Научная статья на тему 'К вопросу использования конвергентного брендинга в системе продвижения инновационных технологий на рынке стран ЕАЭС'

К вопросу использования конвергентного брендинга в системе продвижения инновационных технологий на рынке стран ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНВЕРГЕНТНЫЙ БРЕНДИНГ / CONVERGENT BRANDING / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / ФОРСАЙТ-ТЕХНОЛОГИИ МАРКЕТИНГА / FORESIGHT-TECHNOLOGIES OF MARKETING / ИНВЕСТИЦИИ В ИННОВАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ / NATIONAL TECHNOLOGICAL CLUSTERS / INVESTMENTS IN INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куприк Н.И.

В статье раскрывается положения о том, что динамика экономического развития стран ЕАЭС и рост ВВП зависят от инвестиций в инновационные технологии. Выдвинута и обоснована гипотеза, показывающая, что для привлечения инвестиций необходимо применять модель конвергентного брендинга, начиная с первой фазы разработки продуктов, использование которого способствует быстрому внедрению инноваций в разработку технологий, ускорению процесса вывода технологий на рынок, снижению рисков при внедрении технологий и росту их капитализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Куприк Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the issue of the use of convergent branding in the system of innovative technologies promotion on the market of EEC countries (Russia, St. Petersburg)

The article argues that the dynamics of EEC economic development and the growth of GNP depend upon investments into innovative technologies. Attraction of investments requires implementation of the convergent branding model starting with the initial phase of product development. Convergent branding allows rapid implementation of innovations into technology development, intensification of the technological commercialization and decreasing of risks from implementation and capitalization of new technologies

Текст научной работы на тему «К вопросу использования конвергентного брендинга в системе продвижения инновационных технологий на рынке стран ЕАЭС»

енной на предыдущих этапах стратегии. Необходимо проводить регулярный анализ отношения пользователей к постам из различных рубрик, заменять или улучшать наименее успешные, вносить в стратегию актуальные коррективы. Проводить анализ такого рода позволяет статистика аккаунта, предоставляемая социальными сетями, а также сторонними сервисами. Для оценки результатов могут быть использованы и внутренние метрики, выработанные исходя из конкретных целей продвиже-

ния. Кроме этого, необходимо следить за развитием сферы в целом, новых тенденциях и инструментах, чтобы своевременно внедрять их в активность по продвижению в социальных сетях. Подводя итог, можно сказать, что на восьмом этапе мы снова возвращаемся к третьему и проходим все последующие до восьмого. Переход такого рода рекомендуется осуществлять регулярно в рамках деятельности по продвижению в социальных сетях.

Литература

1. Andy Greenberg, Crypto Currency, Forbes [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.forbes.com/forbes/2011/0509/ technology-psilocybin-bitcoins-gavin-andresen-crypto-currency.html#, свободный.

2. Ассоциация коммуникационных агентств России. Исследование объёма рынка рекламы // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.akarussia.ru/node/7849, свободный.

3. Исследовательская компания SimilarWeb. Топ 50 сайтов мира во всех категориях. // [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.similarweb.com/top-websites

4. Официальный сайт международного союза электросвязи. Революция в ИКТ последних 15 лет подтверждается статистическими данными // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.itu.int/net/pressoffice/press_releases/2015/pdf/17-ru.pdf

5. Яндекс Компания. Развитие интернета в регионах России //[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://company.yandex. ru/researches/reports/2014/ya_internet_regions_2014.xml, свободный.

6. The World Bank Data //[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://data.worldbank.org/indicator/SP.POP.TOTL?locations=RU, свободный.

7. Ершов В.Е. Особенности продвижения брендов в социальных сетях // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление (Ростов на Дону). — 2015. — №10 (65). — С. 49-54.

8. Ершов В.Е. Особенности использования SWOT-анализа при применении social media marketing в системе продвижения бренда // Интернет-журнал «Науковедение». — 2015. — Т.7. — №3. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://naukovedenie. ru/PDF/189EVN315.pdf

9. Пономарёва А.М. Коммуникационный маркетинг: креативные средства и инструменты: учебное пособие. — М.: РИОР. — 2016.

10. Пономарёва А.М. Интегрированные интерактивные off-on-line-коммуникации на рынке digital-маркетинга в Интернет-экономике // Государственное и муниципальное управление. — 2015. — № 1. — С. 58-64.

К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНВЕРГЕНТНОГО БРЕНДИНГА В СИСТЕМЕ ПРОДВИЖЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РЫНКЕ СТРАН ЕАЭС

Н.И. Куприк,

аспирант кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

менеджер по развитию бизнеса ООО «Интервим» nadja.kuprik@hotmail.com

В статье раскрывается положения о том, что динамика экономического развития стран ЕАЭС и рост ВВП зависят от инвестиций в инновационные технологии. Выдвинута и обоснована гипотеза, показывающая, что для привлечения инвестиций необходимо применять модель конвергентного брендинга, начиная с первой фазы разработки продуктов, использование которого способствует быстрому внедрению инноваций в разработку технологий, ускорению процесса вывода технологий на рынок, снижению рисков при внедрении технологий и росту их капитализации.

Ключевые слова: конвергентный брендинг, инновационные технологии, форсайт-технологии маркетинга, инвестиции в инновации, национальные технологические кластеры

УДК 331.133.024

Развитие инновационных технологий и процессов стимулирует экономический рост всех стран Евразийского экономического союза, участниками которого являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия. Экономическая стабильность союза обусловлена совместной работой стран над развитием кластеров высокотехнологичных предприятий, совместных НИОКР, формированием перспективных методов их финансирования, формированием развитой архитектуры маркетинга и инструментов повышения инвестиционной привлекательности предприятий, отраслевой инфраструктуры и самих стран [1].

Рыночные реалии таковы, что формирование портфеля высокотехнологичных продуктов страны и формирование стратегии НИОКР должны быть частью маркетинговой стратегии на уровне государства, для разработки которой должны привлекаться передовые ученые и прогрессивные предприниматели страны. Именно взвешенная маркетинговая стратегия поможет правильно распределить инвестиции по отраслям и отдельным проектам.

Почти во всех странах ЕАЭС увеличился ВВП и приток инвестиций от государств-участников. В 2016 году Кыргызстан среди государств-членов Союза стал лидером по темпам роста валового внутреннего продукта (табл.1).

Уровень ВВП влияет на экономический рост, который также обусловлен и инвестициями в инновации. В докладе ОНН, подготовленном под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), был представлен рейтинг стран, вошедших в «Глобальный инновационный индекс 2016» (табл.2).

Таблица 1

ВВП государств-членов ЕАЭС за 2016/2015 гг.*

Показатель Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Россия

ВВП в 2016 г., млрд $ 10,8 (+0,2%) 48,1 (-2,6%) 135 (+1%) 6,6 (+3,7%) 1284 (-0,2%)

ВВП на душу населения, тыс. $/чел. 3,6 5,1 7,6 1,1 8,1

Таблица 2

Рейтинг государств-членов ЕАЭС по уровню глобального инновационного индекса за 2016 г.*

Показатель Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Россия

Рейтинг по глобальному инновационному индексу (место из 128 стран) 60 79 75 103 43

* Составлено автором, на основе обзора данных министерств стран ЕАЭС.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) считает, что: «Инвестиции в инновации являются важным условием повышения темпов экономического роста в долгосрочной перспективе» [2]. Это подтверждается и тем фактом, что государственный доход от реализации инновационных технологий приносит максимальную прибыль в ВВП страны. Например, США ежегодно получает доход 150 млрд долларов от продажи интеллектуальной собственности (для сравнения — «нефтяные доходы» России в 2015 году составили около 90 млрд долларов) [3].

В России в 2015 г. объем внутренних затрат на НИОКР достиг 914,7 млрд руб., что составляет 40,5 млрд долл. По величине этого показателя лидируют США, Китай, Япония, Германия, Республика Корея, Франция, Индия и Великобритания (рис. 1) [4]. Россия занимает 34-е место, а лидирующее место занимают Республика Корея, Израиль, Япония.

Технологическое развитие также зависит от доли внедрения новых, передовых технологий. Например, с 2010 года в стадии роста находится VI-й технологический уклад, ядром которого являются НБИКС-технологии (нано-, био-, инфо-, ког-но-, социо- технологии). Чем выше доля внедрения передовых НБИКС технологий в отраслях страны в базовом секторе производства, тем выше уровень технологического развития отрасли.

Развитие высокотехнологичных инноваций влияет на экономический рост страны. Одним из драйверов экономического роста является потребительский спрос, поэтому формирование спроса на инновационные НБИКС технологии — одна из самых важных и первоочередных задач в VI-м технологическом укладе.

В модели экономического роста, представленной Нобелевским лауреатом 1987 года Робертом Солоу, доказано, что экономическая устойчивость и дальнейший экономический рост достигается за счет технического прогресса, инвестиций и роста населения [5]. Но следует отметить, что инвестиции увеличивают ВВП в краткосрочном периоде. В долгосрочной

5.00 4.00 3.00 2.00 1.00 ООО

¡Оно

; ф Q

5 04

■С о

™ гч (Ч

™ "1 О О ri СЧ 14 гч

5 .с

о.

о ^ &

3 g

я гч

ч ■i

п

г

fA J

я S щ = К X ж > я Я X = X е.

с. X С, — — — X X

J л — >х Я X в Й5 ■ I Е 4J 5, ' — 'J UQ — ; X ъ Si X

< 1 Н "J у — ™ ё X

1 1 г- = L. — и и Р МП

Wi ■с ОС = 1 ■ О гч ■

=: Р =f я

!-

Л X

С- Щ

S^

SS Г* < -

Ч к я

В X Е Ч —

К X ¥ »

перспективе рост ВВП зависит от роста населения и темпов технологического развития [5].

Из вышеизложенного следует, что необходимо разработать процесс отбора, апробации и применения инновационных технологий для поддержания технологического развития предприятия, отрасли с учетом национальных особенностей и преимуществ. Передовые компании имеют свои научно-исследовательские департаменты, которые взаимодействуют с отделом маркетинга предприятий, начиная с этапа подготовки дорожных карт развития продукта, заканчивая выводом продукта на рынок. Но требуется уточнение. Автор рекомендует подключать специалистов по форсайт-маркетингу на самом первом этапе разработки технологии, чтобы организовать параллельную работу ученых и маркетологов. Это позволит своевременно реагировать на рыночные и социальные изменения в обществе, своевременно улавливать изменения в моделях потребительского поведения и оперативно вносить корректировки в план развития продуктов. При разработке продуктов следует вводить технологии по внедрению быстрых и эффективных изменений, по предупреждению и снижению различных типов рисков.

В связи с этим, можно определить новые перспективы развития брендов инновационных технологий на рынке ЕАЭС. Исследование автора показало, что для развития эффективного бренда инновационной технологии целесообразно использовать модель конвергентного брендинга. Конвергентный брендинг автор понимает как процесс по сближению свойств и диверсификации бренда той или иной технологии, с учетом влияния социальных вызовов и региональных особенностей, в результате которых растет предельная отдача капитала бренда. Конвергентный брендинг может использоваться при продвижении социальных технологий, рг-технологий, форсайт технологий маркетинга и технологий организационного развития компании. С точки зрения автора, форсайт-технологии маркетинга — это комплекс маркетинговых инструментов и средств, позволяющих прогнозировать и предвидеть: тренд потребительского спроса, конъюнктуру нового рынка, неспецифические риски, вектор капитализации технологий, их масштабируемость, лицензирование и специфичные инструменты брендинга [6].

Работы по внедрению конвергентного брендинга прежде всего несут важный экономический эффект для инвесторов — скорость капитализации вложенных активов (инвестиций). Чем раньше начинается применение конвергентного брендинга в организации, тем быстрее можно получить доход на инвестиции и существенно снизить риски на этапе разработки брендов. Также целесообразно создавать бренды кластеров инновационных разработок в странах ЕАЭС в соответствии с их промышленной

о _

о

— ^ ^ m 2 Й ifi 5 Ъ

— — — — — — — ^ Я О 5

о

ЦП

® ж ее и я г- [ц! о С О О О О о

о -с

3

И « и И |-ч и

= = и я р. я * 4 4 £ I

Я .JJ 2 S

_ Я = - с = Я Я -- -

S S-iS? Б Si £s S S

> S fM I

— " _ ^

.. . 2 т ? - 5 з g сс ■? t я u &S

> ■ t*. о 2 5 , ■ £ 14 ■ « сч С: ■ 3 rt

о — х чг гч гч — Q-. Ч

гч гч гч « ГЧ

ш "

1 РП

° t №

В |

Ё с

£.9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V 3

я 9 ч а? И Я — —

■ и¿¿-их* J.

f*i ос ^ гч m м ')

Рис. 1. Внутренние затраты на НИОКР в % к ВВП: 2015 г. [4]

специализацией, привлекая к работе ученых и предпринимателей из государств — участников Союза. Консолидация научно-исследовательских центров в национальных технологических кластерах может создавать синергетический эффект в ходе формирования инвестиционной привлекательности брендов инновационных технологий, что будет способствовать эффективной динамике ВВП ЕАЭС.

Совместная работа стран ЕАЭС по усилению брендов инновационных технологий позволит сформировать инвестиционные потоки между странами, их привлекательность, масштабируемость, снизить зависимость стран от санкций и кри-

зисов, и, как следствие, сформировать стабильный рост ВВП и экономическое развитие.

Применение конвергентного брендинга для инновационных технологий существенно повысит качество научно-исследовательских работ, увеличит скорость разработки технологий, сократит время на внедрение изменений и ускорит процесс вывода технологии на рынок. Это повысит и привлекательность региональных научных кластеров, благодаря синергетическому эффекту от количества создаваемых и внедренных технологий, что обеспечит существенный рост ВВП и достижение стабильных показателей экономического развития в странах ЕАЭС.

Литература

1. Форсайт технологии маркетинга: Маркетинг взаимодействия. Системно-рефлексивный маркетинг. Бенчмаркинг. Управление компетентностью. Измерение и оценка ценности: Монография / Г.Л. Багиев, А.А. Длигач, Ю.Н. Соловьева; под науч. ред. Г.Л. Багиева. — СПб.: Астерион, 2016 — 400 с.

2. Центр новостей ООН. «Глобальный инновационный индекс 2016» — доклад Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=26425#.Wd_WpGiCzIU

3. Инжиниринговый химико-технологический центр. Сколько тратят на НИОКР государство и бизнес. http://ect-center.com/ blog/rashodi-niokr

4. Затраты на науку в России и ведущих странах мира. https://issek.hse.ru/data/2016/09/20/1123278216/NTI_N_19_20092016.pdf

5. Полянин А.В. Видово-факторная сущность экономического роста региона // Региональная экономика: теория и практика. — 2011 — (25) 208.

6. Куприк Н.И. Концепция форсайт-маркетинга вывода радикальных технологий на Евразийский рынок. Маркетинговая архитектура и эффективность евразийской экономики: колл. монография / Под науч. ред. Г.Л. Багиева, И.А. Максимцева. — СПб.: Изд-во СПб ГЭУ, 2017. — 463 с.

ПОТРЕБНОСТИ КАК ЦЕЛЬ И ИСТОЧНИК ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Е.В. Азимина,

профессор кафедры экономики и управления качеством Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

кандидат экономических наук azimina.e@unecon.ru

В статье автором предложена классификация потребностей с точки зрения воздействия на экономику субъекта хозяйствования, форм и способов их удовлетворения. Обоснован вывод о том, что с ростом благосостояния общества и формирования дискреционного дохода у потребителя, его поведение трансформируется в «рафинированный» тип потребления, уточнены экономические характеристики данного типа. Приведена аргументация, что при доминировании «рафинированного» типа потребления главным источником роста и эффективности субъекта хозяйствования является его инновационность.

Ключевые слова: удовлетворение потребностей, типы потребления, инновационная ценность, эффективность предприятия

УДК 65.011 ББК 65.050

Анализ макроэкономических трендов, характеризующих развитие современной экономики, позволил определить следующие наиболее значимые из них факторы: инновационный характер роста экономики; увеличивающийся дисбаланс в финансовой сфере, ограничивающий возможности финансирования реального сектора экономики, переход процессов глобализации с экстенсивного на интенсивный путь развития. Такая комбинация ставит перед Россией особенно сложную задачу: интенсификация перехода на инновационный путь развития, основанный на цифровизации экономики в условиях жестких бюджетных ограничений и относительной дороговизны финансовых ресурсов, обусловленной невысоким уровнем цен на углероды и санкционным режимом [1].

Не поддается сомнению, что весь хозяйственный механизм, экономическая активность человека нацелены на удовлетворение определенных потребностей. Именно потребности лежат в основе любой деятельности, в том числе и инновационной, являясь тем двигателем, который запускает механизм поиска и создания новых форм (материальных и нематериальных) их удовлетворения — продуктов, работ и услуг, становясь по существу катализатором инновационного процесса.

Человек является субъектом и процесса потребления и процесса производства. Все многообразие связей между категориями «потребление» и «производство» можно свести к трем основным формам:

1. Производственный процесс создает продукт, который представляет собой вещную форму (предметы, информацию, услуги) для удовлетворения потребностей в процессе потребления. При этом, как уже было сказано выше, первопричиной организации производства является желание удовлетворить конкретную потребность через выпуск соответствующего продукта. Очевидно, что любые изменения в составе и структуре потребностей требуют от производственной системы адекватных изменений в составе и структуре выпускаемой продукции (продуктов, работ и услуг), в их технологии изготовления, доставки и реализации, в управлении этими процессами.

2. Люди, как ключевой фактор производства, принимают участие в хозяйственной деятельности для удовлетворения своих потребностей. Вознаграждение, которое они получают за свой вклад в хозяйственную деятельность (заработная плата и приравненные к ней выплаты за понесенные человеком затраты труда, инвестиционный доход в виде дивидендов или процентов, прибыли от прироста стоимости активов при их продаже и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.