Научная статья на тему 'К вопросу изучения ценностных ориентаций подростков из благополучных и неблагополучных семей'

К вопросу изучения ценностных ориентаций подростков из благополучных и неблагополучных семей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
972
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / SOCIAL ENVIRONMENT / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / FACTORS OF FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS / БЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ / HAPPY FAMILY / НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ / DYSFUNCTIONAL FAMILY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мантрова Мария Сергеевна, Степаненко Наталия Александровна

В статье поднимаются вопросы изменения мировоззренческих ориентиров в различных сферах современного общества, которые влекут за собой коррекцию ценностных ориентаций в системе образования. Специфика формирования ценностных ориентаций учащихся становится необходимым приоритетным направлением сохранения образовательной системы современной школы, работающей в рамках федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Актуальность изучаемой проблемы обусловлена социализацией подростка в семье. Именно данный этап онтогенеза является основным этапом для формирования ценностей и ценностных ориентаций современного подростка. Чувство любви доминирует над всеми остальными которые формирует семья, благодаря ему складывается система ценностей. В некоторых семьях отсутствует чувство любви и не создан психологический климат для формирования личности. Такие семьи обладают низким социальным статусом, где происходит обесценивание и игнорирование основных семейных функций, имеются признаки десоциализации подростков. Родители имеют пагубные для своего здоровья и здоровья детей привычки. Представлены такие семьи нарушением детско-родительских взаимоотношений. В них десоциализируется воздействие на детей, что проявляются косвенно, из-за постоянных осложненных взаимоотношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и превосходством остроконфликтного взаимодействия. Целью воспитания и социализации обучающихся в рамках ФГОС является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина. Сегодня ценности подвергаются влиянию внешних факторов. В связи с увеличением социального неравенства, отсутствия преемственности среди поколений, ростом преступности среди молодежи утрачиваются многие ценности. Особенно тяжело в этих условиях подросткам, которые еще не в полной мере обладают достаточно нравственным потенциалом. Одним из главных факторов, влияющих на гармоничное развитие личности и воспитание подростков является социальная среда, то есть все то, что нас окружает. Немаловажную роль играет уровень общей культуры семьи, а также семейного благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE STUDY OF VALUE ORIENTATIONS OF ADOLESCENTS FROM HAPPY AND UNHAPPY FAMILIES

The article deals with the matters of the changes of ideological orienting points in different spheres of modern society. These changes lead to the correction of value orientations in the education system. The specifics of value orientations of students becomes an essential direction in the preserving of the education system of modern school working in the Federal state educational standard (FSES). The relevance of the studied problem is determined by the socialization of a teenager in a family. It is this stage of ontogenesis which is the key step for the formation of values and value orientations of a modern teenager. The feeling of love dominates over all other ones, formed by a family, due to this feeling the system of values is formed. In some families there is no love feeling and there is no psychological climate for the formation of a personality. Such families have low social status, where there is a devaluation and disregard of basic family functions, there are signs of desocialization of adolescents. Such families are represented by the violation of child-parent relationships Parents are harmful to their health and the health of children habits. They desocialize the impact on children, manifest themselves indirectly, because of the constant complicated relationship between the spouses, which are characterized by a lack of mutual understanding and respect, the increase of emotional alienation and superiority interaction. The purpose of education and socialization of students within the framework of the FSES is the socio-pedagogical support of formation and development of moral, creative, competent citizen. Today values are under the influence of external factors. Due to the increase of social inequality, the lack of continuity among generations, the growth of crime among young people many values are lost. Teenagers feel especially hard in this environment, as they do not fully possess enough moral potential. One of the main factors influencing the harmonious development of a personality and education of adolescents is the social environment, i.e. all that surrounds us. The important role is played by the general level of family culture, and family well-being.

Текст научной работы на тему «К вопросу изучения ценностных ориентаций подростков из благополучных и неблагополучных семей»

Мантрова Мария Сергеевна, Степаненко Наталия Александровна К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ...

УДК 371

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ БЛАГОПОЛУЧНЫХ

И НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

© 2017

Мантрова Мария Сергеевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры

психологии и педагогики Степаненко Наталия Александровна, кандидат педагогических наук, старший лаборант

кафедры психологии и педагогики Оренбургский государственный университет, филиал в г. Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: natali-stepanenko@yandex.ru)

Аннотация. В статье поднимаются вопросы изменения мировоззренческих ориентиров в различных сферах современного общества, которые влекут за собой коррекцию ценностных ориентаций в системе образования. Специфика формирования ценностных ориентаций учащихся становится необходимым приоритетным направлением сохранения образовательной системы современной школы, работающей в рамках федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Актуальность изучаемой проблемы обусловлена социализацией подростка в семье. Именно данный этап онтогенеза является основным этапом для формирования ценностей и ценностных ориентаций современного подростка. Чувство любви доминирует над всеми остальными которые формирует семья, благодаря ему складывается система ценностей. В некоторых семьях отсутствует чувство любви и не создан психологический климат для формирования личности. Такие семьи обладают низким социальным статусом, где происходит обесценивание и игнорирование основных семейных функций, имеются признаки десо-циализации подростков. Родители имеют пагубные для своего здоровья и здоровья детей привычки. Представлены такие семьи нарушением детско-родительских взаимоотношений. В них десоциализируется воздействие на детей, что проявляются косвенно, из-за постоянных осложненных взаимоотношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и превосходством остроконфликтного взаимодействия. Целью воспитания и социализации обучающихся в рамках ФГОС является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина. Сегодня ценности подвергаются влиянию внешних факторов. В связи с увеличением социального неравенства, отсутствия преемственности среди поколений, ростом преступности среди молодежи утрачиваются многие ценности. Особенно тяжело в этих условиях подросткам, которые еще не в полной мере обладают достаточно нравственным потенциалом. Одним из главных факторов, влияющих на гармоничное развитие личности и воспитание подростков является социальная среда, то есть все то, что нас окружает. Немаловажную роль играет уровень общей культуры семьи, а также семейного благополучия.

Ключевые слова: подростковый возраст, ценностные ориентации, психологическое благополучие, социальная среда, факторы формирования ценностных ориентаций, благополучные семьи, неблагополучные семьи.

TO THE STUDY OF VALUE ORIENTATIONS OF ADOLESCENTS FROM HAPPY

AND UNHAPPY FAMILIES

© 2017

Mantrova Maria Sergejevna, PhD, senior lecturer in psychology and pedagogics Stepanenko Natalia Alexandrovna, PhD, senior research assistant of the chair of psychology and pedagogics

Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue 15A, e-mail: natali-stepanenko@yandex.ru)

Abstract. The article deals with the matters of the changes of ideological orienting points in different spheres of modern society. These changes lead to the correction of value orientations in the education system. The specifics of value orientations of students becomes an essential direction in the preserving of the education system of modern school working in the Federal state educational standard (FSES). The relevance of the studied problem is determined by the socialization of a teenager in a family. It is this stage of ontogenesis which is the key step for the formation of values and value orientations of a modern teenager. The feeling of love dominates over all other ones, formed by a family, due to this feeling the system of values is formed. In some families there is no love feeling and there is no psychological climate for the formation of a personality. Such families have low social status, where there is a devaluation and disregard of basic family functions, there are signs of desocialization of adolescents. Such families are represented by the violation of child-parent relationships Parents are harmful to their health and the health of children habits. They desocialize the impact on children, manifest themselves indirectly, because of the constant complicated relationship between the spouses, which are characterized by a lack of mutual understanding and respect, the increase of emotional alienation and superiority interaction. The purpose of education and socialization of students within the framework of the FSES is the socio-pedagogical support of formation and development of moral, creative, competent citizen. Today values are under the influence of external factors. Due to the increase of social inequality, the lack of continuity among generations, the growth of crime among young people many values are lost. Teenagers feel especially hard in this environment, as they do not fully possess enough moral potential. One of the main factors influencing the harmonious development of a personality and education of adolescents is the social environment, i.e. all that surrounds us. The important role is played by the general level of family culture, and family well-being.

Keywords: adolescence, value orientation, psychological well-being, social environment, factors of formation of valuable orientations, a happy family, a dysfunctional family.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Термин «ценности» был введен в науку И. Кантом. Н. А. Бердяев был первым ученым, понимающим под ценностями свойство и одновременно условие полноценного бытия объекта. Ценностные группы ориентации личности представлены в виде сложной многоступенчатой иерархической системы. Ценностные ориентации входят в структуру личности. Ценностные ориентаций ориентации - это компоненты охватывают внутренней структуры личности, обусловленные основными инсти-

тутами социализации. Ценностные ориентации можно представить группы в виде трех составлении микроструктур, или уровней: 1) связанный с деловитости памятью, через который осуществляется похож научное познание резу действительности; 2) эмоциональный, определяющий учащихся личностный смысл своего отношения; 3) поведенческий, изучения который включает caused в себя два ориентаций предыдущих. Все ценности обусловленными принято подразделять интерес на три группы ценностей: материальные; социально-политические; духовные.

Мантрова Мария Сергеевна, Степаненко Наталия Александровна педагогические

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ... науки

Ценностные ориентации подростка всегда характеризуются поэтапностью процесса его социализации через проникновение информации, получаемой извне. Наблюдается диаспектность освоения подростками ценностей: процессуальный и содержательный. Содержательный компонент проходит свою реализацию через освоение знаний о ценностях, нормах поведения, эмпатию, осознание необходимости определенного поведения в соответствии с ценностями, характеризуется неустойчивостью и недостаточностью, обусловленными особенностями подросткового возраста. Процессуальный аспект включает в себя этапы освоения подростками нравственных ценностей: от познания смыслового содержания нравственных норм и ценностей до реализации в поведении. Доминирующей является личная значимость для подростка нравственной ценности, а также готовности к реализации в поведении, определяет от социальных и педагогических условий [1].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В. П. Тугаринов являлся первым советским психологом, понимающим под ценностными ориентациями предметы и их свойства, являющиеся необходимым нравственных элементом личностного развития. С. А. Рубинштейн предложил ввести термин, который бы обозначал устойчивое отношение личности к различного рода внешним ситуациям. По мнению Б. Г. Ананьева, именно ценностные ориентации представляют собой важные компоненты в структуре личности и представляют ни что иное как направленность личности.

Формирование целей статьи (постановка задания). Основной целью статьи автор видит в ответе на вопрос: «Какие различия существуют в ценностных ориентаци-ях подростков из неблагополучных и благополучных семей?»

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Для стабильно изучения особенностей среди ценностных ориентаций подростков, нами было проведено экспериментальное исследование. В ходе исследования нами были применены следующие диагностические методики: методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности; методика М. Рокича «Ценностные ориентации»; анкета на изучение личности ценностных ориентаций [2]; методика учащихся исследования ценностных возможность ориентаций старшеклассников (М. И. Лукъянова, личности Н. В. Калинина). 1. Опросник Ш. Шварца по изучению ценностей личности «представляет собой шкалу, предназначенную для измерения значимости десяти типов ценностей, которые, с точки зрения Шварца, охватывают базовые ценностные типы. Опросник состоит из двух частей, отличающихся процедурой проведения. Первая часть опросника («Обзор ценностей») предоставляет возможность изучить нормативные идеалы, ценности личности на уровне убеждений, а также структуру ценностей, оказывающую наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляющуюся в реальном социальном поведении. «Вторая часть опросника («Профиль личности») изучает ценности на уровне поведения, то есть индивидуальные приоритеты, наиболее часто проявляющиеся в социальном поведении личности. Различие показателей по типам ценностей в этих двух частях опросника, характеризующих два уровня функционирования ценностей, отражает ценностное свойство, которое осуществляется, с одной стороны, через ядро социализацию и, с другой стороны, посредством референтной группы и традиций» [4]. Опросник группы может использоваться для изучения необходимости ценностей различных социальных групп. При необходимости испытуемым могут быть другого даны пояснения, касаю-114

щиеся смысла некоторых слов и утверждений. Первая часть опросника («Обзор ценностей») представляет собой два списка слов характеризующих в сумме 57 ценностей. Все группы имеют цель и являются умения в той или иной мере значимыми для разных культур. В первом списке содержатся терминальные ценности, выраженные в виде существительных. Во втором списке содержатся инструментальные ценности, выраженные в виде прилагательных. Испытуемому предлагается оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа жизни. Во второй части опросника («Профиль личности») приводится список из 40 описаний, соответствующих тому или иному из 10 типов ценностей. Испытуемого просят оценить, в какой степени в опроснике человек похож или не похож на него. Используется шкала из 5 позиций: от «очень похож на меня» до «совсем контрольная не похож на меня» [3]. 2. Методика ориентаций М. Рокича «Ценностные ориентации».

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу своего мировоззрения и ядро диапазоне мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик. познании М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные - убеждения в том, что отражает конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом) на листах бумаги в алфавитном порядке. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Вначале предъявляется набор исследования терминальных, а затем набор инструментальных ценностей» [4]. Методика исследования ценностных ориентаций старшеклассников (М. И. Лукъянова, Н. В. Калинина) цель которой заключается в определении уровня базовых ценностей личности по пяти шкалам:шкала «Познание как ценность», представленной вопросами, нацеленными на выявление у учащихся потребности в познании и эмоционального восприятия процесса познания (позитивного или негативного). Важно определить такие среди проявления ценности познания, как общественную увлеченность учебой в школе, стремление к получению представлений об основных законах природы и общества, творческий подход изучения к выполнению той или иной задачи (в том тому числе учебной), готовность прилагать определенные усилия проявляющимися в познавательной деятельности и в процессе освоения новых видов деятельности. Шкала определяет степень выраженности у учащихся стремления к приобретению знаний об окружающем мире и их отношение к познанию. Шкала «Я-ценность», в которой вопросы ориентированы на выявление отношения подростка (позитивного наименее или негативного) к себе, на определение степени самовосприятия, характера личности и «образа «Я». Как известно, в поведении подростка эти факторы проявляются в наличии уверенности в собственных силах, веры в свои достижения и успехи, в открытости и искренности при общении с другими людьми, в знании собственных позитивных качеств и в умении опи-АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)

Мантрова Мария Сергеевна, Степаненко Наталия Александровна К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ...

раться на свои сильные стороны и способности. Шкала «Я-ценность» позволяет обратить внимание ценностей на то, зависит ли у подростков такие важные личностные характеристики, как изучает стремление к самопознанию, осознание собственных чувств и поступков, интерес к себе определяющий способность принимать себя полноценного таким, как есть. Шкала «Другой-ценностъ», показывающая на то, какие установки (позитивные деятельности или негативные) формируются у подростков по отношению к другим людям, готовы ли они воспринимать другого человека как индивидуальность, как личность, стремятся ли проявлять доброжелательность, уважительность, доверие, веру в личностный потенциал другого. Этот показатель определяет степень выраженности восприятия подростком учащихся и другого человека как индивидуальности, уважения к другому являются в умении конструктивно выстраивать межличностные отношения. Шкала «Общественно полезная деятельность», определяющая, в какой степени на данный момент учащийся разделяет важность общественно полезной деятельности как личностной ценности. Вопросы анкеты позволяют общее определить, в какой степени старшеклассник обладает характеристиками, свидетельствующими о развитии данной ценности: ориентация на общественную значимость выполняемого дела; интерес к участию в общественно полезном труде; стремление приносить пользу другим людям и бескорыстие; поддержка деловитости и активности окружающих людей, поощрение изучения их инициативности; стремление к развитию собственной деловитости и творческого отношения к любому виду деятельности; нацеленность на полезность и важность своей деятельности для других. Шкала «Ответственность как ценность», состоящей из вопросов, адресованных учащимся для выявления степени ответственности личности старшеклассника за то, что случается с ним в его жизни; для определения, испытывает ли подросток потребность в обосновании и объяснении совершаемых им действий, стремится ли анализировать свои поступки и считает ли самоанализ важным началом в психологии взрослого человека; выясняют, руководствуется ли молодой человек при обеих принятии решений принципами, основанными на чувстве долга, «обременяет» ли себя добросовестным отношением к выполняемым делам. 4.Анкета на изучение опросник ценностных ориентаций [2]. При составлении анкеты были использованы данные, полученные в экспериментальных исследованиях. Были выделены 17 ценностных ориентаций, в основном охватывающих возможности ценностных ориентаций подростков. Для выявления ценностных ориентаций учащихся был проведен констатирующий эксперимент, который осуществлялся на базе МОАУ «СОШ № 15 г. Орска». Для проведения исследования нами были сформированы экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы. В состав ЭГ вошли учащиеся из благополучных семей, в состав КГ вошли учащиеся из неблагополучных семей. Общее количество испытуемых составило 24 человека. Процедура исследования сочетала устную беседу и письменный опрос респондентов в одинаковых условиях. В качестве метода сбора данных использованы опросные методы: психологическое тестирование, анкетирование. В рамках метода тестирования были применены две методики: методика М. Рокича «Ценностные ориентации»; опросник Ш. Шварца по изучению ценностей личности; методика исследования также ценностных ориентаций старшеклассников (М. И. Лукъянова, общественную Н. В. Калинина). В основанная ходе проведённого исследования получены следующие результаты: по первой методике, результаты показали, что наибольшую значимость деятельности на уровне нормативных идеалов имеют ценности - достижения. Наименьшую значимость имеют ценности: на уровне нормативных идеалов - традиции, власть, конформность; на уровне

индивидуальных приоритетов - традиции, власть, безопасность. Вторая методика «ценностные ориентации М. Рокича, выявила, что наибольшую значимость среди терминальных ценностей имеют: активная деятельная жизнь; материально обеспеченная жизнь, развлечения. Среди инструментальных ценностей: высокие запросы; жизнерадостность; смелость в отстаивании своего мнения. Наименьшую значимость среди терминальных ценностей имеют: творчество; красота природы и искусства; счастье других. Среди инструментальных ценностей: терпимость; самоконтроль; исполнительность.

Анализ данных, полученных на констатирующем этапе по методике М. Рокича, выявил определенные различия по гендерному признаку в определении жизненных ценностей подростков. По результатам методики исследования ценностных ориентаций Ш. Шварца, можно сделать вывод о различиях ценностей подростков, проживающих в благополучных семьях и неблагополучных. Так, у подростков из благополучных семей идеалами и убеждениями являются достижения, то есть личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами. При этом, индивидуальным приоритетом, проявляющимся в поведении является стимуляция, то есть поддержание оптимального уровня активности, стремление к новизне. В отличие от них, у подростков из неблагополучных семей, идеалами и убеждениями являются безопасность и стабильность общества. Общими для учащихся обеих групп как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов являются склонность к получению удовольствий и доброта, как сохранение и повышение благополучия близких людей. Наименее значимым идеалом и убеждением для школьников из благополучных семей является конформность, сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям. При этом наименее важными индивидуальными приоритетами, проявляющимися в поведении являются безопасность и стабильность общества, отношений и самих себя. Наименее значимым идеалом и убеждением для подростков из неблагополучных семей является стимуляция, то есть поддержание оптимального уровня активности, стремление к новизне. При этом наименее важным индивидуальным приоритетом, проявляющимся в поведении является конформность, то есть сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям.

Значимыми ценностями для учащихся обеих групп как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов являются традиции, то есть уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи, и власть как социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами. По результатам методики М. Рокича «Ценностные ориентации» среди терминальных ценностей для подростков из первой группы являются ценности -материально обеспеченная жизнь и развлечения, для учащихся из неполных семей с- счастливая семейная жизнь и любовь. Среди инструментальных ценностей приоритетными для школьников первой группы являются высокие запросы и смелость в отстаивание своего мнения. Для семей подростков из неблагополучных семей это чуткость и терпимость. Одинаково значимой терминальной ценностью для учащихся обеих групп представляется активная деятельная жизнь, инструментальной - жизнерадостность.

Наименее значимыми для подростков из благополучных семей среди терминальных ценностей являются: творчество, красота природы и искусства, счастье других. Среди инструментальных - терпимость, самоконтроль и исполнительность. Для подростков из неблагополучных семей наименее важными среди терминальных ценностей являются: общественное признание, творчество, определение и свобода. Среди инструментальных - образованность, широта взглядов и смелость

Мантрова Мария Сергеевна, Степаненко Наталия Александровна К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ...

в отстаивании своего мнения. По результатам анкеты на изучение ценностных ориентаций, можно сказать, что для учащихся из неблагополучных семей наиболее значимыми являются такие ценности, как наличие цели и смысла жизни, статус и материальные ценности. Для подростков из благополучных семей - семейно-бы-товые ценности, отношения со старшими и альтруистические ценности. Результаты анкеты показали, что приоритетными являются такие ценности, как наличие цели и смысла жизни, статус и материальные ценности. Наименее предпочитаемыми являются нравственные ценности, творчество и отношения со старшими.

Сформированность ценностных ориентаций влияет на уровень воспитанности. Поэтому мы определили уровень воспитанности в экспериментальной и контрольной групп. Результаты представлены в таблице

Таблица 1- Уровень воспитанности учащихся подросткового возраста (%)

Группы Уровни

высокий средний низкий

1 2 3 4

Экспериментальная 25 50 15

Контрольная 30 60 10

Анализ результатов, представленных в таблице, позволяет констатировать, что преобладающим уровнем воспитанности в двух группах является средний, что выражается в свойственной самостоятельности, проявление самоорганизации и саморегуляции и отсутствии одинаковых позиции. У 25% подростков экспериментальной и 30 % учащихся контрольной групп имеют высокий уровень воспитанности. У них наблюдается устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная и гражданская позиция. Результаты исследования ценностных ориентаций старшеклассников 8 «А» по методике М. И. Лукъяновой, Н. В. Калининой представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Ценностные ориентации подростков (%)

8 >. Ценности

Познание Л-ценность Другой-ценность деятельность Ответственность

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

1 2 3 4 5 6 7 9 10 И

Высокий 15 25 15 10 20 15 10 15 15 15

Средний 40 45 70 75 60 70 65 70 60 65

Низкий 45 30 15 15 20 15 25 15 25 20

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Анализ результатов исследования позволяет говорить о том, что в обоих классах уровни сформированности ценностных ориентаций дифференцируются. В обеих группах наблюдается преобладание среднего уровня развития ценностных ори-ентаций по четырем шкалам: «Я-ценность», «Другой-ценность», «Общественно-полезная деятельность» и «Ответственность». Это свидетельствует о том, что подростки недостаточно уверены процессе в себе, не готовы воспринимать другого человека как ценность, выполнять общественно-полезную деятельность, а также недобросовестно относятся к порученным делам. Кроме того, 45% подростков экспериментальной группы и 30% учащихся второй контрольной группы показали низкий уровень по шкале «познание». Они не увлечены учебой в школе, не стремятся к получению представлений об основных законах природы и общества, не подходят творчески к выполнению заданий, не прилагают усилий в познавательной деятельности и в процессе освоения новых видов деятельности. Таким образом, наименьшее значение подростки придают нравственным ценностям, творчеству и отношениям со старшими. Дальнейшая теоретическая и практическая работа в данном направлении требует поиска новых условий, форм, средств и методов формирования ценностных ориентаций современных подростков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гаврилюк В.В., Триков Н.А. Динамика ценност-

ных ориентаций уровень в период социальной трансформации // Социол. исслед. -2002. - №1. - С. 96-105.

2. Зубова Л.В., Методики изучения социальной направленности личности подростков: учебное пособие ценностными для студентов,психологов, социаль-ныхобщении педагогов.- Изд-во которые ООИПКРО: Оренбург, 2005 .- 271 с.

3. Пантин В. С. Семья и семейные ценности в сознании Россиян (по данным социалогических опросов) // Воспитаниеприоритетными школьников. - 2008. - № 10. - С. 9-14.

4. Практикум по психодиагностике. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб.: жизни Речь, 2004. - 70 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.