Научная статья на тему '«к вопросу о факторинге»'

«к вопросу о факторинге» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««к вопросу о факторинге»»

100

7120(1) 2150(1) 7250(1)

80

60

Я(1)

• • • 40

20

Рис. 2 Прогноз плотности сотовой связи в регионе (0 = 2000 г.)

7. Заключение

Метод наименьших квадратов может быть распространен на случай произвольной сглаживающей функции. Она должна выявляться на основе строгой модели рассматриваемого явления, определяться при помощи численного алгоритма и вспомогательной функции ограниченной вариации.

Литература

1. Деарт И.Д. Разработка метода и исследование параметров передачи несимметричных цепей симметричных кабельных линий связи в широком диапазоне частот. Диссертация на соискание уч. степени канд. техн. наук/ЦНИИС. - М., - 1969.

2. Смирнов Н.В., Дунин-Барковский И.В. Краткий курс математической статистики для технических приложений. М.: Физматгиз. - 1959. - 436 с.

3. Боровиков В. STATISTICA. Искусство анализа данных на компьютере: Для профессионалов. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 688 с.

4. Липец Ю.Г., Пуляркин В.А., Шлихтер С.Б. География мирового хозяйства. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, - 1999. - 400 с.

5. Корн Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. - М.: Наука. -1968. - 720 с.

6. Деарт Ю.В., Цым А. Ю., Бурцев И. В. Прогноз количества пользователей Интернет в России //Электросвязь. - №6. - 2005. - С. 16-18.

«К ВОПРОСУ О ФАКТОРИНГЕ»

Дмитриев Александр Анатольевич

Аспирант кафедры экономики АПК ФГБОУ ВПО Алтайского Государственного Аграрного Университета г.Барнаул

Киркеева Людмила Ивановна Научный руководитель к.э.н., профессор кафедры экономики АПК ФГБОУ ВПО Алтайского Государственного Аграрного Университета г.Барнаул

Многие вопросы касательно бухгалтерского учета факторинговых операций могут носить дискуссионный характер, поэтому изучение точек зрений других авторов позволит сформировать собственное научное профессиональное суждение о данном финансовом инструменте и продукте.

Факторинг является одной из древнейших форм торгового кредитования. Эксперты находят некоторые его признаки в торговых отношениях еще в Вавилонском царстве в эпоху царя Хаммурапи в 4-м тысячелетии до н.э. и позднее во времена Римской империи. В сравнительно современном виде факторинг появился в Средние века в Великобритании, которая вела оживленную торговлю с колониями. Факторинг стал активно развиваться в Англии в ХГХ-ХУП вв. [3,с. 12-13].

А.С. Волков рассматривает: «факторинг - переуступка специальной компании неоплаченных долговых

требований, прав денежного требования (счетов-фактур и векселей), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита. Факторинг часто определяют также как переуступку неоплаченных долговых требований или продажу дебиторской задолженности третьему лицу. Часто факторинг включает в себя элементы бухгалтерского, информационного, сбытового, страхового, юридического и другого обслуживания поставщика, взимание платежей и ведение бухгалтерского учета по поручению клиента» [1, с.186].

В.Л. Ерохин утверждает: «Основное содержание факторинга как посреднической операции в международной предпринимательской деятельности состоит в удовлетворении посредником - фактором - прав требований кредитора (экспортера) за счет взыскиваемых должника

(импортера) сумм по коммерческому счету кредитора. Следовательно, в экономическом плане факторинг представляет собой покупку посредником - фактором - у поставщика коммерческих счетов с их немедленной оплатой поставщику» [2,с.218].

По мнению автора, «факторинг — это комплекс финансово-коммерческих услуг, оказываемых со стороны финансового агента клиенту, ведущему торгово-производственную, посредническую деятельность на условиях отсрочки платежа. Данный вид услуг включает в себя без залоговое финансирование компании под уступку дебиторской задолженности. Факторинговая операция это одна из разновидностей торгово-посреднической операции, включающая элементы банковского кредитования и обслуживания. В понимание финансирование клиента, подразумеваются денежные ресурсы, средства, передаваемые финансовым агентом клиенту под уступку денежных требований до момента поступления финансовому агенту полной оплаты по денежным требованиям.

Договорные отношения между участниками сделки по факторингу, регулируются генеральным соглашением, заключаемым между финансовым агентом (банком или фирмой фактором) и поставщиком (клиентом) на определенных условиях финансирования под уступку денежного требования. При этом, предметом уступки под которую финансовый агент предоставляет финансирование, должны выступать строго не просроченные ликвидные денежные требования, идентифицированные в генеральном соглашении ссылкой на договор поставки товара или услуги».

По нашему мнению, каждый участник факторинговой сделки: финансовый агент, клиент, покупатель при осуществлении факторинговой деятельности на территории Российской Федерации, а так же при проведении внешнеэкономических сделок на международном рынке (экспорт, импорт), должен руководствоваться, применять и использовать в работе следующие нормативно-правовые документы, которые представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Нормативно - правовое регулирование факторинговых операций

Наименование нормативно-правового документа

При осуществлении факторинговых операций на территории РФ При осуществлении факторинговых операций на международном рынке (ВЭД)**

- Гражданский Кодекс РФ (Глава 43. Финансирование под уступку денежного требования, статьи 824-833); - Налоговый Кодекс РФ (Часть 1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ); - Налоговый Кодекс РФ (Часть 2 от 05.08.2000 № 117-Фз); - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014); - Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» (действующая редакция от 21.07.2014); - Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; - Положение ЦБ РФ № 254-П от 26.03.2004 «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (с изменениями на 30 мая 2014 года); - Положение ЦБ РФ № 283-П от 20.03.2006 «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери»; - Положение ЦБ РФ №385-П от 16.07.2012 «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ»; - Положение Банка России от 26.06.1998 года N 39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета» (с изменениями); - Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ1/2008). Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (с изменениями и дополнениями); - Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); - Инструкция Банка России от 05.12.2013 N 147-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) - Таможенный Кодекс РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003); - Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (принят ГД ФС РФ 21.11.2003, действующая редакция от 21.07.2014); - Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (принят ГД ФС РФ 21.11.2003, действующая редакция от 30.11.2013); - Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (с изменениями и дополнениями); - Федеральный закон от 21.05.1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» (с изменениями и дополнениями); - «Конвенция УНИДРУА по международным факторинговым операциям» (от 28.05.1988 г. Оттава); - «Конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже товаров» (от 15.06.1955 г. Гаага); - «Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров» (Венская конвенция 1980 года. Заключена в г. Вене 11.04.1980) (вместе со "Статусом Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 года)" (по состоянию на 30 апреля 2013 года)); - «Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс 2010» (публикация МТП N 715, с 01.01.2011 г. вступили в силу); - Другие указания, письма ЦБ РФ; - И т.д.

уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.02.2014 № 31391);

- Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, письма Минфина РФ;

- Внутренние регламенты, устанавливающие основные правила и принципы по осуществлению факторинговых операций, разработанные и утвержденные Банками и организациями;

- Другие акты и ПБУ;

- И т.д._

** необходимо использовать при осуществлении ВЭД

На наш взгляд, после заключения договора на факторинговое обслуживание между финансовым агентом и клиентом, первому необходимо провести «входной контроль» по приему и обработке первичной документации для дальнейшего финансирования в рамках условий Генерального соглашения, а так же договора поставки, заключенного между клиентом (поставщиком) и дебитором (покупателем).

По нашему мнению, входной контроль у финансового агента можно разделить на следующие этапы:

1. Регистрации первичной документации. Предоставление одного экземпляра документов: оригиналов или копий (товарные накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры/инвойсы, спецификации ТМЦ, коносаменты, акты приема-передачи или акты выполненных работ /об оказании услуг), относящихся к поставке ТМЦ, выполнению работ, оказанию услуг, данные документы должны соответствовать требованиям ГК РФ, НК РФ, Федерального закона "О Бухгалтерском учете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ[4,5,7]. Передача документов д.б. осуществляться по акту приема-передачи.

2. Прохождения процедуры верификации (позд-нелат. verificatio - доказательство, подтверждение, от лат. verus - истинный и facio - делаю), включающий в себя:

- сверку правильности отражения в предоставленных документах сведений о дебиторе/должнике (платежные реквизиты, адрес, номера телефонов и прочие сведения, указанные в извещении о новом покупателе (должнике));

- проверку факта поставки и суммы поставки с дебитором /должником (по телефону, факсу, электронной почте и т.п.);

- при необходимости могут применяться другие процедуры, позволяющие выявить недействительность уступаемых финансовому агенту денежных требований;

- направление уведомления клиенту об уступке денежного требования финансовым агентом; в уведомлении определены подлежащие исполнению денежные требования, а также указаны платежные реквизиты финансового

4.

Виды комиссий за услуги

агента, по которым дебитор / должник обязан производить платеж.

3. Внесение информации в программу финансового агента. Формирование и отражение в бухгалтерском, управленческом учете финансового агента тикета на финансирование под уступку денежного требования о проведенной операции и реестра зарегистрированной поставки. Тикет (расписка, билет) - форма внутреннего документа, составляемого в рамках Генерального соглашения и на основании первичных учетных документов (счета-фактуры, товарные накладные, спецификации), описывающего основные параметры операции (наименование клиента, наименование дебитора, номер контракта, дата контракта, условия оплаты, процент финансирования, сумма финансирования, реквизиты на перечисление, дата регресса и т.д.). На основании данных документов производится запись на счетах бухгалтерского учета.

Унифицированной формы таких документов нет, поэтому финансовые агенты могут самостоятельно разрабатывать форму тикета и реестра зарегистрированных поставок и утверждать в качестве приложения к учетной политике (п.2 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации») [6].

Финансовый агент, далее проводит работу с клиентом, начисляет комиссии, НДС, переводит остатки платежей клиенту и погашает права требования по операциям финансирования под уступку денежного требования, в случае не соблюдения условий Генерального соглашения начисляет клиенту пени и т.д.

Виды комиссий, которые представлены в Таблице 2, устанавливаемые финансовыми агентами для клиентов, мы считаем можно разделить на:

1. Комиссию за обработку отгрузочных первичных документов;

2. Комиссию за финансирование;

3. Комиссию за административное управление задолженностью.

Таблица2

факторинговых операций

№ Наименование комиссии Формирование величины размера комиссии

1. Комиссия за обработку отгрузочных первичных документов (товарная накладная, спецификация, счет-фактура), является не отъемлемой частью постоянной работы фактора может быть: - в % от уступаемого требования; - фиксированная: а) с нанесением штрих-кода*; б) без нанесения штрих-кода*

* банк или факторинговая компания предоставляет клиенту в рамках обслуживания специализированную программу, позволяющую на счет-фактурах передаваемых фактору формировать штрих-код (для оперативной обработки фактором и внесением информации по сделке в АСУ)

2. Комиссия за финансирование (устанавливается как процент от суммы передаваемого долга) зависит от: - объема уступленной дебиторской задолженности; - срока пользования денежными ресурсами; - за период ожидания

3. Комиссия за административное управление задолженностью зависит от: - суммы дебиторской задолженности; - продолжительности контроля финансовым агентом

По нашему мнению, говоря о факторинге, можно отметить, что это один из наиболее эффективных методов развития и ведения конкурентной борьбы, позволяющий перевести бизнес на стратегический новый уровень развития.

Список литературы:

1. Волков А.С. Искусство финансирования бизнеса. Выбор оптимальных схем. — М.: Вершина — 301с., 2009.

2. Ерохин В.Л. Международное предпринимательство: учеб. посо

3. бие / В.Л. Ерохин. — М.: Финансы и статистика; Ставрополь: АГРУС. - 392 с., 2008.

4. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. Факторинг: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «менеджмент» - М.: КНОРУС, 2009. - 224 с.

5. Гражданский кодекс РФ. Часть первая и вторая с алфавитно-предметным

6. указателем. Официальный текст с научным комментарием Заслуженного деятеля науки РФ, д.ю. наук профессора Ю.Х. Калмыкова - М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1996-560 с.

7. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая от 05.08.2000 № 117-Ф. Принят ГД ФС

8. РФ 19.07.2000. Действующая редакция от 21.07.2014. Интернет: URL

9. http://www.consultant.ru/popular/nalog2.

10. Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 18.12.2012) "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", "Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008)") (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 N 12522).

7. Федеральный закон от 06 декабря 2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

11. (ред. от 23.07.2013).

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ РЫНОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

Дьяченко Александр Васильевич

Доктор экономических наук, профессор, Волгоградский государственный аграрный университет, г. Волгоград

Техника, как совокупность средств, созданных человеком благодаря его искусству и мастерству, может иметь формы технических устройств, организационных мер, комплексов приемов, операций, интеллектуальных капиталов и соответствующих им систем, применяемых для повышения жизненных стандартов, либо эффективности хозяйствования. Техника используется для совершенствования различных социально-экономических отношений. Например, в сфере гостеприимства.

Гостеприимство проявляется в процессах радушной встречи гостя, его размещении и других услугах: питания, отдыха, развлечения, лечения и т.п. Привлекательность этих услуг и их товарных составляющих определяется талантом персонала, а также техникой и технологией «оформления сцены обслуживания» клиентов и «игры пьесы гостеприимства» «театра бизнеса» предприятия. [2, с. 4] «Сервисный процесс - это спектакль, в ходе которого развивается деятельность сервисной организации и её служащих (актеров), которые удовлетворяют потребности клиентов (зрителей).» [1, с.139]

Технология представляет собой способ системной взаимосвязи совокупности элементов техники и других

ресурсов хозяйствующего субъекта. Этот способ и соответствующий процесс направлены на максимизацию эффективности производства и реализации продукции требуемого качества. Гостеприимству соответствует многоуровневая структура техники и технологии организации обслуживания клиентов. Особый интерес представляют следующие уровни техники и технологии:

- обеспечение базовых характеристик качества услуг и их товарных составляющих;

- предоставление качества и ассортимента услуг и их товарных составляющих, ожидаемых обслуживаемым сегментом клиентов;

- предложение улучшенных характеристик услуг и их товарных составляющих, способных приятно удивить обслуживаемых клиентов;

- предложение услуг и их товарных составляющих с характеристиками следующего поколения, поражающими воображение клиентов;

- техника и технология рыночной оптимизации качества и ассортимента услуг и их товарных составляющих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.