ЭКОНОМИКА АПК
-I-
УДК 631.16:658.148:637.146.4
И.В. Ковалева I.V. Kovaleva
К ВОПРОСУ МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛИ
TO THE ISSUE OF METHODOLOGY AND METHODS OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS EVALUATION
Ключевые слова: методология, методика, инвестиции, инвестиционная, привлекательность, отрасль.
Рассматриваются методологические и методические аспекты инвестиционной деятельности и инвестиционной привлекательности с оценкой существующих зарубежных и российских методик применительно к АПК. Особое внимание уделяется позиционированию, которое предполагает выявление пропорций (соотношения) между объемами продаж региональных отраслевых товаров на локальных рынках сбыта в сравнении с ведущим регионом-конкурентом, а также определение перспективности инвестиционной деятельности и долей продаж определенной товарной категории продукции в структуре продаж регионального товара, с учетом уровня развития рыночной инфраструктуры. Рассматриваются авторские трактовки понятия «инвестиционная привлекательность». При оценке уровня инвестиционной привлекательности отрасли обоснованно предлагается учитывать достаточно большое количество условий: личность субъекта (пользователя), цели оценки, критерии оценки макроэкономического и микроэкономического уровня, субъективные и объективные ограничения, существующие на локальном рынке или регионе. При выборе территории для капиталовложений инвесторы исходят из множества разнообразных факторов. Инвестиционная привлекательность характеризуется потенциальной выгодой и риском. Инвестиционный потенциал определяет возможности региона в привлечении и использовании средств отечественных и зарубежных инвесторов, пред-
принимателеи, населения для решения территориальных проблем.
Keywords: methodology, methods, investments, investment attractiveness, industry brunch.
The methodology issues of investment activity and investment attractiveness are discussed; the Russian and foreign methods are evaluated in terms of their use in agricultural industry. Particular attention is paid to the positioning which involves identifying the ratio between the regional industry sales volumes in local markets compared with that of the leading competing region, and to the definition of investment activity and the proportion of sales of certain product categories in the sales pattern of regional goods taking into account the development of market infrastructure. The author's interpretation of "investment attractiveness" concept is discussed; when assessing the level of investment attractiveness of the industry, the author proposes to consider the following: the user' personality, the evaluation objectives, evaluation criteria, the objectives of the evaluation of macroeconomic and microeconomic level, the subjective and objective limitations existing in the local market or region. When choosing a region for investment, investors come from a variety of factors. Investment attractiveness is characterized by potential benefits and risks. Investment potential characterizes the region's ability to attract and use the funds of domestic and foreign investors, entrepreneurs and the population to address the regional
Ковалева Ирина Валериевна, д.э.н., проф., декан экономического фак-та, зав. каф. «Товароведение и маркетинг», Алтайский государственный аграрный университет. Тел.: (3852) 62-39-49. E-mail: [email protected].
Kovaleva Irina Valeriyevna, Dr. Econ. Sci., Prof., Dean, Economics Dept., Head, Chair of Merchandizing and Marketing, Altai State Agricultural University. Ph.: (3852) 62-39-49. E-mail: [email protected].
issues.
В аграрной сфере проблемы развития инвестиционной привлекательности являются весьма актуальными. В связи с этим особую важность приобретают исследование сущности процесса экономического регулирования инвестиционной привлекательности, разработка мер по ее совершенствованию в сельском хозяйстве в условиях рынка.
В научной литературе понятие «методология», как правило, рассматривается либо как система методов, или как теория метода [1]. Некоторые авторы определяют ее как систему принципов формирования и практического применения методов познания и преобразования действительности [2]. В таком случае методологический подход определяет стратегические установки предстоящего исследования, методологическое обобщение предполагает либо обогащение теоретической базы науки в определенной отрасли знания, либо концентрированный материал для принятия решений в производственной или управленческой практике и является уже результатом завершенного исследования. Целесообразно рассматривать методологический подход как определение принципов отбора инвестиционно значимых инструментов, а также рассмотрения отрасли в качестве объектов, в большей или меньшей мере привлекательных для инвестирования.
Оценку инвестиционной привлекательности отрасли многие ученые-экономисты рассматривают в виде блоков показателей [3, 4], характеризующих важнейшие составляющие инвестиционной деятельности:
- оценку ресурсно-производственного потенциала отрасли;
- позиционирование отрасли в системе региональной экономики;
- маркетинговый потенциал продуктов отрасли с учетом экспортно-импортного замещения.
Методики оценки инвестиционной деятельности и ее составляющих элементов (климата, активности, потенциала), представленные в литературных источниках, достаточно разнообразны [5, 6]. Вместе с тем в методиках существует целый ряд методологических упущений, имеющих следствием недостаточную достоверность получаемых результатов и большой уровень отклонений. В большинстве случаев при сравнительном анализе инвестиционного климата регионов используется экспертный метод «балльных оценок». В соответствии с ним каждый из субъектов федерации, попавший в исследуемую совокупность, оценивается по величине получаемого ранга или балла, что в итоге анализа делает проблематичным определение реальной дистанции между участниками рейтинга, т.к. между соседними регионами. В связи с этим особую актуальность приобретают исследо-
вания инвестиционной привлекательности отрасли, исключающие методики, дающие невоспроизводимые результаты.
В качестве основных составляющих инвестиционной привлекательности регионов России специалистами рейтингового агентства «Эксперт» приняты две характеристики: инвестиционный риск и инвестиционный потенциал. Инвестиционный потенциал определяется значениями восьми частных потенциалов, каждый из которых характеризуется целой группой показателей: трудовым, потребительским, инфраструктурным, производственным, инновационным, финансовым, институциональным, природно-ресурсным.
Величина инвестиционного риска складывается из 7 видов риска: законодательный, политический, социальный, экономический, финансовый, экологический, криминальный. Целесообразно расширить перечень вышеуказанных потенциалов, поскольку они лишь частично учитывают уровень инвестиционной привлекательности объекта инвестирования.
Ранг региона по тому или иному виду риска определялся по относительному отклонению его значения от среднероссийского уровня, принимаемого за единицу. Интегральный показатель потенциала или риска рассчитывается как взвешенная сумма частных видов потенциала или риска.
При этом расширенный индекс инвестиционной привлекательности с учетом объема капитальных вложений подразделяется на 5 групп: высокий — значение больше 1,0; выше среднего — от 0,7 до 1,0; средний — от 0,4 до 0,7; ниже среднего — от 0,2 до 0,4; низкий — менее 0,2. Однако большинство инвестиционных индикаторов имеют количественную оценку, это означает, что индикаторы явно недостаточны для анализа инвестиционной активности либо присутствует искажение информации при ее сборе и обработке, что влияет на качество инвестиционных индикаторов.
Нам представляется целесообразным рассматривать комплексную оценку инвестиционной привлекательности отрасли с учетом специфических факторов: макроэкономического, отраслевого, регионального, локального (на уровне организации), а также принимать во внимание ограничения, существующие в регионе или отрасли. Целесообразно включать в оценку уровня инвестиционной привлекательности региона отраслевую составляющую.
Предлагаемая система показателей инвестиционной привлекательности отрасли включает шесть основных элементов:
- оценку инвестиционной привлекательности отрасли
- оценку инвестиционного потенциала отрасли
- оценку регионального инвестиционного потенциала (C);
- оценку инвестиционной активности отрасли (D);
- оценку эффективности использования инвестиционного потенциала отрасли, определяемой соотношением уровня инвестиционной активности отрасли и уровня ее инвестиционного потенциала (I = D/B);
- оценку эффективности использования инвестиционной привлекательности отрасли, определяемой соотношением уровня инвестиционной активности отрасли и уровня ее инвестиционной привлекательности (Е = D/A).
Предлагаемая система показателей позволит оценить и позиционировать отрасль с точки зрения инвестиционной привлекательности и перспектив дальнейшего развития отрасли с учетом региональных особенностей функционирования.
Позиционирование предполагает выявление пропорций (соотношения) между объемами продаж региональных отраслевых товаров на локальных рынках сбыта в сравнении с ведущим регионом-конкурентом, а также определение перспективности инвестиционной деятельности и долей продаж определенной товарной категории продукции в структуре продаж регионального товара, с учетом уровня развития рыночной инфраструктуры. Модель позиционирования отображена на схеме (рис. 1).
Рис. 1. Позиционирование регионах [7]
Привлекательность сегмента рынка оценивается как отношение темпов роста душевого валового продукта в данном сегменте рынка — другом регионе.
Позиционирование с точки зрения Э. Раиса и Дж. Траута — творческий процесс выделения достоинств продукта [7]. Этот прием позволяет не только изучить сильные и слабые инвестиционные характеристики территории, сравнить положение региона с другими территориями, но и найти именно те конкурентные преимущества, которые помогут достичь основных инвестиционных целей.
Процедура позиционирования предполагает следующие этапы:
1) выбор критериев позиционирования с помощью маркетингового исследования целевой группы потенциальных инвесторов;
2) определение показателей по выбранным критериям (в нашем примере «риск и привлекательность», соответственно — уменьшение (минимизация) риска и увеличение привлекательности);
3) перепозиционирование в случае неуспешного применения данных атрибутов [7].
При выборе территории для капиталовложений инвесторы исходят из множества разнообразных факторов. При этом любого инвестора интересует, насколько выгодным и рискованным может быть вложение средств. Инвестиционная привлекательность, как известно, характеризуется потенциальной выгодой и риском, другими словами, риск и инвестиционный потенциал неразрывно связаны друг с другом. Инвестиционный потенциал характеризует возможности региона в привлечении и использовании средств отечественных и зарубежных инвесторов, предпринимателей, населения для решения территориальных проблем.
Логическая схема определения уровня инвестиционной привлекательности отрасли как интегрального показателя, суммирующего разнонаправленное влияние показателей инвестиционного потенциала и некоммерческого регионального инвестиционного риска, представлена на рисунке 2. Н. Брюханова и Е. Вологдин включают в оценку инвестиционной привлекательности показатели производственно-финансового, социального, природ-но-географического, социально-политического, экологического потенциала и предлагают оценить такие критерии как уровень преступности, уровень дискомфортного климата, отношение населения к процессам рыночной экономики [8]. Однако, на наш взгляд, представленные критерии являются относительными и в большей мере отражают социальный уровень, а не экономический потенциал. Кроме того, для отраслевой оценки данные показатели могут иметь субъективный характер.
Таким образом, при оценке уровня инвестиционной привлекательности отрасли нужно учитывать достаточно большое количество условий: личность субъекта (пользователя), цели оценки, критерии оценки макроэкономического и микроэкономического уровня, субъективные и объективные ограничения, существующие на локальном рынке или регионе.
Интегральный уровень инвестиционный привлекательности отрасли (XS)
XPot Z kPot +(2 - xj ) kj
Xs = ■
s=1
s=1
n
n
Z Kot +Z kj
rPot
-St
s=1 s=1
+
Интегральный уровень инвестиционного потенциала отрасли (XPots)
kPot - xPot + kPot - xPot + + kPot - xPot xPst = "-It A1t T 2t 2t ••• nt xnt
' - kpo + kpr +...+kpr
Интегральный уровень отраслевого инвестиционного риска (XRsks)
XR
1 Risk
\t_'
XRisk
XnL_
kj + kj +...+kj
XPot X It
XPot X 2t
Значение n частных факторов формирования инвестиционного потенциала отрасли
XRjsk x 1t XRjsk X 2t XRjsk X mt
Значение m частных факторов формирования отраслевого инвестиционного риска
.Pot k 1t kPot k 2t kPot k nt
К оэффициенты значимости п частных факторов инвестиционного потенциала отрасли
J k i k i k j k
■ Rjsk k 1t kRjsk2t kRjsk k mt
Коэффициенты значимости m частных факторов отраслевого инвестиционного риска
Рис. 2. Интегральный уровень инвестиционной привлекательности отрасли [8]
Библиографический список
1. Гришина И., Ройзман И., Шахназаров А. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализ взаимосвязей // Инвестиции в России. - 2001. - № 1. - С. 45.
2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. — 3-е изд. — М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 495 с.
3. Фишер П. Стратегия привлечения инвестиций в промышленность России. [Электрон. ресурс] — Режим доступа: http://vasilievaa. narod.rU/ptpu/13_3_00.htm.
4. Важенин С.Г., Берсенев В.Л., Важени-на И.С., Татаркин А.И. Территориальная конкуренция в экономическом пространстве. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011. — 540 с.
5. Инвестиционный бизнес / под ред. Ю.В. Якобца. — М.: Изд-во РАГС, 2002. — С. 5-6.
6. http://smb.economy.gov.ru/politics/str ategical/program.
7. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. - СПб., 2006. - 409 с.
8. Ковалева И.В. Инвестиционная привлекательность региона: опыт, проблемы, перспективы развития // Аграрная наука на рубеже веков: матер. регион. науч.-практ. конф. (30 ноября 2005 г.). — Красноярск, 2006. — Ч. 2. — С. 69.
9. Стратег.руhttp://stra.teg.ru/lenta/ innovation.
References
1. Grishina I., Roizman I., Shakhnazarov A. Kompleksnaya otsenka investitsionnoi privleka-tel'nosti i investitsionnoi aktivnosti rossiiskikh regionov: metodika opredeleniya i analiz vzai-mosvyazei // Investitsii v Rossii. — 2001. — № 1. — S. 45.
2. Granberg A.G. Osnovy regional'noi eko-nomiki: uchebnik dlya vuzov. — 3-e izd. — M.: GU VShE, 2003. — 495 s.
kj - x
Risk
X
X
nt
3. Fisher P. Strategiya privlecheniya investit-sii v promyshlennost' Rossii. [Elektron. resurs]. — Rezhim dostupa: http://vasilievaa.narod.ru/ ptpu/13_3_00.htm.
4. Vazhenin S.G., Bersenev V.L., Vazheni-na I.S., Tatarkin A.I. Territorial'naya konkurent-siya v ekonomicheskom prostranstve. — Ekaterinburg: Institut ekonomiki UrO RAN, 2011. — 540 s.
5. Investitsionnyi biznes / pod red. Yu.V. Yakobtsa. — M.: Izd-vo RAGS, 2002. — S. 5-6.
6. http://smb.economy.gov.ru/politics/str ategical/program.
7. Pankrukhin A.P. Marketing territorii. — SPb.: Piter, 2006. — 409 s.
8. Kovaleva I.V. Investitsionnaya privlekatel'-nost' regiona: opyt, problemy, perspektivy raz-vitiya // Agrarnaya nauka na rubezhe vekov. — Mater. region. nauchn.-prakt. konf. (30 noyabrya 2005 g.). — Krasnoyarsk, 2006. — Ch. 2. — S. 69.
9. Strateg.ruhttp://stra.teg.ru/lenta/inno-vation.
+ + +
УДК 332.143
Д.В. Рожкова D.V. Rozhkova
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
THE ISSUES OF FUNCTIONING OF THE DAIRY INDUSTRY IN THE ALTAI REGION
Ключевые слова: АПК, Алтайский край, молочная промышленность, молочная продукция, производство молока, проблемы сбыта, личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства, поддержка АПК, диспаритет цен.
За последние пять лет в Алтайском крае значительно возросли объемы производства как товарного молока, так и продуктов его переработки. Однако несмотря на положительную динамику игроки рынка молока в процессе своей деятельности сталкиваются с рядом проблем, осложняющих ведение эффективной экономической деятельности. В силу чего посчитали целесообразным рассмотреть, систематизировать и охарактеризовать часть наиболее существенных проблем, связанных с функционированием молочной промышленности Алтайского края. В качестве объекта изучения выступает молочная отрасль Алтайского края. Проводимые исследования базируются на системном подходе к изучаемому объекту. Анализируя статистические данные по вопросу функционирования молочной отрасли Алтайского края с 2008 по 2012 гг., нам удалось выявить и структурировать основополагающие проблемы, свойственные для региональных производителей молока. Так, мы выявили, что в настоящее время производители молока в Алтайском крае работают в сложных условиях, связанных с сокращением кормовой базы, поголовья крупного рогатого скота, недостаточным субсидированием деятельности, низким числом крестьянских (фермерских) хозяйств, отсутствием налаженной системы сбыта сырого молока, низкими закупочными ценами, снижением конечного потребительского спроса на молоко и молочную продукцию. Мы отметили, что в последние годы государство активно принимает меры по реше-
нию вышеназванных проблем, внедряя программы развития и поддержки аграрному сектору. Однако, как показывает практика, программы не решают всех острых вопросов, встающих перед производителями молока в крае. В частности от государства требуется помощь в пропаганде потребления молока, предоставлении долгосрочных льготных кредитов на развитие молочного скотоводства и приобретение современной техники, развитии инфраструктуры, привлечении частных инвестиций, направленных на создание ферм и предприятий с современным оборудованием, что будет способствовать оптимизации всех технологических процессов в молочном секторе.
Keywords: agricultural industry complex, Altai Region, dairy industry, dairy products, milk production, problems of sales, private subsidiary farm, peasant farm enterprise, support of agriculture, disparity in prices.
The Altai Region has increased the production of milk and dairy products over the recent five years. Despite the positive trend the players of the milk market encounter some problems which complicate effective economic activity. The research goal is to examine, systemize and characterize some most topical issues related to the functioning of the dairy industry in the Altai Region. The research is based on the system approach. The analysis of the statistical information of the dairy industry of the Altai Region over 2008-2012 revealed the following problems: the reduction of forage reserves, the reduction of cattle herd, insufficient financing, small number of peasant farm enterprises, the lack of a well-established system of raw milk sales, low purchasing prices, and the reduction of consumer demand for milk and dairy products. The government takes measures to solve the problems by means of the