Научная статья на тему 'К вопросу о феномене языковой личности в современной антропологической лингвистике'

К вопросу о феномене языковой личности в современной антропологической лингвистике Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1179
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / LINGUISTIC PERSONALITY / ПСИХОЛИНГВИСТИКА / PSYCHOLINGUISTICS / АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА / ANTHROPOLOGICAL LINGUISTICS / КОГНИТИВНЫЙ / COGNITIVE / ПРАГМАЛИНГВИСТИКА / PRAGMALINGUISTICS / СОЦИОЛИНГВИСТИКА / SOCIOLINGUISTICS / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Калашникова Анна Александровна.

В статье рассматривается современное понимание феномена языковой личности в лингвистической науке. Лингвистика, продолжая антропологическую традицию, рассматривает языковую личность в ряду важнейших объектов. Проанализированы основные направления, по которым развивается исследование данного явления, рассмотрены наиболее заметные аспекты языковой личности, разрабатываемые в современной филологии. В современной филологии существует три основных направления, в которых изучается языковая личность. Так, со стороны языковедов проявляется внимание к конструированию и анализу собирательного речевого портрета. Также ведётся работа по описанию речи отдельных личностей, то есть созданию индивидуальных речевых портретов. Кроме того, на материале коммуникативной деятельности участников речи и их совокупностей исследуются частные особенности языка: явления и процессы в динамике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о феномене языковой личности в современной антропологической лингвистике»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

К вопросу о ФЕНОМЕНЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ

ЛИНГВИСТИКЕ

УДК 81'22+81-П

А. А. Калашникова

Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)

В статье рассматривается современное понимание феномена языковой личности в лингвистической науке. Лингвистика, продолжая антропологическую традицию, рассматривает языковую личность в ряду важнейших объектов. Проанализированы основные направления, по которым развивается исследование данного явления, рассмотрены наиболее заметные аспекты языковой личности, разрабатываемые в современной филологии. В современной филологии существует три основных направления, в которых изучается языковая личность. Так, со стороны языковедов проявляется внимание к конструированию и анализу собирательного речевого портрета. Также ведётся работа по описанию речи отдельных личностей, то есть созданию индивидуальных речевых портретов. Кроме того, на материале коммуникативной деятельности участников речи и их совокупностей исследуются частные особенности языка: явления и процессы в динамике. Ключевые слова: языковая личность, психолингвистика, антропологическая лингвистика, когнитивный, прагмалингвистика, социолингвистика, коммуникация.

A. A. Kalashnikova

Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022

ON THE PROBLEM OF LINGUISTIC PERSONALITY PHENOMENON IN MODERN ANTHROPOLOGICAL LINGUISTICS

The article examines the modern understanding of linguistic personality phenomenon in linguistic science. Following the anthropological tradition, linguistics ranks linguistic personality among the most important objects. The work analyzes the main directions of the development of this phenomenon and examines the most significant aspects of linguistic personality studied in modern philology. Present-day philology has three main directions of studying linguistic personality. Linguists pay attention to constructing and analyzing the collective speech portrait. Research is also being carried out into describing the speech of specific individuals, i.e. the creation of individual speech portraits. Moreover, specific features of language, phenomena and processes in their dynamics are studied on the basis of communicative activity of speech participants and their complexes.

Keywords: linguistic personality, psycholinguistics, anthropological linguistics, cognitive, pragmalinguistics, sociolinguistics, communication.

КАЛАШНИКОВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА — кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-Дону)

KALASHNIKOVA ANNA ALEKSANDROVNA — Ph.D. (Philology), senior teacher of Department of foreign languages, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)

e-mail: kalashnikoffanna@gmail.com

240 © Калашникова А. А., 2014

Языковая личность как психолингвистическое явление в нынешних обстоятельствах представляет концептуальный интерес для филологии. Лингвистика, продолжая антропологическую традицию, рассматривает языковую личность в ряду важнейших объектов. Анализ данного феномена позволяет определить когнитивные особенности субъекта буквально на любом коммуникативном уровне, в зависимости от того, в каком именно аспекте он интересен исследователю.

В рамках мультидисциплинарных воззрений на проблему языковой личности рассматриваются различные её аспекты:

1) когнитивный аспект, основанный на утверждении о том, что доминантным фактором для поведения индивида становятся его знания, вследствие чего языковое поведение — это результат реализации языковых знаний. При этом учёные-когнитивисты (А. П. Бабушкин, Е. С. Киреева, Ю. Н. Караулов, Л. О. Чернейко) считают, что основные характеристики языковой личности отображаются в семантическом компоненте единиц языка на всех уровнях воплощения этнокультурных концептов;

2) прагмалингвистический аспект (И. П. Сусов, Е. А. Горлов, Ю. С. Степанов), имеющий в качестве методологического аппарата для анализа речевого поведения адресанта актуализацию латентных в тексте манипу-лятивных стратегий;

3) психолингвистический аспект изучения языковой личности (И. Н. Горелов, К. Ф. Седов), в рамках которого личность рассматривается в индивидуально-психологическом поле;

4) социолингвистический аспект изучения языковой личности. В этом ключе языковая личность репрезентируется на базе признаков, принимаемых в виде индикаторов социального статуса, при этом особая роль уделяется парадигме характеристик того социального типа, который возможно выделить при участии ранее означенных индикаторов. Помимо этого, социолингвисты

(например, О. Б. Сиротинина, М. А. Корми-лицына, Т. В. Кочеткова и др.) склонны оставаться на позиции, согласно которой необходимо идентифицировать те сигнификаты, которые становятся специфичными для ранее дефинированного типа личности, то есть языковая личность рассматривается в контексте заданного социотипа;

5) коммуникативный аспект (К. Ф. Седов, С. А. Сухих, В. И. Карасик, В. И. Шаховский, Т. А. Демешкина). В данном аспекте языковая личность называется, по сути, как личность коммуникативная: «обобщённый образ носителя культурно-языковых и комму-никативно-деятельностных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций. Применительно к коммуникативной личности молено выделить ценностный, познавательный и поведенческий планы этого понятия» [4];

6) национальный аспект (В. В. Воробьёв, Е. В. Филиппова) имеет базой определение понятия языковой личности как элемента этнокультуры, реализованного в родном для данной культуры языке и родном же виде коммуникации. Например, Д. Б. Гудков высказывает мнение о том, что «не существует языковой личности вообще, она всегда национальна, всегда принадлежит определённому лингвокультурному обществу» [1];

7) жанровый аспект (Л. С. Выготский, И. Н. Горелов, К. Ф. Седов и др.), развивающийся на базе идеи о том, что языковая личность может быть описана методом составления перечня жанров, представленных в её коммуникации. В его рамках дискурсивные характеристики языковой личности рассматриваются с точки зрения комплексного описания её бытия в различных речевых жанра;

8) тендерный аспект (О. Л. Каменская, В. П. Нерознак, М.А. Китайгородская), в рамках которого рассматриваются различия в речевом поведении в зависимости от половой принадлежности коммуникантов. О. Л. Каменская делит общий феномен языковой личности на языковую лич-

ность мужчины и языковую личность женщины, так как подобная дифференциация — это «тот системообразующий фактор, который способен интегрировать мозаичные аспекты тендерного феномена в единое целое» [3].

На текущем этапе изучения языковой личности главенствующий интерес филологов направлен на описание обобщённого, типизированного образа. В современной науке нет единого понимания этого феномена. Определение языковой личности, предложенное Ю. Н. Карауловым, звучит следующим образом: «Языковая личность есть личность, выраженная в языке (текстах) и через язык, есть личность, реконструированная в основных своих чертах на базе языковых средств» [5].

В свою очередь, С. А. Сухих под языковой личностью понимает коммуникативную личность — общность особенностей вербального поведения индивида, применяющего язык в качестве средства общения.

Г. И. Богин полагает, что в качестве языковой личности выступает человек как носитель языка, и изучать человека нужно в аспекте его способности к речевой деятельности. В рамках данной трактовки языковая личность — это индивид, рассматриваемый с позиции его готовности совершать коммуникативные акты, тот, кто воспринимает язык, для кого язык вполне равняется речи. Таким образом, языковая личность — это, в сущности, речевая личность, то есть общность психофизических характеристик, дающих индивиду возможность создавать и воспринимать речевые произведения. Помимо этого, разработана теория, по которой языковая личность является основным этнокультурным прообразом носителя какого-либо языка.

В настоящее время в отдельных исследованиях феномена языковой личности на правах синонимов этого понятия появляются сходные обозначения: «речевая личность», «коммуникативная личность».

К. ф. Седов считает, что в сложившейся

речевой ситуации, при обилии синонимических обозначений, нужно отказаться от использования понятий «языковая, речевая, коммуникативная личность». По его мнению, к более адекватным для русского языкового контекста относятся термины «речевой портрет личности», «коммуникативная (жанровая, текстовая, статусно-ролевая и т.д.) компетенция личности», «коммуникативное поведение личности». При этом в виде родового понятия, определяющего уникальность человека в его коммуникативной способности, предлагается рассматривать модель коммуникативной компетенции личности. Одновременно с точки зрения психолингвистики, путём анализа поведения языковой личности в ситуации конфликта, возможно выделить особые типы языковой личности.

Так, инвективная стратегия конфликтного поведения демонстрирует пониженную знаковость: речевые проявления являются отражением эмоционально-биологических реакций и преобразуются в аффективную разрядку в виде брани, инвективы. Куртуазная стратегия, в свою очередь, характеризуется крайне повышенной семио-тичностью коммуникативного поведения, которое обусловлено тяготением адресанта к этикетным формам социального контакта. В виде высшей формы аффектированности в данном случае преференция отдаётся плачу. Рационально-эвристическая стратегия речевого поведения в ситуации конфликта опирается на здравый смысл. Этот тип разрядки тяготеет к смеховой аффективной реакции. Негативные эмоции в этом случае выражаются косвенным, опосредованным образом. В соответствии со склонностью личности к какому-либо коммуникативному подходу, молено выделить инвективную, куртуазную и рационально-эвристическую языковые личности.

Феномен языковой личности рассматривается как с позиции языкового сознания, так и со стороны речевого поведения. Языковая личность — обладатель коммуника-

тивного менталитета, детерминированного общей культурой того общества, к которому относится человек, языковое сознание вполне возможно охарактеризовать как оттиск картины мира отдельно взятой культуры. И двойственность подхода к анализу языковой личности основана на том, что языковое сознание проявляется в языковом поведении индивида, определяемом как окказионально-коммуникативной ситуацией, так и постоянно-речевым и культурным статусом, мировоззрением личности и её общественной принадлежностью.

В современной филологии существуют три основных направления, в которых изучается языковая личность. Так, со стороны языковедов проявляется внимание к конструированию и анализу собирательного речевого портрета. Также ведётся работа по описанию речи отдельных личностей, то есть созданию индивидуальных речевых портретов. Кроме того, на материале коммуникативной деятельности участников речи и их совокупностей исследуются частные особенности языка: явления и процессы в динамике.

Примечания

1. гудков д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. Москва, 2003.

2. Калашникова А. А. Аспекты языковой личности русскоязычного блоггера // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2010. № 4.

3. Каменская О. Л. Текст и коммуникация. Москва, 1990.

4. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002.

5. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Москва, 1987.

References

1. Gudkov D. B. Teoría i praktika mezhkulturnoy kommunikatsii [Theory and practice of intercultural communication]. Moscow, 2003.

2. Kalashnikova A. A. Aspekty iazikovoy lichnosti russkoyazichnogo bloggera [Aspects of linguistic personality of a Russian-speaking blogger]. Ekonomicheskie igumanitarnye issledovania regionov [Economic and humanitarian studies of regions], 2010, No. 4.

3. Kamenskaya O. L. Tekst Ikommunikatsia [Text and communication]. Moscow, 1990.

4. Karasik V. I. Iazikovoy krug: lichnosf, kontsepty, diskurs [Linguistic circle: personality, concepts, discourse]. Volgograd, 2002.

5. Karaulov Y. N. Russkiy yazik i iazikovaya lichnosf [Russian language and linguistic personality]. Moscow, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.