Финансирование Бродвейских постановок, как правило, происходит за счет крупных магнатов, которых называют «ангелами» Бродвея. Данный термин сформировался в начале XX века в театральной среде Нью-Йорка. «Ангелами» называли обеспеченных поклонников театрального искусства, которые инвестировали средства в новые постановки. Зачастую так называемые «ангелы» по роду своей деятельности не имеют никакого отношения к театральному искусству, а иногда и к искусству вообще. Их привлекает возможность покровительствовать искусству. Данного рода инвестиции являются рискованными, так как «ангелы» получают прибыль только в случае коммерческого успеха. В этой связи они полагаются на свое чутье и приобретают пьесу для постановки на свой выбор, а также приглашают интересного для них режиссера и ведущих актеров — они определяют характер будущего спектакля.

Все бродвейские театры находятся в условиях самоокупаемости, а следовательно, работают под гнетом экономических рисков. Таким образом, театры Бродвея превратились в коммерческие предприятия и постановка (выпуск) спектакля стала не высокой художественной целью, а средством заработать деньги. Некоммерческие же театры США (так называемые «театры офф-Бродвея» и многочисленные театры при колледжах и университетах), в отличие от Бродвея, ставят своей целью просвещение и воспитание, сверхзадачей коллектива такого театра является развитие творческих принципов и идеалов.

Финансирование культуры и организационный аспект деятельности в сфере исполнительских искусств в США осуществляются за счет следующих средств:

— доходы, полученные как результат собственной деятельности (выручка от продажи билетов, рекламы, взносов членов профессиональных ассоциаций и др.) — примерно 55% общего бюджета организации;

— средства частных и корпоративных фондов, направленные на поддержку культуры, — примерно 25%;

— доходы от инвестиций — 12%;

— средства, полученные из государственного бюджета — 9% (зачастую меньше 9%).

Вклад некоммерческих культурных организаций в американскую экономику в 2010 году составил 140 млрд. долл. Большинство американских учреждений культуры являются частными, но государство всегда подчеркивает важность и политическую значимость поддержки культуры. Проведение культурной политики является приоритетным для федерального правительства и правительств штатов, в этой связи правительство старается всячески использовать финансовые рычаги, оказывая культурным организациям поддержу в виде грантов, а не в виде субсидий. Основное отличие гранта от субсидии заключается в том, что грант предоставляется на конкурсной основе и носит характер поддержки проектной деятельности, тогда как субсидия выделяется на выполнение текущей уставной деятельности организации. Стоит отметить, что преимущественно государственная поддержка направлена на развитие материального культурного наследия — музеи, библиотеки. И лишь незначительная часть финансирования идет на развитие исполнительского искусства.

На федеральном уровне существует несколько структур, непосредственной задачей которых является финансовая поддержка культуры и искусства: Национальный фонд поддержки искусства (National Endowment for the Arts), Институт музейной и библиотечной службы (Institute for Museum and Library Services), Национальный фонд поддержки гуманитарных наук (National Endowment for Humanities) и Национальное агентство архивов и записей (National Archives &Records Administration). Кроме того, два учреждения культуры — Библиотека Конгресса США (The Library of Kongress), которая формально считается обслуживающим подразделением Конгресса, и Институт Смитсона (Smithsonian Institution) финансируются непосредственно из федерального бюджета. Так же отдельно следует отметить Центр исполнительских искусств имени Дж. Кеннеди, который организовывает двух-трехнедельные стажировки в Центре артистов, и Американский институт кинематографии, занимающийся обменами художественными и

документальными фильмами для показов на фестивалях и специальных семинарах.

Национальный фонд поддержки искусства (National Endowment for the Arts) был создан в 1965 году. Его целью является финансирование творческих проектов, а также средств массовой информации. Бюджет фонда в среднем на финансовый год составляет 130 млн. долларов.

На региональном уровне расходы на поддержку культуры и искусства составляют ничтожную долю по сравнению с другими расходами, в первую очередь со здравоохранением и образованием — всего 0,049% от совокупного бюджета штатов. Тем не менее поддержка культуры считается важной инвестицией в развитие местных сообществ, создание новых рабочих мест и развитие творческих индустрий. Кроме того, культурные индустрии помогают создать узнаваемый бренд штата.

Финансовая поддержка культуры и искусства со стороны частных и корпоративных фондов с каждым годом возрастает.

Упоминая о различных фондах, поддерживающих искусство в США, необходимо также отметить такую организацию, как «Бродвейская лига театров». Бродвейская лига — национальная торговая ассоциация для индустрии Бродвея. Она включает в себя владельцев театров (площадок), продюсеров, генеральных менеджеров в североамериканских городах, а также поставщиков товаров и услуг для индустрии коммерческого театра. Ежегодно члены Лиги приносят Бродвею более 30 миллионов зрителей в Нью-Йорке и в более чем 200 городах по всей территории США и Канады [1].

Лига появилась в 1930 году, когда бродвейские операторы театра собрались вместе, чтобы продвигать свои общие интересы и вести переговоры о коллективных договорах с театральными союзами и гильдиями. В последующие годы деятельность организации расширилась и включила в себя обслуживание различных потребностей театральных продюсеров в Нью-Йорке и национальных гастрольных шоу, а также организацию гастролей в городах по всей Северной Америке.

Сегодня Лига — это торговая ассоциация, специализирующаяся на повышении интереса к театру Бродвея и поддержке создания прибыльных театральных постановок.

Лига поддерживает своих членов через ряд программ и мероприятий, направленных на продвижение Бродвея как яркого национального развлекательного ресурса. К ним относятся специальные мероприятия, отраслевые маркетинговые инициативы и корпоративное спонсорство, а также многочисленные программы, направленные на то, чтобы сделать билеты на Бродвее более доступными.

К другим аспектам деятельности Лиги относятся: надзор за деятельностью государства в отношении индустрии Бродвея, ведение обширных архивов и баз данных исследований, инвестирование в будущие проекты через программы лояльности аудитории и поддержка благотворительных направлений, приносящих пользу театральному сообществу.

Во всех своих программах Лига стремится укрепить положение бродвейского театра в сознании общества.

Кроме того, в рамках Бродвейской лиги действует специализированный благотворительный фонд. Его миссия состоит в том, чтобы просвещать и расширять осведомленность общественности, способствовать продвижению театрального искусства и выполнять функции площадки для обсуждения вопросов, связанных с сохранением и продвижением театра, как жизненно важной и культурно значимой художественной среды. Иными словами, фонды являются благотворителями по своей сути.

Фонд начал свою работу в 1993 году, в честь 100-летия открытия первого законного театра на 42-й улице (улица на пересечении с Бродвеем). С тех пор фонд поддержал ряд проектов, которые помогают сохранить наследие Бродвея и привлечь новую аудиторию в театры Бродвея. К его инициативам относятся:

— Программа «Премьеры всей семьей» (Family First Nights) — помогает семьям с детьми, находящимся в тяжелом финансовом положении регулярно посещать театры Бродвея. Эта долгосрочная программа воспитывает юных зрителей и прививает любовь к театру. Она рассчитана на то, что ребенок впоследствии вырастет и вернется на Бродвей уже взрослым человеком и приведет уже своих детей. «Премьеры всей семьей» начали реализовываться в Нью-Йорке в 2005 году, затем распространились также в крупных городах Соединенных Штатов.

— Национальная музыкальная академия театра (NHSMTA) была создана в 2009 году с целью повысить значимость театрального художественного образования в школах и повысить уровень успеваемости учащихся. Программа ежегодно охватывает более 50 000 студентов, которые участвуют в конкурсах музыкальных театров средней школы, спонсируемых тридцатью профессиональными театрами по всей территории США.

— Программа дистанционного обучения Broadway Speakers Bureau, которая обучает студентов эффективной карьере. Происходит это в группах, которые организовываются в средних школах, колледжах и университетах, чтобы гарантировать долгосрочный приток молодых театральных кадров.

— Кроме того, фондом вручается ряд премий в области исполнительского искусства, а также организуются благотворительные концерты.

Фонд получил поддержку со стороны многочисленных организаций, в том числе Департамента экономического развития Нью-Йорка, Фонда развития театра, Нью-йоркской конвенции и Бюро посетителей, Почтовой службы США, Фонда финансируемых универмагов, Lehman Bros., Time Warner Inc., Bloomberg LP и Фонда Эдит Мейзер.

Успех работы Бродвейской лиги театров подтверждается финансовыми результатами сезона 2015/2016 года. По итогам 2015/2016 годов Бродвейской лигой была опубликована статистика за сезон, который начался 31 мая 2015 года и закончилась 22 мая 2016 года. Общая посещаемость всех бродвейских театров достигла 13 317 980 чел., а валовый доход от бродвейских шоу составил 1 373 253 725 долларов [2]. Сезон 2015/2016 года стал самым посещаемым и имел самые высокие кассовые сборы за историю Бродвея.

Средняя цена билета на спектакль Бродвея составила — 103,11 доллара. Для сравнения средняя цена билета в предыдущем сезоне составила 104,18 доллара [там же].

По сравнению с предыдущим сезоном, посещаемость 2015/2016 года выросла на 1,6%, валовый доход — на 0,6%, количество сыгранных спектаклей — на 1,4%.

«Тенденция роста аудитории продолжается уже третий год подряд, и это не удивительно. С разнообразием шоу на

сцене мы даем театралам то, что они хотят. Разнообразие мюзиклов и пьес — возобновленные постановки и новые шоу — подтверждает, что каждый находит себе что-то по душе» [там же], — говорит Шарлотта Сент-Мартин, президент Бродвей-ской лиги. «От боевых дуэлей до выпекания пирогов, от триллеров про кровососущих вампиров до сказок о вечной жизни — это был действительно необыкновенный сезон на Бродвее, и талантливые актеры не оставили никого равнодушным. Постановки этого сезона были усилены танцами конгу, игрой на скрипке, игрой на банджо, ударных, рэпом и стихами. Здесь можно увидеть драматические истории из жизни людей или же просто развлечься — нет ничего лучше, чем театр, и я рада, что зрители согласны с этим» [там же].

Посещаемость Бродвея в сезоне 2015/2016 года превысила посещаемость матчей десяти профессиональных спортивных команд Нью-Йорка и Нью-Джерси более чем на 2,7 миллиона человек.

Ниже приведена таблица, отражающая посещаемость и валовый сбор за последние четыре сезона [там же].

Табл. 1. Посещаемость и валовый сбор за последние четыре сезона

Год Посещаемость (чел.) Валовый сбор (долларов США)

2015 — 2016 13,32 млн. 1,37 млрд.

2014 — 2015 13,10 млн. 1,37 млрд.

2013 — 2014 12,21 млн. 1,27 млрд.

2012 — 2013 11,57 млн. 1,14 млрд.

Без сомнения, Бродвей является своего рода Голливудом по выпуску театральных постановок. В связи с этим бродвей-ские театры оказывают огромное влияние на формирование массовой культуры в США. Сравнение с Голливудом также об-

условлено тем фактором, что на Бродвее ставятся преимущественно мюзиклы (около 70%), многие из которых были основаны на одноименных фильмах, мультфильмах (в качестве примера мюзиклы: «Король Лев», «Красавица и чудовище», «Поющие под дождем») или же впоследствии переносились с театральной сцены на киноэкраны (мюзикл «Отверженные», — в 2012 году на экраны вышел одноименный фильм-мюзикл, «Призрак оперы» — премьера фильма в 2004 году).

Все бродвейские шоу ориентированы на прибыль. Преимущественно на сцене одного театра идет лишь одна постановка, которая показывается со вторника по субботу. Смена репертуара происходит, когда зрители теряют интерес к идущему на сцене мюзиклу. Главной премией для создателей мюзиклов является премия «Тони», которая ежегодно присуждается в области американского театра, своеобразный аналог «Оскара» в театре.

Одним из самых популярных развлечений для туристов, приезжающих в Нью-Йорк, является посещение мюзикла на Бродвее. По статистике Лиги бродвейских театров, приезжие, туристы составляют две трети зрителей Бродвея.

Феномен популярности постановок Бродвея заключается в том, что они доступны для понимания большинства. Кроме того, красочность постановок, красивые запоминающиеся песни, которые становятся хитами, — все это не может оставить зрителя равнодушным. Бродвей влияет на формирование массовой культуры не только в своей стране, но и за рубежом. В качестве примера предлагается рассмотреть популярную бродвейскую постановку «Король Лев».

Как было замечено ранее, зачастую бродвейские мюзиклы переходили на сцену театров с киноэкранов. «Король Лев» относится к таким постановкам. Мультфильм студии «Walt Disney Pictures» вышел в 1994 году. Композитором выступил Элтон Джон, автором текстов песен — Тим Райс, режиссером — Джули Тэймор. В мюзикле участвуют актеры, переодетые в красочные костюмы животных, а также используются огромные ростовые куклы. Продюсером шоу выступила компания Disney Theatrical Productions (продюсер таких мюзиклов, как «Красавица и Чудовище», «Горбун из Нотр-Дама», «Русалочка» и др.).

Премьера мюзикла состоялась вскоре после выхода фильма (8 июля 1997 года в театре Orpheum, г. Миннеаполис, штат Миннесота), и уже тогда имел успех у зрителей. Премьера на Бродвее состоялась 15 октября того же года в New Theater, официально открытие мюзикла произошло 13 ноября. С июня 2006 года постановка переехала на новую площадку Бродвея — Minskoff Theatre. «Король Лев» стал восьмым в рейтинге наиболее продолжительных по длительности проката шоу в истории Бродвея.

Такая популярность мюзикла обусловлена тем, что в нем отражены актуальные проблемы человечества доступным языком, с помощью песен и музыки. Незамысловатый сюжет построен на темах семейных ценностей, традиций, возможного предательства со стороны близких людей, присутствуют тема природных инстинктов, потери близких, дружбы и любви — можно продолжать этот список до бесконечности. Отождествляя себя с героями мюзикла, зритель наиболее остро чувствует и понимает происходящее на сцене действо. Авторам постановки удается легко передать основную идею, затрагивающую важные жизненные ценности, за счет самой формы спектакля с помощью жанра мюзикла. Американская публика любит «хеппи-энды», этот факт подтверждает ряд кинофильмов, а также появление такого самостоятельного жанра, как «американская комедия». Мюзикл по своей форме является легким для восприятия жанром, а счастливый конец вселяет в зрителей веру в светлое будущее.

Красочность и актуальность постановки — это то, что привлекает зрителя на спектакле «Король Лев». Это настоящий мультфильм на сцене, с живыми эмоциями, сопереживанием героям. До сих пор мюзикл держится в тройке лучших постановок Бродвея по кассовым сборам. Он поставлен в ряде стран: Англии, Испании, Нидерландах и др. Такой успех обусловлен не только тем, что музыка Элтона Джона не может оставить никого равнодушным, но и тем, что данная постановка априори была нацелена на успех, так как мультфильм «Король Лев» стал для целого поколения детей, которые в настоящее время уже взрослые, платежеспособные люди, символом детства, чистоты, невинности. Тема детей и детства — это то,

что волнует каждого из нас. Взрослые, приходя на мюзикл, окунаются в детство, в беззаботную пору, забывают о бытовых проблемах, дети же попадают в параллельный мир животных, где все как у взрослых людей и их детей (доступным языком детям объясняют структуру мира). Подводя итог, хочется отметить, что ключевым фактором успеха бродвейских мюзиклов, в частности мюзикла «Король Лев», является его доступность для понимания как для детей, так и для взрослых.

Итак, можно сказать, что благодаря американскому менталитету, достаточно высокому зрительскому спросу к культурной сфере, в данном случае — к энтертейнменту, сложившаяся в США система финансирования культуры за последние годы доказала свою жизнеспособность. Она адекватна как состоянию американской экономики, так и спросу потребителей культурной продукции.

Список литературы References

1. About the League. Электронный ресурс. Сайт «The Broadway League». URL: https://www.broadwayleague.com/about/. (дата обращения 30.07.2017)

Ebaut ze Lig {Elektronniy resurs) Site 'Ze Brodvey Lig' URL: https://www.broadwayleague.com/about/. (data obrashchenija 30.07.2017 [About the League]. Electonic resourse / / Website «The Broadway League». URL: https://www.broadwayleague.com/about/. (date of access 30.07.2017)

2. Press Releases: 2015-16 Broadway End-of-Season-Statistics [Электронный ресурс] // , Сайт «The Broadway League». URL: https://www.broadwayleague.com/press/press-releases/2015-2016-broadway-end-of-season-statistics/, (дата обращения 30.07.2017)

Pres Reliziz 2015-16 Brodvey end of Sizon Statistiks (Elektronniy resurs) Website ' The Broadway League'. URL: https://www.broad-wayleague.com/press/press-releases/2015-2016-broadway-end-of-sea-son-statistics/, (data obrashchenya) 30.07.2017 [Press Releases: 2015-16 Broadway End-of-Season-Statistics] Electronic resource, Website «The Broadway League». URL: https://www.broadwayleague.com/press/

press-releases/2015-2016-broadway-end-of-season-statistics/, (date of access 30.07.2017)

3. Игнатьева Е.Л. Экономика культуры: Учеб. пособие [Текст]. 4-е изд., изм. и доп. М., 2013.

Ignatyeva Ye.L. Ekonomika kultury. Uchebnoje posobiye [Tekst] 4 izd. Ism i dop. M., 2013/ [Ignatyeva Ye. The Economics of Culture. The Tutorial] [Text] the 4th edition, edit. and add. M., 2013.

Данные об авторе:

Семенова Диана Яновна — ФГБУК «Федеральная дирекция музыкальных и фестивальных программ «Росконцерт», менеджер по культурно-массовому досугу. E-mail: Di_semenova@list.ru

About the Author:

Semenova Darya — manager of the cultural activities of the Federal Directorate of Musical and Festival Programs «ROSCONCERT». E-mail: Di_semenova@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.