Научная статья на тему 'К вопросу использования ГЛОНАСС в системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб'

К вопросу использования ГЛОНАСС в системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
450
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РСЧС / навигационная аппаратура / оснащение / поиск / Спасение / подсистемы / приемник / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / Uniform state system of the prevention and liquidation of emergency situations / navigating equipment / Search / Rescue / subsystems / the receiver / Vehicles

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Нехорошев Сергей Николаевич, Романов Александр Семенович, Иваненко Андрей Олегович

Рассматриваются основные направления по использованию аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС для экстренных оперативных служб МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Нехорошев Сергей Николаевич, Романов Александр Семенович, Иваненко Андрей Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic directions on application of equipment of satellite navigation GLONASS for emergency field services of the Ministry of Emergency Measures of Russia are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу использования ГЛОНАСС в системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб»

Технологии гражданской безопасности, том 7, 2010, № 1-2 (23-24)

/55

УДК 002 2:614.84:35

К вопросу использования ГПОнАСС в системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб

С. Н. Нехорошев, А. С. Романов, А. О. Иваненко Аннотация

Рассматриваются основные направления по использованию аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС для экстренных оперативных служб МЧС России.

Ключевые слова: РСЧС, навигационная аппаратура, оснащение, поиск, спасение, подсистемы, приемник, транспортные средства.

To a Question of Application GLONASS in System of Maintenance of a Call of Field Services

S. Nehoroshev, A. Romanov, A. Ivanenko

Abstract

The basic directions on application of equipment of satellite navigation GLONASS for emergency field services of the Ministry of Emergency Measures of Russia are considered.

Key words: Uniform state system of the prevention and liquidation of emergency situations, navigating equipment, equipment, search, rescue, subsystems, the receiver, vehicles.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 июня 2005 г. с января 2006 г. все вновь вводимые в эксплуатацию транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, включая самолеты, суда, наземный транспорт, геодезическое оборудование и космические аппараты, должны в обязательном порядке оснащаться аппаратурой спутниковой навигации отечественной ГЛОНАСС или комбинированными приемниками ГЛОНАСС/ GPS. Эти меры призваны защитить отечественный рынок пользовательской аппаратуры глобальной спутниковой навигации. С другой стороны, эти системы в первую очередь направлены на решение задач национальной безопасности.

Средства навигационной аппаратуры пользователей (НАП) являются основой функционирующих подсистем РСЧС и ГО при решении задач в чрезвычайных ситуациях. Эти средства могут быть использованы непосредственно должностными лицами органов управления МЧС России, и в первую очередь — лицами оперативных органов управления при решении наиболее сложных задач организации поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других неотложных работ (интерактивный режим использования НАП ГЛОНАСС). Максимальный эффект использования НАП ГЛОНАСС может быть достигнут

с привлечением специально спроектированных систем

мониторинга подвижных объектов.

К деятельности МЧС России в широком диапазоне

решаемых задач относятся:

— навигационное обеспечение оперативных служб МЧС России;

— управление движением воздушного, морского, речного и наземного транспорта (как пассажирского, так и грузового);

— посадка самолетов и вертолетов «малой» авиации на необорудованные взлетно-посадочные полосы и площадки;

— самолето- и судовождение в сложных метео- и географических условиях;

— контроль движения спецтранспорта (контейнерные перевозки ценных и опасных грузов и т. д.);

— маневрирование железнодорожного транспорта на крупных железнодорожных узлах и слежение за состоянием железнодорожного полотна;

— мониторинг строительства автомагистралей, мостов и иных инженерных сооружений;

— монтаж оборудования на высотных сооружениях;

— проведение геодезических и картографических работ;

См! Securitiy Technology, Vol. 7, 2010, N0. 1-2 (23-24)

— геодинамический мониторинг (контроль движения тектонических плит для предсказания землетрясений, контроль схода лавин, селей, возникновения цунами);

— проведение поисковых и спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций (ЧС);

— навигационное обеспечение туристических групп и групп спасателей.

К числу подвижных пользователей (объектов) МЧС России ГЛОНАСС относятся:

— транспортные средства оперативных групп;

— транспортные средства частей центрального подчинения;

— транспортные средства оперативных групп региональных центров;

— транспортные средства оперативных групп ГУ МЧС России по субъектам РФ.

Перечень технических средств и систем, образцов вооружения, военной и специальной техники, а также транспортных средств МЧС России, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, этапность и порядок их оснащения определены Приказом МЧС России от 26.09.2008 г. № 576.

Подвижные объекты МЧС России могут находиться как на территории РФ, так и за ее рубежами, поэтому эффективность их работы зависит от полноты развертывания ГЛОНАСС.

Особая значимость использования ГЛОНАСС в сфере деятельности МЧС России и в целом РСЧС вытекает из того факта, что органы управления и силы МЧС (РСЧС) во многих случаях вынуждены действовать в обстановке, когда многие элементы инфраструктуры и привычные ориентиры местности уничтожены или деформированы, следовательно, позиционирование по сигналам ГЛОНАСС становится единственно возможным для правильной организации аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В настоящее время в МЧС России функционируют следующие информационно-навигационные системы (ИНС) с использованием ГЛОНАСС/GPS:

— система контроля за колоннами с гуманитарными грузами в интересах Национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС);

— ИНС «опытной зоны» ГУ МЧС России по Ленинградской области, развернутой для показа НЦУКС (объединена с системой НЦУКС);

— ИНС «опытных зон» пожарных гарнизонов гг. Тулы и Твери.

При дальнейшем развертывании ИНС в МЧС России рекомендуется использование этих систем для решения следующих задач:

— на федеральном (НЦУКС) и межрегиональном (МРЦУКС) уровнях — для контроля за колоннами с гуманитарными грузами и силами постоянной готовности (оперативными группами) региональных центров, соединений, воинских частей войск ГО и частей центрального подчинения;

— на региональном уровне (ЕДДС-01) — для контроля за автомобилями пожарно-спасательных сил в пожарных гарнизонах и обеспечения связи с ними. Для работы ИНС федерального и межрегионального

уровней предлагается использовать систему, разрабо-

танную ФГУП «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения».

Данная система работает путем посылки координат, принятых приемником ГЛОНАСС^?8 подвижного объекта с помощью SMS-сообщений, по сети оператора сотовой связи «Мегафон» в аппаратно-программный комплекс, установленный в НЦУКС. Зона покрытия системы соответствует зоне покрытия сети «Мегафон» (ЮФО, ЦФО, остальные федеральные округа города и федеральные трассы). Количество объектов в ИНС добавляется путем установки оконечных устройств на подвижных средствах.

Аналогичные аппаратно-программные комплексы предлагается установить на межрегиональных ЦУКС после их развертывания.

Для работы ИНС регионального уровня предлагается использовать аппаратно-программный комплекс «Курс», принятый на снабжение в МВД России и прошедший опытную эксплуатацию в МЧС России (пожарные гарнизоны гг. Сочи, Твери и Тулы).

Данная система работает путем посылки координат, принимаемых приемником ГЛОНАСС/GPS, подвижного объекта по радиосети в единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС); при этом сохраняется возможность радиосвязи с подвижным объектом. Зона покрытия ИНС определяется зоной покрытия УКВ-радиосвязи пожарного гарнизона. При этом ИНС, построенная по данному принципу, имеет следующие существенные достоинства:

— сохраняется действующая система связи (не требуется организации дополнительных радиосетей);

— не требуется оплаты за услуги связи;

— не требуется дополнительный персонал для ее эксплуатации (в состав ЕДДС-01 входит оператор радиосвязи). Создание указанных ИНС предлагается осуществлять:

— федеральной и межрегиональным — за счет средств, выделяемых Управлению защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ на закупку средств связи в 2009—2011 годах;

— региональным — в рамках ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах» и ФЦП «Пожарная безопасность Российской Федерации на период до 2012 года».

литература

1. ГЛОНАСС: принципы построения и функционирования. Под ред. А. И. Перова, В. Н. Харисова, 3-е изд., перераб., М.: Радиотехника, 2005. С. 688.

2. Программа развития системы спутниковой связи МЧС России на период до 20015 года: отчет о НИР п. 1.1.7.1 ЕТП НИОКР МЧС России на 2008-2010 годы.

Сведения об авторах

нехорошев Сергей николаевич, к.т. н., с.н.с., ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

романов Александр Семенович, ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), заместитель начальника научно-исследовательского центра.

иваненко андрей Олегович, ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), начальник научно-исследовательского направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.